Рубрики
Популярное

София княгиня московская жена царя ивана: Софья Палеолог — биография, личная жизнь, жена Ивана III, фото, историческая роль и последние новости

Софья Палеолог — биография, личная жизнь, жена Ивана III, фото, историческая роль и последние новости

Биография

Большинство историков сходятся во мнении, что бабушка Ивана Грозного, великая княгиня Московская Софья (Зоя) Палеолог сыграла огромную роль в становлении Московского царства. Многие считают её автором концепции «Москва – третий Рим». А ещё вместе с Зоей Палеологиней появился двуглавый орёл. Сначала он был семейным гербом её династии, а потом перекочевал на герб всех царей и российских императоров.

Детство и юность

Зоя Палеолог появилась на свет (предположительно) в 1455 в Мистре. Дочь деспота Морейского Фомы Палеолога родилась в трагическое и переломное время – время падения Византийской империи.

После взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом II и гибели императора Константина, Фома Палеолог вместе с женой Екатериной Ахайской и детьми сбежал на Корфу. Оттуда он перебрался в Рим, где был вынужден перейти в католицизм. В мае 1465 года Фома умер. Его смерть случилась вскоре после кончины супруги в том же году. Дети, Зоя и её братья – 5-летний Мануил и 7-летний Андрей, переехали в Рим уже после смерти родителей.

Фома Палеолог, отец Софьи Палеолог

Воспитанием сирот занялся греческий учёный, униат Виссарион Никейский, служивший кардиналом при папе Сиксте IV (это он стал заказчиком знаменитой Сикстинской капеллы). В Риме греческую принцессу Зою Палеолог и её братьев воспитывали в католической вере. Кардинал позаботился о содержании детей и их образовании.

Известно, что Виссарион Никейский с позволения папы оплачивал скромный двор юных Палеологов, в который входили прислуга, врач, двое профессоров латинского и греческого языков, переводчики и священники. Софья Палеолог получила довольно солидное по тем временам образование.

Великая княгиня Московская

Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.

Софья Палеолог

Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.

В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Ивана III Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын Иван Молодой. Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.

Царь Иван III

После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.

В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог

Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.

Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты Платона и Аристотеля, неизвестные поэмы Гомера.

Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере

В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.

Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.

Личная жизнь

По всей видимости, личная жизнь Софьи Палеолог с великим князем Иваном III сложилась удачно. В этом браке родилось немалое потомство – 5 сыновей и 4 дочери. Но безоблачным существование новой великой княгини Софьи в Москве назвать сложно. Бояре увидели то огромное влияние, которое жена имела на супруга. Многим это не понравилось.

Василий III, сын Софьи Палеолог

Поговаривают, у княгини были плохие отношения с наследником, рождённым в предыдущем браке Ивана III, Иваном Молодым. Более того, есть версия, что Софья причастна к отравлению Ивана Молодого и дальнейшего отстранения от власти его супруги Елены Волошанки и сына Дмитрия.

Как бы там ни было, Софья Палеолог оказала огромное влияние на всю дальнейшую историю Руси, на её культуру и архитектуру. Она была матерью наследника престола Василия III и бабушкой Ивана Грозного. По некоторым сведениям, внук имел немалое сходство со своей мудрой византийской бабушкой.

Смерть

Скончалась Софья Палеолог, великая княгиня Московская, 7 апреля 1503 года. Муж, Иван III, пережил супругу лишь на 2 года.

Уничтожение могилы Софьи Палеолог в 1929 году

Похоронили Софью рядом с предыдущей женой Ивана III в саркофаге усыпальницы Вознесенского собора. Собор разрушили в 1929 году. Но останки женщин царского дома сохранились – их перенесли в подземную палату Архангельского собора.

СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ — Древо

Софья Палеолог. Реконструкция по черепу. С.А. Никитин.

Софи́я Фоми́нична Палеоло́г (урожд. Зоя) (+ 1503), великая княгиня московская, вторая жена (с 1472) Ивана III Васильевича, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Родилась между 1443 и 1449 на Пелопоннесе в семье морейского деспота Фомы Палеолога († 1465), брата императора Константина XI.

После падения Византии Фома с двумя сыновьями и дочерью нашел убежище в Риме.

Рано осиротев, София воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы.

Выгодный брак

В 1467 году папа Павел II (+ 1471), уверенный, что София благоприятствует латинству, решил посватать ее за овдовевшего великого князя Московского Ивана III, чтобы при ее посредстве, во-первых, приобщить к Флорентийской унии Московское государство, а, во-вторых, привлечь его в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью.

В феврале 1469 года к Ивану III от кардинала Виссариона (+ 1472) приехал грек Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал великому князю руку греческой царевны, отказавшей будто двум женихам, королю французскому и герцогу медиоланскому, не желая быть супругой государя латинской веры.

Великий князь взял эти слова в мысль, говорит летописец. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны, и в следующем месяце отправил в Рим своего посла (Ивана Фрязина.

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог.Муйжель В.

В ноябре 1469 года Фрязин возвратился с портретом невесты. Этот портрет считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.

Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение – помолвка принцессы Софии и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же месяце София с почетной свитой выехала из Рима.

Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт (Любек). Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки — серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет. 10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань — так называли тогда русские источники современный город Таллин, но прибыл туда лишь через одиннадцать суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.

«Был с нею, — говорит летописец, — и владыка свой (легат Антоний), не по нашему обычаю одетый весь в красное, в перчатках, которых никогда не снимает и благословляет в них, и несут перед ним распятие литое, высоко взоткнутое на древке; к иконам не подходит и не крестится, в Троицком соборе приложился только к Пречистой, и то по приказанию царевны».

Узнав о том, что впереди шествия несут латинский крест митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града».

Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться.

12 ноября 1472 года София въехала в Москву. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, государь обвенчался с ней.

На другой день легат правил посольство и поднес дары от папы. Разумеется, он должен был немедленно же обратиться к делу о соединении церквей; но скоро испугался, говорит летописец, потому что митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича: иное, спросив у Никиты, сам митрополит говорил легату, о другом заставлял спорить Никиту; кардинал не нашелся, что отвечать, и кончил спор, сказав: «Нет книг со мною!» Так неудачно кончилась попытка римского двора восстановить Флорентийское соединение посредством брака князя московского на Софии Палеолог.

Приданое греческой царевны

Венчание Ивана III с византийской царевной Софьей. Абегян М.

София привезла на Русь щедрое приданое.

После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати.

Собственно же приданым Софии была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» (ныне известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы.

София привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Борьба за престол

18 апреля 1474 года София родила первую (быстро умершую) дочь Анну, затем еще одну дочь (также умершую столь быстро, что ее не успели окрестить).

В 1479 году у Софии родился первый сын Василий. За годы своего 30-летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери.

в 1490 году старший сын Ивана III, Иван Молодой, разболелся ломотою в ногах («камчюгом») и умер 32-х лет. Он последний оставил малолетнего сына Димитрия (+ 1509) от брака своего на Елене, дочери Стефана, господаря молдавского, и потому теперь встал вопрос, кому наследовать великое княжение — сыну или внуку. Началась борьба за престол, двор разделился на две стороны.

Князья и бояре поддерживали Елену, вдову Ивана Молодого, и ее сына Дмитрия; на стороне Софии с сыном Василием были только дети боярские и дьяки. Они начали советовать молодому князю Василию выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Димитрия. Но заговор был открыт в декабре 1497 года. Кроме того, недруги наговорили великому князю, будто София хочет отравить его внука, чтобы посадить на престол собственного сына, что ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитое зелье, и что сам Василий участвует в этом заговоре. Иван III принял сторону внука и арестовал Василия.

Однако София сумела добиться падения Елены Волошанки, обвинив ее в приверженности ереси жидовствующих. Тогда великий князь наложил на невестку и внука опалу и в 1500 году нарек Василия законным наследником престола.

Влияние на политику и культуру

Современники отмечали, что Иван III после брака на племяннице императора византийского явился грозным государем на московском великокняжеском столе. Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка-византиста Ф.И. Успенского, право на трон Византии, с чем пришлось считаться боярам. Прежде Иван III любил «против себя встречу», то есть возражения и споры, но при Софии изменил обращение с придворными, стал держать себя недоступно, требовал особого почтения и легко впадал в гнев, то и дело налагая опалу. Эти напасти тоже приписали пагубному влиянию Софьи Палеолог.

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III, наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»

Как царевна, София, пользовалась в Москве правом принимать иноземные посольства. Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 году София смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»). Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье, Русь фактически прекратила выплату дани Орде.

Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов. Творения последних могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму. Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату, Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля; завершилось строительство Архангельского собора.

Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Брак Ивана III и Софии Палеолог несомненно усилил Московское государство, способствуя его обращению в великий Третий Рим.

Софья скончалась 7 августа 1503 года в Москве. Ее погребли в московском Вознесенском девичьем монастыре Кремля.

В декабре 1994 в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии С.А.Никитиным был восстановлен ее скульптурный портрет.

Литература

  • Карамзин Н.М. История государства Российского. Том VI.Глава II. Продолжение государствования Иоаннова. Г. 1472-1477
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar06_02.htm
  • Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция XXVI.
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch36.htm
  • Панова Т.Д. Великая княгиня Софья Палеолог. Монография
  • С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том 5.Глава 2.София Палеолог
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv05p2.htm
  • Успенский Ф.И.Брак царя Ивана III Васильевича с Софьей Палеолог

Использованные материалы

  • С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том 5.Глава 2.София Палеолог
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv05p2.htm
  • Наука и жизнь. Портрет Софьи Палеолог
    • http://www.nkj.ru/archive/articles/11165/
  • Онлайн Энциклопедия Кругосвет
    • http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/SOFYA_FOMINICHNA_PALEOLOG.html
  • Лебедева Е. Наследница великих императоров
    • http://www.pravoslavie.ru/jurnal/791.htm

Русская византийская династия Джеймса Блейка Винера

Софья Палеологина (ок. 1449-1503) сыграла решающую роль в русской истории как вторая жена Ивана III Русского (годы правления 1462-1505). Жизнь Софии, члена династии Палеологов, символизирует перипетии, с которыми столкнулись византийские эмигранты, бежавшие за границу, чтобы избежать османской агрессии. Хотя сегодня ее широко помнят как российскую «византийскую императрицу», жизнь Софьи характеризовалась художественным покровительством и интенсивными политическими интригами.

София, чье греческое имя было «Зоя», была дочерью Фомы Палеолога (1409–1465), деспота византийской Мореи, и Катерины Заккарии († 1462). Ее матерью была дочь Центуриона II Заккария († 1432 г.), последний независимый принц князя Ахайи, а дядей Софии по отцовской линии был последний византийский император Константин XI Палеолог (годы правления 1449–1453). София родилась в регионе, находящемся под властью расширяющейся Османской империи. Война и дипломатия ознаменовали детство Софии. Когда Мехмед II (годы правления 1444–1446; 1451–1481) начал османскую осаду Константинополя в апреле 1453 года, он отправил меньшую армию, чтобы беспокоить Морею и помешать Фоме отправить военную помощь своему старшему брату. Фоме удалось выдержать османскую осаду, но Константинополь пал в 1453 году, а Константин XI погиб в бою.

В конечном итоге Мехмет позволил Фоме оставить Морею после завоевания Константинополя, поскольку его внимание было обращено на завоевание Сербии, где сестра Софии, Елена Палеологина (1431–1473), правила как деспотица Сербии. Томас, к большому огорчению Мехмеда, сделал ряд дипломатических предложений западным правителям о капитале и оружии. Хотя Томасу удалось заключить ряд союзов между Византийской Мореей и Генуэзской республикой, а также с папством, ему в конечном итоге не удалось обеспечить независимость Мореи от османов. Раздраженный продолжающимся вероломством Фомы, Мехмед вторгся в византийскую Морею и завоевал ее в 1460 году, вынудив семью Софии отправиться в постоянное изгнание.

Бегство в изгнание

Томас сначала бежал из Греции на контролируемый венецианцами Корфу вместе с Софией, его женой и двумя сыновьями, Андреасом Палеологом (1453–1502) и Мануэлем Палеологом (1455–1512). Позже он отправился в Рим, в то время как остальные его дети оставались на Корфу до 1465 года. Отец Софии умер в год ее прибытия в Рим, и известный кардинал и неоплатоник Василий Виссарион (1403–1472) наблюдал за ее воспитанием и воспитанием ее братьев. Выросшая в великолепии Рима эпохи Возрождения, София получила настоящее гуманистическое образование, включавшее иностранные языки, философию, историю и математику. Она одинаково бегло говорила на латыни, греческом и итальянском, и считается, что она проявляла особый интерес к искусству и архитектуре — интересам, которые она в конечном итоге возьмет с собой в Россию. София была членом папского двора во время правления пап Павла II (годы правления 1464–1471) и Сикста IV (годы правления 1471–1484), и сохранившиеся письма в архивах Ватикана показывают, что она была в центре внимания и интриги.

Хроника Никона (ок. 1550) и Русская история, восходящая к древнейшим временам Василия Татищева (1686–1750) сообщают, что король Франции и герцог Миланский добивались брака с Софьей , но они были отвергнуты, так как княгиня осталась православной христианкой. Эти рассказы, вероятно, ложны, и более вероятно, что София приняла католическую веру во время своей юности в Италии, поскольку ее финансовая безопасность полностью зависела от доброй воли папства. София, несомненно, была политическим активом, который папство пыталось использовать в своих интересах. Исторические записи показывают, что Яков II Кипрский (годы правления 1463–1473) желал брака, а Лодовико III Гонзага, маркиз Мантуи (годы правления 1444–1478), искал Софию в качестве жены для своего сына Фредерико I (годы правления 1478–1484). ). Эти матчи ни к чему не привели, как и предполагаемый брак между Софией и членом знатной семьи Караччоло из Неаполя. Павел II искал более крупную пару для Софии в России, и в 1467 году ему представилась возможность продвинуть руку Софии9.0005

Женитьба, суд и обращение

Мария Тверская (1442–1467), жена Ивана III (1440–1505), неожиданно скончалась, и Ивану пришлось жениться во второй раз, так как у него остался единственный выживший наследник: Иван Иванович (1458 –1490). Павел впервые предложил брак между Софьей и Иваном III в 1469 году с главной целью распространения влияния католической церкви в России. Помня о провале Флорентийского собора 1431 года, Павел считал, что союз с Россией оживит усилия по воссоединению католической и восточно-православной церквей, чтобы противостоять османской угрозе Европе. Пол считал, что помощь России будет необходима в любом будущем крестовом походе или военной кампании против османов. Он также помнил, что члены сменявших друг друга византийских династий женились на русских князьях в течение предыдущих пяти столетий. Со своей стороны, Иван и его мать Мария Боровская (1418–1484) считали, что византийский брак поднимет духовный и светский престиж Москвы как на Западе, так и среди их восточно-православных соседей на Балканах и Кавказе. Брак, кроме того, предоставил бы России юридическое право через брак править восстановленной Византийской империей. После трех лет переговоров брачное соглашение было заключено в начале 1472 года Сикстом IV (1414–1484) и Иваном.

Официальный брак Софии состоялся с большой помпой в базилике Святого Петра в Риме 1 июня 1472 года, и она получила 6000 дукатов в качестве приданого. София отправилась из Рима, сначала отправилась в Любек через Сиену, Болонью, Виченцу и Нюрнберг, а затем села на корабль, направлявшийся в Ревель (современный Таллинн, Эстония). Оттуда она отправилась в Дерпт (современный Тарту, Эстония) и въехала в Россию через город Псков, где ее официально встретила пышная церемония. Она также остановилась в Новгороде, прежде чем, наконец, прибыла в Москву 17 ноября 1472 года. Затем Софья отпраздновала второе венчание в Успенском соборе Московского Кремля. София разбила католические надежды и ожидания, обратившись в православную веру своих византийских предков и взяв себе новое имя «София».

Покровительница искусств

Историки широко полагают, что Софья стояла за заказом Ивана на реконструкцию Кремля и его церквей итальянскими художниками и мастерами. Аристотель Фиораванти (ок. 1415–1486) соединил последние новшества эпохи Возрождения с русской эстетикой, чтобы создать одну из самых красивых христианских церквей в мире: Успенский собор Кремля. Пьетро Антонио Солари (144–1493) и Марко Руффо (1450–1500) из Милана перепроектировали и перестроили кремлевские стены и башни, а Иван даже создал сады в итальянском стиле и для Софии, но они не выдержали испытания временем. Последующие русские правители, в том числе внук Софьи, Иван IV «Грозный» (годы правления 1547–1584), рассматривали роль Софьи как покровительницы искусств как образец, с помощью которого они могли проецировать свою власть через призму искусства и архитектуры.

Ранее историки предполагали, что именно София принесла на Русь византийские и итальянские придворные обряды и обычаи. Этому есть некоторые свидетельства, но, что более важно, Софья не следовала традиционному русскому обычаю женской изоляции, преобладавшему среди русской знати. Софья публично встречалась с официальными лицами и даже иностранными послами на равных с мужем. Русские придворные и простолюдины считали это особенно скандальным, и такие действия не вызывали у ее подданных симпатии. Многие русские просто не доверяли Софии из-за ее итальянского воспитания и связей с папством, даже если ее обращение в православную веру было искренним.

Политическое влияние

Степень политического влияния Софии на своего мужа остается предметом споров и предположений. Похоже, что София действительно подстрекала Ивана разорвать его договоры с Золотым кладом в 1470-х годах. Иван выиграл Великое противостояние на реке Угре в 1480 году, победив Ахмед-хана бин Кючука, хана Золотой Орды (годы правления 1465–1481), что положило конец многовековому вассальному подчинению России монгольским повелителям. Тем не менее, в то время как зодчие Софьи восхвалялись и покровительствовали в России, греческие и итальянские чиновники, сопровождавшие Софью, так и не получили большого положения или известности при русском дворе. Даже брату Софьи Андреасу не удалось найти должность или роль в России. Он дважды приезжал в Москву и оба раза уезжал с пустыми руками. Единственным исключением был известный ювелир Джан Баттиста делла Вольпе (ок. 1435–1515) из Виченцы, который стал мастером монетного дела.

В период с 1474 по 1490 год у Софии и Ивана было одиннадцать детей, восемь из которых дожили до совершеннолетия. Василий Иванович, старший сын Софьи, был третьим в очереди на престол Московского престола. Приемный сын Софьи Иван Иванович был царевичем, и у него был собственный сын Дмитрий Иванович (1483–1509) от брака с Еленой Молдавской (1465–1505). София встретила свою личную и политическую пару в лице Елены — дочери короля-воина Молдавии Стефана III (годы правления 1457–1504) и двоюродной сестры Влада III Дракулы (ок. 1428–1477) — и эти двое сговорились против одного другой на два десятилетия. Когда Софья и Елена заняли противоположные стороны в вопросах, касающихся реформы Русской православной церкви, их соперничество оказалось фатальным для российской императорской семьи. Иван Иванович умер в 149 г.0, и многие считали, что София отравила его, чтобы продвинуть претензии своего сына на трон.

После обвинений Софьи и Василия в попытке отравить Дмитрия Ивановича в 1497 году Иван изгнал жену и сына со двора. Иван короновал Дмитрия Ивановича великим князем Московским в 1498 году, а Софье и Василию позволил вернуться ко двору только в 1499 году. Без объяснения причин Иван передал Василию контроль над городами Новгород и Псков в 1499 году, а затем назвал Василия своим новым правителем. наследником в 1502 году. Елена и Дмитрий были отправлены в тюрьму, где оба умерли через несколько лет в 1505 и 1509 годах., соответственно. София умерла в 1503 году в возрасте около 54 лет. Ее успех в обеспечении права сына на престолонаследие должен был стать ее окончательной победой. Софья была похоронена в Вознесенском женском монастыре Кремля; когда в 1929 году Советы снесли Вознесенский монастырь, ее останки были перенесены в кремлевский Архангельский собор.

В последние годы Софья вновь завоевала популярность у россиян. Историческая драма о Софье — Софья — вышла в эфир российского телевидения в 2016 году, и на русском языке вышло множество новых публикаций о ее жизни и наследии. Жизнь противоречивой и политически проницательной женщины Софии по-прежнему достойна дальнейшего изучения и рассмотрения.

ЭТА СТАТЬЯ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА В ВЫПУСКЕ 126, ВИЗАНТИЯ.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО И ХОТИТЕ БОЛЬШЕ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НИЖЕ!

Джеймс Блейк Винер получил образование мирового историка и является соучредителем Энциклопедии древней истории (AHE). Он проживает в Цюрихе, Швейцария, и предоставляет услуги по связям с общественностью и стратегии для профессионалов в некоммерческих организациях, музеях и неправительственных организациях. Узнайте больше о его работе на сайте jameswiener.com или подпишитесь на него в Twitter @herrlichmann .

София (мини-сериал, 2016)

Путеводитель по эпизодам

  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей Серия
  • 2016
  • 52 м

РЕЙТИНГ IMDb

7.6/10

484

ВАША ОЦЕНКА

Воспроизвести клип1

:

36

Смотреть София тизер

1 Видео

32 Фото

История

В 15 веке в России последняя византийская принцесса Софья Палеологина переезжает из Рима в далекую Москву, чтобы выйти замуж за царя Ивана III. Ей суждено стать первой влиятельной фигурой женского пола … Читать всеВ России 15 века последняя византийская принцесса Софья Палеологина переезжает из Рима в далекую Москву, чтобы выйти замуж за царя Ивана III. Софья, которой суждено стать первой влиятельной фигурой женского пола в Российской империи, преодолевает придворные интриги и предательства, помогает Ивану консолидироваться… Читать всеВ России XV века последняя византийская принцесса Софья Палеологина переезжает из Рима в далекую Москву, чтобы выйти замуж за царя. Иван III. Суждено стать первой влиятельной женской фигурой Российской империи, Софья преодолевает придворные интриги и предательства, помогает Ивану консолидировать раздробленную страну, оттеснить монгольских захватчиков и построить Кремль, самый м… Читать все

  • Звезды
    • Евгений Цыганов
    • Мария Андреева
    • Надежда Маркина
  • Смотреть производство, кассы и информацию о компании
  • 900 02 РЕЙТИНГ IMDb

    7,6/10

    484

    ВАША РЕЙТИНГ

    • Звезды
      • Евгений Цыганов
      • Мария Андреева
      • Надежда Маркина
    • 0064 Смотрите больше на IMDbPro
      • Награды
        • 4 победы и 10 номинаций

      Эпизоды8

      Обзор серий

      ТопСамый рейтинг1 Сезон2016

      90 045 Видео1

      Клип 1:36

      Смотреть София тизер

      Фото32

      Лучшие актеры

      Евгений Цыганов

      • Иван III

      Мария Андреева

      • Софья Палеолог

      Надежда Маркина

      • Великая княгиня Мария Ярославная

      Петр Зайченко

      • Митрополит

      Борис Невзоров

      • Григорий Мамонов

      Борис Токарев

      9 0089 Мириам Сехон

      Вилен Бабичев

      • Мирон (палач)

      Ксана Радченко

      Софья Никитчук

      • Волошанка

      Александр Балуев

      • Стафан…

      Николай Козак

      • Федор Хромый

      Анатолий Узденский

      • Федор Курицын

      Джулиано Ди Капуа

      Джулиано Ди Капуа

      • Иван Фрязин

      9008 9 Пускепалис Сергей

      • Казимир IV Ягеллон…

      Корешков Егор

      • Пьетро

      Илья Ильиных

      • Иван Молодой…
      • Все актеры и съемочная группа
      • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

      Больше похоже на это

      Екатерина

      Годунова

      Екатерина Великая

      Золотая Орда

      Сыщик Анна

      Екатерина. Самозванцы

      Белая царевна

      Клеопатра

      Неистовый

      Салют-7

      Грозный

      Последние цари

      Сюжетная линия

      900 45 Отзывы пользователей11

      Отзыв

      Избранный обзор

      атмосфера

      Срок не самый вдохновлен тем, что речь идет не о костюмах, постановках, локациях или сюжете. Но этакая вышивка, которую открываешь шаг за шагом, становишься не то чтобы ее зрителем, а ее частью. Это больше, чем сериал, это фреска. Заслуживающий доверия, точно созданный образец высокого мастерства и вдохновенной манеры отражать прошлое. Он не предлагает мелодраматического взгляда на события. Или идеальные герои. Но дыхание времени. Влияние византийской принцессы, эволюция русского вождя, создающего государство. Писать об этом непросто, потому что после каждого эпизода что-то, что может быть эмоцией или размышлением, наводит на мысль о «Софии».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *