Комплиментарные цвета — что вы о них не знали
Для начала —
организационное объявление
— напоминаю, что у нас есть платный разбор цветотипаhttp://color-harmony.livejournal.com/80272.html. С лета планирую добавить некоторые пункты к разбору, вторым блоком (принты, украшения, ткани итд). Немного изменятся и цены.
А теперь — самое главное — сегодня хочу рассказать о теории цвета. Сегодня я расскажу вам страшную тайну. Есть одна уловка с комплиментарными цветами, которую знают далеко не все. Подавляющая часть имидж-консультантов о ней и вообще не слышали, поскольку изучению цвета отводят слишком мало времени. А то, о чем сегодня пойдет речь, будет сильным углублением в теорию цвета.
Вроде бы общеизвестно, что комплиментарные цвета — это те, которые находятся в цветовом круге друг напротив друга.
Комплиментарные цвета усиливают друг друга и при смешивании дают нейтральный серый цвет без оттенков.
Если пользоваться обычным 12 частным кругом Иттена, то, например, усилителем желтого будет фиолетовый
А теперь, давайте посмотрим, что больше усиливает яркость желтого? Фиолетовый или, может быть, сине-фиолетовый? Какая фотография кажется более устойчивой в цветовом плане? Где желтый смотрится выигрышнее?
Как Вы видите, оба сочетания могут быть в природе, а значит гармоничны. Но если говорить о цвете, который подчеркнет желтый, т.е, о том, который комплиментарен — то это сине-сиреневый.
Посмотрите еще раз
На самом деле, если смешать сиреневый и желтый, серого цвета не получится. И если смешать красный с зеленым — тоже не получится. А вот если смешать сине-сиреневый с желтым — то получится.
Почему так происходит?
Дело в том, что круг Иттена из 12 частей, который удобен для составления сочетаний нескольких цветов с помощью геометрических схем не работает для комплиментарных цветов. поскольку он… примерен, а не точен. Цветовой спектр непрерывен, его можно делить на много частей, но давайте посмотрим, какой цвет напротив желтого в непрерывном цветовом круге?
На рисунке выделен рыжий, но и желтый можно проследить — напротив него — сине-сиреневый. а напротив сиреневого уже — желто-зеленый.
Дело в том, что цветовое пространство от красного до желтого меньше, чем от зеленого до сиреневого -поскольку оранжевый цвет в плане пигментов и в плане излучения — это не самостоятельный цвет, а скорее просто смесь красного и желтого.
Самым точным представлением цвета считается трехмерное цветовое дерево Манселла. Посмотрите, в нем нет оранжевого, а цветов всего 10.
Манселл считал, что существует 5 основных цветов и 5 дополнительных, а точный цветовой круг должен выглядеть вот так.
И с точки зрения науки Манселл прав.
Пары комплиментарных цветов по Манселлу выглядят так:
красный — бирюзовый(«сине-зеленый»), красно-фиолетовый — зеленый, фиолетовый — желто-зеленый, сине-фиолетовый — желтый, синий — оранжевый («желто-красный»).
Пара синий — оранжевый совпадает у Манселла и у Иттена
Так выглядят комплиментарные по Манселлу цвета красный и бирюза —
А вот зеленый и красно-фиолетовый
фиолетовый и желто-зеленый
И, наконец, сине-фиолетовый с желтым
Получаются более устойчивые и интересные сочетания, не так ли?
Ну и остается вопрос, почему же до сих пор основной круг для работы с цветом — круг Иттена, а не более точный круг Манселла.
Делто в том, что еще у самого Манселла был спор с одним исследователем цвета, преподавателем по имени Генри Байли (Henry Bailey). Генри согласился, что теоретически круг Манселла верен. Но посчитал, что крайне сложно учить цвету кого бы то ни было, исключая оранжевый цвет, логически сложнее объяснить цветовой круг из 10 частей. тем более, что психологически мы воспринимаем этот цвет как отдельный и очень сильный. Вероятно, исходя из похожих соображений (хотя утверждать не могу) в основном везде используется круг Иттена из 12 частей. Кроме того, круг Иттена удобен именно для построения геометрических сочетаний, которые получаются вполне гармоничны и интересны. единственное, с чем круг Иттена не может справиться — комплименты — искажение несколько заметно. Тут-то нам и понадобится круг Манселла. В остальных случаях я по устоявшейся традиции буду ссылаться на обычный 12 частный круг Иттена. Тем более, что основная терминология построена именно на 12 частном круге.
Как правильно сочетать контрастные цвета в одежде — Женский журнал «ЗОЛОТОЙ»
Осваиваем цветовой круг Иттена, колорблокинг и комбинации комплементарных цветов в нашем ярком гайде от стилиста.
Умелое сочетание цветов может преобразить любой образ. Но самая сложная задача – укротить контрастные цвета. Раскрываем стильные секреты наиболее удачных комбинаций.
Поделиться:
Что такое комплементарные цвета?
Посмотреть эти серьги >>>
Приятное глазу сочетание разных оттенков — это половина успеха в любом визуальном образе, от рекламы до одежды. В дизайне давно существует единая система цвета, которой пользуются и художники, и фэшн-стилисты. Это цветовой круг Иттена. Палитра состоит из 12 основных цветов, расположенных по кругу, и позволяет подбирать самые гармоничные цветовые сочетания.
Комплементарными, или дополнительными, цветами считаются те, что находятся на противоположных сторонах круга. Это максимально контрастные, но при этом очень красивые и сбалансированные сочетания. Находясь рядом, такие цвета не конфликтуют и максимально усиливают друг друга.
Посмотреть это кольцо >>>
Также существуют раздельно-комплементарные цвета, или комплементарная триада. В этом случае вместо противоположного используются соседние цвета. Такое сочетание трех оттенков тоже контрастно, но выглядит не столь напряженно.
В чем секрет комплементарных цветов?
Посмотреть это кольцо >>>
На первый взгляд эти цвета стишком активные и разные, чтобы идеально сочетаться. Но у комплементарных цветов есть маленький секрет. Дело в том, что при смешении они дают чистый серый цвет без оттенков. Именно поэтому нашим глазом комплементарные цвета воспринимаются очень комфортно, несмотря на их, казалось бы, дерзкую комбинацию.
Посмотреть это кольцо >>>
Кроме того, оттенки из противоположных концов круга всегда имеют разную температуру. Например, холодный синий стоит напротив теплого оранжевого, а согревающий красный «смотрит» на прохладный зеленый. Это также вносит гармонию в цветовое сочетание.
Самые популярные комплементарные комбинации
Красный и зеленый. Эту контрастную комбинацию по праву можно назвать классической. Модный дом Gucci давно сделал ее своим фирменным стилем. В сочетании красного и зеленого есть много природных ноток. Словно густая листва соприкасается со спелыми ягодами или плодами. Также данная пара хорошо знакома нам по рождественским мотивам. В одежде эти цвета отлично подходят для теплых осенних и зимних образов.
Посмотреть эти серьги >>>
Фиолетовый и желтый. Данное яркое сочетание просто источает активность и всегда обращает на себя внимание. Не зря именно эта пара цветов в природе используется во многих растениях для привлечения насекомых. Такая комбинация выглядит небанально и ассоциируется с чем-то экзотическим. Цвета отлично подойдут для праздничных образов, особенно если заменить желтый золотым.
Посмотреть эти серьги >>>
Синий и оранжевый. В таком ярком сочетании на контрасте объединяются насыщенные теплый и холодный цвета. Долгое время считалось, что такие оттенки всегда конфликтуют, но не в этом случае. Использование синего и оранжевого напоминает нам встречу глубокого моря и скалистого берега. Не зря такое сочетание часто встречается в средиземноморском стиле. В одежде один из цветов желательно сделать основным, а другой оставить для аксессуаров.
Посмотреть эти серьги >>>
Конечно, круг не отражает всей палитры возможных оттенков. Но каждый тон, по сути, является производным от базовых цветов. Поэтому на остальных тонах работает та же система.
Как правильно носить комплементарные цвета?
Хотя контрастные цвета в системе подобраны максимально гармонично, при создании образов стоит учитывать некоторые нюансы. Это поможет избежать чересчур агрессивного настроения в наряде.
Читай также: Психология цвета – что говорит о тебе любимый оттенок >>>
Цвета-ахроматы. Чтобы немного нейтрализовать активность двух ярких цветов, можно дополнять образ цветами-ахроматами. Это белый, черный и серый. Добавьте один из них к любому комплементарному сочетанию и получите беспроигрышный вариант.
Пастельная гамма. Не все готовы к гардеробу с максимально насыщенными контрастами. Да и не любой тип внешности способен конкурировать с такими сочетаниями. В этом случае лучше взять приглушенные или пастельные оттенки комплементарных цветов. Например, нежно-розовый и светло-зеленый, коралловый и бирюзовый, голубой и песочный.
Читай также: Палитра PANTONE – самые модные цвета осени 2020 >>>
Пропорции. Если использовать два комплементарных цвета для своего образа, то стоит выбрать один из них основным. Самое идеальное сочетание – 80/20. Например желтое платье можно комбинировать с фиолетовой сумочкой, зеленое пальто с красными сапогами, а синий брючный костюм с крупными оранжевыми украшениями.
Насыщенность и яркость. Классическими сочетаниями принято считать цвета одинаковой яркости и насыщенности. Они равнозначны и не создают перевеса. Но в одежде можно отходить от этих правил и играть с цветами разной плотности. Например, темно-зеленый пиджак будет здорово смотреться с легкой нежно-розовой блузкой из комплементарной гаммы красного.
Не забывай использовать цветовой круг как шпаргалку при создании образа или выборе аксессуаров к наряду. Для удобства можно скачать схему себе на телефон.
Фото: Shutterstock.com, 585*ЗОЛОТОЙ
Что такое дополнительные цвета?
Узнайте, как выгодно использовать дополнительные цвета краски
К
Марион Бодди-Эванс
Марион Бодди-Эванс
Марион Бодди-Эванс — профессиональный квилтер, художник и писатель с 15-летним опытом работы в области квилтинга и живописи. Она работает художником в художественной студии острова Скай, расположенной в Шотландии, где также проводит мастер-классы.
Узнайте больше о The Spruce Crafts’
Редакционный процесс
Обновлено 31.10.19
Йоргельрма/Wikimedia Commons/Public Domain
Дополнительные цвета — это два цвета, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга. Если вы художник, зная, какие цвета дополняют друг друга, это может помочь вам принять правильное цветовое решение. Например, комплементарные компоненты могут сделать друг друга ярче, их можно смешивать для создания эффектных нейтральных оттенков или смешивать вместе для получения теней.
Давайте рассмотрим, как вы можете использовать дополнительные цвета в своих интересах.
Основные дополнительные цвета
В основе теории цвета дополнительные цвета — это противоположные оттенки на цветовом круге. В своей самой простой форме они представляют собой один основной цвет и вторичный цвет, который создается путем смешивания двух других основных цветов. Например, дополнительный цвет к желтому — фиолетовый, представляющий собой смесь синего и красного.
Обладая этими знаниями, довольно легко запомнить первый набор дополнительных цветов:
- желтый и фиолетовый
- синий и оранжевый
- красный и зеленый
Если вы добавите третичные цвета — те, которые состоят из одного основного и одного вторичного цвета — и поработаете по цветовому кругу, вы обнаружите, что эти цвета также дополняют друг друга:
- желто-оранжевый и сине-фиолетовый (индиго)
- оранжево-красный и сине-зеленый (бирюзовый)
- красно-фиолетовый (розовый) и зелено-желтый
Цветовой круг можно делить бесконечное количество раз, чтобы включить все градиенты между этими основными оттенками. Самое главное понять, что независимо от оттенка или тона цвета, противоположный цвет всегда является его дополнительным.
Дополнения делают друг друга популярными
Еще одна вещь, которую вы заметите, это то, что пара дополнительных цветов состоит из одного холодного и одного теплого цветов. Оранжевый, красный и желтый — теплые цвета, а синий, зеленый и фиолетовый — холодные. Это помогает создать то, что известно как одновременный контраст, самый высокий контраст, доступный на цветовом круге.
Одновременный контраст возникает из-за естественной иллюзии, когда вы размещаете два дополнительных цвета рядом друг с другом. Оба цвета будут казаться ярче и привлекут внимание зрителя.
Художники постоянно этим пользуются. Например, закаты с градиентами от темно-синего до ярко-оранжевого более привлекательны, потому что они основаны на одновременном контрасте. Точно так же, если ваш тюбик с красной краской недостаточно яркий, нарисуйте рядом с ним что-нибудь зеленое.
Добавки для смешивания
Когда вы смешиваете краску, в первую очередь обратите внимание на дополнительный оттенок, потому что с ним могут происходить чудесные вещи. Например, смешивание дополнительного цвета с основным цветом объекта является одним из лучших способов рисования динамических теней.
Вы также можете использовать дополнительный цвет, чтобы сделать оттенок менее ярким. Чем больше вы добавляете, тем более нейтральным он становится. Например, добавление зеленой краски к красной создаст жженую сиену; добавьте немного больше, и он станет темнее охры. Если вы смешаете две краски в равных частях, вы получите темно-коричневый оттенок теплого тона. Этими нейтральными оттенками можно манипулировать, смешивая их с белым, серым или черным цветом.
Поэкспериментируйте с этими концепциями и сделайте пробное смешивание и образцы образцов, чтобы увидеть, как ваши дополнительные краски влияют друг на друга. В общем, если вы когда-нибудь застряли на смешивании или смешивании определенной краски, всегда учитывайте ее дополнение. Довольно часто ответ на вашу проблему находится прямо на цветовом круге.
цветовой круг и поиск дополнительных цветов
Луис Гонсалес, старший дизайнер бренда InVision, предлагает вам упражнение: подумайте о красном цвете. Что приходит на ум? Возможно, такие чувства, как гнев, страсть, энергия вырываются на поверхность. Или, может быть, в вашей голове проносятся видения раскрасневшихся щек, вишневого оттенка помады, знака остановки, крови или сердца.
Возможно, это были не те мысли и чувства, которые вызывал у вас красный цвет, но, скорее всего, вы ассоциировали этот цвет с определенными эмоциями, идеями и объектами. Вы не одиноки: это универсальный человеческий опыт — и это мощный инструмент, который вы можете использовать как дизайнер. Понимание того, что выбор цвета выходит за рамки личных предпочтений, может помочь вам не только улучшить удобство использования продукта, но даже оказать психологическое воздействие на ваших пользователей.
Чтобы раскрыть всю силу цвета, сначала нужно понять теорию цвета, цветовой круг, способы использования дополнительных цветов для создания эффектной цветовой схемы и психологическое воздействие этих цветов. Независимо от того, погружаетесь ли вы в эту тему впервые (или просто хотите освежить знания), вот как начать:
Понимание теории цвета
Теория цвета может помочь дизайнерам определить, какие цвета хорошо смотрятся вместе. Тем не менее, теория цвета выходит за рамки простого «взгляда» на цветовые комбинации, и именно здесь начинается научная часть.0003
В основе теории цвета лежит цветовой круг, который был создан в конце 17 века сэром Исааком Ньютоном. Ньютон, наиболее известный своими открытиями в физике, изобразил цветовой спектр в виде круга.
Сегодня цветовой круг может помочь художникам и дизайнерам находить гармоничные цветовые сочетания на основе геометрических соотношений, представленных на цветовом круге. Например, триадная цветовая схема включает в себя три равномерно расположенных цвета на цветовом круге, что дает смелую комбинацию. Между тем, четырехцветная цветовая схема включает четыре цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, и может работать, если вы хотите использовать доминирующий цвет с вспомогательными акцентными цветами.
Дизайнеры, желающие поэкспериментировать с цветами, могут использовать расширения выбора цвета, использовать генераторы цветовой палитры, такие как Muzli, или даже обращаться к доскам Pinterest, говорит Гонсалес.
InVision Cloud
Бесплатная регистрация
«Моя самая большая рекомендация — вернуться к основам и взглянуть на цветовой круг», — говорит он.
Рекомендуемое чтение? Йозеф Альберс « Взаимодействие цвета », книга по художественному образованию, в которой излагаются сложные принципы теории цвета.
Цветовой круг
Цветовой круг — это визуальное представление цветов с оттенками, расположенными в соответствии с длиной волны. Цветовые круги позволяют геометрически представить цветовые отношения и показать отношения между первичными, вторичными и третичными цветами.
В традиционном цветовом круге RYB основными цветами являются красный, желтый и синий. Вы можете создавать вторичные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый — путем смешивания основных цветов. Красный и желтый создают оранжевый. Желтый и синий создают зеленый. Красный и синий создают фиолетовый. Вы помните это из начальной школы, верно?
Затем, смешивая вторичные и первичные цвета, можно получить третичные цвета.
Существует множество различных итераций цветового круга, но многие из них, включающие эти три типа отношений, показывают дюжину цветов.
Современная теория цвета
Цифровые дизайнеры могут быть более знакомы с цветовой моделью RGB с красным, зеленым и синим цветом для смешивания света. Голубой Пурпурный Желтый Черный, или CMYK, — это четыре основных цвета для печатных изображений, которые, будучи субтрактивными цветами, становятся темнее при смешивании.
Основы теории цвета
Вероятно, вы впервые познакомились с основными понятиями теории цвета еще в начальной школе, когда вам дали палитру основных цветов для рисования. Красный, синий и желтый — основные цвета, и их нельзя получить путем смешивания цветов. Смешайте их все вместе, и вы получите коричневый цвет. Но смешайте их, и вы сможете создать все остальные цвета.
Теория цвета также включает темноту или светлоту цвета или значения цвета. Вы можете изменить оттенок цвета, добавив белый для оттенка, который даст вам более светлые пастельные тона, и черный для тени, чтобы затемнить и тусклый цвет. Когда серый добавляется к первичному, вторичному или третичному цвету, он создает тон. Если цвет приглушен, его яркость и интенсивность уменьшаются.
Как только вы добавите оттенки, оттенки и тона, вы получите расширенный цветовой круг.
Кроме того, теория цвета включает в себя то, как вы соединяете цвета вместе для создания схем. Например, монохроматическая цветовая схема — это схема с одним цветом различных оттенков и оттенков. Или аналогичная цветовая схема включает в себя соседние цвета на колесе, такие как красный, оранжевый и желтый.
Дополнительные цвета
Сочетая цвета, вы можете достичь гармонии, выбирая дополнительные цвета. В этом случае противоположности притягиваются. Эта конкретная цветовая схема основана на двух цветах на противоположной стороне цветового круга. Когда вы делаете это, в результате получается высококонтрастная цветовая комбинация, яркая и эффектная.
Примеры дополнительных цветовых комбинаций: красный и зеленый; желтый и фиолетовый; оранжевый и синий; зеленый и пурпурный. Комбинации дополнительных цветов, как правило, выглядят смелыми, поэтому спортивные команды часто используют эту формулу для своих цветов.
Чтобы добавить третий цвет и сделать цветовую схему менее интенсивной, можно использовать раздельную дополнительную цветовую схему. Он использует один цвет в качестве основы и два цвета, прилегающие к нему.
Дополнительные соображения по теории цвета
Теперь давайте углубимся в то, как дизайнеры могут использовать теорию цвета для улучшения своих проектов. Вспомните, когда вы в последний раз заполняли контактную форму на веб-сайте. Пропустите поле, и, скорее всего, появится красное сообщение об ошибке. Наоборот, если вам нужно повторно ввести пароль для проверки, и вы все вводите правильно, зеленое сообщение сигнализирует вам о продолжении. В этом случае цвет не только сообщает, как использовать ваш продукт, но и опирается на психологию, вызывая эмоциональные реакции (зеленый = хорошо, красный = плохо).
Красный и зеленый — не единственные цвета, обладающие психологической силой: цветовой круг также можно разделить на теплые и холодные цвета. Люди ассоциируют более холодные цвета, такие как синий, с миром и спокойствием. Теплые цвета, такие как красный, более энергичны и ассоциируются со страстью.
И цвет влияет на сами продукты. Исследования показывают, что люди делают подсознательное суждение о продукте в течение 90 секунд, и, по данным CCICOLOR — Института исследования цвета, от 62% до 90% этой оценки основано только на цвете. Другое исследование 2011 года, опубликованное в Journal of the Academy of Marketing Science обнаружил, что цвет является важным фактором в том, как потребители воспринимают бренды.
Согласно исследованию 2003 года, проведенному Джо Халлоком для диссертации в Вашингтонском университете, 34% участников исследования ассоциировали синий цвет с доверием; 28% ассоциируют синий цвет с безопасностью; 75% ассоциируют красный цвет со скоростью; 42% ассоциируют черный цвет с высоким качеством; и 26% ассоциируют оранжевый цвет с дешевизной или недорогостью.
Когда дело доходит до любимых цветов, исследуйте 1990-е говорят, что мужчины предпочитают более смелые цвета, а женщины — более мягкие.
Проблемы с теорией цвета у дизайнеров
Но дизайнеры могут столкнуться с трудностями при выборе последовательной цветовой схемы.
«У каждого свои предпочтения в цветах, будь то определенный цвет или группа цветов, например, более теплые или холодные цвета». — говорит Гонсалес. По его словам, привлечение экспертов по брендингу поможет исключить предпочтения из уравнения и поможет соответствовать спецификациям бренда. Также есть вероятность, что ваша цветовая палитра будет включена в систему дизайна вашей команды.
Вот он: новый InVision DSM.
Запускайте, создавайте и продвигайте свою дизайн-систему с улучшенным интерфейсом и более гибкой документацией в Интернете.
Получить ранний доступ
Удобочитаемость также важна, говорит Гонсалес, и ее нужно учитывать в первую очередь. Цветовая схема может быть красивой и инновационной, но если она заставляет пользователей напрягать глаза при расшифровке текста, вернитесь к чертежной доске. Также учтите, что от 4 до 5 процентов населения дальтоники.