Рубрики
От ПЕРВОГО ЛИЦА

Вся правда о булгакове: что правда, а что нет • Arzamas

7 интересных фактов о Михаиле Булгакове

Публикации раздела Литература

В каком возрасте Михаил Булгаков написал первый рассказ, почему запрещали ставить «Дни Турбиных», какую известную советскую комедию сняли по одной из пьес писателя и кто был прообразом Маргариты — об этих и других фактах из жизни Булгакова читайте в нашем материале.

Первый рассказ в семь лет и выбор профессии

Писатель Михаил Булгаков. 1908 год. Фотография: ТАСС

Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семь лет. А в пятом классе гимназии он уже сочинил фельетон «День главного врача», несколько эпиграмм и сатирических стихов. Однако своим предназначением будущий писатель считал медицину: два брата его матери были врачами в Москве и Варшаве, и Булгаков с детства слышал, что это нужная и доходная профессия. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета, во время революции и Гражданской войны работал хирургом и венерологом, а по вечерам писал рассказы и пьесы. Но в 1920 году Булгаков оставил врачевание и стал заведующим литературной и театральной секцией во Владикавказском революционном комитете.

Запрет «Дней Турбиных» во МХАТе

Сцена из спектакля в постановке Л.П. Варнаховского «Дни Турбиных». Московский художественный академический театр им. М. Горького. Москва. 1968 год. Фотография: Василий Егоров / ТАСС

В 1925 году Булгакову предложили написать пьесу на основе только что вышедшего романа «Белая гвардия», чтобы поставить ее во МХАТе. Однако вскоре Главное управление по делам литературы и издательств запретило новую повесть писателя «Собачье сердце» — сатиру на революцию и «нового» человека с сердцем собаки и образом мыслей уголовника. В квартире Булгакова прошел обыск, сотрудники ОГПУ изъяли рукопись повести и личные дневники писателя. А за постановкой в Художественном театре начал следить Главный комитет по контролю за репертуаром. По его требованию название сменили на «Дни Турбиных» и убрали некоторые сцены. Однако после очередной репетиции руководство Главреперткома заявило, что «в таком виде пьесу выпускать нельзя. Вопрос о разрешении остается открытым». На это художественный руководитель МХАТа Константин Станиславский ответил, что если пьесу запретят, то он уйдет из театра.

Снова начались переговоры. Из постановки убрали сцену, в которой петлюровцы избивают еврея, в финале появились нарастающие звуки «Интернационала» и «здравица» Красной армии. В таком виде 25 сентября 1926 года Главрепертком наконец разрешил ставить «Дни Турбиных», но только МХАТу и только на один сезон. Пьеса стала единственной в советском театре, где белый лагерь изображали не карикатурно, а с глубоким сочувствием, и пользовалась успехом у публики. Однако почти все сторонники коммунистической партии критиковали «Дни Турбиных». Например, Владимир Маяковский утверждал, что запрещать ее бесполезно, но предлагал освистать постановку прямо во время представления.

Читайте также:

  • Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова
  • Виктор Сухоруков: «Даже если тебе плохо, вставай, иди и играй»
  • Другие берега: 10 мемуаров, от которых не оторваться

Коллекция «ругательных» рецензий

Писатель Михаил Булгаков. 1935 год. Фотография: ТАСС

Михаил Булгаков собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий за 1920–1930-е годы, по подсчетам Булгакова, «похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298». Его вторая жена Любовь Белозерская писала: «Вспоминаю, как постепенно распухал альбом вырезок с разносными отзывами и как постепенно истощалось стоическое к ним отношение со стороны М.А., а попутно истощалась и нервная система писателя: он стал раздражительней, подозрительней, стал плохо спать, начал дергать головой и плечом». В основном драматурга обвиняли в том, что он пытается идеализировать или оправдывать белогвардейцев. А в 1929 году пьесы Булгакова «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных» запретили и исключили из театрального репертуара.

Пьеса «Иван Васильевич» — основа популярной комедии 1970-х

Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». Ее главный герой, московский изобретатель Николай Тимофеев, создал машину времени и с ее помощью переместил в 1930-е годы Ивана Грозного. А москвич Иван Бунша-Корецкий, который был очень похож на царя, и жулик Жорж Милославский попали в прошлое. В образе Ивана Грозного прослеживались черты Иосифа Сталина, поэтому при жизни Булгакова пьесу так и не опубликовали. Но в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Режиссер перенес действие в 1970-е и осовременил обстановку: например, заменил патефон магнитофоном. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» прошел в кинотеатрах страны с успехом и стал одной из самых популярных советских комедий.

Пьеса о Пушкине без самого Пушкина

Писатель Михаил Булгаков. 1935 год. Фотография: Алексей Антонов / ТАСС

К 100-летию со дня гибели Александра Пушкина, в 1937 году, Михаил Булгаков написал пьесу о последних годах жизни поэта. Драматург Сергей Ермолинский вспоминал, что однажды Булгаков сообщил ему: «Пишу пьесу о Пушкине. Об этом никому. Пьесу о Пушкине, но в ней не будет Пушкина. Понимаешь? Величайшая тайна!» Автор считал, что появление поэта на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

Пьесу начали репетировать в Театре имени Е.Б. Вахтангова, а также обсуждали постановку во МХАТе. Режиссерам Илье Судакову, Василию Сахновскому, Владимиру Немировичу-Данченко и актеру Василию Качалову понравилась задумка Булгакова. Однако Константин Станиславский ее не поддержал, а Леонид Леонидов считал, что публика не примет спектакль о Пушкине без роли самого поэта. К юбилею пьесу так и не поставили, премьера состоялась только весной 1943 года, в эвакуации, под названием «Последние дни». Спектакль шел на сцене МХАТа больше 15 лет.

Елена Шиловская — прототип Маргариты

Елена Шиловская, супруга писателя Михаила Булгакова. 1928 год. Фотография: wikipedia.org

Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Когда они познакомились, она была замужем за генералом Евгением Шиловским, а писатель — женат на Любови Белозерской. Влюбленные начали встречаться тайно, как и герои романа. Шиловская вспоминала: «Я поняла, что это моя судьба… Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь». Однако возлюбленная писателя долго не решалась расстаться с мужем, который к тому же собирался в случае развода оставить себе детей.

Булгаков и Шиловская поженились только в 1933 году. Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Именно Елена Булгакова сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа.

Собака Бегемот — прообраз компаньона Воланда

Кошка Мука на руках художницы Наталии Ушаковой. 1927 год. Фотография: wikipedia.org

Кот Бегемот, знаменитый помощник Воланда в романе «Мастер и Маргарита», говорит: «Кот — древнее и неприкосновенное животное». Однако сам автор, вопреки популярному мнению, к кошкам был равнодушен. Его вторая жена Любовь Белозерская вспоминала: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал: был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку». А героя Булгаков назвал в честь своего умного пса Бегемота, которого очень любил. По другой версии, прототипом кота был демон чревоугодия Бегемот. Согласно мифам, он мог принимать образ любого животного, обольщал людей и сбивал с праведного пути.


Автор: Дарья Мартыненко

Теги:

жизнь писателейсоветская литератураШкольная программаКлассикаМихаил БулгаковЛитератураПубликации раздела Литература

Ещё

Высшая справедливость Михаила Булгакова — РИА Новости, 26.05.2021

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

«Я попробую исправить его, он может служить к славе царствования», — говорит король Людовик XIV о драматурге Мольере в «Кабале святош». В том же духе рассуждал и Иосиф Сталин об авторе пьесы Михаиле Булгакове. Но упрямый драматург не сдавался на милость жестокому веку. Он придерживался старомодных — очень твердых — понятий о чести. Михаил Булгаков, со дня рождения которого 15 мая исполняется 120 лет, был человеком на все времена, как и его произведения, укрепляющие в человеке дух свободы и мужества.

«Мне на плечи кидается век-волкодав»

Булгаков сменил много профессий и ролей: военного врача, журналиста, переводчика, либреттиста Большого театра, актера, режиссера, писателя. Он любил менять маски: то подчеркивал свой консерватизм, «особость» и старомодность накрахмаленным воротничком, моноклем и галстуком-бабочкой, то был душой компании, затейником, бонвиваном. Современники считали его «легким», «театральным», «скромным», «дьявольски умным». В дневниках Елены Сергеевны Булгаков предстает богемным человеком, любителем ресторанов, вечеров с друзьями, розыгрышей, культпоходов. Вся его внутренняя жизнь будто ускользает от непристального взгляда. Так же было и с Моцартом, и с Пушкиным, чьи обаяние и лучезарность иной раз принимали за легкомыслие и легковесность.

За всей мозаикой увлечений и свойств характера Булгакова скрывалась его цельная и неизменная суть. «Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была… беспощадной схваткой ради чистых человеческих помыслов», — писал Константин Паустовский о Булгакове. Жертвенную судьбу писателя замечательно иллюстрирует и работа художника Виктора Бахтина: под портретом ясноглазого драматурга — терновый венец, увитый розами.

«Писатель-попутчик», как называли непролетарских писателей, Булгаков в 1931 году в письме к Сталину назвал себя «литературным волком»: «Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя». Как не раз замечал Булгаков, ему не прощали «бесчисленные уродства быта» в его сатирических повестях, унаследованный от Гоголя и Салтыкова-Щедрина «яд» языка, «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса… в отсталой стране» и «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».

На литературного волка Булгакова устроили настоящую облаву: на его произведения были сотни отрицательных рецензий, а положительных — считанные единицы. Но имена критиков латунских — преследователей Мастера — канули в Лету. А сам писатель заслужил Вечность. Как говорил Воланд, «все будет правильно, на этом построен мир».

Чем люди живы

Фантастика — это всегда притча о реальности. То, на что так надеются люди и что порой неосуществимо в действительности, переносится в другое измерение. Булгаков, называвший себя «мистическим писателем», оценивал современность с точки зрения вечности.

Как и у пушкинского Пророка, у Булгакова были «вещие зеницы» — он видел то, чего не видят другие: и «неба содроганье», и «горний ангелов полет». Он всегда верил в Высшую справедливость. «Мастер и Маргарита» стали ее манифестом.

Не случайно инсценировки и экранизации этого произведения в России и за рубежом — начиная со спектакля Юрия Любимова 1977 года в Театре на Таганке, фильма «Пилат и другие» Анджея Вайды (1972) и заканчивая лентами Юрия Кары 1994 года и Владимира Бортко (2005) — никого не оставляли равнодушными.

Иешуа в «Мастере и Маргарите», как и его евангельский прообраз, нес страдающим людям милосердие и спасение. Воланд со свитой воплощал Возмездие, судил и карал. Оба героя на время останавливали сумбурную и несправедливую историю, рентгеном просвечивали советскую действительность и ставили диагноз для вечности.

Герои Булгакова дали читателям надежду, что, в конце концов, после всех пиров во время чумы, после карнавала оживших гоголевских «мертвых душ» о людях и эпохе останется память, измеренная добрыми и дурными поступками и мужеством, которое позволяло остаться верным совести. Что может утешить человека лучше, чем надежда на справедливость?

Вечный Дом

Измученный травлей булгаковский Мастер предал свой роман, не выдержал пути на Голгофу. Его крест несла гордая и верная Маргарита. Она стала бесстрашной частью его «Я», его идеальным alter ego, оправданием перед Вечностью, его «вечным Домом».

По Булгакову, дом — это всегда спасение. Он помогает белогвардейцам Турбиным и их друзьям, которым «жизнь перебило… на самом рассвете», выстоять в революционном хаосе, в буране русского бунта (к его ужасам отсылает и эпиграф из «Капитанской дочки»). Эта пьеса была написана в 1925 году, через год после романа «Белая гвардия».

Дом — убежище от разрухи для здравомыслящего и консервативного профессора Преображенского в гротескной повести «Собачье сердце» (1925). Правда, потом силы хаоса — Швондер и его камарилья — проникают и в этот оазис уюта, мастерства и преображения человеческой природы. А Шариков, новый человек — агрессивный, неблагодарный и инфантильный «человек массы», в терминологии Хосе Ортега-и-Гассета, предает профессора, как Иуда.

Большой Дом — Россия — укрепляет дух героев «Бега». «Куда, зачем мы бежали!» — восклицает Серафима Корзухина в конце пьесы, перед возвращением в Россию. Даже палач Хлудов с как будто выжженным изнутри лицом (в экранизации «Бега» Алова и Наумова его блистательно сыграл Владислав Дворжецкий) тоскует без России.

Сам Булгаков отказался от эмиграции. После того как его сочинения перестали печатать, а театрам запретили ставить его пьесы, в марте 1930 года Булгаков написал письмо Сталину, в котором настаивал: «Я прошу правительство… приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР». Уже через месяц, в апреле, во время телефонного разговора со Сталиным, Булгаков сказал, что русский писатель не может жить вне родины. В ответ Сталин предложил писателю написать заявление с просьбой принять его во МХАТ. Так Булгаков шесть лет проработал в «намоленном» Художественном театре в качестве режиссера-ассистента.

С 1932 года в театре снова шли «Дни Турбиных», а в 1936 году вышел спектакль «Кабала святош». Булгаков вносил в жизнь театра страстность, поиски, увлекал молодых актеров, спорил с мэтрами — Станиславским и Немировичем-Данченко. Эти творческие дуэли иносказательно описаны в «Театральном романе», в «Жизни господина де Мольера». При этом что бы ни делал Булгаков в театре и вне его, он находился под пристальным взглядом власти.

Король забавляется

Власть играла с художником как кошка с мышкой: «Даст мышонку отбежать и опять бедняжку — хвать!» Кстати, примерно так же Понтий Пилат поступал с Иешуа Га-Ноцри. После семи представлений «Кабалы святош» постановку запретили, «Правда» разгромила пьесу о художнике и власти, Мольере и Людовике, в подтексте — о Булгакове и Сталине.

Вождь называл «Дни Турбиных» «антисоветской штукой», но смотрел пьесу, по меньшей мере, 15 раз, а «Зойкину квартиру» — 8 раз. Запрещая пьесы Булгакова, Сталин, тем не менее, признавал в разговорах с другими драматургами: «Вот Булгаков!.. Тот здорово берет! Против шерсти берет!».

Долго «брать против шерсти» такого хищника было опасно. В 1939 году Булгаков написал просталинскую пьесу «Батум», которую сначала хотел назвать героически: «Пастырь», или «Бессмертие», или «Геракл», или «Юность рулевого», или даже «Мастер» (последнее название — самый лестный комплимент вождю). Драматург писал о молодом Сталине, его дотираническом периоде.

Булгаков рассчитывал, что это сочинение позволит ему снова публиковаться. Он ошибся. Сталину пьеса понравилась, но печатать и ставить ее он запретил. Этот новый удар подкосил писателя. Вскоре врачи обнаружили у него гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек.

Почти ослепший, Булгаков надиктовывал Елене Сергеевне последние варианты «Мастера и Маргариты», понимая, что роману суждено долгие годы быть литературным «призраком», ждущим воплощения — печати.

В 1940 году Булгакова не стало. В жизни он был наследником Гоголя, остался им и после смерти. Ему достался могильный камень Гоголя, названный «Голгофой». Пройдя голгофу и в жизни, Булгаков до конца остался тверд в своей уверенности: рано или поздно справедливость побеждает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита и Правда в СССР.

Михаил Булгаков написал «Мастера и Маргариту» между 1928 и 1940 годами, в самые суровые годы советской цензуры. В этот период авторам и поэтам — людям, наиболее способным преодолеть пропаганду и распознать недостатки общества — было запрещено делать это под угрозой смерти или тюремного заключения. Однако, в то время как прямая критика была невозможна, косвенная — нет. Такие авторы, как Булгаков, нашли способы передать жгучий политический комментарий через аллегорию, хитрость и миф.

Наполняя «Мастера и Маргариту» сатирой и тонкими шутками, Булгаков использует комедию и креативность как средство, чтобы донести глубокую мораль о роли личной трусости в советской коррупции. В романе Булгаков постоянно подтверждает, что люди несут ответственность за свой собственный выбор, даже если они живут в несправедливом обществе. Он утверждает, что если бы граждане руководствовались храбростью и искренностью, а не самосохранением, то советское общество не смогло бы так деградировать, как это произошло. Булгаков пишет одного из главных героев, Мастера, в качестве тематической сути романа. Олицетворяя истину в эпоху цензуры и обмана, его характер пронизан всей значимостью булгаковского послания.

Появляющийся только в одиннадцати из тридцати двух глав, Мастер является главным героем, но редко присутствует в романе. Выполняя несколько действий и произнося нечастые диалоги, его самые заметные и определяющие характер моменты передаются в предыстории, а не в рамках какой-либо из двух временных шкал, которые разворачиваются в романе. Таким образом, Мастера лучше всего анализировать через его отношения с другими персонажами. Кумир Маргариты, наставник Ивана Бездомного и бог Пилата, Мастер оказывает значительное влияние на жизнь других людей.

Маргарита — молодая, красивая и богатая — обладает всеми материальными благами. Однако до встречи с Мастером она живет жизнью, лишенной смысла. Близкая к самоубийству Маргарита, по-видимому, нуждается в божественном вмешательстве, чтобы спасти свою жизнь. Затем входит Мастер. Булгаков изображает встречу Маргариты с Мастером как роковое, даже предопределенное событие; после их первоначального общения Маргарита «настаивала, что… [они], конечно, любили друг друга очень-очень давно, не зная друг друга» (138). Окрашивая их отношения этим глубоким, почти духовным оттенком, Булгаков делает Учителя Христоподобным спасителем. Более очевидно, что настойчивость Маргариты называть свою любовь «Учителем» соответствует его характеристике как духовного лидера, а ее — как его ученице.

Иван Бездомный начинает свою историю как орудие государства. Молодой Иван, получив задание написать антирелигиозное стихотворение, беспрекословно набрасывает его. Тем не менее, его невежество мешает ему преуспеть даже в этом незначительном предприятии. Хотя он гордо заявляет о своей атеистической позиции, отсутствие у Ивана богословских знаний делает его неспособным убедительно осудить Христа. Не подпитываемые страстью или образованной мыслью, стихи Ивана представляют собой переупаковку государственной пропаганды. Но благодаря своей связи с Мастером Иван претерпевает большой рост. В тринадцатой главе один короткий разговор с Мастером приводит Ивана к тому, что он признает неудачи своей поэзии, называет ее «ужасной» и обещает больше не писать (131). Иван сознает себя «невежественным человеком» и проникается стремлением к знаниям (133). В конце беседы Ивана с Учителем он умоляет: «Расскажи мне, что было потом с Иешуа и Пилатом», завершая свое превращение из бездумного подхалима в увлеченного и любопытного искателя истины (147).

Понтий Пилат, «жестокий пятый прокуратор Иудеи», переживает еще более резкую перемену взглядов, чем Иван Бездомный. (396). Гордый и безразличный человек, он хвастается своей репутацией «свирепого чудовища» и без вины жестоко избивает (16). Однако его общение с безгрешным Иешуа заставляет Пилата противостоять собственной совести. После приговора невиновного человека к смерти его преследуют его беззакония. Тем не менее, несмотря на силу Иешуа сломить ожесточенное сердце Пилата, даже он не может искупить эгоистичного бюрократа. Мастер, как автор истории Пилата, обладает исключительной властью освободить его от вины. В главе тридцать второй Мастер меняет судьбу Пилата и спасает его от вечных страданий одним лишь звуком своего голоса, просто провозглашая: «Ты свободен!» (382).

Судя по огромному влиянию, которое он оказывает на других персонажей, можно подумать, что Мастер — святое, бесстрашное и могущественное существо. Наоборот, Мастер — побежденный трус. После того, как его роман встретил критику и незаслуженную неприязнь, Мастер не смог смотреть в лицо жизни. Подавленный суровой реальностью несправедливой системы, он отправился в психиатрическую больницу, чтобы молча переждать остаток своих дней в бегах. Не он, а его любовь Маргарита была верным борцом за правду. В отличие от Мастера, она отказывалась оставить то, что считала истинным, подлинным искусством. Точно так же не он, а Иван Бездомный, некогда марионетка Массолита, всю оставшуюся жизнь посвятил поискам знаний — стал профессором истории и философии. И не он, а Пилат, когда-то ведущий член коррумпированной системы, стал одержим идеей, что невинных нельзя наказывать, а трусость не взращивать.

Мастеру предоставлены такие важные роли, как спаситель Маргариты, учитель Ивана и искупитель Пилата из-за его символической роли Истины. Как автор диссидентской работы, Мастер представляет подлинное искусство в неприемлемом мире. Хотя он не может преодолеть жестокость коррупции и цензуры, у него все еще есть цель и влияние. Как настоящие советские авторы, которые были вынуждены сообщать свои идеи через самиздат (самоиздание), так и Мастер имеет смысл не через мирское признание или признание, а через тех, кого он вдохновляет.

Вам может понравиться

Опубликовано: 6 февраля 2023 г.

Михаил Булгаков написал «Мастера и Маргариту» между 1928 и 1940 годами, в одни из самых суровых лет советской цензуры. В этот период писателям и поэтам — людям, наиболее способным преодолеть пропаганду и распознать недостатки общества — было запрещено делать это под угрозой смерти или тюремного заключения. Однако если прямая критика была невозможна, то косвенная […]

Опубликовано: 18 января 2021 г.

Научная фантастика/фэнтези, часто сокращаемая до SFF, представляет собой жанр средств массовой информации, посвященный сверхъестественному, фантастическому или другим элементам, выходящим за рамки наших текущих технологических возможностей. Несмотря на то, что его корни уходят глубоко, заимствуя вдохновение и элементы, присутствующие в «Одиссее» или «20 000 лье под водой», SFF действительно обрел свое собственное после промышленной революции. Это был […]

Опубликовано: 3 сентября 2013 г.

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (1967) и «Собачье сердце» (1925) являются одними из самых провокационных работ, бросающих вызов сталинскому видению управляемого культурного пространства. Его рассказы подробно иллюстрируют, как пространство формирует общество и влияет на культурное развитие. В своей прозе Булгаков демонстрирует уникальное понимание того, что сталинизм сохранял контроль над обществом, контролируя советское пространство. Его […]

Опубликовано: 22 мая 2006 г.

В течение 20 века коммунистические партии пришли к власти в России и ряде стран Центральной и Восточной Европы. Коммунистическое руководство этих стран навязало социалистический реализм в качестве официальной доктрины, регулирующей художественное производство. Идеология правящих партий подчеркивала человеческую рациональность как средство создания благоустроенного социалистического общества, свободного от […]

Михаил Булгаков | Исследовано баз данных

Михаил Булгаков | Исследованные базы данных | Гейл

Михаил Афанасьевич Булгаков считается одним из выдающихся сатириков послереволюционной России, Булгаков наиболее известен своим романом Мастер и Маргарита ( Мастер и Маргарита ), который признан одним из величайших русских романов века. Многие работы Булгакова касаются приспособления российского интеллектуального класса к жизни при коммунистическом правлении. Находясь под сильным влиянием Николая Гоголя, он сочетал фантазию, реализм и сатиру, чтобы высмеять современное прогрессивное общество в целом и советскую систему в частности. Его работы прославляют нонконформистов и часто изображают художника или ученого, находящегося в конфликте с обществом. Из-за официальной цензуры его рукописей при жизни лучшие произведения Булгакова оставались неопубликованными до самой его смерти.

БИОГРАФИЯ

Булгаков родился в 1891 году в русской интеллигентной семье в украинском городе Киеве. Музыка, литература и театр были важны в семейной жизни молодого Булгакова, как и религия. Отец, профессор Киевской духовной академии, привил сыну веру в Бога и интерес к духовным вещам, которые он сохранил на всю жизнь. Булгаков учился в самой престижной средней школе Киева, где прославился розыгрышами и сочинением историй. Он продолжил свое образование в качестве студента-медика в Киевском университете, который окончил с отличием в 1916. Призванный на небоевую службу в русской армии во время Первой мировой войны, Булгаков несколько месяцев работал в прифронтовых военных госпиталях, пока его не перевели в отдаленную деревню, где он служил единственным врачом на весь район. Его испытания как неопытного врача, работавшего в примитивных условиях, и трудности, с которыми он столкнулся как образованный человек среди невежественных, суеверных крестьян, отражены в автобиографических рассказах Записки юного врача ( Записки сельского врача ). После демобилизации в 1918 году Булгаков вернулся в Киев как раз вовремя, чтобы стать свидетелем борьбы большевистской Красной армии, антибольшевистской Белой армии, немецких оккупационных войск и украинских националистов за контроль над городом, в котором за два года произошло четырнадцать насильственных смен правительства. Первый роман Булгакова « Белая гвардия » ( Белая гвардия ) посвящен жизни семьи в Киеве в этот период.

В 1919 году Булгаков опубликовал свой первый рассказ, а в следующем году он оставил медицину, чтобы посвятить себя написанию фельетонов для местных газет и пьес для местных театров кавказского города Владикавказа. В 1921 года он переехал в Москву, где изо всех сил пытался прокормить себя и свою первую жену, редактируя и пишу для различных газет, задача, которую он описал как «поток безнадежной серой скуки, непрекращающийся и неумолимый». С частичной публикацией в 1925 году Белая гвардия в журнале Россия, Булгаков приобрел достаточное уважение и популярность как автор, чтобы отказаться от газетной работы. Хотя его последующая инсценировка романа как Дней Турбиных ( Дни Турбиных ) подверглась резкой критике со стороны ортодоксальных коммунистов за сочувственное изображение офицерского сословия Белой армии, она сразу же стала популярной у зрителей и стала одной из самых любимых пьес в Советской России. Сам Иосиф Сталин пятнадцать раз посещал постановку, считая пьесу в конечном итоге благоприятной для большевиков. В письме 1929 г. он писал: «Если даже такие люди, как Турбиные, вынуждены сложить оружие и подчиниться воле народа, потому что понимают, что их дело окончательно проиграно, то большевики должны быть непобедимы и есть с этим ничего не поделаешь». с 19С 25 по 1928 год Булгаков работал в тесном сотрудничестве с МХТ как писатель, режиссер и иногда как актер. Все его пьесы были хорошо приняты публикой, но осуждены партийной критикой, а в 1929 году его произведения были запрещены за идеологическое несоответствие. В течение следующих двух лет Булгаков не мог зарабатывать на жизнь, и в 1930 году, разочарованный, подавленный и без гроша в кармане, он написал советскому правительству письмо с просьбой разрешить ему работать или эмигрировать. Через три недели Сталин лично позвонил Булгакову и договорился о его назначении в Художественный театр режиссером. В 1932, как сообщается, по очередной просьбе Сталина, Дни Турбиных  были возвращены на сцену, что позволило Булгакову опубликовать и исполнить другие произведения. Он оставался в Художественном театре до 1936 года, когда ушел в отставку в знак протеста против того, что он считал неправильным обращением со своей драмой Кабала святош ( Кабала лицемеров ), после чего он стал либреттистом Большого театра. Хотя Булгаков мало публиковался, он постоянно писал вплоть до своей смерти от нефросклероза в 19 г.40.

Считается, что Булгаков написал тридцать шесть пьес, одиннадцать из которых сохранились. В отличие от его основных прозаических произведений, драмы Булгакова имеют тенденцию к реалистичности и часто основаны на исторических событиях или личностях. В прямом противоречии с советскими условностями Булгаков отказывался изображать своих персонажей как полностью положительных или отрицательных; скорее, они нарисованы как люди с человеческими сильными и слабыми сторонами. Тема приспособления к новому советскому образу жизни доминирует в его пьесах XIX века.20 с. Его самая известная драма « Дни Турбиных, » была признана самым важным московским театральным событием десятилетия и послужила поводом для дискуссии о месте искусства в постреволюционном обществе. Пьеса, рассказывающая о жизни семьи русских интеллигентов в Киеве во время Гражданской войны, была первой советской пьесой, в которой белая интеллигенция изображалась как сочувствующая фигура, а не как злобные персонажи, характерные для произведений соцреализма. Критическая оппозиция была жестокой; партийные критики тут же обвинили Булгакова в прославлении классового врага и осудили пьесу как контрреволюционную. Тем не менее зрители, потерявшие родственников во время Гражданской войны, идентифицировали себя с семьей Турбиных и стекались на спектакли. Согласно одному сообщению, «женщины были в истерике, у мужчин были слезы на глазах». Следующая пьеса Булгакова, Зойкина квартира  ( Квартира Зои ) рассказывает о том, что происходило в борделе, замаскированном под швейную мастерскую в Москве 1920-х годов. Комическая мелодрама, пьеса высмеивает коммунистические институты и жизнь в условиях сталинской новой экономической политики. Популярный среди публики, он был осужден советскими критиками как «порнографический», а также за неспособность передать правильную идеологическую точку зрения. Его следующая пьеса, Багровый остров ( Багровый остров ), комическая атака на цензуру, вызвала ответные удары по репутации Булгакова и была исключена из репертуара Художественного театра всего после четырех спектаклей.

Бег ( Рейс ), пьеса, которую некоторые критики считают лучшей из произведений Булгакова, не допускалась к постановке в Советском Союзе до 1957 года. названы «мечтами», чтобы изобразить тяжелое положение группы побежденных белых генералов и нескольких гражданских лиц, которые решили эмигрировать, а не жить при коммунизме. Критики хвалили Flight за тщательное построение, развитие персонажей и язык, а также за мастерское использование сценических эффектов. В Заговор лицемеров,  основанный на жизни Мольера, Булгаков обратился к проблеме художника в репрессивном обществе, теме, к которой он должен был вернуться в более поздних работах. Пьеса основана на одном из булгаковских литературных героев (Булгаков однажды сказал своей жене, что Мольер был первым человеком, которого он увидит в загробной жизни), но это не только вымысел, но и факт, в нем акцент делается скорее на творчестве и творческом акте. чем историческая достоверность. Кабала лицемеров  был принят МХТ в 1931, но не ставилась до 1936 года, после пяти лет проволочек и разногласий между Булгаковым и известным основателем и директором Художественного театра Константином Станиславским по поводу постановки пьесы. Булгаков отказался переписывать важные сцены, а Станиславский попытался внести существенные изменения в характер Мольера вопреки протестам Булгакова. Кабала лицемеров , наконец, вышла на сцену после почти трехсот репетиций, но закрылась после семи представлений из-за враждебной критики. «Правда » подвергла критике «неправильное» толкование истории Булгаковым и осудила его «реакционный взгляд на художественное творчество как на «чистое» искусство». Разгневанный и расстроенный, Булгаков в знак протеста ушел из Художественного театра. Поскольку его следующая пьеса, Иван Васильевич, , была официально запрещена до премьеры, Заговор лицемеров стала последней из драм Булгакова, поставленной при его жизни.

Помимо драм, Булгаков написал множество рассказов и романов. Его первый опубликованный сборник рассказов, 9 0041 Дьяволиада  (  Дьяволиада, и Другие рассказы ), испытал сильное влияние Гоголя: реализм растворяется в фантастике и абсурде, а легкая комическая сатира прорывается во внезапную жестокость. Включен его самый известный рассказ «Роковые яйца» («Роковые яйца»), в котором благонамеренный ученый обнаруживает красный луч, стимулирующий рост. Скат используется бюрократом для увеличения куриного поголовья в стране, но из-за путаницы вместо этого появляется урожай гигантских рептилий, которые опустошают сельскую местность. Критики восприняли эту историю как сатирическую трактовку русской революции или, менее конкретно, как комментарий к прогрессу и отказу от революции в пользу эволюции. «Роковые яйца» также представляют другую излюбленную тему Булгакова: последствия власти в руках невежд. Хотя написано в тот же период, что и Дьяволиада, Булгаковская Записная книжка сельского врача радикально отличается от этих рассказов, как и от большей части его длинных произведений, своим строгим реализмом и исключением фантастического и гротескного. Еще одно раннее произведение, «Собачье сердце » (« Собачье сердце »), входит в число самых важных произведений Булгакова. Произведение, считающееся одной из лучших сатирических новелл советской России, изображает превращение ученым собаки в человека. Существо развивает предосудительные человеческие качества, и ученый превращает его обратно в добродушного пса, которым он когда-то был. Рассказ, имеющий очевидные тематические параллели с «Роковыми яйцами», никогда не публиковался в Советском Союзе из-за его контрреволюционного содержания. Критические чтения были аналогичны «Роковым яйцам»: одни критики считают его откровенной политической сатирой, приравнивая операцию к революции, другие подчеркивают морально-философскую интерпретацию конфликта между ученым-интеллектуалом и необразованными массами. и о катастрофических результатах вмешательства в естественный процесс. Отношения Булгакова с МХТ, в частности конфликты из-за постановки Кабала лицемеров, , послужил источником для его романа Театральный роман ( Черный снег: Театральный роман ). В этом юмористическом романе, ключе московского театрального мира, Булгаков изобразил уважаемого Станиславского мелким тираном, а актеров Художественного театра — группой враждующих, интригующих эгоманьяков. Прекрасный образец зрелой прозы Булгакова, « Черный снег », к сожалению, остался незаконченным после его смерти.

Признанный шедевр Булгакова, Мастер и Маргарита,  разрабатывался в течение двенадцати лет посредством составления восьми отдельных версий. По словам биографов, Булгаков знал, что роман станет его шедевром, и в последние годы болезни отложил все другие проекты, чтобы закончить его перед смертью, диктуя жене последние исправления после того, как он ослеп, и добавляя эпилог после того, как рукопись была переплетена. Копии он передал жене и другу на хранение, и они оставались в строжайшем секрете до реабилитации Булгакова во время Никиты Хрущевской культурной оттепели конца XIX века.50-е и начало 1960-х, период, когда культ Сталина был отвергнут, и Советы начали противостоять некоторым излишествам его правления. «Мастер и Маргарита » был, наконец, опубликован в подвергнутой жесткой цензуре форме двумя выпусками в журнале «Москва » в 1966 и 1967 годах. Он сразу же вызвал сенсацию и с тех пор привлек чрезвычайное внимание критиков. Роман, представляющий собой смесь сатиры, реализма и фэнтези, нелегко классифицировать или свести к единой интерпретации. Большинство критиков согласны с тем, что Мастер и Маргарита  состоит из трех сюжетных линий. Первый касается дьявола (по имени Воланд) и его сообщников, которые посещают современную Москву и творят хаос в жизни глупцов, интриганов и скупцов. Вторая повествует о преследуемом романисте (Мастер) и его любовнице (Маргарита), которая торгуется с Воландом ради возлюбленной. Третий уровень книги — это роман Учителя, пересказ истории Пилата и Христа, который включает в себя огромное количество исследований истории Иерусалима и раннехристианской мысли. Как мало негативной критики было написано на Мастер и Маргарита  сосредоточился на отсутствии связности между этими тремя уровнями повествования. Природа добра и зла составляет основную философскую проблему в романе, и много критического внимания уделено природе булгаковского дьявола, который предстает не как злое существо, противостоящее Богу, а как его аналог, чья задача состоит в том, чтобы наказывать коррумпированный. Его отношения с Мастером считались фаустовским договором; действительно, ссылки на книгу Иоганна Вольфганга фон Гёте Фауст  проникают в роман. Как и булгаковская характеристика дьявола, портрет Иисуса в «Мастер и Маргарита » столь же неортодоксален; хотя его персонаж утверждает основные верования ортодоксального христианства, он жалуется, что все, что написано о нем его единственным учеником Матфеем, является неточным. Рассказом о Мастере Булгаков возвращается к теме художника в обществе. Он пишет, что «рукописи не горят», утверждая свою веру в то, что искусство переживет превратности политических репрессий из-за своей вечной природы, существующей вне преходящего мира политической власти. Точно так же важная тема, параллельная конфликту между художником и обществом, развивается в конфликте между духовным и материальным мирами, конфликте, который, по мнению Булгакова, в конечном итоге приводит к триумфу духовного.

Как и в других крупных произведениях Булгакова, герои Мастера и Маргариты  независимые духи, существующие вне своего общества, а самая острая сатира Булгакова предназначена для тех, кто руководствуется корыстью. Существуют две английские версии романа: одна Мирры Гинзбург, основанная на цензурированном издании, напечатанном в Москва, , которое устраняет большую часть антисоветской сатиры в произведении Булгакова, а другая Майкла Гленни, основанная на полном тексте. Хотя были некоторые разногласия относительно их относительных достоинств как переводов, оба считаются ценными для понимания англоязычным читателем шедевра Булгакова, который сейчас считается одним из величайших произведений русской литературы двадцатого века.

 

От: «Михаил Афанасьевич Булгаков». Литература Гейла: современные авторы , Гейл, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

  • Дальнейшее чтение

    КНИГИ

    • Хабер, Эдит К. , Михаил Булгаков: Ранние годы , издательство Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс), 1998.
    • Ханнс, Дерек Дж., Апокалиптическая критика литературы Булгакова, E. Mellen Press (Льюистон, Нью-Йорк), 1996.
    • Милн, Лесли, редактор, Булгаков: Романист-драматург,  Харвуд (Люксембург), 1995.
    • Милн, Лесли, Михаил Булгаков: критическая биография , Cambridge University Press, 1990.
    • Натов, Надин, Михаил Булгаков , Туэйн, 1985
    • Справочник по мировой литературе,  второе издание, St. James Press, 19.95.
    • Литературная критика двадцатого века, Том 2, Гейл, 1979 г., Том 16, Гейл, 1985 г.
    • Писатели-фантасты двадцатого века,  третье издание, St. James Press, 1991.
    • Воздвиженский Вячеслав, составитель,  Михаил Булгаков и его время: воспоминания, письма , перевод Лив Тудж, Издательство «Прогресс» (Москва, Россия), 1990.
    • Уикс, Лаура Д., Мастер и Маргарита: критический компаньон, Издательство Северо-Западного университета (Эванстон, Иллинойс), 1996.
    • Райт, Энтони Колин, Михаил Булгаков, Жизнь и интерпретации , University of Toronto Press (Торонто, Онтарио), 1978.

    ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

    • Canadian American Slavic Studies, лето-осень, 1981, стр. 151-66.
    • Canadian Slavic Papers,  vol. XIV, нет. 1, 1972, стр. 76-86.
    • Canadian Slavic Studies, зима, 1969 г., стр. 615–28.
    • Экономист, 1 июня 1991 г., с. 87.
    • International Fiction Review, , январь 1974 г., стр. 27–31.
    • Журнал европейских исследований, , март/июнь 1983 г., стр. 56–74.
    • Исследования современной фантастики, , лето 1973 г., стр. 169–78.
    • Нью-Йорк, , 28 мая 1990 г., с. 74.
    • New Yorker,  21 декабря 1992 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *