Рубрики
Популярное

Гала сальвадор дали: «Любил Галу больше матери и отца»: какой была русская жена Сальвадора Дали

«Любил Галу больше матери и отца»: какой была русская жена Сальвадора Дали

Ранние годы

Модель, галеристка и художественный агент Гала Дали (Елена Дьяконова) родилась 26 августа 1894 года в Казани. Ее отец, чиновник в Министерстве сельского хозяйства Иван Дьяконов, умер в 1905 году. После смерти мужа мать Антонина осталась одна с четырьмя детьми. Вскоре она удачно вышла замуж за адвоката Димитрия Гомберга и вместе с наследниками переехала к супругу в Москву. Кстати, именно Антонина почему-то называла свою дочь не Еленой, а Галой. Отношения девочки с отчимом были настолько хорошими, что окружающие считали их кровными родственниками.

О происхождении Галы известно с ее слов — в действительности информация о ее рождении в столице Татарстана может быть неправдой. Известно, что в сохранившихся адресных книгах нет ни слова о проживании в Казани отца и отчима Елены. В 2003 году испанские кинематографисты снимали фильм к 100-летию со дня рождения Сальвадора Дали и приезжали в Казань. Они не обнаружили документальных подтверждений о дате и месте рождения Елены Дьяконовой в Национальном архиве Татарстана.

Во время учебы в московской женской гимназии Гала дружила с Мариной и Анастасией Цветаевыми. Учеба давалась ей легко. С юных лет Дьяконова отличалась сильным характером, интересом к искусству и хорошим чувством юмора. В мемуарах «Воспоминания» Анастасия Цветаева рассказала о дружбе с Галой:

«Один из самобытных характеров, мною встреченных. Взгляд ее узких, поглощающих глаз, движение волевого рта, — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы все были общие».

Поэтесса Марина Цветаева посвятила подруге свое стихотворение «Мама в саду», напечатанное в ее первом сборнике.

close

100%

Первые возлюбленные Галы

В 1912 году Дьяконова поехала в швейцарский санаторий Клавадель лечиться от туберкулеза. Там она начала встречаться с богатым торговцем недвижимостью Полем Элюаром. Он называл возлюбленную Гала — с ударением на последнем слоге на французский манер. Девушка вдохновила его заняться любовной поэзией. После знакомства с уроженкой Казани он написал более сотни поэтических сборников.

Через пять лет после знакомства они поженились, и в 1918 году у пары родилась дочь Сесиль. К тому моменты Гала навсегда уехала из России и поселилась в Париже. В 1921-м она познакомилась со скульптором Максом Эрнстом и согласилась ему позировать. Не расставаясь с Элюаром, Гала стала любовницей Эрнста. Через год художник переехал в дом Элюара во французском городе Валь-д’Уазе. Почти три года они жили одной семьей и не скрывали любовного треугольника. Женщине также приписывали романы с поэтом Луи Арагоном и писателем Анри Бретоном.

Роман с Дали

В 1929 году Гала вместе с супругом посетила молодого и небогатого художника Сальвадора Дали в Кадакесе. На тот момент он вернулся из Парижа после завершения монтажа фильма «Андалузский пес». Ему было 25 лет, Гале — 35. Они мгновенно влюбились друг в друга и поженились в 1934 году. Художник очень тепло отзывался о своей возлюбленной, описывая ее в автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали»:

«Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».

Ради Дали женщина оставила не только супруга, но и 11-летнюю дочь Сесиль. Она и ранее мало общалась с наследницей, доверив ее воспитание другим людям. «Дети меня не очень-то интересовали», — говорила Гала.

Она стала второй женской моделью Дали после его младшей сестры. Художник постоянно восхвалял возлюбленную и вдохновлялся ею. В свою очередь, Гала взяла на себя финансовые дела супруга и привела его к приличному доходу. Они зарегистрировали свой брак 50 раз в каждой стране, которую посещали.

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил Дали о супруге.

Художник посвятил Гале десятки картин, среди которых — «Мадонна из Порт-Лигата», «Тайная вечеря», «Галарина», «Христос-Гала» и «Атомная Леда». На всех полотнах она изображена с прямой осанкой, строгим взглядом и легкой улыбкой. Автор часто рисовал Галу в центре религиозных мотивов — критики связывают это с фанатичным отношением Дали к супруге.

close

100%

Продюсирование мужа

Первое время Дали и Гала жили бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате. Семья художника испытывала неприязнь к Гале. Связанные с этим конфликты и сделанная Дали на холсте надпись «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» привели к тому, что отец проклял сына и отказался помогать ему материально.

В 1930-е годы Гала освоила профессии продюсера и агента. Вскоре после замужества супруги переехали в Париж, где Дали писал картины, а жена занималась их продвижением. Благодаря ей в Париже появилось меценатское общество «Зодиак», которое платило Дали хорошие гонорары.

Когда картины художника долго не заказывали, Гала заставляла его придумывать товарные бренды и эскизы костюмов. Сильная натура жены очень помогала слабовольному художнику зарабатывать и оставаться конкурентоспособным.

Кроме того, Гала и сама участвовала в написании картин, — в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке была представлена большая инсталляция «Сон Венеры» авторства четы Дали. Вход в павильон был выполнен в виде женских ног, а внутри рядом с картинами Дали соседствовали живые модели.

close

100%

Свободные отношения

Как и многие европейцы в те годы, Гала считала нормой иметь отношения на стороне. Из-за этого она часто ругалась с мужем, но о расставании речи не шло. В 1968 году Дали купил для Галы замок в готическом стиле в маленьком поселке Пуболь (провинция Жирона). Перед тем как передать замок жене, художник его отреставрировал и расписал стены. Без предварительного письменного разрешения жены он не мог посещать ее жилище.

«Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за все. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», — писал Дали позднее.

Последним известным любовником Галы был молодой певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Парень был на 57 лет моложе Галы. Она помогла карьере Фенхольта и даже подарила ему большой дом.

Смерть

В последние годы жизни Гала болела и становилась все более немощной. В своем дневнике она писала, что день смерти станет самым счастливым днем в ее жизни. Он наступил 10 июня 1982 года в Испании, когда Гале было 88 лет. Женщина завещала похоронить ее в своем замке в Пуболе. Корреспондент «Советской культуры» Алексей Медведенко писал из Испании о том, что ради исполнения последней воли жены Дали нарушил закон. Со времен эпидемии чумы запрещалось перевозить тела без разрешения властей, но художник это сделал.

«Обнаженное тело покойной завернули в одеяло и положили на заднее сиденье «кадиллака». За руль садится водитель Артуро. Их сопровождает сестра милосердия. Договорились, что если их остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в госпиталь. Знаменитый «кадиллак» Дали, свидетель многих счастливых путешествий по Франции и Италии, превратился в катафалк. Через час с небольшим он доставляет покойную в Пуболь. Там уже было все приготовлено для погребения. Гроб с прозрачной крышкой с телом Гала был погребен в склепе замка 11 июня в шесть часов вечера в присутствии самого Дали», — сообщил журналист.

На погребении Галы 78-летний вдовец присутствовать отказался.

close

100%

Состояние Дали после смерти жены

После смерти супруги Дали впал в глубочайшую депрессию. Начавшаяся у него годом ранее болезнь Паркинсона прогрессировала, а картины становились проще и мрачнее. На одной из его последних работ «Петушиные бои» изображены простые закорючки. Медсестрам было трудно ухаживать за художником, потому что он бросал в них различные предметы, кусался и кричал.

«Я живу бок о бок со смертью с тех самых пор, как понял, что дышу, и она убивает меня, хладнокровно и сладострастно, — точно так же, как я, отвоевывая секунду за секундой. И весь мой путь – это одно непрерывное, тягостное, рушащее все и вся усилие, один отчаянный порыв», — писал Дали.

Однажды он решил больше не вставать с постели и не есть. Он похудел до 46 килограммов и не мог ровно держать кисть.

После смерти Галы он переехал в замок, где она была похоронена. В 1984 году там произошел пожар, и парализованный старик долго звонил в колокольчик, но не дождался помощи, дополз до двери и потерял сознание. Личный секретарь помог Дали выбраться из замка. Несмотря на тяжелые ожоги, художник выжил. Ему сделали несколько операций по пересадке тканей. Затем Дали поселился на своей вилле Фигерасе и не возвращался в замок до конца своих дней. Увидевшая его журналистка Вероника Прат написала во французском «Фигаро»:

«Пять лет назад Дали еще работал без устали в своем дворце Пуболь, в ателье, где царил невообразимый беспорядок, где стояло чучело льва, валялись диковинные раковины, краски, кисти, холсты, листы плотной бумаги. Нередко он писал несколько картин сразу, переходя от одной к другой, делая точные, мягкие мазки.

Но это был уже старик. Однако меня потрясла не сама его старость, а худоба и крупные коричневые пятна на коже лица. Усы подкрашены и подкручены, седые волосы — длинные и не очень послушные — ниспадали на открытую шею. Гордый и измученный, он не выпускал из рук кисти».

В начале января 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Он умер 23 января 1989 года, пережив супругу на семь лет. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, — его тело замуровали в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.

Гала-концепт: правда о русской жене Сальвадора Дали | Статьи

125 лет назад, 7 сентября 1894 года в Казани родилась Елена Дьяконова, женщина, без которой невозможно представить себе искусство XX века. Спутница жизни Поля Элюара и Сальвадора Дали, известная всему миру как Гала, она была моделью, галеристкой, художественным агентом и даже пиарщицей — но в первую очередь она была музой, в самом прямом смысле этого слова. Журналист Алексей Королев вспомнил четыре самых популярных мифа о Гале — и пришел к выводу, что все они так или иначе справедливы.

Миф первый. Таинственная русская девочка из Казани

Отсутствие внятных биографических данных о жизни Галы до 1917 года некоторые экзальтированные исследовательницы обычно объясняют общей таинственностью жизни своей героини. (Следует понимать, что так называемая «автобиографическая книга» Галы, изданная в России — литературная, вернее, издательская мистификация).

Из статьи в статью кочуют штампованные истории про рано умершего отца, мать, вышедшую замуж за богатого московского адвоката, который был Гале то ли настоящим отцом, то ли вообще первым в жизни мужчиной. При этом обычно делаются многозначительные оговорки — «это известно только с ее слов», «может быть, никакой Казани никогда не было» и так далее.

У одной из самых таинственных женщин XX века не может быть обычного детства и отрочества, не так ли?

Гала Дали, Франция, 1935 год

Фото: Getty Images/Martinie

Между тем о ней известно вовсе не так мало — в конце концов речь идет о XX веке, переломавшем миллионы судеб и сжегшем в своем огне тонны документов. Елена Дьяконова правда родилась в Казани, у нее были два брата и младшая сестра. Выросла она действительно в Москве в семье юриста Дмитрия Гомберга (единственную свою поездку в СССР Гала — еще не Дали — предпримет в 1927 году именно к своему отчиму), окончила престижную московскую гимназию Брюхоненко, где училась в одном классе с Анастасией Цветаевой, младшей сестрой знаменитой поэтессы.

По своему положению Гомберг принадлежал к верхушке интеллигентского класса, так что когда у его то ли падчерицы, то ли дочери обнаружили туберкулез, ему ничего не стоило принять самые радикальные из известных в то время мер для лечения, а именно отправить восемнадцатилетнюю Елену в Швейцарию. На дворе стоял 1912 год.

Миф второй. Она создала не только Дали, но и Элюара

Разумеется, свое первое стихотворение Эжен Гриндель написал до знакомства с Еленой Дьяконовой в туберкулезном санатории в швейцарском Клаваделе. Сомнительна (до слова «невероятна») и версия, что именно будущая Гала придумала своему первому мужу псевдоним Поль Элюар. Непреложным фактом является то, что решительная юная русская методично внушала болезненному, робкому, закомплексованному сыну состоятельного маклера, что он должен писать стихи, что это — его призвание, а слушать отца-самодура вовсе не обязательно, даже если он урежет содержание.

Она заставит его выйти за себя замуж и станет тем магнитом, который будет притягивать к Элюару парижскую богему первых межвоенных лет. Можно ли это назвать словом «создала»? Конечно, нет. Гала стала Элюару музой — в данном случае в этом слове нет ничего возвышенно-романтичного, это простая констатация их взаимоотношений.

Гала сподвигала мужа писать стихи, это сильно помогало элюаровскому гению — но гением он был от природы, а одним из величайших поэтом Франции стал сам, тяжелым и упорным трудом.


Гала и Поль Элюар, сентябрь 1917 года

Фото: Getty Images/Photo 12

С Дали история еще проще. К моменту их знакомства он был не слишком широко известный, небогатый, но вполне сложившийся, закончивший ученический период художник, соавтор «Андалузского пса» Луиса Бунюэля. В лице «госпожи Эжен Гриндель» он обрел натурщицу и любовницу, а затем и жену — да, без Галы не было бы Дали, но едва ли не более справедливо и обратное утверждение: это великий испанец сделал свою супругу мировой знаменитостью, а не наоборот.

Отец сюрреализма, один из самых знаменитых и скандальных художников ХХ столетия родился 11 мая 1904 года. В день 115-летия Сальвадора Дали «Известия» вспоминают моменты его долгой и шокировавшей многих жизни

Фото: Getty Images/Bettmann

Дали считал, что лучший способ отыскать вдохновение — это долгий и глубокий сон. Спал он часто днем, рядом с мольбертом, чтобы успеть зарисовать увиденное, прежде чем сон забудется

Фото: Getty Images/Toronto Star/Philippe Halsman

В 1929 году Дали примкнул к группе сюрреалистов, возглавляемой Андре Бретоном. Впоследствии Бретон высмеивал своего ученика, ставшего куда популярнее и богаче него самого, придумав анаграмму имени Дали: Avida Dollars («Жадный до долларов» на искаженной латыни)

Фото: Getty Images/Bettmann

В 1940-е Дали частично отходит от эстетики сюрреализма, увлекшись академической живописью. Теперь в его полотнах превалировали естественные, неискаженные пропорции — однако сновидческая тематика осталась

Фото: Getty ImagesФото: Getty Images/Charles Hewitt

Во время Второй мировой войны Дали с женой уехал в США, где стал одним из самых востребованных в Голливуде художников, сотрудничая со студией Disney и Альфредом Хичкоком

Фото: Getty Images/Bettmann

Гала (настоящее имя Елена Дьяконова) была музой, моделью и женой Дали с 1934 года. Родившаяся в Казани «роковая женщина» была старше художника на десять лет; до брака с Дали она была замужем за его другом, поэтом Полем Элюаром

Фото: Getty Images/Bettmann

Знаменитые усы были особой гордостью Дали — и одновременно своего рода товарным знаком художника

Фото: Getty Images/Corbis/Bradley Smith

В 1948 году Дали вернулся в Испанию и поселился на собственной вилле в городке Кадакес в провинции Жирона, неподалеку от его родного Фигераса

Фото: Getty Images/Corbis/Hulton-Deutsch Collection

Дали никогда не забывал подпитывать свою славу тщательно рассчитанными дозами эксцентрики, появляясь перед фоторепортерами в экзотических одеяниях, с ручным оцелотом в руках или с муравьедом на поводке

Фото: Getty Images/Gianni Ferrari

После смерти Галы в 1982 году художник впал в депрессию. У него начала прогрессировать болезнь Паркинсона; в 1984 году он едва не погиб при пожаре в принадлежавшем ему замке Пуболь. 23 января 1989 года Дали умер от сердечной недостаточности. Все свои работы он завещал Испании

Фото: Getty Images/INA/Daniel Fallot

Миф третий. Больше всего на свете она любила деньги

Сальвадор Дали был очень дорогим художником и очень богатым (по меркам своей профессии) человеком. В семидесятые он зарабатывал по $5-6 млн в год, и это были очень большие деньги (для перевода в нынешние цены можно смело умножать на 6).

Деньги эти, разумеется, считала Гала. Собственно, именно в это время поползли слухи, что она буквально держит своего великого мужа под арестом, заставляя его писать одну картину за другой — и продает, продает, продает. (Самая популярная легенда на эту тему гласит, что однажды Дали по настоянию Галы подписал несколько тысяч пустых листов, которые были проданы в литографическую мастерскую, торговавшую копиями работ художника).

Но это — семидесятые. Когда Гала встретила Сальвадора в 1929 году, будущий миллионер был нищ как церковная мышь. И из единственной комнаты рыбацкого домика, в котором они поселились вдвоем, будущий ее замок Пуболь, как и приложенный к нему впоследствии титул (супруги Дали умерли маркизами де Пуболь), был почти не виден.

Гала и Сальвадор Дали, 1937 год

Фото: Getty Images/Bettmann

Гала Дали не просто любила деньги, она умела их зарабатывать. Рассуждения о ее идейном, художественном влиянии на творчество мужа носят, разумеется, в основном умозрительный характер. Но в становлении Дали как медийной звезды вклад Галы огромен, он — определяющий.

У Дьяконовой было выдающееся коммерческое чутье: перед началом Второй мировой она поняла, что будущее арт-рынка — не в беременной войной Европе, а в Соединенных Штатах. Гастроли Дали в этой стране прошли с ошеломляющим триумфом и заложили прочную основу его материального благополучия.

Миф четвертый.

Она была очень распущенной

Мы живем в довольно суровое время с точки зрения морали. И пусть пресловутое #MeToo Россию счастливо миновало, нельзя не признать: возобладавшие ныне общепринятые нормы, так сказать, интимного поведения — весьма консервативны. С этой точки зрения жизнь Галы Дали, разумеется, выглядит бесконечным и безумным развратом.

Еще до встречи с Дали Гала, Элюар и немецкий скульптор Макс Эрнст в течение почти трех лет жили одной семьей; ей приписывали романы с Луи Арагоном и Анри Бретоном. Брак Галы и Дали тоже не был слишком высоконравственным: ей всегда хотелось иметь любовников моложе, моложе, еще моложе. Наиболее известен ее роман с американским певцом Джеффом Фенхольтом, который был на 57 (!) лет моложе Галы.

Всё это может вызывать разные эмоции, от недоумения до зависти, но никогда не следует забывать вот что.

Гала позирует Дали в своем доме в Кадакесе, Коста Брава, Испания, 1955 год

Фото: Getty Images/Charles Hewitt

Гала Дали была плоть от плоти межвоенной Европы, когда узы брака не значили почти ничего, а иметь любовников (именно нескольких одновременно) было куда более обыденным, чем не иметь. Без этой стороны ее жизни не было бы и другой Галы Дали — расчетливой деловой женщины, музы двух гениев. Смыслом ее жизни была страсть — как в прямом смысле, так и во всех остальных.

Если бы сформулировать ее профессию одним словом, ничего не подойдет лучше, чем «артистка» — не в традиционном нашем понимании, а в качестве производной от слова art. Она была подлинным человеком искусства, а искусство без страсти — мертво.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гала Биография | Fundació Gala

«Называю свою жену: Гала, Галушка, Градива; Олива — за овальную форму лица и цвет кожи; Оливета — уменьшительное от Олив; и его бредовые производные Олиуэта, Ориуэта, Бурибета, Буриуэта, Сулюэта, Солибубулета, Олибурибулета, Сиуэта, Лиуэта. Я также зову ее Лионетт, потому что, когда она злится, она рычит, как лев Метро-Голдвин-Майер»

Гала (Казань, Россия, 1894 — Портльигат, Жирона, 1982)

Жена и муза Сальвадора Дали, настоящее имя которой Елена Ивановна Дьяконова, была загадочной женщиной с высокой интуицией, которая умела распознавать художественный и творческий гений, когда видела его, и имела отношения с рядом интеллектуалов и художников.

Тем не менее, правда в том, что о ее личности известно очень мало: у нее было два старших брата, Вадим и Николай, младшая сестра Лидия; детство она провела в Москве, а отец умер, когда ей было одиннадцать лет. Мать позже повторно вышла замуж за юриста, с которым Гала очень хорошо общалась и благодаря которому ей удалось получить хорошее образование. Она была блестящей ученицей, закончив учебу в М.Г. академия Брюхоненко для девушек с очень высоким средним баллом; степень от царя разрешила ей стать учительницей начальных классов и давать уроки в домах людей. В 19В 12 лет у нее обострился туберкулез, которым она болела в течение некоторого времени, и ее семья решила переместить ее в санаторий Клавадель в Швейцарии, где она познакомилась с Эженом Гринделем (позже известным как Поль Элюар). Одинаковый возраст и любовь к чтению сделали их хорошими друзьями. Оба были выписаны из санатория в 1914 году. Гала вернулась в Россию, а Элюар ушел на фронт, но супруги сделали друг другу предложение еще до этого.

Они поженились в 1917 году, а в следующем году родилась девочка, которая должна была стать единственной дочерью Галы, Сесиль. Элюар, который уже был известен как поэт и сменил фамилию, имел тесные отношения с ведущими деятелями сюрреалистического движения, в частности с создателями журнала Littérature: Андре Бретоном, Филиппом Супо и Луи Арагоном. Гала также присутствовала на некоторых их встречах. В 19В 22 года она начала отношения с Максом Эрнстом, но они расстались в 1924 году. Макс Эрнст написал несколько ее портретов. Также следует отметить ее дружбу с поэтом Рене Шаром и особенно с Рене Кревелем.

Впервые она встретила Сальвадора Дали в 1929 году. В апреле того же года Дали отправился в Париж, чтобы представить фильм, который он создал с Луисом Бунюэлем, «Андалузский человек», и именно там Камилла Гуманс, бельгийский поэт и владелец галереи, познакомила Дали с Полем Элюаром. Дали пригласил их провести лето в Кадакесе. Гоэманс и его друг, а также Рене Магритт и его жена, а также Луис Бунюэль, Поль Элюар и Гала, а также дочь пары Сесиль провели там некоторое время. Когда художник встретил Галу, это была любовь с первого взгляда. В своей «Тайной жизни» он писал: «Ей суждено было стать моей Градивой (название происходит от названия романа В. Йенсена, главным героем которого был Зигмунд Фрейд; Градива была героиней книги, и именно она принес психологическое исцеление главному герою), тот, кто идет вперед, моя победа, моя жена». И Гала действительно должна была навсегда остаться рядом с художником, так что с этого времени ее биография была связана с жизнью Дали.

В 1948 году Дали и Гала вернулись из Соединенных Штатов после восьмилетнего изгнания. Дали добился признания в своей стране, и его отец смирился с отношениями сына с разведенной русской женщиной. С этого времени Дали будут проводить весну и лето в Портльигате, а осень и зиму между Нью-Йорком и Парижем.

В 1958 году Дали и Гала поженились в часовне Ангелов недалеко от Жироны. В 1968 году художница купила Гале замок в Пуболе, Жирона, и было условлено, что художница не может туда попасть без ее предварительного разрешения. Между 1971 и 1980, Гала проводила некоторое время в своем замке, всегда летом. Именно там была похоронена Гала после ее смерти в 1982 году. С 1996 года замок открыт для публики как дом-музей замка Гала-Дали в Пуболе.

Гала Дали — Музей Сальвадора Дали

Путеводитель по библиотеке Гала Дали

Жена и муза Сальвадора Дали, Гала, настоящее имя которой Елена Ивановна Дьяконова, считалась женщиной загадочной и интуитивной, а также вдохновляющей и проницательной. Была путаница в отношении ее правильной даты рождения, источники варьируются от 189 г. до н.э.2 и 1895. Ее дочь Сесиль утверждает, что это было 18 августа 1894 года, но оба биографа Доминик Бона и Ян Гибсон указывают это как 26 августа 1894 года (дата по юлианскому календарю, которая соответствует 7 сентября 1894 года по григорианскому календарю). ). Родилась в России, детство провела в Москве, с отличием окончив Академию имени Брюхоненко для девиц. В 1912 году Гала была госпитализирована из-за обострения туберкулеза в санаторий Клавадель в Швейцарии, где она познакомилась со своим будущим мужем и поэтом Полем Элюаром. Они поженились в 1917 лет, а ее единственная дочь Сесиль родилась в следующем году. Элюар сыграл важную роль в знакомстве Гала с ключевыми фигурами сюрреалистического движения, такими как Андре Бретон и Луи Арагон.

После того, как короткий роман с художником Максом Эрнстом закончился в 1924 году, Гала и Дали начинают долгие и напряженные отношения в 1929 году. Именно в этом году Дали представил фильм Un Chien Andalou , который он снял с Луисом Бунюэлем в Париже. , и был представлен там Гала и Полю Элюару Камиллой Гуманс, бельгийским поэтом и владельцем галереи. Впоследствии Дали пригласил их в свой летний дом в Кадакесе, и их уникальная любовная связь переросла в неразрывную связь. Начиная с начала 19В 30-е годы Дали начал подписывать свои полотна как своим именем, так и именем Гала. В конце концов, Гала стала бизнес-менеджером Дали, ответственным за управление их финансами и ведение всех переговоров с покровителями и галереями. Дали увековечил Галу в своем искусстве, кульминацией которого стало ее святое изображение в Мадонна из Порт-Льигата , которую он представил на аудиенцию у Папы в 1955 году.

С началом Второй мировой войны Гала и Дали уезжают в Соединенные Штаты. Штаты и вернуться в Кадакес в 1948. В 1950-е годы их отношения развиваются до такой степени, что Гала держится на расстоянии и отсутствует в компании Дали на различных светских мероприятиях. В любом случае, они поженились в 1958 году на религиозной церемонии в часовне Ангелов недалеко от Жироны, Испания. Оба заболели гриппом в феврале 1980 года и так и не выздоровели. Гала умерла 10 июня 1982 года в Порт-Льигате и была похоронена в своем замке в Пуболе, Испания.

 

Источники в библиотеке Музея Дали:

Элюар, Поль. Письма Гале . Перевод Джесси Браунера, Paragon House, 1989.

Поль Элюар, основатель французского сюрреалистического движения, считается одним из самых значительных поэтов двадцатого века. Он создал несколько экспериментальных идиоматических форм, используемых сегодня в поэзии, например, вызывание безумия в его совместной работе с Андре Бретоном — L’lmmaculee conception . Хотя он развелся с Галой, у которой тогда были пожизненные отношения с Сальвадором Дали, он продолжал рассматривать ее как свою «любовь на всю жизнь» до своей смерти в 1952. Этот сборник писем отражает поэтические видения Эйлара — от повседневных забот о деньгах и здоровье до суждений Бретона, Креваля и Арагона до конфликтов с его коллегами-сюрреалистами. Эти изысканные письма то нежные, то эротические, то юмористические, то печальные, но всегда отражают сочетание романтики и непреходящей любви.

  • Номер телефона: PQ 2609 .L75 Z48413 1989

 

Гибсон, Ян. Позорная жизнь Сальвадора Дали. Norton, 1997.

Эта обширная биография прослеживает жизнь Дали с момента его основания в каталонском регионе Испании до его стремительного взлета в мире искусства. Начиная с неуклюжей юности Дали и подросткового возраста, окрашенного фобиями и неуверенной сексуальностью, Гибсон фокусируется на переходе карьеры Дали от кубистского происхождения к его влиянию на сюрреализм и его основополагающих лидеров. Попутно Гибсон исследует связи Дали со многими ключевыми художниками двадцатого века — от Леже, Бранкузо и Эрнста до Миро, Ле Корбюзье и Бюнеля. Конечно, муза и жена Дали, Гала, дает Гибсону возможность в первую очередь задуматься о ее влиянии и влиянии на его увлекательную и сложную жизнь. Этот том включает обширные интервью с некоторыми из ближайших соратников Дали, а также тридцать восемь полноцветных иллюстраций и различную переписку, стихи и эссе.

  • Номер телефона: N 713 .D3 G53 1998

 

Проза, Франсин. Жизнь муз . HarperCollins, 2002

В этой книге исследуются сложные и особые отношения между художником и его музой на девяти отдельных примерах, включая Дали и Гала. Их сотрудничество было особенно уникальным, поскольку оно заменило традиционную модель, дополняя навыки друг друга, демонстрируя их гений в области связей с общественностью и продвижения по службе и создавая идеальную пару художника и музы. Также важно то, что Дали был единственным художником, подписавшим свои работы именем своей музы, а Гала была экспертом в маркетинге работ своего художника, последовательно культивируя свой собственный имидж и известность. Поначалу роль Гала в пейзажах Дали была незначительной, затем в начале и середине XIX в.30-х годов, когда она была изображена в яркой полосатой куртке, и достигла кульминации в 1950-х и 1960-х годах с изображениями Галы Дали в центре сцены с Открытие Америки Христофором Колумбом, Вселенский совет, Мадонна Порт-Льигата и Корпус Гиперкубус . Проза также дает представление о различных сексуальных аспектах дальнейшей жизни Галы.

  • Номер телефона: NX 160 .P765 2002

 

Гала.Альбом . Fundacio Gala-Salvador Dalí, 2007

Этот том представляет собой обширный сборник фотографий, рассказывающих о жизни Галы с детства в России до взрослой жизни. Он включает в себя раздел «Рисунки и картины» некоторых из самых известных работ Дали с изображением Галы, в том числе «Галарина», «Атомная Леда», «Распятие» (Corpus Hypercubus) и «Вселенский собор ». Ограниченный текст включает биографические рассказы и анекдоты о молодости Галы и ее отношениях с Полем Эуларом, Максом Эрнстом и Рене Кревелем. Несколько отрывков из произведений Дали призваны отразить его вдохновенное влечение и глубокую любовь к Гале. Старинные фотографии Гала, Дали и их самых разных друзей и единомышленников демонстрируют жизненную силу и богатство их жизни.

  • Номер телефона: N 7113 .D28 G35 2007

 

Макнаб, Роберт. Корабли-призраки. Сюрреалистический любовный треугольник . Yale University Press, 2004

Сюрреалисты были очарованы путешествиями и исследованиями, восхищаясь разнообразием различных континентов. Эта завораживающая книга рассказывает о захватывающем путешествии французского поэта Поля Эуляра, его русской жены Галы и немецкого художника Макса Эрнста из Германии в Париж и завершилось в Сайгоне. Макнаб раскрывает историю романа Эрнста с Галой, исчезновения Эулара, их окончательной встречи в Сайгоне, где распался любовный треугольник, и последующего путешествия Эулар в джунгли французского Индокитая. Поездка глубоко повлияла на обоих мужчин: Эйлар стал радикальным политическим писателем, а на картины Эрнста повлияли тропические джунгли и разрушенный город Ангкор-Ват. Что касается Галы, то она бросила обоих любовников ради очарования Сальвадора Дали.

  • Номер телефона: N 688 .E7 M45 2004

 

де Диего, Эстрелла. Гала Сальвадор Дали. Собственная комната в Pubol . Fundacio Gala-SalvadorDalí, 2018

Этот том представляет собой каталог выставки Gala Salvador Dalí. Собственная комната в Pubol . Выставка была первой крупной презентацией, посвященной Гала, но она также является комментарием к Дали, позволяющим по-новому взглянуть на мир Дали. С помощью фотографий, рукописей, одежды, рисунков и т. д. выставка и путеводитель дают представление о жизни и роли Гала в сюрреалистическом движении. Соответствующий каталог выставки Estrella de Diego предлагает новые биографические элементы необычайного жизненного пути Гала. Окунитесь в волшебный и загадочный мир Гала Сальвадора Дали!

  • Номер телефона: N 6490 .D54 2018

 

Бона, Доминик. Гала-концертная жизнь . Фламмарион, 2017

Эта новая биография проиллюстрирована архивными документами и неопубликованными фотографиями. Гала была музой группы сюрреалистов и, в свою очередь, спутницей Поля Элюара, Макса Эрнста и Сальвадора Дали. Противоречивый персонаж, она воплощает собой этап сюрреалистического приключения.

  • Номер телефона: N 7113 .D28 B66 2017

 

Автор Айра Пиллер


О музее Дали
Музей Дали, расположенный в самом сердце живописного центра города Санкт-Петербург, штат Флорида, является домом для беспрецедентной коллекции из более чем 2400 работ Сальвадора Дали, в том числе почти 300 картин маслом, акварелей и рисунков, а также более 2100 гравюр, фотографий, плакатов, тканей, скульптур и предметов искусства. Некоммерческая миссия музея — заботиться о своей коллекции и делиться ею на местном и международном уровнях — основана на стремлении к образованию и поддерживается культурой благотворительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *