Рубрики
Коронавирус

Клеопатры: Биография Клеопатры — Афиша Daily

Биография Клеопатры — Афиша Daily

Клеопатра была одной из самых знаменитых правительниц в истории, но нам она больше известна по художественным образам, не всегда справедливым. Публикуем фрагмент книги, в которой Стейси Шифф, получившая Пулитцеровскую премию за биографию Веры Набоковой, скрупулезно воссоздает биографию реальной царицы.

После смерти Клеопатра продолжает вызывать такие же противоречивые эмоции, как и при жизни. Все успехи приписывают исключительно ее сексуальности. Всегда удобнее было объяснять успех женщины красотой, а не мозгами, низводить ее до умения выбирать сексуальных партнеров — конечно, мужчин. Невозможно соревноваться с могущественной обольстительницей. Против женщины же, обвивающей мужчину кольцами своего змеиного ума, стреноживающей его своими нитками жемчуга, по крайней мере, должен иметься какой‑то антидот. Клеопатра нервирует мужчин больше как мыслящий человек, а не как соблазнительница: гораздо безопаснее верить, что она была фатально привлекательна, а не фатально умна. (Написанное в IV веке до н. э. изречение Менандра «Мужчина, учащий женщину писать, снабжает змею ядом», школьники заучивали и через сотни лет после ее смерти.) К тому же таким образом любое произведение становится интереснее. Задает тон Проперций. Для него Клеопатра была распутной соблазнительницей, «царицей-шлюхой», позже сделалась «женщиной ненасытной похоти и ненасытной алчности» (Дион), грешной блудницей (Данте), «шлюхой восточных царей» (Боккаччо), олицетворением незаконной любви (Драйден). У Проперция она блудит с рабами. Один римлянин в I веке н. э. утверждал (это ложь), что «античные авторы постоянно говорят о ненасытной сексуальности Клеопатры».

В одном источнике она настолько ненасытна, что часто притворяется проституткой. И она настолько прекрасна и токсична, что «многие мужчины платили за ночь с ней своими жизнями».

По оценке одной женщины, жившей в XIX веке, она была «умопомрачительной ведьмочкой». Флоренс Найтингейл называла ее «этой гадкой Клеопатрой». Предлагая роль в кино актрисе Клодетте Кольбер, Сесил Б.ДеМилль спросил: «Как вам идея стать порочнейшей женщиной в истории?» Клеопатра появляется даже в книге 1928 года «Грешники сквозь столетия». В общем, у женщины нет ни одного шанса в сражении против легенды.

Личная жизнь неизбежно побеждает политику, а эротика побеждает всех: мы не забудем, что Клеопатра спала с Юлием Цезарем и Марком Антонием, еще долго после того, как забудем, чего она этим достигла. Забудем, что она должна была сохранить огромную, богатую, густонаселенную империю в сумеречные для империи времена, сохранить династию, легендарную и великую. О ней помнят, потому что она сумела соблазнить двух величайших мужчин того времени, а на самом деле ее преступление в том, что она позволила себе те же отношения (они были «всего лишь обманными залогами, выданными с корыстной целью»), в которые спокойно вступали все мужчины у власти. Она сделала это же — и сразу стала извращенкой и подрывательницей устоев. Ну и совершала другие оскорбительные деяния. Например, заставляла Рим чувствовать себя грубым и неотесанным, а еще неуверенным в себе и бедным — уже достаточный повод для тревоги, и без элемента сексуальности. Какое‑то время ее призрак витал над римлянами как предостережение. При Августе институт брака приобрел новый лоск, и это не прибавило популярности памяти Клеопатры, демонической разрушительницы семейных гнезд.

Она вызывала презрение и зависть в равной мере и с равными искажениями; в придуманной про нее легенде мужских страхов не меньше, чем мужских фантазий.

От Плутарха пошла величайшая в истории легенда о любви, хотя жизнь Клеопатры не была ни такой трагичной, ни такой романтичной, какой ее до сих пор представляют. Причем она даже дважды роковая женщина. Чтобы Акций стал битвой битв, требовалась «царица-дикарка», замышляющая разрушить Рим. Чтобы Антоний не устоял перед чарами чего‑то неримского, требовалась коварная соблазнительница, «что уже погибла сама и вместе с собой готовилась сгубить и его». Сложно сказать, где заканчивается месть и начинается преклонение. Ее могущество вдруг усилилось: чтобы удовлетворить исторические амбиции одного мужчины, требовалось превратить другого в жалкого раба. Да, она была послушной отцелюбивой дочерью, патриоткой и защитницей, ранней националисткой, символом отваги, мудрой правительницей со стальными нервами, мастером самопиара. Нет, она не строила Александрийский маяк, не умела делать золото, не была идеальной женщиной (Готье), мучеником любви (Чосер), глупенькой маленькой девочкой (Шоу), матерью Христа. Один коптский епископ VII века назвал ее «самой великолепной и мудрой из женщин», более славной, чем бывшие до нее цари. В хороший день говорят, что Клеопатра умерла за любовь, и это тоже не совсем так. В конце концов все, от Микеланджело до Жерома, от Корнеля до Брехта, пытались ее разгадать. Ренессанс на ней помешался, романтизм — еще больше. Она даже Шекспира вывела из равновесия, выжав из поэта его лучшую женскую роль, его лучшую поэзию и последний акт пьесы, посвященный больше Клеопатре, чем Антонию, который один критик назвал «веселой данью безвинному адюльтеру среднего возраста». Шекспира с таким же успехом можно обвинять в том, что мы потеряли настоящую Клеопатру VII, как можно обвинять в этом александрийскую влажность, римскую пропаганду и ясные лиловые глаза Элизабет Тейлор.

Александрия не сразу утратила значение центра интеллектуальных состязаний и философских марафонов и оставалась им еще где‑то сотню лет. А потом стала исчезать. Вместе с ней исчезла юридическая независимость женщин: закончились дни, когда можно было подать в суд на свекра, чтобы вынудить его вернуть твое приданое, если твой (неплатежеспособный) муж сбежал и растил ребенка с другой женщиной. После землетрясения V века н. э. дворец Клеопатры сполз в Средиземное море. Маяк, библиотека, мусейон — все исчезло. Сегодняшняя Александрийская гавань ничем не напоминает о своем эллинистическом прошлом. Нил поменял русло. Город просел больше чем на шесть метров. Даже побережье мыса Акций, которое Клеопатра фактически изучила наизусть, изменилось. Ее Александрия уже давно стала почти невидимкой: либо покоится на дне морском, либо погребена под многолюдным городом, который по большей части забыл эллинистическую главу своей жизни. Культура Птолемеев испарилась. Многое из того, что знала Клеопатра, забылось на полторы тысячи лет. Совсем другая женщина, Дева Мария, заняла место Исиды, как Элизабет Тейлор заняла место Клеопатры.

В итоге наше пристальное внимание к египтянке только растет: исчезнув, она стала еще легендарнее. Белые пятна в ее истории не дают рассеяться магии.

Она продолжает нас тревожить. И сегодня мы слышим отголоски ее судьбы. Через две тысячи лет после того, как она угрожала Октавиану весьма дорогим пожаром, ничто не захватывает человечество так сильно, как огромная удача и ужасная катастрофа. Мы сегодня все так же сражаемся в битве Востока с Западом, все так же мечемся между потаканием своим желаниям и сдержанностью, как когда‑то Цицерон. Секс и власть пылают все так же ярко. Амбиции, достижения и власть женщин беспокоят нас так же, как в свое время римлян, для которых Клеопатра была больше чудовищем, чем красавицей, но совершенно точно — немного и тем и другим.

Две тысячи лет черного пиара и шедевров литературы, кинематографа и оперы не могут скрыть факта: Клеопатра была чрезвычайно сильной царицей, в экстренных ситуациях осторожной и хитрой, иногда приспособленкой, стратегом высшего уровня. Ее карьера началась с одного дерзкого акта неповиновения и закончилась другим.

«Кто из женщин, кто из всех древних мужчин был так же велик?» — вопрошает неизвестный автор сохранившейся лишь фрагментами латинской поэмы, отводящей ей главную роль на античной сцене.

Смело, грубо, зримо она явилась в мировой политике и повлияла на ход истории. Она убедила народ Египта, что сумерки — это рассвет, и всеми силами этот рассвет приближала. В отчаянной ситуации неистово импровизировала, потом снова импровизировала — кое‑кто так определяет гения. Блеск и величие были в ее истории задолго до того, как к ней прикоснулись Октавиан и Шекспир. Ее присутствие возбуждало. Прежде чем вдохновить Плутарха на длинные лирические отступления, она проделала то же самое с его соотечественниками. С первого и до последнего ее появления нас поражает ее умение продумывать сцену и расставлять декорации. До самого конца она оставалась режиссером своей жизни, проницательная, горячая, непостижимо богатая, избалованная и при этом амбициозная.

Взрослая Клеопатра почти не встречала людей, которых считала себе ровней. Римлянам она казалась упрямым, свирепым исключением из каждого правила. До сих пор ее практически не с кем сравнить: предшественников много, преемников — единицы. Вместе с ней, можно сказать, закончилась эпоха императриц. За две тысячи лет можно найти всего пару женщин, обладавших неограниченной властью над таким огромным царством. Клеопатра остается едва ли не единственной за мужским покерным столом, у кого на руках одновременно очень хорошие и очень плохие карты. То отличный кон, то отвратительный. Невозможно вообразить, что она чувствовала летом 30 года до н. э., когда к ее стране приближался Октавиан и становилось все отчетливее понятно, что больше не будет резких поворотов колеса Фортуны, не будет фантастических спасений, что и она, и Египет на этот раз очевидно проиграли. Страх и гнев, должно быть, обуяли Клеопатру, понявшую, что ей суждено стать «погубительницей Египта», как выразился хроникер III века н.  э. И ничто не могло облегчить боль от такой масштабной потери, даже маячившая впереди чудесная загробная жизнь. Если допустить, что она в нее верила.

Издательство

«КоЛибри», перевод Марии Леоненко

расскажите друзьям

люди

Уолли де БакерЭлизабет ТейлорМарк Антоний

Богиня, любовница Цезаря, спорщица: 9 мифов о Клеопатре

Истории

«Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Клеопатра была египтянкой

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры. 1963 год

Вероятно, портрет Клеопатры VII. I век до н. э.

Нет

Предки царицы — македоняне, жители Балкан, говорившие на диалекте древнегреческого языка, — пришли в Египет в авангарде армии Александра Великого. Его соратник Птолемей I стал первым фараоном македонской династии.

По древнеегипетскому обычаю потомки Птолемея заключали браки только внутри семьи: сыновья-наследники женились на своих сестрах. Впрочем, к моменту рождения Клеопатры в 69 году до н. э. династия правила Египтом около 250 лет. За несколько веков македонскую кровь могла разбавить и местная, но официально это не признавалось.

Клеопатра царствовала единолично

Кадр из мультфильма «Астерикс и Клеопатра». 1968 год

Нет

У Клеопатры VII последовательно сменилось три соправителя: два брата, Птолемей XIII и Птолемей XIV, состоявшие с ней в браке, а с 44 года до н. э. — сын от Юлия Цезаря, Цезарион

Из-за Клеопатры погибли два знаменитых римских военачальника

Убийство Помпея. Иллюстрация Генриха Лойтеманна. Конец XIX века

Да

Проиграв в 48 году до н. э. Юлию Цезарю в борьбе за власть в Риме, Гней Помпей Великий бежал в Египет, где как раз в это время Клеопатра сражалась за престол с братом-супругом Птолемеем XIII.

Желая привлечь Цезаря на свою сторону, фараон приказал убить Помпея, едва тот сошел на берег. В 30-е годы до н. э. случился конфликт между приемным сыном Цезаря Октавианом и полководцем Марком Антонием, женившимся на Клеопатре. Октавиан желал присоединить Египет к римским территориям, с чем, разумеется, не могла согласиться царица. Война была неизбежна. Марк Антоний выступил в защиту интересов любимой супруги и проиграл все битвы. Чтобы избежать плена и позора, он покончил с собой.

Экспонаты берлинской выставки «Затонувшие сокровища Египта»: статуя Исиды и, возможно, бюст Птолемея XV

Клеопатра считалась богиней

Монета с профилем Клеопатры VII. 51–30 годы до н. э.

Да

С середины III века до н. э. фараоны из династии Птолемеев обожествлялись после восшествия на престол, и их супруги вместе с ними. Клеопатра претендовала на большее: она отождествляла себя с Исидой, одной из главных египетских богинь. Даже на монетах, которые чеканила царица, она называла себя Новой Исидой.

Клеопатру принесли к Юлию Цезарю в ковре

Кадр из фильма «Клеопатра». 1963 год

Нет

Это заблуждение «пошло в народ» благодаря эффектной сцене из голливудского фильма: перед Юлием Цезарем (актер Рекс Харрисон) раскатывают узорчатый ковер, а внутри оказывается царица (в исполнении Элизабет Тейлор).

Рассказ, как во дворец к Цезарю «контрабандой» пробралась Клеопатра, чтобы тайком от брата убедить полководца поддержать ее в борьбе за власть, есть у писателя I–II веков Плутарха: там сторонник царицы пронес ее в мешке для белья. Однако в произведениях XIX века вместо мешка в этом сюжете появляется ковер.

Возможно, дело в переводе трудов Плутарха, изданном в 1770 году братьями Лэнгхорнами: там написано, что Клеопатра завернулась в carpet. В толковом словаре английского языка Сэмюэла Джонсона (1768) это слово означает «покрывало разных цветов», в современном английском — «ковер».

Надпись из храма Гора «Птолемей XIII». Так, в картуше, оформляли имена фараонов

Клеопатра на спор растворила в уксусе баснословно дорогую жемчужину

Монета в 50 египетских пиастров с портретом Клеопатры VII. 2007 год

Фото
Credit: Ivan Vdovin / Alamy Stock Photo

Вряд ли

Римский писатель I века Плиний Старший в «Естественной истории» рассказал, как царица заключила с Марком Антонием пари, что за один обед она проест огромную сумму в 10 миллионов сестерциев, и выиграла спор, разведя в уксусе одну из двух самых крупных жемчужин в мире и выпив раствор.

Современный антиковед Пруденс Джоунз опытным путем выяснила, что жемчужины весом около одного грамма растворяются в винном уксусе с концентрацией уксусной кислоты 5% от 24 до 36 часов — многовато для одного обеда. Джоунз предположила, что Клеопатра могла предварительно измельчить жемчужину, чтобы ускорить реакцию, но у Плиния об этой уловке нет ни слова.

Странно и то, что политический противник Антония поэт Гораций в «Сатирах», опубликованных в год гибели полководца и его царственной супруги, порицал за расточительство выпившего растворенную жемчужину Клодия, сына актера Эзопа, но не упомянул о пари Клеопатры.

Клеопатра принимала ванны из молока, причем для этого требовалось подоить 700 ослиц

Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс. Миссия «Клеопатра». В роли царицы Моника Беллуччи. 2002 год

Нет

Сведения о таком рецепте красоты, якобы изобретенном египетской царицей, встречаются на популярных женских интернет-сайтах со ссылкой то на Гиппократа, то на Плиния Старшего. Гиппократ жил почти за четыре столетия до Клеопатры. Плиний писал, что молочные ванны в качестве средства от морщин первой стала практиковать родившаяся уже в новой эре императрица Поппея Сабина.

Впрочем, другие медики древности (Гален, Аэций) приводили рецепты разнообразных снадобий, в частности против перхоти и облысения, из труда, написанного некой Клеопатрой. Однако историки спорят, была это Клеопатра VII или ее тезка.

Клеопатра совершила самоубийство из-за любви

«Смерть Клеопатры». Гвидо Каньяччи. 1661–1662 годы

Клеопатра VII. Мраморный бюст. Около 20 года до н. э.

Вряд ли

Романтичная легенда, по которой царица покончила с собой, будучи не в силах пережить гибель Марка Антония, мало соответствует тому, что известно из исторических источников о характере этой женщины и обстоятельствах ее смерти.

О последних днях Клеопатры рассказал Плутарх, ссылаясь на записи ее врача. По словам Плутарха, спустя несколько дней после самоубийства Антония Клеопатре сообщили, что скоро она отправится в Рим. Это могло означать только одно: царице предстоит участвовать в триумфе завоевавшего Египет Октавиана — в качестве трофея. Вероятно, Клеопатра решила умереть, чтобы избежать позора.

Обелиски, известные как Иглы Клеопатры, были созданы в ее правление

Игла Клеопатры на набережной Темзы в Лондоне

Нет

Прозванный так древнеегипетский памятник, установленный в 1836 году на площади Согласия в Париже, изначально был воздвигнут в Луксоре в правление фараона Рамсеса II, за 12 столетий до рождения Клеопатры VII. Парные обелиски, один из которых в наши дни стоит на берегу Темзы в Лондоне, а второй — в Центральном парке в Нью-Йорке, были созданы для Тутмоса III в XV веке до н. э. В Лондон и Нью-Йорк они попали в 1878 и 1880 годах соответственно.

Фото: Alamy (x4) / Legion-media, Diomedia (x2), Alamy (x2) / Legion-media, Diomedia (x2), AFP / East News, Alamy (x2) / Legion-Media, Diomedia, iStock

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» №3, март 2017, частично обновлен в ноябре 2022

Мария Меньшикова


Теги

  • история

Клеопатра | Биография, красота, история, смерть и факты

Клеопатра

Смотреть все медиа

Дата рождения:
70 г. до н.э. или 69 г. до н.э.

г.

Умер:
30 августа до н. э.
Александрия
Египет
Известные члены семьи:
супруг Марк Антоний
сын Птолемей Филадельф
Роль в:
Битва при Акциуме

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем знаменита Клеопатра?

Будучи царицей Египта (51–30 гг. до н. э.), Клеопатра активно влияла на римскую политику в решающий период и была особенно известна своими отношениями с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Она, как никакая другая женщина древности, представляла собой прототип романтической роковой женщины. Клеопатра вдохновила множество книг, пьес и фильмов.

Как Клеопатра пришла к власти?

Когда ее отец, Птолемей XII, умер в 51 г. до н. э., Клеопатра и ее брат Птолемей XIII правили вместе, пока она не была вынуждена бежать около 50 г. до н. э. С помощью своего любовника Юлия Цезаря она вернулась к власти после смерти своего брата в 47 г. Она правила вместе со своим братом-мужем Птолемеем XIV, а затем со своим сыном Цезарионом.

Какой была Клеопатра?

Клеопатра была харизматичной и умной, и она использовала оба качества для достижения политических целей Египта. Она также была безжалостной, по сообщениям, убив несколько членов семьи, чтобы укрепить свою власть. Единственный член ее дома, изучавший египетский язык, она, как говорили, была популярной правительницей.

Как умерла Клеопатра?

С прибытием Октавиана-завоевателя (будущего римского императора Августа) муж Клеопатры, Марк Антоний, покончил жизнь самоубийством под ложным впечатлением, что она умерла. Похоронив его, 39-летняя Клеопатра покончила с собой, хотя неизвестно, как именно. Некоторые утверждают, что это произошло с помощью аспида, символа божественной царственности.

Клеопатра , (греч. «Известная своим Отцом») полностью Клеопатра VII Тея Филопатор («Клеопатра, любящая отца богиня») г. (род. 70/69 г. до н. э. — умерла 30 августа до н. э., Александрия), египетская царица, известная в истории и драматургии как возлюбленная Юлия Цезаря, а затем как жена Марка Антония. Она стала королевой после смерти своего отца, Птолемея XII, в 51 г. до н. э. и правила последовательно со своими двумя братьями Птолемеем XIII (51–47) и Птолемеем XIV (47–44) и своим сыном Птолемеем XV Цезарем (44–30). После того как римские войска Октавиана (будущего императора Августа) разгромили их объединенные силы, Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и Египет попал под римское владычество. Клеопатра активно влияла на римскую политику в критический период, и она, как никакая другая античная женщина, стала представлять собой прототип романтической роковой женщины.

Дочери царя Птолемея XII Авлета, Клеопатре суждено было стать последней королевой македонской династии, правившей Египтом между смертью Александра Македонского в 323 г. до н. э. и его аннексией Римом в 30 г. до н. э. Линия была основана генералом Александра Птолемеем, который стал царем Египта Птолемеем I Сотером. Клеопатра была македонского происхождения и почти не имела египетской крови, хотя античный автор Плутарх писал, что она единственная из своего дома взяла на себя труд выучить египетский язык и по политическим причинам называла себя новой Исидой, титул, который отличал ее от более ранней птолемеевской царицы Клеопатры III, которая также утверждала, что является живым воплощением богини Исиды. На монетных портретах Клеопатры лицо скорее живое, чем красивое, с чувствительным ртом, твердым подбородком, влажными глазами, широким лбом и выдающимся носом. Когда Птолемей XII умер в 51 г. до н. э., трон перешел к его маленькому сыну Птолемею XIII и дочери Клеопатре VII. Вероятно, но не доказано, что они поженились вскоре после смерти отца. 18-летняя Клеопатра, старше своего брата примерно на восемь лет, стала доминирующей правительницей. Факты показывают, что первый указ, в котором имя Птолемея предшествует имени Клеопатры, был издан в октябре 50 г. до н. э. Вскоре после этого Клеопатра была вынуждена бежать из Египта в Сирию, где собрала армию и в 48 г. до н. э. вернулась, чтобы встретиться со своим братом в Пелусии, на восточной границе Египта. Убийство римского полководца Помпея, искавшего убежища от Птолемея XIII в Пелусии, и прибытие Юлия Цезаря принесли временный мир.

Клеопатра поняла, что ей нужна поддержка римлян или, точнее, поддержка Цезаря, если она хочет вернуть себе трон. Каждый был полон решимости использовать другого. Цезарь искал деньги для погашения долгов отца Клеопатры, Авлета, когда он изо всех сил пытался сохранить свой трон. Клеопатра была полна решимости сохранить свой трон и, если возможно, восстановить славу первых Птолемеев и восстановить как можно больше их владений, которые включали южную Сирию и Палестину. Цезарь и Клеопатра стали любовниками и провели зиму в Александрии в осаде. Следующей весной прибыло римское подкрепление, и Птолемей XIII бежал и утонул в Ниле. Клеопатра, теперь замужем за своим братом Птолемеем XIV, была восстановлена ​​на своем троне. В июне 47 г. до н. э. она родила Птолемея Цезаря (известного александрийцам как Цезарион, или «маленький Цезарь»). Был ли Цезарь отцом Цезариона, как следует из его имени, сейчас неизвестно.

Цезарю потребовалось два года, чтобы погасить последний огонь помпейской оппозиции. Как только он вернулся в Рим в 46 г. до н. э., он отпраздновал четырехдневный триумф — церемонию в честь полководца после победы над внешним врагом, — на которой была выставлена ​​напоказ Арсиноя, младшая и враждебно настроенная сестра Клеопатры. Клеопатра нанесла как минимум один государственный визит в Рим в сопровождении мужа, брата и сына. Она была размещена на частной вилле Цезаря за рекой Тибр и, возможно, присутствовала при освящении своей золотой статуи в храме Венеры Прародительницы, прародительницы семьи Юлиев, к которой принадлежал Цезарь. Клеопатра была в Риме, когда в 44 г. до н. э. был убит Цезарь.

Викторина «Британника»

Викторина о любви

Узнайте, как отношения Клеопатры с Цезарем и Марком Антонием привели к падению Египта

Посмотреть все видео к этой статье

Вскоре после ее возвращения в Александрию, в 44 г. до н. э., умер соправитель Клеопатры Птолемей XIV. Клеопатра теперь правила со своим малолетним сыном Птолемеем XV Цезарем. Когда в битве при Филиппах в 42 г. до н. э. убийцы Цезаря были разбиты, Марк Антоний стал очевидным наследником власти Цезаря — по крайней мере, так казалось, поскольку внучатый племянник и личный наследник Цезаря Октавиан был всего лишь болезненным мальчиком. Антоний, теперь контролирующий восточные территории Рима, послал за Клеопатрой, чтобы она могла объяснить свою роль в последствиях убийства Цезаря. Она отправилась в Тарс в Малой Азии, нагруженная подарками, отложив свой отъезд, чтобы усилить ожидания Антония. Она вошла в город, плывя вверх по реке Сиднус на барже, одетая в одежды новой Исиды. Антоний, отождествлявший себя с богом Дионисом, был пленен. Забыв свою жену Фульвию, которая в Италии делала все возможное, чтобы защитить интересы своего мужа от растущей угрозы со стороны молодого Октавиана, Антоний вернулся в Александрию, где относился к Клеопатре не как к «защищенной» государыне, а как к независимому монарху.

В Александрии Клеопатра и Антоний сформировали общество «неповторимых жизнелюбов», члены которого вели то, что одни историки интерпретировали как жизнь разврата и безумия, а другие интерпретировали как жизни, посвященные культу мистического бога Диониса.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

В 40 году до н. э. Клеопатра родила близнецов, которых назвала Александром Гелиосом и Клеопатрой Селен. Антоний уже покинул Александрию, чтобы вернуться в Италию, где он был вынужден заключить временное соглашение с Октавианом. В рамках этого урегулирования он женился на сестре Октавиана, Октавии (Фульвия умерла). Три года спустя Антоний был убежден, что он и Октавиан никогда не смогут прийти к соглашению. Его брак с Октавией теперь не имеет значения, он вернулся на восток и воссоединился с Клеопатрой. Антонию нужна была финансовая поддержка Клеопатры для его отложенной парфянской кампании; взамен Клеопатра просила вернуть большую часть восточной империи Египта, включая большую часть Сирии и Ливана и даже богатые бальзамическими рощами Иерихона.

Парфянская кампания потерпела неудачу, как и временное завоевание Армении. Тем не менее в 34 г. до н. э. Антоний отпраздновал триумфальное возвращение в Александрию. За этим последовало празднование, известное как «Пожертвования Александрии». Толпы стекались в гимназию, чтобы увидеть Клеопатру и Антония, сидящих на золотых тронах на серебряной платформе, а их детей, сидящих рядом с ними на тронах чуть ниже. Антоний провозгласил Цезариона сыном Цезаря, тем самым сделав Октавиана, усыновленного Цезарем своим сыном и наследником, незаконнорожденным. Клеопатра была провозглашена царицей царей, Цезарион — царем царей. Александр Гелиос получил Армению и территорию за Евфратом, его младший брат Птолемей земли к западу от нее. Сестра мальчиков, Клеопатра Селена, должна была стать правительницей Кирены. Октавиану, наблюдавшему из Рима, было ясно, что Антоний намеревался, чтобы его большая семья правила цивилизованным миром. Началась пропагандистская война. Октавиан забрал завещание Антония (или то, что он называл завещанием Антония) из храма дев-весталок, которым оно было доверено, и открыл римскому народу, что Антоний не только даровал римские владения иностранке, но и намеревался быть похороненным рядом с ней в Египте. Быстро распространился слух, что Антоний также намеревался перенести столицу из Рима в Александрию.

Антоний и Клеопатра провели зиму 32–31 г. до н. э. в Греции. Римский сенат лишил Антония его предполагаемого консульства на следующий год, а затем объявил войну Клеопатре. Морская битва при Акциуме, в которой Октавиан столкнулся с объединенными силами Антония и Клеопатры 2 сентября 31 г. до н. э., стала катастрофой для египтян. Антоний и Клеопатра бежали в Египет, а Клеопатра удалилась в свой мавзолей, когда Антоний отправился сражаться в свою последнюю битву. Получив ложное известие о смерти Клеопатры, Антоний пал на меч. В последнем избытке преданности он сам был доставлен в убежище Клеопатры и там умер, попросив ее помириться с Октавианом.

Клеопатра похоронила Антония, а затем покончила жизнь самоубийством. Способ ее смерти неизвестен, хотя классические писатели пришли к выводу, что она покончила с собой с помощью аспида, символа божественной королевской власти. Ей было 39 лет, она была царицей 22 года, а партнершей Антония — 11 лет. Они были похоронены вместе, как и хотели оба, и вместе с ними была похоронена Римская республика.

Реабилитация Клеопатры | История| Смитсоновский журнал

Египетская царица, показанная здесь в 19Гравюра X века, тайком вернувшаяся из ссылки и удивившая Юлия Цезаря.
Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк

Клеопатра VII правила Египтом 21 год за поколение до Рождества Христова. Однажды она потеряла свое королевство; восстановил его; чуть не потерял его снова; собрал империю; все потерял. Богиня в детстве, королева в 18 лет, на пике своего могущества она контролировала практически все восточное побережье Средиземного моря, последнее великое королевство любого египетского правителя. На мгновение она держала в своих руках судьбу западного мира. У нее был ребенок от женатого мужчины, еще трое от другого. Она умерла в 39. Катастрофа надежно цементирует репутацию, а конец Клеопатры был внезапным и сенсационным. В одном из самых оживленных загробных жизней в истории она стала астероидом, видеоигрой, сигаретой, игровым автоматом, стриптиз-клубом, синонимом Элизабет Тейлор. Шекспир свидетельствовал о бесконечном разнообразии Клеопатры. Он понятия не имел.

Если имя нестираемое, изображение размыто. Она может быть одной из самых узнаваемых фигур в истории, но мы мало знаем, как на самом деле выглядела Клеопатра. Только ее портреты на монетах, выпущенные при ее жизни и которые она, вероятно, одобрила, могут быть признаны подлинными. Мы помним ее тоже по неправильным причинам. Способная, зоркая государыня, она знала, как построить флот, подавить восстание, контролировать валюту. Один из наиболее доверенных генералов Марка Антония поручился за ее политическую проницательность. Даже в то время, когда женщины-правители не были редкостью, Клеопатра выделялась, единственная женщина в своем мире, правившая в одиночку. Она была несравненно богаче всех в Средиземноморье. И она пользовалась большим авторитетом, чем любая другая женщина своего времени, о чем напомнил взволнованный король-соперник, когда он призвал к ее убийству во время ее пребывания при его дворе. (Советники царя возражали. Они напомнили Ироду, что в свете ее роста это невозможно.) Клеопатра происходила из длинного рода убийц и поддерживала семейную традицию, но для своего времени и места вела себя на удивление хорошо.

Тем не менее, она выживает как распутная соблазнительница, и уже не в первый раз по-настоящему могущественная женщина превращается в бесстыдно обольстительную. Она вызывала презрение и зависть в одинаковой и одинаково искажающей мере; ее история построена как на мужском страхе, так и на фантазии. Ее сила была немедленно искажена, потому что — для исторических целей одного человека — ей нужно было обратить другого в гнусное рабство. В конечном счете, все, от Микеланджело до Брехта, дали ей трещину. Ренессанс был одержим ею, романтики тем более.

Как и все жизни, поддающиеся поэзии, жизнь Клеопатры была полна неурядиц и разочарований. Она выросла среди непревзойденной роскоши и унаследовала приходящее в упадок королевство. На протяжении десяти поколений ее семья, Птолемеи, именовали себя фараонами. На самом деле они были македонскими греками, что делает Клеопатру такой же египтянкой, как Элизабет Тейлор. Она и ее 10-летний брат взяли на себя управление страной с тяжелым прошлым и шатким будущим. Пирамиды, которым Клеопатра почти наверняка познакомила Юлия Цезаря, уже украшали граффити. Сфинкс подвергся серьезной реставрации — более 1000 лет назад. И слава некогда великой империи Птолемеев померкла. В детстве Клеопатры Рим распространил свое господство почти до границ Египта. Последствия для последнего великого королевства в этой сфере влияния были очевидны. У его правителя не было иного выбора, кроме как ухаживать за самым могущественным римлянином того времени — непростая задача в поздней республике, раздираемой гражданскими войнами.

Отец Клеопатры связал свою судьбу с Помпеем Великим. Удача, казалось, вечно сияла над этим блестящим римским полководцем, по крайней мере, до тех пор, пока Юлий Цезарь не нанес ему сокрушительное поражение в центральной Греции. Помпей бежал в Египет, где в 48 г. до н.э. он был зарезан и обезглавлен. Двадцатиоднолетняя Клеопатра в то время находилась в бегах на Синае — на проигравшей стороне в гражданской войне против своего брата и во власти его войск и советников. Ей быстро удалось снискать расположение нового хозяина римского мира.

Юлий Цезарь прибыл в Александрию через несколько дней после убийства Помпея. Он забаррикадировался во дворце Птолемеев, доме, из которого была изгнана Клеопатра. Из пустыни она организовала тайное возвращение, минуя вражеские позиции и римские баррикады, и прибыла после наступления темноты в прочном мешке. В последующие месяцы она стояла рядом с Цезарем, беременная его ребенком, пока он сражался с войсками ее брата. После их поражения Цезарь вернул ее на трон.

В течение следующих 18 лет Клеопатра правила самой плодородной страной Средиземноморья, проводя ее через чуму и голод. Одно только ее пребывание в должности говорит о ее коварстве. Она знала, что Рим может в любой момент свергнуть ее, низложить ее подданные, подорвать авторитет ее советников или заколоть, отравить и расчленить ее собственная семья. Обладая первоклассным образованием, она играла для двух групп: греческой элиты, которая изначально относилась к ней с неприязнью, и коренных египтян, для которых она была божеством и фараоном. У нее были заняты руки. Она не только командовала армией и флотом, вела переговоры с иностранными державами и руководила храмами, но также вершила правосудие и регулировала экономику. Подобно Изиде, одному из самых популярных божеств того времени, Клеопатра считалась благодетельной защитницей своих подданных. Ее правление примечательно отсутствием восстаний в египетской деревне, более спокойным, чем это было в течение полутора веков.

Тем временем бушевали римские гражданские войны, когда между Марком Антонием, протеже Цезаря, и Октавианом, приемным сыном Цезаря, вспыхнула ярость. Неоднократно двое мужчин делили между собой римский мир. Клеопатра в конечном итоге объединилась с Антонием, от которого у нее было трое детей; вместе эти двое, казалось, разрабатывали планы восточно-римской империи. Хрупкому миру Антония и Октавиана пришел конец в 31 г. до н. э., когда Октавиан объявил войну Клеопатре. Он знал, что Антоний не оставит египетскую царицу. Он также знал, что иностранная угроза взбудоражит римскую общественность, которая давно потеряла вкус к гражданской войне. В конце концов обе стороны сошлись в битве при Акциуме, битве не столько впечатляющей как военное сражение, сколько своими политическими разветвлениями. Октавиан победил. Клеопатра и Антоний отступили в Александрию. После длительных переговоров войска Антония перешли на сторону Октавиана.

Год спустя Октавиан направил армию в Египет, чтобы продлить свое правление, забрать свою добычу и доставить злодея обратно в Рим в качестве пленника. Потерпев сокрушительное поражение, Клеопатра могла договориться только о форме своей капитуляции. Она забаррикадировалась в огромном приморском мавзолее. Карьера, начавшаяся с наглого акта неповиновения, закончилась другим; во второй раз она выскользнула из вражеских пальцев. Вместо того, чтобы сдаться Октавиану, она покончила жизнь самоубийством. Скорее всего, она завербовала слабый яд, а не змею. Октавиан был сразу же разочарован и благоговеет перед «высоким духом» своего врага. Клеопатра была почетной смертью, достойной смертью, образцовой смертью. Она сама председательствовала на нем, гордая и несломленная до конца. По римскому определению она наконец сделала что-то правильное; наконец, к чести Клеопатры было то, что она бросила вызов ожиданиям своего пола. С ее смертью закончились римские гражданские войны. Так же поступала и династия Птолемеев. В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Рима. Он не восстановил свою автономию до 20 века н.э.

Можно ли сказать что-нибудь хорошее о женщине, которая переспала с двумя самыми влиятельными мужчинами своего времени? Возможно, но не в эпоху, когда Рим контролировал повествование. Клеопатра стояла на одном из самых опасных перекрестков в истории: пересечении женщин и власти. Умные женщины, предупреждал Еврипид 400 лет назад, опасны. Мы не знаем, любила ли Клеопатра Антония или Цезаря, но мы знаем, что она заставила их выполнять ее приказы. С точки зрения римлян, она «поработила» их обоих. Это уже была игра с нулевой суммой: авторитет женщины означал обман мужчины.

Для римлянина Клеопатра трижды вызывала подозрения: один раз из-за того, что она происходила из культуры, известной, как выразился Цицерон, своими «болтливыми, подхалимскими манерами», второй раз из-за своего александрийского адреса, наконец, из-за своего ошеломляющего богатства. Римлянин не мог отделить экзотическое от эротического; Клеопатра была олицетворением оккультного, алхимического Востока, ее извилистой, чувственной земли, такой же извращенной и оригинальной, как изумление реки. Мужчины, которые вступали с ней в контакт, похоже, потеряли голову или, по крайней мере, переосмыслили свои планы. Зов сирены Востока задолго до нее, но неважно: она была родом из опьяняющей страны секса и излишеств. Нетрудно понять, почему Цезарь стал историей, а Клеопатра легендой.

Ее история отличается от большинства женских историй тем, что мужчины, придумавшие ее, увеличили, а не стерли ее роль по своим собственным причинам. Ее отношения с Антонием были самыми долгими в ее жизни — они были вместе большую часть 11 лет, — но ее отношения с Октавианом оказались самыми прочными. Он придавал большое значение поражению Антония и Клеопатры, доставив в Рим бульварную версию египетской царицы, ненасытной, коварной, кровожадной, помешанной на власти. Октавиан преувеличил Клеопатру до гиперболических размеров, чтобы сделать то же самое со своей победой и убрать из поля зрения Марка Антония, своего настоящего врага и бывшего зятя.

Когда Антоний был стерт из записей, Акция чудесным образом превратилась в крупное сражение, громкую победу, исторический поворотный момент. Октавиан спас Рим от большой опасности. Он разрешил гражданскую войну; он восстановил мир после 100 лет беспорядков. Время началось заново. Если читать официальных историков, то с его возвращением итальянский полуостров взорвался — после калечащего пепельного века насилия — в Техниколор, а посевы внезапно взошли на поля, хрустящие и пухлые. «Восстановлена ​​законность, авторитет судов и достоинство сената», — провозглашает историк Веллей.

Годы после Акции были временем неумеренных восхвалений и щедрых мифов. Клеопатре особенно плохо служили; ренегаты написали историю. Ее карьера также совпала с расцветом латинской литературы. Проклятие Клеопатры заключалось в том, что она вдохновляла своих великих поэтов, счастливых излагать ее позор на неприветливом для нее языке. Гораций отпраздновал ее поражение еще до того, как оно произошло. Она услужливо осветила один из любимых тезисов поэта Проперция: влюбленный мужчина — беспомощный человек, мучительно подвластный своей любовнице. Как будто Октавиан избавил и Рим от этой болезни. Он восстановил естественный порядок вещей. Мужчины правили женщинами, а Рим правил миром. В обоих случаях Клеопатра сыграла решающую роль в этой истории. Она стоит среди немногих неудачников, которых помнит история, хотя и по неправильным причинам. В следующем столетии влияние Востока и эмансипация женщин будут удерживать сатириков в бизнесе.

Проперций задал тон, назвав Клеопатру «королевой блудницы». Позже она станет «женщиной ненасытной сексуальности и ненасытной алчности» (Дио), «блудницей восточных королей» (Боккаччо). Для Данте она была плотской грешницей, а для Драйдена — олицетворением незаконной любви. Римлянин первого века нашей эры ложно утверждал бы, что «древние писатели постоянно говорят о ненасытном либидо Клеопатры». Флоренс Найтингейл называла ее «отвратительной Клеопатрой». Предлагая Клодетт Кольбер главную роль в 1934 фильма Сесиль Б. Демилль, как говорят, спросила: «Как бы вы хотели быть самой злой женщиной в истории?»

Неизбежно отпали государственные дела, оставив нам дела сердечные. Мы будем помнить, что Клеопатра переспала с Юлием Цезарем и Марком Антонием, еще долго после того, как вспомним, чего она добилась при этом: что она поддерживала огромную, богатую, густонаселенную империю в ее неспокойных сумерках. Властная женщина, разбирающаяся в политике, дипломатии и управлении, свободно владеющая девятью языками, красноречивая и харизматичная, она растворилась в совместном творении римских пропагандистов и голливудских режиссеров. Она терпит за то, что соблазнила двух величайших мужчин своего времени, в то время как ее преступление на самом деле заключалось в том, что она вступила в те же партнерские отношения, которыми наслаждался каждый человек, находящийся у власти. То, что она сделала это наоборот и от своего имени, сделало ее девиантной, социально разрушительной, неестественной женщиной. Ей остается наклеить винтажный ярлык на то, о существовании чего мы всегда знали: мощную женскую сексуальность.

Всегда было предпочтительнее приписывать успех женщины ее красоте, а не ее мозгу, сводя ее к сумме ее сексуальной жизни. С могущественной чародейкой нет состязания. Против женщины, заманивающей мужчину в сети своего змеиного разума, в свои жемчужные нити, должно быть по крайней мере какое-то противоядие. Клеопатра была бы скорее мудрецом, чем соблазнительницей; менее опасно считать ее фатально привлекательной, чем фатально умной. Как заметил один из убийц Цезаря: «Насколько больше внимания люди уделяют своим страхам, чем своим воспоминаниям!»

Центр интеллектуальных состязаний и философских марафонов, Александрия оставалась жизненно важным центром Средиземноморья в течение нескольких столетий после смерти Клеопатры. Затем он начал дематериализоваться. Вместе с этим ушла необычная правовая автономия Египта для женщин; прошли те дни, когда вы судились со своим тестем о возвращении вам приданого, когда ваш муж сбежал с другой женщиной. После землетрясения в пятом веке нашей эры дворец Клеопатры соскользнул в Средиземное море. Великолепный Александрийский маяк, библиотека и музей исчезли. Город опустился примерно на 20 футов. Птолемеевская культура тоже испарилась; многое из того, что знала Клеопатра, будет забыто на 1500 лет. Даже Нил изменил русло. Женщина совсем другого типа, Дева Мария, могла бы поглотить Исиду так же полно, как Элизабет Тейлор поглотила Клеопатру. В результате наше увлечение последней царицей Египта только возросло; она тем более мифична из-за своего исчезновения. Дыры в истории заставляют нас возвращаться к ней снова и снова.

Адаптировано из Клеопатра: биография Стейси Шифф. Copyright © 2010. С разрешения Little, Brown and Company. Все права защищены.

Стейси Шифф получила Пулитцеровскую премию за свою биографию 1999 года, Вера (миссис Владимир Набоков): Брачный портрет .

Изображение Клеопатры на египетских монетах, вероятно, является ее самым достоверным портретом.
Попечители Британского музея / Art Resource, Нью-Йорк

Египетская царица, показанная здесь в 19Гравюра X века, тайком вернувшаяся из ссылки и удивившая Юлия Цезаря.
Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк

Битва при Акциуме, изображенная на этой гравюре XIX века, помогла решить судьбу Марка Антония и образ Клеопатры.
Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк

Клодетт Кольбер, показанная здесь в 19 г.34 с Генри Уилкоксоном в роли Марка Антония пригласили сыграть «самую порочную женщину в истории».
Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк

Жизнь отражала легенду, когда Элизабет Тейлор и Ричард Бертон начали свой роман на съемках фильма Клеопатра в 1963 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *