Рубрики
Популярное

Косвенное выражение гнева: Выражение гнева — лекция сотрудников наркологического центра | «Нарко Центр»

Выражение гнева — лекция сотрудников наркологического центра | «Нарко Центр»

Гнев — это сильное чувство, испытываемое человеком. Особенностью отечественной культуры является негативный окрас данной эмоции. Вместе с тем, гнев — нормальное чувство, которое в праве переживать каждый человек. Что же представляет собой гнев? Это чувство сильной неудовлетворенности, которое вызывает конкретный человек, предмет либо ситуация.

Зависимость оказывает заметное влияние на восприятие человеком действительности, делая его эмоциональным. Такой человек быстро вспыхивает, отдавая себя во власть негативных эмоций, таких как гнев, ярость, бешенство, неудовлетворенность и т. д. Это значит, что больного, страдающего наркозависимостью, вспышки гнева охватывают гораздо чаще. Вместе с тем, не стоит думать, что прекращение употребления автоматически означает стабилизацию психики. Требуется огромная психологическая работа для того, чтобы научиться контролировать свои чувства и эмоции, в том числе гнев.

Не стоит думать, что гнев — ненормальное чувство, которое не способен почувствовать здоровый человек. Каждый из нас в той или иной ситуации ощущает неудовлетворенность.

Существуют четыре способа, посредством которых люди обычно выражают гнев, а именно:

  1. прямое выражение гнева. Оно может носить вербальный либо невербальный характер. Прямое выражение подразумевает заявление о своих чувствах и эмоциях, тем самым давая выход негативу;
  2. косвенное выражение гнева, когда негативные эмоции вымещаются на предмете либо человеке, который кажется неопасным. Часто имеет место вымещение злости на тех, кто «подвернулся» под руку, на тех, кто физически либо морально слабее;
  3. сдерживание гнева. Человек, который не дает воли своим эмоциям, будто «загоняет» его внутрь. Этот вариант также является весьма распространенным, вызывая депрессии, усиливая стрессовое состояние и провоцируя соматические заболевания;
  4. задерживание негативной эмоции еще до того, как она наступает, что лишает ее возможности развиваться и набирать силу. Это сопровождается выяснением причины гнева и скорейшим ее устранением.

Первые три способа выражения гнева являются деструктивными или неконструктивными, поскольку не позволяют устранить причину, вызвавшую столь сильную неудовлетворенность. Они не приводят ни к чему, кроме ссор или болезней.

Зрелый человек должен научиться выражать свой гнев конструктивно, направляя энергию на устранение причины, которая вызывает неудовлетворенность. Только таким образом можно избавиться от проблемы, а не законсервировать, либо углубить ее.

Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать, что именно вызывает недовольство конкретным человеком, предметом либо ситуацией. Для этого потребуется тщательный самоанализ и предельная искренность, ведь часто наше подсознание преувеличивает размеры проблемы, чтобы дать «добро» на употребление вещества, срыв и дальнейшее употребление.

Никогда нельзя замалчивать причины собственной неудовлетворенности, а стараться по мере сил решать их вербально. Для этого совершенно не обязательно предъявлять претензии. Достаточно в корректной форме уведомить человека о неприятных чувствах, переживаемых по тому или иному поводу. В этом случае вероятность положительного разрешения конфликтной ситуации более высока.

Не накапливайте негатив в себе! Любая проблема имеет решение! Это позволит вам избавить себя от ситуаций, вызывающих гневные чувства.

Автор лекции

Поделиться:

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

1 направление.       Обучение агрессивных детей способам выражения гнева

в приемлемой форме.


         Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

         Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

           Поведение агрессивных детей является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом. Существует четыре способа поведения в ситуации, когда человек испытывает гнев:

1) Прямое (вербальное — невербальное) заявление о своих чувствах, при этом дается выход отрицательным эмоциям.

2) Косвенное выражение: гнев вымещается на человеке или предмете, который представляется разгневанному ребёнку неопасным. Не отреагировав сразу, ребёнок рано или поздно чувствует необходимость выплеснуть гнев.

3) Сдерживание гнева. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. по наблюдению учёных, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

4) Предотвращение негативных эмоций. Человек пытается выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок. Но такой способ выражения гнева детям с ЗПР не свойственен, так как самостоятельно анализировать ситуацию они ещё не в состоянии. При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева можно учить детей: прямо заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов, переносить гнев в косвенногй форме с помощью игровых приёмов, преносить гнев на неопасные объекты.

Для работы с агрессивными в арсенале педагога-психолога должны быть разнообразные методы работы:

Поиграть в игры: «ОБЗЫВАЛКИ», «МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКОВ», «ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА», «СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКОВ», «СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ».

Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

2 направление.       Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

1. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно пользоваться разрезными шаблонами, этюдами М. И. Чистяковой (1990) (Материалы имеются на сайте в разделе «Статьи, выступления»), упражнениями и играми, разработанными Н.Л.Кряжевой (1997) (Материалы имеются на сайте в разделе «Игры и упражнения»), а также большими таблицами и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний и презентации «Эмоции» (см. в разделе «Презентации»)

В классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.

2. Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки.

3. Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование.

Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Koгдa я сержусь», «Koгдa я радуюсь», «Koгдa я счастлив» и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

4. Необходимо научить ребенка понимать себя, и прежде всего -ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Cepдцe колотится, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т. д.

      Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Педагог может использовать и другие формы и методы:

  • проводить беседы с ребенком
  • рисовать
  • играть

Игра «КАМУШЕК В БОТИНКЕ»


   В    эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Игра проходит в два этапа.

1 этап       (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий спрашивает: «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями».
      Далее воспитатель спрашивает детей: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, — вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.       Воспитатель говорит детям: «Koгдa мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

      Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

      Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушков ботинке».

      Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от «камушка».

      Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это «что-то» не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, «выпустить пар», то можно спокойно приступать к занятиям. (Игры к занятиям с учащимися можно найти в разделе «Игры и упражнения» на сайте)

3 направление.       Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

 Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать Состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

      Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.

      Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например:

      «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чув-ствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

      Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, В таком случае гораздо полезно сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «Я», а не «TЫ». Например, вместо «Tы почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

      Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.


4 направление.  Отработка навыков общения.



Дети иногда
проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагога-психолога — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребёнку расширить свой поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определённые события.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Можно разыграть с детьми любую жизненную ситуацию. По окончании игры дети обсуждают , насколько эффективными были те или иные способы выхода героев из конфликтных ситуаций.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

  12.                                                                               Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

1 ЭТАП — подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.

На первых порах ребенок может стать более агрессивным (и пре родителей надо предупреждать об этом), но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Двa барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Дa и HeT», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг». (Игры вразделе «Игры и упражнения»)
2 ЭТАП — включение агрессивных детей в игры с неагрессивными детьми. Педагог должен находиться рядом и в случае необходимости помочь разрешить конфликтную ситуацию.
3 ЭТАП — Совместное принятие решения о том, как лучше выйти из создавшегося положения. ИГРЫ «ГОЛОВОМЯЧ», «Камешек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки».

ОПИСАНИЕ ИГР МОЖНО БУДЕТ НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»

>

>

Понимание косвенного гнева — Новости

Прошли те времена, когда мы женились на соседке, имели четкие гендерные роли, несколько детей и предсказуемый план на будущее.



Самине И Шахим

Опубликовано: сб, 20 окт. 2012 г., 8:58

Последнее обновление: вт, 7 апр. 2015 г., 14:29

Сегодня наш мир становится все меньше, у нас появляется больше выбора, мы сталкиваемся с множеством различных систем ценностей и могут изо всех сил пытаться понять иногда двусмысленные и сложные принципы отношений, что приводит к морю недоразумений. Определенная доля конфликта, конечно, необходима, так как эти обсуждения, аргументы и дебаты приводят к тому, что два человека становятся ближе и лучше понимают друг друга.

Однако что происходит, когда эти трудности выходят за рамки здоровых сфер личного общения? К сожалению, эта эскалация дисфункциональных отношений может принимать различные формы, такие как физическое или словесное оскорбление, пренебрежение и различные формы принуждения и манипуляции. Излишне говорить, что последствия оскорбительных отношений многочисленны, включая снижение самооценки и уверенности в себе, физические травмы, психологические расстройства, такие как тревога, панические атаки или депрессия, жизнь в постоянном страхе, замешательстве, неуверенности в себе и неспособности управлять повседневной деятельностью и социальными обязательствами.

Гораздо более изощренная форма жестокого обращения, но столь же опасная и разрушительная для здоровья, возникает в результате расстройства, называемого пассивно-агрессивным типом личности. Здесь пассивно-агрессивный человек не любит конфронтации и будет справляться с напряжением и конфликтом хитрым, бесполезным и косвенным образом, не обращаясь к проблеме и не сообщая о своих чувствах своему партнеру.

Как объясняет д-р Холл-Флавин, пассивно-агрессивные люди соглашаются с просьбами других и даже могут проявлять энтузиазм. Но они не выполняют запрошенное действие вовремя или с пользой, а могут даже работать против него. Поэтому они используют невербальное поведение, чтобы выразить гнев или негодование, которые они не могут выразить вербально, заставляя окружающих чувствовать себя сбитыми с толку, злыми, разочарованными и потерянными.

Типичным сценарием, демонстрирующим пассивно-агрессивный тип личности, может быть, например, муж, который должен прийти домой в 18:00, чтобы отвести жену на недавний курс, на который она записалась. Он не появляется до 8 часов вечера, и с ним невозможно связаться по телефону. По прибытии он объясняет, что его машина сломалась, не смог получить помощь и по ошибке оставил телефон в офисе. Все эти отговорки кажутся вполне разумными и такая ситуация могла случиться с каждым из нас, не так ли? Есть только одна проблема; настоящая причина опоздания партнера не из-за поломки машины, а из-за того, что ему не нравится, что его жена посещает курс, поэтому он решает ситуацию косвенным образом, прерывая ее шансы на рост, но все же пытаясь сэкономить. его образ понимающего мужа. Когда его неоднократно спрашивали, сделал ли он это нарочно, он отрицал это до последнего вздоха.

Причины до сих пор неизвестны, однако мы знаем, что, вероятно, виновата комбинация генетических факторов и факторов окружающей среды. DSM IV (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) описывает некоторые симптомы пассивно-агрессивной личности, в том числе:

  • Прокрастинация и откладывание дел
  • Говорить, что они «забыли» делать то, о чем просят другие
  • Упрямство , негибкие и эгоистичные
  • Догматичные и осуждающие других, однако они думают, что не могут сделать ничего плохого
  • Неприязнь к ответственным лицам или плохое отношение к власти
  • Частое нытье или жалобы, но никогда напрямую человеку
  • Плохая или медленная работа с намерением разочаровать других
  • Считать, что их следует ценить и признавать гораздо больше
  • Обвинение других в проблемах вместо того, чтобы брать на себя ответственность
  • Быть раздражительным и возбужденным
  • Общаться расплывчато
  • Невероятно обороняется при малейшей критике
  • Экономить на правде
  • Не любить идеи других людей, даже если они полезны чувствительны и им не хватает понимания или самосознания, поэтому они редко признаются в наличии проблемы. Принуждение их к помощи только увековечит их ложные представления о том, что другие ненавидят их, хотят подставить их на неудачу или что они просто завидуют.

    Обычно происходит так, что после многих лет разочарования и боли люди, страдающие пассивно-агрессивным расстройством личности, оказываются брошенными друзьями и близкими, у которых просто больше нет терпимости к их невыполненным обещаниям, водопаду любви и внимания после серьезного спора и отрицания правонарушений или закулисных и лживых действий. Именно в это время, к сожалению, часто слишком поздно, пострадавший обращается за помощью.

    Здесь нужно очень внимательно рассмотреть то, что симптомы не следует лечить изначально, вместо этого необходимо обнаружить и понять источник гнева, который движет человеком. Восстановление возможно только тогда, когда основные причины были полностью исследованы и признаны.


    Самине И Шахим — автор, доцент психологии, в настоящее время читает лекции в Дубае, а также консультант по межкультурным вопросам в Институте человеческих отношений. Она выступала в многочисленных радиопрограммах и конференциях, училась и работала в разных частях мира, включая Соединенные Штаты Америки, Великобританию, Нидерланды и ОАЭ. Пожалуйста, направьте свои мысли на [email protected]