Царская семья и Г.Е. Распутин / Официальные документы / Патриархия.ru
Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых
ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ И Г.Е. РАСПУТИН
Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.
Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.
Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).
Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?
Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.
Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).
В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).
Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).
До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А. А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного… Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят… к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).
В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский): «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным. .. нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).
Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).
Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.
Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом… Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).
Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».
Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее. ..
Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.
Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.
Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).
Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!
Библиография
1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.
2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.
3. Дневники императора Николая II. М., 1991.
4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.
5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.
6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.
7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII — XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.
Царская ошибка. Безграничная вера Николая II в Распутина погубила империю | История | Общество
30 декабря 1916 г. в Петрограде прозвучал первый выстрел Русской революции. Именно так позже говорил о своём выстреле Владимир Пуришкевич — один из участников убийства Григория Распутина. Его пуля, попавшая в печень старца, стала решающей.
Хотим мы того или нет, но Распутин по-прежнему один из самых узнаваемых русских исторических деятелей. За рубежом — уж точно. Задолго до появления хита группы Boney M «Rasputin» Илья Ильф писал, что на Западе, карикатурно изображая неприятных русских, дают им обобщённое имя «княгиня Гришка». Зловещий, коварный, загадочный тип, с явным намёком на похоть и извращения.
Это в точности совпадает с классическим определением Владимира Ленина: «Цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе».
Сейчас цитировать эти слова Ленина в некоторых кругах опасно. Дескать, большевистская клевета, поскольку сам царь Николай II и его жена Александра почитали Распутина чуть ли не святым. Однако есть одна загвоздка. Сестра последней императрицы, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, признанная святой лет на восемь раньше других Романовых, отзывалась о Григории Распутине похлеще вождя мирового пролетариата: «Распутин — служитель сатаны». Формальной исторической правде больше соответствует мнение Николая II.
Карьера юродивого
«Имел видения и принял на себя странничество. Пророчествовал о бедах, о пожарах и о бездождии. Иногда говорил такое, что бывал бит. Ел скоромное в пост. Пойманный за блудом со служанкою, заявлял: «Не озорничаю, но искушаю». Женского полу блудно растлил более двадцати душ. Сбирал денег в день алтын по десяти, а то и более…» Это всё о нашем герое?
Вообще-то нет. Приведённая цитата — из сборника обвинений Святейшего синода середины XVIII в., предъявленных российским юродивым. И в то же время в каждом из перечисленных художеств неоднократно был замечен конкретный человек по имени Григорий Распутин.
Проследить его жизненный путь можно по пунктам. Вот видения: «Однажды пахал и вдруг почувствовал, что всегда присутствующий в нём свет разрастается. Перед ним было видение — образ Казанской Божьей Матери» — это воспоминания дочери Распутина Матрёны. Вот насчёт «женского полу»: «Всем расскажу, что Гришка ничего не умеет, а только знает держать Дуньку-прислугу за мягкие части!» Это уже его отец Ефим. Вот странничество: «В самые отдалённые монастыри ходит пешком и босой, питается скудно, всячески изнуряя себя. Носит вериги, водится с юродивыми, блаженненькими, слушает их беседы, вникает во вкус духовных подвигов».
Создаётся впечатление, что Григорий Ефимович сознательно и хладнокровно делал карьеру юродивого. Ещё со времён Ивана Грозного это был самый лёгкий путь достижения авторитета среди окружающих. Особенно если «ничего не умеешь», а к тому же «болезнен и тщедушен» — именно так описывают молодого Распутина.
Путь этот опасен. Когда-то юродивого действительно могли признать святым и канонизировать. Но эту практику прекратили ещё в XVIII в. Позже новоявленного блаженного могли арестовать и даже казнить. На рубеже XIX-XX вв. на ниве искоренения юродства, сектантства и еретичества особо свирепствовал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. Правда, к 1904 г. его авторитет в глазах царя сильно упал, скоро последовала скандальная отставка. И, надо же такому случиться, именно тогда Распутин обосновывается в Петербурге. Остановить его было уже некому. Его «пророческая» деятельность разворачивается в полной мере.
Война и пророчества
С пророчествами старца Григория ситуация несколько разнообразнее. Его почитатели любят вспоминать, как он в безграмотном письме отговаривал императора от войны, которую мы знаем как Первую мировую: «Милой друг скажу грозна туча нат Рассеей беда горя много темно и просвету нету, а крови? Знаю все от тебя войны хотят. Рассея в крови велика погибель бес конца печаль».
Согласитесь, впечатляет. Вот другой случай. Распутина спросили о судьбе русского флота, который адмирал Рожественский вёл через полмира к позору и унижению Цусимы: «Удачна ли будет встреча с японцами?» В ответ старец с важным видом изрёк: «Чувствую сердцем, утонет». И… попал пальцем в небо. Рожественский был ранен, но не утонул, а умер в Петербурге от болезни лёгких. Не утонул и русский флот — японцы захватили большую часть кораблей, которые служили им до самого 1945 г.
Пророчества и «мудрые решения старца» особенно ярко проявились как раз во время войны. Реальный шанс изменить ход Первой мировой был сведён на нет одним письмом императору: «Милый, наш Друг вне себя от того, что Брусилов не послушался твоего приказа о приостановке наступления. Ты должен на этом настоять — ты глава».
«Друг» — это Распутин. Автор письма — жена императора. Всё вместе — причина того, что Брусиловский прорыв, этот шедевр стратегии, оказался бесплодным.
О том, чем был Распутин для последнего императора, говорит эпизод, связанный со смертью старца. Вот свидетельство генерала Юрия Данилова, начальника штаба Северного фронта: «Случилось так, что известие об убийстве Распутина пришло в ставку в день, назначенный для совещания по плану военных действий на 1917 г. Несмотря на исключительную важность совещания, государь оставил армию, штаб, ставку и неожиданно уехал в Царское Село».
Читайте также: Святой или антихрист? Сбылись ли предсказания Григория Распутина
На уроках истории, говоря о причинах поражения крестьянских восстаний, в числе главных называли такую: «Вера мужиков в доброго царя». Справедливо. Но вера царя в доброго мужика тоже может привести к поражению. Это особенно хорошо видно на примере последнего русского императора. Его вера в простого мужика Григория, в этого «доброго старца», в его «мудрые решения», по большому счёту, погубила империю.
Промедление смерти
Смерть Распутина загадочна. Его травили огромной дозой цианида, одиннадцать раз стреляли, причём дважды в голову, потом топили, а он какое-то время после этого был всё ещё жив.
Эдвард Тич, легендарный пират по прозвищу Чёрная Борода.
Погиб в бою в 1718 г. Ему мало было 20 колотых ран и 5 огнестрельных. Чтобы окончательно убить пирата, понадобилось отрубить ему голову.
Габриель Гарсиа Морено, президент Эквадора.
Погиб в 1875 г., жертва политического убийства. Перенёс 7 ударов мачете и 15 револьверных выстрелов, после чего спокойно соборовался.
Лев Троцкий, политический деятель, революционер.
Погиб в 1940 г. Убит ударом ледоруба по затылку. Лезвие вошло в голову на 7 см, однако Троцкий не умер. Он схватился за ледоруб, издал страшный крик, некоторое время удерживал убийцу (Рамона Меркадера) и пытался выяснить, кто заказчик покушения.
Григорий Распутин | Биография, факты и смерть
Григорий Распутин
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 22 января 1869 г.
Россия
- Умер:
- 30 декабря 1916 г. (47 лет)
Санкт-Петербург
Россия
Посмотреть все связанные материалы →
Григорий Распутин , полностью Григорий Ефимович Распутин , Григорий также пишется Григорий , настоящее имя Григорий Ефимович Новых , (родился 22 января [10 января по старому стилю] 1869 года, Покровское, близ Тюмени, Сибирь, Российская империя — умер 30 декабря [17 декабря по старому стилю]. ], 1916, Петроград [ныне Санкт-Петербург, Россия]), сибирский крестьянин и мистик, чья способность улучшать состояние больного гемофилией наследника российского престола Алексея Николаевича сделала его влиятельным фаворитом при дворе императора Николая II и Императрица Александра.
Хотя Григорий Распутин посещал школу, он оставался неграмотным, а его репутация развратника принесла ему прозвище Распутин, что по-русски означает «развратник». Он, по-видимому, обратился в религию в возрасте 18 лет и, в конце концов, ушел в монастырь на Верхотуре, где его познакомили с сектой хлыстов (флагеллантов). Распутин извратил хлыстовские верования в учение о том, что человек ближе всего к Богу, когда испытывает «святое бесстрастие», и что лучший способ достичь такого состояния — через половое истощение, наступающее после длительного разврата. Распутин не стал монахом. Вернулся в Покровское, и в 19 летженился на Просковье Федоровне Дубровиной, которая впоследствии родила ему четверых детей. Женитьба не устроила Распутина. Он ушел из дома и скитался по Афону, Греции и Иерусалиму, живя на пожертвования крестьян и завоевав репутацию старца (самопровозглашенного святого), способного исцелять больных и предсказывать будущее.
Викторина «Британника»
Викторина «Знаменитые смерти в истории»
Странствия Распутина привели его в Петербург (1903), где его приветствовали Феофан, инспектор Духовной Академии Санкт-Петербурга, и Ермоген, епископ Саратовский. Придворные круги Петербурга в то время развлекались тем, что углублялись в мистику и оккультизм, поэтому Распутина — грязного, неопрятного странника с блестящими глазами и якобы необыкновенными целительскими способностями — встречали горячо. В 1905 году Распутин был представлен царской семье, а в 1908 году его вызвали во дворец Николая и Александры во время одного из эпизодов кровотечения у их сына-гемофилика. Распутину удалось облегчить страдания мальчика (вероятно, своими гипнотическими способностями) и, выходя из дворца, предупредить родителей, что судьба и ребенка, и династии неразрывно связаны с ним, тем самым положив начало десятилетию могущественного влияния Распутина. об императорской семье и государственных делах.
В присутствии царской семьи Распутин неизменно сохранял позу смиренного и святого крестьянина. Однако вне двора он вскоре вернулся к своим прежним развратным привычкам. Проповедуя, что физический контакт с собственной персоной имеет очищающее и исцеляющее действие, он заводил любовниц и пытался соблазнить многих других женщин. Когда отчеты о поведении Распутина дошли до Николая, царь отказался поверить, что он был кем-то иным, кроме как святым человеком, и обвинители Распутина оказались переведены в отдаленные районы империи или полностью отстранены от своих влиятельных позиций.
К 1911 году поведение Распутина стало всеобщим скандалом. Премьер-министр П.А. Столыпин, послал царю доклад о злодеяниях Распутина. В результате царь изгнал Распутина, но Александра вернула его в течение нескольких месяцев. Николай, стремясь не вызвать недовольство своей жены и не подвергнуть опасности своего сына, на которого Распутин оказал явно благотворное влияние, решил проигнорировать дальнейшие обвинения в правонарушениях.
Распутин достиг вершины своего могущества при русском дворе после 19 лет15. Во время Первой мировой войны Николай II принял личное командование своими войсками (сентябрь 1915 г.) и отправился в войска на фронт, оставив Александру руководить внутренними делами России, а Распутин был ее личным советником. Влияние Распутина варьировалось от назначения церковных чиновников до выбора министров кабинета (часто некомпетентных оппортунистов), и иногда он вмешивался в военные дела в ущерб России. Хотя Распутин не поддерживал ни одну конкретную политическую группу, он был решительным противником любого, кто выступал против самодержавия или против себя.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Было предпринято несколько попыток лишить жизни Распутина и спасти Россию от дальнейших бедствий, но ни одна из них не увенчалась успехом до 1916 года. Митрофанович Пуришкевич (член Думы) и великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат царя) составили заговор, чтобы устранить Распутина и спасти монархию от дальнейшего скандала. В ночь на 29 декабря–30 (16–17 декабря по старому стилю) Распутина пригласили в гости к Юсупову домой, и, по преданию, попав туда, ему дали отравленное вино и лепешки к чаю. Когда он не умер, обезумевший Юсупов застрелил его. Распутин потерял сознание, но смог выбежать во двор, где Пуришкевич снова выстрелил в него. Затем заговорщики связали его и бросили через прорубь во льду в Неву, где он в конце концов утонул. Однако последующее вскрытие в значительной степени опровергло эту версию событий; Распутин, по-видимому, был застрелен.
Убийство только укрепило решимость Александры отстаивать принцип самодержавия, но через несколько недель весь имперский режим был сметен революцией.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Эми Тикканен.
Убийство Распутина, 100 лет спустя | История
Григорий Распутин, «Безумный монах».
Викисклад
«Святой человек — это тот, кто берет твою душу и волю и делает их своими. Когда вы выбираете своего святого человека, вы отказываетесь от своей воли. Вы отдаете его ему в полной покорности, в полном отречении». – Федор Достоевский, Братья Карамазовы
Убийство Распутина, печально известного российского «Безумного монаха», стало основой для большой исторической сказки, в которой факты смешались с легендой. Но смерть неоднозначного святого и целителя оказала пламенное воздействие на напряженную обстановку в дореволюционной России. Распутин был убит 30 декабря 1916 года (17 декабря по тогдашнему русскому календарю) в подвале дворца на Мойке, петербургской резиденции князя Феликса Юсупова, богатейшего человека России и мужа царевны единственная племянница Ирина. Его изуродованное тело было обнаружено в реке Неве через несколько дней.
За десять лет до этого Распутин быстро поднялся в российском обществе, начав с малоизвестного сибирского крестьянина, ставшего странствующим святым, а затем став одной из самых видных фигур в ближайшем окружении царя. Родился в 1869 году в селе Покровское, на реке Туре, которая течет на восток от Уральских гор, где в Сибири Европа встречается с Азией. Казалось, ему уготована обычная жизнь, несмотря на несколько конфликтов в юности с местными властями из-за непослушного поведения. Он женился на местной женщине Прасковье Дубровиной, стал отцом троих оставшихся в живых детей, Марии, Дмитрия и Варвары, и работал на ферме своей семьи.
Жизнь Распутина изменилась в 1892 году, когда он провел несколько месяцев в монастыре, что открыло ему путь к всемирной известности. Несмотря на свое более позднее прозвище «Безумный монах», Распутин никогда не принимал священного сана. Мужчины в положении Распутина обычно отказывались от своих прошлых жизней и отношений, но Распутин продолжал видеться со своей семьей — его дочери позже жили с ним в Санкт-Петербурге — и материально поддерживал свою жену.
Его религиозный пыл в сочетании с привлекательной личной харизмой привлек к Распутину внимание некоторых православных священнослужителей, а затем высокопоставленных членов императорской семьи, которые представили его Николаю II и его жене Александре.
Николай писал одному из своих служителей в октябре 1906 года: «Несколько дней тому назад я принял крестьянина Тобольского уезда Григория Распутина, который принес мне икону преподобного Симона Верхотурского. Он произвел удивительно сильное впечатление и на Ее Величество, и на меня самого, так что вместо пяти минут наша беседа продолжалась более часа».
Императорская чета в прошлом консультировалась с нетрадиционными духовными советниками, но Распутин исполнил эту роль благодаря своей способности читать их внутренние надежды и говорить им то, что они хотели услышать. Он призвал Николая больше доверять своей роли царя, и Александра обнаружила, что его совет успокоил ее тревоги. К началу Первой мировой войны Распутин также давал политические советы и рекомендации по назначению министров, к большому разочарованию российской элиты.
Распутин укрепил свои отношения с царем и царицей, когда якобы помог облегчить гемофилию их единственного сына Алексея. Предполагаемые целительные способности Распутина продолжают обсуждаться и сегодня. Сестра царя, великая княгиня Ольга, писала, что наблюдала, как Распутин исцелял Алексея, стоя на коленях у изножья его кровати и молясь; успокаивающая атмосфера, которую он создал во дворце, возможно, способствовала выздоровлению. Придворная дама Александры, баронесса София Буксгевден, думала, что Распутин использовал крестьянскую народную медицину, используемую в сибирских деревнях, для лечения внутренних кровотечений у лошадей.
Историки продолжают спорить о влиянии Распутина на здоровье Алексея. В своей книге 2016 года « Распутин: Вера, сила и сумерки Романовых » Дуглас Смит отмечает: «Заверения Распутина успокоили встревоженную, раздражительную мать и наполнили ее непоколебимой уверенностью, а она, в свою очередь, передала эту уверенность своей больного сына, буквально желая, чтобы он выздоровел». Помимо растущей уверенности в выздоровлении, ключевой переменной могло быть настойчивое требование Распутина, чтобы врачи держались подальше от Алексея. Медицинских знаний по-прежнему не хватало, хотя для лечения были доступны такие лекарства, как аспирин. К несчастью для Алексея, аспирин, считавшийся панацеей, имел неизвестный тогда побочный эффект разжижения крови, что могло усугубить симптомы гемофилии. Французский историк Элен Каррер д’Анкосс утверждала, что, когда Распутин настаивал на том, чтобы лекарства, прописанные врачами, были брошены в огонь, среди выброшенных лекарств, вероятно, был аспирин. Настойчивое требование Распутина, чтобы врачи оставили его в покое, улучшило бы его состояние и, по-видимому, привело бы к чудесному улучшению его симптомов.
Распутин со своими помощниками
Викисклад
Распутин представлялся в императорском дворе святым человеком, несмотря на отсутствие формальной принадлежности к Русской православной церкви, и выступал как самозваный представитель крестьянства, но его поведение вне двора рисовало другой портрет. Его пьянство и романы с женщинами всех социальных слоев, от уличных проституток до светских дам, возмутили публику. Распутин, казалось, наслаждался своей славой, демонстрируя рубашки, вышитые для него императрицей, и приглашая ее друзей и слуг к себе домой в Проковское. (Жена Распутина, казалось, не беспокоилась о его изменах, комментируя: «Его хватает на всех».)
Пресса, освобожденная благодаря правам, дарованным ей Николаем II в 1905 году, распространяла о Распутине сенсационные слухи как в России, так и за рубежом. Слухи о влиянии Распутина на царский режим распространились по всей Европе. Просители, полагая, что Распутин жил с императорской семьей, отправляли свои запросы по почте «Распутину, царскому дворцу, Санкт-Петербургу».
Солдаты Восточного фронта Первой мировой войны говорили об интимной связи Распутина с Александрой, выдавая это за общеизвестный факт без доказательств. По ходу войны диковинные истории расширились, включив в себя предполагаемую измену Распутина немецкому врагу, в том числе фантастическую историю о том, что он стремился подорвать военные действия, начав эпидемию холеры в Санкт-Петербурге с помощью «отравленных яблок, импортированных из Канады». То, что общественность думала, что они знали о Распутине, имело большее влияние, чем его настоящие взгляды и деятельность, подпитывая требования, чтобы он был отстранен от его влиятельного положения любыми необходимыми средствами.
Убитый Распутин
Викисклад
Феликс Юсупов, пока не убил Распутина, вел сравнительно бесцельную привилегированную жизнь. Одна из дочерей Николая II, также великая княгиня Ольга, во время войны работала медсестрой и раскритиковала отказ Юсупова поступить на военную службу, написав своему отцу: «Феликс — «совершенно гражданский», одетый во все коричневое… практически ничего не делающий; крайне неприятное впечатление он производит — человек, бездельничающий в такие времена». Планирование убийства Распутина дало Юсупову возможность возродить себя как патриота и человека действия, решившего защитить трон от пагубного влияния.
Для Юсупова и его сообщников устранение Распутина могло дать Николаю II последний шанс восстановить репутацию и престиж монархии. С уходом Распутина царь будет более открыт для советов своей большой семьи, дворянства и Думы и будет меньше зависеть от Александры. Была надежда, что он вернется из военного штаба и снова будет править из Петербурга.
Самый известный рассказ об убийстве Распутина был описан Юсуповым в его мемуарах, опубликованных в 1928. Юсупов утверждал, что пригласил Распутина в свой дворец, чтобы встретиться с его женой Ириной (которая в то время была в отъезде), а затем подал ему блюдо с пирожными и множество бокалов вина с примесью цианистого калия. К удивлению Юсупова, Распутин, похоже, не пострадал от яда. Отчаявшийся Юсупов позаимствовал револьвер у великого князя Дмитрия, двоюродного брата царя, и несколько раз выстрелил в Распутина, но так и не смог его убить. Согласно мемуарам, «этот дьявол, который умирал от яда, у которого была пуля в сердце, должно быть, был воскрешен из мертвых силами зла. Было что-то ужасное и чудовищное в его дьявольском отказе умереть». По общему мнению, когда его останки были обнаружены, в его легких была вода, что указывает на то, что он в конце концов утонул.
Рассказ Юсупова об убийстве Распутина вошел в массовую культуру. Зловещая сцена была разыграна во многих фильмах о Распутине и Романовых и даже вошла в диско-хит 1970-х годов Boney M., в котором были слова «Они подсыпали в его вино немного яда… Он все выпил и сказал: «Я чувствую себя отлично».
Фактическое убийство Распутина, вероятно, было гораздо менее драматичным. Его дочь Мария, бежавшая из России после революции и ставшая цирковой укротительницей львов, объявленная «дочерью знаменитого безумного монаха, чьи подвиги в России поразили мир», написала собственную книгу в 1919 г. 29, в котором осуждались действия Юсупова и ставились под сомнение правдивость его версии. Она написала, что ее отец не любил сладкое и никогда бы не съел тарелку пирожных. В отчетах о вскрытии не упоминается яд или утопление, но вместо этого делается вывод, что он был ранен выстрелом в голову с близкого расстояния. Юсупов превратил убийство в эпическую борьбу добра со злом, чтобы продать книги и укрепить свою репутацию.
Реакция публики была неоднозначной, что отражало шаткую репутацию Распутина. Элита, откуда вышли Юсупов и его сообщники, радовалась и аплодировала убийцам, когда они появлялись на публике. Крестьяне оплакивали Распутина как своего собственного, видя в убийстве еще один пример дворянства, контролирующего царя; когда крестьянин достиг влиятельного положения у царя, его убили богатые люди.
К неудовольствию Юсупова и его сообщников, убийство Распутина не привело к радикальным изменениям в государственном устройстве Николая и Александры. Для зарождающихся большевиков Распутин символизировал коррупцию в самом сердце императорского двора, и его убийство довольно точно рассматривалось как попытка дворянства удержать власть за счет продолжающегося за счет пролетариата.