Почему у «Моны Лизы» нет бровей: рисовал ли их Леонардо да Винчи, как это объясняют ученые
#Джоконда #Леонардо Да Винчи
Поделиться:
Александр Плеханов
Xinhua/Global Look Press
«Мона Лиза» или «Джоконда» – одна из главных картин в истории. Ученые исследовали, куда именно смотрит женщина на портрете. Они опровергли миф, что ее взгляд всегда направлен на человека перед картиной. Зато другая загадка полотна до сих пор детально изучается. Теория: Леонардо да Винчи вообще не нарисовал на портрете брови. Споры об этом продолжаются.
Все объяснения по бровям в «Моне Лизе»: влияние моды, болезнь, неудачная чистка
The Washington Post использовал такой факт в материале 2003 года. Любители искусства все время искали брови на полотне Леонардо да Винчи – и реально не могли там их рассмотреть. Самые популярные объяснения такого факта связаны с влиянием времени: картина отражала людскую реальность. Еще один простой вывод – это считалось личным решением художника.
Искусствовед Борис Виппер заметил на картине следы моды кватроченто. Отсутствие ярких бровей он притягивал к ее влиянию. В искусстве для кватроченто характерно изображение волос мелкими отдельными мазками. В случае с картиной Леонардо да Винчи отсутствие бровей и выбритый лоб могли быть и сознательным ходом: это усиливает загадочное выражение лица.
Даниэль Фошарт писал в материале со ссылкой на одного из профессоров: в то время действовали другие стандарты красоты. Поэтому у женщины на картине да Винчи и отсутствуют брови. Тогда девушки выщипывали волосы на лице – оставляли только тонкий полукруг. Так они создавали видимость широкого лба: проявление таких модных тенденций наблюдается и в «Джоконде».
www.imago-images.de/Global Look Press
Другая популярная версия: героиня картины еще и страдала от гипотиреоза. Для болезни характерны снижение функций щитовидной железы и уменьшение количества гормонов. Признаки гипотиреоза в «Моне Лизе» ученые обнаружили в 2018 году. Выпадение наружных концов бровей – одна из характерных черт гипотиреоза. У больных остаются видны редкие брови.
Леонардо да Винчи рисовал брови или хотя бы их задумывал – у этого есть подтверждения. Биограф Джорджо Вазари исследовал творчество итальянских художников эпохи Возрождения. Он рассказывал о бровях в «Джоконде»: «Они не могут быть более естественными. Представляют собой вид того, как именно брови растут на коже. В одних местах они тоньше, в других – толще».
Противники этого факта считают, что при жизни Вазари видел другой вариант картины. Оригинал выставлен в Лувре, обновленная копия – в музее Прадо. Исследователи тут же выяснили, что ученик делал свою копию одновременно с Леонардо да Винчи. Они нашли там изображение бровей – полотно отличается от оригинала, но представляет более точную версию портрета.
Keystone Press Agency/Global Look Press
Сейчас продвигается гипотеза о наличии бровей и в оригинале. Все основано на исследовании «Джоконды» и обнаружении мазка в области левого глаза. Француз Паскаль Котт отдельно занимался полным анализом картины – рассматривал ее под увеличением и нашел след левой брови. Он считает, что брови и ресницы просто стерлись на картине под влиянием времени.
На это повлияло чрезмерное желание очистить картину. Так делал кто-то из реставраторов, убравший трещины вокруг глаз. Инженер Котт заметил в наброске Леонардо да Винчи следы одиноких волос на месте бровей. За время исследования он увеличивал ее глаза в 20 раз. Его материалы подкрепляются и тем, что на других портретах да Винчи изображал брови у людей.
В 2015-м Котт опубликовал еще одно исследование: оно показало, что под этой картиной находятся скрытые версии портрета. Якобы женщина на «Джоконде» изначально была совсем другой – не улыбалась и смотрела совсем в другую сторону. Ученые отнеслись к этому так: портрет пережил естественную эволюцию, но на нем всегда изображалась только одна женщина.
dpa/Global Look Press
Женские брови в искусстве – почему все рисуют их по-разному
• Брови были и остаются важной частью лица. За их каждым типом – отдельный символизм. Тонкие брови позволяют сделать акцент на других чертах, яркие и четкие лучше передают настроение. В моде есть версия, что тонкие брови показывают еще и неуверенность в себе. Возможно, Леонардо да Винчи первоначально и задумывал такую передачу поведения женщины.
• Китай и Япония одно время поддавались тенденциям, когда женщины выщипывали у себя брови. Это оказало влияние на работы местных художников, хотя в Европе такой образ больше характерен для средневековых традиций. Тогда красивым считался большой и чистый лоб – отсюда и пошло одно из объяснений по внешности женщины на картине «Джоконда».
• Итальянский писатель Аньоло Фиренцуола писал, что в эпоху Леонардо да Винчи художники четко изображали лицевые черты. Они использовали строгие пропорции: лоб занимал треть лица. Современный итальянский художник Андреа Вандони нарисовал картину, где специально изобразил женщину без бровей. В его картинах влияния моды прошлого уже не ощущается.
ZUMAPRESS.com/Global Look Press
• Сайт Eye Design рассказывал, что Леонардо да Винчи и математик Лука Пачоли вывели идеальное понимание анатомии человека. Оно до сих пор влияет на работу с бровями даже у современных мастеров. Они использовали пропорцию, которую греки позже назвали золотым сечением. Правило Леонардо да Винчи: лицо должно занимать 1/10 от роста человека.
• Yahoo писал в материале о разных типах бровях, что они обязательно должны соответствовать лицу. Там есть комментарий специалиста по бровям: «Форма и размер ваших глаз играют важную роль. Но и форма лица остается наиболее важным фактором в определении идеального угла для ваших бровей». Все это переносится и на искусство, поэтому брови на картинах всегда разные.
• В искусстве Древней Греции и Рима долгое время считалось нормальным рисовать у женщины монобровь. Так художник показывал мудрость героини. Уже позже большинство автопортретов мексиканской художницы Фриды Кало делались с монобровью. Такая черта лица с древности была чертой женского идеала и считалась благословенным символом в образе девушки.
НЕ ПРОПУСТИ ГОЛ
Александр Плеханов
Заместитель главреда «Гола» и единственный человек, который видит шайбу.
Еще по теме
Французский инженер нашел брови Моны Лизы
lumiere-technology.com
ВСЕ ФОТО
Долгие годы искусствоведы выдвигали бесчисленное множество теорий о том, почему у Моны Лизы нет бровей. Однако парижский инженер Паскаль Кот утверждает, что, потратив около 4 месяцев на изучение цифровых сканограмм загадочного портрета XVI века, принадлежащего кисти Леонардо да Винчи, нашел ответ на этот вопрос.
Использовав камеру с высоким разрешением, он обнаружил тонкие мазки кисти в районе бровей и ресниц, которыми Леонардо изначально снабдил жену флорентийского купца.
По прошествии веков, однако, легкие линии либо потускнели, либо были стерты в процессе небрежной реставрации, заявил Кот на выставке работ Леонардо в Сан-Франциско, пишет The Daily Telegraph (полный текст на сайте Inopressa.ru).
«Если посмотреть на левый глаз Моны Лизы с близкого расстояния, то четко видно, что трещинки вокруг него легко сглажены, – говорит Кот. – Такое может быть потому, что в один прекрасный день куратор или реставратор «зачистил» глаз и, сделав это, уничтожил ресницы и бровь».
Паскаль Кот привлек экспертов из Лувра для изучения его 240-мегапиксельных сканограмм картины. «Благодаря всего одной фотографии можно глубже понять структуру картины и понять, что Леонардо был гением».
49-летний Кот также утверждает, что Леонардо переиграл расположение двух пальцев на левой руке Моны Лизы, изначально изобразил ее с более широким лицом и более выразительной улыбкой, чем в оконченной работе, а в руку ей вложил покрывало, которое теперь совсем потускнело и его не видно.
Кроме того, он утверждает, что благодаря его работе вскрываются истинные цвета картины. Сегодня на портрете доминируют тяжелые зеленые, желтые и коричневые оттенки, но Кот уверен, что изначально тона были близки к светло-голубым и сверкающе белым.
Другие загадки «Моны Лизы»
Отметим, отсутствие бровей и ресниц — не единственная загадка «Моны Лизы». Исследователи давно пытаются постичь природу ее взгляда, который всегда направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину.
Кроме того, исследователям не дает покоя мерцающая улыбка «Моны Лизы», которая становится очевидной только в том случае, если зритель смотрит лишь на губы изображенной женщины. При помощи компьютерной программы ученым удалось определить «состав» улыбки «Джоконды». По их данным, она содержит «83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости».
Кроме того, до сих пор доподлинно неизвестно, кто же изображен на портрете. По мнению некоторых исследователей, женщину, известную каждому любителю живописи, звали Лиза Герардини. Она была женой зажиточного торговца шелком Франческо дель Джокондо и матерью пятерых детей. Именно фамилия ее мужа и послужила впоследствии вторым названием картины.
Согласно другой распространенной версии, художник изобразил любовницу Джулиано Медичи синьору Пачифику Брандано. Немецкие искуствоведы уверены, что на знаменитом полотне Леонардо да Винчи запечатлена итальянская графиня Катерина Сфорца, одна из самых известных куртизанок эпохи Возрождения.
По мнению историков, Мона Лиза была распутницей. Графиня Сфорца трижды выходила замуж и заводила бесчисленные любовные романы. Женщина с загадочной улыбкой, ставшая моделью да Винчи, была матерью одиннадцати детей.
Согласно еще одной версии, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой — написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра «Джоконду», чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни. Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.
У Моны Лизы когда-то были брови, говорит эксперт
Мир
/ АП
На протяжении веков «Мона Лиза» очаровывала любителей искусства, неспособных удержаться от размышлений о ее происхождении и значении. Теперь французский изобретатель утверждает, что у него есть ответы на некоторые вопросы, в том числе о судьбе знаменитых отсутствующих бровей и ресниц загадочного субъекта.
Парижский инженер Паскаль Котт говорит, что сверхдетальное цифровое сканирование картины позволяет ему эффективно проникать сквозь слои краски, чтобы «заглянуть» в прошлое портрета жены флорентийского купца работы Леонардо да Винчи XVI века.
Самая известная в мире картина изначально включала в себя как брови, так и ресницы, по словам парижского инженера Паскаля Котта, который говорит, что его 240-мегапиксельные сканы картины показывают следы левой брови Моны Лизы, стертые давними реставрационными работами.
«С помощью всего одной фотографии вы глубже проникаете в структуру картины и понимаете, что Леонардо был гением», — сказал Котте на дебюте в США выставки, подробно описывающей его находки.
Мальчиком, выросшим в Париже в 19В 60-х годах, по словам Котте, он часами смотрел на «Мону Лизу», когда впервые увидел ее в Лувре. Позже он использовал свою научную подготовку в области света и оптики для разработки камеры, которая позволила бы ему исследовать объект своей одержимости.
Котте, 49 лет, оценивает, что провел 3000 часов, анализируя данные сканирования картины, сделанные им в лаборатории Лувра три года назад.
Используя датчики для обнаружения света как в видимом, так и в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах, невидимых человеческому глазу, Котте сказал, что его камера позволила ему сделать эти и другие выводы:
— Да Винчи изменил свое мнение о положении двух пальцев на левой руке испытуемого.
— Ее лицо изначально было шире, а улыбка более выразительной, чем Да Винчи в итоге их нарисовал.
— Она держит одеяло, которое сегодня практически исчезло из поля зрения.
Котте сказал, что его анализы также выявили то, что, по его мнению, является цветами картины, когда они смотрелись на мольберте Да Винчи.
Возраст, лак и реставрация, выполненные руками более поздних реставраторов, привели к созданию картины, которая в своем постоянном доме за пуленепробиваемым стеклом в Лувре кажется насыщенной тяжелыми зелеными, желтыми и коричневыми тонами.
Работая со своей 22-гигабайтной цифровой фотографией, сделанной с использованием 13 различных цветных фильтров, а не трех или четырех, которые обычно используются в цифровых камерах потребительского уровня, Котте создал репродукцию Моны Лизы с голубыми и блестящими белыми цветами, которые, по его мнению, представляют картина в первозданном виде.
«Для следующего поколения мы гарантируем, что вы всегда будете иметь истинный цвет этой картины», — сказал Котте.
Хотя некоторые искусствоведы скептически отнеслись к находкам Котте, он надеется, что его техника может быть использована в качестве руководства для будущих реставрационных работ не только «Моны Лизы», но и стареющих произведений искусства по всему миру.
С момента сканирования «Моны Лизы» Котте сделал фотографии со сверхвысоким разрешением более 500 картин, в том числе работы Ван Гога, Брейгеля, Курбе и других европейских мастеров.
«Чтобы рассказать детям о нашем культурном наследии, нам нужно предоставить максимум информации», — сказал Котте.
Актуальные новости
Впервые опубликовано 22 октября 2007 г. / 11:52
© 2007 Ассошиэйтед Пресс. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.
Спасибо, что читаете CBS NEWS.
Создайте бесплатную учетную запись или войдите в систему
, чтобы получить доступ к дополнительным функциям.
Пожалуйста, введите адрес электронной почты, чтобы продолжить
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты, чтобы продолжить
У Моны Лизы были брови. Восстановление цвета по мотивам Prado… | Дэниел Вошарт
У Моны Лизы были брови. Восстановление цвета по мотивам Prado… | Дэниел Вошарт | Медиум Мона Лиза Цифровая реставрация Даниэля Вошарта.
Реставрация цвета на основе «копии» музея Прадо, написанной учеником да Винчи.
Чтение через 3 минуты
·
20 июля 2015 г.
ДО И ПОСЛЕ: Повернуть время вспять на 500 лет. Цифровая реставрация рядом с Моной Лизой в Лувре.
Я помню, как сидел на уроке истории, и мне сказали , что у Моны Лизы не было бровей . Мой профессор объяснил, что 500 лет назад у них были другие стандарты красоты. Я поверил. В моем подростковом уме возникали странные сценарии, в которых девочки из моей школы снова начали перенимать эту тенденцию. Брюки-клеш… Модробы… это не казалось чем-то надуманным.
Мой разум блуждал дальше. Я представлял себе женщин во времена Шекспира, которые тратили время на то, чтобы сбрить брови. Я представил себе разговоры среди женщин о том, как часто это нужно делать. Я заставил все это иметь смысл, и в конце концов это произошло. Каждый раз, когда я видел Мону Лизу, я вспоминал Гипотеза красоты обнаженного лица . Это не официальная гипотеза… но я так это называю.
МУЛЬТИСПЕКТРАЛЬНОЕ СКАНИРОВАНИЕ: Паскаль Котте, 2006 г.
В 2006 г. мультиспектральное сканирование выявило наличие одного волоска брови и намеки на яркие цвета, скрытые за многолетним лаком.
В 2012 году выяснилось, что дешевая подделка — работа ученика Леонардо. Музей Прадо обнаружил красочный незавершенный фон за черной краской. Химические испытания подтвердили, что он был добавлен где-то после 1750 года.0003
Инфракрасный и рентгеновский анализы подтвердили идентичные детали под слоями краски. Это выявило параллельный процесс между мастером и учеником.
«…подтверждая гипотезу мастерской о «дубликате», произведенном одновременно и имеющем прямой доступ к постепенному процессу создания оригинальной работы Леонардо». — Эскиз копии «Джоконды» из музея Прадо
МОНА ЛИЗА ПРАДО ДО И ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ. Слева: с перекрашиванием. В центре: инфракрасная рефлектограмма. Справа: после чистки.
Цвета Прадо и брови были использованы в качестве эталона для цифровой реставрации оригинала да Винчи.
С помощью сканирования с высоким разрешением (C2RMF) я уменьшил, но не удалил появление трещин (полное их устранение сделало бы изображение плоским и неинтересным).