Американские ведьмы
Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из эфира Радио Свобода двадцатилетней давности.
Участники: Марион Уайнстин — ведьма, Рая Вайль и Александр Генис — журналисты Радио Свобода. Впервые в эфире 4 ноября 1996.
Диктор:
Взвейся ввысь, язык огня,
Закипай, варись стряпня?
Пора, пора в хоровод вокруг костра,
Хоровод пошел, пошел,
Все, что с вами – шварк в котел.
Жаба в трещине камней,
Пухнувшая тридцать дней.
Из отбросов, нечистот,
Месиво в котел пойдет.
Взвейся ввысь, язык огня,
Закипай, варись стряпня!
Марина Ефимова: Это – заклинание ведьм над котлом, где они варят злодеяния, которые потом произойдут в пьесе Шекспира «Макбет». Я не случайно вспомнила именно о них в дни праздника Хэллоуин. Дело в том, что сейчас в Америке только зарегистрированных ведьм 200 тысяч. А сколько еще тайных! В США ведовство считалось нелегальным до 1991 года, а в некоторых местах даже до 1995-го. Но даже и тогда ведьмы тайно практиковали свои языческие ритуалы. А уж теперь через Пенсильванию, например, надо проезжать с опаской. Как выяснилось, именно в этом штате самое большое число ведьм на душу населения.
Ведьма. Гравюра. Около 1700-1720
Когда я готовила эту передачу, библиотекарь в нашем маленьком городке сказала, что они не держат книг по колдовству, потому что школьники повадились заниматься колдовством. Я сказала: «Надеюсь, они практикуют белую магию?» И библиотекарь ответила: «Не надейтесь». Что может в наши времена привлечь человека, женщину, девушку к ремеслу ведьмы? Я спросила об этом у историка, специалистки по древним верованиям, выпускницы Колумбийского университета Марион Уайнстин.
Марион Уайнстин: Во-первых, мы будем говорить только о тех ведьмах, которые помогают людям, о так называемых добрых волшебницах и об их колдовстве.
Марина Ефимова: Вы хотите сказать, что злого колдовства не существует?
Марион Уайнстин: Существует, и называется оно сатанизм, его часто путают с колдовством ведьм. Сатанизм служит дьяволу. В англоязычной культуре считается, что колдовству ведьм три, а то и четыре тысячи лет. Оно возникло задолго до монотеизма, задолго до концепции дьявола, до противопоставления добра и зла, так что в понимании современных ведьм, в их теологии дьявола не существует, зато существует Диди, богиня, точнее, женщина-бог. Образ бога непременно отражается в культуре. Если образ бога, как в монотеизме — белый мужчина, то в понимании людей это, естественно, делает белого мужчину носителем духовной силы, мудрости, власти. Но когда бог – женщина, не обязательно, кстати, и белая, это дает женщине больше уверенности в ее силе и власти.
Марина Ефимова: Минуточку, но почти три тысячелетия назад уже была описана Церцея, героиня греческих мифов, которая превращала людей в свиней.
Марион Уайнстин: Но она была колдунья, волшебница. Дело в том, что поскольку магия была начисто исключена из науки и из жизни, то в представлении людей легко совмещаются различные виды волшебства. Колдуны, кудесники, волшебники, шаманы, черные маги, белые маги… Ведьмы, в древнем понимании этого слова, не подходят ни под одно из этих определений.
Марина Ефимова: Что же такое настоящая ведьма, по-английски – witch? И что такое ее колдовство, по-английский witchсraft? Уже упомянутые три ведьмы из шекспировского «Макбета» выразили и принятую в христианском мире концепцию ведовства. «Зло есть добро, добро есть зло, летим, вскочив на помело». Между тем, как утверждают западные историки, это декларированное служение злу — не более, чем клевета на ведьм, и нечестные приемы в исторической борьбе религий, удар ниже пояса. Ведьмы могли делать людям и добро, и зло. Witchсraft, по общему мнению ученых, это наиболее живучий остаток древней, дохристианской религии, возраст которой ученые относят к началу каменного века. Известный археолог Муррей пишет:
Диктор: «Видимо, witchсraft как элемент язычества существовал сначала в одном каком-то месте, и потом распространялся с расселением людей по всему миру. Африканская колдунья так же лечит травами и заговором, а желая наказать кого-то, так же протыкает куклу иглой, как это делала семь веков назад ведьма в глуши германских лесов. Сатана, которого изображают в окружении ведьм, это оклеветанный во времена цивилизации языческий бог дома и очага. Его можно найти в наскальных изображениях по всей Европе, от Испании до России».
Свеча во тьме или Трактат о ведьмах и колдовстве Томаса Эйди. Лондон, 1656
Марина Ефимова: Доктор Уайнстин, насколько я поняла, современный ведьмизм, извините, что я изобретаю термины, это возрождение древней религии — язычества, вернее, одной из его составляющих. Что же из себя представляет теология этого возрожденного явления?
Марион Уайнстин: Для нас, говоря упрощенно, это движение назад, к природе. Слово «язычник», по-английский «pagan» означало в староанглийском языке человека из глуши, из лесов, из болот, с гор. Поэтому главная святыня ведьм – природа. Мы поклоняемся силам природы и одушевляем их. Я молюсь богине, я выполняю древние колдовские обряды, которые являются просто древней формой молитвы, совершаю древние ритуалы, в частности, произношу так называемые заклинания. У нас есть восемь праздников, которые составлены астрологами и астрономами в соответствии с древними календарями. Все эти праздники я встречаю вместе с моей группой. Такие группы называются «coven», что по-латыни значит «сборище». По древнему обычаю «coven» состоит из 13 человек — волшебное число. Вспомните, что у короля Артура было 12 рыцарей, и что у Христа было 12 апостолов, а у нас сейчас это просто группа в 13 человек, которые любят друг друга, помогают друг другу, группа друзей. Главных наших праздника четыре. Их называют «ведьминскими шабашами», но поскольку эти же праздники были приняты и в раннем христианстве — в эти дни крестили младенцев — то наиболее известны их христианские названия. День свечей — 2 февраля, канун мая — знаменитая Вальпургиева ночь, Хлебный день или День урожая, он празднуется 1 августа, и Хэллоуин, то есть канун Дня всех Святых — 31 октября.
Марина Ефимова: Простите, мисс Уайнстин, вы все время говорили «мы», «я». Значит ли это, что вы тоже ведьма?
Марион Уайнстин: О, да!
Марина Ефимова: Легенды говорят, — пишет историк Берниз Коан,- что для ведьмы единственный возможный способ добраться до места шабаша – долететь до него. Для этого она должна намазаться летающим маслом или мазью. До сих пор сохранились различные рецепты этой мази, включающей травы, в том числе ядовитые и галлюциногенные — корень мандрагоры, например, белладонну, опиумный мак, иногда — жир слепых младенцев. И непременно — сажу. Действие мази, я думаю, лучше всего описано в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» в главе «Мазь Азазелло».
Диктор: Маргарита увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и бурно расхохоталась. Ощипанные в ниточку брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась. На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы. Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула легкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес. Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром, потом ее медленно потянуло вниз, и она опустилась.
— Ай да крем! Ай да крем! — закричала Маргарита, бросаясь в кресло.
Почтовая марка к 100-летию со дня рождения Михаила Булгакова, 1991. Художник Ю.Арцименев
Марина Ефимова: Историки считают, что описанию шабаша, как и всему фольклору о ведьмах, мы, вообще говоря, обязаны Инквизиции — это под ее пытками ведьмы рассказывали о фантастических, диких, пьяных оргиях, которые происходит только при полной луне, только в определенных местах, на берегу лесного озера, на вершине одинокой горы или на перекрестке лесных дорог. Истории, которые потом стали восхитительными сказками.
Марион Уайнстин: Эстетически все ритуалы чрезвычайно красивы и поэтичны. Ни в каких других обычаях так не привлекается природа, как в колдовстве ведьм. Древние языческие ритуалы учат вас смотреть на природу новыми глазами, в ней все делается священно и имеет некое символическое значение.
Светящиеся гнилушки висели на ивовых прутиках перед музыкантами, освещая ноты, на лягушачьих мордах играл мятущийся свет от костра
Диктор: Весь берег заливала луна. Лишь только Маргарита коснулась влажной травы, музыка под вербами ударила сильнее, и веселее взлетел сноп искр из костра. Под ветвями верб, усеянными нежными, пушистыми сережками, видными в луне, сидели в два ряда толстомордые лягушки и, раздуваясь как резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш. Светящиеся гнилушки висели на ивовых прутиках перед музыкантами, освещая ноты, на лягушачьих мордах играл мятущийся свет от костра.
Марш игрался в честь Маргариты. Прием ей оказан был самый торжественный. Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите водорослями, и над пустынным зеленоватым берегом простонали далеко слышные их приветствия. Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами. Кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шелк, осведомляясь о том, хорошо ли купалась королева, предложил прилечь и отдохнуть. Маргарита так и сделала. Козлоногий поднес ей бокал с шампанским, она выпила его, и сердце ее сразу согрелось.
Марина Ефимова: Доктор Уайнстин, судя по легендам, ведьмы на шабашах танцевали голые. Более того, я видела фотографии середины 60-х, где какая-то известная, но неназванная по имени английская ведьма проводит свои ритуалы в обществе голых собратьев по вере. Среди них — один мужчина, между прочим. А ваша группа соблюдает этот обычай?
Марион Уайнстин: Мы – нет, хотя я знаю группы, где они раздеваются во время исполнения ритуалов. Такая традиция существует.
Марина Ефимова: А принимаете ли вы мужчин?
Марион Уайнстин: В наших ритуалах вообще может принять участие любой человек, они открыты для всех. Правда, есть группы куда мужчин не допускают, но моя группа к таким не относится. Мы считаем мужчину частью природы и, соответственно, можем включить в свой ритуал. Вообще, мужчина так же может стать ведьмой, как и женщина.
Марина Ефимова: Я всегда это знала! Не знаю, на каком виде транспорта добиралась наш корреспондент Рая Вайль, но поспела она на самый разгар шабаша, хэллоуинского шабаша, в одном из наших любимых баров.
Рая Вайль: Я оглядела зал – несколько привидений, два худеньких вампира, пара чертей, но в основном публика выглядит миролюбиво. За одним столиком сидит группа подсолнухов, за другим — грациозные кошки, три ведьмы, совсем молоденькие, играют в биллиард.
— И мне ведьмы нравятся,- заметив мой взгляд говорит хозяин. Не знаю, верю ли я в них, но ведьмы неотделимы от Хэллоуина. Причем они обязательно должны быть в черном и с метлами. Я слышал, в одном только Нью-Йорке было продано к началу Хэллоуина около 300 тысяч костюмов ведьмы. Но мы даже обладающих сверхинтуицией сегодня больше не называем ведьмами, хотя несомненно таких вот женщин преследовали и сжигали еще три столетия назад.
Рая Вайль: Сам он – в очень хорошо сделанном костюме смерти. Отчего вы такую странную маску выбрали?
— Я еще не самый страшный. Еще не все пришли.
Рая Вайль: И снова зашел разговор о ведьмах.
Ведьмы в Хэллоуин — это традиция, их появление в городе символизирует наступление праздника. Вы видели, что в городе везде картинки развешены: ведьма летит на помеле на фоне полной луны.
Рая Вайль: А вы лично верите в ведьм?
— Нет. В этом отношении я здоровый скептик. Моя жена часто говорит, что она ведьма, но – по другим причинам, связанным с мерзким характером и сварливым не в меру. А вот фильмы про ведьм я смотрю с удовольствием. И «Фокус-покус», с Бэтт Мидлер в главной роди, и «Она- дьявол» с Мэрил Стрип, и чрезвычайно популярный в 1960-70-е годы телесериал «Быть ведьмой» о доброй ведьме Саманте, которая вышла замуж за простого смертного. Публика любит фильмы, в которых чудеса происходят.
Рая Вайль: Я подошла к столику, за которым сидели три необъятного размера негритянки. Кого две из них изображали, уж и не знаю, но третья явно работала под ведьму. А вы не боитесь заниматься ведовством? Еще сожгут?
— Ничего я не боюсь на этой Господней планете!
Марина Ефимова: Около полутора тысячелетий язычество уживалось с христианством. В Европе почти все языческие праздники были включены в христианский календарь. В 1303 году епископ графства Ковентри в Англии возглавлял танцы в честь плодородия и плодовитости вокруг своего храма. Но уже в 1324 году, в Ирландии, эксцентричную леди Кителер, женщину весьма знатного рода, обвинили в колдовстве. Она подметала улицы в городке, где находится ее замок, приговаривая: «Пусть все деньги городка перейдут в дом моего сынка». Знатность и связи дали леди Кителер возможность уехать, зато ее служанку арестовали, замучили и сожгли. В 1431 году была сожжена Жанна д’Арк по обвинению в том, в частности, что она ведьма. Но настоящую охоту начал папа Иннокентий Восьмой, издавший в 1484 году буллу против ведьм и колдунов. И начался Холокост. Число ведьм, казненных за следующие три века, колеблется от 200 тысяч до 3 миллионов. В Германии, особенно в Трансильвании, были городки, где женщин практически не осталось, все были казнены. Америка в охоту на ведьм внесла свою, хоть и небольшую, лепту в виде процесса Салемских колдуний. О нем – Александр Генис.
Камень в память о гибели Гайлса Кори, раздавленного во время процесса над ведьмами из Салема в 1692. Фото Tim1965
Александр Генис: Самая известная в Америке история с ведьмами произошла три века назад в новоанглийском городе Салем. Его название происходит от древнееврейского слова «шалом» — «мир». Первые поселенцы, пуритане из Англии, устав от преследований на родине верили, что обретут мир, покой и благополучие в этом краю. Действительно, место казалось удачным — удобная гавань быстро превратила Салем в крупнейший порт страны. Именно в Салеме появился первый в Америке миллионер, а вслед за ним — целые династии преуспевающих капитанов и негоциантов. Здесь же процветали верфи, строившие лучшие в мире парусные корабли, знаменитый чайные клиперы и китобойные суда, в том числе и «Пикот», описанный Мелвиллом в «Моби Дике». Вся эта история началась совсем невинно. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали». Однако, пуританская религия такие забавы категорически запрещала. И вот, опасаясь разоблачения, компания салемских девушек в возрасте от 12 до 20 лет объявила, что их околдовали. К тому же некоторые из них неожиданно заболели, по неясным до сих пор причинам — то ли самовнушение, то ли пищевое отравление. Город всполошился. Девицы, оказавшись в центре внимания, стали выкликать имена ведьм, которые явно пытались сбить их с верного пути. В городе началась паника, пресечь которую власти пытались с помощью арестов. Всего был задержан 141 человек, 19 из них повесили. Один — Гайлс Кори — погиб совсем жуткой смертью, ему раздавили грудь камнями. Надо сказать, что город опомнился быстро.
В Салеме был заложен важнейший прецедент — государственная власть официально признала ответственность за преступления против своих граждан и добровольно согласилась расплачиваться, материально и духовно, за свои ошибки
Через пять лет после казни местная церковь признала свою вину и призвала к покаянию. Через одиннадцать были амнистированы все жертвы, через четырнадцать лет раскаялась главная свидетельница обвинения, публично признавшаяся в оговоре, а через девятнадцать лет город, впервые, между прочим, в истории, выплатил компенсацию семьям невинно погибших. Таким образом, в Салеме был заложен важнейший прецедент — государственная власть официально признала ответственность за преступления против своих граждан и добровольно согласилась расплачиваться, материально и духовно, за свои ошибки. Впрочем, может быть, подлинный эпилог еще не написан. Дело в том, что сегодня в Салеме около 2-х тысяч студенток изучают старинное ремесло ведьм.
Марина Ефимова: В чем же состоит колдовство современных, так называемых «белых» ведьм? Это только эстетическое действо или есть и результат?
Марион Уайнстин: Есть, и очень хороший. Но, во-первых, мы не колдуем, мы даем силам природы, энергии мироздания действовать через нас. Для излечения болезней, особенно психических, для восстановления мужской силы, для облегчения деторождения, для помощи бездетным женщинам, для исполнения желаний.
Свеча гори, гори в ночи,
И множь в стекле свои лучи,
О, тьма и свет, волшебный сон,
Пускай исполнится мой сон,
Ты все несчастья и беду,
И все тревоги, и недуг,
Волшебной силою сотри,
Раз, два, три!
Марина Ефимова: Многообещающе! Но, если говорить об излечении недугов, вы пытаетесь заменить медицину заклинаниями?
Марион Уайнстин: Нет, мы не идем против медицинского лечения. Мы помогаем ему вылечивать. Как христиане творят молитвы за больных и страждущих, так мы творим наши заклинания. У нас есть заклинания о выздоровлении детей, о выполнении замыслов, деньги тоже входят в сферу наших возможностей, много разных областей жизни. Мы очень любим заглядывать в будущее, очень любим. Но, главное – выздоровление. Особенно мы помогаем срастанию костей. Вот я недавно сломала лодыжку, и заклинания помогли мне ее вылечить.
Марина Ефимова: Такие заклинания и я знаю еще с детства, из норвежских сказок.
Воздух,
Вода,
Земля
И огонь!
Ногу сломал
Необъезженный конь.
Жилы срастутся,
Смешается кровь,
Всё, что разорвано,
Свяжется вновь!
Марион Уайнстин: Я произнесу для вас одно заклинание. Что больше всего сейчас нужно русским людям, вашим слушателям?
Марина Ефимова: Во-первых, спасибо! Я думаю, сейчас они не откажутся ни от чьей помощи. Что больше всего нужно? Наверное, мир и хлеб насущный для тех, кто его не имеет.
Марион Уайнстин: Есть одна сила на свете, сила мироздания, идущая к людям, которые слушают слова заклинания с открытым сердцем и по доброй воле. Каждый из вас – микрокосм, который может обладать той же силой, что и все мироздание. И вот девиз вашей жизни: мир и процветание, безопасность и здоровье, да уйдет из вашей жизни все негативное, все вредоносное, включая опасность, включая бедность, включая тревогу, и заменится миром процветанием счастьем и здоровьем. И, да будет так!
Хоррор «Первая ведьма» вошел в пятерку лидеров американского проката
https://ria.ru/20200602/1572313730.html
Хоррор «Первая ведьма» вошел в пятерку лидеров американского проката
Хоррор «Первая ведьма» вошел в пятерку лидеров американского проката — РИА Новости, 02.06.2020
Хоррор «Первая ведьма» вошел в пятерку лидеров американского проката
Хоррор «Первая ведьма» лидирует в американском кинопрокате пятую неделю подряд, потому что из-за пандемии он остался без конкурентов, сообщает Independent. РИА Новости, 02.06.2020
2020-06-02T07:44
2020-06-02T07:44
2020-06-02T07:44
культура
карантин
forbes
аватар
новости культуры
кино и сериалы
коронавирус covid-19
самоизоляция
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/06/01/1572312639_0:0:1160:654_1920x0_80_0_0_f1c14e35fcd387f76441446cec8a76c5.jpg
МОСКВА, 2 июн – РИА Новости. Хоррор «Первая ведьма» лидирует в американском кинопрокате пятую неделю подряд, потому что из-за пандемии он остался без конкурентов, сообщает Independent.Фильм ужасов Бретта Пирса неожиданно долго держится на первом месте за счет сборов в кинотеатрах drive-in, где можно смотреть кино на большом экране, не выходя из автомобиля. Forbes пишет о том, что лента находится сейчас на уровне «Титаника», «Аватара», «Шестого чувства» и «Черной пантеры», которые возглавляли прокат в течение пяти недель по итогам последних 23 лет. Теперь к ним присоединилась «Первая ведьма». Она заработала 181 тысячу долларов в 75 кинотеатрах за прошедшие выходные и неожиданно стала главным хитом начала лета. Общая сумма сборов на сегодня составляет почти 700 тысяч долларов.В фильме речь идет о подростке, который очень переживает из-за разлада родителей. Он узнает, что его соседи находятся во власти старой ведьмы.
https://ria.ru/20200528/1572067938.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/06/01/1572312639_57:0:1157:825_1920x0_80_0_0_b1ca9e88b0d5914a75cc9ce84287bec3.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
карантин, forbes, аватар, новости культуры, кино и сериалы, коронавирус covid-19, самоизоляция
Культура, Карантин, Forbes, Аватар, Новости культуры, Кино и сериалы, Коронавирус COVID-19, Самоизоляция
МОСКВА, 2 июн – РИА Новости. Хоррор «Первая ведьма» лидирует в американском кинопрокате пятую неделю подряд, потому что из-за пандемии он остался без конкурентов, сообщает Independent.
Фильм ужасов Бретта Пирса неожиданно долго держится на первом месте за счет сборов в кинотеатрах drive-in, где можно смотреть кино на большом экране, не выходя из автомобиля.
Forbes пишет о том, что лента находится сейчас на уровне «Титаника», «Аватара», «Шестого чувства» и «Черной пантеры», которые возглавляли прокат в течение пяти недель по итогам последних 23 лет. Теперь к ним присоединилась «Первая ведьма».
Она заработала 181 тысячу долларов в 75 кинотеатрах за прошедшие выходные и неожиданно стала главным хитом начала лета. Общая сумма сборов на сегодня составляет почти 700 тысяч долларов.
В фильме речь идет о подростке, который очень переживает из-за разлада родителей. Он узнает, что его соседи находятся во власти старой ведьмы.
Ситком «В Филадельфии всегда солнечно» стал самым длинным в истории
28 мая 2020, 03:52
Колдовство в Америке – Легенды Америки
Необычайное заблуждение, записанное как салемское колдовство, было отражением родственного безумия в Старом Свете, которое не было устранено до тех пор, пока тысячи не сосчитали его жертв. То, что людей обвиняют в том, что они вступили в союз с сатаной, преследуя своих ближних и ниспровергая силы праведности, замечательно, но то, что они должны признать свою вину, непостижимо, хотя история каждого популярного заблуждения показывает, что слабые умы настолько подвержены влиянию, что теряют контроль над собой, и эта прихоть может быть такой же эпидемией, как оспа.
Так было в 1688 году, когда в Массачусетсе вспыхнуло колдовское безумие, которое можно было бы остановить своевременной поркой. Первой жертвой стала дикая ирландка по имени Гуди Гловер, повешенная в Бостоне, которая через несколько лет участвовала соседняя община Салем-Виллидж.
Злодеяния «ведьм» обычно были пустяковыми. Их обвинителям никогда не приходило в голову, что существует несоответствие между их мнимыми способностями и их слабыми делами или что странно, что те, кто может жить в царственной роскоши, должны быть так ужасно бедны. Им вменялись боли и болезни, порча посевов, болезни скота; дети жаловались на то, что их кололи шипами и булавками, а если истеричные девушки называли имя какой-нибудь немощной старухи во время легкомысленной болтовни, они фактически приговаривали ее к смерти. Слова одиннадцатилетнего ребенка было достаточно, чтобы повесить, сжечь или утопить ведьму.
Джайлз Кори был задавлен до смерти за отказ сделать заявление.
Джайлс Кори, безупречный восьмидесятилетний мужчина, был приговорен к средневековой peine forte et dure, его тело было раздавлено камнем и бревнами. Он отказался выступать в суде, а когда на него наложили бревна, он только закричал: «Больше веса!» Тень несчастной жертвы годами преследовала место его казни и всегда приходила, чтобы предупредить людей о бедствиях. Также после официального осуждения повесили пятилетнего ребенка и собаку. Холм Висельников недалеко от Салем-Тауна был свидетелем многих печальных трагедий, а старый вяз, который стоял на Бостон-Коммон до 1876 года, как говорят, служил виселицей для ведьм и квакеров. Обвинитель одного дня стал узником следующего дня, и даже духовенство не было в безопасности.
Было совершено несколько побегов, например, голубоглазая служанка Уэнама, любовник которой помог ей сломать деревянную тюрьму и благополучно перенес ее за реку Мерримак, найдя для нее дом среди квакеров, и дом мисс Уилер из Салема, попавшая под подозрение, чьи братья поторопили ее в лодку, обогнули мыс Энн и благополучно отдали ее в «дом ведьм» в Пиджен-Коув. Многие бежали в другие города, чтобы не подвергаться риску обвинений, что обычно означало смерть.
Когда жену Филиппа Инглиша, Мэри, арестовали, он тоже попросил разделить с ней участь, и оба, благодаря дружескому заступничеству, были отправлены в Бостон, где им разрешили выйти на свободу днем при условии, что они каждую ночь попадал в тюрьму. Незадолго до того, как их должны были вернуть в Салем-Таун для суда, они пошли в церковь и услышали проповедь преподобного Джошуа Муди из текста: «Если будут преследовать вас в одном городе, бегите в другой». Добрый священник не только проповедовал добро, но и практиковал его, и в ту ночь дверь их темницы была открыта. Получив представление от губернатора Фипса губернатору Нью-Йорка Флетчеру, они направились в это поселение. Они оставались там в целости и сохранности до тех пор, пока жители Салем-Тауна не пришли в себя, когда они вернулись. Миссис Инглиш вскоре умерла от последствий жестокости и беспокойства. Хотя преподобного Муди в целом хвалили за то, что он заменил закон разумом и справедливостью, некоторые фанатики преследовали его так постоянно, что он уехал в Плимут.
Волшебник
Согласно поверьям того времени, ведьма или волшебник сговорились с Сатаной ради дара сверхъестественной силы, а взамен должны были отдать свою душу злу после того, как его жизнь закончилась. Акт был подписан кровью ведьмы, и ужасные церемонии подтвердили договор. Затем сатана дал своему союзнику фамильяра в виде собаки, обезьяны, кошки или другого животного, обычно маленького и черного, а иногда и неприкрытого чертенка. Кормить этих «фамильяров» кровью ведьм запрещалось английскими законами, которые причисляли это к тяжким преступлениям; но, таким образом, они питались тайно, и с их помощью ведьма могла вызывать бури, губить урожай, прерывать рождение, хромать скот, опрокидывать дома и вызывать боли, конвульсии и болезни.
Если она хотела навредить человеку, она делала глиняное или восковое изображение по его подобию, и вред и унижения, причиняемые кукле, переносил заколдованный, остро ощущая нож или иглу, воткнутую в восковое тело. живым, как бы далеко он ни был. Если поместить это изображение в проточную воду, на горячий солнечный свет или рядом с огнем, живая плоть истощится по мере того, как она растает или растворится, и человек, на которого будут воздействовать таким образом, умрет. Эта вера до сих пор распространена среди тех, кто пострадал от суеверий вуду на Юге. Ведьма также обладала силой верховых ветров, обычно с метлой в качестве переноски, после того как она намазала метлу или себя волшебной мазью, и стекание нечестивых на свои шабаши в змеиных болотах или на одиноких горных вершинах было прекращено. подробно описано теми, кто утверждает, что видел это зрелище. Иногда они кудахтали и бормотали по ночам перед домами духовенства, и только на Рождество их силы покидали их. Собрания были посвящены диким и непристойным оргиям, а общение демонов и ведьм породило потомство жаб и змей.
Скинвокер, индейская ведьма
Естественно, индейцев обвинили, поскольку они признавали существование как добрых, так и злых духов, их знахари лечили заклинаниями, веря, что дьяволы таким образом изгоняются из их пациентов. В ранней истории страны белые поселенцы приписывали красному человеку силы, едва ли уступающие силам восточных и европейских магов средневековья. Преподобный Коттон Мазер обнаружил связь между сатаной и индейцами. Он заявил, что некоторые алгонкинские племена с детства обучались пава, или волшебникам, приобретая способности второго зрения и общения с богами и духами посредством воздержания от еды и сна и соблюдения обрядов. Их суровая дисциплина делала их жертвами нервного возбуждения, а обязанности по заклинаниям оказывали на их умы действие, подобное тому, какое производили газы из разлома в Дельфосе на аполлонических оракулов, их проявления безумия или безумия, выдаваемые за божественную или адскую одержимость. Когда Джон Гибб, шотландец, сошедший с ума от религиозного возбуждения, был отправлен в эту страну своими уставшими соотечественниками, индейцы приветствовали его как более могущественного волшебника, чем любой из их числа. Он умер в 1720 году, ими восхищались и боялись из-за знакомства с духами из Хоббомоцко (ада), на что должны были указывать его бред и выходки. Двое индейских слуг преподобного мистера Первиса Салемского, попытавшись с помощью заклинания обнаружить ведьму, были казнены как ведьмы. Индейцы, воспринявшие салемское колдовство по достоинству, были поражены его смертоносным эффектом, а англичане, возможно, потеряли некоторое влияние на туземцев из-за этого безумия. «Великий Дух не посылает французам ведьм», — говорили они. Холм Барроу близ Эймсбери, как говорили, был местом встречи индейских паувау и ведьм, и в поздние ночные часы с его вершины сиял свет костров, а сквозь него проглядывали призрачные фигуры. Старики говорят, что огни все еще там зимой, хотя современные сомневающиеся утверждают, что это было северное сияние.
Дочь ведьмы
Но вера в ведьм не умерла, даже когда жители Салема пришли в себя. В долине Мерримак дьявол нашел новообращенных еще много лет спустя. Считалось, что Гуди Моуз из деревни Рокс послала жука, чтобы сорвать вечеринку поблизости. Жук безжалостно летал в лица гостей, злобно жужжа крыльями. Наконец, один из участников вечеринки прихлопнул насекомое и раздавил его ногой. В этот самый момент Гуди Моуз, имевшая зловещую репутацию, упала с лестницы в своем доме. Гуди Слоупер из Уэст-Ньюбери, имевшая репутацию ведьмы, захромала после того, как мужчина ударил топором по балке дома, который она заколдовала. Однако позже она искупила свою вину, когда спасла двух тонущих в реке. Гуди Уитчер из Эймсбери, чей ткацкий станок продолжал работать день и ночь после ее смерти. Гудман Николс из Рокс-Виллидж заколдовал соседского сына, заставив его бежать вверх по одному концу дома, вдоль хребта и вниз по другому концу, чрезвычайно беспокоя семью своими странными действиями. Сьюзи Мартин, тоже из Рокс-Виллидж, была повешена, несмотря на свою преданность в тюрьме, но не раньше, чем веревка сдвинулась так сильно, что ее нельзя было привязать в течение некоторого времени. Холм под Истоном, штат Пенсильвания, называемый Hexenkopf (Голова ведьмы), был описан немецкими поселенцами как место ночных собраний странных женщин, которые кружились на его вершине в «связанных танцах» и пели низкими голосами, смешанными с ужасным смехом. После того, как одну из этих женщин в поселке Уильямс наказали за то, что она заколдовала двадцатидолларовую лошадь, их торжества прошли более тихо. В Ньюберипорте гудвайф Элизабет Морс была обвинена в колдовстве в 1679 году.соседями, которые затаили на нее обиду. Одна соседка даже утверждала, что она заставила его телят танцевать на задних лапах и реветь. Они также сказали, что у нее были корзины и горшки, которые танцевали в ее доме и были замечены летающими вокруг солнца. Она была приговорена к смертной казни, но в конечном итоге помилована губернатором.
Хуан Переа из Сан-Матео, штат Нью-Мексико, летал со своими приятелями на собрания в горах в форме огненного шара. Во время этих вылазок он оставлял свои глаза дома и носил глаза какого-то дикого животного. Это было потому, что его собака съела его глаза, когда он небрежно положил их на стол, и впоследствии ему всегда приходилось носить кошачьи глаза. В 1800-х годах пожилая женщина, жившая в хижине на Палисейдах реки Гудзон, была признана виновной в местных штормах и несчастных случаях. Еще в 1889 г., два индейца зуни были повешены на стене старой испанской церкви недалеко от их пуэбло в Аризоне по обвинению в том, что они сдули дождевые облака во время засухи. Считалось, что было бы что-то сверхъестественное, если бы возвышение недалеко от Фолс-Виллидж, штат Коннектикут, было названо Холмом Виселиц, потому что однажды утром странный чернокожий мужчина был найден мертвым на дереве возле его вершины.
Молл Питчер
Молл Питчер, успешный колдун и гадалка из старого Линна, штат Массачусетс, фигурирует в устаревших стихах, пьесах и романах. Она жила в коттедже у подножия Хай Рока, где с ней советовались не только люди респектабельные, но и те, у кого были дьявольские замыслы и кто хотел заранее узнать исход своих замыслов. Многие корабли были покинуты в час отплытия, потому что они предвещали плохое путешествие. Она была среднего роста, большеголовая, спутанная, длинноносая и с пытливым синяком под глазом. Палки, которые она несла, были вырезаны из орешника, висевшего у ручья, где незамужняя мать утопила своего ребенка. Девушка, пришедшая к ней за известием о любовнике, потеряла рассудок, когда ведьма, движимая злобным порывом, описала его смерть в яростно-драматической манере. Однажды пропавший корабль вошел в порт, и шок от радости, который испытала девушка, когда матрос сжал ее в своих объятиях, вернул ее заблудшие чувства. Когда Молл Питчер умерла, к ней приходила маленькая дочь женщины, которую она так угнетала.
Джон, или Эдвард, Даймонд, дедушка Молл Питчер, был доброжелательным волшебником. Когда суда пытались войти в порт Марблхед, штат Массачусетс, во время сильного шторма или ночью, их команды были поражены, услышав трубный голос, доносившийся с неба, отчетливо слышимый сквозь завывание и шипение любой бури, говорящий им, как действовать. проложить свой курс, чтобы достичь гладкой воды. Это был голос Даймонда, говоривший со своего поста за много миль от деревенского кладбища. Он всегда возвращался в это место в ненастную погоду и выкрикивал приказы кораблям, видимым для него мистической силой, когда он ходил взад и вперед среди могил. Когда воры приходили к нему за советом, он очаровывал их и заставлял забирать добычу или заставлял их беспомощно топтаться по улицам, неся тяжелую ношу.
Старая Мамочка Редд
Старая Мамочка Редд из Марблхеда, печально известная ведьма, умела сворачивать коровье молоко и превращать его в синюю шерсть. У нее был дурной глаз, и если бы она пожелала, ее взгляд или прикосновение могли бы испортить ее, как паралич. Ей стоило только пожелать, чтобы в колыбели нашелся окровавленный тесак, чтобы умерла маленькая обитательница, в то время как весь город приписывал ей неприятности ежедневной работы по дому и бизнеса. Ее неприятная известность привела к ее гибели от рук сограждан, которых «беспокоило» бесконечное количество странных происшествий: корабли появлялись перед самым их крушением и исчезали, пока люди смотрели на них; были замечены люди, идущие по воде после того, как их удобно похоронили; слышно было, как ветер называл имена моряков, обреченных никогда не вернуться; шаги и голоса были слышны на улицах перед смертью великих; труп в гробу преследовал одного человека; дьявол преследовал другого в карете, запряженной четверкой белых лошадей; молодая женщина, которая только что получила в подарок от своего любовника прекрасную рыбу, была поражена, увидев, как он растворился в воздухе, и была убита горем, когда на следующее утро узнала, что он умер в море. Так далеко, как в Эймсбери, сила дьявола проявлялась в появлении человека, который ходил по дорогам, неся голову под мышкой, и в причуде ветряной мельницы, которую мельник всегда затыкал на закате, но которая запускалась сама собой в час ночи. полночь. Очевидно, пора было избавиться от мамочки Редд.
Маргарет Вессон, «старая Мег», жила в Глостере, штат Массачусетс, пока не умерла от выстрела при осаде Луисбурга, в 500 милях отсюда, в 1745 году. Два солдата Глостера, находясь перед стенами французского городка, их раздражала ворона, которая летала над ними и вокруг них, резко каркая и не обращая внимания на камни и выстрелы, пока им не пришло в голову, что птица может быть не кем иным, как старой Мэг в другой форме, и, поскольку серебряные пули являются уважаемым противоядием от зла колдовства, они вырезали две серебряные пуговицы со своих мундиров и выстрелили ими в ворону. При первом выстреле ему сломали ногу; во второй он упал замертво. Вернувшись в Глостер, они узнали, что старая Мэг упала и сломала ногу в тот момент, когда по ворону стреляли, и вскоре умерла. Было проведено обследование ее тела, и из ее плоти были извлечены те же самые пуговицы, которые были застрелены в ворону в Луисбурге.
Котел ведьмы
Когда житель Нью-Хейвена ехал домой — это было во время событий в Салеме — он увидел очертания женщин возле головы своей лошади, которые серьезно перешептывались и синхронизировались с рысью своего животного. без собственных усилий. «Во имя Бога, скажи мне, кто ты такой», — воскликнул путник, и во имя Бога они исчезли. На следующий день сад мужчины был потрясен невидимыми руками, и фрукты были брошены вниз. Свиньи бегали по окрестностям на задних лапах; дети кричали, что кто-то втыкает в них булавки; один человек катался по полу, как будто его толкнули, и за ним нужно было следить, чтобы он не попал в огонь; когда домохозяйки пекли хлеб, они находили в нем столько же волос, сколько еды в городском пансионе; когда варили мягкое мыло, оно текло из чайника на пол, как лава; камни падали в трубы и разбивали посуду. Один из фермеров отрезал ухо у свиньи, которая шла на задних лапах, и тут же появился эксцентричный старый сосед с одним ухом в муфте, тем самым убедив общину в том, что она вызвала проблемы. Когда женщина готовила поташ, он начал прыгать, и в горшок выстрелили из ружья, что вызвало внезапное затишье. Утром ведьму нашли мертвой на полу. Однако убийство только сделало ее хуже, потому что она переехала в заброшенный дом рядом с ее собственным и каждую ночь устраивала там безумную пирушку; послышались звуки скрипок, сверкнули огни, полетели камни, а крики вызвали у людей на расстоянии серию холодных дрожаний, но население попыталось снести дом, и в город воцарилась тишина.
В начале 19-го века тощая пожилая женщина, известная как тетя Вудворд, жила в бревенчатой хижине в Майнот-Корнер, штат Мэн, наслаждаясь благоговением жителей этого уединенного городка. Из-за нее они почти не передвигались по ночам, и одна бедная девушка смертельно боялась, как бы таинственные искусства не превратили ее за два дня в белую лошадь. Один горожанин удержал ее от своего дома, прибив подкову к своей двери, а другой снял силу ее чар, поставив у своего порога ветку «круглого дерева». По ночам она посещала большой квадратный дом, где часто можно было услышать плач призрака убитого младенца, а днем она накладывала чары на продукты и посуду своих соседей и превращала их сливки в пахту. «Дядя» Блейсделл поспешил в поселение, чтобы сообщить фермерам, что тетя Вудворд забралась в его сани посреди дороги и что его четыре упряжки волов не могут сдвинуть их ни на дюйм, но после того, как она спрыгнула на одну упряжку скот без труда тянул ношу дров. И все же она умерла в своей постели.
Составлено и отредактировано Кэти Александер/Legends of America, обновлено в феврале 2023 г. с, Мифы и тайны
Молл Кувшин – знаменитая гадалка
Легенды и сказки коренных американцев
Об авторе: Чарльз Монтгомери Скиннер (1852-1907), американский писатель, наиболее известен своими сборниками мифов, легенд и фольклора, найденных как в США и во всем мире. Его сочинения были разнообразными, включая популярные фольклорные сказки, руководства по садоводству и благоустройству городов, а также естественную историю. Этот рассказ входит в его девятитомный сборник из Мифы и легенды нашей родной земли, , опубликовано в 1896 году. Однако, как показано здесь, история не является дословной, поскольку она была отредактирована для разъяснения, дополнительной информации и удобства современного читателя. Однако контекст остается практически тем же.
Американский гамамелис — Фонд диких цветов Флориды
Опубликовано
На фото вверху: Гамамелис американский ( Hamamelis virginiana ) Алана Кресслера. Нажмите на термины для ботанических определений. Просмотр поста в формате PDF.
Нет ничего более причудливого, чем наблюдать за полностью цветущим американским гамамелисом ( Hamamelis virginiana ) во время прогулки по лесу поздней осенью или ранней зимой! Этот листопадный обитатель подлеска необычен тем, что, когда большинство других деревьев или кустарников приносят плоды или семена, он цветет. Его можно найти в мезонных лесах, гамаках и поймах по всей восточной части Северной Америки. Его плоды, опыляемые бабочками, служат пищей для птиц и мелких млекопитающих.
Этот кустарник или небольшое деревце обычно образует многоствольную группу с дугообразными ветвями. Простые очередные листья широкояйцевидные (длиной от 2,5 до 6 дюймов) с волнистыми зубчатыми краями. Верхняя поверхность темно-зеленая с более бледно-зеленой нижней стороной. Листья перед опадением меняют цвет от ярко-желтого до светло-оранжевого. Грозди ароматных желтых цветов имеют четыре отчетливых, очень тонких лепестка длиной от ½ до ¾ дюйма на цветок. Примечание: размер листьев и цвет цветков различаются по всему ареалу. Во Флориде у растений листья меньшего размера, в среднем 6,2 × 4,1 см, а цветы бледно-желтые, а не ярко-желтые.
Фото Эмили БеллФото Эмили Белл
Гамамелис широко используется в этноботанических целях и до сих пор широко используется в медицине и косметике. Изгибающиеся ветки оказались идеальными инструментами для индейцев, от луков до лозоходных удочек. Ранние поселенцы заметили это и переняли практику биолокации. Чаи и экстракты из коры, веток и листьев использовались для лечения многочисленных болезней. Наиболее распространенное применение — дерматологическое — для уменьшения боли, отека и зуда при воспалениях, повреждениях, укусах насекомых, солнечных ожогах и многом другом. Коренные американцы и первые поселенцы также использовали его как средство от простуды, проблем с почками и в качестве гинекологической помощи. Продолжаются исследования его потенциала в качестве противовирусного, антибактериального и даже противоракового средства.
Семейство : Hamamelidaceae (семейство гамамелиса)
Естественный ареал : Северная Флорида и юг до округа Хайлендс
флорида.плантлас .usf.edu
Зона устойчивости : Зоны 8A–9B
Срок жизни : Многолетник
Почва : Богатый, хорошо дренированный суглинок от песчаного до глинистого
Экспозиция конечно : Часть до полной тени
Характер роста : От кустарника до небольшого деревца, в среднем около 15 футов, но может достигать 35 футов
Размножение : Семена (требуется холодная стратификация) нерегулярное разветвление обеспечивает интерес.