Рубрики
Популярное

Римский корсаков и екатерина 2: Римский-Корсаков Иван Николаевич фаворит Екатерины II

Римский-Корсаков Иван Николаевич

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, 1754-1831, генерал-адъютант Императрицы Екатерины II, сын смоленского дворянина Николая Степановича, родился 24 Января 1754 года; начал службу в Конной гвардии, а затем переведен был в Кирасирский полк, с которым, в чине капитана, участвовал в военных действиях в Польше. Когда фаворит Императрицы, Зорич, лишился значения при дворе, Потемкин рекомендовал на его место Корсакова, обладавшего весьма изящной фигурой. В Июне 1778 г. Корсаков назначен был флигель-адъютантом, а затем, в течение нескольких месяцев, пожалован был в действительные камергеры, генерал-майором и, наконец, генерал-адъютантом; Польский король пожаловал ему орден Белого Орла, который он постоянно носил, почему и был прозван в Москве «Польским королем»; в то же время Корсаков получил до 4000 душ и на полмиллиона подарков. Корсаков любил музыку, пение, обладал хорошим голосом. Екатерина прозвала его Пирром, царем Эпирским, и как-то, говоря с Орловым о фаворите, сказала, что он поет, как соловей. «Это правда», заметил Орлов, «но ведь соловьи поют только до Петрова дня». Величие Корсакова было, действительно, лишь мимолетное. Связь с приятельницей Екатерины II, графиней П. А. Брюс, рожденной графиней Румянцевой (р. 1729 г., + 1786 г.), погубила Корсакова во мнении Екатерины, и уже в Октябре 1779 г. он удалился в Москву, куда за ним последовала увлеченная им графиня Екатерина Петровна Строганова (р. 1744 г., + 1815 г.; см. т. I, № 86), супруга графа Александра Сергеевича Строганова. В царствование Павла I И. Н. Корсаков был сослан в Саратов, где оставался, впрочем, не долго, после чего до конца дней жил в Москве.

Погребен он в своем селе Братцове, близ Москвы; на памятнике его следующая надпись: „Господи, упокой душу раба твоего Иоанна. Здесь погребено тело генерал-майора, действительного камергера и разных орденов кавалера Ивана Николаевича Римского-Корсакова, скончавшегося 1831 г., Февраля 16 дня, на 76 году своей жизни. Благодетелю незабвенному». Памятник был воздвигнут сыном Корсакова и графини Е. П. Строгановой, В. Н. Ладомирским.

Корсаков любил пышность и в Москве был одним из последних вельмож века Екатерины, пудрился, носил шитый золотом и каменьями камзол и ездил в карете цугом. Он любил устраивать праздники, лукулловские обеды, был веселый и щедрый человек, не лишенный доли самодурства: он способен был, например, накормить своих гостей галчатами, под видом «павлинят». Его дом на Тверском бульваре, с большим, великолепным садом, с беседками, статуями и прудами, посещался всей Москвой. А. Я. Булгаков пользовался его «дружбой», и Корсаков умер на его глазах. „Очень жаль мне доброго старика», писал Булгаков брату, «он с роду зла никому не сделал, а много делал добра. Натура была у него каменная, но он был упрям и не слушался докторов. Любил я слушать его рассказы о временах его случая». В последние 2 года его жизни почти один Булгаков не забывал Корсакова, который «сделался дик, запустил бороду, не снимал халата, но был ему всегда рад», и даже отдал Булгакову письма к нему Екатерины (см. Русск. Архив, 1879 г.). По отзыву Гельбига, „он был более любезен, чем красив, но по внешности был на редкость изящен; обладал даром приятной беседы и здравым смыслом, хотя не имел образования». По словам другого современника, князя И. М. Долгорукого, Корсаков был „человеком, который ничего, кроме себя, не любил; тщеславный богач, не одаренный ничем от природы и обязанный одной слепой фортуне, пригожему лицу и юности минутным блеском своим у трона! Он жил с теткой моей (графиней Строгановой) в одном доме, у них были и общие дети».

Дети Корсакова получили дворянство и фамилию Ладомирских; кроме сына Василия, было еще 2 дочери: Зинаида (за князем Д. М. Голицыным) и Софья (за графом А. А. Апраксиным).

__________________

(С миниатюры, принадлежащей г. Вейденбауму, в Москве.)


ноиндекс
портрет

  • Георгиевская галерея, гравюры с портретов кавалеров ордена Святого Георгия.

Ордена Российской империи (1)

  • Знаки ордена Святого Апостола Андрея Первозванного
  • Знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины
  • Знаки ордена Святого Благоверного князя Александра Невского
  • Знаки ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия
  • Знаки ордена Святого Равноапостольного князя Владимира

Римский-Корсаков Николай Андреевич — биография композитора, личная жизнь, фото

В детстве Николай Римский-Корсаков любил географию и мечтал стать моряком. А во время кругосветного путешествия хотел как можно скорее вернуться на сушу и посвятить себя музыке. На написание Симфонии №1, «Садко», «Снегурочки» Римского-Корсакова вдохновили народные легенды и мелодии, даже описания декораций и сценических подробностей он заимствовал из былин и заговоров. Композитор не только писал музыку, но и помогал своим коллегам редактировать и заканчивать сочинения — так появились оперы «Каменный гость», «Хованщина», «Князь Игорь» и другие произведения.

«Музыку я не особенно любил»: детские годы

Николай Римский-Корсаков — кадет Морского корпуса. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Дом, где родился Николай Римский-Корсаков. Тихвин, Новгородская губерния. Фотография: журнал «Нива» №21. Санкт-Петербург, 1912 / wikipedia.org

Николай Римский-Корсаков — гардемарин. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.

С детства Римский-Корсаков занимался с домашними учителями, которые преподавали ему иностранные языки, литературу и математику. Об учебе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро». Римский-Корсаков, как и его родители, увлекался музыкой.

Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией, а узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано.

В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру. Однако Римский-Корсаков не мечтал быть музыкантом: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику. В выписке из личного дела Римского-Корсакова отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».

Первые крупные сочинения

Титульный лист партитуры Первой симфонии Николая Римского-Корсакова в новом, переработанном издании. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Александр Михайлов. Вечер в салоне (Могучая кучка) (фрагмент). 1950-е. Частное собрание

Николай Римский-Корсаков в молодости. 1860-е. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969

В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».

С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.

В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.

В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».

В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.

Эта симфония, написанная в форме обыкновенных немецких симфоний, была первым опытом молодого, еще с технической стороны неумелого, дарования. Первая и последняя ее части… были слабейшими частями этой первой попытки на поприще симфонической музыки. Но в адажио и скерцо сказался сильный талант. В особенности адажио, построенное на народной песне про татарский полон, оригинальностью ритма… прелестью инструментовки… новизною формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумило всех и сразу явило в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант.

Народные мотивы и национальный колорит Римский-Корсаков показал и в следующих своих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». Эти композиции впервые исполнили на «славянском концерте «Могучей кучки», где присутствовали зрители из Сербии, Чехии и Польши. Критик Владимир Стасов писал: «Дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта, дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

Композитор Цезарь Кюи. Российский национальный музей музыки, Москва

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Москва, 1890-е годы. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Василий Чеховский / Музей Большого театра, Москва

Композитор Модест Мусоргский. 1874. Санкт-Петербург. Фотография: А.Ф. Лоренц / Русский национальный музей музыки, Москва

В конце 1860-х Римский-Корсаков увлекся творчеством композиторов Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Как и они, музыкант стал писать свои произведения в стиле романтического программного симфонизма. У таких сочинений был сюжет, но отсутствовали вокальные партии. Чтобы зрители лучше понимали музыку, композитор писал объяснение, в котором пересказывал историю, ставшую основой произведения. Первое сочинение в таком стиле Николай Римский-Корсаков создал в 1867 году — музыкальную картину «Садко». Ее сюжет он взял из русских былин. Позже композитор включил темы в одноименную оперу. В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков. Критик Александр Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного».

В следующем году Римский-Корсаков начал работать над произведением «Антар», на которое его вдохновила одноименная сказка польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского. Сначала композитор назвал это сочинение Второй симфонией, однако затем переименовал его в симфоническую сюиту.

С 1860-х Николай Римский-Корсаков стал помогать другим композиторам с редактурой их произведений. Вместе с Цезарем Кюи он закончил оперу «Вильям Ратклиф». По завещанию Александра Даргомыжского музыкант дописал партитуру его оперы «Каменный гость». Редактировал Римский-Корсаков и произведения своего близкого друга Модеста Мусоргского. Они снимали одну комнату и часто помогали друг другу, играли на одном рояле и даже составили график: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем… и дело устраивалось как нельзя лучше».

В 1870-х Николай Римский-Корсаков начал писать свою первую оперу «Псковитянка» по одноименной пьесе русского драматурга Льва Мея. На создание музыки его вдохновили старинные народные и церковные песни. Автор посвятил «Псковитянку» кружку Балакирева. В работе над произведением ему помогали другие композиторы: Петр Чайковский заранее прислал либретто по драме Мея (фрагменты из него Римский-Корсаков использовал при создании своего либретто), а Модест Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Премьера «Псковитянки» прошла в 1873 году на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков вспоминал: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть».

«До конца жизни не переставал восхищаться игрой жены»: личная жизнь

Надежда Пургольд, жена Николая Римского-Корсакова. 1872. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Слева направо: композиторы Игорь Стравинский, Николай Римский-Корсаков и его дочь Надежда Римская-Корсакова с женихом Максимилианом Стейнбергом и Екатерина Стравинская. 1908 год. Российский национальный музей музыки, Москва

Николай Римский-Корсаков. Санкт-Петербург, 1901–1908 годы. Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Москва

В конце 1860-х на одном из музыкальных вечеров у композитора Александра Даргомыжского Николай Римский-Корсаков познакомился с пианисткой Надеждой Пургольд. Она изучала теорию музыки, писала небольшие пьесы и увертюры, дружила с участниками «Могучей кучки» и играла их произведения.

Пургольд помогала Римскому-Корсакову в работе над «Псковитянкой». Композитор Александр Бородин писал: «А какова Надежда Пургольд? Корсинька наиграл ей антракт из «Псковитянки»; она на память написала его, да не на фортепиано, а прямо на оркестр — со всеми тонкостями гармоническими и контрапунктическими, несмотря на сложность, оригинальность и трудность голосоведения». Пианистка разбирала эскизы оперы, обсуждала и редактировала их с композитором. Позже Римский-Корсаков писал: «Увертюра [«Псковитянки»] от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень, очень люблю». Пургольд еще несколько раз помогала редактировать его произведения.

В 1871 году во время совместного чтения повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» Римский-Корсаков сделал Надежде Пургольд предложение. Через год они поженились, а вскоре композитор посвятил ей романс «Ночь». Критик Владимир Стасов писал об этом произведении: «При всей красоте его, романсы почти все были довольно спокойны и даже чуточку холодны. Теперь пришла для него другая пора…» Жене Римский-Корсаков посвятил и свою вторую оперу — «Майская ночь». Ее премьера прошла в 1880 году в Мариинском театре.

Вместе Римский-Корсаков и Пургольд прожили больше 30 лет, в браке у них родилось семеро детей. Их сын Владимир Римский-Корсаков писал, что Николай Андреевич «до конца жизни не переставал восхищаться игрой жены и особенно любил и поощрял ее занятия фортепианной игрой в летние месяцы на даче, где она располагала для этого более свободным временем, чем в городе».

Педагог и глава Беляевского кружка

Николай Римский-Корсаков. Российский национальный музей музыки, Москва

Композиторы Николай Римский-Корсаков (сидит слева) и Александр Глазунов (сидит справа) с группой студентов Петербургский консерватории. Российский национальный музей музыки, Москва

Слева направо: композиторы Анатолий Лядов, Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. 1905. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969

В 1871 году Николай Римский-Корсаков стал профессором по классам практического сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал ее директором. Однако вскоре он понял, что ему не хватает знаний для преподавания. Римский-Корсаков вспоминал: «Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился».

Чтобы заполнить пробелы в знаниях, в конце 1870-х Римский-Корсаков начал изучать музыкальную теорию: одновременно преподавал в консерватории и вместе со студентами посещал отдельные занятия. Петр Чайковский писал своей знакомой Надежде Фон Мекк: «Он пришел в глубокое отчаяние, когда увидел, что столько лет прошло без всякой пользы и что он шел по тропинке, которая никуда не ведет. И он стал учиться, но с таким рвением, что скоро школьная техника сделалась для него необходимой атмосферой».

По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми «Майская ночь» и «Снегурочка».

Основой «Снегурочки» стала одноименная пьеса-сказка Александра Островского. Композитор вспоминал: «В зиму 1879–80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Он хотел создать «старинную весеннюю сказку».

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

«Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы». Однако над новым крупным произведением работать музыкант не начинал. В 1881 году умер его друг Модест Мусоргский. Римский-Корсаков несколько лет редактировал последние произведения композитора: обработал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе», а по его черновикам закончил оперу «Хованщина». В 1887 году умер другой участник «Могучей кучки» — Александр Бородин. Римский-Корсаков дописал его оперу «Князь Игорь».

Что бы это такое у нас было, когда бы не существовало Римлянина? Вычеркните его из нашего времени, и вся история новейшей русской музыки получила бы другой характер и физиономию, многих бы у ней рук и ног не было. Но не надо, чтобы такой крупный художник слишком самого-то себя позабывал и чтобы крыл чужой дом, а свою крышу оставлял непокрытою.

Римский-Корсаков не оставил преподавательской деятельности. Он возглавил Беляевский кружок — объединение начинающих композиторов, которые собирались в доме мецената Митрофана Беляева. Частные уроки у музыканта брали Анатолий Лядов и Александр Глазунов.

В 1880-х Римский-Корсаков создал несколько небольших музыкальных произведений, среди которых симфоническая пьеса «Сказка», а также сюиты «Испанское каприччио» и «Шехеразада».

«Сплошное чествование»: последние оперы

Михаил Врубель. Царевич Гвидон (фрагмент). Эскиз костюма к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1900. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Михаил Врубель. Город Леденец (фрагмент). Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1900. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Михаил Врубель. Владимир (фрагмент). Эскиз мужского костюма к опере Николая Римского-Корсакова «Садко». 1897. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

В 1892 году Николай Римский-Корсаков написал оперу-балет «Млада», в основе которой лежали истории и сказания славянского племени полабов. Для публики произведение оказалось слишком сложным. Музыковед Инна Образцова писала: «Надуманность сюжета оперы мешала работе композитора. Музыка оперы отмечена печатью холодности».

Основой следующей оперы Римского-Корсакова стала повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Композитор добавил несколько новых сцен, в которых показал борьбу с нечистой силой. Накануне премьеры оперу едва не запретили по личному указанию императора Александра III: роль царицы, прообразом которой была Екатерина II, посчитали оскорбительной. Чтобы «Ночь перед Рождеством» все-таки поставили, вместо Царицы Римский-Корсаков был вынужден ввести ее фаворита — Григория Потемкина. Премьера оперы прошла в ноябре 1895 года. Публика не поняла оперу, не понравилась она и критикам, которые посчитали «Ночь перед Рождеством» «неблагонамеренной».

Неудачи не заставили Римского-Корсакова оставить творчество. В 1895–1896 годах композитор работал над оперой «Садко» на основе русских былин. Снова обратиться к этому сюжету ему предложил музыковед Николай Финдейзен. Он же составил первоначальный план либретто, который в дальнейшем отредактировали критик Владимир Стасов и поэт Владимир Бельский. Римский-Корсаков вспоминал: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Композитор специально сделал композицию «Садко» неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства. Позднее Римский-Корсаков писал: «Вариации… колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение — считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания».

К 1897 году опера была готова. Однако Николай II запретил включать «Садко» в репертуар государственных театров. Император писал: «Пусть вместо этой оперы дирекция [Императорских театров] подыщет что-нибудь повеселее». Критик Семен Кругликов предложил показать оперу в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, которая располагалась в театре Гаврилы Солодовникова. Но через несколько недель после премьеры здание сгорело, и «Садко» поставили заново в Санкт-Петербургской консерватории.

До конца 1890-х Римский-Корсаков сочинил еще несколько опер, среди которых «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста». В эти годы он оставался одним из самых популярных композиторов в России. В 1898 году художник Валентин Серов написал его портрет.

Римский-Корсаков начал работу над оперой «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению Александра Пушкина. Либретто, как и для «Садко», написал поэт Владимир Бельский. Оперу Римский-Корсаков хотел закончить к июню 1899 года — столетию со дня рождения Пушкина. Однако завершить «Сказку о царе Салтане» удалось только в 1900 году. Премьера оперы прошла в ноябре того же года в Москве, на сцене восстановленного театра Гаврилы Солодовникова. Декорации и костюмы создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди. Некоторые части «Сказки о царе Салтане» — увертюру «Три чуда», мелодию белки и «Полет шмеля» — еще при жизни композитора стали часто играть отдельно.

В 1900 году музыкант отпраздновал творческий юбилей — 35 лет с момента исполнения Симфонии №1.

Московская частная опера, воспользовавшись моим присутствием в Москве, назначила на 19 декабря представление «Садко», пригласила меня и устроила мое юбилейное чествование. В этот же вечер по случаю моего юбилея Большой театр дал «Снегурочку»… Меня чествовали также в концерте Русского музыкального общества. Усталый от всех этих оваций, я возвратился в Петербург. Но тут предстояло мне в течение месяца с лишком какое-то сплошное чествование. То то, то другое музыкальное общество устраивали концерт из моих сочинений, звали на обед или ужин, подносили адреса и венки. Приветствий этих и празднований было так много, что я не берусь их перечислить — все спуталось в голове моей… Я называл свой юбилей «хроническим», подобным затяжной болезни.

В 1900-х Римский-Корсаков создал еще несколько опер — «Кащей Бессмертный», «Сервилия», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В эти же годы его учеником стал композитор Игорь Стравинский, который позднее писал: «В моем музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным».

Последним произведением Римского-Корсакова стала опера «Золотой петушок» по одноименной сказке Александра Пушкина. Либретто для нее вновь написал Владимир Бельский. Премьера «Золотого петушка» прошла в 1908 году в театре Гаврилы Солодовникова.

В последние годы жизни Николай Римский-Корсаков болел. В 1908 году вместе с труппой Сергея Дягилева он планировал поехать на первые Русские сезоны в Париж, но из-за болезни остался в России.

Римский-Корсаков умер 21 июня 1908 года в своей усадьбе в Любенске Псковской губернии. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1930-х годах могилу композитора перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

В 1995 году в имении в Любенске открыли музей Николая Римского-Корсакова.

Интересные факты из жизни

Виктор Перельман. Александр Глазунов за роялем. 3 августа 1903. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Валентин Серов. Портрет композитора Николая Римского-Корсакова (фрагмент). 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Боим Соломон. Портрет писателя Льва Толстого (фрагмент). 1941. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Красноярский край

1. У Римского-Корсакова был так называемый «цветной слух»: каждый звук вызывал у него ассоциации с определенным цветом. Композитор писал: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния». За особую систему «цветомузыки» Римского-Корсакова называли «музыкальным маринистом».

2. В январе 1898 года Римский-Корсаков поссорился с Львом Толстым из-за взглядов на музыку. Композитора и писателя познакомил критик Владимир Стасов. Они встретились в московской усадьбе Толстых в Хамовниках. За несколько дней до визита композитора автор опубликовал эссе «Что такое искусство?», в котором писал: «Для произведения музыкального искусства талантливому человеку еще менее нужно того, что составляет сущность искусства, то есть чувства, которое заражало бы других… Для музыкального произведения искусства нужно прежде всего выучиться так же быстро двигать пальцами на каком-нибудь инструменте… Выучившись же всему этому, музыкант уже может не переставая писать одно произведение за другим».

Римский-Корсаков прочитал статью и не согласился с ней. Он считал, что самое важное в музыке — передать чувства. Толстой ответил, что произведения композиторов непонятны «простому мужику». Римский-Корсаков отметил, что такой человек не поймет и книги Толстого, в том числе «Войну и мир» и «Анну Каренину». Тогда писатель назвал композитора «мраком» и записал в дневнике: «Вчера Стасов и Римский-Корсаков, кофе, глупый разговор об искусстве. Когда я буду исполнять то, что много баить (то есть разговаривать. — Прим. ред.) — не подобаить?»

3. В 1905 году Римский-Корсаков поддержал Первую русскую революцию. Он написал открытое письмо, которое опубликовали в петербургских газетах. В нем композитор требовал полной автономии Петербургской консерватории, а также защищал студентов, которых преследовала полиция.

Масса приблизительно в шестьсот человек окружила здание консерватории и стала ломиться в боковую дверь. На площади появились конные городовые, наезжавшие на нас с издевательствами… Помню, как быстрой и взволнованной походкой прошли в консерваторию Римский-Корсаков и [Александр] Глазунов, как вся толпа бросилась к ним — единственным в этот период заступникам и защитникам. Через несколько минут они вышли из здания, оба побледневшие от волнения и возмущения. Оказывается, они пришли с заявлением, что, если не прекратятся преследования бастующих учащихся, они оба покидают консерваторию.

Из-за поддержки революционеров Римского-Корсакова уволили из Петербургской консерватории. После этого в знак протеста оттуда добровольно ушла большая часть профессоров, в том числе композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов. Римский-Корсаков и другие преподаватели вернулись в консерваторию в конце 1905 года, когда предоставили автономию.

Об «Испанском каприччио» РИМСКОГО-КОРСАКОВА, op. 34

I. Альборада
II. Варианты
III. Альборада
IV. Scena e canto gitano
V. Fandango asturiano

Написано в 1887 г. Первое исполнение: 31 октября 1887 г., Санкт-Петербург. Императорский оркестр, дириж. Николай Римский-Корсаков.

примечание Кэтрин Бабер

В эпоху национализма, который, как ни парадоксально, означал интерес к изображению «других» так же, как и свой народ, французы были далеко не единственными, кто был очарован Испанией. Николая Римского-Корсакова Каприччио на испанские темы (Каприччио на испанские темы) началось как сочинение для скрипки соло, которое в традициях итальянского каприччио позволило бы солисту продемонстрировать свое мастерство и фантазию с помощью ряда уникальных, оригинальных эффектов. У концертмейстера все еще есть несколько сольных ходов, но в окончательной версии Римский-Корсаков позволяет всему оркестру вносить свои спецэффекты в воссоздание испанской деревни. В alboradas (рассветных песнях) первой и третьей части мы слышим обещание тепла в конце дня. Часто они исполнялись на волынках с ручным барабаном в качестве аккомпанемента, поэтому каждое из блестящих соло кларнета и скрипки разворачивается под прерывистый гул (гул волынки) с бубном и малым барабаном, вездесущими в всего разделов. Четвертая часть, «Scena e canto gitano», возвращается к увлечению цыганами, наиболее тесно связанными с Испанией, несмотря на их кочевой образ жизни. Затем Римский-Корсаков обращается к фанданго — самому распространенному из испанских танцев — для своего финала. Каждая часть оркестра по очереди исполняет танец, известный (или печально известный) своей чувственностью, а затем завершается буйным вихрем красок.

записка Джеймса Кейса

Николай Римский-Корсаков родился в аристократической семье в Тихвине, Россия, 18 марта 1844 года. В возрасте двенадцати лет он уехал из дома, чтобы учиться в военно-морском училище в Санкт-Петербурге в течение следующих шести лет. Несмотря на то, что он выглядел как выбор карьеры в пользу военно-морского флота, у него был неизменный интерес к музыке, подогреваемый в те годы уроками с различными частными учителями. Встреча и частные уроки с Балакиревым еще больше пробудили его интерес к композиции. В 1862 году он предпринял кругосветное путешествие на клипере и в свободное время успел написать свою Симфонию № 1. Наконец, вдохновленный Балакиревым, Кюи, Мусоргским и Бородиным, он решил посвятить себя композиции как карьере. Вместе пятеро молодых композиторов стали известны миру как «Могучая кучка», или просто «Пятерка». Хотя все они были посвящены продвижению русского национализма, только Римский-Корсаков и Балакирев были профессиональными музыкантами. Остальные были физиками, химиками и государственными служащими, которых часто приходилось заставлять заканчивать свои сочинения.

Будучи молодым композитором, Римский-Корсаков использовал чутье и эксперимент, а не формальное обучение технике. На самом деле, когда его назначили первым профессором композиции Петербургской консерватории, он даже не умел гармонизировать хорал. Он признался, что «никогда в [своей] жизни не написал ни одного контрапунктического упражнения и даже не знал названий увеличенных и уменьшенных интервалов или аккордов». Несмотря на эти недостатки, он упорствовал, учился вместе со своими учениками и в конце концов стал признанным лидером Пятерки. У него был особый талант в оркестровке, и его многие считают равным как Берлиозу, так и Рихарду Штраусу. Как главный учитель Игоря Стравинского, его влияние простиралось далеко в 20-й век.

Capriccio espagnol приходится на конец периода творческой жизни Римского-Корсакова, отмеченного изучением и совершенствованием оркестровки. Он чувствовал, что достиг высокой степени виртуозности без влияния Вагнера и в пределах возможностей стандартного русского оркестра. Относительно Capriccio композитор записал в дневнике: «По моим планам, [оно] должно было сверкать ослепительным оркестровым цветом!» Первое выступление 31 октября 1887 года с оркестром Санкт-Петербургской оперы имело успех еще до первых публичных слушаний благодаря энтузиазму музыкантов на репетициях. Из благодарности Римский-Корсаков посвятил произведение оркестру.

Произведение состоит из пяти частей, играемых без пауз:

I. An albarada , тип утренней серенады, начинается с блестящего взрыва в полном оркестре и заканчивается тихими арпеджио в соло скрипке.

II. Набор из пяти вариаций на тему, представленную квартетом валторн, заканчивается быстрыми хроматическими гаммами флейты соло.

III. Вариант открытия albarada в другой тональности с кларнетом вместо скрипки в конце.

IV. Сцена и Цыганская песня , представленная виртуозными каденциями на валторнах и трубах, скрипке, флейте, кларнете и арфе. Следующая цыганская песня сочетается с фрагментами каденций.

V. За фанданго (разновидность андалузского танца) в полном оркестре следует вступительный albarado , служащий кодой для всего произведения.

Шествие дворян Николая Римского-Корсакова – Литература духового оркестра

Дата: 26 марта 2013 г. Автор: andypease

3 комментария

Николай Римский-Корсаков (1844-1908) был националистическим русским композитором и ведущим оркестровщиком, известным такими симфоническими произведениями, как Шахерезада и Испанское каприччио . Он родился в семье с историей военной службы, в которой он в конечном итоге последовал. Он начал уроки игры на фортепиано в 6 лет и композиции в 10. Примерно во время окончания военного училища он познакомился с Милием Балакиревым, который познакомил его с другими молодыми композиторами Сезаром Кюи и Модестом Мусоргским, что повысило интерес Римского-Корсакова к карьере композитора. В конце концов, с приходом Александра Бородина, эти композиторы стали называть себя The Five и выступать за специфически русский подход к композиции. Позже в своей карьере Римский-Корсаков стал инспектором оркестров Российского флота, а также профессором Санкт-Петербургской консерватории, которая теперь носит его имя.

Шествие дворян (Кортеж) была написана в 1889 году как часть оперы-балета Млада. Хотя изначально он был начат в 1872 году как совместная работа с тремя другими композиторами, первоначальный проект провалился. Римский-Корсаков завершил ее сам почти через 20 лет. Теперь я полагаюсь на превосходную программную заметку Эрика Бромбергера для Филармонии Лос-Анджелеса:

Римского-Корсакова Млада , впервые выпущенная в 1892 году, почти не поддается описанию. По форме это полуопера-полубалет, а либретто невероятно сложно даже по меркам оперных либретто. Действие происходит тысячу лет назад в воображаемом королевстве Ретра на берегу Балтийского моря.0009 Млада пытается соединить вагнеровскую оперу с древнерусской легендой, и получается совершенно фантастическая история. Принцесса Млада, роль, которую скорее танцуют, чем поют, была убита ее соперницей Войславой, которая намеревается добиться любви Яромира, любовника Млады. История включает в себя магию, злых духов и путешествия в подземный мир, а в кульминации целая деревня оказывается затопленной разлившимся озером, а Яромир и Млада восходят по радуге.

Млада  не удержался на сцене, и единственная знакомая музыка из него — это Шествие дворян , оркестровое вступление ко второму акту, который начинается с праздника торговцев. Музыка оживает с воодушевляющим аккомпанементом медных духовых, за которым вскоре следует музыка процессии, благородная мелодия для струнных в ми-бемоль мажор. Это музыка цвета и энергии, и в опере она перемежается криками толпы на фестивале. Центральная часть, столь же энергичная, как и начало, приводит к возвращению маршевой мелодии и воодушевляющему завершению.

Римский-Корсаков сочинил оркестровую сюиту из оперы, заключительной частью которой является Шествие дворян . Вы можете увидеть полный счет здесь.

Вот стандартная транскрипция группы в аранжировке Эрика Лейдзена:

А теперь оригинальная оркестровая версия:

Также есть очень красивая версия для молодой группы в аранжировке Джея Бокука: