Гарем Османских султанов — целая культура, а не место праздности и разврата
- Культура
4 сент. 2020
Если рассматривать гарем с позиции сегодняшнего времени, то он кажется местом лишения женщин свободы и голоса, однако с учетом того времени, он был местом безопасности и возможностью возвыситься до уровня членов семьи османской династии
Как часто на наши представления и суждения влияют стереотипы и предвзятости, сформированные благодаря собственным неправильным оценкам, а во многом продиктованные и общественным мнением, которое, как нам кажется, всегда знает лучше. И, как сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой: «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины».
К такому подобию истины можно отнести представление человека западной цивилизации об османском гареме, которое весьма далеко от правды.
Подобный ориентализм в целом распространяется на всю восточную культуру, но гарем — это отдельная душетрепещущая тема, которая на протяжении веков обрастала домыслами и фантазиями послов и путешественников, которым якобы удалось побывать в самом сакральном месте османского дворца. Однако стоит упомянуть, что вход в гарем был закрыт не только для иностранных чужеземцев, но и для любых других служителей дворца мужского пола, кроме, конечно же, султана и гаремных евнухов. Поэтому становится очевиден «факт достоверности» всех этих рассказов об обители прекрасных султанских наложниц.
Откуда ноги растут, или где родились домыслы
Суть западного подхода к пониманию, восприятию, а, главное, интерпретации Востока очень доходчиво изложил в своей книге «Ориентализм» Эдвард Вади Саид — американский литературный критик палестинского происхождения. Новаторская книга Эдварда Саида еще в 1978 году описала термин ориентализма и доминирующую европейскую политическую идеологию, которая и создала представление о Востоке. По мнению автора, ориентализм — это европейская идея Востока, основанная на установках западного сознания.
Ориентализм, по мнению Эдварда Саида, воплощает концепцию различия между Востоком и Западом именно для того, чтобы «Запад» мог контролировать и утверждать взгляды на «Восток». По мнению Саида, эта взаимосвязь силы и знаний позволила «Западу» обобщать и искажать Северную Африку, Ближний Восток и Азию.
Чтобы понять концепцию ориентализма, важно понять, что же олицетворял Восток для человека Западного. Женщины в чадрах, волшебные лампы, торговцы ковров и пряностей, гаремы, переполненные восточными гуриями, заклинатели змей — все эти образы вызывают в воображении представление о Востоке. Однако, являются ли эти представления, и во многом фантазии истинным Востоком?
Ярким примером европейской идеи Востока могут служить полотна известного итальянского художника-ориенталиста Джулио Розати, который в своих работах активно изображал экзотику и колорит восточных культур. Его картины «Выбор фаворитки» и «Танец гарема» отображают интерпретацию и иллюзию художника, который при создании картин опирался на рассказы путешественников и найденные им в Риме предметы с Востока, однако сам он никогда не бывал в странах так называемого Магриба.
Кадр из нашумевшего турецкого сериала «Великолепный век», который сыграл не последнее место в формировании образа гарема / Фото:
Others
Что же такое гарем
Существует множество мифов об османском гареме, которые в том числе зародились благодаря ориенталистическому подходу, а также вследствие фантазийных рассказов и легенд западных путешественников и послов, которые по незнанию, или же намеренно опошляли представление о султанском серале. Сложно даже представить, чтобы эти рассказчики могли видеть гарем, в который не могли заходить даже высшие государственные чиновники империи. Однако, при всем при этом европейцами было записано и рассказано о гареме очень много информации, во многом ошибочной.
Чтобы понять, что же собой представлял гарем, и в чем был его смысл, для начала стоит обратиться к происхождению значения слова.
Слово «гарем» происходит от арабского слова «харам», что в переводе на русский означает «запрещенный» и «тайный». Та часть, куда могли войти супруги и члены семьи, называлась гаремом, и это понятие применимо не только для дворца, но и для обычного дома. По сути гарем представлял собой женскую половину дома, где женщины вели повседневный образ жизни, не пересекаясь при этом с чужими мужчинами — исключением были лишь близкие родственники.
Вопреки расхожему мнению гаремы существовали не только у восточных мусульман, но и в разных культурах в разные периоды времени. Гарем — это понятие универсальное, которое было в наличие, в виде закрытых от внешнего доступа частей дворца в таких странах как Китай, Индия, древний Иран, Византия и даже в ренессансной Италии. Там обитали наложницы и женщины высшего сословия, жившие вдали от чужих взоров.
Гарем султанов Османской Империи — Харем-и Хюмаюн представлял собой образовательный центр и дом, где жил султан со своей семьей. И очень важно понимать, что в османском гареме не было место праздности и разврату, как могло привидеться европейским рассказчикам.
