Рубрики
Популярное

Балерина любовница николая: Легендарная балерина и любовница Николая II: 50 лет со дня смерти Матильды Кшесинской

Матильда и Николай II: что связывало балерину и наследника престола на самом деле

О скандальной картине Алексея Учителя «Матильда» в конце 2017 года не слышал только ленивый. По мнению многих критиков, фильм о любовной связи балерины Кшесинской и будущего царя Николая II вышел излишне «эротическим» и от того далеким от правды. Сторонники консервативной версии этой истории настаивают, что отношения цесаревича и балерины были сугубо платоническими. Но мог ли, в самом деле, Николай устоять перед женскими чарами Матильды?

Восстанавливать детали этих отношений сегодня приходится буквально по крупицам. И дело не в отсутствии архивных материалов — с ними как раз все в порядке. Но многие из них противоречат друг другу. Загадочным образом одни и те же события сама Матильда Кшесинская по-разному описывала в своих дневниках, которые вела во время романа с цесаревичем, и в мемуарах, написанных многие годы спустя.

Разногласия начинаются с истории о самой первой встрече Матильды и Николая. Дневнику молодая балерина доверила рассказ о том, как она испросила разрешения у Александра III пригласить цесаревича к себе за столик. Тогда как мемуары, написанные ею десятилетия спустя, рассказывают совсем иную, лестную для Матильды версию о том, как царь Александр заприметил юную красавицу и предложил ей присоединиться к их столу.

Зная, как услужлива бывает память, искажая, приукрашая или вытесняя значимую информацию, мы склонны больше доверять тем откровениям, которые юная балерина Кшесинская оставила на страницах своего дневника. Примечательно, что в тот же самый период Николай тоже записывал события своей жизни в дневник. И если записи девушки, касающиеся цесаревича, всегда эмоциональны и подробны, то его о ней — скупы и на слова, и на эмоции. Тем интереснее сопоставить откровения Матильды и Николая и попробовать пролить свет на эту «темную» историю царской аддикции.

Знакомство балерины и наследника престола

Николай II, автор портрета — художник Илья Галкин, 1898 год

Матильда Кшесинская, иллюстрация из французского журнала «Le Theatre», 1909 год

Первая встреча цесаревича и юной танцовщицы, выпускницы Императорского театрального училища, произошла 23 марта 1890 года во время спектакля, на котором присутствовала вся императорская семья. Матильда писала в своих дневниках, что на ней был голубой костюм, который казался ей очень изящным. Когда спектакль окончился, высокопоставленные гости остались отужинать вместе с балеринами. Описывая тот день, Кшесинская упоминает и о своем знакомстве с цесаревичем: «Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: „И с большим успехом кончаете!“ Когда Наследник заговорил с Женей, я незаметно могла его разглядывать. Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица».

Что любопытно, сам Николай Александрович оставил в своем дневнике всего пару строк от 23 марта 1890 года. Никаких упоминаний самой Кшесинской или подробностей ужина. Впрочем, наверное, это больше женская черта — подмечать детали. Мужчины же фокусируются на фактах. «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет — очень хорошо. Ужинали с воспитанницами», — вот так просто и лаконично цесаревич описал тот день.

Взаимная симпатия и смущенные улыбки

Матильда Кшесинская

4 июля того же года юная балерина, которую только что приняли в труппу Мариинского театра, впервые выступала в Красном Селе. Цесаревич тоже был там, что ее сильно обрадовало. Страх, который она испытывала перед выходом на незнакомую сцену, исчез, и при каждом удобном случае она поглядывала на Николая. «Итак, первый спектакль был для меня удачен: я имела успех и видела Наследника. Но это только для первого раза достаточно, затем, я знаю хорошо, что мне этого будет мало, я захочу более, такой у меня характер. Я боюсь себя», — призналась в дневнике Кшесинская.

Первое упоминание о балерине в записях цесаревича появилось через два дня после этого — 6 июля 1890 года: «После обеда поехали в театр. Положительно, Кшесинская 2-я меня очень занимает» (Николай пишет «Кшесинская 2-ая», так как в балетной труппе состояла еще и старшая сестра Матильды — Юлия, которую называли «Кшесинской 1-ой»). Согласно дневникам Матильды, в тот день она очень старалась произвести впечатление на сына императора — и, очевидно, ей это удалось. Она подметила даже то, сколько раз ловила на себе взгляд цесаревича, когда танцевала. «Едва занавесь опустилась, как мне стало ужасно грустно. Я пошла в уборную к окну, чтобы еще раз увидеть его. Я его видела, он меня — нет, оттого что я встала к тому окну, которого не видно снизу, если не оглянуться, когда отъезжаешь от царского подъезда. Мне было обидно, я готова была заплакать. Я верно сказала, что с каждым разом я буду хотеть большего».

В том месяце состоялось еще несколько спектаклей и коротких встреч Николая и Матильды. Судя по записям, оставленным юной балериной, она старалась почаще попадаться на глаза цесаревичу, когда он приезжал в театр. Ей очень хотелось пообщаться с ним, но подходящего случая никак не представлялось. И все же зарождающая симпатия между молодыми людьми постепенно нарастала. В антрактах спектаклей, когда наследник престола приходил за кулисы, они обменивались смущенными улыбками, но завести беседу некоторое время не решались. Николай несколько раз за июль упоминал Кшесинскую в своих дневниках: например, «Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится» или «были в театре… Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно».

Первая разлука и мысли о другой девушке

Матильда Кшесинская

Николай II

Летом 1890-го года развития этих отношений не последовало: обстоятельства сложились так, что вскоре по приказу своего отца цесаревич уехал в длинное путешествие на Дальний Восток, а затем отправился вместе со своими родителями в Данию. Вернулся Николай домой только в 1892 году. За долгое время разлуки Николай не писал в своих дневниках о юной балерине, но вспоминал о другой симпатичной ему девушке — внучке английской королевы Алисе Гессен. Они познакомились еще в 1974 году, и с тех пор образ иностранной принцессы ярко отпечатался в сердце цесаревича. Во время своего путешествия он оставил такую запись: «Моя мечта — когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 г. , когда она зимой провела 6 недель в Петербурге». Препятствием для осуществления этого желания сына императора было то, что невеста русского наследника престола должна была перейти в христианскую веру, а этому противились родственники Алисы Гессен. Тем не менее, Николай был сильно увлечен ею. «Я почти убежден, что наши чувства взаимны», — написал он в дневнике.

Матильда оставалась в России, танцевала в труппе Мариинского театра и делала большие успехи на сцене. Изредка в ее дневниках за тот период встречаются упоминания цесаревича. Так, например, она пишет, что один из сослуживцев сына императора — Евгений Волков — передал ей, что Николай Александрович был «страшно рад, что я обратила на него внимание, тем более что я артистка, и притом хорошенькая». Но регулярные записи о цесаревиче вернулись на страницы ее дневников, лишь только когда он вновь приехал в Россию. Возобновились их встречи, которые на этот раз стали происходить все чаще, а инициатором их стал выступать уже сам наследник.

Неожиданный визит и вспыхнувшие чувства

Николай Александрович

Матильда Кшесинская

Николай Александрович только успел приехать в Петербург, как его мысли вновь устремились к юной балерине. 15 февраля 1892 года он пишет, что им «овладела театральная горячка, случающаяся каждую масленицу». Цесаревич посетил Мариинский театр, где обмолвился парой слов с Матильдой. Затем их встреча произошла уже в городе. 28 февраля наследник престола, катаясь по Петербургу в коляске, увидел Кшесинскую на набережной. Для него это была неожиданная радость, однако, как известно из записей балерины, она стала регулярно бывать в центре, зная, что это повышает ее шансы встретиться с тем, в кого она была влюблена.

10 марта цесаревич отправился в Театральное училище: «За ужином сидел с воспитанницами как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской». А уже на следующий день случилось событие, которое положило начало новому этапу в отношениях Николая и Матильды. Кшесинской нездоровилось: днем ей сделали операцию на глаз. В расстроенных чувствах она отдыхала у себя дома, когда горничная доложила, что ее спрашивает Евгений Волков. Однако вместо старого знакомого на пороге ее дома возник сам Николай Александрович, который решил устроить сюрприз. Он написал в своем дневнике: «Вечер провел чудесным образом: отправился в новое для меня место, к сестрам Кшесинским. Они страшно удивились увидеть меня у них. Просидел с ними более 2-х часов, болтали обо всем без умолку. К несчастью, у моей бедной Маленьки болел глаз, который был перевязан, и кроме того нога не совсем здорова. Но радость была обоюдная большая! Выпив чаю, простился с ними и приехал домой к часу ночи. Славно провел последний день моего пребывания в Питере втроем с такими лицами».

Матильду переполняло счастье, несмотря на то, что ей было неловко (как она вспоминала), ведь она «была не совсем одета, т. е. без корсета да и потом с подвязанным глазом». Но радость от встречи с возлюбленным была гораздо сильнее: «сегодня, когда я его узнала ближе, я очаровалась им еще больше». В тот вечер Николай стал называть ее «Малей», и они условились писать друг другу письма. Матильда упомянула в дневнике, что после чаепития наследник «непременно хотел пройти в спальню», но она его не пустила.

После того вечера Николай стал наносить визиты Кшесинским на регулярной основе. Более того, в его дневниках появились несвойственные ему ранее записи о каждой, даже самой незначительной, встрече с очаровательной балериной: «Поехал в Малый театр в ложу дяди Алексея. Давали интересную пьесу „Thermidor“… В театре сидели Кшесинские прямо напротив»; «Опять видел Кшесинских. Они были в манеже и потом стояли на месте на Караванной»; «После обеда поехал навестить Кшесинских, где провел полтора приятных часа». Даже в свободные часы он не мог избавиться от мыслей об объекте своей влюбленности. 13 марта он написал: «После чаю опять читал и много думал об известном лице».

Романтическая переписка и первый поцелуй

Николай II, автор портрета — Эрнст Карлович Липгарт, 1897 год

Николай и Матильда постоянно обменивались нежными письмами. Цесаревич писал юной балерине практически каждый день, и если не получал в ближайшее время ответа — то сильно расстраивался. 23 марта, ровно через два года после первой встречи Николая и Матильды на выпускном спектакле Театрального училища, наследник прислал Кшесинской письмо, в котором сообщал, что навестит ее в одиннадцать вечера. Она очень сильно обрадовалась, но ожидание казалось невыносимым.

В своем дневнике Матильда подробно описывает тот вечер: «Цесаревич приехал в 12-м час., не снимая пальто, вошел ко мне в комнату, где мы поздоровались и… первый раз поцеловались». Затем Николай подарил ей несколько своих фотокарточек и браслет. «Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один». Ночь пролетела незаметно. Сын императора уехал от балерины только под утро.

Завершает описание той ночи Матильда такими строчками: «Сначала, как он пришел, мне было очень неловко говорить с ним на Ты. Я все путалась: Ты, Вы, Вы, Ты и так все время! У него такие чудные глаза, что я просто с ума схожу! Цесаревич уехал, когда уже стало рассветать. На прощание мы несколько раз поцеловались. Когда он уехал, у меня больно сжалось сердце! Ах, мое счастье так шатко! Я всегда должна думать, что, может, вижу его в последний раз!».

Нарастающая ревность и тоска по возлюбленному

Николай II

Алиса Гессен

Конечно, уже тогда Матильда понимала, что продолжение этих отношений имеет довольно туманные перспективы. Но она была так сильно влюблена в Николая, что практически не думала об этом, живя от встречи до встречи с цесаревичем. Они виделись не только дома у Кшесинских, но и в общественных местах, но вели себя сдержанно при многочисленной публике. Николай присылал балерине цветы и при каждом удобном случае стремился увидеться со своей возлюбленной. Но, что любопытно, не забывал он и об Алисе Гессен, что несомненно задевало чувства Матильды.

1 апреля 1892 года он написал в своем дневнике: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст, когда-нибудь жениться на ней!.. А с лагеря 1890 г. по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую К. Удивительная вещь наше сердце! Вместе с тем я не перестаю думать об Аликс Г. Право, можно заключить после этого, что я очень влюбчив? До известной степени — да. Но я должен прибавить, что внутри я строгий судья и до крайности разборчив!».

Однажды Николай взял с собой свои дневники, когда приехал к Кшесинским, и у Матильды была возможность их прочесть. Ее обрадовали многочисленные записи цесаревича, которые были посвящены ей, и неприятно поразило упоминание об иностранной принцессе: «В дневнике меня очень заинтересовал один день, это 1 апреля, где он пишет про Алису Г. и про меня. Алиса ему очень нравится, он говорил мне уже об этом раньше, и я серьезно начинаю его к ней ревновать».

При этом сын императора не обманывал балерину: он откровенно ей говорил, что до своей собственной свадьбы он может оставаться с ней, но ничего не обещал после. В письме от 3 августа Матильда написала ему такие слова: «Я все думаю о Твоей свадьбе. Ты сам сказал, что до свадьбы Ты мой, а потом… Ники, Ты думаешь мне легко это было услышать? Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А., ведь Ты ее любишь? Но она Тебя, Ники, никогда не будет любить как любит Тебя Твоя маленькая Панни! Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя».

На самом деле, чем ближе становилось общение цесаревича и балерины, тем больше поводов для ревности она находила. Ее расстроило, когда ей показалось, что Николай в манеже долго смотрел в бинокль на другую барышню, когда цесаревич разговаривал с другими артистками балета. Матильда желала быть единственной его возлюбленной, с которой он мог бы открыто появляться на публике, но знала, что их отношения должны оставаться в тайне. Поэтому все свои душевные терзания хранила в дневнике, а иногда писала о своей ревности Николаю. Периодически она сама как будто бы старалась задеть самолюбие цесаревича и заставить его ревновать. У нее, как у балерины, при том красивой женщины, были и другие поклонники, о которых она рассказывала в письмах к цесаревичу. Например: «Я все забываю Тебе написать: у меня новый поклонник Пика Г (Голицын — прим. ред.). Он мне нравится, он хорошенький мальчик», или «Тебе интересно узнать, от кого я получила в первый спектакль цветы. Я Тебе скажу в понедельник. Вчера же корзина была от Р. Он сильно за мной ухаживает и уверяет, что не на шутку в меня влюблен».

И, тем не менее, судя по дневникам молодых людей, в то время как Матильда постоянно думала о наследнике престола, даже когда он уезжал в длительные поездки, Николай писал о ней, только когда они виделись лично и в первые дни после своего отъезда. «Я все время вспоминаю последний вечер, проведенный с тобой, когда Ты, милый Ники, лежал у меня на диване. Я Тобою все время любовалась», — написала балерина цесаревичу 2 мая, после его отбытия в военный лагерь в Дании. Когда через два месяца Николай вернулся в Петербург, разговор между ними произошел достаточно прохладный. А впереди вновь было расставание на несколько месяцев — на этот раз цесаревич уехал на Кавказ. Она ждала, мечтала о встрече и страдала от разгорающегося пламени ревности. Узнав о слухах, что наследник престола увлекся какой-то грузинкой, она не могла сдержать отчаяния. 15 ноября в ее дневнике появилась запись: «Я пошла в церковь, горячо молилась, и как будто мне стало легче, но по возвращении домой все, каждая вещь, мне напоминала моего дорогого Ники, и я опять заплакала». Переписка между балериной и цесаревичем не прерывалась (согласно тому, что писала Матильда в дневнике), но в личных записях Николая имя хорошенькой балерины не появлялось вплоть до начала 1893 года.

Последняя решительная попытка

Матильда Кшесинская, 1916 год

Новый виток отношений начался в январе 1893 года. Матильда, соскучившись по наследнику за месяцы разлуки, была безумно счастлива, когда они вновь увиделись. В ее дневниках эти встречи описаны очень подробно и красочно. В них чувствуется, что она наслаждается каждой минутой, проведенной подле него, расстраивается, если он задерживается на службе, приезжая к ней позднее оговоренного. Но, что самое главное, она начинает задумываться о будущем, отчаянно хочет развития отношений с Николаем и сама выводит его на откровенные разговоры. Описание счастливой встречи после возвращения цесаревича в Петербург 3 января оканчивается в ее дневнике такими словами: «Говорили много, но о главном ни слова, и меня мучило, что Ники не начал об этом разговора. Может быть, сразу не хотел?».

Через пять дней между ними происходит серьезный разговор наедине, который заводит балерина. Из записей Матильды совершенно очевидно, чего она пыталась добиться от наследника: «Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся».

Матильда была в отчаянии, но не теряла надежды. Она не опускала руки и продолжала решительно действовать. В том же месяце Николай ненадолго уезжает в Берлин, а когда возвращается — возобновляются и регулярные свидания с балериной. Цесаревич скрупулезно фиксирует в личном дневнике их каждую встречу. Сторонники теории, что грань платонических отношений между сыном императора и Матильдой была преодолена, приводят в пример запись Николая от 23 января 1893 года: «Вечером полетел к моей М. К. и провел самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руках!». Цесаревич редко позволял себе такие эмоциональные вольности в своих дневниках. Как же прошел вечер наедине с его любимой Малей, если после него у Николая «перо трясется в руках»? После этого имя балерины практически каждый день упоминается в записях наследника, потому что они постоянно встречаются — то днем ездят вместе кататься, то ночью засиживаются до самого рассвета. Несомненно она его очень привлекала в тот период. Однако этот «пик» отношений стал и началом их конца. Большую часть года Николай был в разъездах — он посетил Крым, Англию, Финляндию и Данию, а также принял участие в «подвижных сборах» Преображенского полка. 

Николай II вместе со своим двоюродным братом принцем Джорджем. В 1893 году наследник русского императорского престола посетил Великобританию. Поводом для поездки стала свадьба принца Джорджа и Марии Текской

Встречи с Матильдой прекращаются, и цесаревич, будто бы, охладевает к предмету своей страсти. Одновременно с этим обрываются и дневники балерины. Быть может, она перестала их вести в расстроенных чувствах. Но, так или иначе, отношения Николая и Матильды постепенно угасают. В то же самое время обостряется болезнь императора Александра — всем становится понятно, что уже совсем скоро престол займет его сын. Противоречия, мешающие браку наследника и Алисы Гессен, начинают разрешаться. Цесаревич понимает, что его жизнь изменится коренным образом, и в ней уже не останется места для легкомысленной, но пылкой влюбленности к балерине.

Последняя встреча и объяснение Николая и Матильды происходит в конце 1893 года. Она описана в мемуарах балерины — там она рассказывает, что Николай говорил, что их любовь навсегда останется самым светлым моментом его молодости. Известно, что после объявления о помолвке наследника престола с иностранной принцессой Николай и Матильда прекратили общение и больше никогда не встречались наедине.

Фото: Getty Images

Мария Тюмерина

Матильда Кшесинская и Николай II. А что, собственно, между ними было? — Meduza

Матильда Кшесинская в балете «Эсмеральда»

Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

В середине апреля стали известны результаты экспертизы, которую депутат Наталья Поклонская заказала, чтобы уверить общественность в том, что фильм Алексея Учителя «Матильда» о взаимоотношениях балерины и Николая II, показывать нельзя. Эксперты на основании сценария и двух трейлеров решили, что фильм может оскорбить чувства православных, и прямо назвали сексуальные отношения между Николаем II и Матильдой Кшесинской «мифом». «Медуза» попросила историка, члена Вольного исторического общества и соведущего программы «Не так!» на радио «Эхо Москвы» Алексея Кузнецова рассказать, каковы на самом деле были отношения между императором и балериной.

Матильда Кшесинская родилась в артистической семье: ее родители служили в балетной труппе Императорского Мариинского театра. Они передали мастерство и преклонение перед сценой всем своим общим детям — старшая сестра Матильды Юлия и брат Иосиф также стали довольно известными артистами балета. В своих «Воспоминаниях», написанных в эмиграции в зрелом возрасте, Кшесинская писала о своем отце: «Он имел на сцене Мариинского театра неизменный успех у публики, а его исполнение мазурки считалось образцовым, так что его ставили выше знаменитого варшавского танцовщика Попеля».

По окончании Императорского театрального училища Матильда была принята в труппу Мариинского театра и с большим успехом выступала там до революции, в общей сложности 27 лет, что само по себе свидетельствует о ее таланте, успехе у публики и работоспособности: большинство артистов балета уходили на пенсию после 20 лет службы в театре.  

Знакомство Кшесинской с самым высокопоставленным из ее поклонников произошло 20 марта 1890 года, во время выпускного спектакля, на котором по традиции присутствовала императорская семья. По воспоминаниям балерины, в этот день Александр III протянул ей руку со словами: «Будьте украшением и славою нашего балета!» Чуть позже во время ужина он усадил юную артистку между собой и наследником и шутливо распорядился: «Смотрите только не флиртуйте слишком».

Чувство между Матильдой Кшесинской и Николаем Романовым вспыхнуло практически мгновенно: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон», — напишет она через много лет. Дневник самого Николая ни о чем таком, вроде бы, не упоминает: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Но любому, кто читал хотя бы несколько страниц дневника, который последний русский император вел всю сознательную жизнь (последняя запись датирована 30 июня 1918 года по старому стилю), известно, что Николай Александрович сильных эмоций в толстых дневниковых тетрадях предпочитал не проявлять. Это не значит, что у него их не было.

После первой встречи они несколько раз случайно виделись в Петербурге, затем он постоянно приходил к ней в антрактах во время спектаклей. Платоническая стадия их романа не спешила перетекать в страстную: наследник был занят на военных сборах, затем уехал в кругосветное путешествие, затем с родителями в Данию. Только через полтора года после знакомства они впервые встретились наедине.

Для того чтобы иметь возможность регулярно видеться со своим возлюбленным, Матильда открылась родителям и получила их разрешение на то, чтобы зажить отдельно от них. При этом отец прямо сказал ей то, что она и так понимала. «Хотя он умел владеть собой, я не могла не заметить, что в нем творится, и сразу же почувствовала, как он страдает. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю».  

Любила ли она его? Да, несомненно. Разумеется, не только как красивого молодого человека немного старше ее самой, воспитанного и неплохо образованного; кому не будет лестно, что за тобой ухаживает наследник престола второй по величине империи мира? Но вот дешевой корысти в их отношениях, пожалуй, не было: ее сценическая карьера и без этого складывалась превосходно, а подарки, которые дарил ей Николай, не шли ни в какое сравнение с тем, что некоторые ее однокашницы по училищу получали от богатых поклонников. Потом она войдет во вкус и будет пользоваться своим положением «любимой балерины Романовых» достаточно беззастенчиво, ведя себя в театре как капризный диктатор; но это будет позже, уже в ХХ веке.

К чести Николая, после помолвки с Алисой Гессенской они с Кшесинской перестали встречаться наедине. В прощальном письме он напишет уже бывшей подруге: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Кшесинская тоже довольно быстро завела новый роман, на этот раз с великим князем Сергеем Михайловичем, внуком Николая I (двоюродным дядей Николая II), при этом они вели фактически семейную жизнь.

Николай II и Александра Федоровна (Алиса Гессен-Дармштадская), апрель 1894 года

Фото: Eduard Unlenhuth / Wikimedia Commons

Через несколько лет она, не порывая с Сергеем, начнет встречаться с родным дядей императора Николая, великим князем Владимиром Александровичем, которого через какое-то время сменил его сын Андрей Владимирович — он был семью годами младше своей возлюбленной. «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — вспоминала Кшесинская через полвека. Уже в эмиграции в 1921 году Андрей женится на ней и проживет с ней всю свою жизнь, несмотря на то, что между супругами случались размолвки, вызванные ветреностью Кшесинской (одна из ее связей закончилась тем, что муж вызвал нарушителя семейного спокойствия на дуэль и там ранил).

Все это не секрет. Опубликованы дневники Николая II. Опубликованы воспоминания самой Кшесинской (как любые воспоминания, несомненно, весьма субъективные, но без очевидных натяжек и подтасовок в том, что касается фактической стороны событий). Опубликованы воспоминания ушедшего из-за конфликта с Кшесинской с поста директора императорских театров Сергея Михайловича Волконского и целого ряда других людей, бывших свидетелями, не всегда доброжелательными, достаточно бурной жизни балерины.

С этой точки зрения ничего, кроме недоумения не может вызвать та часть заказанного депутатом Поклонской экспертного заключения, где сам факт связи Николая и Матильды ставится под сомнение. Эксперты, среди которых почему-то нет ни одного историка, пишут так, что это вызывает вопросы об их квалификации, например: «Усиливает негативный образ персонажа „Николай II“ приписывание ему выбора в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладавшей яркой классической европейской женской красотой Александрой Федоровной».

Вообще пронизывающая всю эту, с позволения сказать, экспертизу мысль о том, что историческое лицо, канонизированное церковью, должно стать «особо охраняемым объектом», и любая не вполне восторженная интерпретация образа этого лица является оскорблением чувств верующих, чрезвычайно опасна, как с точки зрения конституционного принципа светскости, так и с точки зрения конституционной гарантии свободы художественного творчества.

Впрочем, вряд ли будет большой натяжкой предположить, что за всей этой идеей с экспертизой стоит влияние фигуры иного, нежели депутат Поклонская, калибра. Для этого достаточно сравнить текст экспертного заключения с декабрьским интервью епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) «Российской газете»: совпадение не просто идейное — текстуальное. И в данном случае не так важно, сама ли Поклонская восприняла слово пастыря как указание или ее надоумили.

Историческая пресса | Царь-крест любовников? Правда о Николае II и «Матильде»

В России разгорелся спор из-за нового фильма.

« Матильда» в постановке Алексея Учителя повествует о романе между будущим Николаем II, последним императором России, и молодой польской балериной Матильдой Кшесинской (Матильда Кшесинская) из Императорского балета в Санкт-Петербурге. Дело, начавшееся медленно и достигшее апогея в 1893 г., было прервано до Обручение Николая с принцессой Аликс Гессенской и Рейнской в ​​1894 году.

Цесаревич Николай в 1890 году (Коллекция Мэрион Винн)

Матильда Кшесинская в костюме для главной роли в опере Петипа «Камарго», Санкт-Петербург, ок. 1902 г.

Николай II и его семья канонизированы как страстотерпцы, а противники считают фильм кощунственным. Возле офисов продюсерской компании активисты жгли автомобили, проходили шествия, акции протеста и угрозы сжечь все кинотеатры, где показывают фильм. Многие русские обижены тем, что в фильме показаны интимные сцены между Николаем и его любовницей, хотя в то время он еще не был женат (как и Матильда). Депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила, что показ святых, занимающихся сексом, «оскорбляет чувства верующих»9.0009

И все это еще до того, как оно было выпущено в общий релиз.

Судя по тому, что я слышал от друзей в России, фильм — чистый вымысел, в который включено множество событий, которых просто не было. Да, между Николаем и Матильдой был роман — об этом свидетельствуют собственные дневники Николая, как и сохранившиеся части дневников Матильды. Нет, ее не было на коронации, и Николай не мог ее там видеть. И «нет» множеству других вещей, включенных в этот фильм.

Когда я писал Imperial Dancer , я исследовал утверждения о том, что она и Николас продолжали встречаться после его женитьбы, и обнаружил, что они не соответствуют действительности. Как и его отец Александр III, Николай II был всецело верен своей жене. Русская православная церковь разместила по Москве рекламные щиты, на которых изображены «слова о любви», которыми обменялись Николай и Александра. Никто никогда не сомневался в их любви друг к другу.

Официальная фотография помолвки Николая II и Аликс Гессенской и Рейнской, апрель 189 г.4

Что касается Матильды, то ее жизнь была достаточно драматична, не прибегая к фантастике. После того, как роман с Николаем закончился, она стала любовницей еще двух великих князей. Один из них был отцом ее сына. Какой из них все еще открыт для обсуждения. Когда Матильде сказали, что она должна гордиться тем, что у ее ног два великих князя, она сказала: «Что в этом удивительного? У меня две ноги!»

Матильда Кшесинская (Авторская коллекция)

Она была партнершей великого Вацлава Нижинского на сцене, накопила большое состояние и стала силой, с которой считались в Императорских театрах. После революции большевики реквизировали ее особняк, и Ленин произносил речи с балкона. Вынужденная бежать, почти ничего не осталось, а ее драгоценности стоимостью в миллионы рублей (подарки великих князей, которыми она щеголяла на сцене) затерялись на игорных столах Монте-Карло.

Так должен ли фильм быть правдой или вымыслом? Я не возражаю против исторических фильмов, при условии, что они содержат хоть какое-то подобие правды. В конце концов, правда часто бывает более захватывающей, чем вымысел, и нигде это так не очевидно, как в жизни Матильды Кшесинской.

Корин Холл

Вас также может заинтересовать:

  • Была ли Мата Хари осуждена из-за ее сексуальности?
  • Дорис Делевинь: Хозяйка Мэйфэр
  • Тайная жизнь загородного дома

Жизнь русской примы-балерины: необыкновенная Матильда Кшесинская, любимая клиентка Фаберже и страстный коллекционер ювелирных украшений. — Atelier Eline

Находясь в Санкт-Петербурге, я был в маленьком музее, посвященном Матильде Кшесинской, печально известной русской балерине, достигшей высшего звания — прима-балерины ассолюта. Она была любовницей будущего российского царя Николая II, а затем женой его двоюродного брата, великого князя Андрея Владимировича. Находясь в музее, я имел удовольствие обнаружить среди ее бумаг расписку от известного русского ювелирного дома Фаберже. Так я прочитал о ней и узнал, что она была заядлым коллекционером драгоценностей и, когда после революции была вынуждена эмигрировать в Париж, не смогла взять с собой ничего, кроме пары запонок Фаберже, которые она подарила капитану лодке, поэтому он позволит ей и ее сыну бежать из большевистской России. Ее великолепный особняк, который она построила в 1906 в стиле модерн и украшенный самой изысканной мебелью и люстрами. Согласно легенде, ее близкий друг великий князь Сергей Михайлович спрятал всю ее обширную коллекцию драгоценностей и предметов искусства до ее возвращения в Россию. Она так и не сделала этого, и ее сокровище так и не было найдено, и до сих пор многие люди ищут его.

Матильда была страстным и неординарным коллекционером драгоценностей. Она, как и многие представители петербургской элиты, хранила свои драгоценности в доме Фаберже. Сообщается, что свои драгоценности она не взяла, отправляясь в заграничное турне: компания Фаберже застраховала их и вывезла за границу своим личным представителем. Приехав за границу, Кшесинская просто называла секретный код по телефону, и агент-детектив доставлял нужные драгоценности в гостиницу или театр, оставаясь при этом весь вечер рядом!

 

ХРОНОЛОГИЯ НЕОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ МАТИЛЬДЫ:

Детство и образование
Кшесинская родилась в артистической семье. Ее дедушка был известным скрипачом, певцом и актером, и оба ее родителя были артистами балета, хотя ее мать отказалась от сцены после замужества, посвятив себя семье. В восемь лет Матильда поступила в Императорское театральное училище, где уже учились ее брат и сестра.

Ее жизнь и творческий путь были тесно связаны с царской семьей. Она навсегда запомнила день выпускного экзамена, который стал поворотным моментом в ее жизни. На экзамене традиционно присутствовали царь Александр III, императрица и наследник российского престола, будущий император Николай II. После представления Император сказал ей: «Будь славой и украшением нашего балета!» Позднее в своих воспоминаниях она вспоминала, какое волнение и впечатление произвели на нее эти слова: «Я сказала себе, что должна оправдать эти надежды!»

Роман с Николаем II
Но именно встреча с 21-летним наследником престола Николаем Александровичем, будущим царем Николаем II, изменила ее жизнь. После экзамена она села рядом с Николаем на приеме. Позже она вспоминала, что «в конце вечера они смотрели друг на друга не так, как несколько часов назад». Так начался их роман. Их даты не были секретом для Александра III, но какое-то время он предпочитал закрывать на это глаза. Однако когда пришло время наследнику престола связать себя узами брака, романа уже нельзя было допустить.

Выйти замуж за члена королевской семьи
Но Матильда не осталась одна. Двоюродный брат царя, великий князь Сергей Михайлович, благосклонно относился к Матильде и взял на себя заботу о ней, став ее покровителем. Но именно с другим членом царской семьи, великим князем Андреем Владимировичем, она в конце концов обрела истинное счастье и построила семью.

Богиня танца
Однако не только благодаря высочайшим покровителям Кшесинской достались первые партии на Императорской сцене. С детства ее самой большой страстью были танцы. Она поражала коллег своей фантастической одержимостью работой, часами просиживая в баре. Она была первой русской танцовщицей, исполнившей 32 фуэте, быстрое взмахивающее движение поднятой ногой, обычно сопровождающее пируэт.

На сцене она была неотразимо обаятельна и женственна. В ее танце сочетались технически безупречный итальянский стиль и лиризм русской школы. От отца Кшесинская унаследовала талант к пантомиме и драматической интерпретации. В ее репертуаре были, среди прочего, Фея Драже в «Щелкунчике», Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Пахита, Эсмеральда и принцесса Аспиция в «Дочери фараона». Матильда Кшесинская была убеждена, что танцовщица с академической подготовкой способна на любой стиль. Она доказала это, участвуя в экспериментах Михаила Фокина («Бабочки», 19 лет).12; Эрос 1915).

 

 

 

«Жизнь Кшесинской является мощной метафорой русской культуры и пробуждает в памяти все лучшее, что есть в русском искусстве, — сказал Пол Шрадер, автор биографического фильма о знаменитой русской балерине. страна, которая видела высшие достижения в этом виде искусства. Она была не только свидетельницей критического периода русской истории, но и участником этой истории, только для того, чтобы быть отброшенной в сторону».

В то время как Российская империя разваливалась, крошечная балерина вызвала скандал, горе и интригу в царской семье. Кшесинская играла любовницу по крайней мере с четырьмя аристократами, которые контролировали рушащуюся династию Романовых, включая последнего российского царя Николая II. Поднявшись из бедности благодаря своему экстраординарному таланту к балету, Кшесинская жила умопомрачительной роскошью во времена монументального отчаяния и хаоса. Несмотря на ее неустанные амбиции и харизматическую силу, она никогда не получала того, чего действительно хотела. Хотя в ее сыне определенно была романовская кровь, его отцовство оставалось спорным — и ее мечте стать матерью царя никогда не суждено было осуществиться — из-за революции, убийства и безответной любви.

 

 

Эмиграция после большевистской революции
После Октябрьской революции бежала из России вместе с Великим князем Андреем Владимировичем и воспитала целое поколение всемирно известных танцоров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *