Смольный институт: основание и история
Публикации раздела Традиции
Аудиоверсия: История Смольного института
История женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.
Образованные женщины и полезные члены общества
Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены (фрагмент). 1806–1808. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Даниель Ходовецкий. Екатерина II в Смольном институте (фрагмент). Из серия «8 гравюр из жизни Екатерины II». 1797. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Вид Смольного института (фрагмент). Середина 1820-х годов. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.
Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.
При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.
В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.
Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.
«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»
Воспитанницы Смольного института на уроке музыки. Санкт-Петербург, около 1913 года. Фотография: Карл Булла / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Воспитанницы Смольного института за игрой в теннис. Санкт-Петербург, около 1913 года. Фотография: Карл Булла / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Карл Булла / wikipedia.org
В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.
Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.
Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.
Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.
«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности»
Читайте также:
- Как праздновали Новый год в институтах благородных девиц
- История женских прав в России: от Домостроя до наших дней
- История волонтерства в России: от ритуалов помочи до субботников
Правила поведения благородных девиц
Дмитрий Левицкий. Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской (фрагмент). 1772. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской. 1773. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрий Левицкий. Портрет Натальи Борщевой (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.
В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.
Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.
Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.
Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.
Смольный институт после Екатерины II
Студенки Смольного института. Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Ухтинский историко-краеведческий музей, Ухта, Республика Коми
Клавдия Анненкова с дочерьми Надеждой и Еленой — воспитанницами Смольного института благородных девиц. Санкт-Петербург, 1910–1916 годы. Фотография из архива Ольги Анненковой / russiainphoto.ru
У входа в здание Смольного института — штаба большевиков во время Октябрьского переворота. Петроград, 1917 год. Фотография: фотоателье Карла Буллы / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.
С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.
Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.
Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.
Автор: Ксения Мареич
Теги:
Публикации раздела Традиции
В Петербурге учреждено «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт)
5 (16) мая 1764 г. в Петербурге указом императрицы Екатерины II было учреждено первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян — «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт благородных девиц).
Полное название указа — «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества». Документ состоял из вводной части и двух глав. Глава первая делилась на 6 разделов: О должностях господ попечителей и о принятии в общежитие благородных девиц; О разделении принимаемых девиц на четыре возраста, о штате их и учении; О госпоже начальнице; О госпоже правительнице; О госпожах надзирательницах; О госпожах учительницах и мастерах. Глава вторая — О воспитании вообще.
Инициатором создания общества и автором его устава был Иван Иванович Бецкой. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вёл речь о воспитании «новой породы» людей. Целью этого учебного заведения, как говорилось в указе, было «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Начальницей института была назначена княгиня Анна Сергеевна Долгорукова, а правительницей — француженка Софья де Лафон.
Смольный институт благородных девиц располагался при Воскресенском Смольном женском монастыре, а с 1809 г. — в новом здании, построенном по проекту архитектора Дж. Кваренги (Смольном институте).
Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц «благородного звания». Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 «возраста» по 3 года каждый. Первый приём девочек в возрасте от 4 до 6 лет состоялся в августе 1764 г.
Девочки каждой возрастной группы носили платья определённого цвета: первый возраст имел платья кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», второй — голубого или синего, третий — серого, старшие девочки ходили в белых платьях. Впоследствии, как непрактичные, маркие, их заменили на зелёные, но традиция называть класс «белым» осталась.
День воспитанниц начинался в 6 часов утра, после утренней молитвы и завтрака они шли на уроки, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Девочек учили чтению, правописанию, истории, географии, иностранным языкам, основам математики, физики, химии; а также рукоделию, танцам, музыке, светскому обхождению.
Знания оценивались по 12-ти балльной системе: 1-2 — «худо», 3-4 — «слабо», 5-6 — «посредственно», 7-8 — «хорошо», 9-10 — «очень хорошо», 11-12 — «отлично».
Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы определялись в придворную службу.
В 1765 г. при Смольном институте открылось отделение «для мещанских девиц» (из семей недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). В 1848 г. мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище.
Летом 1917 г. воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения.
Лит.: Ахметшин Ш. К. Ум. Честь. Красота. Смольный институт благородных девиц. СПб., 2008; Быкова В. П. Записки старой смолянки. СПб. , 1898; Водовозова Е. Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1964; Данилова А. М. Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института: биографические хроники. М., 2007; Иманов Г. М. Смольный институт: прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2009; Мордвинова З. Е. Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764-1796) // Исторический вестник. 1914. Кн. 6 (июнь). С. 987-1001; Черепнин Н. П. Императорское воспитательное общество благородных девиц: Ист. очерк, 1764-1914. Т. 1-3. СПб., 1914-1915.
См. также в Президентской библиотеке:
250 лет Смольному институту благородных девиц : [видеолекция] / Федорова Ольга Константиновна, заведующая научно-экспозиционным отделом Историко-мемориального музея «Смольный». СПб., 2014;
Лихачёва Е. О. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1890;
Мельникова Н. П. Содержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII-I половины XIX века : автореф. дис. на соискание учён. степени канд. пед. наук. М., 2011;
Письма в бозе почивающей императрицы Александры Федоровны к начальницам Воспитательного общества благородных девиц / Александра Федоровна [сост. и авт. предисл. Н. Карцов]. СПб., 1898;
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 16. № 12154. С. 742;
Распопова Н. Н. Хроника Смольного монастыря в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1864;
Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденнаго Ея Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, самодержицею Всероссийскою материю отечества, и протчая и протчая и протчая : [Конфирмован маия 5 дня 1764 года в Сарском селе]. СПб., 1764;
Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденнаго Ея Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю самодержицею Всеросийскою материю отечества и протчая, и протчая, и протчая : [конфирмован маия 5 дня 1764 года в Сарском селе]. СПб., 1768.
Смольный институт | Encyclopedia.
com
gale
просмотров обновлено
Екатерина II (Великая) основала в 1764 году Смольный институт для девочек, официально именовавшийся Обществом воспитания благородных девиц. Монастырь на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге. Вдохновленный Сен-Сиром, школой-интернатом для девочек во Франции, Смольный был частью образовательного плана Екатерины по воспитанию культурных, трудолюбивых и лояльных подданных.
Иван Бецкой, руководитель этой реформы, находился под сильным влиянием теоретиков Просвещения. Опираясь на идеи Джона Локка и Жан-Жака Руссо, педагогический план Бецкого для Смольного подчеркивал нравственное воспитание и важность окружающей среды. Девочки жили в Смольном непрерывно с пяти до восемнадцати лет без посещения дома, что считалось развращающим. Как и в мужских школах, таких как Кадетский корпус и Академия художеств, Смольный уделял особое внимание обучению изобразительному искусству, особенно танцам и драме. В учебную программу также входили чтение, письмо, иностранные языки, физика, химия, география, математика, история, православие, вышивание и домоводство. Круг тем побудил Вольтера объявить Смольный выше Сен-Сира. В 1765 г. была добавлена дивизия с менее обширной учебной программой для дочерей купцов и солдат.
Екатерина проводила публичные экзамены и спектакли в Смольном, водила любимых воспитанников на прогулку в Летний сад. Портреты этих любимцев были заказаны художнику Дмитрию Левицкому. Смольный также стал местом остановки иностранных гостей. Его выпускницы были известны своими манерами и талантами и считались очень желанными невестами. Некоторые стали учителями в школе, а некоторых повысили до фрейлин при дворе.
Петр Завадовский, руководивший екатерининской комиссией по созданию национальной школьной системы, сменил Бецкого на посту де-факто главы Смольного в 1783 году. Он заменил французский на русский в качестве основного языка школы и изменил учебную программу, чтобы подчеркнуть роль девочек в будущем как жен. и матерей.
После смерти Екатерины в 1796 году Мария Федоровна приняла институт и внесла изменения, которые определили курс Смольного на всю оставшуюся жизнь. Администрация школы стала менее личной и более бюрократической. Возраст приема был изменен с пяти до восьми лет в знак признания важности материнской заботы в первые годы жизни ребенка, а правила, запрещающие посещения дома, были смягчены.
На протяжении всего девятнадцатого века Смольный сохранял репутацию самого элитного учебного заведения для девочек. Его имя считалось синонимом высоких культурных стандартов, манер и уравновешенности, хотя иногда его выпускников считали наивными и плохо подготовленными к жизни за пределами Смольного. Многочисленные упоминания Смольного в русской литературе восемнадцатого и девятнадцатого веков свидетельствуют о культурном значении школы.
В октябре 1917 года Владимир Ленин и большевики присвоили Смольный институт и сделали его своей штаб-квартирой до марта 1918 года. С тех пор кампус Смольного продолжал использоваться в государственных целях, в конечном итоге став домом для Санкт-Петербургской Думы. Несколько комнат сохранились как музей прошлого института.
См. также: Екатерина II; образование; просветление, воздействие; ул. петербург
Блэк, Иосиф Л. (1979). Граждане за Отечество: образование, воспитатели и педагогические идеалы в России XVIII века. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Нэш, Кэрол. (1981). «Воспитание новых матерей: женщины и Просвещение в России». История образования Ежеквартально 21: 305–306.
Анна Куксхаузен
Энциклопедия российской истории
Еще из encyclopedia.com
Доротея Бил , Доротея Бил
Доротея Бил
Английский педагог Доротея Бил (1831-1906) сыграла важную роль в получении признания более интеллектуального образования… Женское образование , Источники
Женские роли. Недостаток формальных возможностей получения образования для женщин в восемнадцатом веке не означал, что женщины не имели образования; т… Девичество , Девичество
В период раннего Нового времени в Европе и в колониальный период в Америке считалось, что дети не приобретают половые признаки до того, как… образование в Соединенных Штатах… Генри Барнард , Барнард, Генри (1811-1900)
Пионер общеобразовательных школ
Фон. За исключением, возможно, Горация Манна, ни у одного деятеля девятнадцатого века не было такого… Сьерра-Леоне , История и история
Сьерра-Леоне, относительно крошечная страна на западном побережье Африки, занимает площадь 28 000 квадратных миль или 71 470 квадратных километров. A…
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью
Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
Смоллетт, Джерни 1986–
Смоллетт
Смоллер, Дороти (ок. 1901–1926)
Смолински, Джилл
Смолински, Аарон 1975– 5009
9in,002 Ли Смол
Смоли (ранее Смолер), Элиэзер
Смолеева Нина (1948–)
Смоли Ричард 1956-
Смоленскин Перес
Смоленская война
Смоленский архив
Смоленс, Джон (Харрисон), (мл.) 9000 9000 3
Смоляр, Херш
Смолань, Песчаный
Смол
Смоки-Маунтинс
Смоки-Бэдтом
Смоки-Хилл-Ривер
Дымчатые летучие мыши: Furipteridae
Дымчатые летучие мыши (Furipter02)
Ограничения в помещении
Курение/не курение
Курение- Препараты для прекращения курения
Смольный институт
смолт
Смолуховский Мариан
СМОН
поцелуй
поцелуй
smoochy
smooge
Smoot, George Fitzgerald, 3d
smooth
Coneflower Smooth
эндоплазматический ретикулум гладкий
9 гладкая гончая
3
Smooth Shading
Smooth Stingray
Smooth Talk
Smooth Talker
гладкоязыковая
гладкокорая яблоня
гладкокорая
гладкоязычная
гладкоязычная
гладкошерстная
гладкошерстная
сердцевидная
Институт благородных девиц (музей) и сад-партер
Смольный институт благородных девиц — историческое здание в Санкт-Петербурге в стиле русского классицизма, в котором сейчас находится Правительство Санкт-Петербурга и действует Смольный историко-мемориальный музей.
К зданию примыкает красивый сад-партер Смольного.
Бывший Институт благородных девиц входит в ансамбль Воскресенского Смольного собора, являющегося одним из старейших храмов Санкт-Петербурга и достопримечательностью города, выполненным в стиле елизаветинского барокко.
Собор освящен 20 июля (2 августа по новому стилю) 1835 года, через 87 лет после закладки в 1748 году по воле императрицы Елизаветы Петровны.
Сейчас собор является действующим православным храмом, а в одной из его звонниц находится смотровая площадка, которая является второй по высоте в городе.
Собор окружен бывшим монастырем.
Институт благородных девиц был основан императрицей Екатериной II в 1764 году и стал первым женским учебным заведением в России, положившим начало женскому образованию в стране.
Здание института построено в 1806-1808 годах в стиле русского классицизма по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги.
С 1808 года в здании размещалось Императорское Воспитательное общество благородных девиц, где жили и воспитывались девушки дворянского происхождения.
Институт благородных девиц просуществовал в Смольном более 100 лет, а с 1917 года началась политическая история здания. В стенах произошла первая рабоче-крестьянская революция, была установлена первая советская власть. Исторический Второй съезд Советов проходил в Смольном, где жил и работал Владимир Ильич Ленин.
С марта 1918 г. до начала 1990-х гг. Смольный был центром политического руководства Ленинграда и Ленинградской области. В стенах разместились обкомы и горкомы КПСС.
Подземные этажи Смольного во время блокады Ленинграда (ВОВ) использовались для работы и пребывания высшего партийного, военного и хозяйственного руководства Ленинграда. В бомбоубежище (дзоте), расположенном на глубине 12 метров под площадью, расположенной между Невой и зданием Смольного, в годы войны проходили заседания Военного совета, председатели Ленинградского горкома и обкомов В ВКП(б) работали А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, командующие Ленинградским фронтом К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков и другие.
Сегодня бывшее здание Смольного института благородных девиц является памятником архитектуры и истории, а также частью одного из самых важных и красивых ансамблей Санкт-Петербурга – ансамбля Смольного собора.
Вид на бывший Смольный институт благородных девиц со смотровой площадки звонницы Смольного собора
Сейчас в бывшем институте размещается Правительство Санкт-Петербурга и действует Смольный историко-мемориальный музей.
Смольный историко-мемориальный музей
Экспозиция музея размещена в некоторых залах бывшего Института благородных девиц, в том числе в подземных помещениях и бывшем бункере.
Экспозиция музея рассказывает о создании и развитии первого в России государственного женского образовательного учреждения. В экспозицию вошли аутентичные предметы (экспонаты одежды, документы, книги и фотографии), посвященные Смольному как учебному заведению, которые дополняются репродукцией уголка музыкального салона и сохранившимся интерьером классной дамской комнаты.
Значительную часть музея занимает Ленинский мемориальный комплекс, в котором представлены: кабинет В. И. Ленина и комната, в которой он и его жена Н. К. Крупская жили в Смольном с ноября 1917 г. по март 1918 г.
постоянная экспозиция музея «Коридоры власти. Тринадцать первых», рассказывает о тринадцати секретарях горкома и обкома Ленинграда, стоявших во главе города с 1918 по 1991 год — от Григория Зиновьева до Бориса Гидаспова. . Среди экспонатов : личные вещи, фотографии и документы руководителей города, а также видеоролик с кадрами из жизни Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда; воссоздана часть кабинета первого секретаря обкома. На выставке также представлены материалы, посвященные громкому политическому убийству руководителя ленинградской партийной организации Сергея Мироновича Кирова, произошедшему в Смольном 1 декабря 1934 года.
Часть выставки «Подземные этажи Смольного. Война и блокада 1941-1945.» представляет собой подлинное стратегическое сооружение, предназначенное для работы и пребывания в нем высшего партийного, военного и хозяйственного руководства Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
В бомбоубежище (бункере), на площади 800 квадратных метров, воссоздана обстановка жизни и деятельности партийных и советских руководителей в годы войны и блокады Ленинграда: кабинет Жданова, комната Военного совета Ленинградского фронта, медицинский кабинет, дежурная комната сотрудников НКВД , хозяйственные комнаты отдыха и столовая.
Вы можете посетить Смольный музей с экскурсией представитель записи.
Смольный музей входит в состав Государственного историко-мемориального музея «Смольный».
Информацию об экскурсиях, стоимости и условиях посещения музея можно узнать на официальном сайте Историко-мемориального музея : smolny-museum.
Адрес музея : Смольный проезд, д. 1, литер Б.
Смольный Партерный сад
У главного входа в здание Смольного расположен красивый сад-цокольный этаж Смольного.
Вход в сад бесплатный (бесплатно).
Впервые сад перед Смольным институтом благородных девиц в виде сквера был разбит в 1864 г. и назван Адлербергским сквером, в честь Юлии Федоровны Адлерберг — начальника Смольного института в 1802 г. -1839, статс-дама Российского Императорского Двора. Название «Адлербергская площадь» часто используется и сегодня.
В 1923-1934 годах при реконструкции территории перед Смольным по проекту Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха на месте сквера был создан сад-партер. Автором партерного сада стал архитектор и садовник Рудольф Катцер.
Сегодня это регулярный сад с аллеями для прогулок, фонтанами, клумбами, бюстами Карла Маркса и Фридриха Энгельса, местами для отдыха и Смольной аллеей.
Смольный переулок
В саду четыре одинаковых фонтана, представляющих собой большие круглые чаши с коричневыми горками в центре, из которых бьют струи воды.
Бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса на высоких постаментах.
Бюсты установлены в саду в 1932 году; их изготовил скульптор Степан Евсеев, а постаменты из серого гранита — по рисункам Щуко и Гельфрейха.