Рубрики
Популярное

Российские кинорежиссеры список современные: 10 современных российских режиссеров, которых ценят на Западе

10 современных российских режиссеров, которых ценят на Западе

Вопреки распространенному мнению российский кинематограф давно не замкнут на самом себе, а наши фильмы из года в год принимают участие в престижных фестивалях мира. Мы расскажем вам о десяти режиссерах, чьи фильмы становятся событием не только у нас, но и на Западе.

Теги:

Валерия Гай-Германика

Андрей Звягинцев

Анна Меликян

российское кино

русское кино

Андрей Звягинцев

Путь Звягинцева в кино начался с громкой победы: его первый фильм «Возвращение» получил главную награду Венецианского кинофестиваля ― «Золотого льва». С тех пор каждый фильм режиссера ― событие международного уровня. «Изгнание» принесло исполнителю главной роли Константину Лавроненко Каннский приз за лучшую мужскую роль (он пока единственный российский актер, удостоенный такой награды). «Елена» получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля и была включена американским журналом Rolling Stone в список 50 лучших фильмов второго десятилетия XXI века, а познакомившие со Звягинцевым массового зрителя «Левиафан» и «Нелюбовь» даже номинировались на «Оскар». 

Алексей Герман – младший

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сын прославленного советского режиссера давно доказал мировому киносообществу, что он не просто преемник отца, а самостоятельная творческая личность. Его дебютный фильм «Последний поезд» о пропавшем без вести немецком хирурге получил специальное упоминание премии Луиджи де Лаурентиса на Венецианском фестивале. Пять лет спустя Герман-младший вернется в Венецию с фильмом «Бумажный солдат», чтобы увезти уже «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Премьера последнего на данный момент фильма режиссера «Довлатов» состоялась на Берлинском кинофестивале, после чего права на его прокат были выкуплены несколькими десятками стран, а англоязычным прокатом фильма занялся не кто иной, как Netflix.

Иван И. Твердовский

Злободневные и остросоциальные фильмы сына известного документалиста Ивана Твердовского также успели завоевать международное признание. Его полнометражный дебют «Класс коррекции» о девочке-колясочнице принес режиссеру несколько наград Международного кинофестиваля в Карловых Варах, а следующий фильм, «Зоология», стал участником ряда престижных фестивалей, в том числе кинофестиваля в Торонто. Карьера режиссера уверенно идет в гору: фильм 2020 года «Конференция» о теракте на Дубровке добрался до Венецианского фестиваля, а сам Твердовский в 2021 году стал членом Европейской киноакадемии.

Кирилл Серебренников

Кирилл Серебренников завоевал международное признание и как театральный режиссер, и как режиссер кино. Его спектакли регулярно участвуют в одном из самых престижных в мире театральных фестивалей в Авиньоне, а фильм «Измена» был номинирован на «Золотого льва» в Венеции. Однако наибольшей любовью фильмы режиссера пользуются в Каннах: в 2016 году его «Ученик» получил премию Франсуа Шеле, а биографический мюзикл о ленинградской рок-культуре 80-х «Лето»  —  специальный приз за лучший саундтрек.

Анна Меликян

Анна Меликян заявила о себе на международной арене первой же работой. Ее короткометражный фильм «До востребования» получил приз жюри на одном из крупнейших фестивалей короткометражного кино в Клермон-Ферране. Признание получил и фильм «Русалка» 2007 года: в его копилке премия «ФИПРЕССИ» Берлинского кинофестиваля, премия за лучшую режиссуру на «Сандэнсе» и выдвижение на «Оскар».

Алексей Федорченко

Режиссерская карьера Федорченко началась с любопытной истории: его фильм «Первые на Луне», снятый в жанре мокьюментари, получил приз за лучший документальный фильм на Венецианском кинофестивале. Высоко были оценены его самобытные, опирающиеся на фольклор малых народов картины: «Овсянки» получили несколько призов на фестивале в Венеции, а полностью снятые на марийском языке «Небесные жены луговых мари» были удостоены внимания фестиваля фильмов Центральной и Восточной Европы GoEast.

Илья Найшуллер

Имя Найшуллера прогремело в 2015 году, когда в прокат вышел его экспериментальный боевик, полностью снятый от первого лица. В фильме собраны не только популярные российские актеры (Данила Козловский, Светлана Устинова, Александр Паль), но и такие голливудские звезды, как Тим Рот и Хейли Беннетт. Новый фильм режиссера – снятый в Голливуде боевик «Никто» с Бобом Оденкерком в главной роли – стал первым в истории кино российским фильмом, возглавившим американский прокат.

Кантемир Балагов

Несмотря на юный возраст (Балагову нет ещё и тридцати), талантливый ученик Александра Сокурова уже успел заявить о себе как режиссер международного уровня. Оба его фильма ― «Теснота» и «Дылда» ― были показаны на Каннском фестивале, а сейчас Балагов вовсю работает над пилотным выпуском сериала производства HBO «Одни из нас» по одноименной видеоигре.

Валерия Гай Германика

Еще одна история громкого полнометражного дебюта в Каннах. В 2008 году фильм Валерии Гай Германики (до этого снимавшей документальные картины) «Все умрут, а я останусь» получил «Золотую камеру» за лучший дебют, а премьера следующего фильма «Да и да» состоялась уже на Международном кинофестивале в Гонконге.

Алексей Попогребский

Премьера фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» состоялась на фестивале, пожалуй, в меньшей степени, чем Венеция или Канны, жалующем российское кино, ― на Берлинале. Фильм завоевал сразу две награды: за лучшую мужскую роль (приз разделили Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис) и за выдающийся вклад в искусство (его получил оператор Павел Костомаров).

Автор: Арина Хализова

Фото: Getty images, Persona Stars, Bazelevz/ТАСС, Валерий Матыцин/ТАСС 

10 главных молодых режиссеров, о которых вы еще услышите

Александр Хант — 33 года

Ханты-мансиец Александр Хант (настоящее имя — Александр Евсеев) — выпускник сначала СПбГУКиТа (как оператор), затем ВГИКа (как режиссёр). Свой первый полнометражный фильм со сложносочинённым названием «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» он снял как раз по программе «ВГИК-дебют» и быстро стал одним из самых многообещающих молодых кинематографистов в России. И определённо одним из самых необычных: его залитый солнцем и чрезмерно цветастый «Витька Чеснок» не похож ни стилистически, ни интонационно на ставшую уже самопародией эстетику фестивальной русской драмы.

С тех пор Хант снял как оператор фильм «Кастинг» Игоря Стама, так и не добравшийся до широкого проката. А в его режиссёрских планах — драма «Межсезонье», вдохновлённая случаем в Пскове, когда пара школьников заперлась в доме и открыла стрельбу по полицейским, параллельно транслируя всё в Интернет.

Григорий Добрыгин — 33 года

Актёр Григорий Добрыгин к 33 годам успел сыграть и в провальной «первой русской супергероике» «Чёрная молния», и в фестивальном хите «Как я провёл этим летом», сняться бок о бок с Филиппом Сеймур Хоффманом и Уиллемом Дефо в «Самом опасном человеке» и с Джудом Лоу в «Чёрном море». Того же Дефо он снял в одной из первых своих короткометражек — фильме «Щель», где знаменитый американский актёр увлекательно рассказывал, почему он никогда не будет исправлять узнаваемую щель между зубами.

Полнометражный же дебют Добрыгина как режиссёра состоялся только в этом году — его фильм «Sheena667» о женатом провинциальном парне, влюбившемся в девушку в Интернете, сначала показали на фестивале в Роттердаме, а затем на всё том же «Кинотавре». Будущее Добрыгина-режиссёра интересно хотя бы потому, что немногие режиссёры у нас осмеливаются осмыслить влияние современных технологий и включить их в каркас знакомого тлена «русской драмы».

 

Иван Шахназаров — 26 лет

Сын Карена Шахназарова Иван ещё в 20 лет снял короткометражку «Рок», с которой поехал на Каннский кинофестиваль. Спустя четыре года короткий метр вырос в полный — в 2017-м вышел фильм с точно тем же названием «Рок» о трёх музыкантах, отправившихся покорять Москву. Это фильм в редком для наших краёв жанре роуд-муви (хотя, казалось бы, с такими-то пространствами) — простенький, несколько наивный, но классно написанный, отлично сыгранный и в целом очень удачный. Правда, для кино в первую очередь зрительского он, к сожалению, совсем незаметно прошёл в прокате — может, поэтому о будущих режиссёрских проектах Шахназарова-младшего пока ничего не известно.

Аня Крайс — 31 год

Выпускница немецкой киношколы Аня Крайс вернулась в Россию, чтобы снять чёрную комедию о родном Иваново времён её детства (то есть, разумеется, девяностых) — фильм «Нашла коса на камень», в 2017 году победивший на фестивале дебютов «Движение». Её картина — что-то между балабановским «Грузом 200» (где Афган сменила чеченская война) и провинциальным едким сюром Сергея Лозницы. И хотя в «Нашла коса на камень» баланс между жутко-смешным и жутко-чернушным не всегда соблюден идеально, сатиричная оптика Крайс предлагает какой-никакой, а новый взгляд на засаленную и забитую до творческой полусмерти эпоху бандитов, рэкетиров и ельцинского «Я ухожу».

Режиссёр-оркестр (а Аня выступила в своей картине и оператором, и продюсером, и автором сценария, и монтажёром, и даже художником-постановщиком) с тех пор не распылялась насчёт новых проектов — но учитывая, что с премьеры «Косы» прошло два года, кажется, уже пора. Ждём весточек.

Кирилл Соколов — 30 лет

Кирилл Соколов, снимавший короткометражки с друзьями ещё во время учёбы в техническом институте, в 2018 году таки добрался до большого кино. Его «Папа, сдохни» — эклектичный киноманский экшен, ловко осмысляющий эстетику VHS-боевиков и прочего задорного трэша, снятый с недюжинной фантазией и написанный с очень специфичным чувством юмора. Заняв пустующую нишу смелого развлекательного кино, Соколов, будем надеяться, со временем лишь разовьёт свой режиссёрский метод — хотя и второго «Папа, сдохни» от него пока ждать не следует: по его же словам, следующий фильм он хочет сделать не таким кровавым.

Нигина Сайфуллаева — 34 года

«Верность» Нигины Сайфуллаевой стала главной любимицей критиков на прошедшем «Кинотавре» — эротическая драма об изменах и сложных отношениях полов поразила их своей откровенностью и неприкрытой сексуальностью. В этом чувствуется совершенно естественное развитие режиссёрского почерка: Сайфуллаева ещё в 2014 году представила на том же фестивале свой фильм «Как меня зовут» — не настолько эротоманский, но тоже очень тактильный рассказ о двух подругах и пранке, который зашёл слишком далеко. Помимо этого, в послужном списке Сайфуллаевой есть пилот сериала «Детки», выигравший зрительский конкурс «Быть или не быть», — теперь на его основе должны сделать полноценный сезон.

И хотя некоторым её подход может показаться излишне провокационным и акционистским (судя по результатам «Кинотавра», откровенный эротизм у нас все ещё принимают в штыки), во всех своих работах Сайфуллаева стремится раздвинуть границы чувственности российского кинематографа, обычно очень закрытого и сухого в проявлениях эмоций.

 

Пётр Тодоровский — 33 года

Кинематографическая чета Тодоровских продолжает расширяться — вслед за Пётром Тодоровским-старшим («Военно-полевой роман», «Интердевочка») и его сыном Валерием Тодоровским («Оттепель», «Стиляги») в кино пришёл и сын Валерия, Пётр-младший, в 2017 году снявший роуд-муви/ромком с говорящим названием «Лавстори» и тогда ещё не сильно известным Александром Петровым в главной роли.

Его фильм — один из немногих удачных российских ромкомов, не скатывающийся в театральные банальности и карамельные плоскости. Милая обаятельная работа, из тех, что так не хватает нашему жанровому кино, — и в этом смысле особенно обидно, что «Лавстори», фильм, в общем-то, абсолютно зрительский, по непонятным причинам до проката добраться не смог.

Александр Золотухин — 30 лет

Ещё один ученик Сокурова, Александр Золотухин представил свой дебютный фильм в параллельной секции Берлинского кинофестиваля, а затем с ним же приехал на «Кинотавр»: и там, и там «Мальчика русского» хвалили как занимательное киноупражнение в образности и монтаже. Фильм о молодом добровольце на Первой мировой войне, который в первом же бою теряет зрение и начинает работать «слухачом» — выслеживать через акустический локатор вражеские самолёты, — Золотухин рифмует с репетициями современного оркестра, выводя историю в рамки вневременного и надысторического. Его сложный киноязык пока ещё, возможно, существует больше сам ради себя, но для дебюта такая смелость, в принципе, очень похвальна — интересно, с чем же Золотухин вернётся к нам в следующий раз.

Илья Найшуллер — 35 лет

Илья Найшуллер — самый немолодой из молодых — начал карьеру как режиссёр клипов для собственной музыкальной группы Biting Elbows (до этого была только работа над несколькими сериями — внезапно — сериала «Барвиха»). Именно после одного из клипов — экспериментального, снятого от первого лица экшен-видео Bad Motherfucker — Найшуллера заметил продюсер Тимур Бекмамбетов, который и предложил развить идею POV-боевика до полного метра.

Получился «Хардкор» — изобретательный заводной экшен, полностью оправдывающий свой необычный формат съёмки. Фильм с Шарлто Копли и Данилой Козловским в главных ролях вышел в 2016 году, после него Найшуллер снял клип для американского рэпера Weekend’а и несколько роликов группировки «Ленинград». Сейчас в работе у него пилотный эпизод сериала «Карамора» о тайном ордене вампиров, охраняющем царскую корону в России начала XX века, а также экшен-триллер с Бобом Оденкёрком в главной роли и авторами «Джона Уика» на месте продюсеров. Будем надеяться, что всё выйдет как надо: фестивальных авторов у нас полно, а вот с экшен-режиссёрами пока большие проблемы.

Кантемир Балагов — 27 лет

В свои 27 Кантемир Балагов — дважды обладатель награды ФИПРЕССИ в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и единожды там же приза за режиссуру. Все ещё сильно находящийся под давлением своих менторов, Александра Сокурова в случае «Тесноты» и Александра Роднянского в «Дылде», Балагов тем не менее с каждым фильмом развивает свой уникальный почерк, тонкую игру с образами и слегка навязчивую, но любопытную цветовую драматургию, где каждый герой и каждая эмоция кодируется в окружении и декорациях определённым цветом.

Его новый фильм «Дылда» выходит в российский прокат уже послезавтра — а пока можете почитать нашу полноценную рецензию.

Текст:Ефим Гугнин

Андрей Звягинцев и 9 других современных российских режиссеров, которые должен посмотреть каждый киноман

Советские режиссеры, такие как Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский, всегда играли большую роль в развитии кинематографа. Фактически, и Тарковский, и Эйзенштейн считаются одними из величайших режиссеров в истории кино.

ПО ТЕМЕ: 10 советских классических фильмов, оказавших влияние на мировой кинематограф

Но это все в прошлом, поскольку Советского Союза уже давно нет. После распада постсоветская страна развивала собственную киноиндустрию, поэтому появились новые русские режиссеры. Некоторые из них добиваются успеха у себя на родине, а другие даже получают награды за границей. В любом случае, говоря о современном европейском кино, определенно есть несколько великих современных российских режиссеров.

Андрей Звягинцев

Один из самых известных режиссеров за рубежом и не очень любимая фигура в России, Андрей Звягинцев рисует в своих фильмах холодный образ современной России, исследуя характеры и ситуации, в которых может оказаться каждый.

После режиссуры в сериале 2000 года, Звягинцев дебютировал в качестве режиссера в 2003 году с фильмом «Возвращение », который получил в Венеции награды «Золотой лев» и «Лучший первый фильм» и был номинирован на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Его следующий фильм 9Фильм 0013 Изгнание был номинирован на Золотую пальмовую ветвь и получил награду за лучшую мужскую роль в Каннах, а фильм Елена 2011 года получил специальный приз жюри фестиваля. Левиафан  был номинирован на Золотую пальмовую ветвь, получил приз за лучший сценарий в Каннах, получил Золотой глобус за лучший иностранный фильм и был номинирован на Оскар за лучший иностранный фильм, а Loveless  был номинирован на Золотую пальмовую ветвь, получил приз жюри в Каннах, был номинирован на «Золотой глобус» и премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. Другими словами, каждый фильм, снятый Звягинцевым, отмечен одной из крупных премий или фестивалей.

Николай Лебедев

Николай Лебедев родился в Кишинёве, современной столице Молдовы Кишинэу, и начал свою карьеру в конце 1990-х годов, добившись относительного успеха. В 2000-х он получил признание критиков за такие фильмы, как «: Звезда», «», «: Волкодав», «» и «: Саундтрек к страсти».

Успех Лебедева продолжился в 2010-х годах с выпуском в 2013 году Легенда № 17 , который получил шесть премий «Золотой орел» (российский аналог «Золотого глобуса») и 9 в 2016 году.0013 Летный экипаж — второй российский фильм, выпущенный в IMAX и получивший пять премий «Золотой орел».

Алексей Федорченко

Алексей Федорченко родился в Екатеринбурге и начал свою карьеру в начале 2000-х, но быстро сделал себе имя, сняв как художественные, так и документальные фильмы.

Его режиссерский дебют в 2004 году, научно-фантастический псевдодокументальный фильм «Первый на Луне », получил премию «Венецианские горизонты» за документальный фильм на Венецианском кинофестивале. 2010-е 9«0013 Silent Souls » был номинирован на «Золотого льва» и получил несколько наград в Венеции, а последняя драма 2018 года «: Война Анны » получила награды «Золотой орел» за лучший фильм и лучшую режиссуру, а также награды «Ника» за лучший фильм и лучшую женскую роль (российский эквивалент премий Академии).

Валерий Тодоровский

Сын российского режиссера Петра Тодоровского, Валерий Тодоровский родился в Одессе, Украина. Тодоровский начал свою карьеру сценариста в конце 1980-х и дебютировал как режиссер в 1990 году, добившись определенного успеха.

СВЯЗАННЫЕ С: 15 безумных зарубежных научно-фантастических фильмов и фэнтези, о которых вы никогда не слышали Актер второго плана и лучший звуковой дизайнер. Самая известная работа Тодоровского, культовый мюзикл 2008 года « Стиляги », был показан на нескольких зарубежных фестивалях, где пользовался успехом у публики и получил четыре премии «Золотой орел» (в том числе за лучший фильм) и четыре премии «Ника» (в том числе за лучший фильм).

Андрей Кравчук

Родившийся в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург в России), Андрей Кравчук первоначально изучал математику и собирался закончить свою магистерскую диссертацию, когда он встретил двух режиссеров — Алексея Германа и Владимира Венгерова, которые нашли ему работу в качестве ассистента. к другому директору.

Кравчук дебютировал в качестве режиссера в 2000 году с фильмом Рождественское чудо , который он поставил совместно с Юрием Фетингом. Следующим его фильмом стал получивший признание критиков фильм «9».0013 Итальянский , получивший множество фестивальных наград и представленный в качестве заявки России на премию Оскар, но не номинированный. Следующий фильм Кравчука « Адмирал » имел коммерческий успех, но разделил критиков и, тем не менее, получил четыре премии «Золотой орел» из восьми номинаций.

Алексей Балабанов

Несколько противоречивая фигура, Алексей Балабанов был одним из самых выдающихся современных российских режиссеров до своей трагической смерти в 2013 году. Триер и братья Коэны.

Его карьера началась в конце 1980-х, но настоящий успех пришел к нему в 1997 году, когда был выпущен культовый классический фильм «Брат » (в 2000 году Балабанов также снял его столь же известное продолжение). Его следующий фильм « О фриках и мужчинах » получил премию «Ника» за лучший фильм, а его последняя работа « Я тоже » принесла ему приз за лучшую режиссуру на Санкт-Петербургском международном кинофестивале. Его другие известные, но противоречивые работы включают War , Cargo 200 9.0014, Морфин и Стокер .

Юрий Быков

Начав свою актерскую карьеру в конце 2000-х, Юрий Быков позже перешел к режиссуре и стал известен своими получившими признание критиков и отмеченными наградами работами.

СВЯЗАННЫЕ С: 10 советских комедий, которые должен посмотреть каждый киноман и лучший режиссер. 2014 год 9Сериал 0013 «Дурак » получил признание критиков и получил премию «Ника» за лучший сценарий, а телесериал 2015 года «Метод » получил три премии ТЭФИ, в том числе «Лучший сериал» (российский аналог премии «Эмми»).

Александр Сокуров

На данный момент Александр Сокуров, пожалуй, один из самых известных российских режиссеров в мире. Его карьера началась в конце 1980-х с его второго полнометражного фильма 1987 года « Одинокий голос человека », номинированного на премию «Ника».

Фильм Молох 1999 года был номинирован на Золотую пальмовую ветвь и получил награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, а фильм Телец 2001 года также был номинирован на Золотую пальмовую ветвь и получил три премии Ника (в том числе за лучшую режиссуру). . Пожалуй, самая известная его работа, « Русский Ковчег » 2002 года, получила премию «Видения» на Международном кинофестивале в Торонто, была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» и премию «Ника» за лучший фильм. После этого Отец и сын получили награду ФИПРЕССИ в Каннах, «Александра » была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», а «Фауст » получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и две премии «Ника» за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Андрей Кончаловский

Еще один российский режиссер, успешный на международном уровне. Карьера Андрея Кончаловского началась в 1960-х годах, когда он работал с Андреем Тарковским в качестве сценариста над его фильмами Иваново детство и Андрей Рублев .

Первый крупный успех Кончаловского был в 19 лет79’s Siberiade , выигравшая Гран-при в Каннах. «Поезд-беглец » 1985 года (по рассказу Акиры Куросавы) был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», три «Золотых глобуса» (за лучшую мужскую роль) и три премии «Оскар». В 2000-2010-х годах Кончаловский поставил Дом дураков (получил специальный приз жюри в Венеции и номинирован на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм), Белые ночи почтальона (получил Серебряного льва за лучшую режиссуру в Венеции), Рай ( получил Серебряного льва за лучшую режиссуру и номинирован на Золотого льва в Венеции), и Дорогие товарищи! (выбран в качестве российской заявки на премию Оскар).

Никита Михалков

Начав как актер в начале 1960-х, Никита Михалков со временем перешел в режиссуру и до сих пор регулярно участвует в процессе создания фильмов крупных российских постановок.

Сняв несколько короткометражных фильмов, Михалков дебютировал в фильме 1974 года « Дома среди незнакомцев », который сейчас считается классикой. Несколько последующих фильмов получили незначительные награды, но следующий прорыв произошел в 1919 году.87 с Dark Eyes , который получил награду за лучшую мужскую роль в Каннах и был номинирован на премию «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм и премию Оскар за лучшую мужскую роль. В 1990-х годах и позже фильм Рядом с Эдемом (он же Урга ) получил Золотого льва в Венеции и был номинирован на Золотой глобус и Оскар за лучший иностранный фильм, Утомленные солнцем выиграл Гран-при в Каннах и Лучший «Оскар» за иностранный фильм, а 12 был номинирован на «Оскар» за лучший иностранный фильм.

ДАЛЕЕ: 10 самых страшных иностранных фильмов ужасов, когда-либо снятых (согласно IMDb)

10 важнейших фильмов движения «Новое русское кино»

« Искусство — это не какой-то ориентир для понимания. Это вещь в себе ». – Андрей Звягинцев

В то время как многие фильмы из более ранних периодов истории российского кино использовались государством в качестве инструментов пропаганды, современные российские фильмы вышли за пределы ограничений своих предшественников и взяли на себя подрывные обязанности искусства. Возникнув в 1990-х годах после распада СССР, «Новое российское кино» стало свидетелем развития молодых кинематографистов, которые были достаточно смелыми, чтобы пойти на необходимый риск.

Для некоторого контекста читатели должны проверить нашу более раннюю статью об истории российского кино в советское время. Современные российские кинематографисты стоят на плечах таких гигантов, как Эйзенштейн и Тарковский, но им удалось найти собственное художественное видение, превратив кинематографическую среду в волшебную площадку для авангардных экспериментов.

Один из видных деятелей движения «Новое российское кино» Андрей Звягинцев сказал: «Государство не хочет помнить, что роль художника — быть в оппозиции», — говорит он. «Иначе как люди у власти увидят свое истинное лицо. В древние времена у королей каждый день при дворе были клоуны и шуты. С одной стороны, они должны были развлекать короля».

Он добавил: «Но с другой стороны, они были единственными людьми, которые могли сказать ему правду. Умный, мудрый король знает, что нужны шуты. Глупый, неуверенный в себе король этого не делает. Вы спрашиваете меня, диссидент ли я. Когда на самом деле, я думаю, я больше похож на клоуна».

В рамках нашего еженедельного обзора мирового кино мы рассмотрим 10 важнейших фильмов движения «Новое российское кино», чтобы понять, как этот вид искусства развивался в стране со времен производства советских времен.

Утомленные солнцем (Никита Михалков – 1994)

Чрезвычайно сильный фильм о сталинском режиме конца 1930-х годов, Утомленные солнцем рассказывает историю старшего офицера Красной Армии и трагедии, которые он испытал во время красного террора. Фильм имел бешеный успех, получив Гран-при в Каннах, а также премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке.

Режиссер объяснил: «Да, они все живут под «выжженным солнцем», потому что они уничтожили все солнца, которые освещали страну на протяжении тысячелетий. До русской революции Бог представлял собой закон, единственный закон, который принимали русские, и казалось, что они следовали только тем законам, которые написаны людьми веры. После революции большевики поняли, как использовать эту религиозную бдительность русского народа. Они поняли, что могут заменить монархию и церковь властью, воплощенной в культе одного человека, Сталина».

Добавление: «В фильме Сергей Петрович Котов, полковник Красной Армии и герой революции, не излучает образ человека, которого можно было бы обвинить в измене Родине. Когда политическая полиция Сталина, НКВД, прибывает, чтобы арестовать его, Сергей остается очень спокойным, ожидая, что все уладится простым телефонным звонком в Кремль. Но когда арестовывающие офицеры начинают буйствовать, Сергей понимает. Это не трагедия виновного человека, а трагедия человека, ослепленного солнцем».

Брат (Алексей Балабанов — 1997)

Фантастическая криминальная драма Алексея Балабанова 1997 года в стиле нео-нуар с участием Сергея Бодрова-младшего, молодого человека, который возвращается с военной службы только для того, чтобы оказаться втянутым в темные дела петербургского преступного мира. . Фильм Brother , снятый за 31 день с бюджетом примерно в 10 000 долларов, стал культовой классикой в ​​стране, а его успех породил продолжение в 2000 году.

«Я снимаю разные фильмы, потому что людям нравятся разные фильмы, — сказал Балабанов. «Насилие — большая часть жизни в нашей стране, особенно в 90 с. Посмотрите сейчас российские сериалы, все каналы показывают жестокие криминальные саги, много передач про убийства, маньяков, криминальный раздел бизнеса. Я не выдумываю, я показываю портрет времени таким, каким я его вижу».

Мать и сын (Александр Сокуров – 1997)

Поэтический фильм Сокурова о больной матери и ее маленьком сыне – блестящий пример человеческого состояния. Известный своей инновационной кинематографией, Mother and Son искажает изображения, которые он представляет, снимая через окрашенные стеклянные панели, зеркала и специальные линзы.

Сокуров прокомментировал: «Я не думаю, что в кино есть большие личности. Нет. Традиция слишком молода. У нас мало людей для сравнения. Мы можем сравнить кино как искусство с врачом, который пытается изучить миллионы проблем со здоровьем людей, не зная, как им помочь. Каждый врач делает открытие, а потом провозглашает свой метод уникальным и лучшим, помогающим людям, но болезнь или проблема продолжаются».

Хрусталев, моя тачка! (Алексей Герман – 1998)

Действие комедии-драмы Алексея Германа, действие которой происходит весной 1953 года в Москве, рисует карнавальную картину событий советской эпохи. За свою работу он удостоился сравнения с великим Федерико Феллини и получил призы за лучший фильм и лучшую режиссуру на премии Российской гильдии кинокритиков.

На вопрос, о современной ли это России, Герман сказал: «Конечно, может быть, сейчас все проще — тебя просто расстреляют… Художник — канарейка в шахте. Если бы Брежнев читал Редьярда Киплинга, он бы никогда не поехал в Афганистан. Мы не очень хотели изображать 1953, мы хотели показать, что из себя представляют русские».

Возвращение (Андрей Звягинцев – 2003)

Трогательное исследование значения семьи и мужественности, Возвращение – зловещая история двух братьев, чей отец возвращается домой через 12 лет только для того, чтобы подвергнуть их чему-то таинственному . Он получил несколько наград и номинаций, в том числе место в опросе критиков BBC о лучших фильмах 21 века.

Режиссер рассказал: «Вдохновением был сценарий. Мы с продюсером Дмитрием Лесневским решили снять полнометражный фильм, и мы прочитали много сценариев примерно за полгода. Это был единственный сценарий, который нас действительно тронул. Но не сразу — очень сильное ощущение, что это не просто занимательная история о путешествии, а что-то гораздо большее, появилось, наверное, через полгода после того, как я впервые прочитал ее».

Пыль (Сергей Лобан – 2005)

Минималистичный шедевр, созданный при относительно мизерном бюджете в 3000 долларов, Пыль существует на пересечении научной фантастики, экзистенциализма и магического реализма. Он фокусирует свои расследования на главном герое, который участвует в секретном эксперименте, в ходе которого машина обманом заставляет его поверить в то, что его самые смелые мечты сбылись.

Сергей Лобан сказал о тематической направленности фильма: «Пыль — это суета, в которую погружены люди. Пыль — распространенное заблуждение, засорение головок. Пылинки — это образ, через который этих людей воспринимает ученый, который, кажется, больше других знает о механизмах мироздания».

Безмолвные души (Алексей Федорченко — 2010)

Основанный на новелле Дениса Осокина 2008 года, Безмолвные души — это медитация на ритуалы жизни и бегство от смерти. Фильм номинировали на «Золотого льва», а фильм Федорченко сравнивали с произведениями Тарковского. Silent Souls получил награду за лучший сценарий на Asia Pacific Screen Awards.

«Я не думаю, что пророк имеет какое-то отношение к роду занятий человека», — сказал Федорченко. «Кинорежиссеры могут быть как пророками, так и мастерами, хорошо или плохо выполняющими свою работу. Эта работа похожа на многие другие. Единственное, что их отличает, это то, что у каждого фильма есть своя аудитория со своим мнением. Но действительно очень сложно разобраться, пророки создатели фильма или нет. Что касается меня, то я не могу судить по себе».

Как я провел этим летом (Алексей Попогребский – 2010)

Интересный взгляд на влияние изоляции на людей. отдаленный остров, которые начинают недоверчиво относиться друг к другу. Фильм был воспринят как аллегория современной России и разногласий, присутствующих в ее гражданах.

Режиссер уточнил: «Для меня самой захватывающей частью были не болезни или люди, сходящие с ума, а когда совершенно «ненормальный» или «экстремальный» опыт становится рутиной, это что-то очень человеческое и очень интенсивное. В книгах, которые мне больше всего понравились, например, рассказ Фритьофа Нансена о его экспедициях, есть подробности повседневной жизни, распорядок дня, они там годами, часто в темноте, и вот что так увлекательно, что люди — это животные, которые может приспособиться ко всему, на самом деле».

Living (Василий Сигарев — 2012)

Living — это кинематографический тезис Сигарева о смерти, в котором он исследует процесс скорби и проводит философское исследование того, насколько человеческое состояние изначально жестоко. « Живой », один из самых мрачных фильмов движения «Новое русское кино», заслужил несколько похвал и прославил Сигарева.

Сигарев сказал: «Есть какая-то «официальная» тема: отношение к смерти в обществе однородно, особенно в кино. То есть, когда показывают смерть, это всегда так просто, и никто не обращает на это внимания. То есть человека убивают, но через пять минут зритель ничего об этом не помнит. И мы хотели показать, так сказать, «величие» смерти, и тем самым показать величие жизни, потому что жизнь — это огромное сокровище».

Под электрическими облаками ( Алексей Герман младший – 2015)

Урок возвышенной кинематографии, Под электрическими облаками – это амбициозный проект, в котором делается попытка уловить дух места с помощью разрозненных повествований. Фильм получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале за выдающееся визуальное повествование, построение видения России ближайшего будущего, пронизанного символикой и подтекстовыми комментариями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *