Рубрики
Популярное

Императрица у цзэтянь: Через интриги к власти: история У Цзэтянь — наложницы, ставшей императором Китая

Содержание

Через интриги к власти: история У Цзэтянь — наложницы, ставшей императором Китая

Кадр из фильма «Императрица Китая»

Китайская императрица У Цзэтянь прошла путь от младшей наложницы императора до легендарной правительницы, которая находилась у власти более сорока лет, полностью игнорируя традиции престолонаследия. Одни считали ее мудрой женщиной, заботившейся о развитии государства, другие называли ее одной из самых жестоких и кровожадных правительниц прошлого. Рассказываем историю жизни У Цзэтянь, полную интриг и загадок.

У Цзэтянь родилась в провинции Сычуань в 624 году под именем У Мэй. Ее семья не принадлежала к правящей династии, однако была вполне состоятельной — отец У Шихоу успешно занимался лесной промышленностью, а мать происходила из влиятельной семьи Ян. Будущая императрица Китая росла в обстановке роскоши и комфорта — в доме имелась прислуга, которая во всем помогала У Мэй, также у девушки была возможность изучать историю, политические науки, заниматься музыкой и читать, что в то время было редкостью для женщины.

У Цзэтянь

У Цзэтянь

В Китае важной традицией императорского двора было содержание внушительного гарема. Для отбора наложниц устраивались своеобразные смотрины, на которых девушек из благородных семей демонстрировали правителю, и У Мэй в возрасте тринадцати лет была выбрана в качестве младшей наложницы императора Тай-цзуна. Согласно правилам, император мог вступать в интимную связь с императрицей лишь раз в месяц, в другие же дни для этих целей существовали наложницы, которых правитель регулярно приглашал в свои покои.

Однако У Мэй не удалось выбиться в фаворитки Тай-цзуна. Более того, девушка не только не стала любимицей правителя, ей даже не довелось быть приглашенной в его покои. Согласно расшифрованным записям из дневника У Мэй, однажды император пригласил ее прогуляться по окрестностям дворца и пожаловался той на строптивого коня, который не желал ему подчиниться. Тогда девушка дала Тай-цзуну совет, который так напугал правителя, что он счел У Мэй опасной и не стал сближаться с ней. И реакцию правителя вполне можно понять. Дело в том, что младшая наложница посоветовала императору с силой высечь коня железным прутом, нанести несколько ударов по голове животного чем-нибудь тяжелым, а после, если тот все еще не одумается, вырезать строптивцу язык.

Император Тай-цзун

Император Тай-цзун

Согласно правилам, те наложницы, которые не родили правителю наследников, не имели права претендовать на трон. После смерти императора их либо отпускали, либо отправляли в храмы монахинями. Так и произошло с У Мэй, когда в 649 году скончался Тай-цзун. Однако судьба подарила девушке еще один шанс, который она уже не упустила.

Один из сыновей покойного императора Тай-цзуна Гао-цзун вскоре взошел на престол. У него, как и положено правителю, был свой гарем и жена, императрица Ван. Однако Гао-цзун еще при жизни отца неровно дышал к У Мэй, а потому, после того как пришел к власти, вернул девушку в императорский дворец. Более того, чувства Гао-цзуна к У Мэй были настолько крепкими, что он стал нарушать все правила и посещать любимую наложницу чаще других, а также оказывать ей почести, положенные лишь супруге императора.

Спустя некоторое время У Мэй родила ребенка от императора, однако радость родителей длилась недолго. Через несколько месяцев после рождения дочь Гао-цзуна и его любимой наложницы погибла от удушья. Во дворце начался хаос и неразбериха, а безутешные родители стали выяснять, кто последним заходил проведать ребенка. После проведенного расследования У Мэй заявила, что в покоях ее дочери последней была законная супруга правителя, императрица Ван, которая и убила ребенка из мести и ревности.

Опечаленный император Гао-цзун поверил любимой наложнице и изгнал из дворца бывшую супругу, лишив ее статуса императрицы. Однако версия У Мэй поддерживается не всеми историка — по некоторым данным будущая императрица сама задушила дочь, чтобы избавиться от конкурентки и занять ее место, как и получилось. С 665 года У Мэй стала женой Гао-цзуна и получила титул императрицы У Цзэтянь.

У Цзэтянь

У Цзэтянь

Многие поданные не поддерживали выбор императора и откровенно ненавидели У Цзэтянь. Стремясь укрепить свои позиции, императрица начала действовать радикально. Все те, кто открыто выступали против ее кандидатуры, и даже те, кто имел неосторожность нетактично выразиться о супруге императора, были утоплены или четвертованы.

Однако У Цзэтянь недостаточно было расправиться с недоброжелателями. Ей необходимо было сформировать вокруг себя круг приближенных, которые поддерживали бы правительницу в ее политических решениях. Так, императрица заменила многих политических деятелей на тех, что были на ее стороне.

В браке с императором у У Цзэтянь родилось еще четверо сыновей и одна дочь. Правитель вскоре стал слабеть, его физическое состояние ухудшалось день ото дня, и императрица У, как ее прозвал народ, постепенно начинала полностью контролировать дела государства. Она управляла внешней и внутренней политикой Китая, развязывала территориальные войны, в ходе которых к Китаю присоединялись все новые и новые земли.

Кадр из фильма «Императрица Китая»

Императрица также занималась развитием буддисткой религии в стране. Она жертвовала средства на строительство храмов по всему Китаю, а также дала указание возвести статую огромного Будды в пещерах Лунмэнь, которая, к слову, и по сей день является одной из наиболее знаковых святынь в регионе. Более того, в какой-то момент императрице не хватило той власти, которую она уже имела, и тогда У Цзэтянь объявила, что она сама является Майтреей (преемник Будды). Ее власть становилась практически безграничной.

В 683 году умер император Гао-цзун, и по праву престолонаследия к власти пришел его старший сын Чжун-цзун, который стремился единолично управлять страной. Однако императрица У была не была готова расстаться с властью, а потому отправила своего сына вместе с его женой в ссылку, а императором назначила второго сына, нерешительного и покорного Жуй-цзуна.

Шесть лет правления Жуй-цзуна оказались удачными для императрицы У, поскольку тот не претендовал на роль правителя и не принимал участия в формировании политики Китая. За это время У Цзэтянь еще больше укрепила свои позиции. Она формировала преданные ей отряды тайной полиции и решала все государственные дела самостоятельно, не посвящая в них императора. Однако вскоре такое положение дел начало не устраивать народ, и спустя несколько лет самоуправства императрицы У случилось восстание. Впрочем, это событие никак не повлияло на ситуацию — бунт вскоре был подавлен силами императорских войск, а всех виновных казнили.

Кадр из фильма «Императрица Китая»

Вскоре после этого происшествия У Цзэтянь, которая до этого управляла страной по праву вдовствующей императрицы, решила окончательно закрепить за собой власть. 19 октября 690 года У Цзэтянь свергла своего сына и объявила себя Императором Китая (хуанди). Это был первый подобный случай в истории Китая, где верховный императорский титул считался исключительно мужским. Однако это был не последний смелый шаг императрицы У. После того, как она официально стала правителем Китая, она свергла династию Тан, которая правила в стране с 618 года, и основала новую династию Чжоу.

Во время своего правления У Цзэтянь заметно расширила границы Китая за счет территориальных войн с соседними государствами. Ее решительность и упорство позволили поднять в стране уровень культуры, образования и медицины, но вместе с тем ее жестокость погубила тысячи людей, в том числе и жизни ее родных.

Однако вскоре здоровье У Цзэтянь начало ослабевать. По некоторым данным, у императрицы начинало развиваться старческое слабоумие, а потому ей все сложнее было уделять внимание всем внешне- и внутриполитическим проблемам. Столкнувшись с проявлением болезни, У Цзэтянь всерьез озадачилась вопросом престолонаследия. Однако правительница не успела принять мер во избежание междоусобных войн. Императрица стала все чаще болеть, чем и поспешили воспользоваться ее враги — двое ее сыновей вступили в заговор, в результате которого императрица У была свергнута, а императором стал ее старший сын Чжун-цзун.

Кадр из фильма «Императрица Китая»

Формально он оставил матери титул императрицы-регентши Цзэтянь Дашен, на самом же деле никакой власти в ее руках больше не было. Император Чжун-цзун вернул правящую династию Тан, а императрица У провела последние годы жизни в изгнании во дворце Шанъяне.

Императрица У умерла в 705 году и была похоронена в семейном склепе вместе со своим мужем Гао-цзуном. Она навсегда вошла в историю Китая как единственная женщина-император, которая смогла удерживать власть в своих руках более сорока лет и внесла столь весомый вклад в развитие государства.

В 2014 году был снят телепроект «Императрица Китая», повествующий о жизни У Цзэтянь. Сеариал получил восторженные отзывы зрителей и кинокритиков, и обрел славу одной из наиболее знаковых биографических картин в КНР. 

Фото: Кинопоиск, GettyImages

Дарья Чернова

что известно о самой могущественной правительнице Китая

Китайская актриса Фань Бинбин в роли императрицы У Цзэтянь. Фото: SCMP

Императрица У Цзэтянь 武则天 — один из самых ярких персонажей истории Китая. Могущественная правительница десятилетиями удерживала власть, отбирая трон у собственных сыновей. История У Цзэтянь многократно раскрывалась в китайском кинематографе, однако достоверно о правительнице известно не так много. ЭКД собрал ключевые факты биографии великой императрицы Поднебесной.

Происхождение и путь во дворец

У Цзэтянь родилась в 624 году. Место ее рождения точно не известно: это могли быть провинции Шаньси, Сычуань или Шэньси. Ее отец был состоятельным торговцем древесиной, и ему удалось сблизиться с будущим императором династии Тан, Гао-цзуном 高宗.

Фань Бинбин в роли У Цзэтянь, кадры из сериала The Empress of China. Фото: People’s Daily

Отец будущей императрицы уделял огромное внимание образованию дочери. Это было редкостью, но дозволялось в эпоху Тан. У в совершенстве знала основы конфуцианства, занималась музыкой, изучала поэзию и отличалась красноречием. Начитанная красавица в 14 лет стала одной из наложниц императора Тай-цзуна 太宗. В гареме императора У получила имя Мэйнян 媚娘. При дворе она выполняла роль секретаря, что позволяло ей продолжать обучение.

В 649 году Тай-цзун скончался, трон перешел к его сыну Гао-цзуну. Поскольку У Цзэтянь не имела от покойного императора детей, то должна была провести остаток жизни в буддийском монастыре.

Фань Бинбин в роли У Цзэтянь, кадры из сериала The Empress of China. Фото: People’s Daily

Предположительно, У вступила в отношения с Гао-цзуном, когда его отец был еще жив. В год смерти отца Гао-цзун вызволил У Цзэтянь из плена монастырской жизни и взял в свой гарем.

Из наложницы в императрицы

Вернувшись во дворец, У Цзэтянь начала укреплять свои позиции. Между ней и императрицей Ван (супругой Гао-цзуна) развернулась жестокая борьба за власть. В 654 году У родила девочку, которая вскоре умерла. Скорбящая мать обвинила в смерти ребенка императрицу Ван и влиятельную фаворитку императора, Сяо.

Некоторые историки утверждают, что У Цзэтянь могла сама убить свою дочь, чтобы подставить соперниц. Так или иначе, супруга императора начала терять влияние. У Цзэтянь заняла место императрицы Ван в 655 году. За 5 лет брака с У Цзэтянь здоровье императора заметно пошатнулось: его постоянно мучали головные боли, а из-за слишком высокого давления пропало зрение.

Фань Бинбин в роли У Цзэтянь, кадры из сериала The Empress of China. Фото: Sina Weibo

В таком состоянии Гао-цзун начал постепенно передавать обязанности образованной У, которая стала его главным советником. По версии историка Бо Яна, У Цзэтянь долгое время травила своего супруга, что и стало причиной его недуга. Правда это или нет, неизвестно, однако ее власть стремительно росла. Так описывает влияние У именитый историк династии Сун, Сыма Гуан 司马光:

«Любые решения о повышениях и снятии с должности, казни или помиловании во дворце принимала У Цзэтянь».

Борьба У Цзэтянь за престол

У приходилось бороться за свое положение самыми жестокими методами. Она была женщиной во власти, да еще и с сомнительной репутацией. В 675 году умер ее старший сын, наследник трона Ли Хун. Часть историков и здесь подозревает У в убийстве собственного ребенка, ведь сын мог стать для нее угрозой.

Спустя годы скончался придворный шаман Мин Чунъянь, который пользовался доверием императорской семьи. Его смерть стала новым поводом для борьбы за власть. У Цзэтянь обвинила своего второго сына, Ли Сяня, в убийстве шамана и государственной измене. Под влиянием императрицы Гао-цзун лишил Ли Сяня статуса наследника. Наследным принцем был назначен следующий по старшинству сын императора — Ли Чжэ.

После смерти Гао-цзуна в 683 году, престол перешел к Ли Чжэ, правившим под именем Чжун-цзун 中宗. У Цзэтянь продолжала удерживать власть в статусе вдовствующей императрицы. Согласно воле покойного отца, Чжун-цзун был обязан во всем советоваться с матерью и не действовать без ее одобрения.

Фань Бинбин в роли У Цзэтянь, кадры из сериала The Empress of China. Фото: SCMP

Однако у супруги Чжун-цзуна, императрицы Вэй, были другие планы. Вэй почти сразу выступила против свекрови, желая занять ее положение, но не преуспела. Через несколько месяцев Чжун-цзун потерял власть и был отправлен вместе с женой в ссылку.

Следующим императором стал самый младший сын У Цзэтянь — Жуй-цзун 睿宗. К тому моменту власть его матери уже не знала границ. Жуй-цзуну не было позволено принимать какое-либо участие в управлении страной и даже жить в императорских покоях.

Период единоличного правления и его последствия

В 690 году У Цзэтянь окончательно надоело быть в тени. Она основала собственную династию Чжоу и возглавила ее в статусе главного правителя — хуанди (皇帝). Это был уникальный случай в истории Китая.

Никому из женщин до или после У не удавалось открыто и единолично править государством. Даже могущественная Цыси (1835-1908 гг.) могла позволить себе править страной, лишь находясь за спинами номинальных правителей мужского пола.

Фань Бинбин в роли У Цзэтянь, кадры из сериала The Empress of China. Фото: Sohu

У Цзэтянь удерживала власть целых 15 лет. Императрица потеряла трон лишь в 705 году, ее хватка ослабла из-за преклонных лет и проблем со здоровьем. В тот же год она ушла из жизни. Номинально власть снова перешла в руки к сыну У Цзэтянь, Чжун-цзуну. При этом фактически государством управляла его супруга императрица Вэй.

Вэй стремилась наладить дружественные отношения с соседями и продвигала буддизм, однако при ней в стране распространялась коррупция. В 710 году она приказала отравить своего супруга. Подобно У Цзэтянь, Вэй хотела провозгласить себя хуанди и править единолично.

Но планам императрицы не суждено было сбыться: в тот же год против нее разразилось восстание во главе с Ли Лунцзи, внуком У Цзэтянь. В результате захвата власти Вэй и ее дочь были убиты, а Ли Лунцзи стал императором Сюань-цзуном 玄宗.

След У Цзэтянь в истории

Несмотря на критику историков, императрица У была очень эффективной и компетентной правительницей. Она проводила успешные военные кампании в отношении Тибета и Кореи, а также восстановила доступ к шелковому пути. При ней страна активно развивала сельское хозяйство, продвигалась меритократия и появлялись социальные лифты для простого народа.

Портрет императрицы У Цзэтянь, частная коллекция. Фото: SCMP

У всегда умела выбрать подходящего человека на нужную должность, а ее решительный нрав вызывал уважение. Более того, народ любил У Цзэтянь. Она смогла отобрать власть у военачальников и передать ее в руки образованной элиты. Период ее правления заслуженно считается одним из ключевых в истории Китая.

Анастасия Попова

Также читайте на ЭКД:

  • Вдовствующая императрица Цыси: самая противоречивая правительница Китая

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

У Чжао: правитель династии Тан в Китае

Скачать PDF

Эффективный, но противоречивый правитель

У Чжао (624–705), также известная как императрица У Цзэтянь, была первой и единственной женщиной-императором Китая. Обладая исключительным умом, необычайной компетентностью в политике и непомерными амбициями, она правила как «Святой и Божественный император» Второй династии Чжоу (690–705) в течение пятнадцати лет. Ее выдающееся политическое лидерство признано и в некоторых отношениях сравнимо с другими известными женщинами в более поздние периоды мировой истории, такими как Жанна д’Арк, королева Елизавета I и Екатерина Великая. Однако следует отметить, что независимо от того, заслуженно это было или нет, У имеет репутацию одного из самых жестоких правителей в истории Китая. Она остается противоречивой фигурой прежде всего из-за историй о ее личных действиях против соперниц. Чиновники-конфуцианцы-мужчины, которые были глубоко предубеждены против сильных и амбициозных женщин, несомненно, преувеличивали этот аспект жизни Ву в более поздних описаниях ее правления. Тем не менее, есть также существенные поддающиеся проверке доказательства ее безжалостности по отношению к могущественным реальным или воображаемым противникам.

Династия Тан

Династия Тан (618–907) — один из золотых веков в истории Китая. Исследователь всемирной истории Сэмюэл Адсхед использовал термин «мировой центр», чтобы описать положение Китая в мире с 400 до 1000 лет. Так называемый «Золотой век» (712–755 гг.) Наступил вскоре после смерти У, и Танский Китай впоследствии пережил значительное политическое, экономическое, социальное и интеллектуальное развитие.

Тан была объединенной империей, основанной семьей Ли, захватившей власть во время краха династии Суй (581–618). Ли Юань (впоследствии император Гаозу, годы правления 618–626) и его армии захватили столицу Чанъань в 617 году. Его сын Ли Шимин (впоследствии император Тайцзун, годы правления 626–649 и будущий муж У) присоединился к восстание. В 618 году Ли Юань объявил себя императором новой династии Тан. Танский Китай поддерживал далеко идущие дипломатические отношения, принимая у себя персидских принцев, еврейских купцов, индийских и тибетских миссионеров. Размах и сложность политического развития империи Тан в эти золотые годы были выше, чем у Индии или Византийской империи.

Во времена династии Тан Шелковый путь был на пике своего влияния. При жизни Ву сухопутные торговые пути давали огромные возможности для предпринимательства на Западе и в других частях Евразии, что сделало столицу Танской империи самым космополитичным городом мира. Хотя купцы торговали многими товарами, особенно заметной была торговля текстилем, полезными ископаемыми и специями. Имея такие возможности для контактов, Танский Китай был готов к изменениям в обществе и культуре.

Танские женщины были напористыми, активными и более заметными; они ездили на лошадях, носили мужскую одежду и участвовали в политике.

Керамическая игрок в поло из северного Китая, династия Тан. Первая половина восьмого века. Собрание Музея Гиме, Париж. Источник: Wikimedia Commons на http://tinyurl.com/nubal6s.

В социальном плане положение танских женщин было несколько выше, чем у их предшественниц. Как отметил биограф Ву Чжао Гарри Ротшильд, Ву появился «в нужное время» в невероятно либеральное время «средневекового» периода Китая. 2 Вместо того, чтобы быть строго ограниченными внутренними комнатами жилищ, женщины Тан были напористыми, активными и более заметными; они ездили на лошадях, носили мужскую одежду и участвовали в политике. Танские принцессы были несколько высокомерны и часто сами выбирали себе мужей. Некоторые были столь же амбициозны, как Ву, в своем стремлении к политической власти. Такое относительно либеральное и открытое общество предоставило амбициозным женщинам, таким как Ву, возможность поиграть своими политическими мускулами.

Период большого религиозного разнообразия, Танский Китай был домом для несторианских христиан, манихеев и сторонников новой веры ислама. Однако господствовали три системы верований: конфуцианство, даосизм и буддизм. Эти три метафизические и философские точки зрения, хотя и не оказывающие одновременного влияния, все же сыграли важную роль в политике Тан. В период Тан ученый-конфуцианец Хань Юй (768–824 гг.) возвысил Мэн-цзы (372–289 гг.до н.э.) как истинного преемника Конфуция, а акцент Хань на Дасюэ (Великое учение) помог проложить путь к последующему неоконфуцианскому господству во времена династии Сун (960–1279). Предполагаемым основателем даосизма был Лао-цзы (шестой век до н. э.), который считается предком правящей семьи Ли. Император Сюаньцзун (годы правления 712–756) продвигал даосизм, даруя Лао-цзы великие титулы и поощряя кандидатов готовиться к экзаменам по даосским писаниям. Императорская семья Тан приняла импортированный из Индии буддизм, и династия стала высшей точкой влияния буддизма в Китае. К 845 году по всей империи насчитывалось 360 000 буддийских монахов и монахинь.

Приход У Чжао к власти

Основатель династии Тан Ли Юань (566–635) привлек своих последователей, заявив, что он потомок Лао-цзы, и был хорошо знаком с У Шихуо (577–635), отцом У Чжао. У Шихуо, хотя изначально он был торговцем пиломатериалами, был одаренным военным стратегом и последователем основателя династии Тан Ли в его восстании против режима Суй. Когда была основана Империя Тан, Ли назначил У Шихуо президентом Совета по работе, этот высокопоставленный пост он занимал в течение нескольких лет. Позже Ли повысил его до генерал-губернатора двух важных префектур. Тесная дружба Ли-Ву также проявляется в том, что Ли выбрал вторую жену для Ву из королевской семьи Суй, побочной линии Ян. У Чжао родился от этого союза в 624 г.

Император Тайцзун, второй император Тан, и его сын Ли Чжи были привлечены красотой, умом и духом У Чжао.

Портрет императора Тайцзуна. Источник: Wikimedia Commons на http://tinyurl.com/npuaq96.

Историки спорят о классовом происхождении У Чжао с 1950-х годов. Она родилась в купеческой или аристократической семье? У Шихуо торговал пиломатериалами как странствующий торговец, но также происходил из семьи ученого-чиновника с высоким местным положением, которая занимала должность при режиме Суй. Позже он стал высокопоставленным чиновником при Ли Юане. Свидетельства указывают этому эссеисту на то, что У действительно родился в аристократической семье Тайюань на территории нынешней провинции Шаньси. Однако семейные отношения Ву были несколько сложными. Первая жена У Шихуо, госпожа Сянли, родила двух сыновей, а его вторая жена, госпожа Ян, родила трех дочерей, второй из которых была Ву. Ву не любила двух своих сводных братьев, потому что они плохо обращались с ее любимой матерью. Когда Ву пришла к власти, она отправила двух сводных братьев на отдаленные провинциальные посты, и оба умерли в изгнании. 3

Император Тайцзун, второй император династии Тан, и его сын Ли Чжи были очарованы красотой, умом и духом У Чжао. Когда ей было четырнадцать, Тайцзун присвоил ей титул кайрен (наложница пятого ранга). Тайцзун глубоко восхищался духом и интеллектом девушки. У императора была очень дикая лошадь, с которой никто не мог справиться, и поэтому он обратился за советом к своим дворцовым женщинам. Ву ответил: «Я могу управлять им [лошадью], но мне понадобятся три вещи: во-первых, железный кнут; во-вторых, железная булава; и в-третьих, кинжал. Если железная плеть не подчинит его, я ударю его железной палицей по голове, а если и этого не произойдет, я воспользуюсь кинжалом и перережу ему горло». 4 Тайцзун был доволен и нанял Ву своим личным секретарем на десять лет. В этот период она приобрела опыт работы с официальными документами и приобрела необходимые полезные навыки для ведения государственных дел. Несмотря на интимные отношения, Ву, вероятно, из-за разницы в возрасте пары, не родила Тайцзуну детей. После смерти Тайцзуна в 649 году, в соответствии с традицией королевских семей, все его супруги должны были удалиться в храмы, обрить головы и стать монахинями, чтобы молиться за его душу, прожив остаток своей жизни в заточении.

У Чжао поступила в храм Ганье и стала буддийской монахиней. В первую годовщину смерти Тайцзуна наследник престола, император Гаозун, пошел в храм, чтобы вознести благовония, и встретил У, и они вместе оплакивали Тайцзуна. Гаозун был поражен ее красотой, когда они впервые встретились при императорском дворе, и после смерти отца регулярно посещал храм в надежде встретить вдову. Ву хорошо знал характер и слабости этого молодого императора. Она попыталась спровоцировать его на то, чтобы он отвел ее обратно к Императорскому двору, сказав: «Хотя ты и Сын Неба, ты ничего не можешь с этим поделать [имея в виду тот факт, что она была заключена в храме]». Гаозун быстро ответил: «О, я не могу? Я могу делать все, что захочу». У Чжао появился в нужное время5. Императрица Ван недавно потеряла благосклонность Гаозуна, потому что не родила ему детей. Гаозун обратился к своей наложнице Сяо, которая родила ему сына и двух дочерей. Императрица Ван, пытаясь отвлечь внимание Гаозуна от Сяо, призвала Ву тайно перестать брить голову. Вскоре ее снова пригласили к императорскому двору и дали титул 9.0020 zhaoyi (наложница второго ранга) Гаозуна.

Титул Чжаойи не удовлетворял амбиций Ву. Следующим ее шагом было устранение императрицы Ван и наложницы Сяо. Ву хорошо играла в свою игру, потому что знала, что ей необходимо быть матерью королевских сыновей. Она родила Гаозуну четырех мальчиков: Ли Хун в 652 году, Ли Сянь в 653 году, еще один Ли Сянь в 655 году и Ли Дань в 662 году. доверие своим дружелюбием и щедростью. Судебные приставы были готовы сообщить ей даже о самых незначительных судебных происшествиях. Императрица Ван любила детей, и новорожденная дочь Ву дала Ву возможность устранить императрицу. Вскоре после того, как императрица Ван поиграла с младенцем, Ву убила свою маленькую дочь и обвинила в убийстве императрицу Ван. Гаозун поверил в это и вскоре уволил свою императрицу и повысил на эту должность У Чжао; она немедленно казнила Вана и Сяо и сослала их родственников и сторонников.

Теперь императрица Ву смогла осуществить свою давнюю имперскую мечту и завладела всей властью под видом помощи Гаозуну в управлении государственными делами. Гаозун боялась Ву из-за ее высокого интеллекта и умения манипулировать чиновниками. Когда Гаозун сделал Ли Хун наследным принцем в 656 году, власть Ву продолжала расти как мать молодого будущего императора. Она создала систему осведомителей и назначила жестоких чиновников, чтобы устранить любую оппозицию ее власти. Эти чиновники применяли обширные пытки, и многие высшие министры и аристократы пострадали от репрессий Ву против врагов или потенциальных противников. Ву также приложил большие усилия, чтобы избавиться от политических соперников, отстранив их от должности, сослав и казнив. Чжансунь Уцзи, один из ее ведущих политических противников, был вынужден покончить жизнь самоубийством в 659 г. . В следующем году Гаозун перенес тяжелый инсульт, который ослепил его и передал все государственные дела императрице Ву. Ву был виртуальным правителем империи следующие двадцать три года.

Гаозун умерла в 683 году. Поскольку старший сын Ву умер еще раньше, ее второй сын, Ли Сянь, взошел на трон как император Чжунцзун (год правления 684). В течение года она заменила его своим младшим сыном Ли Данем, который принял титул императора Жуйцзуна (годы правления 684–690), но, как и его отец после инсульта, он был марионеточным императором. В этот период сторонники Тан и танские принцы спровоцировали несколько восстаний, но Ву оказался способным их подавить. К 690 она устранила почти всех своих политических соперников. Ву была недовольна тем, что ее долгий опыт успешного управления стимулировал любые восстания, поэтому она решила игнорировать все условности и стать императором. В 690 году она присвоила себе титул «Святой и Божественный Император», основала то, что она назвала «династией Чжоу» (не путать с древними династиями Чжоу), и назвала Лоян столицей. Следующие пятнадцать лет она правила как единственная женщина-император в истории Китая, пока не была свергнута в результате переворота незадолго до своей смерти в 705 году. Некоторые историки справедливо утверждают, что Ву была амбициозной, хитрой и безжалостной, но ее главные достижения, которые помогли принести процветание танскому Китаю, трудно переоценить.

Ву порадовала императрицу и слуг императорского двора, завоевав их доверие своим дружелюбием и щедростью. Судебные приставы были готовы сообщить ей даже о самых незначительных судебных происшествиях.

Танские придворные дамы из гробницы принцессы Юнтай (внучки У Чжао) в мавзолее Цяньлин, недалеко от Сианя в Шэньси, Китай. Источник: Wikimedia Commons на http://tinyurl.com/pfy72ye.

Крупные достижения

Первым достижением стала политика У Чжао по набору чиновников. Основные критерии отбора чиновников сместились с личной честности или поведения на больший акцент на уровне образования и интеллектуальных способностях кандидатов. Внеся это изменение, Ву расширил право на участие в бюрократии, уделив больше внимания набору талантливых и образованных аристократов, ученых и военачальников, чем ограничив высших чиновников несколькими могущественными аристократическими кланами. Возможно, именно поэтому она избегала любого мятежа, угрожавшего ее режиму. В 693, Ву написал двухтомник Правил для должностных лиц и сделал его частью экзаменационной программы, заменив старую даосскую классику Даодэ Цзин . Она даже инициировала личное рассмотрение кандидатов правителем, потому что считала, что эта система может лучше всего служить ее цели эффективного имперского управления. Экзамены на государственную службу не были чем-то новым в Танском Китае, но реформы У послужили основой для более поздних династий, разработавших еще более сильную систему экзаменов.

Вторым достижением была политика Ву по поддержанию имперского суверенитета Китая, расширению танских территорий за счет завоевания нескольких регионов и оказанию доминирующего культурного влияния на Японию и Корею. Несмотря на вооруженные столкновения с соседним Тибетом, Ву, сочетая военную силу и дипломатию, справился с этим, а также с другими внешними угрозами имперскому Китаю.

Третьим достижением стала политика экономического развития Ву. Сельское хозяйство привлекло внимание Ву, который приказал составить учебники по сельскому хозяйству, построить ирригационные системы, снизить налоги и принять другие меры по аграрной реформе. В 695, например, Ву предложил всей империи год без налогов. Несмотря на это, ее налоговая служба по-прежнему извлекала выгоду из торговых возможностей Шелкового пути между Китаем, Средней Азией и Западом. Ее экономическая политика, по-видимому, улучшила жизнь крестьян, двигая их к процветанию и миру. Некоторые историки утверждают, что в последующие годы Ву жила в роскоши из-за эффектных буддийских монастырей, построенных для удовлетворения ее личных потребностей. Однако в глазах простых людей она могла быть невероятно популярной правительницей. Свидетельства со стелы в провинции Сычуань показывают, что во время наводнения или засухи люди молятся в храме во имя «Небесной Императрицы». Ее до сих пор чтят ежегодным сельскохозяйственным фестивалем, особенно в день ее рождения.

Получив власть, У Чжао помогла распространить и укрепить буддизм и поддерживала религию, возводя храмы, чтобы священники могли объяснять буддийские тексты.

Пещера Ли Чжи в гротах Лунмэнь недалеко от Лояна в провинции Хэнань, Китай, является пещерой поклонения предкам и самой большой из всех пещер, высеченных на западном холме. Он был построен между 672 и 676 годами для императрицы У Чжао. В нем есть большой Будда Вайрочана. Источник: Wikimedia Commons на http://tinyurl.com/ngruuy2.

Четвертым достижением было покровительство Ву буддизму. В детстве родители познакомили Ву с буддизмом, и, как отмечалось ранее, некоторое время она была буддийской монахиней. После того, как она пришла к власти, Ву помогла распространить и укрепить буддизм и поддержала религию, возводя храмы, чтобы священники могли объяснять буддийские тексты. Она высоко ценила буддизм Хуаянь, который считал Будду Вайрочану центром мира, что очень похоже на желание Ву стать святым императором. Буддийская секта Ву также поощряла своих последователей рассматривать своего земного правителя как представителя Будды Вайрочаны, убеждение, которое Ву, вероятно, весьма благосклонно относился к императрице. Ву считала себя возрожденным Буддой и потомком древних королей Чжоу. В 692 она издала указ, запрещающий бойню свиней. В глазах китайских буддистов Ву мог быть популярным правителем. Ее покровительство буддизму проложило путь к его распространению во время правления императора Жуйцзуна, когда объемные буддийские тексты были переведены, отредактированы и опубликованы.

Пятым достижением Ву было продвижение литературы и искусства. Она была поэтессой и художницей. На английском языке мало что написано о творческой жизни Ву, поскольку ученые придают большое значение ее амбициозной политической жизни. В детстве у Ву была возможность изучать историю, литературу, поэзию и музыку. Во время своего правления она сформировала группу «Ученые северных ворот» для продвижения литературных занятий соратников. И император Гаозун, и Ву любили литературу и стихи и помогли создать культуру литературных занятий, которая процветала в Танском Китае. Некоторые выдающиеся танские поэты, такие как Ли Бай (701–762) и Ду Фу (712–770), появились после смерти Ву. Даже многие танские куртизанки были великими певицами и поэтессами.

Последним достижением стала поддержка Ву прав женщин. Она начала серию кампаний по улучшению положения женщин. Она посоветовала ученым писать и редактировать биографии образцовых женщин, чтобы помочь в достижении ее политических целей. Ву утверждал, что идеальный правитель — это тот, кто правит, как мать своими детьми. У также продлила период траура по умершей матери до уровня умершего отца и повысила положение клана своей матери, предложив ее родственникам высокие официальные посты. Возможно, она думала, что принцессы способствуют урегулированию дипломатических конфликтов, поскольку она заключала брачные союзы, чтобы помочь своей экспансионистской внешней политике.

Многие ученые-конфуцианцы, вероятно, считали поведение Ву возмутительным, аморальным и возмутительным. На ее надгробии не было никаких восхвалений; по ее просьбе он был намеренно оставлен пустым. Она ожидала, что люди более поздних периодов оценят ее достижения.

Заключение

Исторические оценки Ву неоднозначны. Самые благоприятные оценки отмечают ее высокий интеллект и исключительную компетентность во многих областях управления. Как кратко обсуждалось ранее, самые большие критики Ву сосредотачиваются на ее амбициозном характере и безжалостных действиях, направленных на получение и сохранение власти. По крайней мере, в Китае, судя по содержанию последних учебников истории, к Ву относятся более благосклонно, чем в прошлом. В 19В 50-х годах учебники истории не придавали значения положению У в китайской истории, потому что эпоха Мао (1949–1976) делала упор на социалистическую революцию, возглавляемую массами, а не «феодальными правителями». Однако оценки Ву авторами учебников были более мягкими в 1980-х годах, когда началась политика открытости внешнему миру, что расширило кругозор людей. В 1990-х годах, когда китайский патриархат продемонстрировал явный рост терпимости к женщинам, У Чжао в учебниках истории превозносили как «единственную правящую императрицу Китая». К двадцать первому веку вместо того, чтобы преуменьшать политические достижения Ву и сильно подчеркивать ее личные действия и безжалостность, в различных интерпретациях Ву появляется тенденция подчеркивать ее успехи в управлении и ее место в «золотом веке» танского Китая. Эта тенденция противоречит конфуцианской культурной традиции преуменьшать политические достижения женщин. 6

Еще одним наследием Ву стало участие женщин в политике. Она была ярким примером; позже принцесса Тайпин (ее дочь) и императрица Вэй (ее невестка) также стали участвовать в имперской политике.

Несмотря на разногласия и изменчивые интерпретации своей жизни, Ву оставила наследие китайской истории. В частности, она существенно улучшила систему государственной службы и имперский резерв талантов, инициировала политику, которая укрепила экономику Тан, снизила налоги, очевидно улучшила жизнь простых людей и защитила границы Китая, сохранив имперский престиж. Эти успехи облегчили жизнь преемникам, особенно императору Сюаньцзуну (годы правления 712–756). Исследователь Танского Китая Чарльз Бенн считает правление Сюаньцзуна «золотым веком», который был самой длинной, самой славной и самой процветающей эпохой династии Тан и периодом расцвета искусства. 7

Еще одним наследием Ву стало участие женщин в политике. Она была ярким примером; позже принцесса Тайпин (ее дочь) и императрица Вэй (ее невестка) также стали участвовать в имперской политике. Императрица Вэй, возможно, претендовала на подражание Ву. В 710 году она убила своего мужа, отравив его, а затем организовала переворот, надеясь править после него. Однако ее запланированный захват провалился, и императрица Вэй была казнена. Принцесса Тайпин, хотя и обладала огромной властью при императорском дворе, не преуспела в попытке пойти по стопам своей матери. В 713 году она замышляла свергнуть императора Сюаньцзуна, но император и его сторонники обнаружили переворот и убили принцессу Тайпин. По крайней мере, некоторые женщины-лидеры в Китае двадцатого века считали Ву образцом для подражания. Сун Цинлин (1893–1981), жена Сунь Ятсена, считала Ву эффективным политическим лидером. Сун был политически активен в Китае 1950-х годов и в 1981 году был удостоен звания почетного президента Китайской Народной Республики. Цзян Цин (1914–1991), жена Мао Цзэдуна, отождествляла себя с Ву. Возможно, она пыталась использовать пример Ву в рамках пропагандистской кампании, чтобы объявить себя преемницей Мао, но в конце концов потерпела неудачу.

Ву также пробовала себя в литературных произведениях. Фэнтезийно-феминистский роман о династии Цин 9Действие «0020 Flowers in the Mirror » Ли Жучжэня (1763–1830) происходит во время правления Ву. Вымышленный Ву издал двенадцать указов, призванных принести пользу женщинам. Хотя указы вымышлены, жизнь Ву, возможно, вдохновила Ли и более поздних авторов, которые были пионерами эмансипации женщин в цинском Китае. Историк китайской женской культуры Дороти Ко заметила, что некоторые женщины-дворянки в цинском Китае были далеки от угнетения или молчания и были известными поэтессами, певицами, редакторами и учителями, которые сформировали свои собственные общественные сети. 8

У Чжао, возможно, повлиял на отношение к сексуальности и женщинам; ее репутация сексуальной распущенности возникла в относительно разрешительный период китайской истории. Танский Китай предоставил женщинам некоторую свободу действий в отношении повторного брака и секса. Однако отношение значительно изменилось после периода Сун (960–1279). Влиятельный философ Сун Чжу Си (1130–1200) сформулировал концепцию отдельных сфер и вновь подчеркнул важность женского целомудрия. Он считал, что женщине лучше умереть с голоду, чем быть нецеломудренной. Чжу, конечно, знал о Ву и ее скандалах и считал правление Ву незаконным; надлежащее место женщины было дома. Поскольку Чжу был основателем неоконфуцианства, его взгляды на женское целомудрие оказали далеко идущее влияние на более поздних ученых. Некоторые историки Сун использовали случай скандалов Ву в своих работах о целомудренных женщинах. Культ целомудрия сохранился до Цинского Китая, но в современном Китае Ву получает более благоприятный имидж, чем раньше, поскольку китайский патриархат усилил свою терпимость к женщинам.

Несмотря на то, что Ву умерла более 1300 лет назад, она остается известной фигурой в прошлом Китая, и ее до сих пор окружают споры. Она была героем серии исторических телевизионных драм в современном Китае, в частности, драматического сериала Хунаня 2014–2015 годов о Wumeiniang chuanqi (Легенда об очаровательной леди Ву или Императрице Китая) . Драма понравилась широкой аудитории, а также спровоцировала государственную цензуру не только из-за экстравагантного бюджета и смелости в постановке, но и из-за скандального изображения актрисы Фань Бинбин в роли Ву и отношения зрителей к сексуальности и женщинам. Драма впервые вышла в эфир на коммерческой спутниковой станции Hunan Television 21 декабря 2014 года, но была отменена через неделю из-за возражений правительственной цензуры и возобновилась в эфир 1 января 2015 года, при этом почти вся грудь и декольте актрис были обрезаны. Некоторые телезрители возмущены государственной цензурой, потому что отредактированная драма потеряла свою эстетическую ценность и не является исторически достоверной. Возможно, всегда существует напряженность между правящим классом и людьми в их восприятии сексуальности и женщин, будь то в Танском и Сунском Китае или в настоящее время. В любом случае У Чжао остается важной исторической фигурой имперского периода Китая.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сэмюэл Адриан М. Адсхед, Китай в мировой истории, 3-е изд. (Basingstoke: Macmillan, 2000), 54.

2. Н. Гарри Ротшильд, «Замечательный вольер У Чжао», Southeast Review of Asian Studies 27 (2005), 1.

3. Денис Твитчетт и Ховард Дж. Векслер, «Као-цзун (годы правления 649–83) и императрица Ву: наследница и узурпатор», в книге Дениса Твитчетта и Джона К. Фэрбэнка, ред., Кембриджская история Китая, , том. 3, репринт 1979 (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1997), 246; Дора Шу-фан Дьен, Императрица У Цзэтянь в художественной литературе и истории: женское неповиновение в конфуцианском Китае (Нью-Йорк: Nova Science Publishers, 2003), 37; Джонатан Клементс, Ву: китайская императрица, которая замыслила, соблазнила и убила свой путь, чтобы стать живым богом (Страуд, Глостершир: Sutton Publishing, 2007), xv.

4. Перевод Чарльза П. Фицджеральда, Императрица Ву , 2-е изд. (Лондон: Cresset Press, 19.68), 4.

5. Разговор взят из Yutang Lin, Lady Wu: A True Story (London: Heinemann, 1957), 17. См. также Rothschild, «Wu Zhao’s Remarkable Aviary», 1; Ротшильд, «У Чжао и королева-мать Запада», Journal of Daoist Studies 3 (2010): 30–31.

6. Нан Го, «Анализ образа У Цзэтяня в учебных материалах для младших классов средней школы», Китайское образование и общество, 36, вып. 3 (2003): 34–36, 39–41; Сяньлинь Сун, «Изменение пола китайской истории: император Чжао Мэй У Цзэтянь», Восточная Азия 27 (2010): 376–378.

7. Чарльз Д. Бенн, Повседневная жизнь в традиционном Китае: династия Тан (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2002), 7–8.

8. Дороти Ко, Учителя внутренних комнат: женщины и культура в Китае семнадцатого века (Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета, 1994), обложка.

Ухоу | Биография и факты

Wuhou

Смотреть все медиа

Дата рождения:
624
Китай
Умер:
16 декабря 705 г. (81 год)
Китай
Дом / Династия:
Династия Тан
Известные члены семьи:
супруга Гаозун
сын Руйзонг

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Wuhou был важен?

Ухоу принес стабильность династии Тан и нуждался в реформах объединенной Китайской империи. В соответствии с ее политикой Китай изменил свою социальную структуру с военной и политической аристократии на бюрократию с должностными лицами, выбранными на основе экзаменов.

Кто правил после Ухоу?

В 705 году министры и генералы Ухоу организовали заговор, захватили дворец и вынудили ее отречься от престола в пользу Чжунцзуна, ее сына, которого она свергла в 683 году всего через месяц после того, как он вступил на престол. Чжунцзун правил до 710 г.

Wuhou , латинизация Уэйда-Джайлса Wu-hou , первоначальное имя Wu Zhao , также называемое Wu Zetian , (род. 624 н.э., Вэньшуй [сейчас в провинции Шаньси], Китай — умер 16 декабря 705 г. , Лоян), посмертное имя ( ши ) женщины, вышедшей из сожительства и ставшей императрицей Китая во времена династии Тан (618–907). Она эффективно правила много лет, последние 15 лет (690–705) от своего имени. Во время ее правления правление Тан укрепилось, и империя объединилась.

У Чжао вошла во дворец танского императора Тайцзуна (годы правления 626–649) в 638 году в возрасте 14 лет в качестве младшей наложницы. К тому времени династия Тан недавно воссоединила Китай, в основном благодаря усилиям Тайцзуна. Мало что известно о жизни Ву как наложницы Тайцзуна, но традиционно говорят, что после его смерти в 649 году она уже вступила в интимные отношения с его наследником, императором Гаозун. После смерти Тайцзуна будущая императрица Ухоу была переведена в буддийский монастырь, как того требовал обычай, новый император посетил его, который вернул ее во дворец, чтобы она стала его любимой наложницей. Сначала она устранила своих соперниц во дворце — существующую императрицу и ведущих наложниц — а в 655 году получила положение императрицы для себя, в конечном итоге родив Гаозуну четырех сыновей и одну дочь.

Викторина «Британника»

Викторина «Женщины у власти»

Ухоу использовала свою власть, чтобы свергнуть старших государственных деятелей, все из которых служили Тайцзуну и все еще имели большое влияние на правительство. Эти люди выступали против ее возвышения до положения императрицы, главным образом потому, что, хотя она была дочерью относительно высокопоставленного офицера, ее семья не принадлежала к одному из великих аристократических кланов. Они также возражали против характера ее отношений с Гаозуном на том основании, что, поскольку она была наложницей Тайцзуна, они были кровосмесительными. К 660 г. императрица одержала победу над всеми противниками, которые были уволены, сосланы и, во многих случаях, в конечном итоге казнены. Даже дядя императора, глава великого рода Чансунь, императорского происхождения, был затравлен до смерти, а его родственники сосланы или разорены.

Практически верховная власть теперь принадлежала императрице Ухоу от имени больного Гаозуна, который часто был слишком болен, чтобы заниматься государственными делами в течение длительного времени. Слабый характером император всецело полагался на нее, и последние 23 года своей жизни императрица была настоящей правительницей Китая. Она продолжала устранять потенциальных соперников, даже если это были ее собственные родственники, но она управляла империей с большой эффективностью, нанимая способных людей, которые явно чувствовали к ней лояльность и поддерживали ее, когда ей бросали вызов. Ее выдающиеся способности администратора, ее мужество, решительный характер и готовность использовать безжалостные средства против любого противника, каким бы высокопоставленным он ни был, снискали ей уважение, если не любовь, двора. В период между 655 и 675 годами империя Тан завоевала Корею под руководством военачальников, которых назначала и продвигала императрица.

Когда Гаозун умер в 683 году, ему наследовал его сын Ли Сянь (от Ухоу), известный как император Чжунцзун. Новый император был женат на женщине из семьи Вэй, которая теперь стремилась занять такое же авторитетное положение, как и Ухоу, поскольку Чжунцзун был таким же слабым и некомпетентным, как и его отец. Через месяц Ухо низложила своего сына, сослала его и поставила императором своего второго сына, Ли Дань (император Жуйцзун), чья власть была чисто номинальной. Сторонники Тан и амбициозные молодые чиновники на юге подняли восстание. Он был разгромлен в течение нескольких недель при верном сотрудничестве главных армий престола. Эта демонстрация поддержки, которой она располагала на государственной службе, сделала положение императрицы непоколебимым.

Шесть лет спустя, в 690 году, в возрасте 65 лет императрица узурпировала трон. Принятая без восстания, она правила 15 лет. В этот период вопрос о престолонаследии стал приобретать большую актуальность. Ее собственные племянники из семьи Ву надеялись, что, поскольку она уже изменила имя династии на Чжоу, она также вытеснит наследников династии Тан из семьи Ли и оставит трон одному из племянников Ву. Ни они, ни их сыновья не были популярны или необычайно способны; с другой стороны, собственные сыновья Ухоу, два бывших императора Чжунцзун и Жуйцзун, имели мало поддержки и меньше способностей. Но даже среди ее верных сторонников росла надежда, что семья Тан Ли не будет отвергнута. В 698 императрица решила присоединиться к этим взглядам; изгнанный Чжунцзун был отозван ко двору и стал наследным принцем. В этом решении императрица показала свои замечательные качества; она не поставила свою семью в линию наследования и не назначила одного из своих племянников своим наследником. Похоже, у нее не было никаких амбиций в отношении собственной семьи, только решимость сохранить власть за собой до конца.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

В последние годы своей жизни, с 699 года, императрица оказывала благосклонность братьям Чжан, артистичным, но развратным придворным, которые привлекали ее внимание изысканными развлечениями и искусной лестью. Они вызвали сильное негодование со стороны двора и высокопоставленных чиновников, многие из которых имели безрассудство — и смелость — предупредить императрицу об их пагубной деятельности. Она не прислушалась к этим предупреждениям и, поскольку ее здоровье постепенно ухудшалось, все больше зависела от заботы братьев Чжан. В феврале 705 г. среди ведущих министров и генералов возник заговор, которые захватили дворец, казнили братьев Чжан и вынудили императрицу, старую и больную, уступить власть Чжунцзуну, правившему до 710 г. Она удалилась в другой дворец и умерла. там в декабре того же года.

Императрица Ухоу была очень компетентным правителем, используя мужчин по своему выбору, независимо от их социального положения. Хотя ее мотивы заключались в том, чтобы обеспечить себе авторитет, последствия ее политики должны были иметь большое историческое значение. Ее политика способствовала превращению китайского общества в период Тан из общества, в котором доминировала военная и политическая аристократия, в общество, управляемое научной бюрократией из дворянства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *