Искусство реверанса: как современные принцессы и королевы приветствуют друг друга
Одна нога отведена назад и касается кончиком носка пола, колени полусогнуты, голова наклонена, взгляд направлен вниз, а юбка придерживается руками, — пожалуй, это первое, чему учат танцовщиц, девочек, родившихся в королевских семьях, и с недавних пор — обычных женщин, которым посчастливилось выйти замуж за представителей голубых кровей. Искусство реверанса старо, как и сам институт монархии, и, несмотря на то, что со времен древнейших династий техника поклона в разных странах претерпела существенные изменения, уважительно приветствовать королей ─ все еще остается сильной традицией.
Елизавета II во время визита в Королевскую академию танца, 6 ноября 1974 года
Долгое время реверанс считался одним из самых красивых и женственных жестов. Выполнялся он плавно и степенно — во многом благодаря тому, что раньше дамы носили пышные длинные платья, а их корпус был накрепко зафиксирован тугим корсетом, не допускающим некрасивых прогибов в спине. Современные принцессы, герцогини и графини, однако, пышных платьев почти не носят (а уж корсетов — тем более) — соответственно, для них задача склонить колено и не выглядеть при этом, как человек, который не может удержать равновесие, становится еще сложнее.
И это не просто слова: если посмотреть на фотографии современных монарших особ, становится очевидным, что в столь деликатном вопросе очень многое зависит от степени «профподготовки». Причем, факт рождения с золотой ложкой во рту отнюдь не дает преимуществ. Достаточно, к примеру, сравнить, как выполняет реверанс принцесса Беатрис Йоркская и как то делает герцогиня Кембриджская, которая, как известно, много времени проводит на тренажерах.
Герцогиня Кембриджская, 13 июня 2012 года
Беатрис Йоркская на Royal Ascot, 2012 год
В целом, стандарты выполнения реверанса более или менее едины во всех монархиях. Исключение, возможно, может составить только датский королевский Дом, где сложилась традиция приседать существенно ниже положенного (когда колено почти касается земли), что каждый раз изящно демонстрирует кронпринцесса Мэри.
Кронпринцесса Мэри приветствует королеву Нидерландов Максиму, 17 мая 2015 года
Реверанс королеве Дании Маргрете II, 6 октября 2009 года
Сегодня, к слову, королевские особы хоть и не отказываются от реверансов, но все же стремительно идут к тому, чтобы лишить этот ритуал соответствующего градуса официоза. К примеру, вопреки протоколу, многие уже предпочитают не склонять вниз голову и не опускать взгляд. Напротив, если речь идет о членах одной и той же семьи или о королевских особах, которые уже давно знакомы друг с другом, вполне допускается во время реверанса обняться, взяться за руку или даже отпустить пару поцелуев в обе щеки.
Кто выполняет реверанс лучше всех
Очевидно, что в условиях, когда грамотному выполнению реверанса то и дело мешает узкая юбка или слишком высокие каблуки, достойно поприветствовать тех, кто выше по статусу, принцессам и герцогиням становится все труднее. В нашей галерее показываем, кому из современных королевских особ этот ритуал дается без особого труда, а кому еще стоит поучиться грациозности.
В Великобритании:
Отем Филлипс
Герцогиня Кэтрин
Принцесса Майкл Кентская
Софи Уэссекская и принцесса Майкл Кентская
Герцогиня Камилла (реверанс королеве Иордании Рании)
Герцогиня Сара и принцесса Беатрис
Меган Маркл (в статусе невесты принца) ─ реверанс Елизавете II в Сандрингеме, 25 декабря 2017 года
Герцогиня Сассекская ─ реверанс Ее Величеству, Сандрингем, 25 декабря 2018 года
В Дании:
Кронпринцесса Мэри приветствует принца-консорта Хенрика
Принцесса Мари в приветствии к королеве Максиме
В Японии:
Кронпринцесса Масако приветствует короля Нидерландов Виллема-Александра
Кронпринцесса в реверансе королю Испании Фелипе
В Норвегии:
Принцесса Марта Луиза (реверанс Елизавете II)
Кронпринцесса Метте-Марит (поклон герцогине Корнуолльской — к слову, совсем необязательный, так как женщины стоят в одной очередности на трон в своих странах. О всех тонкостях рассказываем ниже)
В Нидерландах:
Максима — в свою бытность принцессой — перед королевой Таиланда
В Испании:
Принцесса Летиция приветствует королеву Софию
Принцесса Летиция (реверанс королеве Рании)
Кто перед кем склоняет голову
Внутри одной семьи
Когда в 2011 году в семью Ее Величества Елизаветы II входила Кейт Миддлтон, некоторые обозреватели всерьез полагали, что в будущем, когда супруга Уильяма станет королевой, она будет яростно ратовать за отмену реверансов. Прежде всего — потому что ей, человеку, воспитанному в обыкновенной семье, придется практически всю свою оставшуюся жизнь (пока она не станет принцессой Уэльской и Королевой) кланяться чуть ли не всем своим родственникам. Да-да, одна из самых популярных персон в Великобритании и будущая правительница, обязана высказывать почтение даже принцессам Беатрис и Евгении Йоркским, которые, казалось бы, находятся куда дальше от Короны.
Герцогиня Камилла приветствует Ее Величество на мероприятии Royal Windsor Horse Show, 13 мая 2015 года
Герцогиня Корнуолльская и герцогиня Кембриджская приветствуют королеву перед службой в часовне святого Георгия, 13 июня 2016 года
Однако широкая публика практически не видит Кейт в реверансе. Все дело в том, что, по правилам протокола, реверанс выполняется тогда, когда люди встречают друг друга в первый раз за день. Так что обычно уважительные поклоны имеют место в более приватной обстановке.
Широко считается, что в рамках одной семьи реверансы выполняются по принципу «кто важнее», и — что самое интересное — принцип этот весьма изменчив. Абсолютом остается разве что Ее Величество Елизавета II: ей обязаны кланяться абсолютно все, так как она Суверен и глава государства.
Первая леди Канады Мэрион Пирсон приветствует Елизавету II, 29 июня 1967 года
С остальными членами семьи сложнее. Скажем, если в одной комнате вдруг встретятся Чарльз, Камилла, Кэтрин и ее супруг Уильям, то герцогиня Кембриджская обязательно сделает реверанс перед герцогиней Корнуольской. Но если Чарльза вдруг не окажется рядом, то уже Камилле придется поклониться Кейт. Это объясняется тем, что в данном случае Уильям — единственный присутствующий наследник Короны, который стоит выше своей мачехи. Соответственно Кэтрин, как его супруга, также будет стоять выше по статусу, чем супруга принца Уэльского. Но стоит и Уильяму исчезнуть, то тут уже Кэтрин вновь будет кланяться герцогине Корнуольской — банально потому, что она замужем за первым в очереди наследником.
Подобная путаница возникает потому, что изначально ни Кейт, ни Камилла (а теперь уже и Меган) не являлись принцессами по крови. Именно поэтому, кстати, герцогиня Кембриджская — несмотря на то, что объективно она ближе к Короне (хоть и как супруга Уильяма) — обязана кланяться практически каждому Виндзору. В том числе принцессе Анне, принцессе Александре (кузине Елизаветы II), а также принцессам Евгении и Беатрис Йоркским. Но опять же: в присутствии Уильяма это правило работает в обратную сторону. Как только рядом с супругой появится старший сын принца Чарльза, все эти дамы будут кланяться герцогине Кембриджской.
Правила поклонов в Виндзорской династии действительно витиеваты и сложны, но, тем не менее, если приглядеться, то мы заметим, что все дамы в королевской семье в обязательном порядке склоняют голову только перед Елизаветой, а в отношении друг друга часто (исключения случаются, но в последнее время все реже) ограничиваются поцелуями и объятиями. Возможно, все дело заключается в том, что, несмотря на наличие некоего закрытого семейного документа, регулирующего поклоны и реверансы в династии, женщины из семейства Виндзор сколнны рассматривать подобные архаичные приветствия, скорее, как опцию, чем как долг. Известно, что даже Елизавета II в частных беседах признавалась, что, как правило, она совсем не обращает внимания, кто и как выполняет перед ней поклон.
С другими королевскими семьями
Здесь правила немного слабее. Многое зависит от степени знакомства членов разных королевских домов. Но все же и тут есть свои стандарты.
Королева Великобритании Елизавета и король Испании Хуан Карлос, 18 октября 1988 года
Королева Великобритании и уже новый король Испании, 12 июля 2017 года
Опять же Абсолютом остаются Суверены. Короли (в том числе император Японии) приветствуют друг друга так, как они посчитают нужным. Например, когда во главе Нидерландов еще стояла королева Беатрис, то они с Ее Величеством Елизаветой II при встрече просто обнимались. В 1988 году, когда королева Великобритании совершала визит в Испанию, король Хуан Карлос — в знак учтивости джентльмена к даме — слегка наклонившись, поцеловал ей руку. Забавно, что спустя почти 30 лет точно так же Елизавету II — уже на территории Великобритании — поприветствует его сын, король Филипп VI.
С остальными членами королевских семей продолжает работать правило иерархии. Наследник Короны одной страны обязан склоняться перед действующим правителем другой. Исключений нет. Например, когда в 2005 году королевская семья Норвегии совершала визит в Великобританию, кронпринцессе Метте-Марит пришлось присесть в реверансе перед Елизаветой II и герцогом Эдинбургским, несмотря на то, что женщина находилась на восьмом месяце беременности.
Кронпринцесса Метте-Марит приветствует герцога Эдинбургского, 2005 год
Она же приветствует Елизавету в Норвегии, 2001 год
Кронпринцесса Дании Мэри и императрица Японии Митико
Принцесса Диана делает реверанс перед королем Испании Хуаном Карлосом
Далее все просто: вторые в очереди на трон обязаны кланяться первым, третьи — вторым, четвертые — третьим и так далее. Но, к сожалению или к счастью, это правило непреложно только в случае государственных или официальных визитов. Вот почему, например, когда в 2011 году Кейт и Уильям прилетали в Копенгаген (просто для того, чтобы посетить центр ЮНИСЕФ), герцогиня Кембриджская не стала склоняться в реверансе перед встречавшей ее кронпринцессой Мэри.
Кронпринцесса Дании Мэри и герцогиня Кембриджская…
… во время визита британских наследников в Копенгаген, 2 ноября 2011 года
Должен ли президент кланяться королю
Ну, и напоследок о порядке взаимоотношений реальных глав государств с представителями королевских семей. Естественно, в рамках одного государства власть фактическая в лице премьер-министра склоняется перед монархом и членами его семьи. Вот почему, к примеру, искусству реверанса пришлось обучиться Маргарет Тэтчер и Терезе Мэй.
Маргарет Тэтчер и Елизаета II, 4 декабря 1985 года
Тереза Мэй и королева, 12 июля 2017 года
Что же касается глав разных государств, то это, как выясняется, сугубо вопрос политики и учтивости. Согласно устоявшемуся обычаю, президенты, премьер-министры и канцлеры не обязаны совершать поклон перед монархами, так как в правовом смысле в своих странах они остаются такими же главами. Ни Маргарет Тэтчер, ни Тереза Мэй не кланялись императору Японии во время визитов (хотя баронесса была рада склониться перед королем Испании Хуаном Карлосом), а канцер Германии Ангела Меркель не приседала в реверансе перед Елизаветой II. С другой стороны, когда Ее Величество совершала государственный визит в Германию в 2015 году, супруга президента страны Герхильд Гаук из вежливости поклонилась монархине (хотя ее муж не стал этого делать).
Маргарет Тэтчер приседает в реверансе перед королем Испании, 1988 год
Но, пожалуй, самую неоднозначную реакцию в свое время вызвало непоследовательное поведение Барака Обамы, который, совершая государственный визит в Великобританию в апреле 2009 года, приветствовал королеву рукопожатием, а, отправившись через полгода в Японию, низко поклонился императору Акихито (Мишель приседать в реверансе не стала). Тогда у народа США этот жест их президента вызвал невероятную волну возмущения, ведь фактически выглядело это так, будто гигантская Америка склоняется перед крохотной Японией. Словом, учтивость мистера Обамы никто не оценил.
Дональд Трамп, однако, не стал повторять ошибок своего предшественника. Во время своего первого визита в Японию ни он, ни его супруга Мелания не стали кланяться императорской чете. Что, однако, очень непохоже на поведение 45-го президента США в Саудовской Аравии в тому же году, когда тот, принимая орден от короля, нет-нет, да сделал едва заметный реверанс (это был даже не поклон) монарху. Забавно, что во время своей избирательной кампании Дональд Трамп открыто называл Обаму «любителем» за привычку кланяться иностранным королям. Но, видимо, даже такой беспринципный человек, как он, не всегда может устоять перед ареолом, исходящим от суверенов.
Фото: Getty Images, Rex, Legion-Media.ru
Marie Claire Editorial
Этикет и правила поведения — Зимний театр Сочи, Органный зал, концерты, спектакли
Безопасность:
Просим с пониманием отнестись к осуществляемым мерам безопасности, направленных на обеспечение режима антитеррористической и противоправной защищенности.
На входе сотрудниками охранного предприятия вам будет предложено пройти через рамку металлодетектора, а также открыть для осмотра сумки, портфели, пакеты.
Направляясь на представление не берите, пожалуйста, с собой какие-либо острые предметы, оружие, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости или материалы — в противном случае вы не будете допущены в здание сценической площадки.
В помещениях Зимнего театра и Зала органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской ведется видеонаблюдение, круглосуточно присутствуют сотрудники охранного предприятия, обеспечивается экстренное прибытие групп быстрого реагирования полиции и специальных служб.
Дресс-код:
При визите в театр, в филармонию, в концертный зал приняты торжественные наряды: у дам — вечерние платья и украшения, у их спутников — костюмы классического покроя, а в особо торжественных случаях — фраки.
Современный ритм жизни не всегда позволяет строго соблюсти данную форму одежды — чаще всего зрители и слушатели направляются на представление сразу после работы, не имея возможности переодеться.
Следует помнить, что головной убор на мужчине в помещении считается плохим тоном; у дам допускается элегантная шляпка.
Не переживайте, вас безусловно пустят и в демократичной форме одежды. Однако не стоит переходить границ: пляжная одежда, разного рода шорты, короткие юбки и парео неуместны. Тем более, нужно быть готовым и к тому, что на соседних креслах в зрительном зале могут оказаться люди в (самых что ни на есть) вечерних туалетах, что, согласитесь, доставит неудобство обеим сторонам.
Сегодня театр — одно из тех редких, почти заповедных мест, куда по-прежнему можно и нужно наряжаться в условный пух и прах. Если речь идет о смелой постановке в театре вроде «Практики», то можно допустить некую вольность во внешнем виде. Если же вы собираетесь на историческую сцену Большого театра или на премьеру спектакля Римаса Туминаса, то само место, обстановка и торжественность требуют определенного дресс-кода.
Театр — не совсем то место, где принято сверкать конечностями. Устройте небольшой «краш-тест» своему потенциальному театральному наряду: присядьте в нем. Если вы тут же непроизвольно начинаете одергивать юбку и понимаете, что она коротковата, то не стоит идти в театр в таком виде. Приберегите смелое платье для встреч с друзьями. Один из самых беспроигрышных вариантов — платье-футляр черного цвета или красивого чернильного оттенка. На фоне вроде бы строгого наряда совершенно по-особенному замерцают украшения, кроме того, будет значительно проще подобрать аксессуары.
Ретро-шик
Сколько бы ни писали про бельевой стиль, театр — это именно та ситуация, когда шелковые платья-комбинации и декорированные кружевом топы абсолютно неуместны. Зато красивые платья или юбки, будто перенесенные в наше время из 50-х, буквально напрашиваются «пойти» с вами на вечерний спектакль. Подобные вещи — сами по себе целое действо: слегка шуршащие, тяжелые юбки, красивые силуэты, прикосновение плотного шелка к коже. Обязательно красиво расправьте юбку, усаживаясь в кресло.
Платья из «сложных» материалов
Плюс театрального наряда в том, что он и сам может быть немного театральным. Даже если вы приедете с муфтой, в смокинге на голое тело и тростью в руке или с пенсне, то будете выглядеть лучше, чем посетители в джинсах, кроссовках и с полиэтиленовыми пакетами в руках. Не бойтесь платьев из сложных материалов. В этой жизни не так много поводов, куда можно было бы надеть красное бархатное платье и не выглядеть «слишком разряженной». Возможно, театр — последняя обитель подобных вещей.
Костюмы
Если предыдущие пункты вызвали у вас нервную дрожь, то ваш вариант — красивые, идеально сидящие брюки и рубашка. В сочетании с туфлями на каблуке и правильно подобранными украшениями выглядит костюм столь же эффектно, как и действие, разворачивающееся на сцене. Смокинг, повторяющий очертания вашего тела — еще одна прекрасная альтернатива платью. На красивую женщину в смокинге невозможно не смотреть.
Обувь
Если вы сразу представили высоченные острые каблуки, то совершенно напрасно. В категорию «обувь для театра» входит множество моделей! Это могут быть и лоферы, расшитые металлизированными нитями, и замшевые туфли с красивым декором, и лакированные Мэри Джейн. Красивые туфли на высоком каблуке тоже никто не отменял, но старайтесь подбирать модели без платформы, поскольку зачастую такие туфли смотрятся агрессивно.
Очень красиво и по-особенному нарядно в театральных стенах выглядит бархатная обувь. Подобные модели самодостаточны, и в реальной жизни они не всегда придутся к месту, зато в вечернее время — это один из лучших вариантов.
Если вы идете на балет, то попробуйте примерить невероятно модные этим летом «пуанты». Разумеется, это никакие не пуанты, а балетки из атласа, но всем понятно, что дизайнеры вдохновлялись именно балетной жизнью.
Маленькие сумочки
Аккуратный клатч или маленький бархатный ридикюль, украшенный вышивкой, перьями или красивыми узорами — что-то вроде личного театрального бинокля: показывает, что вы «свой» человек в стенах театра. Кроме того, маленькие вечерние сумки, красивые клатчи и конверты гораздо функциональнее, чем вам может показаться. Учитывая все современные тренды, даже такой сложный предмет, как клатч с перьями страуса, будет удивительно гармонично сочетаться и с пальто, и с джинсами, и с менее «официозными» платьями в повседневной жизни.
Верхняя одежда
Вечернее пальто — вещь столь же непрактичная, сколь и эффектная. Прийти на премьеру балета в осенних сумерках в пальто из плотного шелка или в красивом кейпе из тонкой шерсти с контрастной отделкой, совпадающей по цвету с туфлями или платьем, — высший пилотаж. Такое стоит попробовать хотя бы однажды, чтобы рассказывать в будущем внукам.
Пунктуальность:
После третьего звонка вход в зрительный зал воспрещен. Это очень важное правило во всем мире — опоздавшие зрители или слушатели, которые ищут в зале свободные места или просят подняться уже сидящих, чтобы пройти к своим креслам, могут легко разрушить атмосферу происходящего сценического действия.
Время начала всегда указано в вашем билете. Пожалуйста, рассчитывайте время, необходимое вам для того, чтобы добраться на представление вовремя. Иначе вы сможете попать в зрительный зал только после антракта.
Вход в Зимний театр или Зал органной камерной музыки открыт за 45 минут до начала представления. К вашим услугам буфеты и развлекательная программа в фойе в формате променад-концертов с участием коллективов и солистов Сочинской филармонии.
Гардероб:
Верхнюю одежду, зонты, мужские головные уборы, как и слишком большую ручную кладь, следует оставить в гардеробе.
Гардеробы Зимнего театра и Зала органной и камерной музыки работают в период с октября по май.
Электронные устройства:
Мобильные телефоны, планшетные компьютеры, автомобильные сигнализации, иные электронные устройства следует отключить или перевести в безвучный режим (без длительной вибрации).
Звуковой сигнал от звонка или поступившего сообщения может прозвучать в самый неподходящий для этого момент — в драматической мизансцене, в напряженный момент сценического действия, в лирическом эпизоде.
Выходить из зрительного зала во время действия, для того чтобы ответить на входящий телефонный звонок, равно как разговарить непосредственно в зале (даже произнести шепотом: «Я в театре, перезвоню позже»), — считается плохим тоном.
Фото и видео:
Фото- и видеосъемка, а также аудиозапись на представлениях Сочинского концертно-филармонического объединения запрещена, за исключением официально аккредитованных представителей средств массовой информации.
Это требование вызвано необходимостью обеспечения законодательства об авторских и смежных правах с одной стороны, и, с другой стороны, стремлением исключить во время представления фотовспышек и звуков шума затвора.
Если вы хотите сделать фотографию на память — используйте время до начала представления или в антракте.
Культурный досуг принято проводить с семьей, в том числе с детьми. Дети до трех лет имеют право бесплатного посещения представления в сопровождении своих родителей (билет ребенку не требуется). Но следует внимательно ознакомиться с афишей предстоящего мероприятия, обратив внимание на существующие возрастные ограничения.
По закону мы не вправе допустить ребенка к просмотру спектакля, концерта, зрелищного представления, эстрадного выступления, если по его ходу используются сюжеты и лексика, недоступные пониманию и способу восприятия окружающего мира ребенка.
Более того, маленький ребенок не всегда может сконцентированно выдержать представление продолжительностью от 1,5 часов и более. Его вопросы к маме или папе о происходящем на сцене, возможный плач или желание походить, непременно доставят неудобство окружающим и исполнителям.
Просим учесть данную информацию. Если вы идете на вечернее представление, лучше всего оставить маленького ребенка дома с родными или няней.
Аплодисменты:
Театрально-концертный этикет достаточно строго определяет, когда следует аплодировать, а когда нет.
Если вы на спектакле, то аплодисменты допустимы в момент открытия занавеса — в знак одобрения работы художника и постановщика, в момент выхода любимого артиста на сцену, когда удачно исполнены мизансцена или эпизод и, естественно, после завершения спектакля. Посещая оперу или балет, стоит помнить, что действие начинается не с поднятия занавеса, а с первого тона, раздающегося в оркестре при начале увертюры, поэтому аплодисментами приветствуют вышедшего к пульту дирижера, а затем аплодируют в момент окрытия занавеса.
Если вы на концерте классической музыки, то нельзя аплодировать во время паузы между отдельными частями одного и того же музыкального произведения. Подсказка: если вы впервые слышите произведение, то следите за дирижером, он закроет ноты и повернется к публике только после того, как оркестором сыграны все части.
Не следует аплодировать в случае задержки начала спектакля или академического концерта, а если задерживается концерт популярного эстрадного исполнителя или рок-группы, то напротив, это одобряется.
В знак особого восхищения работой артиста в театре допускается возглас «браво!», а на концерте также и «бис!» )в случае, если вы просите музыкантов повторно исполнить удачный номер).
Серьезным нарушением норм этикета считается уход из зрительного зала во время поклона или за несколько минут до окончания представления. Некоторые люди совершают такую ошибку по незнанию, спеша в гардероб, чтобы избежать очереди. Но вежливый зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет аплодисментами поблагодарить артистов за их творчество.
Цветы и автографы:
В финале любого представления все его участники выходят на поклон под аплодисменты публики.
Именно на поклоне наиболее уместно преподнести понравившимся артистам цветы. Вручать букет, к которому иногда прилагают записку, необходимо снизу, не поднимаясь на сцену.
Если вы хотите взять автограф, сфотографироваться, передать какой-либо подарок, то это необходимо сделать после представления, подождав артиста в фойе или на служебном выходе.
Еще несколько очевидных правил:
во время представления следует сохранять тишину и не разговаривать с соседями;
не разрешается вносить в зрительный зал еду и напитки;
курение во всех общественных помещениях и местах проведения массовых мероприятий запрещено;
вход в здания театров и концертных залов с домашними животными не разрешается;
лица, находящиеся в состоянии алкогольного, нарокотического или иного опьянения, на представления не допускаются.
15 основных правил театрального этикета:
Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре. Некоторые правила могут показаться очевидными, но всё же не стоит ими пренебрегать.
1. Приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Дамам следует запомнить, что освежать духи непосредственно перед спектаклем — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.
2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь. По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.
3. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман. Разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением, — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.
4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра. К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего).
Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.
5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.
6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.
Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».
7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.
8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.
Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.
9. Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.
10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.
Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.
11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.
12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной. Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном.
Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.
13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.
14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.
Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.
15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.
В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.
картина Михаила Александровича Зичи
«Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II»
Театральный этикет XIX века
«В театре должно держаться, точно так же прилично и воспитано, как в великосветской гостиной. Главное и самое важное условие для всех посетителей театра есть соблюдение строгой тишины. Во время представления неприлично обращаться к соседям с какими бы то ни было вопросами и беспокоить их просьбою одолжить афишу или либретто. Все это следует отложить до антракта, когда не рискуешь помешать другим. Точно так же не должно и знакомым разговаривать между собой во время сценического действия, как бы ни были ярки вызываемые ими впечатления. В этой степени сдержанности и умения владеть собой сказывается хорошее воспитание. Склонность к неуместной болтовне в театре особенно замечается среди женщин, которым мы убедительно советуем воздерживаться от этой неприятной привычки.
При оперных представлениях полная тишина должна восстанавливаться в зале с первым звуком увертюры, которая и есть начало оперы но, к сожалению, у нас в столичных и еще больше в провинциальных театрах увертюру считают как бы временем для съезда и беспрерывный шорох шагов и рассаживание публики по местам мешают слушать истинным любителям музыки.
В бель-этаже и бенуаре костюмы требуются нарядные, часто декольте, но чем скромнее ярус тем скромнее и платье. На торжественных и парадных спектаклях, принято всем надевать в ложах костюм декольте с короткими рукавами, причем пожилые дамы надевают сверху кружева или легкую накидку.
В партер дамам приличнее всего являться в черном платье и в скромной городской шляпке. Ни прически, ни шляпки не должны быть слишком высоки или огромны, для того чтобы не мешать сидящим позади видеть сцену.
Аплодируют только мужчины; ни одна благовоспитанная женщина никогда не позволит себе такого шумного проявления своего одобрения. Но и аплодисменты мужчин не должны быть оглушительны, что всегда крайне неприятно для слуха.
Передние места в ложах всегда предоставляются дамам. В ложах сидят без шляп; пожилые и замужние одевают чепчики или куафюры с цветами; молодые девушки прикалывают к волосам цветы или банты.
Оглядывать театральную залу в бинокль во время представления неприлично, когда должно сосредоточить внимание на сцене и смотреть только туда. Это общее правило для всех, но в особенности молодые девушки должны избегать осматривать публику, даже в антрактах они должны делать это крайне осторожно, не обращая на себя ничьего внимания. Высказывать кому свое мнение, хвалить или порицать самоуверенно того или другого актера молоденьким девушкам также неприлично. Вообще они должны держаться как можно спокойнее и незаметнее.
Если в театре оказываются знакомые, то с ними не раскланиваются радостно и усердно, а лишь приветствуют их издали легким наклонением головы; если это лицо очень высокопоставленное, то следует кланяясь, несколько привстать.
Дамам вообще лучше не выходить из лож или из партера, но если уж очень жарко, то они могут прогуляться со своим кавалером в фойе; одна же дама туда идти не может. В ложу можно принести мороженое или прохладительное питье, но в партер этого не делается. Можно привозить с собою конфекты и освежающие лепешки, так же как одеколон во флакончике, но употребление мятных и других сильно пахучих лепешек следует избегать, так как запах их может быть неприятен окружающим»
Источник:
музей Минусинского драматического театра
(Красноярский край)
Советский этикет
«Есть зрители, которые довольно темпераментно разговаривая с соседями, делятся впечатлениями по поводу идущего спектакля. Они совершенно не считаются с тем, что мешают сидящим рядом, отвлекая их внимание. Иногда, из желания не мешать, беседу ведут шепотом, а шепот, как правило, раздражает и мешает больше, чем говор. Понятно, что в некоторых случаях хочется поделиться впечатлениями по поводу исполнения, однако это несовместимо с установившимся правилом: не разговаривай во время действия. Бывает и так: желая сказать что-то очень важное, человек наклоняет голову к уху своей спутницы (спутника), не думая о том, что находящийся сзади зритель должен менять позу, чтобы что-то видеть на сцене. Следовательно, и такой способ общения не всегда можно использовать во время спектакля.
Дурной привычкой является еда во время действия. Она и внимательное отношение к игре актеров — процессы несовместимые. Если человек сосредоточен на игре исполнителей, он не ощущает вкуса хорошей конфеты, если же он ощущает вкус (конфеты, то в этот момент не способен глубоко воспринимать игру актеров, которая действует только как фон, а фон не получает в сознании человека той оценки, которая необходима для восприятия искусства. Особую неприятность окружающим доставляет тот, кто во время действия ест мороженое. Желая предохранить костюм от пятен, этот человек отставляет руку в одну сторону, а ноги в другую. Естественно, что сидящие справа или слева испытывают от этого неудобство. Они тоже не хотят, чтобы тающее мороженое попало на их одежду, и вынуждены отвлекаться от сцены, отодвигаться в сторону. Не следует обижаться на билетеров, которые, в соответствии с требованиями дирекции театра, никого не пускают с мороженым в зрительный зал. В некоторых театрах посетителей обслуживают продавцы, разносящие фрукты и сладости по рядам. Такая продажа существует, значит ею можно пользоваться. Но яблоки, апельсины, шоколад и т. д. надо есть только в антрактах, а не во время действия.
Нередко бывает, что часть зрителей уходит из театрального зала до окончания спектакля. Этот уход с точки зрения экономии времени бессмыслен. И вот почему. Наблюдения показали, что через 5—8 минут после окончания спектакля в гардеробе уже никого нет. Какая принципиальная разница в том, окажется ли человек дома без десяти минут двенадцать или ровно в двенадцать? — Никакой. Однако некоторые, плохо воспитанные люди поднимаются с мест во время финальной сцены н бегут в гардероб. Они не считаются с тем, что, не желая этого, обижают исполнителей, которые судят о своей игре по реакции зрителей. Кроме того, есть спектакли, где кульминация или развязка пьесы наступают в самом конце представления, то есть все, что было сыграно ранее, лишь подготовка к последним репликам иди последней сцене, в которые автор вложил свою главную мысль. В результате уходящие не получают цельного представления о спектакле и не думают о тех, кто хочет его досмотреть. Бывает, когда в финале спектакля, желая что-то лучше увидеть или готовясь к выходу, зрители встают. В результате сзади раздаются возмущенные голоса, возникает беспорядок. Все проявления невежливости подобного рода совершенно недопустимы. Следует также учитывать, что многие спектакли имеют поставленный режиссером выход на поклон. Этот церемониал много и активно репетируется актерами, является частью представления. Уходящие раньше лишают этого интересного зрелища не только себя, но мешают увидеть его зрителям, которые хорошо воспитаны и любят театр.
Как это ни странно, но приходится говорить и о таких помехах зрителю, как большие модные прически. Думает ли женщина, пришедшая в театр с подобной прической, о том, что она причинит огорчение сидящим сзади? Не вдаваясь в критику этих причесок, надо сказать, что появление с высокой прической там, где она кому-либо помешает, по существу является своеобразным проявлением невежливости. Парикмахеры предлагают прически различных фасонов. Видимо, большие прически целесообразны в праздничные дни для визитов к родственникам или знакомым, на балах, на различного рода торжествах, но они совершенно непригодны для посещения театра, концертного зала и кинотеатра. То же можно сказать и о больших меховых шапках и шляпах. Вообразите, что ваше место в зрительном зале за дамой, на голове которой большая меховая шляпа. Естественно, что нормально видеть происходящее на экране вы не сможете. В дореволюционном русском театре существовало хорошее правило этикета: женщина, сидевшая в партере, должна была быть гладко причесана, не иметь на голове украшений. С такими украшениями, так же как и в шляпе, она могла появиться только в ложе, в которой, как правило, молодые мужчины смотрели спектакли стоя.
Источник:
И. Э. Кох «О поведении в общественных местах»,
сборник «Советский этикет»: Л., «Знание», 1974
Как кланяться (и что ваш лук говорит о вас) : PerformerStuff More Good Stuff
Как кланяться (и что ваш лук говорит о вас)
Автор Pandora Scooter
3 августа 2017 г.
В последнее время я заметил, что многим молодым актерам и танцорам не помешает поклон. Как исполнитель, поклон является необходимостью после каждого выступления, и это традиция, что актеры и танцоры делают поклон или реверанс, так почему бы не научиться? Поклон — это способ, которым исполнитель должен смиренно и грациозно отмечать поддержку, одобрение, любовь, обожание, празднование и/или похвалу публики!
Поклониться, по сути, означает принять аплодисменты и все, что публика предлагает вам в качестве похвалы (цветы, подарочные карты в адрес Cracker Barrel) — и вы отвечаете поклоном. Это разговор со зрителем, и вы должны присутствовать при нем. Не умеете кланяться? Вот как!
Простой лук.
Встаньте в нейтральное положение, руки по бокам, ноги на ширине плеч, затем примите аплодисменты зала на несколько тактов и как бы говоря в ответ: «Спасибо!» согните бедра, пока ваша спина не будет параллельна сцене, а руки не окажутся по бокам. Задержитесь на удар или два, а затем встаньте обратно. Если это оправдано, перейдите в другую часть сцены и повторите.
Альтернатива: Некоторым людям нравится кланяться в бедра, пока их руки не упадут на ноги. Я думаю, что это больше похоже на упражнение на растяжку, чем на поклон, но некоторые люди предпочитают именно его.
Реверансы в реверансах
В наши дни реверансы почти не используются, но полезно знать, как их делать — будь то для развлечения или серьезно. Чтобы сделать реверанс, из положения стоя поставьте ноги под углом 90 градусов так, чтобы пятка одной ступни касалась свода другой ступни. Опустите голову и согните колени, держа юбку (или брюки) для лука. Обычно это делается как быстрое погружение.
Полный реверанс
Из положения стоя поставьте одну ногу под углом 90 градусов позади передней ступни (пятка передней ступни должна касаться свода задней ступни). Затем поднимите платье (или брюки, если вы шутите) и перенесите заднюю ногу вперед в точку прямо перед собой. Сделайте полный круг заостренной ногой и согните колено, пока голень не окажется позади вас на земле. Опустите туловище и наклоните голову. Делайте движения в обратном порядке, чтобы встать.
Украшения.
Некоторые исполнители машут руками, целуют, показывают большой палец вверх, встают и улыбаются, говорят «спасибо». Все это приемлемые украшения к поклону, но я настоятельно призываю исполнителей обязательно кланяться, по крайней мере, один или два раза. Поцелуи или слова «спасибо» не должны заменять поклон.
Нужен совет? Мы вас прикрыли.
- 10 основных правил сценического боя (для безопасности всех)
- 5 Преимущества боевой стадии обучения
- Не будь дивой: распространенные ловушки и как их избежать
- 9 предметов одежды, которые каждый трагик должен иметь в своем гардеробе
- Что делает сайт актера WOW?
- «Мое отношение не дает мне ролей?» И другие важные вопросы актерам
- 6 шагов к запоминанию Шекспира
- 10 способов оставаться здоровым в течение всего сезона
- Что нужно, чтобы взломать озвучку?
- 5 советов, как успешно пройти прослушивание в музыкальном театре колледжа
- 10 советов по владению комнатой на соревнованиях
- Как совместить театр и курсовую работу
- 10 секретов великого дублера
- 10 предметов, которые каждый актер должен носить в репетиционной сумке
- 10 предметов, которые каждый танцор должен иметь в своей репетиционной сумке
Pandora Scooter — национальный гастролирующий исполнитель. Она написала и провела 13 персональных шоу. Совсем недавно она написала, продюсировала и снялась в феминистском панк-рок-мюзикле под названием 9.0071 wRETCH в рамках Фестиваля свежих фруктов. На факультете уважаемой студии Терри Никербокера она разработала методологию анализа сценариев, о которой написала книгу. Она уроженка Вашингтона, округ Колумбия, и живет со своим женихом и дочерью в центре Нью-Джерси. Свет гаснет, и театр молчит, зрители ждут, затаив дыхание. Это оно? Шоу закончилось? Внезапно со сцены вырывается луч энергии, когда актеры выливаются в организованных позах и движениях. Аплодисменты публики наполняют театр, в то время как исполнители исполняют свою последнюю реплику на ночь: кланяются. Негласное соглашение между зрителем и актером, занавес и поклон — время выразить благодарность за проделанную работу на сцене, а также зрителю за его оценку. Инопланетянину это может показаться немного странным: при любом нормальном человеческом общении два человека будут использовать свой голос для общения, но в театре один человек складывает руки, а другой наклоняется. Что тут происходит? Мы уже сделали небольшой экскурс в историю, чтобы объяснить, почему мы хлопаем в ладоши, а теперь нам хотелось бы пройтись по истории того, почему исполнители кланяются. Откуда появился этот лук? Невозможно отследить, когда это движение вошло в моду, поскольку считается, что двуногие люди появились миллионы лет назад. Некоторые лингвисты поддерживают «теорию жестов», которая предполагает, что до того, как люди развили разговорный язык, они говорили жестами. Сравнивая сегодняшнюю жестовую коммуникацию с устной, эксперты обнаружили, что и вербальная речь, и язык жестов грамматически сложны. Это подтверждает идею о том, что язык жестов достаточно сложен, чтобы удовлетворить потребность в человеческом общении. Поклонение произошло от языка жестов? Возможно. Изменилось ли его значение с годами? Определенно. От фресок до резьбы и иероглифов мы видим, что люди записывали существование лука на протяжении тысячелетий. Из этих письменных и нарисованных рассказов о ранней истории человечества ясно, что лук служит знаком уважения бесчисленным подданным, сгибающимся в талии в присутствии более могущественной силы. По мере того как записанная история переходила от визуального представления к письменному слову, акт поклона описывался с большей точностью. Например, в европейских культурах более глубокий поклон означал большее уважение. Это действие традиционно предназначалось для мужчин, а женщины могли делать реверанс. Сегодня мы видим очень мало «социальных поклонов» в тех же самых европейских странах, но нормальные поклоны как социальный жест отличаются в других частях мира. Поклон после выступления — это знак благодарности зрителям за то, что они смотрели, слушали и наслаждались. Восторженные аплодисменты публики — это энергичное спасибо, а поклон исполнителя отвечает на эту благодарность так, как он считает нужным: это правильный ответ на аплодисменты. Кроме того, поклон на занавесе — это не только благодарность, но и время для актера показать свою уязвимость. Будь то большой и здоровенный поклон, демонстрирующий гордость за работу, которую они проделали на сцене, или неосторожный и благодарный зрителям перед ними, этот жест в конце выступления является идеальной кнопкой для завершения выступления. Итак, люди сразу сложили два и два и поклонились в конце каждого выступления? Не обязательно. Идея «занавеса» не использовалась для каждого театрального представления примерно до 19 века. Довольно сложно отследить фактическое происхождение вызова на занавес, но из архивов новостей и рассказов писателей того времени мы можем отметить, что он стал популярным в 1820-х годах. Одним из спектаклей, который может положить начало этой практике, является итальянская комическая опера 1824 года «Фанатик для музыки». Здесь выступление мадам Анжелики Каталани закончилось вызовом занавеса, который выделил постановку. Уильям Томас Парк, английский музыкант и писатель того времени, рассказывает, что вскоре после этого выступления, где использовался занавес, его примеру последовали другие выступления. Вскоре после этого, в сезоне 1826 года, вызов занавеса стал обычной практикой. Со временем эта тенденция только развивалась. Этот четкий момент, когда публика должна отдать исполнителям должное уважение, может варьироваться от сидячих аплодисментов до аплодисментов стоя с развевающимися в воздухе цветами. На самом деле бросание цветов на сцену также произошло из 1820-х годов. В то время как занавески становились все более модными, женская мода также процветала. В то время женщины носили цветы в волосах, и вскоре эта тенденция стала распространяться не только на волосы. Вскоре женщины стали носить цветы везде, куда бы они ни пошли, включая театр. Естественно, это привело к тому, что зрители стали бросать цветы на сцену. Хотя в то время эта практика считалась чрезвычайно глупой, она стала настолько популярной, что сегодня бросание цветов на сцену при вызове занавеса может считаться честью для исполнителя. Театр взял то, что начиналось как способ просто выразить благодарность, и превратился в неотъемлемую часть спектакля. Поставлено, спланировано и отработано: сегодня мы можем легко определить множество типов луков. Ансамбль поклонился вместе, демонстрируя солидарность со всем актерским составом, застенчивый крошечный поклон для скромного актера или даже интенсивный поклон слева направо для исполнителя, пытающегося впитать каждую последнюю каплю славы. Аплодисменты этим поклонам в конце шоу могут стать для публики катарсисом — возможно, первым шагом в обработке искусства, которое вы только что видели на сцене. От знаменитостей, которые любезны, до исполнителей, еще не известных, есть один общий язык, который они, несомненно, разделяют: лук. Миниатюра: Фото Сухён Чхве на Unsplash
Почему исполнители кланяются?
Лук сквозь время
Когда впервые позвонил занавес?
Иди и поклонись