Рубрики
Меган МАРКЛ

Откуда пошли матрешки: Как русская матрешка завоевала планету?

Как русская матрешка завоевала планету?

Зайдите в любой сувенирный магазин в России. Какие изделия самые запоминающиеся, самые яркие? Какие пользуются у иностранцев широким и неослабевающим спросом? Правильно, матрешки.

Изготовление деревянных игрушек, которые можно вкладывать одну в другую, русские умельцы освоили очень давно. В первую очередь это были пасхальные яйца и яблоки. Такие игрушки получили развитие с появлением токарного станка. Истории известно, что на таком станке любил поработать сам Петр I, но вот свидетельств, что он мастерил такие поделки, не сохранилось.

Считается, что первая русская матрешка «родилась» в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов, знаменитый промышленник и меценат. Рассказывают, что в мастерскую из Японии попала деревянная игрушка – фигурка лысого старика, мудреца Фукурумы. Эта кукла состояла из сложенных друг в друга семи фигурок. Художник мастерской Мамонтова Сергей Малютин заинтересовался этой поделкой и решил создать что-нибудь подобное, только с русским колоритом. Малютин сделал эскиз, деревянную форму изготовил мастер Василий Звездочкин.

Матрешка Сергея Малютина

Малютин раскрасил кукол в стиле, который сам же и придумал. Первая матрешка содержала восемь кукол и изображала мать и семерых дочерей. Эта игрушка сохранилась до наших дней и находится в Музее игрушки Сергиева Посада. Там же находятся и другие варианты матрешек: Старик, Гетман, «Сказка про репку».

Почему же игрушку нарекли именно матрешкой? Имя Матрена было весьма популярным в России. Оно обычно связывалось с образом многодетной матери, у которой была дородная фигура, далекая от стандарта 90-60-90. Со временем это имя приобрело нарицательный характер и использовалось для обозначения ярко раскрашенных деревянных кукол. Первая кукла Сергея Малютина стала воплощением древнейшего символа российской культуры.

Сначала матрешки изготавливались в московской мастерской, а после ее закрытия центром производства стали учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада.

Появление матрешки именно в это время было не случайным. Русская художественная интеллигенция как раз в ту пору поворачивается в сторону произведений народного творчества, народного искусства. Во многих домах появляются коллекции, связанные с народными традициями. А вот широкому распространению матрешки за рубежом способствовала популяризация всего русского благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева в Париже.

Массовый экспорт матрешек начался с ежегодных ярмарок в Лейпциге.

С 1909 года наша матрешка – постоянная участница Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий в Лондоне. А благодаря передвижным выставкам, организованным Русским обществом пароходства и торговли, матрешка стала желанным гостем приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

Расцвет этого вида народного творчества прервался с началом строительства социализма в СССР. В Советском Союзе, где главная ставка делалась на индустриализацию всей страны, внимание ремеслу по изготовлению  деревянных кукол уделялось минимальное. Производство матрешек осуществлялось на государственных фабриках. Делали кукол по определенному шаблону, утвержденному заранее, и отступать от него не рекомендовалось. Фабричным путем производили матрешек столько, что смогли организовать их экспорт в большинство стран мира.

Выставка «Музей русской матрёшки»

Горбачевская перестройка открыла дорогу самовыражению художников. И они самовыражались кто как мог. Среди героев «матрешечного» промысла конца 1980-х появился весь пантеон российских и советских деятелей, герои мультфильмов, сказок, и даже не обошлось без разного рода вульгарщины. А кто-то из творцов Госплана СССР решил, что можно увеличить объемы производства, делегировав его Молдавии, Украине, Кавказу и другим местам. Рынок матрешек заполонили посредственные поделки. Без родных традиций матрешка превратилась в обычную деревянную игрушку, примитивную и простую. Правда, наряду с обилием ширпотреба, появилась и авторская матрешка – украшение многих российских и западных коллекций.

Хотим мы или нет, но матрешка – важное художественное событие в культуре России. Она по праву заняла почетное место в образах и душе нашего народа.

Где появилась первая матрешка и кто ее придумал?

Подарки к празднику

  • День пограничника
  • Выпускной
  • День рождения
  • Юбилей
  • Свадьба
  • Годовщина свадьбы
  • Новоселье
  • Посмотреть все

Кому подарок

  • Иностранцам
  • Папе
  • Маме
  • Дедушке
  • Бабушке
  • Мужчине
  • Женщине
  • Мальчику
  • Девочке
  • Коллеге
  • Посмотреть все

Главная \ Советы и рекомендации \ Где появилась первая матрешка и кто ее придумал?

« Назад

О том, откуда взялась русская матрешка, ходит много полулегендарных рассказов. Точно известно немногое: например, где появилась первая традиционная матрешка – в Москве! Уже позже производство было перенесено в Сергиев Посад, и там налажен промышленный выпуск игрушек. Четко определено и время: самый конец XIX века, так что символичному российскому сувениру всего-то чуть более сотни лет.

А вот как родилась идея разъемной куклы, и кого можно считать ее «родителями» – наполовину загадка…

Долгое время существовала официальная версия: да, расписная куколка сделана в России, но корни у нее… японские. В конце XIX века предприниматель Анатолий Мамонтов держал в столице магазин-мастерскую под названием «Детское воспитание», где изготавливали необычные игрушки – с развивающим эффектом, как сказали бы сейчас. И вот якобы жена старшего брата владельца мастерской, знаменитого купца и мецената Саввы Мамонтова, съездила в Страну Восходящего Солнца и привезла забавную фигурку японского божка – то ли Фукуруму, то ли Даруму, то ли Косэси…. Оригинальный вид статуэтки и породил идею матрешки.

Но совсем недавно в свет вышло крупное исследование корней курской куклы, где убедительно доказано: не было никаких «японцев». Была фантазия простого русского токаря по дереву Василия Петровича Звездочкина, работавшего в «Детском воспитании». Умелец-самородок увидел деревянную болванку интересной формы… и пришел к Анатолию Мамонтову с предложением сделать новую куклу. Получил «добро», выточил куколку и отдал на роспись арбатским художникам. Кстати, вот минус и второй миф – о том, что первую куклу собственноручно расписывал художник Сергей Васильевич Малютин.

Где появилась первая разъемная матрешка

«Стартовая» куколка была цельной, неразъемной; более того, сохранился еще более ранний образец работы Василия Звездочкина, имеющий характерную матрешечную форму, но изображающий скорей богатыря. Прославленная девочка с петухом на три-шесть мест появилась позже, уже в Сергиевом Посаде, после вдумчивой доработки – но именно эта куколка и считается первой русской матрешкой.

…Токаря Звездочкина, без сомнений, можно считать «отцом» оригинальной куклы. Но есть у матрешки и «мама»: это жена Анатолия Мамонтова, совладелица мастерской детской игрушки Мария Александровна. Именно ее вдохновляющее участие не позволило матрешке остаться рядовым изделием, каких много, а начать чудесную жизнь художественного народного символа.

Так что на неоднозначный вопрос, где придумали матрешку, теперь можно с полной уверенностью отвечать: в России, и только в России!

Матрешка — Российские исследования — Колледж Макалестер

Для нерусских матрешка, или матрешка, является одним из наиболее типичных представителей традиционной русской крестьянской жизни. Постороннему взору он кажется пережитком причудливой крепостной культуры. Удивительно, однако, что матрешке едва исполнилось сто лет.

Первая матрешка, созданная в 1892 году, очень похожа на матрешки, которые сегодня можно найти в сувенирных магазинах по всему миру. Это маленькая деревянная кукла почти идеальной цилиндрической формы, раскрашенная так, чтобы напоминать крестьянку в традиционном сарафане, держащую петуха. Она открывается, чтобы показать меньшую куклу, которая, в свою очередь, открывает еще одну куклу и так далее. Всего помимо куклы-матери есть семь кукол; они состоят из пяти девочек, одетых одинаково, куклы-мальчика и крошечного младенца в центре. Каждая кукла одета в яркую одежду (хотя и выцветшую с возрастом) и имеет небольшую улыбку, розовые щечки, светлые волосы и платок («Первый»).

Эта матрешка — продукт возрождения русского искусства. В конце девятнадцатого века в России наблюдалось сокращение производства игрушек с использованием российских материалов, поэтому королевские особы и другие представители высшего общества начали поощрять дальнейшее производство через систему патронажа (Lodder 399). Княгиня Мария Тенишева сыграла важную роль в возрождении русского производства, создав в своем имении Талашкино систему мастерских. С 1900 по 1905 год мастерские были более или менее утопией счастливо занятых крестьян (Salmond 11). Одним из таких крестьян был человек по имени Сергей Малютин, нарисовавший первую матрешку по воле мецената Саввы Мамонтова. Брат Мамонтова Анатолий, владелец магазина игрушек, видел подобных кукол во время визита в Японию и был очарован концепцией гнездования. Игрушечники в ведущих центрах игрушек Сергиева Посада и Семенова стремительно приступили к выпуску матрешек (Рузвельт).

Куклы вскоре стали главным экспортным сувениром из России. Нерусские покупатели считали, что это подлинные произведения народного искусства ручной работы, представляющие «древнюю богиню-мать сибирских народов» (Hilton 127). Тем не менее, хотя на самом деле они производились серийно, это убеждение было близко к истине — многие русские крестьянские фабричные рабочие изготавливали и раскрашивали матрешки (само название связано с матерью, русским словом «мать») как представление Россия-матушка (Салмония 10). Как говорит Джоанна Хаббс в Мать-Россия , «Матрешка (sic) … испорчена, сувенир родины продан туристам … ее архаическое значение забыто. И все же… ее иконографическое присутствие… выражает мифологию материнства» (237). По сути, матрешка по-прежнему несет в себе уникальный символизм русского патриотизма, даже несмотря на то, что она производится для туристов по всему миру.

Сегодня отношение россиян к матрешкам разделилось. Хотя некоторые куклы тщательно изготавливаются вручную, большинство из них по-прежнему производятся на фабриках. По словам социолога Джорджа Ритцера (George Ritzer, 204), они производятся еще дешевле, чем прежде, и «сведены к самому низкому уровню халтуры и китча». В последнее время стало модным создавать матрешки практически любой тематики, в том числе набор кукол с изображением российских лидеров, таких как Владимир Путин, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Иосиф Сталин. Этот набор был фактически запрещен в Москве за искажение русского духа, считая его «вульгарным, неэтичным и унизительным» («Не» 8).

Хотя матрешки чаще всего ассоциируются с Россией, у них есть аналог в японской культуре. Это деревянные куклы, известные как кокэси, на основе которых Анатолий Мамонтов создал оригинальные матрешки. Они скорее высокие и стройные, чем округлые, но гнездящиеся кокэси все же можно найти. Точно так же, как матрешка представляет мать, кокеши представляет ребенка. На самом деле родители, потерявшие ребенка, часто получают в подарок кукол кокеши («кокеши»).

Несмотря на узнаваемость матрешек, они редко используются в литературе или кино. Скорее, матрешку скорее можно рассматривать как метафору чего-то, вложенного внутрь чего-то другого. Мелисса Грин делает именно это в своем стихотворении «Матрешка». Она ссылается на название стихотворения в строке «Русская кукла заключает в себе / независимые предложения». Затем она использует ряд метафор, в том числе панцирь жука и «вышитое кровью яйцо» (65), чтобы изобразить процесс, посредством которого эмоции проявляются — скрытые, но все же видимые — в письме. Подобным образом внешняя матрешка скрывает меньших кукол, но дает ключ к пониманию того, что находится внутри.

Матрешки занимают любопытное место в русском сознании чуть более ста лет. Для своих иностранных покупателей матрешки продолжают представлять собой мечту древних русских крестьянских верований. Для россиян они не более чем очередная игрушка, но они воплощают глубокую любовь к своему народу.

Алисия Энтерман – 15 декабря 2009 г.

 

Процитированные работы

  • ДеЛейн, Линда. «Матрешка ˜ Душа России». Русская жизнь. 15 марта 2007 г. 05 ноября 2009 г..
  • Эртл, Ретт и Рик Хибберн. «Искусство русской матрешки (книга)». Русская жизнь 46.5 (2003): 60.
  • Открытие первой музейной куклы-матрешки . 2000. Сергиево-Посадский музей игрушки, Сергиев Посад, Россия. Википедия, бесплатная энциклопедия . 23 октября 2008 г. 05 ноября 2009 г. .
  • Грин, Мелисса. «Поэзия: Матрешка». Йельский обзор 90.2 (2002): 65.
  • Хилтон, Элисон. Русское народное творчество . Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1995.
  • .

  • Хаббс, Джоанна. Мать Россия . Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1993.
  • .

  • «Кокеши». Википедия, бесплатная энциклопедия. 21 октября 2009 г. 07 ноября 2009 г.
  • Лоддер, Кристина. «Обзор: [Без названия]; Искусство и ремесла в позднеимперской России: возрождение художественной промышленности Kustar 1870-1917». Журнал Burlington 140.1143 (1998): 399.
  • «Не так быстро!» Русская жизнь 49.6 (2006): 8.
  • Ритцер, Джордж. «Переосмысление глобализации: глокализация/глобализация и что-то/ничего». Социологическая теория 21.3 (2003): 193-209.
  • Рузвельт, Присцилла. Энциклопедия истории России; Матрешки . Эд. Джеймс Р. Миллар. Том. 3. Нью-Йорк: Macmillan Reference USA, 2004.
  • .

  • Салмонд, Венди. «Вопрос взаимных уступок: крестьянские ремесла и их возрождение в позднеимперской России». Вопросы дизайна 13.1, Проектирование современного опыта, 1885–1945 (1997): 5–14.

История русской матрешки

Одно упоминание слова «матрешка», и большинство людей автоматически подумает «Россия». Это неудивительно, ведь уже более ста лет Россия заселяет остальной мир своими матрешками. Эти куклы были символом традиционной русской жизни, значением матери в семье и большим уважением, оказываемым ей многодетной семьей и их многочисленными членами под одной крышей.

Хотя куклы считаются одной из древнейших традиций в культуре и истории России, многие источники и историки считают, что куклы не считались таким новаторским изобретением, как о них часто думают. На самом деле это никогда не было изобретением, а просто нововведением, вызванным вдохновением. Веские доказательства указывают на то, что другие формы матрешек существовали за сотни лет до того, как был изготовлен первый набор матрешек.

То есть вы хотите сказать, что матрешек в России не изобрели?

Это правда. Несмотря на то, что матрешки приобрели всемирную известность и популярность в России, существуют физические доказательства того, что идея вложения кукол друг в друга существовала с начала первого тысячелетия, то есть почти за 900 лет до того, как были сделаны первые матрешки. .

Созданный с целью хранения и украшения, китайцы изобрели вложение деревянных ящиков друг в друга в 1000 г. н.э. Концепция состояла из большого деревянного ящика, который при открытии содержал почти такой же деревянный ящик, но меньшего размера, а внутри этого меньшего ящика находился еще один меньший ящик и так далее. Затем эта концепция эволюционировала от скворечников к матрешкам, которые послужили основой для первых в мире матрешек.

Этот подход вскоре эмигрировал в Японию, где они затем реализовали идею создания деревянных кукол своих собственных божеств. Сити-Фукудзин или Семь Богов Счастья, которые, как считается, приносят удачу в японской мифологии, были одними из первых, чьи деревянные матрешки были сделаны по их образу. Японский бог счастья и долголетия Фукурокудзю представляет собой деревянную куклу, которую можно разобрать и обнаружить внутри шесть других богов. Эта же кукла привлекла внимание молодой женщины, и она привезла ее на родину. Этот кто-то — Елизавета Мамонтова.

Первые матрешки в России

Елизавета Мамонтова была женой богатого русского, промышленника и предпринимателя Саввы Мамонтова. Мамонтов был меценатом и был сторонником создания и сохранения народного творчества русской культуры. Из-за этого стремления он основал мастерскую в Абрамцево, Москва. Мастерская детского образования была направлена ​​на разработку и изготовление детских кукол, которые изображали бы и представляли традиционный русский образ жизни и культуру.

Здесь все становится сложнее. Нет однозначной уверенности в том, что Елизавета купила куклу в мастерскую и послужила источником вдохновения для тамошних рабочих, включая Василия Звездочкина и Сергея Малютина — двух человек, стоящих за первыми в мире матрешками. Некоторые считали, что купленная Елизаветой кукла зажгла у Звездочкина и Малютина идею, которая привела к созданию матрешки. Некоторые историки считают, что вдохновение пришло из самой России, а не из куклы из другой страны. Хорошо известно, что русские создавали разъемные пасхальные яйца еще до того, как были сделаны первые матрешки, и, возможно, именно отсюда пришло вдохновение.

Некоторые источники затем указывают, что сам Василий — как сказано в мемуарах — <что он> был заинтересован в создании полой куклы со спрятанными внутри игрушками. Ни о японских куклах Фукурокудзю, ни о ранних русских пасхальных яйцах не упоминалось. Откуда бы ни исходила искра, эта идея вдохновила его и Малютина на создание первого в истории набора русских матрешек. Результатом этого вдохновения стала девочка-петух, которую они назвали «матрешкой». Матрешка – первая в России деревянная матрешка ручной работы.

Почему Матрешка?

Название «матрешка» буквально означает «маленькая матрона», относящееся к русскому женскому имени «Матрена» или «Матреша».

Независимо от названия, самая большая кукла из набора матрешек символизирует мать русского семейства. Форма была вдохновлена ​​дородной фигурой матери, изображающей ее плодородие и ее значение как центра традиционной русской семьи. Акт вложения кукол в самую большую куклу представляет собой мать и ее способность вынашивать и зачать своих сыновей и дочерей. Это оправдывает то, что женщины всегда были самыми большими куклами в наборе.

Иметь большую семью – это обычная культура и практика в России. Но это зависит не только от способности матери иметь как можно больше детей. Это также включает расширенных членов семьи, которые все присутствуют под одной крышей. Тети и дяди, бабушки и дедушки, племянницы, племянники, родственники мужа и внуки — все играют определенную роль в традиционной русской семье.

Первый набор матрешек состоял всего из восьми отдельных деревянных кукол. Самая большая кукла — это женщина, держащая в руке черного петуха, что стало причиной того, что она стала более известна как Девушка-Петух. Внутри нее было еще семь кукол, вложенных друг в друга. Всего в наборе было девять персонажей: шесть из них были подтвержденными женщинами, один подтвержденный мужчина, два других — один нарисован внутри одной из женских кукол, как будто его держит старшая сестра, а один — младенец, запеленанный в лоскутное одеяло — не имеют подтвержденной гендерной идентичности. Четыре из этих восьми кукол держали в руках различные предметы: петуха, косу, миску, в которой, как считается, была каша, и метлу. Все восемь кукол одеты в традиционную русскую крестьянскую одежду.

Как матрешки завоевали всемирную популярность

Вновь считается, что Елизавета Мамонтова сыграла ключевую роль в популярности матрешек. Многие историки считают, что именно она привезла их на Всемирную выставку, проходившую в Париже в 1900 году. На выставке игрушка получила бронзовую медаль. Вскоре после этого концепция приобрела популярность в своих краях и создавалась по всей стране, что привело к массовому производству кукол в России. За короткое время туристы приобретали матрешки-матрешки и привозили их с собой на родину, приобретая еще большую известность.

Матрешки по-прежнему производятся непрерывно, большинство из них производится в России. Традиционные дизайны все еще используются, но со временем дизайн и узоры изменились. Матрешки, созданные в настоящее время, могут быть созданы с героями мультфильмов, политическими деятелями, знаменитостями, природой и животными, даже адаптированными для чьей-то семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *