Рубрики
Модные КОЛЛЕКЦИИ

Средневековая аптека: Аптекарское средневековье: что представляла собой европейская фармация в X-XVII веках

Содержание

Аптекарское средневековье: что представляла собой европейская фармация в X-XVII веках

редакция медисорб

3 минуты

До того как стать тем, чем является, аптечное дело прошло большой путь. В разные времена фармация считалась методом «изгнания злого духа лекарствами», аптекари ориентировались на астрологию и готовили препараты из пепла волчьей шерсти.

Впервые фармацию от медицины отделили на Ближнем Востоке. В 754 году в Багдаде открылась первая аптека, а врачи перестали сами изготавливать назначаемые пациентам лекарства. Со сменой политического господства и началом крестовых походов в XI-XIII веках в Европу попали достижения арабской фармации.

Помимо монастырских аптек, с садами и помещениями для приготовления лекарств, стали появляться и светские, которые содержали профессиональные аптекари, входящие в цеховые организации. Первые европейские городские аптеки получили распространение в Италии: в IX веке первая городская аптека была открыта Константином Африканским в городе Салерно. В аптеках того времени работали мужчины, женщины из семей аптекарей могли заменять их лишь во время военных действий.

С XIII века в Европе стали издаваться законы, регламентирующие порядок работы аптек, права и обязанности фармацевтов и врачей и устанавливающие порядок получения медицинского и фармацевтического образования.

Большой вклад в развитие фармации внесла алхимия — это донаучный период в развитии химии, который начался в Александрии в III — IV вв. н.э. и продолжался в Западной Европе до начала XVI века. Не имея научных знаний о процессах, происходящих в природе, и опираясь на схоластику, алхимики открывали тайны природы экспериментальным путем. Именно в лабораториях алхимиков были разработаны многие химические процессы: фильтрование, кристаллизация, осаждение, перегонка воды и спирта, получение эфирных масел. В ряде случаев их открытия свидетельствуют о способах получения лекарственных средств.

Кроме того, алхимики создали химические символы, химическую посуду и усовершенствовали аппаратуру для получения и очистки веществ.

Из алхимии вышла ятрохимия — рациональное направление, стремившееся поставить химию на службу медицине и ставившее своей главной целью приготовление лекарств. Оно существовало в XVI-XVII веках. Основоположником ятрохимии считается швейцарский врач и алхимик Парацельс.

Одна из его величайших заслуг — введение понятия о действующем начале как о химическом веществе. Также он впервые ввел в медицинскую практику спиртовые извлечения из растений (экстракты и настойки).

С целью лекарственного использования Парацельс изучал соединения различных металлов, но для эффективного лечения, по его мнению, должны были использоваться в первую очередь три основных вещества — ртуть, сера, соль. Также в средневековой медицине использовались свинец, железо, сурьма, мышьяк и их соединения, минералы и драгоценные камни, сурьмяный блеск (антимонит), горный хрусталь, золото и др. Назначение веществ производилось в соответствии с данными астрологии.

Именно на этапе ятрохимии впервые начали изготавливать химически чистые препараты и подмечать характерные признаки веществ, позволяющих судить о степени чистоты препаратов. Также появились первые учебники по химии, которые в дальнейшем, с изобретением способа массового производства бумаги и книгопечатания, стали получать быстрое распространение.

Тем не менее, лекарственные препараты того времени включали от 20-ти до 70-ти ингредиентов, которые нередко были несовместимы по действию, а единицы веса часто указывались «по хорошей горсти всего».

Можно было встретить и весьма странные лекарственные средства, в том числе изготовленные из человеческой крови, костей и жира. Пользовались спросом пепел сожженных преступников и бальзамы и настойки из египетских мумий. Также в медицинских целях применяли препараты из частей тел и экскрементов животных, птиц и насекомых, например, пепел волчьей шерсти или тертая печень крота, голубиный помет, глаза рака, жир комаров.

Кроме того, в средневековых аптеках можно было приобрести кондитерские изделия, канцелярские товары, пряности и приправы, парфюмерию, мыла и эссенции.

Под влиянием учения ятрохимиков в городах Западной Европы шел непрерывный рост числа аптек, что вызвало необходимость получения относительно однородных химических препаратов. В связи с этим каждый препарат стремились получать во всех аптеках по одной и той же прописи, и таким образом, наряду с многочисленными новыми фармакопеями, появилось множество руководств к составлению лекарственных препаратов.

Со временем аптеки превратились в научно-исследовательские лаборатории, где было положено начало широкому изучению, изготовлению и исследованию лекарственных средств и многих других химических препаратов.

Источники:

1. Гурьянова М.Н., К.Ф.Н., Ворожцова Е.С., лекция «Средневековая Европа»

2. Гравченко Л.А., Геллер Л.Н. История фармации. Учебно-методическое пособие: Иркутск, ИГМУ, 2014.-111 с.

3. Мультановский М.П. Учебное пособие «История медицины».

Средневековые аптеки — CON-MED.RU

Впервые слово «Apothecа» встречается еще у Гиппократа (400 лет до нашей эры). Что означает это слово?


Место обитания греческой богини Панакеи (всё излечивающей)
К сожалению, это неверный ответ. С древнегреческого «Apothecа» переводится как склад, хранилище. Гиппократ в своих трудах так называл место хранения лекарств.


Лечебница
К сожалению, это неверный ответ. С древнегреческого «Apothecа» переводится как склад, хранилище. Гиппократ в своих трудах так называл место хранения лекарств.


Храм бога медицины Асклепия
К сожалению, это неверный ответ. Древнегреческий храм, посвященный богу медицины Асклепию, носил название «Асклепион». «Apothecа» с древнегреческого переводится как склад, хранилище. Гиппократ в своих трудах так называл место хранения лекарств.


Склад, хранилище
Вы правы. С древнегреческого «Apothecа» переводится как склад, хранилище. Гиппократ в своих трудах так называл место хранения лекарств.

Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в VIII веке (754 году) на территории этого города. Одновременно с аптекой, которая функционировала как государственная, там же была открыта и академия для изучения медицины, фармации и алхимии. Что это за город?


Каир
Неверно. Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в городе Багдаде


Мадрид
Неверно. Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в городе Багдаде


Багдад
Верно. Именно на территории Багдада официально началась история аптек.


Афины
Неверно. Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в городе Багдаде

В Европе аптеки первоначально создавались при монастырях – сначала открылись в Испании в Кордове и Толедо (XI век), следом и в других странах.

В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов «Сum Deo!». Как переводится эта фраза?


Дарю здоровье!
Неверно. «Сum Deo!» в переводе с латыни означает «С Богом!».


Возьми!
Неверно. «Сum Deo!» в переводе с латыни означает «С Богом!».


Для девы!
Неверно. «Сum Deo!» в переводе с латыни означает «С Богом!».


С Богом!
Совершенно верно!

В период Средневековья фармация была тесно связана с алхимией. В аптеках были оборудованы лучшие химические лаборатории, а в программу подготовки обязательно входила алхимия. В аптеках продавали такие странные снадобья, как жир комаров, пепел волчьей шерсти, териак.

Как вы думаете, что такое териак?


Эликсир вечной молодости
Нет, это не так. Териак – универсальное противоядие (хотя и мнимое), должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, развившиеся в результате внутренних болезней.


Противоядие от всех ядов
Совершенно верно. Териак – универсальное противоядие (хотя и мнимое), должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, развившиеся в результате внутренних болезней.


Противорвотное
Нет, это не так. Териак – универсальное противоядие (хотя и мнимое), должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, развившиеся в результате внутренних болезней.


Лекарство от чумы
Нет, это не так. Териак – универсальное противоядие (хотя и мнимое), должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, развившиеся в результате внутренних болезней.

В России первая аптека появилась только в 1581 году. Находилась она в Кремле и обслуживала лишь царя и членов его семьи. Про какого царя идет речь?


Василий II Васильевич Тёмный, великий князь московский
Неверно. В России первая аптека появилась при Иване Грозном. В том же году был создан Аптекарский приказ – высший орган медицинского управления, первоначально задачей которого было наблюдение за лечением царя и его домочадцев, за работой приглашенных иностранных лекарей и, в особенности, за приготовлением лекарств для царя.


Иван III Васильевич Великий, великий князь московский
Неверно. В России первая аптека появилась при Иване Грозном. В том же году был создан Аптекарский приказ – высший орган медицинского управления, первоначально задачей которого было наблюдение за лечением царя и его домочадцев, за работой приглашенных иностранных лекарей и, в особенности, за приготовлением лекарств для царя.


Петр I, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский
Неверно. В России первая аптека появилась при Иване Грозном. В том же году был создан Аптекарский приказ – высший орган медицинского управления, первоначально задачей которого было наблюдение за лечением царя и его домочадцев, за работой приглашенных иностранных лекарей и, в особенности, за приготовлением лекарств для царя.


Иван Грозный, Великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси
Верно! В России первая аптека появилась при Иване Грозном. В том же году был создан Аптекарский приказ – высший орган медицинского управления, первоначально задачей которого было наблюдение за лечением царя и его домочадцев, за работой приглашенных иностранных лекарей и, в особенности, за приготовлением лекарств для царя.

Вторая аптека, ориентированная уже не на царскую семью, а на горожан, открылась в Москве только в 1672 г., при царе Алексее Михайловиче. В виде штампа на аптекарских российских документах, сигнатурах и упаковках ставилось изображение…


сосуд Гигеи
Это неверный ответ. В виде штампа ставилось изображение государственного герба. Что еще интересно, все медикаменты, применяемые для изготовления лекарств в аптеке, должны были соответствовать по качеству установленным стандартам. Была введена и аптекарская такса (официальный документ с расценками) для ограничения роста цен на лекарства.


государственный герб
Вы правы! Государственного герба. Что еще интересно, все медикаменты, применяемые для изготовления лекарств в аптеке, должны были соответствовать по качеству установленным стандартам. Была введена и аптекарская такса (официальный документ с расценками) для ограничения роста цен на лекарства.


ступка
Это неверный ответ. В виде штампа ставилось изображение государственного герба. Что еще интересно, все медикаменты, применяемые для изготовления лекарств в аптеке, должны были соответствовать по качеству установленным стандартам. Была введена и аптекарская такса (официальный документ с расценками) для ограничения роста цен на лекарства.


зеленый крест с чашей Гигеи
Это неверный ответ. В виде штампа ставилось изображение государственного герба. Что еще интересно, все медикаменты, применяемые для изготовления лекарств в аптеке, должны были соответствовать по качеству установленным стандартам. Была введена и аптекарская такса (официальный документ с расценками) для ограничения роста цен на лекарства.

В средневековых городах как один их цехов возникли светские аптеки, со своими строгими правилами и нормами. В XV в. впервые появляется термин «провизор». Что означал этот термин?


Помогающий, безотказный
Это не так. Провизор (от лат. provisor) – предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, т.е. человек, предвидящий развитие болезни, диагностированной врачом, и знающий, какие препараты нужно в дальнейшем использовать.


Предвидящий, предчувствующий
Совершенно верно! Провизор (от лат. provisor) – предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, т.е. человек, предвидящий развитие болезни, диагностированной врачом, и знающий, какие препараты нужно в дальнейшем использовать.


Способствующий лечению
Это не так. Провизор (от лат. provisor) – предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, т.е. человек, предвидящий развитие болезни, диагностированной врачом, и знающий, какие препараты нужно в дальнейшем использовать.


Умный, знающий
Это не так. Провизор (от лат. provisor) – предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, т.е. человек, предвидящий развитие болезни, диагностированной врачом, и знающий, какие препараты нужно в дальнейшем использовать.

Поговорим об аптечной посуде. Описания окрепших монастырских аптек сохранили перечни имевшегося там оборудования, прежде всего посуды. Аптечная посуда и аптечный инвентарь Средневековья и Возрождения предназначались, главным образом, для хранения лекарственного сырья и готовых лекарств. Отличалась она формой и материалом, из которого была изготовлена.

Например, сиропы содержали в посуде, напоминающей жбаны, а сухие снадобья (травы и коренья)…


в медных бочонках
Вы ошиблись. Сухие снадобья хранили в деревянных коробках или ларцах (сундучках). Сначала в средневековых аптеках посуда не была снабжена названиями снадобий или алхимическими знаками, но позднее сосуды стали снабжаться аптечными знаками, обозначавшими как отдельные элементы, так и наиболее распространенные вещества.


в керамических горшочках
Вы ошиблись. Сухие снадобья хранили в деревянных коробках или ларцах (сундучках). Сначала в средневековых аптеках посуда не была снабжена названиями снадобий или алхимическими знаками, но позднее сосуды стали снабжаться аптечными знаками, обозначавшими как отдельные элементы, так и наиболее распространенные вещества.


в деревянных коробках или сундучках
Верно, сухие снадобья хранили в деревянных коробках или ларцах (сундучках). Сначала в средневековых аптеках посуда не была снабжена названиями снадобий или алхимическими знаками, но позднее сосуды стали снабжаться аптечными знаками, обозначавшими как отдельные элементы, так и наиболее распространенные вещества.


в льняных мешочках
Вы ошиблись. Сухие снадобья хранили в деревянных коробках или ларцах (сундучках). Сначала в средневековых аптеках посуда не была снабжена названиями снадобий или алхимическими знаками, но позднее сосуды стали снабжаться аптечными знаками, обозначавшими как отдельные элементы, так и наиболее распространенные вещества.

Помимо обыкновенных ларей, бочонков и жбанов, в этот период стали изготавливать специальную посуда, главным образом керамическую. Существовали графины («караффы» – мера жидкостей в Италии, около 0,06 ведра), как керамические, а позднее фарфоровые и фаянсовые, так и стеклянные, для лечебных вин и настоев.

Баночки для лекарств в Италии называли так:


Пьятто
Нет. Баночки для лекарств в Италии называли «алберелло», или «альбарелло», – от названия серебристого тополя, цвет и рисунок коры которого напоминал итальянскую керамику. По большей части альбарелло были истинным произведением искусства. Для особо ценных лекарств использовали серебряную посуду.


Скатола
Нет. Баночки для лекарств в Италии называли «алберелло», или «альбарелло», – от названия серебристого тополя, цвет и рисунок коры которого напоминал итальянскую керамику. По большей части альбарелло были истинным произведением искусства. Для особо ценных лекарств использовали серебряную посуду.


Альбарелло
Верно! Баночки для лекарств в Италии называли «алберелло» или «альбарелло» – от названия серебристого тополя, цвет и рисунок коры которого напоминал итальянскую керамику. По большей части альбарелло были истинным произведением искусства. Для особо ценных лекарств использовали серебряную посуду.


Тазза
Нет. Баночки для лекарств в Италии называли «алберелло», или «альбарелло», – от названия серебристого тополя, цвет и рисунок коры которого напоминал итальянскую керамику. По большей части альбарелло были истинным произведением искусства. Для особо ценных лекарств использовали серебряную посуду.

Вклад в историю средневековой фармации народов Востока (Ихтиярат Бадии)

. 1970;1:49-[54].

[Статья в

Русский]

В.С. Ибрагимова

  • PMID:

    11636551

[Статья в

русский]

В.С. Ибрагимова.

Асклепий.

1970.

. 1970;1:49-[54].

Автор

В.С. Ибрагимова

  • PMID:

    11636551

Абстрактный

Большая заслуга ученых восточных стран в обогащении ассортимента лекарственных средств, а также в научном развитии фармакологии. В этом отношении особый интерес представляет рукописный источник, посвященный лекарственным средствам XIV века и озаглавленный: «Избранная фармакопея, посвященная Бадиа аль Джемаль» — Ихтиярат Бадиа, написанная Али бин Хусейном аль Ансари, обычно известным по прозвищу Ходжа Зейн аль-Атар. Большинство понятий, встречающихся в цитируемой рукописи, сохраняют свое значение до настоящего времени, тем более, что перечисленные препараты, их показания, способ приготовления и применения подробно описаны. Ихтиярат Бадии, содержащий описание 1100 наименований лекарств растительного, животного и минерального происхождения, является не просто историческим документом средневековой фармакологии, но может служить источником для обогащения арсенала современной медицины лекарствами.

Похожие статьи

  • Ибн ан-Нафис и его работа «Китаб Муджиз аль-Канун».

    Кахья Э.

    Кахья Э.
    Stud Hist Med Sci. 1995;9(3-4):89-94.
    Stud Hist Med Sci. 1995.

    PMID: 11615282

    Аннотация недоступна.

  • [Пример практической медицины в Аль-Андалусе: Китаб мушаррабат аль-джавасс Абу-л-Ала Зура (ок. 1060–1131)].

    Арвиде Камбра LM.

    Арвиде Камбра Л.М.
    Динамис. 1993; 13:295-346.
    Динамис. 1993.

    PMID: 11639595

    Испанский язык.

  • Некоторые характерные черты «Китабул-Хашайш» с особой ссылкой на рукопись, хранящуюся в библиотеке Худа Бакш ОП, Патна.

    Шафкат Азми К.А., Мехди Г., Шамси К.Дж.

    Шафкат Азми К. А. и др.
    Bull Indian Inst Hist Med Hyderabad. 1993 июля; 23 (2): 143–149.
    Bull Indian Inst Hist Med Hyderabad. 1993.

    PMID: 11639485

  • История и основные моменты фармакологии в Венгрии.

    Нолл Дж.

    Нолл Дж.
    Annu Rev Pharmacol Toxicol. 1976; 16:487-502. doi: 10.1146/annurev.pa.16.040176.002415.
    Annu Rev Pharmacol Toxicol. 1976 год.

    PMID: 779623

    Обзор.

    Аннотация недоступна.

  • Непреходящее наследие 250 лет фармакологии в Эдинбурге.

    Келли Дж.С., Маккей AVP.

    Келли Дж.С. и др.
    Annu Rev Pharmacol Toxicol. 2018 6 января; 58: 293-307. doi: 10.1146/annurev-pharmtox-010617-052901. Epub 2017 13 сентября.
    Annu Rev Pharmacol Toxicol. 2018.

    PMID: 28934562

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

Личное имя как тема

1000 год: аптека на рубеже первого тысячелетия

Брат Кадфаэль, как помнят телезрители, является героем средневекового детективного детектива, действие которого происходит в Шрусбери 12-го века. Сюжет романа Эллиса Питерса «Монаховский капюшон» вращается вокруг того факта, что аконит (аконит) является одновременно и смертельным травяным ядом, и полезным лекарством. Брат Кадфаэль, фармацевт своей монашеской общины, использует смесь измельченного корня аконита, горчичного масла и масла семян льна для втирания в кожу старого монаха, потому что, как он отмечает, она «творит чудеса при скрипе старых суставов». ».

Мартиндейл отмечает, что аконитовые мази ранее широко использовались при лечении невралгии, ишиаса и ревматизма; так что пожилой пациент Кадфаэля заметил бы положительный эффект этого лечения. Во время терапии молодой ученик слышит, как Кадфаэль говорит, что при приеме внутрь мазь является смертельным ядом. Позже ученик крадет небольшое количество из кувшина и в отместку добавляет его в еду человека, лишившего его семью.

Нет сомнения, что аконит был известен как яд к концу первого тысячелетия; его добавляли в приманку для волков, использовали для отравления стрел и даже для казни преступников. Но были ли известны полезные эффекты аконита? Мог ли практикующий фармацевт в начале второго тысячелетия иметь монашество в одном из своих кувшинов с мазью?

В основе рассказа Эллиса Питерса лежит предположение о том, что определенные люди в англо-саксонской Британии хорошо знали лечебное использование трав и других веществ, знания, которые позже были забыты или подавлены и существование которых больше не признается. Но были ли эффективны англо-саксонские лекарства? Дали ли они результаты, полезные для пациентов?

Современные верования

Многие фармацевты и большинство историков медицины считают, что в такие донаучные времена доступные методы лечения приносили больше вреда, чем пользы. Артур К. Шапиро, выдающийся фармаколог, утверждает, что единственной связью между средневековой и современной медициной является эффект плацебо. Дж. Ворт-Эстес из своего исследования клинической эффективности лекарств, используемых в колониальной Америке, пришел к выводу, что большинство пациентов выздоровели бы «без какого-либо из 225 общедоступных препаратов». По оценке Генри Ф. Доулинга, «до 1700 года было известно менее двух десятков эффективных лекарств». Л. Дж. Хендерсон считал, что до 1912 случайный пациент со случайным заболеванием имел шансы не выше, чем 50:50, получить пользу от консультации со случайным врачом. Плата, однако, несомненно, пошла бы на пользу врачу.

Специалисты по истории англосаксонской медицины подтверждают эти мнения. Чарльз Сингер, один из самых выдающихся ученых, изучавших раннесредневековые травники и связанные с ними документы, считал, что «думая о Средневековье, всегда необходимо помнить, что знания того времени были не только искажены и искажены по качеству, но и также был чрезвычайно мал в размерах». По его мнению, большая часть медицинской литературы «темных веков» была продуктом «местного невежества и извращений». Немногие люди, продолжал он, «осознают деградацию, связанную с тем, что ум насыщается таким материалом и обольщается такими надеждами». «Магические и суеверные обычаи», представленные в этих документах, «сравнимы с обычаями западноафриканских дикарей».

Уилфрид Бонсер в своем исследовании «Медицинское образование англо-саксонской Англии» поддерживает интерпретацию Зингера. Он отмечает, что количество трав, встречающихся в рецептах и ​​глоссариях, очень велико. «Но о невозможности практического применения этих знаний свидетельствует тот факт, что ни одно лекарство из ста не имеет приписываемого ему физиологического действия. Плохие последствия, должно быть, часто были вызваны лекарствами, которые были прописаны таким невежественным, но тем не менее явным образом». «Подавляющее большинство используемых веществ не оказало бы благотворного воздействия, кроме как на разум страдальца». Но, как указывает Бонсер, «средневековый разум, как и разум дикаря до него, работал по собственной логике. Современная наука не могла ему помочь».

Антропологические взгляды

Хотя и Зингер, и Бонсер намекают на мысли и обычаи «дикарей», они делают это с пренебрежением, без намека на то, что понимание «примитивных» обществ могло бы помочь в интерпретации англо-саксонского языка. документы. Не требуется подписки на однолинейные теории социальной эволюции, чтобы признать потенциальную ценность антропологических открытий для изучения раннесредневековых терапевтических практик.
Американский врач доктор Джордж Уэй Харли провел более 20 лет в качестве медицинского миссионера в Либерии. Он научился говорить на шести африканских языках и погрузился в культуру народов Мано. В своей книге «Родная африканская медицина», впервые опубликованной в 1941, он сравнивает патологию и соответствующее лечение, установленное научной западной медициной, с категориями, диагностикой и способами лечения коренных либерийских мано. Харли различает в медицине Мано разделение на эмпирически рациональные процедуры и магическое лечение. Он показывает, как они применяются в соответствии с классификацией болезней Мано и их знанием анатомии, физиологии и патологии.

Редкое достижение Харли заключается в том, что он привнес свои знания в области западной медицины, чтобы разъяснить повседневный опыт Мано. Таким образом, он освещает не только магические аспекты медицины Мано, но также показывает, что они обладают значительными познаниями в области эффективных растительных средств и приличного набора эмпирически обоснованных форм лечения. Либерийский местный врач знает много ценных лекарств, основанных на препаратах, растущих в его собственном лесу и обнаруженных его предками как эффективные в лечении его собственных болезней.

Многие из наиболее рациональных методов лечения распространенных заболеваний проводятся не врачом, а матерями, которые лечат свою семью домашними средствами. Это важное наблюдение, не в последнюю очередь потому, что оно напоминает нам о том, что большинство лекарств в прошлом, как и сегодня, принимались самостоятельно или в семье. Исторически оценивая эффективность лекарства, мы оцениваем способность не только практикующего врача, но и обычного человека принимать рациональные решения.

Challenge

Никто не сделал больше, чтобы бросить вызов устоявшейся интерпретации терапевтической практики в Европе раннего средневековья, чем американский ученый Джон М. Риддл. Его опубликованные работы с 1964 года продемонстрировали, что владение языками оригинальных текстов, терпение и решимость найти и тщательно изучить их, а также разумное применение современной фармакогнозии являются важными требованиями для историка ранней фармации.

В статье, опубликованной в 1974, Риддл выступил с резкой критикой тех историков медицины, которые считают раннее средневековье (около 500–1100 гг.) «темными веками». Такой взгляд происходит от чрезмерной концентрации на медицинской теории и пренебрежения медицинской практикой; это происходит от привычки писать историю болезни с точки зрения врача, а не с точки зрения фармацевта или пациента.

Стандартные истории медицины постулируют решительный разрыв между позднеримской и раннесредневековой медицинской практикой. Отсутствие теории в медицинских текстах после распада Римской империи воспринимается как неопровержимое свидетельство упадка медицины. «Проклятие медицинской науки, как и всех наук, — писали Сингер и Андервуд в 1919 г. 62, «всегда был так называемый практический человек, который будет рассматривать только непосредственную цель своего искусства, безотносительно к знанию, на котором оно основано. Монашеская медицина думала только о немедленном облегчении больного. Всем теоретическим знаниям было позволено исчезнуть». Лишь в конце XI века Салернская школа и исламские переводы привели к возвращению рациональных рассуждений.

Риддл исправляет этот чрезмерно упрощенный взгляд на средневековую историю медицины, сосредотачиваясь на фармации или лекарственной терапии — другими словами, сосредотачиваясь на том, как практиковалась большая часть медицины. Он утверждает, что, поскольку и римская, и средневековая медицина состояли из неинституционализированной, неформальной практики, между двумя эпохами не было заметных изменений в медицинской практике, особенно в лекарственной терапии.

Хотя спекулятивная медицинская теория была почти полностью заброшена, записи с пятого по десятый век показывают, что прогресс медицины не зависел исключительно от письменных трактатов. Напротив, записи показывают, что существовала медицинская практика, основанная на аптеке, которая не только сохраняла старые практические знания, но также узнавала и использовала новые лекарства. Более того, в конце XI века не было большого скачка вперед, потому что новая теория наркотиков оказалась неработоспособной; восстановление превосходства медицинской теории просто создало разрушительный разрыв между теорией и практикой.

Несмотря на то, что медицинская теория была практически утеряна в Западной Европе в так называемые темные века, древнее наследие фармацевтических рецептов продолжало передаваться. Тщательное исследование Джона Риддла раскрыло процесс, благодаря которому «De materia medica» Диоскорида, который содержит описание около 900 фармацевтических препаратов, был сохранен для использования в средневековье. Он был переведен на латынь с греческого оригинала еще до шестого века и стал наиболее полным авторитетом в области растений, продуктов животного происхождения и минералов в медицине. Более популярным, чем полная версия, было латинское сокращенное издание, известное как «Ex herbis femininis», которое было более практичным руководством. В него входила всего 71 трава, каждая из которых нарисована для идентификации и все широко известны в Европе.

Тот факт, что большинство раннесредневековых текстов по фармации являются копиями классических произведений, не означает, что фармация была статичной. Многие новые раннесредневековые рецепты заимствованы из германской, кельтской и латиноамериканской народной медицины. Кроме того, между восточным и западным средиземноморскими мирами велась непрерывная торговля наркотиками. Из наиболее часто упоминаемых лекарств в латинском антидотарии девятого века большинство могло прийти только с Востока. Примерами являются алоэ, мирра, ладан, перец и мастика. Рецепты, датируемые 9-11 веками, включают амбру, зедоар и камфору, вещества, неизвестные в греко-римской аптеке. Короче говоря, раннесредневековая медицинская практика была постоянно развивающимся искусством, отчасти эмпирическим, отчасти традиционным искусством.

Рациональное использование лекарств

Джон Риддл убедительно доказывает, что в раннесредневековой фармации существовало рациональное использование лекарств. Уважаемые представители классической медицины, Гален, Гиппократ, Диоскорид и другие, сами не открыли для себя лечебную ценность трав, минералов и животных веществ, которые они прописывали. Многотысячные опыты в народной практике позволили отделить вещества с фармакологическим действием от инертных и вредных.

Задолго до появления современной науки «примитивные» общества в различных частях земного шара обнаружили психогенные свойства практически у каждого растения, обладающего такими свойствами, таких растений, как кофе, чай, табак, кока, йерба мате, пейот, марихуана, опиум, алкоголь и галлюциногенные грибы. Авторы классической медицины просто подтвердили подлинность результатов этой науки проб и ошибок.

Целью Диоскорида в первом веке нашей эры было упорядочить научный и традиционный народный опыт употребления наркотиков. В предисловии к «De materia medica» он объясняет, как он пришел к своей науке о наркотиках. Во-первых, он проводил прямые и личные наблюдения за наркотиками, идентифицируя, собирая и готовя их в полевых условиях. Во-вторых, он провел литературный поиск аптечных данных. В-третьих, он измерял активность лекарств экспериментально, то есть путем клинического наблюдения за испытаниями лекарств на пациентах. И, наконец, он провел полевые исследования народных обычаев «в каждом ботаническом районе».

Диоскорида действительно интересует то, что делают лекарства, когда их дают пациентам. Следовательно, организующий принцип его magnum opus исходит не из ботанической морфологии или алфавитного списка фармацевтических препаратов, а из того, что Джон Риддл проницательно определил как систему «лекарственного сродства». Это означает, что лекарства группируются по схожим физиологическим эффектам, т. е. по тому, что происходит, когда пациентам дают определенное лекарство при лечении конкретных жалоб.

Контроль рождаемости

В своей работе «Контрацепция и аборты от древнего мира до эпохи Возрождения», опубликованной в 1992 году, Джон Риддл развивает наиболее устойчивые и тонко аргументированные доводы в пользу существования досовременного рационального употребления наркотиков. Его тезис состоит в том, что лекарственные травы, принимаемые перорально, были эффективным и широко распространенным средством контроля над фертильностью в некоторых древних и средневековых обществах.

Систематический поиск в основных источниках по истории фармации позволяет обнаружить рецепты противозачаточных и абортивных средств, а также случайные теоретические и практические обсуждения контроля над рождаемостью. На протяжении многих веков небольшое количество растительных препаратов, среди которых мирра, борщевик, можжевельник, полынь, мята болотная и рута, использовались в качестве противозачаточных средств и абортивных средств на ранних стадиях. Риддл утверждает, что со времен самых ранних обществ женщины, а иногда и эрудированные мужчины-травники обладали знаниями, позволяющими контролировать фертильность с помощью лекарств, а также социальной и политической свободой для этого. Но и знание, и свобода начали приходить в упадок в Западной Европе в конце Средневековья.

Работа Джона Риддла поднимает много вопросов, выходящих за рамки этой короткой статьи. Несколько раз он выражал собственные сомнения в правомерности использования современной науки для проверки прошлых практик. Следует ли оценивать фармацию прошлого на основе современных знаний? Его ответ заключается в том, что «если использовать крайнюю осторожность, историк может счесть полезным оценить фармацевтические записи в свете научных исследований, чтобы узнать, были ли, по нашему мнению, ранние практикующие врачи «рациональными» пользователями лекарств… историк желает знать… каковы могли быть физические эффекты данной лекарственной терапии».

Таким образом, его цель не в том, чтобы прославить настоящее, открывая исторические предшественники современных открытий, а скорее в том, чтобы спасти наших предков от обвинений в нелогичности и наивности. «Слишком долго, — напоминает он нам, — мы верили, что прошлое было наполнено больше суевериями и глупостями, чем опытными суждениями о медицине».

Сидней Холлоуэй — старший преподаватель факультета социальных наук Лестерского университета. Он является автором книги «Королевское фармацевтическое общество Великобритании 19».41-1991», который был опубликован в ознаменование 150-летия Общества

Библиография

Зингер С., Андервуд Э.А. Краткая история медицины (2-е изд.). Oxford: Clarendon Press, 1962.

Бонсер В. Медицинское образование англо-саксонской Англии. Лондон: Историческая медицинская библиотека Wellcome, 1963.
Harley GW. Родная африканская медицина с особым упором на ее практику в племени мано в Либерии. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 19.41.
Риддл Дж.М. Диоскорид по фармации и медицине. Остин, Техас: University of Texas Press, 1985.
Риддл Дж. М. Quid pro quo: Исследования по истории наркотиков. Хэмпшир: Variorum, 1992.
Риддл Дж. М. Противозачаточные средства и аборты от древнего мира до эпохи Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *