Рубрики
Популярное

История создания павлопосадских платков: история возникновения промысла, описание, фото

фотографии, история платка, платочная мануфактура.

Публикации раздела Традиции

Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.

Зимние гулянья в Санкт-Петербурге. Фотография: Е. Асмолов / ТАСС

Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

История аксессуара

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Празднование Широкой Масленицы в Красноярском крае. Фотография: А. Колбасова / ТАСС

Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор

Павловопосадская платочная мануфактура

Вид на один из цехов ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Художник изготавливает рисунок для платка в художественной мастерской ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Обметка готовых платков в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

Нанесение платочного рисунка на ткань методом печати по шаблону в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»

Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»

Читайте также:

  • Самые необычные головные уборы русских жён
  • Лучшие образцы русского костюма из коллекции Сергея Глебушкина
  • По одежке встречают

Лекция «Платки и шали в русском народном костюме»

Статья «По одежке встречают»

Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.

Долгое время фонами для платков служили три цвета — черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные — розовый, зеленый и голубой — появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Самые известные из них — «Аленький цветочек» и «Испанский», а также «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка». Иногда на фабрике повторяют и старые рисунки. Так, в коллекции сезона-2006/07 есть шаль «Молитва», воссозданная по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространенный мотив — объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.

Теги:

ТрадицииПубликации раздела Традиции

История и виды павлопосадских платков с фото

Содержание

Русская красавица в павлопосадском платке

Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).

История павлопосадского платка

Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.

Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах

Истоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.

Да и как такая красота могла не стать популярной

Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.

Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.

История павлопосадских платков

Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.

Техника нанесения рисунка

Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.

«Манера» для нанесения узоров

Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.

Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка

Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.

В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.

Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых

Создание павлопосадских платков

Узоры павлопосадских платков

С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:

  • Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
  • Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.

В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.

Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.

Подобная красота не может выйти из моды

Как носить павлопосадский платок или шаль?

Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.

Образ русской красавицы будет не полным без такого платка

Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:

  1. Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица.

Повязать платок традиционным способом очень просто

  • Одевая на голову, а концы платка обматывая вокруг шеи. Идеально смотрится с шубой или дубленкой. Нужно быть осторожной с образом, состоящим из шубы в пол и павлопосадского платка, чтобы не принять облик боярыни Морозовой.
  • Повязка платка на голову и вокруг шеи

  • Можно надеть на голову в виде банданы или тюрбана, а концы закрепить вокруг головы. Такой способ выглядит необычно и современно.
  • Павлопосадский платок в виде банданы

  • Просто накидывая на плечи, произвольно завязывая концы платка, чтобы окружающие могла восхищаться красотой рисунка.
  • Так вы покажите все великолепие платка

  • Ультрамодный способ предлагают модельеры, завязывая его в качестве пояса или даже юбки, углом вокруг талии.
  • Оригинальная юбка из павлопосадского платка

    Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.

    Умелое сочетание павлопосадского платка или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.

    Павловский Посад Шерстяные шали и платки

    Павлово Посад — старинный русский город в 60 километрах от Москвы. Он хорошо известен как дом потомственных текстильщиков. Павлово-Посадская фабрика по производству шерстяных платков была основана в 1795 году Иваном Лабсиным. Его дело продолжили сыновья и внуки. Так, в середине 19 века первые быстропечатные шали были произведены в результате хозяйственной деятельности Якова Лабсина — правнука Ивана Лабсина.

    В самом начале шали ткали из пряжи. Изготовление шалей занимало много времени, и в результате эти шали были довольно дорогими. На изготовление одной шали может уйти до 18 месяцев. В 19 веке производители использовали другие и более экономичные методы. По мере роста спроса требовались высококвалифицированные ткачи и дизайнеры.

    Набивные шерстяные шали постепенно заменили дорогие цветные тканые шали. Некоторые сложные цветные переплетения были заменены печатными рисунками. До конца 19Шали 19-го века украшались с помощью ксилографии твердых пород дерева. Для каждого цвета использовался отдельный деревянный блок.

    Печать на металлических пластинах заменила блочную печать в конце 19 века, а вскоре последовала валковая печать, хотя использовалось меньше цветов. Дизайнеры и художники Павлово Посада создавали гармоничные сочетания с богатыми цветовыми решениями, обычно оставляя центральное пространство пустым. Постепенно шали приобрели более широкий спектр дизайнов с учетом вкусов разных людей. Павловопосадские шали всегда пользовались большим спросом.

    После революции 1917 года фабрика была национализирована. В то время из-за нехватки сырья и топлива фабрики были закрыты, но вскоре после этого Павлово Посад снова стал выпускать востребованный платок. На Парижской всемирной выставке 1937 года Павлово-Посад был удостоен Гран-при всей выставки. Павлово Посад был признан во всем мире мастерами дизайна и качества шалей. После Второй мировой войны новое поколение дизайнеров получило награду Major на Всемирной торговой ярмарке в Брюсселе в 1919 году.59.

    Вот некоторые наиболее часто задаваемые вопросы. Потратьте пару минут, чтобы прочитать их. Они будут очень полезны тем, кто носит и использует павловопосадские платки.

    1. Можно ли стирать шали?

    Создавая такие красочные шали, дизайнеры сталкиваются с дилеммой: сделать яркие шали и использовать для этого менее устойчивые к выгоранию плашки или использовать более твердые плашки, которые лучше переносят стирку, но получать менее яркие и менее красочные шали. Павловопосадские платки традиционно яркие и красочные, их невозможно изготовить только на фирменных плашках. Так что стирать такие шали не рекомендуется, используйте только химчистку. Кстати, для любых шерстяных материалов стирка не рекомендуется. В любом случае на свой страх и риск можно стирать шерстяные шали, но использовать для этого не горячую воду с температурой ниже 30°C (86°F). Используйте для этого специальные стиральные порошки для шерсти. После стирки прополоскать в теплой воде, затем в холодной. Стирка в холодной воде добавить в воду немного уксуса. Затем раздавите и высушите шаль, разложив ее на горизонтальной поверхности.

    2. Какие материалы используются для изготовления платков.

    Как уже говорилось ранее, для производства павловопосадских платков используется только 100% шерсть, что делает их такими теплыми и удобными.

    3. Что делать, если шаль намокла (например, после дождя или снега)?

    Вы должны высушить шаль как можно быстрее. Не сушите вблизи открытого огня и не кладите на нагревательные приборы. Это сделает шерстяные волокна ломкими и приведет к усадке шали.

    По другим вопросам обращайтесь по электронной почте

    Михаил Терлецкий

    Павловопосадские платки

    Мода на фигурные шерстяные шали пришла в Россию в начале 19 века. В течение ста лет
    они стали популярны у разных слоев российского общества от аристократии до крестьянства. Шали служили нарядом
    дополнение к женскому костюму, как украшение светских и церковных интерьеров, использовались как ткани для пошива одежды из
    и даже как облачения для священников. Шали особенно ценились в простонародье, за ними ухаживали, шали носили
    среди семейных сокровищ, переданных от родителей к детям или подаренных церкви «для использования в качестве одежды для алтаря, благодатного стола и аналой».

    К. Маковский. «Портрет девушки в русском народном костюме
    «. 1910

         К середине XIX века дорогие тканые шали постепенно вытесняются платками с набивным рисунком. Легкие, теплые и нарядные, они привлекали внимание не только красотой дизайна, но и сравнительно невысокой ценой. Такие шали изготовлялись более чем десятком фабрик, расположенных в основном в Москве и Богородском районе (уезде) Московской области. Одним из них был завод Якоба Лабзина и Василия Грязнова в городе Павловский Посад. Этой фабрике предстояло особое состояние: заняв к концу 19ведущее положение, фабрика работает и по сей день, и это единственное в России предприятие такого рода, а павловский платок, завоевав популярность в простонародье, приобрел значение жетона.

    На слиянии рек Вохны и Клязьмы располагалось большое купеческое село Павлово. Росту торговли и промышленности способствовали еженедельные рынки и ярмарки, проводившиеся в деревне. Купцы из разных городов привозили на ярмарки шелк-сырец среди прочих товаров и покупали «шелковые платки, сделанные здесь разными ткачами, крашеное домотканое полотно и съестные припасы».
    В 1797 г. в Павлове было 15 шелкоткацких фабрик. Среди них была ткацкая фабрика Ивана Лабзина, на которой работало 12 рабочих-добровольцев, изготовлявших шелковые платки «среднего ручного» (среднего мастерства), «плохого качества». К 1812 году Ивану Лабзину по наследству достались ткачи среди деревни, которые работали на своих домашних ткацких станках. Ткацкое ремесло к этому времени охватило население всего района и даже ближайших районов соседних областей. В самом селе Павлово основная часть мужского населения занималась ткачеством, женщины — разматыванием шелка.

    Н. Милошевич. «У пруда». 1997

    В конце 1840-х годов, после смерти Ивана Лабзина, управление текстильной фабрикой и торговые дела перешли к сыну Ивана — Якову, которому вместе с Василием Грязновым суждено было начать производство знаменитых шалей. Уже на начальном этапе сотрудничества стало очевидно, что необходимо провести переориентацию производства, так как спрос на шелковые ткани и платки неуклонно падает из-за сильной конкуренции с машинными ситцами. Рынок в то время оказался открытым в основном для легких шерстяных тканей и платков, производство которых в России стало активно осваиваться только в 1830-40-х годах. Москва и Московская область снова стали центром производства камвольных тканей и тканей из смеси шерсти и хлопка.
    В 1860 году сподвижники построили на реке Клязьме ситцевую фабрику, которая, по сути, была полиграфическим отделением предприятия. В следующем году среди рабочих и служащих фабрики было 2 колориста, 3 художника, операторы печатных машин, типографы, закройщики, что свидетельствует о том, что к этому времени они освоили полный цикл производства ватных принтов, начиная с разработки дизайнов и изготовлением печатных досок (трафаретов) и заканчивая печатью узоров на ткани Все известные павловские шали того времени изготавливаются из тканей смесовых с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком. Их цветовые композиции близки друг к другу: их рисунки чаще всего состоят из нескольких цветов, а их окраска имеет охристо-красную цветовую гамму. Мягкие, приглушенные оттенки натуральных красителей делают цветовую гамму целостной и гармоничной.

    Их общее художественное решение близко к решению ведущих московских шерстяных мануфактур. В платках закрепилась традиционная для русских платков квадратная форма с симметричными композициями рисунков, с обязательным разделением поля платка на бахрому и центральную часть и акцентом на углах, в которых размещены более крупные и более сложные орнаментальные формы. В декоре отчетливо прослеживается склонность к орнаментальным мотивам живой природы и к Востоку, что характерно для русского искусства XIX века.ХХ век, время историзма. Некоторое влияние моды отразилось во введении в узоры шалей рисунков, характерных для фасонов предшествующих эпох, прежде всего, радужных переплетений друг с другом фестончатых полос, различных причуд и цветочных гирлянд.

    И.Куликов. «Сестры». 1927

          Роль художников в создании платков велика: от их таланта, умения улавливать модные тенденции, а также от понимания вкуса и требований потребителей и зависела красота платков и востребованность их на рынке. Поэтому, несмотря на то, что дизайн платков можно было купить «откуда», что часто случалось; на любой относительно крупной текстильной фабрике предпочитали иметь мастерские художников.
    В конце 1870-х годов были разработаны эскизы шалей трех типов. В это время продолжали выпускать платки с восточным или «турецким» орнаментом. Благодаря широкому распространению таких платков, второй тип павловопосадских платков, окончательно утвердившийся в 1880-х гг., можно условно определить как «демократический». Для таких платков, как и для большинства шалей с «турецким» орнаментом, характерно почти полное заполнение ткани орнаментом, когда единственным свободным пространством остается небольшая звездчатая центральная часть и узкая тесьма по бахроме. из цветочных букетов, заполняющих геометрические фигуры различной формы или медальоны, образованные орнаментированными полосами, фестончатыми полосами или гирляндами мелких цветов Среди цветов преобладали розы, обработанные с эффектом третьего измерения, хотя и несколько схематически.0054
    Среди работников предприятия особое место занимали колористы. Обычно на предприятии Лабзина-Грязнова работало не более двух таких мастеров. В 19 веке их задачей было только приготовление красителей. Состав красителей держался в секрете, рецепты были собственностью колористов. И даже комната, в которой он работал, называлась «секретной». На протяжении нескольких десятков лет Николай Андреев был колористом фабрики, и никто не мог его заменить. Он родился в крестьянской семье в Волоколамском уезде Московской области, был приглашен в Павловский Посад в конце 1850-х годов совсем молодым человеком и уже в 1869 г.он получил статус потомственного почетного гражданина. Проработав всю жизнь на предприятии, Николай Андреев стал родоначальником целой династии. В немалой степени благодаря его знаниям и таланту отличительными чертами павловопосадских платков стали богатство цветовой гаммы, чистота, яркость и в то же время стойкость красок.

    Ф.Сичков. «Подружки». 1937

    Цветовая гамма строилась на основе сочетания нескольких ярких цветов. Обычно такие платки печатались семью-девятью красками. При этом полихромия достигалась введением нескольких оттенков розового, зеленого, синего. Ведущим цветом был красный. Его разные оттенки можно было встретить не только в цветах — он непременно использовался для печати и фона фигур, при этом; центральная часть и край могли быть напечатаны другим красителем. Со второй половины 1880-х годов характерным стало использование в печати цветков ярко-розового фуксина. Сохранились документальные свидетельства того, что в это время на заводе использовали анилиновые красители. Благодаря их введению цвета печати стали более яркими и насыщенными, хотя некоторая резкость цветового спектра, характерная для анилина, в них еще не проявилась. Эти платки были очень популярны среди крестьян, а потому их рисунки, меньше всех других подвергаясь влиянию моды, были чрезвычайно устойчивы, иногда их печатали десятилетиями подряд.
    Популярность рисунков шалей 1884 года отражается в том факте, что эти рисунки до сих пор печатаются. Со временем за платками с такими рисунками закрепилось название «Узор». Стабильная легенда на заводе дает имя автора как — Нил Постигов. Ему же приписывают авторство не менее знаменитой шали «Подкова». Дизайн последнего уже более века живет и в изделиях текстильной фабрики. Дело в том, что Нил Постигов был представителем целой династии конструкторов. Закончил работу на предприятии в 1930-х гг., вероятно, позднее остальных членов семьи, поэтому многие легенды предприятия, связанные с этой фамилией, отождествляются с ним.
    Близость к простонародному мировосприятию отразилась в четких, ритмичных, богато орнаментированных композициях шалей, разработанных Постиговым, в пристрастии цветовой гаммы, когда в платках преобладал красный цвет, который нравился простолюдинам; Кстати, слово «красный» в переводе с русского означает «красивый». Но самым важным был тот факт, что покупателям понравился цветочный мотив на фигурках платков. Оно оказалось близким и понятным каждому, ведь цветущие растения у разных народов и в разных религиях всегда ассоциировались с раем и вечным счастьем.

    Талант Нила Постигова позволял ему создавать разные по характеру узоры платков. Описанный выше его кроки дает представление о третьем типе павловопосадских платков, который отчетливо выделяется среди платков 1880-х гг. Платки этого типа, вероятно, имели и другое, более «элитное» течение. Обычно их шили из тонкой шерстяной ткани с ткаными шелковыми лентами, реже без них. Эти шали, как и платки «демократического» типа, украшались в основном цветочным орнаментом, который наносился не только на красный, но и на черный и на различные цветные фоны. Композиция узоров строилась по-другому: в таких платках, как правило, центральные части были крупными, заполненными мелкими цветами, а по краю располагались свободные фигуры, состоящие из рельефных цветов, собранных в букеты и гирлянды.
    Среди цветочных мотивов преобладали изображения очень популярных садовых цветов: роз, георгинов, лилий, хризантем, тюльпанов. Их вариации были многочисленны и их соединяли в огромное количество комбинаций, добавляя мелкие цветочки, листочки, бутончики, веточки. Во второй половине 19 века в разных видах прикладного искусства предпочтение отдавалось изображению цветов. Они преобладали в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов в натуралистической обработке украшали фарфор, подносы из Жостово, их стали широко использовать в росписи интерьеров. Это было обусловлено романтической идеей связи человека и живой природы, характерной для всей эпохи историзма.

    В целом 1880-е годы можно охарактеризовать как время формирования стиля павловских платков и одновременно период расцвета платочного дела. Изделия фабрики пользовались неизменным успехом. В 1882 г. фирма вновь была отмечена серебряной медалью Всероссийской художественно-промышленной выставки, в 1889 г. — бронзовой медалью Всемирной промышленной выставки в Париже. В 1881 году Яков Лабзин получил звание Поставщика «Государь Великой Княгини Александры Петровны с правом иметь на своей вывеске изображение монограммы Имени Ее Императорского Величества».
    На вновь разработанных рисунках, в соответствии с художественным направлением тех лет, появились изображения тюльпанов и лилий на длинных стеблях. Цветочные орнаментальные мотивы становились крупнее, а сами фигуры — менее плотными: укрупнялись фрагменты однотонной, не орнаментированной ткани, но все это не внесло принципиальных изменений в общее художественное решение таких платков. Широкий, прежде всего, крестьянский рынок позволял не просто выживать, но и постоянным развитием и расширением производства занимать ведущее место среди подобных предприятий России. И только Первая мировая война и позже революция 19 октября17 временно замедлили это развитие. Следующий этап в истории павловских платков пришелся на время советской власти.
    В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. из-за нехватки топлива, отсутствия сырья и красителей многие предприятия текстильной промышленности не работали. Старопавловская ткацкая фабрика некоторое время использовала старые запасы сырья, но в начале 1920-х годов пришлось временно остановить производство и уволить рабочих. В 1921 году он снова начал производить ткани, но до конца 19 века.Хлопчатобумажные изделия 30-х годов оставались основным видом продукции ткацкой фабрики.

    С каждым годом увеличивалось производство шерстяных платков. Начиная с 1939 года платное предприятие возобновило выпуск платков из смесовых тканей с набивкой тонов, при этом цвет не имел жесткого контура, а непрерывно переходил от одного тона к другому. Тоновое печатание известно в Павловском Посаде уже с 1880-х годов, но платков, украшенных таким образом, выпускали, вероятно, очень мало, и в разных коллекциях такие изделия встречаются только единичными экземплярами.
    Развитие дизайна шло по двум направлениям. Первую можно охарактеризовать как традиционную. Сюда относятся дизайны с цветочным и «восточным» орнаментом. Второе направление – тематическое, возникшее в орнаментике набивных тканей в конце 1920-х гг. В это время практически на каждой фабрике предпринимались попытки реконструировать дизайн ткани в соответствии с запросами времени. Текстиль должен стать «рупором пропаганды и агитации», а рисунки на тканях — отразить все важные проблемы построения нового общества. Опыты в области обновления дизайна коснулись в основном хлопчатобумажной печати, но не могли не сказаться и на производстве Павлово-Посадского платного комбината.
    В 1950-е годы получили широкое распространение композиции, основанные преимущественно на орнаментальных или растительных мотивах, фигуры часто заполняли всю поверхность, при этом сохранялось классическое деление на бахрому и центральную часть. Дизайны отличались декоративной насыщенностью, более плотным расположением орнаментального рисунка. В некоторых работах дополнительно разрабатывалась грунтовка изделий, основной рисунок как бы накладывался на фоновый рисунок. Также широко использовались силуэтные и контурные изображения.
    В последующие годы на фабрике работали художники, получившие специальное образование, но всеми секретами ремесла, всеми тонкостями и нюансами вязания платков они овладевали уже непосредственно на предприятии, обучаясь у старших мастеров в студии художников в контакте друг с другом.
    К концу 1960-х годов возродился интерес к народному творчеству и, как следствие, неимоверно вырос спрос на изделия народных промыслов. В связи с этим большинству центров традиционного народного творчества пришлось осваивать новые технологии, чтобы иметь возможность наращивать производство. На Павлово-Посадском предприятии начали печатать многие виды платков с помощью нового метода — ручной печати по трафарету. Первые два стола для печати с помощью ручного переноса трафаретов были установлены в 1958 для набивных платков кремового цвета размером 150 х 150 см.

    С конца 1990-х годов, благодаря накопленному опыту, технология трафаретной печати была значительно усовершенствована, и предприятие начало выпускать шали и платки в 23 цветах. При этом технологическая модернизация позволила получить на ткани более тонкий ажурный контур, достаточно точно выровнять отдельные элементы рисунка. Края изделий обшивали шелковой или шерстяной бахромой с многорядной сеткой, которую, как и 150 лет назад, плели вручную. Этим плетением сети занимаются ткачихи, работающие на дому в Павловском Посаде и в окрестных деревнях.
    Сейчас Павлово-Посадская платочная мануфактура выпускает около 200 видов шалей, платков из натуральных волокон: в основном из тонкой высококачественной шерсти, а также из хлопка. В 2000 году выпущены первые партии шелковых платков с набивным рисунком. Прослеживая эволюцию павловского платка, важно подчеркнуть, что и сегодня, как и прежде, это искусство тесно связано с художественными процессами, происходящими в русской культуре, оно постоянно испытывает влияние мировой моды, учитывает современные тенденций в развитии текстиля, но при этом следует традициям и сохраняет ярко выраженное национальное своеобразие. Павловопосадский платок давно стал не просто предметом одежды, но и своеобразным символом русской женщины, декоративным произведением.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *