Краткая история молнии на одежде
Время чтения: Нет времени читать?
Сейчас кажется, будто молния для одежды существовала всегда. Это далеко от правды — хотя впервые патент на «непрерывную застёжку» был зарегистрирован в 1851 году, коммерческого успеха необычное изобретение добилось только к тридцатым годам XX века. Кто придумал молнию на одежду, через что ей пришлось пройти, чтобы обрести популярность, и как вообще она работает — обо всём этом читайте в нашей новой статье!
История застёжки-молнии
Первая идея о застёжке, имеющей с современной молнией общую конструкцию, пришла в голову изобретателю швейной машинки — американскому механику Элиасу Хоу . Своё изобретение он назвал «автоматической бесконечной застёжкой для одежды» и запатентовал в 1851 году. Правда, коммерческого успеха застёжка не получила, в том числе потому, что Хоу был слишком занят работой над швейной машинкой — всё-таки, она была делом его жизни.
Прошло 44 года, и застёжку, очень похожую на изобретение Хоу, придумал американец Уиткомб Джаджсон. Он оформил патент в 1893 году. И хотя изобретение, всё ещё не слишком понятное широким массам, особой популярности не снискало, именно Джаджсон получил звание «отца швейной молнии» — пусть даже термина «молния» в те времена ещё не было.
Кто же популяризировал молнию? Этим человеком был инженер-электрик Гидеон Сундбэк, который сконструировал такую же застёжку, какую мы до сих пор видим на одежде, обуви и снаряжении. Он устроился работать в компанию по производству застёжек и пуговиц Universal Fastener Company, познакомился и женился на дочери её владельца Эльвире Аронсон, а потом быстро построил карьеру, пользуясь, впрочем, не только родственными связями, но также мастерством и находчивостью. Современная молния появилась на свет в декабре 1913 года и была запатентована спустя 4 года — в 1917 году.
Сундбэк позаботился и о производстве: разработал и внедрил станок специально для своего изобретения. Спустя год после создания машина Сундбэка уже производила несколько сотен застёжек ежедневно.
Первыми молнию начали использовать производители сумок, рабочей обуви и табачных кисетов.
Для того, чтобы широкая общественность «распробовала» новинку, потребовалось более 20 лет: только в 1930-х годах производители детской одежды начали продвигать молнию, потому что она была в разы удобнее пуговиц — и неловкие детские пальчики могли справиться с ней самостоятельно. Потом молнии появились на юбках, и только в 1937 году на застёжку-молнию наконец обратили внимание французские модельеры, а журнал Esquire назвал её «новейшей идеей для мужской одежды» и «лучшим, что случилось с мужскими брюками». С этого момента можно было считать, что молния утвердилась прочно и навсегда.
В Советском союзе застёжка-молния появилась в начале тридцатых: её носили рабочие и спортсмены, а с началом Великой отечественной войны начали носить солдаты. На старых фотографиях до сих пор можно увидеть как гражданскую, так и военную одежду с молниями. Причём на так называемые «разрывные застёжки» — так их называли в СССР — у нас существовали собственные патенты.
Конструкция и виды молний
Молния состоит из двух лент с закреплёнными на них звеньями, которые чередуются в шахматном порядке, и замка-бегунка — «собачки». «Собачка», протягиваемая вдоль тесьмы, стискивает звенья между собой, вынуждая их цепляться друг за друга. В итоге две ленты смыкаются и превращаются в одну.
Молнии могут быть разными — металлическими и пластиковыми, открытыми и «скрытыми» (когда зубцы скрываются за тканью, превращаясь из застёжки в ещё одну складку одежды), даже водонепроницаемыми, но принцип их работы всегда один.
К самым популярным видам застёжек-молний относятся:
- тракторные — самые мощные, с крупными звеньями, похожими на гусеницу трактора, отсюда и название. Используются пластиковые зубья, как правило, в форме «грибка»;
- витые или спиральные — изготавливается из синтетического волокна, завёрнутого в спираль. К преимуществам относится более аккуратный по сравнению с тракторными молниями вид;
- металлические — такие же, как тракторные, но зубья сделаны из никеля, латуни или другого металла. Очень прочны.
В верхней детской одежде G’n’K встречаются все три варианта в зависимости от возрастной категории вещи, её дизайна и назначения. Например, у нас есть даже модели с потайными «змейками»!
Они надёжны, прочны и действительно очень удобны для детей, а ещё, в отличие от своих «предков» из XX века, оснащёны стопорами — даже если ребёнок сильно дёрнет за «собачку», молния вовремя остановится и ни за что не «прикусит» малышу кожу.
Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
Читайте также
Как выбрать детскую зимнюю одежду
Стоит ли отдавать ребёнка в школу в шесть лет?
Как вырастить доброго человека
10 советов для лучшей осенней фотосессии с ребёнком
Как появилась застёжка-молния | МЭФЗ
Кто изобрел застежку-молнию для одежды?
Многие полезные и нужные изобретения, которыми мы с вами сейчас пользуемся в обычной жизни, были придуманы случайно. И, если сейчас, вдруг, они исчезнут, нам будет очень тяжело без них обойтись. Например, без чего невозможно представить себе портфель или сумку, пенал или штаны? Что общего между ними? Правильно, общая — застежка-молния. А представьте, что ее не было бы. Как бы мы тогда портфель застегивали? А брюки? А хотите знать, кого мы должны поблагодарить за такую нужную деталь одежды? Ну что же, запоминайте.
Портной изобрел швейную машинку и застежку-молнию
Совершенно случайные изобретения — часто оказываются самыми нужными. История эта началась еще более 150 лет тому назад, когда была изобретена швейная машинка. Однажды ее изобретатель, портной Элиас Хоуи, в далеком 1851 году придумал новую застежку, которая мало чем напоминала нашу современную застежку-молнию. Она была похожа на две цепочки с крючочками и дырочками, которые цеплялись друг за дружку при помощи подвижного металлического «язычка» в форме скрепки. Внешний вид первой застежки был не очень удачный, и никому она не понравилась. Поэтому портной продолжил шить дальше одежду, а о затее с новым изобретением забыл.
Элиас Хоуи — американский портной. Один из изобретателей приспособлений для сшивания тканей — первых швейных машин и «прадедушка» современной застежки-молнии.
Застежка для обуви
Через 44 года этим изобретением, и тоже, совершенно случайно, заинтересовался Уиткомб Джадсон, американский изобретатель. Ему захотелось помочь своему другу, у которого, после того, как он спас ребенка во время пожара и неудачно выпрыгнул в окно, очень болела спина. Из-за больной спины друг Джадсона не мог наклоняться, чтобы зашнуровать свою обувь. Вот так появилась застежка для обуви. Но и она, как и изобретение портного Хоуи, людям не очень понравилась — была неудобной, заедала, ломалась. Все-таки, Джадсон заявил свои права на это изобретение в 1891 году, но оно ему успеха и богатства не принесло.
Гидеон Сундбэк — шведско-американский инженер и изобретатель запатентовавший первую застежку молнию, которую стали использовать при производстве одежды.
И через 15 лет удача с этими застежками-молниями «улыбнулась» бывшему компаньону Джадсона. Это был Гидеон Сундбэк, которому удалось превратить старую неудобную застежку в новый, более удобный вариант «молнии». Она уже была похожа на ту застежку, которую сейчас вы видите на своих куртках, портфелях и брюках, поэтому постепенно становилась все популярнее. Первыми ими стали пользоваться маленькие дети (отлично подходили для того, чтобы было удобно надевать и снимать одежду) и военные летчики (им тоже понравилось быстро одеваться).
«Шутка» модельера подарила застежке мировое признание
Но самой необходимой и модной деталью одежды современного мужчины застежка-молния стала в 1937 году благодаря модельеру Жану Клоду. Но мужской части населения так понравилось мгновенно застегивать и расстегивать брюки, что с той поры их застегивают только на «молнию».
Вот так, почти через 100 лет, люди, наконец-то, поняли, какое это нужное изобретение — застежка-молния!
Интересно
История молнии
Безопасность
Национальная программа
История и тайна молнии
С самого начала письменной истории молнии очаровывали человечество. Это был волшебный огонь с неба, который человек поймал и использовал, чтобы согреться ночью. Это отпугивало диких животных. Когда первобытный человек искал ответы на вопросы о мире природы, молния стала частью его суеверий, мифов и ранних религий.
Библия говорит: «Когда Он произносит голос Свой, бывает множество вод на небе; и Он возводит пары от концов земли; Он производит молнии с дождем и изводит ветер из Своего сокровища».
Древние греки считали молнию оружием Зевса. Громовержцы были изобретены Минервой, богиней мудрости. Поскольку молния была проявлением богов, любое место, пораженное молнией, считалось священным. На этих местах часто возводились греческие и римские храмы, где богам поклонялись в попытке умилостивить их. Мусульмане также приписывали своему богу молнию и гром. В Коране сказано: «Он показывает вам молнии и запускает молнии».
Скандинавская мифология отсылает к Тору, громовержцу, врагу всех демонов. Тор бросал во врагов молнии. Тор также дал нам четверг-день.
В пантеистической индуистской религии Индра был богом неба, молнии, дождя, бури и грома. Маруты использовали молнии в качестве оружия. Умпундуло — молниеносный бог племени банту в Африке. Даже сегодня их знахари выходят в шторм и приказывают молнии ударить далеко.
Индейцы навахо считают, что молния обладает огромной силой в их лечебных ритуалах. Песочные рисунки изображают молнию как подмигивание в глазу Громовой Птицы. Молния связана с ветром, дождем и ростом урожая.
Еще в начале 1800-х годов в России, когда требовался дождь, трое мужчин забирались на дерево. Можно столкнуть две головешки вместе; искры, имитирующие молнии. Другой поливал водой ветки, имитируя дождь. Третий стучал чайником, чтобы привлечь гром. И по всей ранней Европе церковные звонари производили как можно больше шума, надеясь отогнать бури от этих святых жилищ, в которые часто ударяла молния.
Во время наполеоновских войн более 220 британских парусных кораблей были повреждены не французами, а молнией. Решение, конечно же, заключалось в установке молниеотводов. Но поскольку это устройство было изобретено «мятежным колонистом» по имени Бенджамин Франклин,
Флот Его Величества упорно отказывался. Только в 1830-х годах адмиралтейство, наконец, прозрело и забыло о старых колониальных восстаниях.
Даже Санта-Клаус вступает в бой со своими оленями Доннером (гром) и Блитценом (молния). Ранние суеверия рассматривались как Причина и Следствие, которые теперь выдуманы как наука. Сократ сказал: «Это не Зевс там, наверху, это воздушный вихрь». Чингисхан запретил своим подданным стирать одежду или купаться в проточной воде во время шторма. Фалес, греческий философ, в 600 г. до н.э. протер кусок янтаря сухой тканью и заметил, что он притягивает к себе перья и солому. Уильям Гилберт, придворный целитель королевы Елизаветы, в конце 1500-х годов также использовал янтарь для повторения более ранних экспериментов. Он назвал это via electrica, в честь электры, что в переводе с греческого означает янтарь. Он этого не знал, но демонстрировал статическое электричество.
Молния — это большая искра… статическое электричество в гигантских масштабах. Были изобретены машины для создания статического электричества … лейденская банка была похожа на термос, в котором хранились вольты. Машины трения могли заряжать банки, а электричество можно было носить с собой и демонстрировать. «Электрическая магия» пользовалась большим спросом при королевских дворах Европы как развлечение. Салонные фокусы забавляли и очаровывали людей.
В то время наука находилась в зачаточном состоянии. Сэр Исаак Ньютон предположил, что основные математические законы являются основой для понимания сил природы. Что касается «электрической магии», то было недостаточно экспериментальных исследований, чтобы объяснить ее поведение. В 1746 году в Филадельфию приехал доктор Спенс из Шотландии. Он продемонстрировал некоторую «электрическую магию» аудитории, в которую входил местный почтмейстер Бенджамин Франклин. Франклин был воплощением любопытства. В возрасте восьми лет он бросил Бостонскую гимназию, закончив свое формальное обучение, но только начав всю жизнь учиться. Он был наделен сильным стремлением исследовать свой мир и большой самодисциплиной. Франклин изобрел бифокальные очки и печь Франклина. Он был опытным пловцом, вегетарианцем, многоязычным и издателем. Его «Альманах бедного Ричарда» продавался в колониях тиражом 10 000 экземпляров в год.
В возрасте 42 лет Франклин продал свой типографский бизнес в Филадельфии и стал участвовать в социальных экспериментах, таких как Американская война за независимость и Декларация независимости. Он баловался с электрической лейденской банкой и размышлял над такими вопросами, как «сколько маленьких электрических банок убьет курицу? Сколько больших банок для индейки? Почему индейка, убитая электрическим током, вкуснее, чем птица, убитая обычным способом? Что такое молния? Почему он сжигает церкви? Можно ли его захватить в лейденскую банку? Можно ли безопасно захватить его на землю?. ..» Затем последовали его воздушные змеи и ключевые эксперименты в 1752-53 годах и вывод Франклина о том, что молния — это электричество.
За этим последовало его изобретение громоотвода, его копирование во Франции и использование по всей Европе. Франклин был знаменитой фигурой в свое время. Его называют покровителем здравого смысла Америки. Возможно, если бы он не был близок к французскому королевскому двору и не смог бы повлиять на Францию, чтобы она финансировала Войну за независимость в Америке, мы бы до сих пор были колонией Англии!
Недавно некоторые ученые пришли к выводу, что молния могла сыграть роль в эволюции живых организмов. Лауреат Нобелевской премии по химии Гарольд Юри предположил, что ранняя атмосфера Земли состояла из аммиака, водорода, метана и водяного пара. Один из его учеников, Стэнли Миллер, воспроизвел молнию с помощью электрической искры и добавил ее в химическую смесь. Он старался исключить любые живые организмы из эксперимента. Через неделю он исследовал смесь и обнаружил, что она содержит вновь образованные аминокислоты, те самые строительные блоки белка. Сыграла ли молния роль в создании самой жизни? Наука сейчас раздвигает границы тайн молнии. За последнее десятилетие об этом временном явлении стало известно больше, чем за предыдущие 250 лет после экспериментов Франклина с «воздушными змеями и ключами». Оставайтесь с нами…
Большая часть вышеизложенного была адаптирована из Viemeister, P.: 1961, The Lightning Book, MIT Press, Cambridge MA. См. также несколько книг Мартина Умана о молнии.
Этот информационный бюллетень предоставлен Национальным институтом молниезащиты, Луисвилл, Колорадо.
Громоотвод Франклина | The Franklin Institute
Что бы вы подумали, если бы увидели человека, который верхом на лошади гонится за громом и грозой? Вы, наверное, задаетесь вопросом, что же он пытался сделать. Что ж, если вы жили в 1700-х годах и знали Бенджамина Франклина, это как раз то, что вы могли увидеть во время ужасного шторма. Бен был очарован бурями; он любил их изучать. Если бы он был жив сегодня, мы, вероятно, могли бы добавить «охотник за штормом» к его длинному списку титулов.
Именно в Бостоне, штат Массачусетс, в 1746 году Франклин впервые наткнулся на электрические эксперименты других ученых. Он быстро превратил свой дом в небольшую лабораторию, используя машины, сделанные из предметов, которые он нашел в доме. Во время одного эксперимента Бен случайно ударил себя током. В одном из своих писем он описал шок как
«…всеобщий удар по всему моему телу с головы до ног, который казался как внутри, так и снаружи; после чего первое, что я заметил, был сильный быстрый сотрясение моего тела…» (У него также было чувство онемения в руках и задней части шеи, которое постепенно проходило.)
Франклин провел лето 1747 года, проводя серию новаторских экспериментов с электричеством. Он записал все свои результаты и идеи для будущих экспериментов в письмах Питеру Коллинсону, коллеге-ученому и другу в Лондоне, который был заинтересован в публикации его работы. К июлю Бен использовал термины положительный и отрицательный (плюс и минус) для описания электричества вместо ранее использовавшихся слов «стекловидное» и «смолистое». Франклин описал концепцию электрической батареи в письме Коллинсону весной 1749 года., но он не был уверен, как это может быть полезно. Позже в том же году он объяснил то, что, по его мнению, было сходством между электричеством и молнией, например, цвет света, его кривое направление, потрескивающий шум и другие вещи. Были и другие ученые, верившие, что молния — это электричество, но Франклин был полон решимости найти способ доказать это.
К 1750 году, помимо желания доказать, что молния — это электричество, Франклин начал думать о защите людей, зданий и других сооружений от молнии. Это переросло в его идею громоотвода. Франклин описал железный стержень длиной около 8 или 10 футов, заостренный на конце. Он писал: «Я думаю, электрический огонь бесшумно вырвался бы из облака, прежде чем он смог бы приблизиться достаточно близко, чтобы ударить…» Два года спустя Франклин решил провести свой собственный эксперимент с молнией. Удивительно, но он никогда не писал писем о легендарном эксперименте с воздушным змеем; кто-то другой написал единственный отчет через 15 лет после того, как это произошло.
В июне 1752 года Франклин находился в Филадельфии, ожидая завершения шпиля на вершине Крайст-Черча для своего эксперимента (шпиль должен был действовать как «громоотвод»). Он потерял терпение и решил, что воздушный змей точно так же сможет приблизиться к грозовым облакам. Бену нужно было выяснить, что он будет использовать для привлечения электрического заряда; он выбрал металлический ключ и прикрепил его к воздушному змею. Затем он привязал веревку воздушного змея к изолирующей шелковой ленте на костяшках пальцев. Несмотря на то, что это был очень опасный эксперимент (вы можете увидеть, как выглядит наш громоотвод в верхней части страницы после удара), некоторые люди считают, что Бен не пострадал, потому что он не проводил свой тест в худшее время. часть бури. При первых признаках того, что ключ получает электрический заряд из воздуха, Франклин понял, что молния — это форма электричества. Его 21-летний сын Уильям был единственным свидетелем этого события.
За два года до эксперимента с воздушным змеем и ключом Бен заметил, что острая железная игла отводит электричество от заряженной металлической сферы. Сначала он предположил, что молнии можно было бы предотвратить, используя приподнятый железный стержень, соединенный с землей, для снятия статического электричества с облака. Франклин сформулировал эти мысли, размышляя о пользе громоотвода:
«Не может ли знание об этой силе точек быть полезным человечеству для защиты домов, церквей, кораблей и т. д. от удара молнии с помощью указывая нам закрепить на самых высоких частях этих зданий вертикальные железные стержни, сделанные острыми, как игла … Не могли бы эти заостренные стержни, вероятно, бесшумно вытянуть электрический огонь из облака, прежде чем он подойдет достаточно близко, чтобы ударить, и тем самым защити нас от этой самой внезапной и ужасной беды!»
Франклин начал выступать за молниеотводы с острыми концами. Его английские коллеги предпочитали громоотводы с тупыми наконечниками, полагая, что острые притягивают молнии и повышают риск ударов; они думали, что тупые стержни менее подвержены ударам.