Мужская одежда Древнего Египта — Мужской костюм: время и вещи
Основные черты мужской одежды Древнего Египта в принципе прослеживаются на протяжении всех трех периодов истории Древнего царства (3000-2400 гг. до н. э.), Среднего царства (2400-1710 гг. до н. э.), Нового царства (1580-1090 гг. до н. э.). О типах одеяний разных слоев населения можно судить по фресковым живописям храмов и гробниц, по фигуркам из камня и терракоты. Прежде всего стоит сказать несколько слов о культуре развитого ткачества, которое определило типы одеяний жителей страны на Ниле.
Египетские ткани из льна и хлопка
Египетское земледелие дало возможность жителям страны — житницы античного мира — получать легкие и прочные ткани из льна и хлопка. Выращивать эти культуры египтяне научились за много тысяч лет до расцвета культур Греции и Рима.
Мастерство египетских ткачей за столетия упорного труда достигло недосягаемой высоты. В гробницах Долины царей археологи находят фрагменты древних тканей, очень прочных, служивших эталоном качества в античном мире. На квадратный сантиметр такого полотна египетские ткачи прокладывали не менее 84 основных и 60 уточных нитей. Лучшие сорта тканей были полупрозрачными, настолько легкими, что накидки и рубахи можно было пропускать через кольцо. Впечатляет цифра — сверток в 300 метров ткани весил чуть более одного грамма. Пять слоев одеяния из тончайшего египетского льна не скрывали тела человека.
Фактура тканей поражала воображение. ткали на льне узоры, расшивали полотно нитями, в том числе золотыми и серебряными, нанизывая на нити бисер и бусинки из кораллов. Из-за жаркой погоды почитался белый цвет одежд, отталкивавший солнечные лучи. Ткачи Мемфиса, Фив и других городов получали также ткани кремовые, желтоватые, серые, синеватые, голубые. На цветных фонах использовали узоры коричневых, желто-охренных и зеленоватых оттенков, краски были растительного происхождения. Черный цвет ткани был достаточно редок. Это не был цвет траурного одеяния.
Из орнаментов тканей самыми популярными оказывались полосы, треугольники, зигзаги. Популярный орнаментальный мотив — листья нильского лотоса, а также растений, которые можно было отыскать на берегах великой реки. На одеждах жрецов и знатных придворных чинов размещались символы святости и принадлежности к господствующему сословию — жуки-скарабеи, змеи, бичи и жезлы, птицы с раскрытыми крыльями.
Кожа и мех носились египтянами в самые древние столетия. Позднее эти материалы для одеяний в основном применяла каста жрецов, которые изготавливали из буйволовой кожи передники и накидки для ритуальных одежд.
Орнаменты тканей в Древнем Египте
Виды набедренных повязок в Египте времен фараонов
Набедренные повязки и передники, рубахи
Первоначально, в самую древнюю пору, египтяне не знали тканых материалов. Простейшей одеждой для земледельцев и скотоводов служила повязка из стеблей нильского тростника. Пластинки собирали в пучок и подвешивали к поясу на бедрах. Такую примитивную одежду носили и местные племенные вожди, которые впоследствии превратились в царей — фараонов.
Возможно, отсюда берет начало традиционный силуэт египетской одежды, украшенный драпировками. Набедренные повязки меняли свою форму на протяжении столетий, виды повязок исчисляются если не десятками, то сотнями. В каждой местности по-своему драпировали ткани, собирая материю в ниспадающие складки спереди.
Набедренную повязку в Египте называли схенти. Тонкий ремешок украшался узелками и накладками даже у простых мужчин, не говоря уже про знать. Пояс спереди завязывали на узел в самом центре талии. К схенти полагался особенно на праздниках передник треугольной формы, а иногда и овальной. Повязки были характерны для ношения в эпоху Древнего Царства.
Во времена Среднего Царства в быт входят накидки и рубахи. Знатные мужчины могли носить несколько рубах, набрасывая на плечи плащ из тонкой льняной ткани. Одеяния расширяли свой объем книзу, силуэт получался пирамидальный, складки обильные и мелкие, популярны плиссировки. Носили сразу три и четыре схенти, наматывая ткань слоями на бедра.
Надевали схенти так — сначала полосу ткани прикладывали к животу, пропускали ткань между ногами, сворачивали по талии, стягивали все пояском. Для молодых воинов или рабочих характерны короткие схенти. Старые египтяне предпочитали длинные повязки.
В столетия Нового Царства экономические связи Египта с другими областями античного мира разрастаются и укрепляются. Египетские торговцы проникают в Сирию, Вавилон, торгуют с Африкой. Из покоренной армией фараона Сирии приходит мода на покрывала и накидки, на ношение длинного прямоугольного полотнища (нарамника), которое складывалось вдвое, а затем сшивалась по бокам. Для головы прорезалось в середине отверстие. Нарамник обвязывался через плечо синдоном — шарфом, который потом обертывали вокруг бедер и связывали узлом спереди.
Знать — жрецы, чиновники, командиры войск — носили такие полотнища с расшивкой золотом, драгоценными бисерными нитями. Атрибутом власти и силы в мужском костюме влиятельных людей были шкуры тигра, леопарда, льва, которые носили на перевязи, прикрывая плечо. Обязательный элемент знатного одеяния — нагрудник, собранный из полосок золоченой кожи или нитей бисера.
Египетский калазирис представлял собой рубаху почти до пят, плиссированную юбку и тонкое покрывало.
В эллинистический период одежда египтян, жителей Александрии и прибрежных селений, мало чем отличается от костюмов греков, македонцев, римлян. мужчины носят туники из местного льна и хлопка, плащи из шерсти для путешествий, накидки для защиты от палящего солнца.
Одежда египетских мужчин
Ювелирные мужские украшения Египта
Обереги, амулеты и ладанки, связанные с культами богов, для мужчин Древнего Царства были не данью моде, а символом верности божественным силам. Египтяне верили в магию украшений. И магические подвески, как казалось жителям селений на берегах Нила, даровали покой и счастье. Впоследствии вера в богов стала не столь трепетной. но страсть к украшениям у египтян осталась.
Простые строители пирамид, пахари, скотоводы изготавливали бусы и ожерелья из обожженной на солнце глины, из морской гальки. Для знати предназначалось золото — металл Солнца, великого Божества, культ которого пытался ввести в стране фараон Эхнатон. Солнечный диск в ювелирном искусстве Египта символизировало нашейное украшение, которое дополнялось массивными браслетами из золота на руках и ногах. В ходу были драгоценные сверкающие диадемы, пояса с накладками из кораллов и лазурита, бирюзы. Считалось, что бирюза обладает защитными свойствами, охраняя человека от темных сил.
Египтяне любили чистые камни с ярким и насыщенным цветом. Фавориты среди ювелиров Египта:
- —сердолик
- —лазурит,
- — сардоникс,
- — малахит,
- — бирюза
Египетское искусство и культура не имела представления о ценности спфиров, алмазов, изумрудов и рубинов.
Самые популярные и могущественные амулеты ( по мнению египтян):
- — Символ Солнца — «глаз Гора»
- — Крест с петлей: знак возрождения и вечной жизни — «анх»
- — Символ загробного мира и воскрешения из мертвых — жук-скарабей.
В государственной системе египетских царств украшения выполняли еще и роль наград. Тяжелые, весом в килограмм и более, украшения из золота свидетельствовали о высоком ранге вельможи, о его крупных заслугах перед царем.
Египетский вельможа
Головные уборы и обувь египтян
Долгое время находиться на открытом воздухе без головного убора в Египте было чревато перегревом , солнечным ударом. Потому так популярны и в простом народе, и у знати были накладки на голову. Египетские мужчины имели моду брить головы наголо. Парики изготавливались из шерсти овец, из пучков льна, сухой плетеной травы, расщепленного тростника. Среди чиновников и придворных нередки были парики с трубчатыми локонами, с многочисленными косичками, длинные, шерстяные.
Платки (клафт) являлись предметом для разных слоев населения. Носили платки, завязывая сзади и оставляя уши открытыми. Для рабочей поры предназначались круглые маленькие шапочки на затылок и косынки из льна.
Для царей существовала разновидность клафта — платок немес, полосатый, ткань расшивалась лазурью и золотом. Этот платок, как и накладная борода, знаменовал принадлежность к царскому дому.
Ноги, если требовалось, обертывали лыком или листами растений, пучками травы. Простолюдины обычно вообще обходились без обуви. Но знать пользовалась сандалиями, внешний вид которых сохранился на папирусах и наскальных фресках, рельефах. Обувь знати была очень простой — кожаная подошва с парой ремешков, никаких задников. Дорогая обувь могла украшаться тиснением по коже — сцены охоты или войны.
Вообще, египтяне обувь, если она у них имелась, очень берегли. Даже придворные или состоятельные купцы старались нести в руках свои дорогие сандалии, надевая их только во время торжеств.
Источники:
Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. Т.1. М.,1993.
Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
А. Блейз. История в костюмах. М.. 2002 г.
Добавить комментарий
Костюмы Древнего Египта: история с фото
Содержание
История одежды
Одежда древнего Египта была, прежде всего, изящной и функциональной. Она отличалась своей практичностью, простым покроем и строгими геометрическими формами. Со временем древнеегипетский костюм из более простого становился все более многослойным и затейливым.
Египетская одежда делалась преимущественно изо льна и хлопковых тканей, порой применялась и кожа. Наиболее популярным цветом был белый, впрочем, учитывая законы физики, белый цвет и наиболее практичный в условиях жаркого египетского климата. Часто одежда была украшена различными узорами и орнаментами, которые помимо придания одежде большей красоты имели и определенный символический смысл. Обычно в качестве украшений были изображения различных животных и насекомых, которых египтяне почитали священными. Особенной популярностью пользовался жук-скарабей, бывший у египтян сильным оберегом и символом воскрешения.
Одежда древних египтян разных социальных групп отличалась качеством ткани.
Материал одежды древнего Египта
В небольшом количестве одежда древнего Египта шилась из шелка, которым торговали преимущественно в восточной части Средиземноморья уже со второй половины II тыс. до н.э. Изделия из шелка находили в египетских гробницах.
Шкуры диких животных, прежде всего леопарда, носиди жрецы и фараоны. Такие наряды были найдены в усыпальнице Тутанхамона и достаточно часто изображались в сценах на стенах царских гробниц. В особых случаях представители династии одевали декоративную церемониальну одежду, украшенную перьями.
Производство одежды в Древнем Египте
Изготовление одежды было женской работой. Она производилась не только в домашних условиях, но и в мастерских, которые держали дворяне и состоятельные люди.
Наиболее важной частью текстиля было белье. Лен считался самым лучшим тканым полотном. Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестья. В мастабах и гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.
Впервые льняная одежда была мужского кроя. Растение собиралось на полях, из него извлекались волокна, которые собирались в нити. Этот этап работы выполняли женщины. Деревяные колышки вбивались в землю, так был сделан первый ткацкий станок. Ко времени Нового царства главным изобретением стало открытие вертикального ткацкого станка. Для работы на них требовалась физическая сила, поэтому работу стали выполнять, в основном, мужичины.
Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Зигзаг и оверлог практически не применялся. Шили тремя видами стежков.
Применялись инструменты: ножи и иглы. Лезвия делали из камня, затем из меди и в период Нового царства – из бронзы и железа. Кремниевые ножи использовались вплоть до римских времен. Иглы затачивали из дерева, кости или металла. Их ширина достигала одного миллиметра, и в иглах также было ушко для нити. Ножницы стали важным элементом швейного дела только к концу существования древнего египетского государства, хотя были известны уже начиная со II тыс. до н.э.
Мужская одежда
В эпоху древнего египетского царства мужская одежда египтян была предельно простой, и представляла собой один лишь передник из плотной ткани. Передник этот был овальной, прямоугольной или квадратной формы. Чуть позднее мужской передник стал носиться вместе с повязкой из белой драпированной ткани, которую египтяне называли схенти. Несмотря на простоту, многочисленные драпировки делали подобный мужской наряд вполне себе изысканным.
Верхнюю часть тела древнеегипетские мужи украшали массивным ожерельем, чем-то похожим на воротник. Такое ожерелье называлось «ускх».
Постепенно длина, как передника, так и схенти увеличивалась, драпировки становились все более сложными и вычурными. Знатные египтяне украшали пояс орнаментом и золотыми нитками, в то время как одежда земледельца древнего Египта далее оставалась предельно простой.
В эпоху среднего царства мужская одежда египтян заметно усложняется, мужчины одевают несколько схенти друг на друга. Позднее они начинают носить несколько слоев одежды, а изначальный передник и схенти становятся чем-то вроде нижнего белья. Также появляются и новые предметы гардероба, заимствованные у соседних народов: накидка, к которой порой пришивали и рукава и головные уборы.
Женская одежда
Традиционная одежда женщин древнего Египта также отличалась своей лаконичностью и простотой. Изначально она представляла собой прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках. Такой сарафан назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, а вот грудь часто оставалась открытой. В целом женская нагота ничуть не смущала египтян.
Подтверждением этому могут служить многочисленные изображения практически обнаженных девушек, чья одежда состоит из одних лишь украшений и узкого пояса. Особенно такая «одежда» (вернее ее почти полное отсутствие) было характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физических трудом. Так как одежда сковывала их движения, они обходились без нее.
В эпоху среднего царства женская одежда египтянок подобно мужской одежде также становится более сложной и вычурной. Женские плечи, как и мужские, начинает украшать массивное ожерелье на тканевой основе – ускх. В дополнение к одежде египетские женщины начинают активно использовать украшения и косметику. К слову о женской косметике, она появилась именно в древнем Египте, египтянки были первыми женщинами в истории, которые научились наносить макияж и красить губы. (Как видите, эта женская традиция прошла сквозь века и осталась актуальной в наше время).
Знатные египтянки поверх традиционного калазириса начинают носить красивые накидки из легких и прозрачных тканей. Эти накидки красиво и сложно драпировались, оставляя при этом одно плечо обнаженным. Их главной задачей было подчеркнуть красоту и изящество их прелестной обладательницы. А вот головные уборы египетские женщины практически не носили, за исключением жен фараонов. Те могли носить на голове корону, изображающую ястреба с расправленными крыльями.
Одежда жрецов
Жрецы были элитой древнеегипетского общества и исполняли множество важных и полезных общественных функций. Они были не только священнослужителями, но и учеными, судьями, историками, врачами. Поэтому не удивительно, что жрецы выделялись и своей одеждой. Они носили исключительно полотняную одежду и плетенные из библуса сандалии. Эти сандалии были знаком различия жреческого сословия. Они прикреплялись к ноге при помощи двух ремней: широкого и узкого. При этом узкий ремень проходил между большим и вторым пальцем ног и пристегивался к большому ремню. Порой эти ремни связывались наглухо и сандаль можно было одевать словно башмак.
В остальном одежда жрецов была такой же как одежда других египтян, качество ее тем не менее было более высоким и она была, разумеется, также украшена различными орнаментами, несущими сакральный смысл.
Жрецы бога Анубиса в качестве особого привилегия могли носить шкуру леопарда, но только лишь они одни.
Головные уборы
Головные уборы древнего Египта
Если на фресках гробниц можно обнаружить фрески с изображением мужчин и женщин, головы которых украшены диадемами, то простые граждане обычно не нуждались в такой роскоши. Ношение тяжелых головных уборов было принято у народов юга: нубийцев и эритрейцев. Зажиточные граждане в Египте носили парики. Эта деталь гардероба служила признаком богатства, успеха и высокой должности. Порой они достигали огромных размеров во времена Нового царства. Гардероб дополняли всевозможные аксессуары: ожерелья из драгоценных металлов, кольца, браслеты, диадемы, перчатки, пояса. Для представителей царской династии характерно наличие на головном уборе урея — символа власти фараона Древнего Египта. Он изображался в форме кобры с поднятой головой и служил целью защиты для своего обладателя и обладал религиозным значением. Самые популярные в Египте цвета для украшений — золотой, синий, красный, черный, зеленый.
Обувь и аксессуары
Обувь Древнего Египта. Золотые сандалии Тутанхамона. Египетский музей древностей.
Народности, живущие вдоль побережья Средиземного моря, обычно не носили обувь, за исключением хеттов, которые жили в анатолийском нагорье. Их сандалии имели поднятые носки.
Египтяне большую часть времени ходили босиком и в исключительных случаях для защиты ног одевали обувь.
Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострен вверх. Их делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно передевался ремешок.
Самая дешевая обувь была доступна для всех, кроме бедняков. Тот, кто мог их себе позволить, владел богатствами.
Цари одевали искусно украшенные расписанные сандалии зачастую из драгоценных материалов. Иногда они одевали декоративные перчатки.
В гробнице Тутанхамона было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошве.
Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.
Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землей под моими сандалиями».
Среди самых интересных образов династического периода был сандаловый знаменосец фараона. А при царе Вени VI династии, эта должность имела важный этап в государственной карьере.
Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного.
Ускх ожерелье фараона Символизировал солнце
Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту, сардонису,, малахиту, бирюзе и т. п. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали.
Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.
Мужская одежда египетских земледельцев состоит только из набедренной повязки и широкого пояса. Эти скромные наряды египтяне дополняют самодельными украшениями из камня и бронзы. Традиционная одежда современных египтян состоит из длинной рубашки простого кроя, которая дополняется широкими штанами и поясом-кушаком. Поверх рубашки одевается жилетка или кафтан, а голову украшает платок, завязанный в виде чалмы. Египтянки носят платья-рубашки с кафтанами прямоугольного кроя и объемные платки на голове. После раскопок гробниц в двадцатых годах прошлого века, египетский стиль одежды вновь вернулся в мир современной моды! Наряды с египетским принтом в виде иероглифов, пирамид и этнических узоров с каждым годом становятся все популярнее!
Одежда фараона
На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Такая же повязка была у других членов общества. Отличительные знаки фараона – платок для головы либо корона.
Также правители носили золотые обручи, выполненные в форме змеи. Головной убор назывался «урей» и являлся символом власти точно так же, как скипетр, накладная борода.
Клафт (либо немес) аналогично выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову, лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли.
Характерным для фараона было наличие такого аксессуара, как ускх – массивное ожерелье в виде воротника. Его носили и другие представители знати. Однако аксессуар фараона выполнялся в определенных расцветках – череда желтых и голубых вставок.
Фараоны считались сыновьями солнца, соответственно их одежда отличалась не только высоким качеством исполнения, но и всегда несла определенный смысл. Схенти древнеегипетских фараонов имело широкий пояс, спереди украшенный красивой материей или пластиной из драгметаллов. Сзади набедренная повязка украшалась подобием хвоста.
Когда настала эпоха Нового царства, правители начали носить материю, которая одевалась через голову и закреплялась при помощи пояса. Ткань была полупрозрачной, чтобы сквозь нее просвечивался более нарядный схенти.
Из каких материалов шили одежду
Несмотря на то, что в Древнем Египте активно разводили овец, их шерсть считалась нечистой, поэтому ее не использовали для производства одежды. Наряды делались, преимущественно, из льняной ткани.
Интересный факт: у древних египтян траурным цветом считался голубой, поэтому на погребения они старались надевать одежду именно такого оттенка.
Материю могли окрашивать разными цветами. Популярными были одежды синих, зеленых и красных расцветок. Когда египтяне научились добывать новые красители, добавились коричневый и желтый цвета. Белая одежда считалась будничной, и носили ее большинство древних египтян.
Ткань могла быть однотонной или украшенная узорами. Любимыми узорами считались цветы лотоса и перья, символизировавшие богиню Исиду. Наносили узоры при помощи специальных способов окрашивания, а также вышивки.
Геродот писал, что египетских мумий оборачивали в виссон, а египтологи позже находили ткани в гробницах
Прядильщицы Древнего Египта до сих пор поражают ученых уровнем своего мастерства. Египтолог Джон Уилкинсон во время раскопок обнаружил в царских усыпальницах уникальную ткань – виссон.
Интересный факт: чтобы понять, насколько виссон уникален, нужно представить скорлупу от грецкого ореха – туда свободно помещается пара перчаток из этого материала.
Это очень тонкая ткань белого или золотистого цвета. Без преувеличения драгоценный материал использовался для создания одежды фараонов. Свою популярность виссон обрел благодаря высокому качеству, прочности, легкости и минимальной толщине.
В такие ткани заворачивали мумии древнеегипетских фараонов. Наряды из виссона носили также цари, первосвященники. Воспроизвести ткань в настоящее время не удается, так как неизвестен ее полный состав.
Считается, что виссон состоит изо льна либо нитей, которые выделяются особыми моллюсками – благородными пиннами. Эти нити представляют собой белковый секрет – биссус. Он быстро становится твердым и напоминает пучок шелковых ниток. Моллюскам нити необходимы для прикрепления к подводным предметам, камням и т.п.
Интересно: Откуда стало известно звучание древнеегипетского языка?
Одежду для древнеегипетских фараонов шили преимущественно из льняных тканей, а также особого материала – виссона. Об этом свидетельствуют археологические находки, например, обнаруженные гробницы, в которых мумии были завернуты в виссон. Это очень прочная, легкая и тонкая ткань. Вероятнее всего, жители Средиземноморья изготавливали ее из натуральных нитей, которые вырабатывают моллюски.
Как стирали одежду в древнем Египте?
Геродот, посетивший Египет около VII в до н.э., рассказывал: «Чистота, по-видимому, стояла рядом с благочестием в Древнем Египте. Кто мог быть ближе к Небу, чем сам фараон. Одной из самых важных должностей при дворе был держатель королевской одежды, обязанностью которого было отбеливание царской одежды» (Эвтерпа, 2.37.1)
Ручная стирка была достаточно тяжелым физическим трудом. Состав мыла стал известен благодаря смешиванию касторого масла и селитры. Одежду тщательно намыливали, отжимали под паром. Около 1200 г. до н.э. были изобретены прачечные, которые облеглачи процесс стирки.
Бедные люди не имели доступа к таким услугам и стирали вещи на берегу реки или канала. Вода доставлялась в тяжелых глиняных сосудах. Особая опасность заключалась в том, что встретить мимо проплывающего крокодила. Отмечались несчастные случаи.
До появления промышленных технологий, труд в прачечной оценивался в гроши. Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой впрочем было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.
Одежда египтян в настоящее время
В прошлом веке, мужчины носили длинные рубашки с рукавами простого кроя и широкие штаны с кушаком, зауженные к низу, сверху надевалась жилетка или кафтан, на голове платок связанный в чалму. В настоящее время чалму заменяет платок шемаг в клетчатый орнамент (арафатка) с валиком вокруг головы, позаимствованный из Эмиратов и Саудовской Аравии. Современные галабей (длинные рубахи) стали более расширенной, трапециевидной формы, с воротничками, карманами и т. д. Мужская одежда, в связи с канонами мусульманской религией, традиционно не украшается золотом и вышивкой.
Женская мусульманская одежда в начале века состояла из абаи, с ручной вышивкой и орнаментом, платка украшенного цветными помпончиками, головного венка из цветов. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством и женщинам не надо было носить традиционную мусульманскую одежду. При Мубараке всё вернулось на свои места и египтянки снова надели хиджаб, абайи и химар. Из Саудовской Аравии пришел никаб из легкой ткани, через которую легче стало дышать. Химар носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.
В настоящее время мусульманки носят модные и современные шёлковые, атласные платки, длинные юбки, длинные платья, плащи, и современные модели хиджаба, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их изготавливают из крепа, шелка, хлопка и синтетики. Для очень богатых египтян существует женская одежда из очень дорогих тканей, украшенные драгоценными камнями. Высокую моду на современную одежду мусульманок можно увидеть на показах моды, проводимые в Египте. Старое поколение египтянок, воспитанные на строгих мусульманских традициях, придерживаются национальной египетской одежды.
Египетская цивилизация — Повседневная жизнь
Одежда и украшения |
Древние египтяне очень требовательно относились к чистоте и
личный внешний вид.
Люди, которые были плохо ухожены, были
считается низшим. И мужчины, и женщины пользовались косметикой и носили украшения.
Одно украшение, амулет,
считалось, что защищает владельцев и
дай им силы.
Лен, выращенный фермерами, был соткан
в тонкое полотно для одежды.
Мужчины из рабочего класса носили набедренные повязки или короткие килты,
а также длинная рубашечная одежда, завязанная поясом на талии. Килты были
сделанный из прямоугольного куска полотна, который был сложен вокруг тела и
завязывается на талии. Состоятельные мужчины носили рубашки до колен, набедренные повязки или
килты и украсили себя украшениями ниткой бус,
нарукавники и браслеты. Женщины из рабочего класса носили платье с запахом в полный рост.
платья и облегающие ножны. Элитные женщины улучшили свою внешность
с макияжем, серьгами, браслетами и ожерельями.
И мужчины, и женщины носили сандалии.
из папируса. Сандалии из растительных волокон или кожи были обычным видом обуви.
Тем не менее мужчины и женщины, в том числе богатые, часто
изображен босиком.
Старый Королевство | Средний Королевство | Новый Королевство | |||
---|---|---|---|---|---|
Дворянин Короткий килт со складками и поясом; волосы по плечи; ожерелье. | Служанка Простое платье-футляр на широких бретелях; длинные волосы, неплетеный; украшения. | Официальный Килт до середины икры с большим фартуком, который, вероятно, усилен для сохранения треугольной формы; изысканное ожерелье. | Служанка Простое платье-футляр, длинные распущенные волосы. | Дворянин Изысканная одежда со складками; украшения, парик и душистый конус; сандалии с удлиненными загнутыми пальцами, характерными для того периода. | Дворянка Изысканное платье; украшения; плетеный парик, украшения для волос и ароматизированный конус. |
Рисунки Джона Айда
Одежда
Когда королевские особы, боги и богини изображались в статуях, храмах
резьбы и настенной росписи, это была красота и уверенность в себе
предмет, который был передан. Идеализированные египетские художественные условности
пропорции тела. Мужчины показаны широкоплечими, худощавыми.
тела, мускулистые руки и ноги; а у женщин талия маленькая, плоская
животы и округлые бюсты. Оба носят элегантную одежду и украшения,
и стоять с высоко поднятой головой. Их величественный вид
вызывает уважение у всех, кто смотрит на их портреты.
В Древнем царстве богинь и элитных женщин изображали в ножнах с широкими лямками.
В Новом царстве носили ножны
украшенный золотой нитью и разноцветной вышивкой бисером, типа сари;
на ножнах была только одна тонкая лямка. Эти платья были сделаны из льна, и
украшены красивыми цветными узорами и вышивкой бисером.
Автор
царствование Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н. э.) женская одежда была
из очень легкого прозрачного льна.
Мужчины носили рубашки до колен, набедренные повязки или килты из льна.
Однако кожаные набедренные повязки не были редкостью. Их одежда была
иногда украшены золотой нитью и разноцветной вышивкой бисером. Жрецы, визири и некоторые чиновники носили длинные белые одежды с ремешком.
через одно плечо, и сеньоры (один из чинов в священстве)
носили леопардовые шкуры поверх мантий.
Прически
Египетская элита нанимала парикмахеров и очень заботилась о своих
волосы. Волосы мыли и надушивали, а иногда и осветляли хной.
Детям брили головы, за исключением одной или двух прядей или
коса, которую носят сбоку головы. Это называлось боковым замком
юность, стиль, который носил бог Гор, когда он был младенцем.
(слева) Женщины в ароматных шишках и париках. Картина: Виннифред Нилер, Королевский музей Онтарио | ||
(справа) Копия парика. Королевский музей Онтарио |
И мужчины, и женщины иногда носили шиньоны, но парики были более
общий. Парики были сделаны из человеческих волос и имели набивку из растительных волокон.
на нижней стороне. Заплетенные в аккуратные косы и пряди, они были
часто длинные и тяжелые. Возможно, их носили в основном на праздничных мероприятиях.
и торжественных случаев, как в Европе восемнадцатого века.
Жрецы брили головы и тела, чтобы
подтвердить свою преданность божествам и укрепить свою чистоту,
знак очищения.
Макияж
Элитные мужчины и женщины улучшены
их внешний вид с различной косметикой:
масла, духи,
и краски для глаз и лица. Оба пола носили макияж глаз,
чаще всего изложение
их веки с линией черного румянца. При нанесении
на гриме использовали зеркало,
как мы делаем сегодня.
Египтяне использовали минерал
пигменты для создания макияжа.
Галенит или малахит растирали на каменных палитрах, чтобы сделать глазную краску.
Наносится пальцами или красочным карандашом (из дерева, слоновой кости или камня),
краска для глаз подчеркивала глаза и защищала их от яркого солнечного света.
Во времена Древнего царства под глаза натирали порошок зеленого малахита.
Румяна для лица и губ была сделана из красной охры. Масла и жиры
наносились на кожу для ее защиты, смешивались с духами и добавлялись в
конусы благовоний, которые носят на макушке. И мужчины, и женщины носили
ароматные шишки на головах. Было высказано предположение, что конусы
сделанный из сала или жира, который постепенно плавился, выделяя аромат. Нет
образцы конусов были найдены.
Ювелирные изделия
Издревле украшения носили представители элиты для украшения себя и как показатель социального положения.
положение дел. Браслеты, кольца, серьги, ожерелья,
булавки, пряжки для ремней и амулеты
были сделаны из золота
и серебро, инкрустированное драгоценными камнями, такими как лазурит,
бирюза, сердолик и аметист. Фаянс и стекло также использовались для украшения ювелирных изделий.
Элегантный дизайн
египетских украшений часто отражали религиозные
темы. Мотивы включали изображения богов и богинь; иероглифический
символы; и птиц, животных и насекомых, сыгравших роль в
миф о творении. Обычно видели скарабея;
Глаз Ре; лотос
и растения папируса; стервятник и ястреб; кобра; и символы, такие как узел Изиды, 9кольцо 0136 шен (символ вечности) и анх (символ жизни). Ювелирные изделия человека были помещены в его или
ее могила для использования в загробном мире, наряду со многими другими личными
предметы.
главное меню | цивилизация | повседневная жизнь
Древняя египетская одежда — Археология сейчас
Автор: Бекки Лао
Нравится ли вам покупать новую одежду вместе с родителями? Или вы думаете, что ходить по магазинам скучно? Как вы думаете, насколько ваша одежда отличается от одежды людей, живших 5000 лет назад в Древнем Египте? Давайте совершим путешествие во времени, чтобы узнать больше.
Первое, что нужно знать об одежде в Древнем Египте, это то, что люди носили как можно меньше! Это связано с тем, что большую часть года в Египте было очень жарко. Конечно, когда погода была холоднее, дети и взрослые носили больше одежды.
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА
В Древнем Египте, если бы вы были мальчиком или девочкой, вам не нужно было бы беспокоиться об одежде, потому что дети не носили одежду большую часть года. Дети обычно были голыми до шести лет! Хотя дети не носили одежды, они носили украшения, такие как браслеты, ожерелья или серьги.
Египетская семья с четырьмя дочерьми. Викисклад.
Большинство детей и взрослых ходили босиком и редко носили обувь. Обувью древних египтян были сандалии. Что-то вроде шлепанцев, которые вы носите сегодня. Обычный человек носил сандалии из соломы. Более состоятельные люди носили сандалии из кожи, как правило, для особых случаев. Вот картинка, показывающая разницу. Маленькие соломенные сандалии слева принадлежат детям. Сандалии справа сделаны из кожи для взрослого человека.
Сандалии для ребенка и взрослого. Музей Метрополитен.
Зимой египтяне носили носки, чтобы ноги были в тепле. Вот фото носка для левой ноги ребенка. Они не такие старые, как сандалии, изображенные выше. Очень красочно, не правда ли!
Британский музей
Мальчики и девочки заплетали волосы в косу на правой стороне головы, называемую «пейкой юности». Этому позволяли расти, пока они не стали взрослыми. Они либо брили остальную часть головы, либо заплетали остальные волосы в более короткие косы. На картинке ниже вы можете увидеть мумию маленького мальчика, показывающую его «пейс юности».
Мумия принца Вебенсена.
Когда мальчик или девочка становились старше, дети сбривали пейсы юности. Это был знак для остального мира, что они растут и становятся взрослыми. Обычно это происходило в возрасте около шести лет, хотя иногда это могло быть и позже. Они также начали носить одежду, похожую на одежду их родителей.
БЕЛЬЕ
Все в Египте носили одежду из ткани, называемой лен. Лен производится путем прядения волокон из стеблей льна. Льняная ткань прочная и не удерживает тепло рядом с телом, как тяжелая шерсть. По этой причине белье удобно и прохладно в носке. Это идеальная ткань для жаркого климата. Одежда египтян почти всегда белая, естественного цвета льна, потому что лен трудно красить.
Растения льна. Викисклад.
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Самый распространенный предмет одежды, который носили мужчины, назывался килт. Мужчины на картинке ниже одеты в килты. Килт – это юбка, которая обхватывает тело и завязывается поясом. Это прохладно и легко носить в жарком климате. Состоятельные мужчины носили килты из легкого льна.
Мужчины в белых льняных килтах. Лувр.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Женская одежда также шилась из льна. Состоятельные женщины носили белье, которое было намного легче. Сделать его было намного дороже. Состоятельные женщины также носили платья из бисера. Иногда у платьев на подоле были кусочки, похожие на колокольчики, издававшие звук при ходьбе. Женские платья обычно были длинными и облегали тело. Вот несколько женщин-музыкантов в льняных платьях на картинке слева. Справа вы можете увидеть настоящее платье из древнего Египта, сделанное из бисера. Разве это не красиво?
Музыканты. Музей Метрополитен.
Платье из бисера. Музей изящных искусств Бостона.
МАКИЯЖ, ПАРИК И УКРАШЕНИЯ
И мужчины, и женщины носили макияж, парики и украшения, как вы можете видеть ниже. Видите белый килт на мужчине и белое льняное платье на его жене? Обратите внимание, что они оба босиком и оба носят парики и макияж вокруг глаз в дополнение к большим украшениям.
Музей изящных искусств Бостона.
Мужские парики обычно были короче, а женские парики могли быть довольно большими. Эти женщины пришли на вечеринку. Они надели свои лучшие платья и украшения. Они также надели свои самые лучшие парики для вечеринок! Эти парики огромные, не так ли? Их серьги тоже впечатляют! Некоторые люди думают, что большие кусочки на макушке, похожие на перевернутые рожки от мороженого, на самом деле сделаны из пчелиного воска, смешанного с духами. Когда конусы нагревались, они таяли в парике, и от человека приятно пахло!
Британский музей.
Все накрасили глаза! Макияж глаз помог предотвратить заражение. Это также помогло уменьшить блики от солнца.
Всем хотелось выглядеть красиво! Они использовали косметические инструменты, которые очень похожи на инструменты, которыми мы пользуемся сегодня! Здесь вы можете увидеть зеркало, которое было бы блестящим. Вы также можете увидеть бритву для бритья волос, пинцет и тюбик с косметикой для глаз.
Египетские инструменты для макияжа. Слева направо: тюбик с черным макияжем для глаз, бритва, пинцет, точильный камень для бритвы, зеркало. Музей Метрополитен.
Древние египтяне изготавливали множество необычных и красивых емкостей для хранения косметики и духов. Эта оригинальная косметичка сделана в виде плавающей женщины. Она держит ложку с верхушкой в виде оленя. Верх можно снять. Внутри должна была храниться черная косметика для глаз. Разве ее волосы не прекрасны?
Метрополитен-музей
Вот флакончик для духов в виде рыбки! Его рот — это отверстие. В рот ему засовывали пробку, чтобы духи оставались внутри.
Британский музей
Древние египтяне любили украшения. Все носили его. Больше лучше! Они носили огромные ожерелья, браслеты, подвески и ножные браслеты. Обычный человек носил украшения из глиняных бусин. Богатые люди носили золото и драгоценные камни. Это большая подвеска, называемая нагрудной, которую носили на длинной нитке бус так, чтобы она свисала посередине груди. Это было, конечно, потрясающе, как вы можете видеть ниже!
Музей Метрополитен.
Следует помнить, что для изготовления одежды, украшений и париков нужны были мастера. В Египте были мастерские с удивительной технологией. Для изготовления этих красивых вещей требовалось много тренировок и мастерства. Мастера внизу работают в магазине, где они шьют бусы и украшения из бисера.
Ювелирная мастерская. Британский музей.
Мода древних египтян была очень красивой и чудесной. Мы рады, что смогли отправиться с тобой во времени в древнюю страну, хотя не думаем, что сможем убедить твоих родителей разрешить тебе бегать без одежды!
Мы прилагаем лист с инструкциями по изготовлению украшений, подобных тем, которые носили древние египтяне.