Как перестать опекать других и начать думать о себе?
Моя первая профессиональная встреча с созависимыми произошла, когда я работала консультантом сети лечебных учреждений и занималась организацией групп поддержки для жен алкоголиков и наркоманов, участвовавших в программе.
В своей группе я видела людей, которые считали себя ответственными за весь мир, но отказывались принять ответственность за то, чтобы вести собственную жизнь и жить ею. Я видела людей, которые постоянно отдавали, но не умели принимать.
Я видела людей, которые были враждебны: они ощущали такую глубокую обиду и боль, что враждебность была их единственной защитой против того, чтобы их снова сокрушили. Они были такими гневными, потому что любой, кто стерпел бы то, с чем мирились они, был бы таким же гневным. Они стремились к контролю, потому что все вокруг них и внутри них вышло из-под контроля.
Я работала с людьми, которые думали, что сходят с ума, потому что принимали на веру такое количество лжи, что уже не понимали, где реальность и что она такое.
Я видела людей, которые были настолько поглощены проблемами других, что у них не было времени разрешить свои собственные. Это были люди, которые так глубоко — и часто разрушительно — любили других людей, что забыли, как нужно заботиться о самих себе.
Созависимые чувствовали себя ответственными за столь многое, потому что окружавшие их люди не чувствовали себя ответственными даже за малое
Проблемы созависимых диктуют необходимость выздоровления. Выздоровление — дело не только приятное, но и простое. Оно основано на установке, которую многие из нас позабыли или никогда не знали: каждый человек ответственен за себя.
1. Отстраняйтесь от объекта зависимости
Отстранение основано на установках, что каждый человек ответственен за себя, что мы не можем разрешить проблемы, которые должны разрешать не мы, и что беспокойство бесполезно.
2. Не позволяйте трепать себя каждому ветру
Большинство созависимых — люди реакции. Мы реагируем гневом, виной, стыдом, ненавистью к себе, тревогой, обидой, отчаянием и яростью. Практикуя отстраненность, вы можете уменьшить свои разрушительные реакции на окружающий мир. Отделяйте себя от вещей. Оставьте вещи в покое и позвольте людям быть теми, кто они есть.
3. Освободите себя
Созависимые склонны к контролю. Мы пристаем; читаем нотации; вопим; орем; рыдаем; умоляем; подкупаем; запугиваем; стоим над душой; защищаем; обвиняем; пытаемся уговорить; пытаемся отговорить…Какова бы ни была тактика, цели остаются прежними: заставить других людей делать то, что мы от них хотим. Но люди в конечном счете делают то, что им хочется. Любые попытки контролировать их — это самообман, а также иллюзия. Люди либо будут сопротивляться нашим усилиям, либо удвоят свои усилия, чтобы доказать, что мы не можем их контролировать.
И в этом состоит истина. Единственный человек, которого вы имеете право контролировать, это вы. Отстранитесь. Отступитесь. Обретите контроль над самим собой и своими обязанностями.
Освободите других, позволив им быть теми, кто они есть. Сделав это, вы освободите себя.
4. Перестаньте быть жертвой
Слова «спасать» и «опекать» означают именно то, что заложено в их звучании. Мы спасаем людей от ответственности. Мы заботимся об их обязанностях вместо них самих. А потом злимся на них за то, что сделали мы. А потом чувствуем себя использованными и жалеем себя. Вот он, этот шаблон, этот бесконечный треугольник. Мы стонем: «Почему? Почему со мной всегда так случается?» Другой человек потоптался на нас, вытер о нас ноги. Мы гадаем: неужто мы всегда будем жертвами? Вероятно, да — если не перестанем спасать и опекать.
5. Будьте независимы
Некоторые женщины боятся быть одни. Но в отличие от сиамских близнецов, мы способны прожить без любого отдельно взятого человеческого существа. Перестаньте искать счастье в других людях. Наш источник счастья и благополучия — не в других; он внутри нас.
6. Живите собственной жизнью
Самый верный способ свести себя с ума — ввязываться в дела других людей, а самый быстрый способ стать психически здоровым и счастливым — заниматься собственными делами.
7. Полюбите себя
Будучи созависимыми, мы часто не нравимся себе до такой степени, что в нас рождается уверенность, будто принимать себя в расчет — неправильно. Нам нужно быть добрыми по отношению к себе. Как можем мы рассчитывать, что будем как следует о себе заботиться, если мы себя ненавидим? Из нашей самооценки вырастут поступки, полные доброты и милосердия, а не эгоизма.
Просто продолжайте делать то, что вам необходимо делать. Все улучшится. И не переставайте заботиться о себе, что бы ни случилось.
8. Учитесь искусству принятия
Принятие означает, что мы признаем и принимаем свои обстоятельства, включая себя и людей в нашей жизни, такими, какие мы и они есть. Нельзя сказать, что это происходит без пинков и воплей.
Мы принимаем, проходя пять этапов.
Отрицание. Первая стадия — отрицание. Это состояние шока, онемения, паники и вообще отказа принять или признать реальность.
Гнев. Перестав отрицать утрату, мы переходим к следующей стадии — гневу. В зависимости от природы утраты мы можем быть немного раздражены, сердиты или биться в судорогах сотрясающей душу ярости.
Торг. Успокоившись, мы пытаемся заключить сделку с жизнью, с собой, с другим человеком или Богом. Если мы сделаем то-то и то-то, или если кто-то другой сделает то-то и то-то, тогда нам не придется страдать от потери.
Депрессия. Когда мы видим, что со сделкой ничего не получилось, когда мы, наконец, уже не в силах больше бороться, удерживая реальность на расстоянии мы становимся печальны, иногда ужасно подавлены. Это время плача, и это больно.
Принятие. Вот и все. После того как мы закрывали глаза, брыкались, вопили, пытались договориться и, наконец, прочувствовали боль, мы приходим к принятию. Мы приняли нашу утрату — не важно, мелкую или значимую.
9. Пробудите свои чувства
Подавленные чувства блокируют нашу энергию. Еще одна проблема подавленных чувств в том, что они не уходят. То, что заперто внутри, порой становится слишком большим и слишком мощным. Выпустив запертые чувства на волю, мы их уменьшаем.
10. Не бойтесь гневаться
Подавленный гнев, как и любые другие подавленные эмоции, создает проблемы. Наши сердитые чувства в один прекрасный день могут сорваться, точно лавина. Мы можем утратить контроль и отпустить вожжи, предаваясь враждебной, плюющейся, вопящей, бьющей посуду ярости.
В жизни есть много всего помимо гнева. Но чувствовать гнев, когда нам это нужно, нормально.
11. Учитесь принимать решения
По целому ряду причин мы могли утратить веру в свою способность думать и логически мыслить. Вера в чужую ложь, ложь самим себе, стресс, низкая самооценка и полный комплект подавленных эмоций могут затуманить нашу способность к мышлению. Мы теряемся. Но это не означает, что мы не умеем думать.
Принимайте решения. Формируйте мнения. Выражайте их. Творите! Продумывайте мысли тщательно, но не беспокойтесь и не зацикливайтесь. Вы не обязаны позволять другим принимать решения за вас.
12. Ставьте свои собственные цели
Цели доставляют удовольствие. Они порождают интерес и энтузиазм к жизни. Они делают жизнь восхитительной. Фиксируйте свои цели на бумаге. Делайте то, что можете, день за днем. Вычеркивайте цели, которых уже достигли. Будьте терпеливы.
Фото: Getty Images
Marie Claire Editorial
Почему в первую очередь стоит заботиться о себе, а не о других
10 октября 2020
Жизнь
Самый главный человек в вашей жизни — это вы.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Когда в самолёте на большой высоте внезапно случается серьёзная авария, то происходит разгерметизация салона. В таком случае у пассажиров в запасе имеется всего 15–20 секунд, чтобы спасти собственную жизнь, надев кислородную маску.
Стюардессы всегда заранее предупреждают о том, что маску в любом случае стоит надевать сначала на себя, а уже потом помогать другим. Если вы не успеете обезопасить себя в отведённое время, то просто-напросто потеряете сознание и погибнете.
Если вы сначала позаботитесь о себе, то шансы помочь выжить своей семье и близким возрастут в разы. Если вы попытаетесь сначала спасти их, то велика вероятность, что не выживет вообще никто.
Здесь дело не в героизме, а в обыкновенном здравом смысле. К примеру, ваш ребёнок может начать задавать вопросы о том, что происходит вокруг, зачем вообще надевать маску, почему она такого цвета, почему свисает с потолка и так далее. Если он увидит, что маска уже надета на вас, то, вероятнее всего, просто повторит то же самое.
Или представьте себе другую ситуацию: чтобы поддерживать себя в хорошей форме, вы регулярно посещаете тренажёрный зал. Внезапно ваш близкий человек попадает в больницу с тяжёлой травмой, и вы бросаете все свои дела, чтобы круглосуточно быть рядом с ним. Вы заботитесь о пострадавшем, уделяя ему всё своё свободное время и пренебрегая необходимостью следить и за своим здоровьем тоже.
За все те месяцы, пока ваш близкий человек борется с болезнью, вы умудряетесь исхудать до неузнаваемости, испортить желудок постоянной сухомяткой и вдобавок ко всему этому испытываете постоянное нервное напряжение.
Наступает момент, когда вы принимаете весьма неожиданное, но верное решение — снова начать заниматься спортом. Казалось бы, почему? Потому что вы долгое время пренебрегали своим здоровьем. Потому что болезнь близкого человека — это вовсе не повод ставить крест на себе. Потому что вы понимаете, что забота о себе и забота о своих близких — это отнюдь не взаимоисключающие понятия.
Существует очень тонкая грань между гиперопекой и тем, чтобы просто быть полезным. Иногда мы заботимся о ком-то ещё только потому, что боимся оставаться наедине с самим собой.
Когда мы видим кого-то с проблемами посерьёзнее наших, то сразу же переключаемся на них. Мы позволяем себе плюнуть на собственные трудности только потому, что слишком ленивы и трусливы. Мы постоянно всё откладываем. Люди весьма изобретательны и всегда находят миллионы причин, только бы ничего не предпринимать. Иногда эти причины бывают реально странными. Вот одна из моих любимых: человек создаёт себе кучу несуществующих проблем, чтобы отвлечься от самых важных и неприятных.
Джо Роган
американский стендап-комик
Помимо переключения на проблемы других в надежде сбежать от своих собственных, люди частенько впадают и в другую крайность — трудоголизм. Как же это заманчиво — с головой уйти в работу и не замечать ничего вокруг! Да, это зачастую бывает очень и очень приятно, особенно для тех, кто действительно увлечён своим делом.
Мы берём сверхурочную работу, засиживаемся в офисе допоздна, начинаем работать на выходных, соглашаемся подменить захворавшего коллегу, только бы больше ни на что не оставалось времени. Чувствуете, что здесь что-то нечисто? Так оно и есть. Мы пытаемся спрятаться от проблем, с которыми не хотим иметь дела. От проблем, которых мы действительно боимся, стыдимся и избегаем. От тех проблем, которые по-настоящему важны. От своих собственных проблем.
Если вам надоело бездействовать, прятаться от трудностей и заботиться обо всех, кроме себя, то запомните несколько элементарных правил.
- Ежедневно делайте то, что доставляет вам радость и удовольствие. Ходите в спортзал, если вам это нравится. Читайте книги. Пойте, рисуйте, ешьте сладости. Все эти небольшие поощрения помогут вам избежать эмоционального выгорания. Если вы творческий или публичный человек, который постоянно делает что-то для других, то займитесь чем-то таким, что принесёт пользу только вам и никому больше.
- Займитесь собой. Расширяйте кругозор, разберитесь наконец в том, чего вы хотите от этой жизни, к какой цели стремитесь. Поймите, что никто, кроме вас, этого сделать не в состоянии. Прекратите пренебрегать своими интересами и найдите свой источник вдохновения. Например, ознакомьтесь с биографией человека, которого считаете достойным подражания и похвалы.
- Научитесь делать паузу и перестаньте переутомляться. Давайте мозгу передышки, во время которых позволяйте себе просто ни о чём не думать. Здесь вам может здорово помочь йога или медитация.
Мы не можем делиться с окружающими тем, чего нет у нас самих.
Уитни Каммингс
американский сценарист и продюсер
Гораздо легче дарить друзьям и близким радость, поддержку и вдохновение, когда они есть внутри нас самих. Поэтому-то и нужно заботиться в первую очередь о себе.
Читайте также 🧐
- Почему переутомление и эмоциональное выгорание стали частью нашей жизни
- 4 психологические практики, которые наполнят жизнь счастьем
- Как на самом деле нужно заботиться о себе
7 способов начать думать самостоятельно
Facebook
Твиттер
В мире, где все говорят вам, что думать и как думать, может быть трудно думать самостоятельно. Но подумайте вот о чем: когда в последний раз кто-то говорил вам что-то, что действительно изменило вашу жизнь? Когда в последний раз кто-то говорил что-то, что стоит запомнить?
Вам решать! В этом сообщении блога мы обсудим 7 способов, которые помогут поддержать ваш процесс принятия решений и перейти к самостоятельному мышлению.
1. Распутайте свой разум
Чтобы по-настоящему думать самостоятельно и освободить свой разум, вы должны удалить все запутанные нарративы и ясно рассмотреть их по отдельности, прежде чем пытаться сосредоточиться на другом.
Наш мозг склонен к гиперстимуляции, поэтому в большинстве случаев у нас может быть несколько потоков мыслей без очевидного полезного потока мыслей. Возможность выделить минуту, чтобы освободить свой разум, очень помогает.
Не запутайтесь в мыслях, суждениях или темпераменте, пусть стрессы мира и эти голоса сгущенного разума останутся в стороне, а вы сможете просто расслабиться и комфортно расслабиться.
2. Развивайте эмпатию
Легко понять, почему люди ведут себя так, а не иначе, если вы понимаете их ситуацию и почему они делают то, что делают.
Сопереживание людям помогает вам иметь представление и понимать, что у вас могут быть разные мнения о вещах, и это нормально.
Но также важно постоять за себя, быть добрым к этому процессу и понимать, что это может занять некоторое время, но цель все равно остается, вы должны думать сами.
3.Составьте план ухода за собой
Думать самостоятельно означает делать то, что правильно для вас, и это основано на практиках ухода за собой, которые способствуют вашим потребностям.
Забота о себе помогает отвлечь внимание от других и сосредоточиться исключительно на себе. Если вы игнорируете свои личные потребности в заботе о себе, это может негативно сказаться на вашем здоровье и общем самочувствии, на вашем сне, питании, физических упражнениях и даже на вашем отдыхе.
Эффекты начинают проявляться медленно, и вы внезапно видите изменения в своем здоровье, физическом и психическом.
4. Изучите свои ценности
Когда вы переживаете трудные времена, обычно теряете из виду личные ценности.
Найдите время, чтобы пересмотреть свои общие ценности и сосредоточиться на тех, которые вам дороги. Когда вы успешно сфокусируетесь, вы можете начать успешно включать их в свою жизнь шаг за шагом.
5. Признайте свою зависимость
Наша культура позволяет всегда иметь новую зависимость. Большинство наших мыслей и мнений были адаптированы к рекламе, которую мы видим, и к тому, что большой телекоммуникационный рынок говорит нам делать, это казалось бы невозможным, но пристрастие имеет тенденцию переводиться в мыслительные модели.
Способность распознавать посторонние мысли в вашей голове позволяет вам принимать меры, чтобы противостоять реакциям и восприятиям, и начать думать самостоятельно и о том, что соответствует вам.
6. Развивайте сильное чувство собственного достоинства
Лучший способ взять себя в руки — это ваша способность развиваться, зная, кто вы, чего хотите и что лучше для вас.
Не позволяйте другим диктовать вам, как вам следует себя чувствовать, выглядеть или действовать, вы должны думать сами. Вы всегда должны делать то, что лучше для вас, культивировать свои собственные вкусы, наслаждаться и исследовать свои предпочтения.
Уметь искать решения с разных точек зрения, укреплять свои умственные ресурсы, читая, слушая и наблюдая за собой, находя время для размышлений и оценок.
7. Не поддавайтесь давлению, страху или чувству вины
Имейте смелость постоять за себя и свои убеждения. Следуя за толпой и выступая против того, что вы считаете правильным, вы можете потерять себя.
Не сворачивая под давлением или страхом, вы помогаете себе развить мужество, которое вам нужно, и то дополнительное доверие, которое вам нужно, чтобы расширить свой кругозор и увеличить свои умственные способности.
Заключительные мысли
Измените свою жизнь, изменив образ своего мышления. Начните думать сами! У вас есть все, чтобы добиться успеха, поэтому не позволяйте никому говорить вам иначе. В этом посте есть 7 способов, которые помогут вам начать мыслить более позитивно и взять под контроль свои мысли — что вас останавливает?
Как думать самостоятельно
Послушайте это руководство.
0:00
0:00
Принесено вам
Курион, Психологический партнер что мы думаем или пытались думать, но не могли найти нужных слов, чтобы сказать. Как писал поэт Александр Поуп в 1711 году в самореализующихся строках: «Истинное остроумие — это природа, выгодно одетая, / То, что часто думали, но никогда так хорошо не выражали…» Постоянные читатели Aeon+Psyche Будьте знакомы с дилеммой, которую ставит такое открытие: мощное влияние этого великого ума, который обещает расширить горизонты вашего мышления, в то же время настолько потенциально подавляющее, что угрожает вашей способности думать самостоятельно. То, что должно было помочь расширить ваш разум, на самом деле может закрыть его. Как же тогда держать его открытым?
Философ Артур Шопенгауэр, который, кстати, стал для меня своего рода открытием, придавал самое большое значение самостоятельному мышлению. (Есть, конечно, одно немецкое слово для обозначения этой деятельности: Selbstdenken , что также является заглавием одного из сочинений Шопенгауэра.) Для него это была прежде всего интеллектуальная добродетель: для нас это единственный путь сделать наши знания по-настоящему безопасными. Но, по-видимому, для него это также имело экзистенциальное измерение: если мы теряем способность к независимому мышлению, то мы упускаем ключевую возможность стать нашими подлинными, изначальными «я». И затем есть чисто практическое соображение: если вы не можете думать самостоятельно, как вы узнаете, что вам следует делать, в отличие от того, что вам просто говорят делать?
По этим причинам Шопенгауэр удивительно критично относился к ценности чтения; если мы будем слишком много читать, думал он, мы не сможем думать самостоятельно. Его отношение к чтению удивительно в двух отношениях. Во-первых, это парадоксальный совет от всякого, кто выражается в письменной форме и поэтому, по-видимому, надеется быть прочитанным. Во-вторых, Шопенгауэр сам был чрезвычайно начитан. Откройте любую страницу сочинений Шопенгауэра, и вы, вероятно, обнаружите, что он цитирует «великие книги» всех традиций — древних и современных, восточных и западных. Я только что попробовал сам и остановился на Лукреции.
Романист Марсель Пруст, который восхищался Шопенгауэром и замечал те же «опасности эрудиции», что и он, также заметил, что собственный подход Шопенгауэра к книжному обучению предлагает образцовое решение проблемы. Одним из решений — не Шопенгауэра — было бы подавить его эрудицию и ухитриться или притвориться как можно менее начитанным; философ Людвиг Витгенштейн, например, гордился тем, как мало философии он читал (хотя он тоже был заядлым читателем Шопенгауэра). Однако Шопенгауэр, по словам Пруста, «предлагает нам образ ума, чья жизненная сила легко переносит самые громадные чтения…». высшая власть.
И Пруст, в его собственном прочтении Шопенгауэра, конечно, сам является образцовым примером. Помимо того факта, что он, очевидно, очень внимательно читал Шопенгауэра, любому, кто читает его романы, будет очевидно, что Пруст, как и Шопенгауэр, был глубоко начитан, особенно с учетом склонности его персонажей дословно цитировать Жана Расина или Виктора Гюго. В конце концов, есть причина, по которой Пруст посвятил целое эссе теме чтения и той важной роли, которую оно сыграло в его интеллектуальном развитии, и именно здесь мы можем найти его замечания о Шопенгауэре. И все же никто не будет отрицать, что Пруст был или стал действительно оригинальным писателем и мыслителем.
Итак, помимо личного примера, какой совет дали эти два великих ума, чтобы быть, с одной стороны, очень эрудированными, а с другой — думать самостоятельно?
Подумай хорошенько
Не используй чтение как замену мышлению
Шопенгауэр очень ясно выразился: «Чтение — всего лишь суррогат собственного мышления», и по этой причине «эрудиция делает большинство людей еще более глупы и просты, чем они уже есть по природе». Мы уже обсуждали иронию в том, что это исходит от такого эрудированного человека, как Шопенгауэр, но что?0101 точно была у него проблема с чтением? Кажется, его беспокоят две основные вещи. Во-первых, это своего рода альтернативная стоимость: когда вы читаете, вы можете думать самостоятельно. Но это проблема только в том случае, если тип мышления, которым вы занимаетесь во время чтения — поскольку чтение — это по крайней мере некая форма мышления — значительно отличается от того, что вы делаете, когда не читаете, и меньше его. Это приводит ко второй и более глубокой проблеме Шопенгауэра, которая касается оригинальности. Чтение, считает он, вводит «чужие и разнородные» мысли в наши собственные, которые никогда не принадлежат нам по-настоящему. Характерно, что Шопенгауэр приводит ряд образов, чтобы проиллюстрировать это положение: чтение подобно «печати на воске, на который оно накладывает свой оттиск»; он «прилипает к нам, как искусственная конечность, вставной зуб, восковой нос или, в лучшем случае, ринопластика из чужой плоти»; книжник «похож на автомат, собранный из чужих материалов», а самостоятельный мыслитель «похож на живого, рожденного человека», потому что «то, что приобретается посредством собственного мышления, похоже на естественную конечность».
Самостоятельное мышление сделает ваши мысли вашими собственными
Как видно из нападок Шопенгауэра на чтение, основные интеллектуальные достоинства, вытекающие из самостоятельных размышлений, помимо оригинальности, включают аутентичность и право собственности. Мы можем видеть это в тенденции Шопенгауэра думать о книгоученике как об искусственном соединении чужеродных элементов, в отличие от естественного и органического единства независимого мыслителя. Самостоятельное мышление дает также особый вид спонтанности, разнообразия и отзывчивости на окружающее: «интуитивная среда, — говорит Шопенгауэр, — не принуждает одна конкретная мысль в уме, например чтение; вместо этого он дает уму материал и возможность думать о том, что соответствует его природе и текущему настроению». Мир, с которым мы сталкиваемся при чтении, уже организован в соответствии с сознанием автора, тогда как наши собственные непосредственные переживания более широкого мира требуют, чтобы мы сами упорядочили его. Если все идет хорошо, конечным результатом самостоятельного мышления является то, что Шопенгауэр называет «зрелостью знания», состоянием полной органической интеграции мыслей и переживаний:
установлена точная связь между всеми его абстрактными понятиями и его интуитивным схватыванием, так что каждое из его понятий прямо или косвенно опирается на интуитивную основу… правильное и подходящее понятие.
«Эта зрелость, — добавляет Шопенгауэр, — совершенно не зависит от оставшегося большего или меньшего совершенства чьих-либо способностей».0101 сила своего интеллекта, а организация его содержания.
Для Шопенгауэра, как и для Пруста, мышление — это, по крайней мере, внимание; это взгляд на вещи для себя. Прежде всего, он избегает помещения чуждой концепции между разумом и миром, иначе они не вступят в контакт. Это не означает, что мы должны стремиться видеть мир таким, какой он есть, без концепций — что бы это ни значило, — но что мы должны найти или иногда создать только правильные концепции, чтобы действительно увидеть его вообще. Когда Пруст сказал, что у Шопенгауэра «каждое новое познание [сводится] тотчас же к своему элементу реальности, к той части жизни, которая в нем содержится», он имел в виду, что, как бы аутентифицируя произведение искусства, Шопенгауэр всегда проверял происхождение; все, что он находил в книгах, усваивалось только в том случае, если он мог проследить это до опыта.
Объедините чтение с размышлениями
Конечно, Шопенгауэр никогда не был полностью против чтения. Некоторые части доводов, которые он выдвигает против чтения, можно было бы даже представить как его достоинства, а не его недостатки: важно знакомиться с мыслями и переживаниями, которые, с вашей точки зрения, чужды и чужды. Видеть мир устроенным кем-то другим — это именно то, что ищут многие читатели; он привлекает наше внимание к вещам, которые иначе мы бы просто не заметили. Таким образом, истинная точка зрения Шопенгауэра состоит в том, что чтение лучше всего, когда оно составляет не менее сопровождал , думая самостоятельно. Всегда лучше прочитать немного и прочитать хорошо, чем прочитать много, но прочитать плохо. И снова Шопенгауэр иллюстрирует свою точку зрения удачно подобранной аналогией:
Подобно тому, как самая большая библиотека, если она не организована должным образом, не приносит такой пользы, как очень скромная, но хорошо организованная, так и наибольшее количество знаний, если не проработанное собственным мышлением, имеет гораздо меньшую ценность, чем гораздо меньшее количество, продуманное различными способами.
Читайте для компании и ободрения в своем мышлении
Шопенгауэр даже сказал несколько положительных слов о чтении. В некотором смысле, признает он, это более чистый способ взаимодействия с сознанием другого человека: произведения писателя могут быть «несравненно богаче по содержанию, чем его компания», потому что они являются « квинтэссенцией ума… результатом и плодом». всего его мышления и изучения». Объясняя свою склонность обильно цитировать прочитанных им авторов, Шопенгауэр позиционирует себя в их интеллектуальной компании: «Часто я был приятно удивлен, обнаружив в древних сочинениях великих людей формулировки положений, которые я не решался представить публике. из-за их парадоксальной природы».
Он подчеркивает, что это еще не означает, что мы можем привнести замечательные литературные качества в наши собственные произведения, просто читая их («например, сила убеждения, богатство образов, дар сравнения, смелость, или горечь, или краткость, или изящество, или легкость выражения, ни остроумие, удивительные контрасты, лаконизм, наивность и т. д.»). Но эти качества, если мы уже латентно ими обладаем и готовы работать над их развитием, могут быть пробуждены в нас их примером: «единственный способ, которым чтение формирует нас для письма, — говорит Шопенгауэр, — это то, что оно учит нас использование, которое мы можем извлечь из наших собственных природных дарований…» Таким образом, чтение может призвать наше истинное литературное «я», хотя и не говорит нам, что именно думать.
Позвольте красивому письму побудить вас думать самостоятельно
Пруст так же осознавал ограничения чтения, как и Шопенгауэр, но он также считал, что именно эти ограничения могут быть продуктивными. В своих самых пессимистичных проявлениях Шопенгауэр видит в чтении лишь суррогат самостоятельного мышления, в то время как Пруст, с другой стороны, видит в нем побуждение к этому. Он описывает опыт чтения романа Теофиля Готье:
В нем я полюбил прежде всего два-три предложения, которые показались мне самыми красивыми и оригинальными в книге… Но у меня было ощущение, что их красота соответствовала действительности. из которых [он] позволил нам заглянуть только в небольшой уголок один или два раза в каждом томе.
Читатель, по опыту Пруста, всегда хочет большего; они жаждут увидеть остальной мир, который великий писатель сумел, дразня и тактично, только намекнуть:
Максимальное усилие писателя, как художника, лишь частично приподнимает для нас завесу безобразия и ничтожности, которую оставляет нас нелюбопытными перед Вселенной. Затем он говорит: «Смотри, смотри»…
Красивое письмо, в лучшем случае, приглашает нас снова взглянуть на мир.
Объявите свои мысли
Красота, которая привлекала Пруста, не ограничивалась его опытом чтения писателей, которыми он восхищался; видно, что эта красавица тоже звала из окружающего мира. Хорошим примером этого является первый том « В поисках утраченного времени » (1913), который не является автобиографией, но определенно включает опыт из собственной жизни Пруста. Молодой рассказчик Марсель чувствует себя несчастным из-за своих перспектив однажды стать великим писателем. Местный врач приглашает его и его родителей на импровизированную карету обратно в их дом отдыха на северном побережье Франции, который сначала заедет в соседний город. Марсель замечает какие-то отдаленные церковные шпили, блестящие на солнце, которые, кажется, вращаются и меняются местами, когда он путешествует вокруг них. Красота этой сцены поражает его не только как эстетическое переживание, но и как намек на некую тайну реальности, которую он может открыть, только если запишет ее, и быстро:
Не говоря себе, что то, что скрывается за шпилями Мартенвиля, должно быть чем-то похожим на красивую фразу, поскольку она предстала передо мной в форме слов, которые доставили мне удовольствие, я попросил у доктора карандаш и немного paper…
Интуиция Марселя о том, что структура реальности отражает хорошо построенные предложения, является темой для изучения философами языка. Для наших целей ключевым моментом является то, что думать самостоятельно не обязательно означает держать все это в голове. На самом деле часто наши первоначальные мысли просто требуют облечения в правильную внешнюю форму, если мы вообще хотим уловить их содержание. Это может быть письмо — возможно, для Марселя это необходимо — или что-то еще; это может принимать форму разговора или даже неязыковых форм выражения, таких как изобразительное или музыкальное искусство. Как ясно видно из последнего случая, самостоятельные размышления также не обязательно должны принимать форму теоретизирования.
Ключевые моменты – Как думать самостоятельно
- Не прекращайте читать. В конце концов, мыслители и писатели, которыми вы восхищаетесь, вероятно, сами были книжниками. Дело не в том, чтобы перестать их читать — далеко не в этом, — а в том, чтобы прочитать их хорошо.
- Если вы будете думать самостоятельно, ваши мысли станут вашими собственными. Не используйте чтение вместо самостоятельного размышления. Selbstdenken , как говорят немцы: думать для себя означает быть интеллектуально внимательным к сырому материалу жизни.
- Совместите чтение с самостоятельным размышлением. Посмотрите, что соответствует вашему взгляду на жизнь; или, если они не подходят, спросите себя, нужно ли их отвергнуть, или пересмотреть, или вам нужно переосмыслить свой взгляд на вещи.
- Если вы не умеете много читать, по крайней мере читайте хорошо. Огромный, но неорганизованный объем информации менее полезен, чем умеренный, но хорошо упорядоченный объем. Однако в духе самостоятельного мышления то, как вы организуете свои мысли, зависит от вас.
- Когда вы читаете, будьте критичны. Вам не обязательно соглашаться с писателями, которыми вы восхищаетесь. Вы даже можете не соглашаться с ними по некоторым принципиальным вопросам.
- Читайте для компании и ободрения в вашем мышлении. Писатели могут составить нам компанию, потому что они единомышленники. Но даже если они не единомышленники, они могут придать нам смелости обрести собственный голос.
- Позвольте красивому письму побудить вас думать самостоятельно. Используйте ограничения чтения в своих интересах. Начните с того места, на котором остановились ваши любимые писатели. Пусть они вдохновят вас взглянуть на мир новыми глазами.
- Расскажите о своих мыслях. Пишите о том, что думаете; писать как форму мышления. Пишите о прочитанном — ведь только так мы узнаем мысли, которые Шопенгауэр спровоцировал у Пруста. Если не в письменном виде, то просто обязательно как-нибудь выложите.
Почему это важно
Шопенгауэру не нужно было беспокоиться о том, что его читатели перестанут думать самостоятельно. Одной из его маловероятных поклонниц была философ и писательница Симона де Бовуар. Это было настолько маловероятно, потому что Бовуар, с одной стороны, был выдающимся философом-феминисткой, среди прочего, в то время как Шопенгауэр был едва раскаявшимся сексистом, написавшим прискорбно женоненавистническое эссе «О женщинах» (1851). Это дало Шопенгауэру ироническую загробную жизнь: некоторые говорят, что Бовуар взял название ее шедевра Второй пол (1949) из фразы в эссе Шопенгауэра.
И помимо Бовуара и Пруста, у Шопенгауэра множество поклонников искусства, особенно среди писателей и музыкантов: Лев Толстой, Томас Харди, Томас Манн, Д. Г. Лоуренс, Сэмюэл Беккет, Хорхе Луис Борхес, Ирис Мердок (как писатель и философ) , Рихард Вагнер, Густав Малер и Арнольд Шёнберг. На них произвело впечатление разное в философии Шопенгауэра: для Толстого это было центральным местом сострадания; для Беккета — безжалостное отчаяние; для Борхеса — удивительно всеобъемлющая система; для Вагнера искупительные возможности искусства. Но было бы неправильно называть лучших читателей Шопенгауэра шопенгауэровцами; они достаточно оригинальны и самобытны в своем стиле мышления, чтобы заслужить собственные прилагательные: толстовцы, беккетисты, борхесовцы, вагнеровцы. Заимствуя у Фридриха Ницше, самого внимательного философа, читавшего Шопенгауэра, мы можем сказать, что они усвоили урок «как стать тем, кто ты есть» — фраза, сама по себе украденная у греческого поэта Пиндара.
Ницше — еще один интересный пример. В ранний период своей жизни, под дополнительным влиянием Вагнера, он казался достаточно счастливым, чтобы считать себя своего рода шопенгауэрианцем. В его книге Несвоевременные размышления (1876) , есть длинное эссе «Шопенгауэр как педагог» о важности таких образцов, как Шопенгауэр, а также эссе о Вагнере. Однако к концу своей трудовой жизни он переосмыслил то, чем занимался в этих эссе; датскому критику Георгу Брандесу (который был ответственен за то, чтобы привлечь внимание общественности к Ницше), Ницше писал в 1888 году:0011
Два эссе о Шопенгауэре и Рихарде Вагнере, как мне теперь кажется, являются признаниями обо мне самом, — прежде всего, это признания самому себе, а не, скажем, реальные психологические отчеты тех двух мастеров, к которым я относился так же родство, как я чувствовал антагонизм…
Ницше не всегда был столь уважителен в том, как он относился к своим бывшим «господам» — примерно в то же время он писал о них, как о какой-то болезни: «Мне нужно было особая форма самодисциплины … принять чью-либо сторону против все во мне больное, включая Вагнера, включая Шопенгауэра…» Но, главное, он не находит непоследовательным сказать, что Шопенгауэр был «последним достойным внимания немцем» и до сих пор «неправ во всем».