Дворец османов Топкапы разделялся на три части: Бирун, Эндерун и Гарем. В Бируне располагались различные административные и государственные службы. В Эндеруне проживал сам султан, размещались различные хозяйственные службы, а также располагалась школа, в которой растили мужчин управленцев. Гарем был третьей частью дворца, где проживала прекрасная половина султанского семейства вместе с подрастающими детьми: жены, фаворитки, наложницы, а также находилась школа, в которой обучали женщин-управленцев. Харем-и Хюмаюн включал в себя как Гарем, так и Эндерун.
Иерархия османского гарема
В Османском дворце гарем был чем-то вроде института благородных девиц со сложной иерархической системой, во главе которой стояла мать султана — Валиде, а в управлении ей помогали главный гаремный евнух и хазнедар — глава казначейства.
Каждая женщина в гареме имела определенное звание и статус, который строго определял ее права и обязанности. На основании статуса жительницы гарема определялся и размер ее жалования, количество занимаемых покоев, а также число служанок и право на должность.
Самой низкой ступенькой в иерархии гарема были джарийе — рабыни, наложницы, которые получали минимальное жалование. В их обязанности входила уборка помещений и прислуживание тем, кто находился выше статусом. Собственно все, кто попадал в гарем, в самом начале своего пути носили статус джарийе.
Попав в султанский гарем, под чутким руководством калфы и уста девушек долгое время обучали в гаремной школе. Им преподавали основы ислама, правила чтения Корана, османскую грамоту, тюркскую культуру, этикет, рукоделие, танцы и музицирование. Наложница, преуспевающая в преподаваемых дисциплинах, которая могла грамотно поддержать беседу и суметь себя преподнести, допускалась к султану, а также могла подняться по вертикали иерархии до той же калфы или уста.
Все женщины, проживающие в гареме, находились на полном обеспечении и имели жалование согласно статусу, а также свободное время, которое они могли тратить по своему усмотрению / Фото:
Others
Та девушка, которая смогла осчастливить султана своим обществом и понравиться падишаху после проведенной ночи с ним, переходила в статус фавориток — гёзде, и избавлялась от ежедневных обязанностей, связанных с бытовыми хлопотами.
Если фаворитка беременела, она переводилась из гёзде в статус икбал. Родившая султану дочь икбал переходила в статус кадын — супруги султана, которая входила в правящую династию. Та счастливица, которая рожала султану сына, становилась султаншей — госпожой, титул которой считался одним из высших, присваиваемых женщине в Османской Империи.
Однако был в истории османов прецедент, когда в 1521 году султан Сулейман специально для своей законной жены Хюррем-султан ввел отдельный титул — хасеки. Хасеки был вторым титулом по важности после валиде и по положению выше, чем занимали дочери и сестры султана.
Кстати, именно Хюррем-султан убедила своего возлюбленного падишаха перенести гарем из старого дворца, который ранее располагался на месте современного Стамбульского университета, во дворец Топкапы. Влюбленная султанша мечтала быть ближе к своему падишаху, поэтому Сулейман Великолепный приказал Мимару Синану построить гаремную часть дворца Топкапы.
Та султанша, чей сын восходил на престол, становилась валиде. Валиде — титул матери правящего султана и самый высокий титул женщины в Османской Империи.
Мифы о жестоком обращении и несчастном положении
Все женщины, проживающие в гареме, находились на полном обеспечении и имели жалование согласно статусу, а также свободное время, которое они могли тратить по своему усмотрению.
Если в течение 9 лет наложницы не имели близких отношений с султаном, то их освобождали от рабства, наделив при этом неплохим приданым: домом и регулярными выплатами из казны до конца жизни. Их выдавали замуж. И конечно же, таких невероятно образованных и традиционно воспитанных девушек мечтали взять в супруги многие государственные служащие империи. Это было высшей милостью султана и началом продвижения по карьерной лестнице на государственных должностях.
Уровень грамотности наложниц был очень высок, и некоторые девушки были образованнее даже немногих шехзаде. Некоторые женщины по истечению срока пребывания в гареме могли остаться там на службе по собственному желанию.
Прекрасным примером образованности гаремных обитательниц могут служить письма Хюррем-султан к султану Сулейману, недавно обнародованные президентским архивом. Султанша настолько смогла выучить язык, что стала писать на нем стихи. Архивисты считают ее любовные послания супругу одним из лучших образцов турецкой поэзии и прозы, существовавших при османском дворе.
Ко всему прочему, женщины были красивыми и здоровыми, их, как-никак, отбирали специально для султана. За их здоровьем тщательно следили, делая для этого все необходимое.
Безусловно, чтобы поддерживать иерархию и порядок, во дворце поддерживалась строжайшая дисциплина, за которой следили гаремные евнухи, и кроме них и султана, ни один мужчина не мог переступить порог гарема. Ссоры девушек, сплетни, интриги и кражи, даже если это был легкий умысел, были непростительны и карались.
Вопреки всем западным страшилкам наложниц не сбрасывали в кожаных мешках в холодные воды Босфора за совершенные провинности, а наказывали, заперев в комнате. Но самым страшным наказанием было изгнание из гарема — оплота безопасности, стабильности и надежности.
Весь порядок в гареме регламентировался согласно законам ислама. Находиться в полуобнаженном виде перед султаном и другими наложницами, как это показано на многих репродукциях зарубежных художников, просто недопустимо.
Когда султан находился в гареме, наложницы не имели права там свободно перемещаться. Девушки уходили в свои комнаты, но если султан хотел кого-то из них видеть, они могли предстать перед ним. Власти, ответственные за порядок в серале, применяли строгие правила, чтобы султаны и наложницы не встречались в гареме. Когда султан входил в гарем, он надевал сабо, издававшее звук, дабы наложницы понимали, что султан находится в гареме, и вели себя более осторожно и соответственно протоколу.
Долгое время надписи на стенах султанского гарема представлялись стихами, посвященными султанами своим наложницам, однако фактически арабская вязь, украшающая стены гарема, являются хадисами и сурами из Корана, которые напоминали не только обитательницам гарема, но и самому султану о том, что он должен быть скромным и знать свои пределы.
Гарем в кинематографе
Не последнее место в формировании образа гарема по всему миру сыграл нашумевший сериал «Великолепный век». Историческая сага попыталась приоткрыть завесу тайны самой закрытой части дворца и показать нам во всех красках страсти, бушевавшие в гареме во времена правления султана Сулеймана. Безусловно, у такого громкого проекта были не только поклонники, но и недоброжелатели, которые требовали если не закрыть сериал, то хотя бы не перевирать некоторые исторические факты. «Великолепный век», в свою очередь, является произведением художественным, поэтому создатели сериала имели все права на отступление, а также некоторые дополнения в сценарии в угоду рейтингов и удержания зрителей. В целом, сериал имел больше положительного влияния и показал нам вдохновляющую картину любви султана к простой славянской рабыне, а также гаремный уклад дворца и жизнь в эпоху завоевательных походов.
Разумеется, если рассматривать гарем с позиции сегодняшнего времени, то он кажется местом лишения женщин свободы и голоса, однако с учетом того времени, он был местом безопасности и возможностью возвыситься до уровня членов семьи османской династии.
- Гарем
- Османская империя
- Топкапы
- Наложницы
- султан
Журналист, блогер
Новости по теме
Некрасовцы – османское казачество
История казаков-некрасовцев — пример преданной дружбы с Османами и в то же время преданной любви к России
Свыше 300 объектов османского наследия в 18 странах мира переданы церквям
Объекты исламского наследия переданы на нужды церквей, в частности, в Венгрии, Болгарии и Греции
Греция мусульманская: новые люди, старые проблемы
Греция – одна из немногих христианских стран Европы, в которой существуют параллельно две плохо пересекающиеся мусульманские общины. Это новые мигранты из Азии и Африки, а также коренные мусульмане, история которых берет начало в османском прошлом
Украина и Турция: общая история в забытых документах
Турция и Украина договорились о создании исторической комиссии для совместной работы в османских архивах. Благодаря этому культурно-гуманитарному проекту Киев рассчитывает заполнить много белых пятен в своей истории
В той же категории
Молитва Эндерун Таравих: опыт Рамадана в мечети Эйюп Султан
В Стамбуле есть уникальные исторические места, где можно прикоснуться к древним традициям Рамадана. В мечети Эйюп Султан каждый день священного месяца совершают молитву таравих в эндерунской традиции, — и это точно опыт, который нельзя пропустить
Мечеть Аль-Акса: почему она так важна для мусульман всего мира?
Израильские войска с начала Рамадана уже дважды вторгались в комплекс мечети Аль-Акса — третьей по значимости в исламе. Эти действия всколыхнули весь мусульманский мир. TRT поясняет, что делает эту мечеть столь значимой
В Анталье прошел фестиваль российского кино «Шесть премьер»
В турецком курортном городе показали современные фильмы режиссеров из России, а также панораму студии «Союзмультфильм» в честь 110-летия российской анимации
Неделя русской литературы и перевода проходит в Стамбуле
Среди участников лекций и семинаров — турецкие и российские переводчики и писатели, в том числе Евгений Водолазкин, которого уже называют классиком современной российской литературы
Что ещe Вы хотели бы узнать?
Гарем
Османская империя
Топкапы
Наложницы
султан
Более 300 тысячам немецких компаний грозит банкротство
В ноябре по сравнению с мартом число кандидатов на банкротство в ФРГ выросло на 15,6%
К 2027 году в Карабах и Восточный Зангезур вернутся 34,5 тыс. семей
Президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил I Госпрограмму Большого возвращения на освобожденные территории
Инвестиции в госбумаги США сократились на $212 млрд в сентябре
Объем иностранных инвестиций в US Treasuries составил $7 трлн 296,9 млрд
Требование немецких рабочих об индексации зарплат угрожает экономике ФРГ
Спор профсоюза работников автопрома и металлургии IG Metall с ассоциацией работодателей ФРГ Gesamtmetall на фоне заработных плат может угрожать немецкой экономике, пишет Bloomberg
ЕС нужно еще €70 млрд для восполнения отставания в оборонном потенциале
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности сообщил, что €70 млрд должны быть добавлены к оборонному бюджету Евросоюза, который был согласован еще несколько лет назад
как это было — Статьи
Новости
15. 01.2023
Умер Вахтанг Кикабидзе
Сборник
Николай I
Новости
14.01.2023
Умерла Инна Чурикова
Новости
29.12.2022
Умер композитор Эдуард Артемьев
Жизнь в гареме
Сначала гарем предназначался для содержания рабынь, так как в жены брали дочерей христианских правителей из соседних государств. Но после правления Баязида II (1481−1512) эта традиция изменилась, и жен султаны стали выбирать из обитательниц гарема.
Безусловно, главным гостем гарема был султан. Заходила туда и его мать (валиде), и жены (кадын-эфенди). Наиболее колоритными обитательницами гарема были рабыни (джарийе). За безопасность отвечали главы исламской иерархии (шейх-уль-ислама), великий визирь (садразам), начальник безопасности гарема (дар-ус-саадет агасы) и евнухи (гарем-агалары).
Рабыни. (wikimedia.org)
Как девушки попадали в султанский гарем? Очень просто — восточные князья сами отправляли туда дочерей в надежде, что те станут избранницами султана. Рабынь покупали в 5−6-летнем возрасте. Девушек обучали танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Уже в подростковом возрасте девочку предварительно показывали великому визирю. Если у нее обнаруживались физические недостатки, плохие манеры или еще какие-нибудь дефекты, цена ее резко падала, а ее отец, соответственно, получал меньше денег, чем ожидал. Кстати, продавая дочь, ее родители подписывали документы, свидетельствующие, что они больше не имеют на нее никаких прав.
Самым красивым рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось усердно учиться. Если девушка не была мусульманкой, она должна была обязательно принять ислам. Рабынь учили читать Коран, совершать молитвы. Получив статус жены, они основывали благотворительные учреждения и строили мечети, как-то предусматривали мусульманские традиции. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их образованности.
Кроме того, рабыни ежедневно получали жалование, сумма которого менялась при каждом новом султане. Им подносили подарки и деньги по случаю различных празднеств и торжеств. О рабынях хорошо заботились, но султан строго наказывал тех, кто отступал от установленных правил.
Если рабыня после 9 лет жизни в гареме так и не была избрана в жены, она имела право покинуть гарем. Султан давал ей приданое, дом и помогал найти мужа. Рабыня получала подписанный султаном документ, подтверждающий ее статус свободного человека.
Фаворитки султана
Рабыни жили в общем или нижнем гареме. Фаворитки обитали в верхнем гареме, а жены обычно жили во дворцах. Обычно если султан собирался провести ночь с какой-либо наложницей, он посылал ей подарок. Затем избранницу султана отправляли в баню. После бани ее одевали в свободную и чистую одежду и провожали в покои султана. Там ей приходилось ждать у дверей, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели и лишь затем поднималась и ложилась рядом с мужчиной. Утром султан принимал ванну, переодевался и посылал наложнице подарки, если ночь, проведенная с ней, ему понравилась. Эта наложница могла затем стать его фавориткой.
Если фаворитка беременела, она переводилась в разряд «счастливых» (икбал). Если же таковых было несколько, то им присваивались ранги: первая (главная), вторая, третья, четвертая и так далее. Родив ребенка, икбал могла через некоторое время получить статус жены султана, но эта традиция соблюдалась не всегда.
У каждой икбал была отдельная комната в верхнем гареме. Их меню состояло из пятнадцати блюд: говядина, курица, фрукты, йогурт, компот, масло и т. п. Летом подавался лед для охлаждения напитков.
В гареме. (wikimedia.org)
Жены султанов
Новая жена султана (кадын-эфенди) после свадьбы получала письменное свидетельство, ее одаривали тканями, украшениями, нарядами, и, конечно же, из нижнего гарема ее переселяли в специально выделенную для нее отдельную комнату на верхних этажах. Главная хранительница и помощницы учили ее имперским традициям. В 16−18 вв. кадын-эфенди, имеющие детей, стали называть хасеки. Первым этого титула удостоил свою жену Хюррем (также известную как Роксолана) султан Сулейман Великолепный.
Ночь с пятницы на субботу султаны были обязаны проводить только с одной из своих жен, остальные ночи же проводили с кем хотели. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к судье (кади). Кстати, за очередностью встреч жен с султаном следила та же хранительница.
Кадын-эфенди обязательно называли своих сыновей «ваше высочество»; когда те приходили навестить их, они должны были встать и произнести: «Мой отважный юноша!» Независимо от возраста, принцы в знак уважения целовали руку кадын-эфенди. Женщины гарема, дабы продемонстрировать свое почтение, целовали подол юбки кадын-эфенди.
В отношениях друг с другом султанские жены соблюдали ряд формальностей. Когда одна из жен хотела поговорить с другой, она отправляла к ней служанку, чтобы получить согласие.
Жену султана, которая выезжала в паланкине, сопровождали пешие евнухи. Если выезжали сразу все жены, то их паланкины выстраивались по старшинству владелиц.
В гареме. (wikimedia.org)
Евнухи
Первые евнухи появились в оттоманском гареме во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала охрану гарема поручали белым евнухам, но Мурад III в 1582 г. назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу. С тех пор в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).
Считалось, что белые мальчики тяжелее переносят операцию и после кастрации нередко умирают, темнокожие же выживали значительно чаще. Поэтому работорговцы-арабы стали похищать детей из Африки и продавать их.
Так как евнухов становилось все больше, они организовали своеобразную гильдию. Мальчики, принятые в нее, воспитывались взрослыми евнухами. Молодым евнухам в качестве имен давали названия цветов. Обученные евнухи обычно служили валиде, женам султана и принцессам. Евнухи охраняли вход в гарем.
Уже после 1852 г. управление гаремом полностью перешло к евнухам. Главный евнух гарема покупал рабынь для своего султана и информировал его об обстановке — поведении его жен и наложниц, давал советы о наказаниях и продвижениях по гаремной иерархии. При этом круг обязанностей главного евнуха был весьма обширен — он даже имел право готовить султана к свадебной церемонии. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась пенсия.
Несмотря на то, что некоторые главные евнухи были совершенно неграмотными, они активно принимали участие в государственной политике, поскольку всегда получали поддержку султана и его жен.
Матери султанов
Комнаты валиде были вторыми по величине после комнат султана. На нижнем этаже жили служанки-рабыни.
Валиде, несмотря на свой статус, имели огромную власть. Султаны всегда почитали своих матерей и относились к ним с особым уважением.
Закат гаремов
Мехмеду VI Вахид эд-Дину (1918 -1924) суждено было стать последним султаном Османской империи. Потерпевшая поражение в Первой мировой войне Турция была оккупирована союзными государствами.
Сборник: Николай I
Император защищал устои самодержавия и пресекал попытки изменить существующий строй. В его правление Россия получила прозвание «жандарм Европы».
- Статьи
- Европа
- XIX век
Николай I: «рыцарь», прозванный «Палкиным»
Николай I: «рыцарь», прозванный «Палкиным»
О Николае Павловиче современники отзывались по-разному. Для кого-то он был «рыцарем самодержавия», для кого-то — «палачом», казнившим декабристов.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Александр I, Николай I или Александр II?
Александр I, Николай I или Александр II?
Кто из них родился в Москве? Кому принадлежит фраза «России не нужны адвокаты, без них проживём»?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Что, если бы Николай I принял Конституцию
Что, если бы Николай I принял Конституцию
Принятие Конституции было одним из ключевых требований декабристов. В декабре 1825-го впервые в истории России само это слово прозвучало громко и публично.
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Казнь — ужасный день»
«Казнь — ужасный день»
Николай I давал инструкции относительно способа казни декабристов: расстрел следовало заменить повешением.
- ЕГЭ
- Европа
- XIX век
Мрачное семилетие
Мрачное семилетие
Последние годы правления Николая I (1848 – 1855) иногда называют «Мрачным семилетием». Почему именно на этот период пришёлся пик реакции?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Грипп или самоубийство? История болезни и смерти Николая I
Грипп или самоубийство? История болезни и смерти Николая I
В смерти царя сплелись лучшие и худшие его черты. Чувство долга — но вопреки здравому смыслу, мужество — но вместе с легкомыслием, упорство — но даже в ошибках.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Николай I: «рыцарь», прозванный «Палкиным»
О Николае Павловиче современники отзывались по-разному. Для кого-то он был «рыцарем самодержавия», для кого-то — «палачом», казнившим декабристов.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Александр I, Николай I или Александр II?
Кто из них родился в Москве? Кому принадлежит фраза «России не нужны адвокаты, без них проживём»?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Что, если бы Николай I принял Конституцию
Принятие Конституции было одним из ключевых требований декабристов. В декабре 1825-го впервые в истории России само это слово прозвучало громко и публично.
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Казнь — ужасный день»
Николай I давал инструкции относительно способа казни декабристов: расстрел следовало заменить повешением.
- ЕГЭ
- Европа
- XIX век
Мрачное семилетие
Последние годы правления Николая I (1848 – 1855) иногда называют «Мрачным семилетием». Почему именно на этот период пришёлся пик реакции?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Грипп или самоубийство? История болезни и смерти Николая I
В смерти царя сплелись лучшие и худшие его черты. Чувство долга — но вопреки здравому смыслу, мужество — но вместе с легкомыслием, упорство — но даже в ошибках.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- I до н.э. -XXI вв.
Бикини: история победившей наготы
- Статьи
- Европа
- XII век
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
Личная гигиена в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XIX век
Свадьба Чайковского
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сергея Есенина (+18)
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чума, эротика, «Декамерон»
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
- Статьи
- Европа
- XVI век
Мария Стюарт, её мужья и любовники
- Статьи
- Европа
- IV век
Великомученик Георгий Победоносец
- Статьи
- I до н. э. -XXI вв.
Бикини: история победившей наготы
- Статьи
- Европа
- XII век
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
- Статьи
- Европа
- V-XVI вв.
Личная гигиена в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XIX век
Свадьба Чайковского
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сергея Есенина (+18)
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чума, эротика, «Декамерон»
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
- Статьи
- Европа
- XVI век
Мария Стюарт, её мужья и любовники
- Статьи
- Европа
- XIX век
Покушения на Александра II
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 480416
Бикини: история победившей наготы
- 📚 Статьи
- 👀 463594
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
- 📚 Статьи
- 👀 443575
Личная гигиена в Средневековье
- 📚 Статьи
- 👀 411746
Свадьба Чайковского
- 📚 Статьи
- 👀 368202
Смерть Сергея Есенина (+18)
- 📚 Статьи
- 👀 298644
За столом у Калигулы
- 📚 Статьи
- 👀 266987
Чума, эротика, «Декамерон»
- 📚 Статьи
- 👀 183922
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
- 📚 Статьи
- 👀 146595
Мария Стюарт, её мужья и любовники
- 📚 Статьи
- 👀 96129
Великомученик Георгий Победоносец
- 📚 Статьи
- 👀 480416
Бикини: история победившей наготы
- 📚 Статьи
- 👀 463594
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
- 📚 Статьи
- 👀 443575
Личная гигиена в Средневековье
- 📚 Статьи
- 👀 411746
Свадьба Чайковского
- 📚 Статьи
- 👀 368202
Смерть Сергея Есенина (+18)
- 📚 Статьи
- 👀 298644
За столом у Калигулы
- 📚 Статьи
- 👀 266987
Чума, эротика, «Декамерон»
- 📚 Статьи
- 👀 183922
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
- 📚 Статьи
- 👀 146595
Мария Стюарт, её мужья и любовники
- 📚 Статьи
- 👀 124049
Покушения на Александра II
Османская
1 ИЗ 6 |
ГАРЕМ И ОСМАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
Историческая справка
гарем был определен как женская половина в мусульманском доме.
Императорский гарем (также известный как гарем Серальо) содержал
объединенные домохозяйства Валиде Султан (Королева-мать),
фаворитки султана (хасеки) и остальные его наложницы (женщины
основной функцией которого было развлекать султана в спальне).
В нем также находились все домашние хозяйства султанш (дочерей султана).
Многие из женщин гарема никогда не увидят султана и станут
слуги, необходимые для повседневного функционирования гарема.
О причинах существования гаремов можно узнать из османского культурного наследия.
история. Османская традиция опиралась на сожительство рабов наряду с
законный брак для воспроизводства. Наложничество рабов было взятием
рабынь для полового размножения. Он служил для того, чтобы подчеркнуть
патриархальный характер власти (власть «наследственная»,
только через сыновей). Наложницы-рабыни, в отличие от жен, не имели признанного
происхождение. Жены опасались, что у них есть корыстные интересы.
семейные дела, которые помешали бы их лояльности к своим
муж, следовательно, предпочтение отдавалось наложницам, если можно было их себе позволить.
Это привело к эволюции рабского сожительства как равноправной формы
воспроизводства, не сопряженного с риском вступления в брак, в основном
что о потенциальной измене жены. Полномочия гарема
женщины осуществлялись через свои роли в семье. Хотя
у них не было законных претензий на власть, поскольку их благосклонность росла с
султан, они приобрели такие титулы, как «Султан Кадин»
которые укрепили их представление о политической власти и легитимности
в королевской семье были отражены титулы, в том числе «султан».
В шестнадцатом веке как мужчины, так и женщины-члены
императорская семья использовала титул «султан». Как роль
королевской любимой наложницы (титул: султан) подорвался во время
семнадцатого века название титула также изменилось на «кадин».
или «хасеки», которые изначально были зарезервированы для
малоизвестных членов королевской семьи. Отныне только
к матери правящего султана обращались как к султану: Валиде
Султан. Сохранение титула султана за матерью указано
власть Валиде Султан. Ведь мужчины могли взять сколько угодно
наложниц и одалисок, сколько они хотели, но у них была только одна
мать.
1 ИЗ 6 |
Наложница султана, ставшая королевой
История Хюррем Султан — уникальная грань богатой истории Османской империи. Хюррем, также известная как Роксолана, прожила жизнь, которая шокировала ее современников и до сих пор вызывает восхищение у современной публики. Хюррем Султан была первопроходцем гендерной политики, и ее история тем более интригует из-за ее загадочного и скромного начала. Какими личными качествами обладала Хюррем Султан, которые подняли ее положение от иностранной гаремной рабыни до избранной королевы Сулеймана Великолепного, правителя Османской империи?
Хюррем Султан: Дева из Руси
Большая часть ранней жизни Хюррем Султан является спекулятивной или просто неизвестной. Ее звали мая Анастасия или Александра Лисовски или Лисовска, и она май была дочерью православного священника. Принято считать, что она родилась между 1502 и 1506 годами.0003
Что более определенно, так это то, откуда она взялась. Считалось, что Хюррем был захвачен крымскими татарами во время набега рабов в регионе Руси, который тогда был частью Королевства Польского, которое сегодня является частью Украины.
Татары совершали регулярные набеги на этот регион, захватывая людей, чтобы увезти их в Каффу на Крымском полуострове для продажи на невольничьем рынке. Хюррем Султан была одной из таких людей. Османская империя владела невольничьим рынком в Каффе. Отсюда Хюррем увезли бы на другой невольничий рынок в самом сердце Османской империи в Константинополе. Путешествие по морю заняло около десяти дней.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
К этому моменту Хюррем была бы девочкой-подростком, и именно это стало бы ее спасением. Молодые и привлекательные рабыни имели наибольшую ценность на невольничьем рынке. Следовательно, с ними обращались бы достаточно хорошо, условно говоря, чтобы сохранить их привлекательность и ценность.
Именно на этом невольничьем рынке Паргали Ибрагим-паша якобы купил Хюррем в подарок своему другу детства Сулейману, сыну султана. Славянских рабынь высоко ценили за их бледную кожу и красивые черты лица, и Паша, возможно, знал, что Сулейман Великолепный находил привлекательным в женщине. Хюррем часто изображают с рыжими волосами, что является обычным явлением среди выходцев из Украины, и, возможно, считалось экзотикой в эпицентре Османской империи.
Быть христианином было еще одним фактором, который работал в пользу Хюррем. У султана было принято рожать сыновей от христианских женщин, чтобы избежать династической борьбы, которая могла возникнуть, если два могущественных исламских дома вступят в брак. До этого момента нельзя сомневаться в удаче Хюррем, учитывая, как могли сложиться ее дела в качестве рабыни. Но то, что произошло потом, было связано не столько с удачей, сколько с ее врожденным интеллектом, способностью адаптироваться и политической смекалкой.
Наложница в доме султана
Молодая русинская рабыня получила два новых имени, как только вошла в королевский двор. Одно из этих имен было «Роксолана», что означает «девица из Руси», и было дано ей некоторыми венецианскими послами. Ее другое имя было тем, под которым история лучше всего помнит ее. Ее звали «Хуррем», что в переводе с персидского означает «радостная» или «смеющаяся». Это имя многое говорит нам о ее характере и о том, почему Сулейман Великолепный нашел ее компанию такой привлекательной.
Многие рабыни, входившие во дворец, были вынуждены работать в качестве домашней прислуги. Одна история о Хюррем указывает на то, что ее первой ролью была роль прачки. В этой довольно романтической версии событий говорилось, что Сулейман проходил мимо той части дворца, где трудилась Хюррем, и был очарован ее прекрасным голосом, когда она пела старинную народную песню.
Он остановился, чтобы поговорить с ней, и был поражен ее беззаботным характером и способностью разговаривать. Правда это или нет, мы никогда не узнаем. Но это говорит нам кое-что о ее личности.
В других историях мать Сулеймана, Хафса Султан, выбрала Хюррем, чтобы провести ночь, доставляя удовольствие своему сыну. В султанском гареме были сотни женщин, и вероятность того, что эти женщины когда-либо встретятся с султаном лично, была невелика. Готовясь к этой встрече, Хюррем вымыли, побрили, намазали ароматными маслами и одели в красивую одежду, чтобы доставить удовольствие своему хозяину.
Новый фаворит
Как бы ни сложилась их первая встреча, судьба распорядилась так, что Хюррем проведет ночь с Сулейманом. Венецианские послы описывали ее как привлекательную, но не красивую, стройную и изящную. Сочетание ее прекрасных славянских черт лица, ее необычных рыжих волос, ее утонченности и ее радостных манер, должно быть, было неотразимым сочетанием, потому что Сулейман снова и снова призывал Хюррем присоединиться к нему.
У Сулеймана уже была фаворитка, которая также была его супругой. Ее звали Махидевран Султан, и она подарила Сулейману сына. Теперь, когда Хюррем сделала себе имя при дворе как новая фаворитка султана, однажды Мухидевран взяла дело в свои руки и напала на Хюррем, поцарапав ей лицо. Когда той ночью Сулейман позвал Хюррем, она отказалась его видеть из-за своей внешности. Заинтригованный, Сулейман снова позвал ее и увидел следы на ее лице, которые оставил Мухидевран. После этого инцидента положение Хюррем как любимой наложницы султана еще больше укрепилось. Эти события очень красноречиво говорят о том, насколько умной была Хюррем, и они показывают, что она инстинктивно знала, как вести политическую игру с максимальной выгодой для себя.
Жена, Мать, Правитель
Сулейман Великолепный стал султаном в 1520 году, примерно в то же время, когда Хюррем стала его наложницей. В следующем году она родила ему сына Мехмеда. Когда в 1534 году умерла мать Сулеймана, Хафса Султан, в гареме, которым она руководила, вакантно осталось место во власти. Смерть Хафсы также означала, что Сулейман теперь действительно независим и, следовательно, способен принять решение, которое изменит ход истории. В 1533 году произошло нечто поистине удивительное. Сулейман Великолепный освободил Хюррем от наложничества, чтобы жениться на ней. Исламский закон запрещал султану жениться на рабыне, поэтому, чтобы сделать Хюррем своей королевой, он должен был ее освободить.
Генуэзский посол задокументировал это знаменательное событие в недатированном письме, в котором писал: «На этой неделе в этом городе произошло чрезвычайное событие, совершенно беспрецедентное в истории султанов. Великий синьор Сулейман взял себе в императрицы рабыню из России по имени Роксолана» .
Империя снова пошатнулась, когда Хюррем родила своему мужу еще одного сына. До этого было принято, чтобы наложницы рожали султану только одного сына, чтобы потом она могла сосредоточиться на воспитании и образовании сына. Тем не менее, у Хюррем и Сулеймана было шестеро детей, пятеро сыновей и одна дочь.
Несмотря на то, что исламские законы позволяли султану иметь до четырех жен и иметь столько наложниц, сколько ему заблагорассудится, Сулейман Великолепный остался верен Хюррем и не проводил время ни с какими другими женщинами. Когда его первая супруга, Мухидевран, покинула гарем, чтобы последовать за своим сыном на его первую политическую должность (что было обычным делом; наложницы были соответственно образованы, чтобы иметь возможность давать советы своим сыновьям по вопросам политики и религии), это оставило Хюррем бесспорным главой. из гарема. В конце концов, совершив еще один беспрецедентный шаг, Хюррем убедила своего мужа позволить ей покинуть гарем и присоединиться к нему во дворце Топкапы, где ей предоставили апартаменты рядом с его.
Любовь и влияние в Османской империи
Хюррем Султан была умной женщиной. Она разделяла любовь к поэзии со своим мужем, и, без сомнения, у них было много общего. Уезжая в военные походы, он поручал ей информировать его о делах дома. Есть даже предположение, что Хюррем сыграл важную роль в убийстве Паргали Ибрагима-паши, который к тому времени был великим визирем, а теперь ее соперником, из-за своих необузданных амбиций.
Хюррем должна была проявить рассудительность, если она хотела защитить себя и своих детей от заговоров и интриг двора. Дело было не в том, что она была хитрой, а в том, что она умела делать то, что должна была делать, чтобы обезопасить себя и своих близких. Она защищала то, что принадлежало ей, вплоть до того, что закатывала истерики, когда в гарем входили свежие молодые русинские рабыни, и выдавала их замуж за других дворян, чтобы они не понравились ее мужу.
Но для Хюррем было нечто большее, чем просто забота о себе. Из-за уровня доверия между Хюррем и Сулейманом она заработала себе свободу руководить инфраструктурными работами в городе, такими как создание общественных мест для питья и купания, благотворительными проектами, такими как создание бесплатных столовых для бедных, и религиозные работы, такие как строительство мечетей и общежитий для паломников. Хюррем также был покровителем искусств.
Хюррем Султан и Сулейман Великолепный: настоящая история любви
Несколько дошедших до нас любовных писем между Сулейманом Великолепным и Хюррем Султан демонстрируют искреннюю любовь этих двоих друг к другу.