Рубрики
Популярное

Ян саудек фотографии: Фотограф Ян Саудек

Фотограф Ян Саудек

В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…

Текст: Наталья Ударцева; фото: Ян Саудек.

Благодарим Галерею классической фотографии за предоставленные для публикации снимки.

 

Жизнь

 

— До нашей «бархатной» революции меня часто допрашивали в чешской госбезопасности. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают. Многие из них уже были опубликованы на Западе. А я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме той, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои фотографии XIX веком.

Третье чудо: он стал знаменитым на весь мир фотографом.

— Ян, в какой момент Вы стали знаменитым? Как это произошло? — спрашиваю я Саудека.

— Случилось чудо. Просто чудо, — отвечает он.

Думаю, список чудесных событий жития Яна Саудека гораздо длиннее. К ним можно отнести и его успех в США в 1970-м, и открытие в 2007 году в Праге постоянной выставки его работ, и первую выставку в России в 2013-м, и то, что он сам смог на нее приехать.

Приезд Яна Саудека в Москву ждали. Открытие его выставки «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в Галерее классической фотографии стало ярким событием нынешней весны и собрало огромную толпу поклонников. Они хотели посмотреть на живого классика, на работы всех периодов его творчества: от начала до всемирного признания и художественного переосмысления.

Открытки и плакаты с его работами расходились быстро. Энергичный, темпераментный, Ян Саудек, действительно, был неуловимо похож на своего кумира — рок-музыканта Мика Джаггера: короткая стрижа, черные очки, красная рубаха, туфли на утолщенных каблуках. Та же независимость во всей фигуре, та же раскованность и чувство достоинства. Он мобильно перемещался по залу, шутил, раздавал автографы и охотно отвечал на вопросы.

— Вам приходилось снимать русских женщин?

— Нет. Но я скажу правду: русские женщины очень красивые. Очень-очень! По ошибке сюда попала фотография русской женщины, которая работает на бензоколонке Shell в Праге. Она где-то здесь висит. — Саудек показывает на выставочный зал, заполненный ста двадцатью его работами, составляющими ретроспективу его провокационного, завораживающего и шокирующего творчества:

— Она попала сюда случайно. Она очень красивая!

На самом деле все на грани: красивого и безобразного, эротичного и пошлого, вкусного и безвкусного. Удивляюсь, как художнику удается балансировать на столь тонкой грани. Среди выставленных в галерее работ — моя любимая фотография под названием «Пинок». На ней мужчина, похожий на Саудека, пинает ногой толстую кричащую тетку.

 

Королева тинейджеров

 

Отличная метафора, возможно, ключ к пониманию его творчества! Как будто художник демонстрирует свою независимость от общественного мнения и дает хороший пинок общественному вкусу и общепринятой морали. Чрезвычайно актуально! Так и сегодня творчество фотографа вызывает диаметрально противоположные мнения: от любви, обожания, почитания, преклонения до полного непонимания и неприятия.

— Для художника не может быть никаких ограничений, и границы стерты. Но во мне самом сидит автоцензор: я слежу за тем, чтобы не переступить границы, — говорит Ян о своих работах.

Ян Саудек третий раз в России. Впервые он приезжал в Советский Союз при Горбачеве. Это был 1985 год. Потом при Ельцине в 1993-м. И сейчас при Путине.

— Чувствуете разницу?

— Огромную! В 85-м окна для тепла заклеивали газетами. Люди боялись говорить с иностранцем, это было заметно. Сейчас все по-другому.

— Ваше творческое кредо? Что бы Вы рекомендовали молодым фотографам?

— Никогда не сдаваться!

На торжественном открытии представитель от посольства Чехии приветствовал всех, кто пришел на открытие выставки Яна Саудека:

— Нам приятно, что имя Саудека знают в России и любят его творчество, которое, безусловно, является визитной карточкой чешской фотографии. Это первая выставка Яна Саудека в Москве. Мы надеемся, что здесь, где так много красивых женщин, знаменитый художник Ян Саудек найдет новое вдохновение для своего творчества.

 

Павла Ходкова и Ян Саудек

 

Ян Саудек пошутил:

— Я бился об заклад, что на открытие выставки никто не придет. И я проиграл. Еще мне казалось, что я наизусть знаю, как открывать выставки и что говорить, но тут я слегка растерялся, и я вам желаю: «Приятного аппетита»!

Затем он взял черный маркер и оставил автограф на белой стене галереи.

— Победа! — это слово прокатилось по залу и утонуло в аплодисментах.

Андрей Безукладников, фотограф и продюсер:

— Я впервые увидел черно-белые фотографии Яна Саудека в чешском «Фоторевю» в начале восьмидесятых. До сих пор помню впечатление, которое они произвели: чувство простой незамысловатой свободы. Потом Ян начал их раскрашивать, и я подумал, что он закончился как фотограф, потому что начал работать на «потребу», что фотография стала вспомогательным материалом.

Но я люблю и его раскраски, так как они все равно сохраняют свободный дух, в них много иронического оптимизма и легкости. Очень простые образы. Но порой это смахивает на анекдот, а мне хочется от фотографии притчевости и философского осмысления жизни.

Анекдот я не люблю. Понятно, что пойман тренд, и он введен в эксплуатацию. Маленький «свечной заводик» Яна Саудека. Понятно, почему на выставке в галерее больше раскрашенных, чем черно-белых фотографий: покупают больше то, что понимают.

Владимир Вяткин, фотожурналист:

— Это не мое. Полное отторжение. Антиэстетика женского тела. Я смотрю на этих женщин — и смотреть на живых женщин уже не хочется. Первобытно-общинный строй. Женское тело как объект первобытности и дикости. Цивилизация до этих людей не дошла. Антиэстетика!

Игорь Верещагин, независимый фотограф:

— Знаю его творчество давно. Еще с советских времен и страшно дефицитного чешского журнала «Фоторевю». Когда я увидел в нем фотографии Саудека, они надолго вышибли меня из колеи. Я люблю черно-белые фотографии Саудека. Его первые работы. Я дважды был в Праге, в галерее, где висят его работы, — там они большего размера и производят сильное впечатление. Здесь они тоже есть, но их немного, больше арт-китча. Но Ян остроумный человек, и думаю, что он сам воспринимает все с юмором и не относится к своей работе со звериной серьезностью.

Алексей Ушаков, независимый фотограф:

— Он просто не ханжа. Какой он есть внутри, таким себя и показывает. Со всеми своими пороками и предпочтениями. Не стесняясь говорит об этом.

 

Вероника, позирующая для стеклянных изделий г-на Шипека

 

Михаил Крюков, независимый фотограф:

— Меня привлекает в фотографиях Саудека любовь к жизни. В них много жизни. И много любви. Это не порнография. Ни в коем случае! Пусть те, кому это кажется порнографией, четче сформулируют свою мысль. Я еще не один раз приду на выставку и буду смотреть все внимательно. Я впервые вижу живого Яна Саудека, я подписал у него плакат с женщиной, которая держит череп, я счастлив. Мне нравится, как он снимает женщин. Он делает это необычно.

— А мне кажется, что он относится к ним как к сексуальным рабыням…

— Но вы — женщина. А я — мужчина. Мне взгляд Саудека понятен.

— Он отказывает женщинам в интеллекте вообще…

— Вы преувеличиваете. Этого нет в его фотографиях. Я рад, что увидел его живьем. Мне это помогло лучше почувствовать его и понять. Он очень открытый, радостный, легкий, харизматичный. Ему 78 лет, а он любит жизнь, телок и все, что с этим связано. Хотел бы я в этом возрасте сохранить такую же мобильность, открытость и оптимизм!

— Он так похож на Мика Джаггера!

— Неудивительно: он примерно из того же времени и, кажется, его поклонник…

Из беседы зрителей на открытии выставки Яна Саудека в Москве 27 марта 2014 года.

Ян Саудек — Блог разнузданного гуманизма — ЖЖ

?

Previous Entry | Next Entry

Ян Саудек родился 13 мая 1935 в Праге. В концлагере Терезин погибли шестеро братьев и сестер Яна Саудека. А он сам вместе с братом-близнецом Карелом были отправлен в Освенцим. Там доктор Менгеле ставил разные эксперименты над людьми, в том числе и над двойняшками.
Братья выжили, Ян стал фотографом, а Карел – профессионально рисует комиксы.

Фотографировать Ян Саудек начал в пятидесятые годы, а знаменитым на весь мир стал в семидесятые-восьмидесятые.
На Западе выставки Саудека проходили в больших залах, привлекая внимание зрителей, специалистов, прессы. Издавались открытки, альбомы с работами художника. В Чехословакии его особо не пропагандировали, но потихоньку гордились. Теперь же он и вовсе классик.
Начиная с 1977 года, Ян Саудек стал вручную раскрашивать негативы своих фотографий, и с тех пор его стиль стал узнаваемым. Ян Саудек снимает только на пленку.
Больше всего у Саудаке известны раскрашенные фотографии (или картины?) очень толстых обнаженных женщин в откровенных позах, но я их здесь помещать не буду. Кому нравится – посмотрят сами.

У Саудека двенадцать детей, младшей дочке – пять лет, а старшему сыну – 51 год. Причем женой этого сына является бывшая гражданская жена Яна Саудека. Со своей нынешней супругой Ян Саудек живет более десяти лет, по профессии она журналистка, и моложе мужа на 45 лет. В 2013 году они официально расписались, сыграв свадьбу в Китае.
В 2015 вышел фильм про его жизнь, а главным образом, про отношения с его любовницей и моделью Сарой Саудковой (псевдоним).

Эта женщина тоже занималась фотографией и напросилась к мэтру в ученицы и помощницы. Со временем ей захотелось стать его женой. Он был женат не один раз. Из-за какой-то из первых жен даже пытался покончить с собой, но именно на Саудковой жениться отказался, мол, она его моложе на 35 лет…
Женщина ему отомстила. Она подсунула подвыпившему Яну невыгодные для него договоры, по которым стала единственным продавцом всех его фотографий, картин и издателем его книг. По другим договорам он переписал на нее свою виллу, имущество, мастерские и квартиры. Яну осталось только 15 процентов от выручки. Вдобавок она забеременела от его сына, и они оба создали фирму, отобравшую у Яна все права. Он не мог уже публиковать и выставлять свои фотографии, потому что негативы она похитила.

Саудкова тоже стала известным фотографом. Она копировала стиль Яна, его темы. Он сам ранее научил ее своей технике фотографирования, устраивал ей выставки, включал ее работы в свои выставки. А фамилию Яна она взяла себе в качестве псевдонима.

Вот ее работы:

Они судились 7 лет. Ян выиграл суд, который посчитал, что договор, по которому он лишился прав на свое творчество, для Яна невыгодный, и он не мог его подписать «по свободному волеизъявлению».
После этого Саудек женился и родил еще троих детей.
Обо всем этом фильм «Фотограф» 2015 года.

Удивляют меня мужчины, которые считают, что если на заре отношений сказали, что не женятся, а женщина с этим согласилась, то что она сделала это всерьез. Она надеялась, что он передумает. И никакие договоренности тут не помогут.

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

  • anguema : Мерзость. [+3]
  • 1_na_vetru : (без темы) [+2]
  • (Анонимно) : (без темы) [+0]

Разработано LiveJournal.com

Ян Саудек ​​| Фотографии и биография

Ян Саудек ​​родился в Праге в 1935 году в семье еврея. В Чехословакию он стремился в молодости во время Второй мировой войны, где евреи были жертвами немецких преследований. Саудек, его брат и отец пережили концлагерь, однако несколько других членов его семьи погибли в концлагере Терезиенштадт.

Отойдя от своей ужасной юности, Саудек ​​купил свою первую камеру Baby Brownie от Kodak в 1950. Он прошел обучение у фотографа, а затем начал работать в типографии с 1952 по 1983 год. Во время своей работы в 1959 году Саудек ​​приобрел опыт фотографии с помощью камеры 6×6 Flexaret . Через три года Саудек ​​сделал известную фотографию под названием Life . Это был образ взрослого мужчины, стоя баюкающего младенца.

Помимо этого занимался рисованием и живописью. В 1963 году он черпал вдохновение из каталога выставки Steichen’s The 9.0007 Family of Man , чтобы стать преданным художественным фотографом. Шесть лет спустя он уехал в Соединенные Штаты, где Хью Эдвардс, куратор мотивировал и поощрял Яна Саудека в его работе.

Когда он вернулся в Прагу, ему стало очень важно работать в подземном подвале. Это было потому, что он не мог позволить себе рисковать быть пойманным тайной полицией, поскольку темы в его работах вращались вокруг политической коррупции, невиновности и эротической свободы. Так было до 1970-х годов, когда Запад постепенно стал признавать в нем топ-фотографа из Чехословакии.

Его первая книга была опубликована в 1983 году. Саудек ​​начал заниматься фотографией как фрилансер после того, как чешские коммунисты остановили его для работы в типографии и не разрешили работать художником. В том же 1987 году негативы его фотографий на некоторое время были задержаны полицией. В конце концов, все барьеры были устранены, и он мог работать так, как хотел.

От 19В 77 году он начал использовать в своих работах цветовые оттенки и технику ручной росписи. Самой популярной работой Саудека является его раскрашенное вручную изображение миров снов, населенных обнаженными фигурами, окруженными стенами.

Темы, часто встречающиеся в работах Яна Саудека, следующие: воспоминания о детстве, эволюция от ребенка к взрослому и двусмысленность между мужчинами и женщинами, часто вызванная религиозными рассуждениями. Его работы стали жертвой попыток цензуры на Западе в 1990-е годы.

Коллективная работа Саудека была в значительной степени частью популярной культуры. Он использовался для обложек музыкальных альбомов в течение 9 лет.0007 Союз могильных танцоров , Убежище души; Добро пожаловать на прекрасный юг , Прекрасный юг; Новый Орден Мракобесов , Нервная Анорексия; и «Ради красоты Вайноны » Дэниела Лануа.

Работа Саудека неоднократно подвергалась критике и запрету из-за противоречивых и деликатных тем. Black Sheep and White Crow был его произведением, в котором была изображена частично обнаженная девушка в период ее полового созревания. Работа была выставлена ​​в 2011 году на Ballarat International Foto Biennale 9.0008, но за ним последовало объявление о детской проституции, и оно было немедленно удалено.

Яну Саудеку посвящены два фильма. Jan Saudek: Prague Printemps был спродюсирован Джеромом де Миссольц в 1990 году. Он длился 26 минут. Другим фильмом был Ян Саудек: Связанные страстью , художественный фильм Адольфа Зика, снятый в 2008 году.

Ян Саудек ​​Фотографии

Ян Саудек ​​| Фотограф | All About Photo

Ян Саудек ​​ — художественный фотограф и художник. Он и его брат-близнец Кайя Саудек ​​пережили Холокост. Творчество Яна Саудека представляет собой уникальную технику, сочетающую фотографию и живопись. В своей стране происхождения, Чехословакии, Ян считался неуравновешенным художником и притеснялся властями. Его искусство приобрело большую известность в 1990-х, благодаря сотрудничеству с издательством Taschen.

В 2000-х годах Саудек ​​потерял все свои фотонегативы в результате супружеского спора, и теперь его фотографии выставлены в Интернете бесплатно. Ян утверждает, что они были украдены у него. Ян является автором многих «мизансцен» , которые были пересняты и скопированы другими артистами. Клише обнаженного мужчины, нежно держащего голого новорожденного младенца, стало картиной, которую воспроизводили столько раз, что композиция стала таким же обыденным, как позирование для выпускного рисунка.

Я все еще мечтаю о том дне, когда я сделаю настолько красивую фотографию, что ее можно будет назвать любовью.

— Ян Саудек ​​

Во время жизни в коммунистической Чехословакии тоталитарный режим заклеймил Яна порнографом. Он жил в бедности, используя единственную комнату в своем подвале как свою мастерскую. Разваливающаяся стена и окно, из которого можно было заглянуть во двор, стали свидетелями его фантазий и коллабораций с моделями самых разных размеров и происхождения.

Ян Саудек ​​и его брат-близнец Карел (также известный как Кая) родились у славянской (чешской) матери и еврейского отца в Праге в 1935 году. Семья их матери приехала в Прагу из Богемии, а их отец из города Дечин в северо-западная часть этого района. Во время Второй мировой войны и после вторжения немецких нацистов обе стороны его семьи подверглись расовым преследованиям со стороны захватчиков. Многие из его еврейских родственников погибли в концентрационном лагере Терезиенштадт во время войны. Ян и его брат Карел были отправлены в детский концлагерь Мишлинге (по-немецки смешанная кровь, поскольку нацисты классифицировали евреев как расу, отличную от «арийцев»), расположенный в Силезии недалеко от нынешней польско-чешской границы. Их отец Густав был депортирован в концлагерь Терезиенштадт 19 февраля.45. Хотя их мать и многие другие родственники погибли, оба сына и отец пережили войну. Правительство, в котором доминировали коммунисты, пришло к власти после войны, чтобы управлять страной, навязанное Советским Союзом и считающееся находящимся за железным занавесом.

Согласно биографии Саудека, он приобрел свою первую камеру, Kodak Baby Brownie, в 1950 году. Он учился у фотографа и в 1952 году начал работать в типографии; он был ограничен этой работой коммунистическим правительством до 1983. В 1959 году он начал пользоваться более совершенной камерой Flexaret 6×6, а также занимался живописью и рисунком. После прохождения военной службы в 1963 году он был вдохновлен каталогом выставки американского фотографа Эдварда Стайхена «Семейство людей » и начал работать, чтобы стать серьезным художественным фотографом. В 1969 году Саудек ​​отправился в Соединенные Штаты, где его вдохновил в своей работе куратор Хью Эдвардс из Художественного института Чикаго.

Я не умею изображать жизнь других. Я изображаю свою.

— Ян Саудек ​​

Вернувшись в Прагу, Саудеку пришлось работать над своей фотографией тайно в подвале, чтобы избежать внимания тайной полиции. Обращаясь в своих работах к темам личной эротической свободы, он неявно использовал политические символы коррупции и невиновности. В конце 1970-х он стал признанным на Западе ведущим чешским фотографом, а также завоевал популярность среди фотографов в своей стране. В 19В 83 году в англоязычном мире была опубликована первая книга произведений Саудека. В том же году он стал фотографом-фрилансером; чешские коммунистические власти разрешили ему прекратить работу в типографии и разрешили подать заявление на получение разрешения на работу художником. В 1987 году архив его негативов был изъят полицией, но позже возвращен.

Его самая известная работа примечательна своим ручным изображением живописных миров грез, часто населенных обнаженными или полуобнаженными фигурами, окруженными голыми оштукатуренными стенами или раскрашенными фонами. Он часто повторно использует элементы (например, облачное небо или вид на Карлов мост в Праге). В этом его фотографии напоминают студийные и живописные работы середины 19-го века.эротических фотографов 20-го века, а также работы художника 20-го века Balthus и Bernard Faucon .

Ранняя художественная фотография Саудека известна своим воспоминанием о детстве. Его более поздние работы часто изображали эволюцию от ребенка к взрослому (повторное фотографирование одной и той же композиции / позы и с одними и теми же предметами на протяжении многих лет). Религиозные мотивы и двусмысленность между мужчиной и женщиной также были одними из повторяющихся тем Саудека. В течение 19В 90-е годы его творчество порой вызывало попытки цензуры на Западе из-за своего провокационного сексуального содержания.

Изображения Саудека иногда вызывали неоднозначную реакцию на международном уровне. Он участвовал в первых шоу в 1969 и 1970 годах в США и Австралии. В 1970 году его работы были показаны в Австралийском центре фотографии и были встречены куратором Дженни Боддингтон в Национальной галерее Виктории . Десятилетия спустя, напротив, его фотография Black Sheep & White Crow , на котором изображена полуобнаженная девочка несовершеннолетнего возраста, был удален с Международной фотобиеннале в Балларате в Виктории, Австралия, незадолго до открытия 21 августа 2011 года; были высказаны возражения в связи с обвинениями в детской проституции его субъекта.

Фотографии Саудека использовались в качестве обложек альбомов Anorexia Nervosa (Новый Орден мракобесов), Soul Asylum (Союз Grave Dancers), Daniel Lanois (For the Beauty of Wynona), Роршах (Оставайтесь спокойными) и Прекрасный Юг (Добро пожаловать на Прекрасный Юг).

Саудек ​​живет и работает в Праге. Его брат Кая Саудек ​​тоже был художником, самым известным чешским писателем-графиком.

Источник: Википедия

Картины Саудека демонстрируют любовь к эпизодам, восходящую к его детскому увлечению комиксами. Более очевидно, что его работы часто вдохновлены традицией девятнадцатого века фотографий крупных женщин в нижнем белье, воспроизведенных в виде открыток (вполне возможно, что это также источник вдохновения для коллекции Саудека «30 открыток»). Его формальное обучение происходило с 19С 50 до 1952 года, когда Саудек ​​посещал школу графических искусств и посещал уроки фотографии. Саудек ​​впервые выставлялся в Праге в 1963 году в Зале Театра на Балюстраде; хотя он продолжает время от времени выставлять работы в своей родной стране, картины Саудека наиболее широко выставляются в Соединенных Штатах. Его работы проводятся такими учреждениями, как Художественный институт Чикаго; Музей изящных искусств, Бостон; Национальная библиотека Франции, Париж; Музей Нисефор Ньепс, Шалон-сюр-Сон, Франция; Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия; и Photo Art, Базель, Швейцария.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *