Рубрики
Гороскопы

Городские легенда: Откуда берутся городские легенды и почему люди охотно их пересказывают

Содержание

Откуда берутся городские легенды и почему люди охотно их пересказывают

«Группы смерти», иголки со СПИДом и прочий «жуткий взрослый фольклор»: разбираемся, откуда берутся городские легенды и как понятие, и как явление


Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.

Мы сталкиваемся с городскими легендами довольно часто. В разговорах с друзьями, в общественном транспорте, в соседских чатах в WhatsApp всплывают таинственные истории, похожие на детские страшилки: о «группах смерти» в соцсетях, крысах-мутантах в метро и иголках, зараженных СПИДом, в креслах кинотеатров. Это городские легенды — современные мифы, которых с распространением интернета стало только больше.

Что такое городские легенды

Русскоязычный термин «городская легенда» — калька с английского выражения «urban legend». Его впервые предложил американский фольклорист Ричард Дорсон в своем исследовании конца 1960-х годов. Городские легенды — это фактически ложные, но правдоподобные для рассказчика истории, которые люди передают друг другу. Несмотря на то, что они выглядят сомнительно, их часто преподносят как максимально истинные свидетельства и связывают персонажей с близкими родственниками или друзьями («с братом мужа моей лучшей подруги случилось…»).

Антрополог и автор книги «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР» Александра Архипова пишет: «Не будет большим упрощением сказать, что городская легенда — это тот же слух. Если кратко, то различие между ними состоит в том, что слух представляет собой короткое сообщение, а городская легенда — более или менее развернутый рассказ». Изначально они зарождались в устной форме, но теперь распространяются в разных медиа, включая печатные издания и онлайн-платформы.

Зачем нужны городские легенды

Исследователи считают, городские легенды — это способ осмыслять мир и психологически противостоять потенциальным угрозам. Любые мифы выступают в качестве доказательства уже существующих убеждений. Они помогают подтвердить мировоззрение человека и тем самым узаконить его страхи.

Например, если родители переживают, что молодежь проводит слишком много времени онлайн, они воспримут страшилку о «Синем ките» как реальную. Таким образом они смогут оправдать ограничения интернета для собственных детей. Им будет казаться, что они устанавливают запреты исключительно для их защиты. Городские легенды также попросту развлекают людей. Обмен ими — важная форма социальной активности. Передача информации другим может дать человеку ощущение его значимости, несмотря на отсутствие доказательств у истории.

Городские легенды в современном мире

Благодаря интернету городские легенды переживают второе рождение. Они постоянно обновляются и адаптируются, сохраняя значимость и актуальность. Более того, формируется новая подгруппа мифов, связанных исключительно с цифровой средой. Самый яркий пример из России — уже упоминавшиеся «группы смерти» и игра «Синий кит». На Западе существует легенда о том, как два человека вступили в отношения в кибервселенной и только через несколько месяцев осознали, что в реальной жизни они дочь и отец.

Городские легенды и фейковые новости

Современные мифы тесно связаны с фейковыми новостями — ложными историями, которые распространяются «желтыми» СМИ ради привлечения просмотров. Они могут наносить крупный урон — как моральный, так и физический. По подсчетам экспертов, в мире ежегодные потери экономики от фальшивых сообщений оцениваются в почти $40 млрд.

С психологической точки зрения, фейковые новости влияют на людей так же, как городские легенды. Мы мотивированы верить информации, которая подтверждает наши взгляды и мнения, и хотим попытаться найти закономерности в случайностях мира. Эти предубеждения заставляют нас принимать на веру информацию, которая соответствует нашему мировоззрению, независимо от ее правдоподобности. С социологической точки зрения, и фейки, и мифы позволяют понять страхи и тревоги общества. Беспокойство влияет на появление новых историй и определяет, когда старые всплывают вновь.

«Метро-2», госужас и другие городские легенды о страшных местах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсКак придумать городАудиолекцииМатериалы

Советский андеграундный фольклор как способ примириться с перекройкой городского пространства и пережить пугающие исторические события — от сноса церквей до массовых репрессий

Автор Александра Архипова

Как устроены традиционные и современные страшные истории



Переулок с привидениями. Постановочная студийная стереофотография. 1889 годLibrary of Congress

Мы все рассказываем страшные истории: дети пугают ими друг друга в лагере и в социальных сетях, взрослые пересказывают их во время экскурсий по горо­ду. В доиндустриальном обществе — вне крупных городов — они тоже суще­ство­вали. В деревне Брянской области молодой учитель по имени Дима рассказал мне быличку  Так специалисты по фольклору называют истории о встрече с нечистой силой. о том, как однажды перед его дедушкой прокатилось огненное колесо: он сразу понял, что ему перешла дорогу деревенская ведьма. В другой рассказанной мне истории у коровы стало пропадать молоко, и кре­стьянин затаился в хлеву. Ночью он увидел черную кошку, которая высасывает молоко. Он отрубил ей лапу, а на следующий день заметил, что у соседки нет одной руки.


Такие традиционные истории рассказывают на свой лад во многих деревнях. Они объясняют моральные и социальные нормы, которых нужно придержи­ваться при встрече со сверхъестественным. Ведьмы вредят людям, и задача крестьянина — вовремя распознать колдунью в колесе или черной кошке, понять ее намерения и обезвредить.


Современные городские легенды устроены иначе. В них страх вызывают не сверхъестественные колдовские силы, а реальные, но непривычные явления — часто это сочетание отдаленных друг от друга категорий реального мира. Истории такого типа начали возникать с появлением полисов (именно поэтому их часто называют «городскими»), когда разные, не знакомые друг с другом люди начали жить на одной территории. Хотя главная функция современных городских легенд (наряду с развлекательной) — это, как и в случае с традиционными легендами, информирование и предупреждение о возможных опасностях, как правило, они описывают угрозы, исходящие от людей и от созданного людьми. Так, в Древнем Риме, где было много техногенных чудес, например публичные туалеты, существовали и истории об опасностях, которые несут новые технологии. Например, по рассказам римлян, в канализации водились осьминоги, которые нападали на людей  B. Ellis. De Legendis Urbis: Modern Legends in Ancient Rome // Journal of American Folklore. № 96. 1983. . А в канализации Нью-Йорка, согласно американским легендам XX века, жили аллигаторы-людоеды  C. Ingemark. The Octopus in the Sewers: An Ancient Legend Analogue // Journal of Folklore Research. Vol. 45. № 2. 2008.. В свою очередь, жители современной Москвы рассказывают похожую историю про метро:


— А про крыс что ты знаешь?

— Ну, ходят. Бродят там. Метровые крысы. Это мутация. Которая… это вполне реально… то есть были люди, которые видели… больших [крыс]. И считалось, что поезд в метро… останавливается, потому что… видели неопознанные объекты на рельсах. Машинисты. И пропускают там их. Соответственно, чаще всего это крысы  И. С. Богатырева. Тайный, полезный и опасный. Московский метрополитен в городских легендах // Фольклор и антропология города. № 1. 2018..


Три типа городских легенд



Детская карусель© Getty Images

Страшные истории, посвященные городскому пространству, бывают трех типов. Первый тип — традиционные легенды, в которых происходит столк­новение обычного со сверхъестественным («Вот в этом доме живет дух графини, можно слышать по ночам, как она вздыхает»). Они встречаются по всему миру, при этом американская история будет мало отличаться от российской. В качестве примера — легенда, которую рассказывают в Челябинской области:


«В „Космосе“  Детский лагерь в Челябинской области.  мне вожатая рассказывала в 2009 году. Там есть карусель. Так вот, иногда она крутится и скрипит по ночам. Говорят, это души умерших детей качаются»  Т. В. Савельева. Горы и город в современных легендах Миасса. Фольклор и антропология города. Т. I. № 1. 2018..


Второй тип легенд — переходный. В них опасность исходит от действий человека, но при этом герой рассказа оказывается наказан сверхъестествен­ными силами — например, он разрушает церковь, и у него отнимается рука. Из этого следует, что его наказал Бог (примеры таких легенд подробно разобраны ниже). Легенды переходного типа гораздо чаще встречаются на терри­тории бывшего СССР, чем, например, в Западной Европе. 


Третий тип — современные легенды, в которых опасность исходит от объектов, созданных людьми. В советское время этими опасными объектами стали здания, ассоциируемые с советской властью: КГБ, военные заводы, метро, лаборатории. В некотором смысле такие легенды являются визитной карточкой советского андеграундного фольклора, ни в какой другой стране мира их нет в таком количестве.


Легенды о храме Христа Спасителя



Бассейн «Москва». 1960 год© Валентин Мастюков, Борис Трепетов / ТАСС

«Был храм, стал хлам, а теперь срам» — это самая короткая легенда, описывающая историю бассейна «Москва», построенного в 1958–1960 годах. В XVI на этом месте располагался Алексеевский монастырь, а после его уничтожения — храм Христа Спасителя. В 1931 году храм взорвали, чтобы возвести на его месте Дворец Советов, но он так и не был построен — в фунда­менте открылся бассейн «Москва». Присказка о судьбе бассейна представляет собой свернутый вариант типичной легенды переход­ного типа: сверхъесте­ственные силы вмешиваются в жизнь людей, наказывая их за проступок. Так, согласно легенде, которая ходила в Москве в 1930-е годы  Д. В. Громов. Места древних поселений Москвы и их фольклорная судьба // Живая старина. № 1. 2014., монахиня разру­шенного Алексеевского монастыря прокляла новый храм, поэтому большевики его и взорвали. Взорванный храм Христа Спасителя — это «хлам», а бассейн «Москва» — «срам».


В 1960–70-е годы история про сверхъестественное наказание за разрушение храма стала уже неактуальной, зато появились новые легенды — третьего типа. В этих рассказах бассейн опасен не потому, что место проклятое, а потому, что в нем орудует «банда топителей»: «…там люди тонут, и вообще там какая-то банда орудует, или люди просто так сами тонут, или еще что-то — это было»  Москва. Архив Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС. Историческая память города: общедо­­ступный портал устных рассказов о Москве..


«Итак, история о столкновении со сверхъестественным превратилась в рассказ о маньяках — с почти полным исчезновением мистики (ее рудиментом можно считать фразу информанта „или люди просто так сами тонут“), но с сохра­не­нием идеи об опасном месте. Так „традиционная“ легенда стала „современной“ (то есть „городской“)»  А. С. Архипова, А. А. Кирзюк. Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР. М., 2019.


Легенды об опасных святынях



Зернохранилище в храме. 1930 год © Sovfoto / Universal Images Group via Getty Images

«Это в Старой Руссе говорили, что вот по праздникам нельзя, грех, плясать, танцевать. А там в церкви был устроен клуб. Вот в Старой Руссе, в церкви. И она вот… „А я вот и с иконой пойду танцевать“. И как она только взяла эту икону в руки, круг прошла и сразу вот померла. Я слышала вот это, ну, правду, невправду, я не видела сама»  Подробно эту легенду разобрал фольклорист Никита Петров. .


Историю о девушке, которая решила потанцевать с иконой в бывшей церкви и была за это наказана, фольклористы записывают в самых разных городах — не только в Старой Руссе, но еще в Нижнем Новгороде, в Подмосковье и много где еще. Эта городская легенда была так популярна, что в 1956 году в Куйбы­шеве (ныне Самара) люди толпами собирались возле дома, где якобы произошла такая история. Властям пришлось «проработать» эту легенду в язвительном фелье­тоне: 


«Как передавали из уст в уста подруги суеверной бабки, а за ними — некоторые другие невежественные люди, на квартире Болонкиной будто бы состоялась вечеринка. Все веселились, танцевали, и только одна из девушек пребывала в печали — для нее не находилось кавалера. И тогда она пошла на святотатство: взяла из переднего угла образ божьего угодника Николая Мирликийского и закружилась с ним в вихре танца под радиолу. Вскоре прогремел гром, в комнате ослепительно сверкнула молния, и девушку заволокло дымом. Когда дым рассеялся, оказалось, что небесные силы обратили богохульницу в каменный столб»  В. Кулагин. «Дикий случай»: фельетон // Волжская коммуна. 24 января 1956 года..


Легенда о «стоянии Зои» (так в некоторых пересказах звали девушку) — яркий, но не единственный случай о наказании за осквернение святынь в советских городах.  Дореволюционные российские города (не говоря уже о селах) были наполнены церквями, которые в 1920–30-е годы были взорваны, закрыты или переделаны под общественные нужды большевиками. Вот одна из рассказанных мне легенд:


«А в Галиче (Костромская обл.) в подвале разрушенной церкви большевики повесили монахов. Повесили и ушли. А потом устроили прямо на развалинах рыбокоптильный завод. Так и стояла церковь долгие годы: в подвале болтаются на веревках повешенные, а наверху рабочие люди рыбу коптят. Ночью покойники пытаются выйти из подвала, да не могут».


Ужас, который испытывали люди перед такой «перековкой», привел к тому, что в советской городской культуре возникло огромное количество историй о страшных наказаниях за оскорбление святынь. Многие из них подчинялись следующему алгоритму: часть тела, которой лишаются осквернители, соответствует разрушенной части церкви: «У нас в Тотьме комсомолец полез снимать купол с церкви, упал, ударился головой»  А.  Б. Мороз. Устная история Русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. № 6. М., 2000..


Крестьяне одного из сел Тотемского района Вологодской области, вспоминая голод 1946 года, рассказывали, что «на стене разрушенного храма, превра­щенного в зернохранилище, проступали отпечатки рук — тех голодных, которые в 1946-м, во время страшного голода, собирались вокруг и просили охрану — безуспешно — дать им немного хлеба». Это последние мистические легенды советского времени, сохранявшие память о том, о чем не стоило говорить публично.


Легенды о красивых страшных зданиях



Лубянская площадь. Открытка. 1910-е годыWikimedia Commons

После революции 1917 года молодое советское государство задумалось о том, как отслеживать и пресекать умонастроения людей — так появилась тайная политическая полиция  Созданная в декабре 1917 года, ВЧК (Всерос­сийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем) не раз меняла названия. В 1922 году ВЧК переименовали в ГПУ (Государственное политическое управление) при НКВД (Народном комиссариате внутренних дел). Организация просуществовала под этим названием до 1941 года, когда была переименована в НКГБ (Народный комиссариат госбезопасности).. В 1930-е годы именно эта организация (ГПУ НКВД) отвечала за проведение политических репрессий: решения о высылках, арестах и убийствах людей принимались в красивых зданиях, которые стояли в центре каждого крупного города. В Москве здание дореволюционного Госстраха на Лубянке стало зданием ВЧК, потом КГБ, а сейчас принадлежит ФСБ — в народе оно получило прозвище «Госужас». Есть такая сатирическая загадка 1930-х годов: «Был госстрах, а стал госужас. Это что такое?» Ответ: «Здание НКВД на Лубянке».


Здания, которых боялись, старались не называть прямо. Для этого советские люди прибегали к приему избегания: лишали дом официального названия и описывали его с помощью косвенных признаков (как пел Юлий Ким, «дом напротив гастронома»  Диалог образца 1967 года Юлия Кима. ). Иногда опасный архитектурный объект называли просто по улице. Например, в Иркутске про того, кто работает на органы, могли сказать: «У него друзья с Литвинова» (здание КГБ находилось на улице Литвинова). В других случаях использовали обезличивающее прозвище. Так, здание советской госбезопасности в Ленинграде называли Большой дом, в Красноярске и Воронеже и многих других городах — Серый дом. Согласно слухам, актер Георгий Жженов (родом из Ленинграда), обвиненный в шпио­наже в очень молодом возрасте, сочинил такой стишок:


На улице Шпалерной

Стоит волшебный дом:

Войдешь туда ребенком,

А выйдешь стариком.


Была и такая загадка: «Где расположен самый высокий дом в Томске  В других вариантах загадки упоминался Ленинград или иной крупный город.?» Ответ: «На проспекте Кирова, 18. Из его подвалов Магадан виден».


В Перми Управление внутренних дел, построенное в 1949–1952 годах, называют «Башней смерти». Основанием для этого служила такая городская легенда:


«Я слышал, что расстреливали в подвалах. Сбрасывали с башни  Здание достигает 43 метров в высоту. тоже, такое слышал я. Что по ночам сбрасывали с башни или грозили сбро­сить тех, кто не сознавался следователям в том, в чем они должны были, обязаны сознаться для выстраивания дела»  Б. В. Кондаков, С. Ю. Королева, О. С. Тума­нова. Я только всякую страшную правду знаю: легенды о промышленных объектах, катакомбах и долгостроях Перми // Фольклор и антропология города, Т. I. № 1. 2014..


Легенды, которые рассказывали об этих домах, подчеркивали бесчеловечность чекистов, их готовность преступать любые нормы. 


Страх и попытки как-то осознать масштабы репрессий в 1930-х годах породили историю о огромных подземных телодробилках, которые стоят под Большим домом в Ленинграде и перемалывают тела заключенных. Это представление сохраняется до сих пор, как рассказала мне молодая жительница Петербурга:


«Мне говорили, что напротив здания ФСБ на Литейном всегда немного красновата Нева. Из-за того, что раньше туда сливали кровь расстрелян­ных. Не знаю, самовнушение ли, но сама это, кажется, замечала. Страш­ное место, обхожу его стороной».


Эти городские легенды соединяют воедино факты реальной жизни, доводя их до абсурда, чтобы подчеркнуть чудовищный характер происходящего.


Страшные легенды о подземном мире метро



Тоннель метро. Москва, 1951 год© Getty Images

«Две девочки ехали до конечной [станции московского метро], заболтались и не успели выйти. Двери закрылись, поезд долго ехал, приехал на какую-то платформу, где что-то делали люди в длинных белых халатах и с масками на лицах. Одну девочку они схватили и увели, а вторая сумела спрятаться за какими-то ящиками. Уже ночью девочку нашла уборщица, вывела служебным ходом (причем этот выход был уже где-то в области). Девочка в результате вернулась домой, а ее подруга так и пропала. Родители пропавшей девочки обращались в милицию, но там ничего делать не стали и велели молчать про то, что девочка была не одна и что подруга ее спаслась».


Моя собеседница услышала эту историю от своей бабушки и датирует ее 1930-ми годами, временем постройки московского метро. Если это так, то перед нами одна из первых легенд о «Метро-2» — тайной подземной системе комму­никаций, которая охватывает всю Москву. Большинство рассказчиков уверены, что «Метро-2» было построено после войны в районе МГУ и про­спекта Вернад­ского, более редкий вариант говорит о тайной ветке метро, которая ведет к «Аэропорту», якобы есть вторая станция «Лубянка» и прочее и прочее. Встречаются даже очень экзотичные версии:


«Саша, моя соседка рассказывает, что она случайно вошла в этот вход возле метро „Китай-город“, и там лифт какой-то, и она все спускается, спускается, и там ужас сколько всего. Глубиной на 8 этажей, и машины снуют.

     — В подземелье?

     — Да. Там целый город».


Причем легенды о тайном метро бывают и там, где никакого метро нет. В Перми в конце 70-х должны были построить метро, но в 90-е начатые работы остановились. Тем не менее жители Перми рассказывают, что метро все же было построено, но его используют тайно — только члены правительства  Б. В. Кондаков, С. Ю. Королева, О. С. Тума­нова. «Я только всякую страшную правду знаю»: легенды о промышленных объектах, катакомбах и долгостроях Перми // Фольклор и антропология города. Т. I. № 1. 2014.. Согласно рассказам жителей города Миасса, в Уральских горах на случай войны была построена целая тайная железная дорога — прямо до Москвы: 


«Внутри горы находится коммуникационная сеть, соединяющая Москву с Уралом на случай войны, чтобы если что правительство быстро эва­куировать к нам на Урал. У нас же центр страны — самое безопасное место. Это после Великой Отечественной придумали. Тогда же всех к нам эвакуировали» (Василий, 65 лет, Миасс)  Т. В. Савельева. Горы и город в современных легендах Миасса // Фольклор и антропология города. Т.  I. № 1. 2018..


Появление легенд о «Метро-2» — это очень логичное явление. Советский госплан внедрил в повседневную жизнь людей совершенно новый и довольно противоестественный, если вдуматься, вид транспорта, который стал необхо­дим каждому советскому человеку. Советская власть преподносила эти новые технологии как дар, как безусловное благо. Легенды позволяли сомневаться в истинности этого дара, задуматься о скрытом смысле титанических усилий по трансформации городского пространства.


В современной России истории про «Метро-2» неожиданно трансформиро­вались в сатирическом ключе. В нескольких городах метро начали строить в позднее советское время, но так и не закончили, а в некоторых — только обещали. Рассказ про воображаемое метро, с одной стороны, стал символическим способом сопротивления текущей городской политике, а с другой — воплотил правильный и желанный образ города. В результате, например, жители города Омска придумали себе метро со схемой, названиями станций и даже билетами.


 

Антропология метро: как подземка меняет представление о городе

Лекция антрополога Дарьи Радченко о том, зачем люди придумывают метро в городах, где его нет, и как меняются наши привычки в тех городах, где метро есть


Страшные истории промышленных и ядерных городов



Атомный реактор в Озерске. 1989 год© Борис Клипиницер / ТАСС

В 1950–60-е годы в СССР, прежде всего в Сибири и на Урале, возникают города нового типа — построенные вокруг промышленных заводов и военных объек­тов. Некоторые из них имели закрытый статус.


Официальные власти настаивали на том, что близость к реакторам и промыш­ленным объектам не несет угрозы, но городские легенды ставили это под сомнение. Страх перед радиацией рождал слухи о том, что в Озерске, Северске и других закрытых городах уже появились рыбы- и животные-мутанты. Детей из этих закрытых ядерных городов могли в шутку спросить: «Ну что, уже по ночам светишься?» А в ответ услышать: «Хочешь, хвост покажу?» 


В Омске рассказывали, что участок одной из улиц города выложен радио­активной плиткой из Семипалатинска  Здесь находился первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР. . А в Перми школьные учителя давали детям такие советы: у железной дороги лучше не жить, так как по ней перевозят на восток ядерные отходы в поездах, закамуфлированных под пассажирские  Б. В. Кондаков, С. Ю. Королева, О. С. Тума­нова. «Я только всякую страшную правду знаю»: легенды о промышленных объектах, катакомбах и долгостроях Перми // Фольклор и антропология города. Т. I. № 1. 2018..


Современные легенды очень часто использовали одно событие и переносили его на другие города. Так, например, в 1979 году произошла утечка спор сибирской язвы из военной лаборатории в Свердловске, из-за чего сначала погиб скот, а потом и люди  M. Meselson, J. Guillemin, M. Hugh-Jones, A. Langmuir. The Sverdlovsk Anthrax Outbreak of 1979 // Science. December 1994.. КГБ скрывало факт утечки, и истории об этом распро­странялись шепотом, а потом эти события стали приписываться и дру­гим городам, где были военные объекты и тайные лаборатории. 37-летний учитель из Перми рассказывает, по сути, историю с утечкой из Свердловска, но в ле­генде все события происходят в его родном городе и на 20 лет позже:


«Вот про Бакинститут [Пермский бактериологический институт] знаю то, что там жгут лошадей, потому что на них тестируют биологическое оружие. Говорят, оттуда в 90-е сбегали инфицированные сибирской язвой звери. И там могильники неподалеку, там ничего строить нельзя»  Б. В. Кондаков, С. Ю. Королева, О. С. Тума­нова. «Я только всякую страшную правду знаю»: легенды о промышленных объектах, катакомбах и долгостроях Перми // Фольклор и антропология города. Т. I. № 1. 2018..


Страшные истории о городском пространстве возникли не просто так. За их появлением стоят не глупость или необразованность их носителей. Это стремление (зачастую неосознанное) проговорить свое отношение к резким переменам в привычном городском пространстве, сделать своими чужие и непонятные городские объекты и справиться с чувством страха, которое они могут вызывать.  

Курс подготовлен вместе с Высшей школой урбанистики имени А. А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ при поддержке компании VEKA Rus в рамках празднования 10-летия школы.

Реклама. Архив. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» («НИУ ВШЭ») / ООО «ВЕКА Рус»

Источники

  • Архипова А.  С., Кирзюк А. А. Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР.

    М., 2019

  • Богатырева И. С. Тайный, полезный и опасный. Московский метрополитен в городских легендах.

    Фольклор и антропология города, Т. I. № 1. 2018.

  • Громов Д. В. Места древних поселений Москвы и их фольклорная судьба.

    Живая старина. № 1. 2014.

  • Кондаков Б. В., Королева С. Ю., Туманова О. С. «Я только всякую страшную правду знаю»: легенды о промышленных объектах, катакомбах и долгостроях Перми.

    Фольклор и антропология города. Т. I. № 1. 2018.

  • Кулагин В. «Дикий случай»: фельетон.

    Волжская коммуна. 24 января 1956 года.

  • Мороз А. Б. Устная история Русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей).

    Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. № 6. М., 2000.

  • Петров Н. В. «Зоино стояние»: фольклорный сюжет и социальная реальность.

    Традиционная культура. Т. 19. № 3. 2018.

  • Савельева Т. В. Горы и город в современных легендах Миасса.

    Фольклор и антропология города. Т. I. № 1. 2018.

  • Москва. Архив Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС. Историческая память города: общедоступный портал устных рассказов о Москве.
  • Ellis. B. De Legendis Urbis: Modern Legends in Ancient Rome.

    The Journal of American Folklore. № 96. 1983.

  • Ingemark C. The Octopus in the Sewers: An Ancient Legend Analogue.

    Journal of Folklore Research. Vol. 45. № 2. 2008.

  • Meselson M., Guillemin J., Hugh-Jones M., Langmuir A., Popova I., Shelokov A., Yampolskaya O. The Sverdlovsk Anthrax Outbreak of 1979.

    Science. December 1994.

Радио ArzamasДжаз в СССР

Новый курс музыковеда Федора Софронова — о том, как в молодое Советское государство проник западный джаз, как он влиял на судьбы своих главных героев и как в конце концов советским джазом заинтересовался мир

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

19 минут

1/7

Париж и реформы барона Османа

Как в середине XIX века бывший городской префект и друг Наполеона III придумал не только новый облик Парижа, но и парижанина

Читает Алексей Новиков

Как в середине XIX века бывший городской префект и друг Наполеона III придумал не только новый облик Парижа, но и парижанина

18 минут

2/7

Чикаго и Великий пожар

Как в конце XIX века пожар, едва не уничтоживший Чикаго, подарил миру новый город и профессию городского планировщика

Читает Ксения Мокрушина-Аквавива

Как в конце XIX века пожар, едва не уничтоживший Чикаго, подарил миру новый город и профессию городского планировщика

18 минут

3/7

Тель-Авив и план Геддеса

Как в 1920-х годах ботаник-анархист придумал городскую среду раньше городской планировки, а улицу — раньше, чем дом

Читают Алексей Новиков, Марина Сапунова

Как в 1920-х годах ботаник-анархист придумал городскую среду раньше городской планировки, а улицу — раньше, чем дом

17 минут

4/7

Магнитогорск и идеи социализма

Как в 1930-х годах в Советском Союзе хотели сконструировать нового человека, поселив его в городе-конструкторе

Читает Евгения Конышева

Как в 1930-х годах в Советском Союзе хотели сконструировать нового человека, поселив его в городе-конструкторе

18 минут

5/7

Зеленоград и города-спутники

Как к 1950-м годам город-сад уступил место городу-спутнику, каким задумывался спутник Москвы Зеленоград и при чем тут шпионский скандал

Читает Ольга Казакова

Как к 1950-м годам город-сад уступил место городу-спутнику, каким задумывался спутник Москвы Зеленоград и при чем тут шпионский скандал

24 минуты

6/7

Берлин и его разделение

Как в 1961–1989 годах Берлин разделили на два города, а потом снова объединили в один и как это помогло жителям принять свою историю

Читает Екатерина Рыбакова

Как в 1961–1989 годах Берлин разделили на два города, а потом снова объединили в один и как это помогло жителям принять свою историю

25 минут

7/7

Йоханнесбург и апартеид

Как во второй половине XX века, вопреки заветам Османа об объединении общества, главный город Южной Африки строился для людей с определенным цветом кожи

Читает Дарья Зеленова

Как во второй половине XX века, вопреки заветам Османа об объединении общества, главный город Южной Африки строился для людей с определенным цветом кожи

Материалы

Тест: чей это вид из окна?

Что видели из своих окон поэты и писатели

7 утопических городских проектов

Город как сад, город как ландшафт и другие фантастические идеи городского планирования

«Метро-2», госужас и другие городские легенды о страшных местах

Как устроен советский городской фольклор

7 фильмов о городах, которые вы могли пропустить

Мегаполис как один из важных экранных образов

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Городская легенда (1998) — IMDb

  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей 03 R
  • 1ч 39м

РЕЙТИНГ IMDb

5.6/10

69K

ВАШ РЕЙТИНГ

ПОПУЛЯРНОСТЬ

Воспроизвести трейлер0

:

31

1 Видео

99+ Фото

HorrorMyster yThriller

Студент колледжа подозревает, что серия странных смертей связана с некоторыми городскими легендами. серия странных смертей связана с некоторыми городскими легендами. Студент колледжа подозревает, что серия странных смертей связана с некоторыми городскими легендами. 9

  • Сильвио Орта 0004
  • Алисия Уитт
  • Ребекка Гейхарт
  • См. производство, кассовые сборы и информацию о компании
  • IMDb РЕЙТИНГ

    5.6/10

    69K

    ВАШ РЕЙТИНГ

    ПОПУЛЯРНОСТЬ

    • Режиссер
      • Джейми Бланкс

      9 0004

    • Писатель
      • Сильвио Орта
    • Звезды
      • Джаред Лето
      • Алисия Уитт
      • Ребекка Гейхарт

    9010 4

  • 494Отзывы пользователей
  • 134Критические отзывы
  • 35Metascore
  • Подробнее на IMDbPro
    • Награды
      • 1 победа и 2 номинации

    Видео1

    Трейлер 0:31

    Смотреть Urban Legend

    Фото361

    Лучшие актеры

    Джаред Лето

    • Пол Гарденер

    Алисия Уитт

    • Натали Саймон

    Ребекка Гейхарт

      9000 3 Бренда Бейтс

    Майкл Розенбаум

    • Паркер Райли

    Лоретта Девайн

    • Риз Уилсон

    Джошуа Джексон

    • Дэймон Брукс

    Тара Рейд

    • Саша Томас

    Джон Невилл

    • Дин Адамс

    Джулиан Ричингс

    • Странный дворник

    Роберт Инглунд

    • Профессор Уильям Векслер

    90 030 Даниэль Харрис

    • Тош Гуанери

    Наташа Грегсон Вагнер

    • Мишель Манчини

    Горд Мартино

    • Дэвид МакАри

    Кей Хоутри

    • Служащая библиотеки

    Анджела Винт

    • Bitchy Girl

    Джей Си Кенни

    • Weather Woman

    Винс Корацца

    • Дэвид Эванс
    • (как Винс Коррацца)

    Балаж Коос

    • Ботаник
    • Директор
      • Джейми Бланкс
    • Сценарист
      • Сильвио Орта
    • Все актеры и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Еще как это

    Городские легенды: Final Cut

    Я знаю, что вы делали прошлым летом

    Городские легенды: Кровавая Мэри

    Я все еще знаю, что вы делали прошлым летом

    Факультет

    Дом восковых фигур

    Валентина 900 11

    Конечный пункт назначения

    Конечная цель 3

    Конечная цель 2

    Призраки Голдфилда

    Отпугивающее поведение

    Сюжетная линия

    Знаете ли вы

    • Общая информация

      Наряд убийцы основан на том, что действие фильма изначально планировалось середина зимы. Когда погода была слишком теплой, было решено отказаться от зимнего аспекта сюжетной линии, а не искусственного снега во всех сценах на открытом воздухе, и одеть всех статистов в зимние наряды, но костюм убийцы сохранили.

    • Цитаты

      Пол Гарднер: Эй, как насчет интервью? Вы знаете, студенты реагируют на трагедию в кампусе.

      Бренда: Хорошо. Я опечален и тронут трагическим…

      Натали: Это была чья-то жизнь Пол. Вы хотя бы минуту думали об этом?

      Пол Гарднер: Нет, не знал. Но из-за моего рассказа три тысячи пятьсот студентов будут. Я думаю, что этого достаточно, чтобы помочь мне спать по ночам.

    • Connections

      Избранное в Siskel & Ebert: Ronin/Pecker/Clay Pigeons/Urban Legend/Shadrach (1998) 10

      Еще один молодежный слэшер, но этот лучше, чем какой-нибудь

      Это еще один молодежный слэшер, один из многих, вышедших в последнее время. Я не думаю, что этот фильм стоит наравне с фильмами «Крик», но я думаю, что он был лучше, чем фильмы «Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ».

      Студентка колледжа Натали Саймон (Алисия Витт), оплакивающая недавнее убийство старого друга, оказывается в большой опасности после убийства большого количества студентов. Каждое убийство выполнено в стиле городской легенды, которую знают многие детишки. Под подозрением находятся все, в том числе лучшая подруга Бренда (Ребекка Гейхарт), любовный интерес Пола (Джаред Лето) и друг/шутник Дэймон Брукс. (Джошуа Джексон)

      Предпосылка этого фильма довольно крутая, но остальная часть фильма представляет собой обычный слэшер. Это тоже довольно предсказуемо, как и большинство фильмов, подобных этому. Актерская игра не особенно хороша, но некоторые из них справедливы. Алисия Уитт хорошо сыграла главную роль в этом фильме. Ребекка Гейхарт, наверное, играет лучше всех, особенно в конце.

      Почти все персонажи скучные и плоские, кроме главного. Многие здесь просто для того, чтобы их убили, а некоторые, более важные, не так интересны. Тем не менее, этот фильм лучше, чем «Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ», и, вероятно, стоит арендной платы.

      полезно•17

      9

      • Xophianic
      • 4 февраля 2000 г. 11

        Войти

        • Когда Векслер был убит и как?

        • Какие легенды были использованы в отношении жертв?

        • Что случилось с Натали и Полом в конце?

        Детали

        • Дата выпуска
          • 25 сентября 1998 г. (США)
        • Страны происхождения
          • Канада
          • 90 003 США

        • Язык
          • Английский
        • Также известен как
          • Городские легенды
        • Места съемок
          • Трентский университет, Питерборо, Онтарио, Канада
        • Производственные компании
          • Phoenix Pictures
          • Canal+ Droits Audiovisuels
          • 90 003 Альянс канадских артистов кино, телевидения и радио (ACTRA)

        • См. больше кредитов компании на IMDbPro

        Кассовые сборы

        • Бюджет
          • 14 000 000 долларов США (приблизительно)
        • Валовой доход США и Канады
          • 38 072 438 долл. США
        • Открытие выходных США и Канада
          • 10 515 444 долл. США
          • 27 сентября 1998 г. ss по всему миру
            • $72 527 595

          См. подробную информацию о кассовых сборах на IMDbPro

          Технические характеристики

          • Время работы

            1 час 39 минут

          • Цвет
          • Микширование звука
            • Dolby Digital
            • SDDS
          • Соотношение сторон
            • 2,39 : 1

          Новости по теме

          Внесите свой вклад в эту страницу

          Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент

          Top Gap

          Под каким названием Urban Legend (1998) был официально выпущен в Индии на английском языке?

          Ответить

          Еще для изучения

          Недавно просмотренные

          У вас нет недавно просмотренных страниц

          Городские легенды: Final Cut (2000)

          • Актеры и съемочная группа
          • Отзывы пользователей
          • Trivia

          IMDbPro

          • 2000
          • R
          • 1ч 37м

          РЕЙТИНГ IMDb

          9 0010 4. 3/10

          18K

          ВАША ОЦЕНКА

          Воспроизвести трейлер2

          :

          16

          1 видео

          70 Photos

          HorrorMystery

          Киношкола — центр новой волны убийств, основанных на городских легендах. Киношкола — центр новой волны убийств, основанных на городских легендах. Киношкола — центр новой волны убийств, основанных на городских легендах. новая волна убийств, основанная на городских легендах.

          • Режиссер
            • Джон Оттман
          • Сценаристы
            • Сильвио Орта
            • Пол Харрис Бордман
            • Скотт Дерриксон
            • 9000 9

            • Старс
              • Дженнифер Моррисон
              • Мэтью Дэвис
              • Харт Бохнер
          • См. производство , касса и информация о компании
          • РЕЙТИНГ IMDb

            4.3/10

            18K

            ВАШ РЕЙТИНГ

            • Режиссер
              • Джон Оттман
            • Писатели
              • Сильвио Орта
              • Пол Харрис Бордман
              • Скотт Дерриксон
            • Звезды
              • Дженнифер Моррисон 9 0004
              • Мэтью Дэвис
              • Харт Бохнер
            • 244Отзывы пользователей
            • 62Критические обзоры
            • 16Metascore
          • Подробнее на IMDbPro
            • Награды
              • 1 победа и 2 номинации

            Видео1

            Трейлер 2:16

            Смотреть Urban Legends: The Final Cut

            Фото70

            Лучшие актеры

            Дженнифер Моррисон

            • Эми Мэйфилд

            90 030 Мэтью Дэвис

            • Трэвис Старк…

            Харт Бохнер

            • Профессор Соломон

            Лоретта Дивайн

            Джоуи Лоуренс

            • Грэм Мэннинг
            • (как Джозеф Лоуренс)

            Энсон Маунт

            Ева Мендес

            • Ванесса Вальдеон

            Джессика Коффиэль

            • Сандра

            Энтони Андерсон

            Майкл Бэколл

            Марко Хофш Найдер

            Дерек Осланд

            • П. А. Кевин

            Джасинда Барретт

            Питер Миллард

            • Доктор Фейн

            Чес Лоутер

            • Дин Паттерсон

            9 0030 Чак Кэмпбелл

            • Компьютерщик в самолете

            Яни Геллман

            Жаннет Соуза

            • Режиссер
              • Джон Оттман
            • Сценаристы
              • Сильвио Орта (персонажи)
              • Пол Харрис Бордман 9000 4
              • Скотт Дерриксон
            • Все актеры и съемочная группа
            • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

            Больше похоже на это

            Городские легенды: Кровавая Мэри

            Городские легенды

            Я все еще знаю, что вы сделали прошлым летом

            Валентин

            Призраки Голдфилда

            Я знаю, что вы делали прошлым летом

            Я всегда буду знать, что вы делали прошлым летом

            Вишневый водопад

            Плач волка

            Моя кровавая валентинка

            Черное Рождество

            900 30 Дом восковых фигур

            Сюжетная линия

            Знаете ли вы

            • Глупые

              Когда Риз ведет Эми в библиотеку, она упоминает историю о серийном убийце, убившем 8 студентов (отсылка к первому фильму). Мало того, что количество убитых было указано неправильно, в этом фильме действительно было убито только 6 студентов. Мишель, Деймон, Тош, Паркер, Саша и массовка на радиостанции. Другими четырьмя погибшими были директор Векслер, декан, дворник и, предположительно, Бренда, которая, как мы узнаем в конце, действительно выжила. 9общее количество смертей.

            • Связи

              Показанные в Siskel & Ebert: Почти знаменит/Преступление + наказание в пригороде/Приманка/Дуэты/Человеческие ресурсы (2000)

            • Саундтреки

              Just Can’ t Подожди
              Автор Скотт Николи и Джейми Dunlap
              Исполняет Мелоди Патрон
              Предоставлено Марком Феррари/MasterSource

            Рецензии пользователей244

            Рецензия

            Рекомендуемая рецензия

            Отличный фильм.

            Urban Legends: Final Cut — отличное продолжение Urban Legend. Это не похоже на другие фильмы ужасов, потому что в первом маска была другой, другие фильмы ужасов имеют одинаковые маски для всех сиквелов, которые у них есть.

            Я думаю, что возвращение Риз было хорошим, потому что она способна понять Эми, в том, что с ней происходит, когда она понимает, что что-то не так, из-за того, что произошло в прошлый раз.

            Кроме того, возвращение Ребекки Гейхарт в конце было превосходным. Думаю, это был большой сюрприз. Я не ожидал увидеть Ребекку в сиквеле, прежде чем узнал, что у нее была эпизодическая роль. Не все ужасы так делают. Хотя убийца другой. Убийца из первого находится во втором.

            Что ж, фильм отличный, и я надеюсь, что он вам всем тоже понравится!

            полезно•6

            2

            • ScottishColz87
            • 25 июля 2002 г.

            Лучшие подборки

            Войдите, чтобы оценить и просмотреть список наблюдения для получения персональных рекомендаций 90 011

            Войти

            Детали

            • Дата выпуска
              • 22 сентября , 2000 (США)
            • Страны происхождения
              • США
              • Канада
            • Официальный сайт
              • Phoenix Pictures / John Ottman
            • Язык
              • Английский
            • Также известен как
              • Leyendas urbanas: Corte final
            • Места съемок
              • Ontario Place, Торонто, Онтарио, Канада (сцены в парке развлечений)
            • Производственные компании
              • Phoenix Pictures
              • Canal+ Droits Audiovisuels
              • Aon/Ruben-Winkler Entertainment Insurance
            • См.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *