Рубрики
Популярное

Гжельская роспись это: «Гжель» — происхождение и значение слова

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

Содержание:

  • История промысла
  • Цвета росписи
  • Элементы и узоры
  • Техника выполнения

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.

Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:
  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:
  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

сказочное искусство в народном стиле

Содержание

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.

Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

Статуэтка украшенная классической гжелью

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась и в интерьере

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

Тематика рисунка гжель

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.

Чайник с красивой гжельской сеткой

 

Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку
Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера
Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля
В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

Русское народное творчество — Гжель

жел, недалеко от города Москвы, издавна славится
за его богатые залежи глин, пригодных для изготовления
гончарного дела, а, следовательно, и для керамической промышленности, выросшей
вокруг них. Фактически практически все население
около тридцати деревень в этом районе уже давно занимаются
в производстве гончарных изделий, тем более, что учитывая
густые раскидистые леса вокруг никогда не было
любая нехватка дров. Можно сказать, что это было символично.
чтобы гжель понимали уже в 19век как
синонимом, в значительной степени, русской народной керамики.
Правда, это было несколько раньше, в предыдущем, 18 веке,
что Гжель прославилась как крупный керамический центр,
производил не только глиняную посуду для чисто утилитарных целей,
но и художественные и декоративные предметы.

Кувшин для кваса
Майолика. Конец XVIII века

     Эта разработка
совпало с появлением майолики. В то время майолика
изделия назывались на Руси ценина . Происхождение
слова точно неизвестно. Изделия из майолики называли
в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливалось из тонированного
глины, имел массивную пористую оболочку и был украшен
эмалевые цвета в полихроматике, типично крестьянском стиле
конструкции. Правда, ценана была впервые изготовлена ​​в
Москва при заведении купца Афанасия Гребенщикова,
который нанял несколько гончаров из Гжели. Возвращаясь домой
и познав секреты изготовления майолики,
они начали свои собственные гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кем они были — их имена утеряны — они сделали так
прекрасное начало, которое в течение нескольких лет,
Гжельская майолика уже успешно конкурировала с гребенщиковской.
производить.
В то время как знаменитая итальянская майолика эпохи Возрождения заимствовала
сюжетный материал из современной живописи и служил
исключительно декоративного назначения (выпускались в основном были крупные
вазы, гигантские блюда и барельефы), гжельская посуда была, на
напротив, утилитарной формы и формы и был украшен
с двумерными рисунками, характерными для народных
источник; большие локальные бассейны яркого цвета отображаются
заметная близость с лубок , русская народная картинка
или бортовой.

С.Исаев «Русская зима». Заварочный чайник.
Фарфор. 1999

     
Ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент
домашней утвари, такой как тарелки для завтрака и супа,
обеденные сервизы, кружки, кружки и кувшины. Чаще
это была только бело-глазурная глиняная посуда, лишенная украшений;
однако он ценился именно из-за своей гигиеничности.
белизна. Тем не менее, всегда было — и всегда будет
быть — популярный спрос на привлекательные, красочные, художественные
объекты. Каждый гончар, достойный этого имени, стремился создать
нечто индивидуальное, имеющее любопытную или забавную деталь
и красочный дизайн, привлекательный для покупателя.
Тематический материал делает
не обладали большим тематическим разнообразием, это было
не заимствованы из современной живописи или литературы, а
было изобретением самого гончара, который, хотя и часто
неграмотный, проявлял художественную интуицию, позволявшую ему
интегрировать в свои декоративные конструкции свои наблюдения
природы и деревенской и городской жизни с впечатлениями, полученными
от увиденных зданий и значков, и подправить результат
со своим воображением. Дизайн представляет собой нарисованный вручную рисунок,
очерченный каким-то темным пигментом на светлом глазурованном
поверхность, а затем украшены зеленым, желтым, коричневым и
синие пигменты.

С. Исаев «Лосось». Рыбное блюдо
Фарфор. 1997

      Есть
В живописной Гжели нет ничего особенно выдающегося.
окрестности. Кроме, конечно, полей для растяжки,
голубая опушка леса вдалеке и прозрачная
голубоватая дымка, окутывающая небольшие деревни по соседству.
Возможно, именно эта мерцающая синева была передана
на белоснежное поле гжельского фарфора? Возможно, это
несет ответственность за все привлекательные дизайны, которые мы находим на
какая-нибудь тонкая ваза, пузатый кувшин или крепкая кружка
вызывая это восхитительное чувство удивления и радости при
обнаружение первых групп весенних цветов на грядках
оставленный талым снегом? По правде говоря, умелое моделирование и
виртуозная манера письма преобразила то, что казалось бы
быть простой обычной домашней утварью в настоящие произведения
искусства. Гжельский фарфор пользуется большой популярностью как
в нашей стране и за рубежом, узнаваемый сразу по своему
характерная сине-белая цветовая гамма, своеобразный дизайн,
и формы. Ключ к этому удивительному успеху кроется в
поразительно выразительное своеобразие гжельской посуды, которая
вызывает волнующую эмоцию общения с матерью-природой.
Неудивительно, ведь эти нарисованные от руки картинки особенно приятны
гармонировать с формой.

В. Неплюев «Охота». Кувшин для кваса
Фарфор. 1982

      В
на самом деле, ассортимент производимых изделий настолько разнообразен, что можно было бы
сложно все перечислить. Более типичные предметы-верх
любимцы гжельских гончаров — чайники, кувшины, кружки, масленки,
сахарницы, горшочки для меда и подставки для сладостей. Что поражает
много разных форм, придаваемых одному и тому же
тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы обнаружим, что он имеет форму
в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Гжельские дизайнеры стремятся
создавать модели массового производства относительно
недорогие товары и уникальные экспонаты, предназначенные для выставок
и музеи. Но прежде чем идти дальше, следует подчеркнуть
что то, что сегодня производят в Гжели, не похоже на изделия
которые были созданы в предыдущие века. Это
новое искусство, вобравшее в себя в то же время художественное
и технологический опыт, накопленный не одним
поколения гончаров. К этому не было царской дороги
достижения, как традиции, которые были переданы
от отца к сыну иссякли к концу прошлого,
19ом веке, и к началу Первой мировой
Война была предана полному забвению. Хаос, который
последовал за Гражданской войной после Октябрьской революции 1917 г.
только аггра казалось, что глиняная посуда Гжели никогда не
воскреснуть

Л.Азарова «Охотник». Бутылка
Фарфор. 1975

     Но новый
Советское правительство не обошло вниманием народные промыслы и ремесла.
Хотя были заложены новые экономические и социальные основы для продвижения
народных промыслов и ремесел, все внимание уделялось одновременно
время сохранить свои традиционные принципы. К 1920-е годы
некоторые из гончарных мастерских Гжели снова были на ногах.
Были организованы кооперативы, первым среди которых был Период,
Керамика (Вперед, Керамика) началась в 1929 году. После
растущих организационных проблем, гжельская промышленность приобрела
прочную экономическую основу, и собирался решить проблему
создания высокохудожественных произведений в годы Великой Отечественной
Вмешалась война. Хотя работа была приостановлена ​​на пару
лет, к 1943 гончары снова работали, теперь поворачивая
из, как вспоминает Татьяна Ерёмина, «Одна невзрачная, обыкновенная
кружка. Хоть было тяжело и пришлось дрова рубить
себя, поддерживать горение печей и производить количество
посуды, тем не менее мы постарались как можно лучше разукрасить кружки
мы могли бы. »
Попытки
для возрождения старых традиций были инициированы обереги
конец войны, с искусствоведами, художниками и производством
инженеры из Научно-исследовательского института искусств и ремесел, как
а также местные гончары, присоединившиеся к усилиям. Большой
Коллекция Гжели в Государственном музее истории Москвы, которая
ранее об этом знали лишь немногие специалисты, была доведена
к сведению гжельских гончаров и дизайнеров.

Н.и В.Бидак «Маленькая пастушка»
Масленка. Фарфор. 1975


: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр

Гжель — название живописного района, расположенного примерно в 60 км к юго-востоку от Москвы, где производят знаменитую гжельскую керамику. Гжельскую керамику можно охарактеризовать как фаянсовую или майоликовую, своего рода гончарные изделия из обожженной белой глины, покрытые расписной глазурью. Традиционно синие и синие орнаменты и растительные орнаменты на фоне белой глазури делают гжель легко узнаваемой.

Гжель продолжает старинные русские традиции народного творчества и ремесел. Каждое изделие гжельские мастера расписывают исключительно вручную. Роспись выполнена кобальтом, который в технологическом процессе приобретает характерный синий цвет.

Слово «гжель» сегодня очень популярно, ассоциируясь с красотой и гармонией, сказкой и реальностью. Самобытный русский фарфор с витиеватой синей росписью и разноцветной майоликой теперь хорошо известен не только в России, но и за рубежом. Гжельские произведения искусства привлекают любителей прекрасного богатой фантазией и высоким мастерством их создателей. Гжель считается колыбелью и главным центром русской керамики. Здесь формировались его лучшие черты и развивались высшие достижения народного творчества.

Так сколько же лет этому русскому народному промыслу?

Археологические исследования на территории Гжельского района подтверждают наличие здесь глиняной посуды с начала 14 века. Это неудивительно, ведь гжельская земля всегда была богата лесами, реками и высококачественными глинами. От них Гжель претерпела различные периоды в своей 6-вековой истории.

На протяжении веков гжельские крестьяне изготавливали домашнюю глиняную посуду, изразцы и изразцы. Со второй половины 18 века Гжель прославилась производством фаянса из майолики. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой глазури. В 19Гжельские мастера ХХ века разработали новые для них материал и технологию: сначала изготавливали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли работы с однотонной росписью: синяя подглазурная краска наносилась кистью, с детальной графической прорисовкой деталей. Производством фарфора и фаянсовой керамики занимались многочисленные мелкие мануфактуры и крупные предприятия.

Конец 19 — начало 20 века стали периодом глубокого кризиса гжельского декоративно-прикладного искусства. Казалось, оно умерло навсегда.

Однако в послевоенное время произошло возрождение этого ремесла и поиск его новой образности и фигурного языка. Потребовались годы кропотливой работы и воспитания новых мастеров. В конце концов, это привело к успеху.

В 1972 году на базе шести мелких производств, расположенных в нескольких селах, было создано объединение «Гжель». Творческие коллективы разработали новые образцы. Были созданы абсолютно новые формы изделий. Картина стала богаче и современнее в художественном отношении.

Сегодня Объединение «Гжель» — это современное предприятие, состоящее из 6 заводов с общим штатом около 1500 высококвалифицированных специалистов: художников, скульпторов, технологов. Они производят гжельские вазы, статуэтки, игрушки, предметы интерьера, такие как камины и люстры, и другой фарфор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *