Рубрики
Популярное

Стадии принятия неизбежного в психологии описание: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение

5 стадий принятия неизбежного: на какой вы сейчас и как пройти их без потерь

В последние годы в мире все чаще стали употреблять новый термин: VUCA. Сегодня же он актуален как никогда. VUCA — это аббревиатура, созданная по первым буквам нескольких английских слов: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

VUCA-мир — это наша новая реальность, время турбулентности и тотального стресса. Что мы сейчас чувствуем? Представьте себе: вы шли по тротуару вдоль шоссе. По оживленной трассе несутся автомобили, но от нее вас отделяет забор и фонари. И вдруг тротуар, забор и фонари заканчиваются, и теперь у вас впереди грунтовая дорога неизвестной протяженности в темноте. Вот она — полная неопределенность, запускающая волну растерянности, паники, страха. Все зависит от того, насколько вы способны собраться и аккумулировать силы. Главный навык в стрессе — антихрупкость. Этот навык стимулируется способностью быстро видеть и осознавать реальность происходящего, в первую очередь — когда речь идет именно о непредвиденных обстоятельствах. А для этого необходимо быстро миновать все стадии принятия неизбежного — только в финальной точке, из финальной позиции появится способность находить верные решения.

Непредвиденная ситуация — это всегда кризис. Будь то потеря близкого человека, расставание, серьезное заболевание или крах бизнеса (читайте также: Как пережить утрату близкого человека: советы психолога). Реакции на это у всех одни и те же, и прохождение эмоциональных стадий может отличаться только по времени — какую-то из них человек может «проскочить» быстрее других, а на какой-то наоборот задержаться дольше. В среднем каждый этап может длиться в буквальном смысле от минут и до двух месяцев.

Отрицание

Первая стадия — отрицание. Как пел Высоцкий, «вроде, все как всегда, то же небо опять голубое». На этой стадии человек отказывается понять, что случилось, и склонен игнорировать и события извне, и собственное состояние, отвергать свои чувства, мысли и потребности, не принимая очевидного. «Я в домике», «он, как ребенок, зажмурился и закрыл уши», «все как во сне», «живу на автопилоте», «у меня все в порядке». Эта стадия, тем не менее, необходима: благодаря ей, человек защищен от разрушительного удара по психике и в буквальном смысле не сходит с ума. В этот момент мозг ограничивает рацио и притупляет осознание случившегося — именно чтобы сохранить себя. В буквально смысле притормаживает и дает возможность поэтапно справиться с непомерной нагрузкой и изолироваться от шока.

Вторая стадия — гнев. К этому моменту человек признает наличие и серьезность ситуации. Этот этап — самый тяжелый, в первую очередь потому, что ему свойственно чувство глубинного одиночества: никто не понимает, никто не может и не хочет помочь, никто не сочувствует, никто не оказывает поддержки. Ответ на это — агрессия. На всех сразу и на кого-то, кого удобно посчитать виновным или кто просто подвернулся под горячую руку. На умершего, который бросил. На врача, который не может вылечить. На соседа, у которого все в порядке. На этой стадии логика практически отключается. Сдерживать отрицательную энергию опасно для здоровья, но и выплескивать ее на других нельзя. В этой ситуации самое лучшее — физическая активность и спорт, йога, которыми можно заниматься дома.

После гнева человек переходит в стадию торга. Ему начинает казаться, что ситуацию можно исправить, если предпринять для этого какие-то действия: «а что если?» Мы принимаемся искать способы «вернуть все как было» и впадаем в иллюзию, что наша активность поможет изменить обстоятельства. Способы при этом могут быть разными — вплоть до обращения к колдунам и гадалкам в надежде на уже любую помощь извне.

Депрессия

А вот когда человек убеждается, что все попытки исправить ситуацию и вернуть все «до заводских настроек» не срабатывают, его настигает стадия депрессии. Пожалуй, самая опасная и затяжная из всех. Предыдущие стадии начинаются и завершаются плавно, иногда накладываясь друг на друга, а вот депрессия обычно наступает стремительно. Получение положительных эмоций блокируется, зато отрицательные берут верх по всем фронтам. В большинстве случаев на этом этапе люди замыкаются в себе, перестают следить за здоровьем и гигиеной, закрываются от внешнего мира. Их настигает отсутствие аппетита, нарушения сна и суицидальные мысли. «Ничего не поделаешь», «все кончено», «все пропало, нет смысла дергаться», «ничего больше не хочу и не буду делать» — это состояние безвременья и отверженности приносит даже парадоксальный комфорт: можно больше ничего не делать, сложить лапки и медленно без сопротивления идти ко дну. Однако депрессия — последний этап, который подготавливает человека к окончательному осознанию и принятию ситуации. Как говорится, темнее всего перед рассветом (читайте также: Упражнение «Айсберг гнева»: как быстро избавиться от негативных эмоций).

Принятие

Именно принятием или смирением называется пятая, финальная стадия этого тяжелого процесса. Нет, речь не о признании того, что все бессмысленно. Речь о том, чтобы признать, что случившееся — случилось, и что с этим нужно жить, через это нужно перешагнуть, адаптируясь к последствиям, и из этой безвозвратной точки строить дальнейшую жизнь. Эта стадия — единственная, на которой не могут помочь другие люди, ее человек должен пройти самостоятельно. Именно начиная с этого этапа, люди со смертельным диагнозом начинают благотворительные программы, потерявшие детей приходят к усыновлению или волонтерской работе, банкроты начинают принципиально новый бизнес, вдовцы встречают новую любовь. Это тот самый момент, когда, оттолкнувшись от дна, у нас нет иного пути, кроме как вверх.

Миновать пять стадий и принять реальность — путь к тому, чтобы, несмотря на противоречивость, неопределенность и даже зашкаливающую тревогу, вернуть контакт со своей жизнью и ощутить, что мы можем и должны управлять своими действиями и реакциями и влиять на будущее. Пусть даже мы — в VUCA-мире, пока мы есть у себя, этот мир прогнется под нас.

Об эксперте:

Практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук. Является автором более десяти программ. Ведущий эксперт федеральных каналов. Автор курса по управлению возрастом «Возраст возможностей».

Личный сайт

Фото: Adobe Stock

Стадии принятия неизбежного: описание, примеры, кто придумал

Каждый слышал о том, что существует 5 стадий принятия неизбежного. О них упоминают в самых разных контекстах, часто придавая им шуточный смысл. При этом далеко не все знают, что изначально данная концепция применялась к безнадёжным больным, которые постепенно смирялись со своим состоянием. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой 5 стадий принятия с точки зрения психологии.

Модель Кюблер-Росс или 5 стадий принятия

Концепция 5 стадий принятия неизбежного в научной среде больше известна как «модель Кюблер-Росс». Названа она так в честь автора – Элизабет Кюблер-Росс, которая описала её в своей книге «О смерти и умирании», напечатанной в 1969 году.

Следует учитывать, что официальная психология не считает модель Кюблер-Росс достоверной, несмотря на то, что она создана профессиональным психологом на основании эмпирических наблюдений. Результаты современных исследований частично согласуются с данной моделью, но в то же время в некоторых аспектах наблюдаются расхождения.

В книге автор определяет данную модель как описание эмоционального переживания неизлечимо больного человека или человека, потерявшего кого-то близкого. В более широком смысле её можно трактовать как описание переживаний любого человека, столкнувшегося с необратимыми потерями или переменами.

5 стадий принятия неизбежного по Кюблер-Росс:

  1. Отрицание. Узнав трагическую новость, человек испытывает шок и на некоторое время теряет способность адекватно воспринимать действительность. Постепенно адекватное восприятие возвращается к нему, но он отказывается верить, что с ним могло произойти что-то настолько плохое. Как правило, на данном этапе люди придумывают разные объяснения тому, как могла произойти такая ошибка. И они до последнего верят, что вот-вот всё прояснится, и снова всё будет хорошо, как прежде.
  2. Гнев. Осознав, что ошибки нет, человек переполняется негодованием и злостью. Он уже не отрицает происходящее, но не понимает, почему это происходит именно с ним. Ощущение несправедливости вызывает у него сильнейшее раздражение, из-за которого он злится на всех: на себя, на близких, на врачей и даже на Бога.
  3. Торг. На данном этапе человек пытается задобрить Бога, Мироздание или судьбу, обещая, что отныне будет вести себя очень хорошо, если произойдёт чудо. Иногда речь идёт и просто о том, чтобы сменить образ жизни. Например, курильщик, у которого диагностировали рак лёгких, решает навсегда бросить курить, надеясь, что смертельная болезнь отступит. На данном этапе и верующие, и атеисты пытаются заключить сделку с судьбой, надеясь получить награду за примерное поведение.
  4. Депрессия. Осознав, что злиться и торговаться бесполезно, человек впадает в депрессию. При этом в классификации Кюблер-Росс описано две формы депрессии: реактивная и «подготовительная скорбь». Первая форма заключается в том, что человек очень эмоционально сожалеет о прошлом. В этом состоянии он жаждет общения с близкими, хочет объяснить им всё, что чувствует. Подготовительная скорбь – это депрессия, наступающая перед смирением. От реактивной депрессии она отличается тем, что человек становится молчаливым.
  5. Смирение. Суть данной стадии понятна из названия. Человек больше не отрицает ситуацию, не злится, не торгуется и не испытывает депрессии. Все чувства к этому моменту он уже выплеснул, поэтому смиряется и чувствует спокойствие. Нередко это спокойствие сопровождается опустошённостью и усталостью от переполнявших его ранее эмоций.

Стоит учитывать, что 5 стадий принятия – это сильно упрощённая версия модели, описанной в книге. Там автор указывает, что стадий на самом деле больше и они сменяются не последовательно. К примеру, реактивная депрессия может наступить раньше, чем торг. А после торга приходит подготовительная скорбь, которая после нескольких чередований с реактивной депрессией всё-таки переходит в стадию смирения.

История создания модели

Автором теории о 5 стадиях принятия неизбежного является американский психолог Элизабет Кюблер-Росс. Началось все в 1965 году, когда к ней обратилось четверо студентов Чикагской теологической семинарии с просьбой помочь им в написании необычной курсовой работы. Они хотели понять переживания умирающих людей, а также узнать и, по возможности, удовлетворить их потребности.

Вместе со студентами Кюблер-Росс посещала безнадёжных больных и вела с ними беседы, которые записывались на магнитофон для последующего детального анализа. Многим сотрудникам больницы эти посещения казались сомнительными с точки зрения морали. Однако со временем они согласились, что беседы с психологом и студентами-богословами могут быть полезными для умирающих людей.

Персонал больницы перестал препятствовать посещению пациентов, и буквально на следующий год семинары посещало уже около 50 студентов. Для этого была даже обустроена специальная палата с зеркалом Гезелла. С пациентами общалась Кюблер-Росс, вместе с которой иногда заходил священник. А студенты-семинаристы наблюдали за беседой через полупрозрачное стекло.

В 1967 (то есть, через 2 года после начала) эти занятия превратились в официальный курс для многих мединститутов и богословских семинарий. А в 1969 году Элизабет Кюблер-Росс опубликовала книгу «О смерти и умирании», в которой обобщила свои действительно уникальные наблюдения. В этой же книге она описала 5 стадий принятия неизбежного.

При этом в книге речь шла исключительно о переживаниях умирающих людей и их родных. Но впоследствии оказалось что предложенная концепция применима к любым переживаниям, связанным с необратимыми потерями и переменами в жизни. Это может быть серьёзная карьерная неудача, расставание с любимым, физическое увечье или любая другая ситуация, которую человеку тяжело принять.

Кто такая Элизабет Кюблер-Росс?

Элизабет Кюблер-Росс – человек с крайне неоднозначной репутацией. Её вклад в развитие паллиативной помощи невозможно переоценить, но есть в её биографии и тёмные пятна. Впрочем, обо всём по порядку. Слава к ней пришла в 1969 году, когда упомянутая выше книга стала бестселлером, а созданный ею курс начал преподаваться не только в духовных семинариях, но и в медицинских институтах.

Кюблер-Росс решила посвятить свою жизнь исправлению серьёзной проблемы, которую она увидела в медицине того времени: как только становилось очевидно, что человек умирает, ему буквально переставали уделять внимание. Иными словами тогда практически отсутствовало такое понятие как паллиативная помощь. Медицина ставила своей задачей помощь пациентам, которых можно вылечить, но практически не уделяла внимания тому, чтобы облегчать страдания тех, кому уже не помочь.

Благодаря стараниям Кюблер-Росс в США было открыто более 2500 хосписов. Кроме того, именно благодаря ей современная медицина уделяет столь значительное внимание паллиативной помощи.

Увы, несмотря на все заслуги, её репутация была полностью разрушена. Причиной послужило то, что в общении с умирающими пациентами, а также с теми, кто недавно потерял близких, она уделяла значительное внимание духовным аспектам. Она верила в загробную жизнь, поэтому часто сводила обращавшихся к ней людей с медиумами-шарлатанами.

В частности, она сотрудничала с неким Джеем Бархемом, который предлагал вдовам общение, а привлекательным ещё и секс с их усопшими мужьями (душа мужа, естественно, «вселялась» в самого Бархема). Из-за сомнительных связей к концу 1970-х от Кюблер-Росс отвернулись все коллеги, и она вынуждена была прекратить свою деятельность.

Пример использования модели

Американский психолог Дэвид Кесслер, который был соавтором одной из книг Элизабет Кюблер-Росс, недавно опубликовал пример применения её модели к злободневной теме – пандемии COVID-19. Он сформулировал 5 шагов принятия коронавируса следующим образом:

  1. Отрицание. «Вирус не страшен, и я уж точно не заболею!».
  2. Гнев. «Да как вы смеете вводить все эти ограничения?!».
  3. Торг. «Хорошо, я буду носить маску и соблюдать дистанцию. Ведь тогда со мной точно ничего не случится?».
  4. Депрессия. «Всё плохо, и ситуация с каждым месяцем всё хуже».
  5. Смирение. «Мир стал другим. Но надо просто научиться с этим жить».

Критика модели Кюблер-Росс

В 1970-х данная модель стала необычайно популярной и казалась весьма перспективной. Однако сегодня ни психология, ни геронтология или другие разделы медицины не считают её достоверной. Более того, её часто прямо критикуют известные ученые. В частности, профессор Роберт Кастенбаум, признанный эксперт в геронтологии, отмечает, что модель является продуктом определённой культуры, а значит, не может считаться универсальной и применимой ко всем культурам.

Также Кастенбаум заметил, что в книге детально описываются все стадии по отдельности, однако нет чёткого описания последовательного перехода от первой до последней стадии, не говоря уже о доказательстве существования такого перехода. Также он отметил, что в книге не указываются ограничения модели, а также не учитываются особенности среды, в которой пребывали опрашиваемые пациенты.

В 2003 году в Йельском университете было проведено исследование, результаты которого частично согласуются с моделью Кюблер-Росс, однако имеются и значительные расхождения. Таким образом, данная модель не может считаться научно достоверной и применяться в медицинской практике.

Заключение

Несмотря на то, что модель Кюблер-Росс так и не была доказана научно, знать о её существовании полезно. Любой человек, столкнувшийся с необратимой потерей или иными тяжелыми обстоятельствами, должен знать о существовании 5 стадий принятия, через которые ему, скорее всего, предстоит пройти. Понимая это и умея определить текущую стадию, он сможет понять свои переживания и справиться с ситуацией.

5 стадий принятия неизбежного, почему это важно

Давно не секрет, что наше гармоничное взаимодействие с реальностью строится на принятии жизни. Однако знать — это одно, а применить этот принцип в жизни или овладеть этим искусством — не каждому по силам. Сегодня мы рассмотрим пять стадий принятия неизбежного.

Иногда жизнь подбрасывает нам такие неожиданные задачи, к которым мы можем быть совершенно не готовы: потеря близкого человека, болезнь, стихийное бедствие, война, окончание долгой любовной связи. И при всей нашей воле мы никогда не сможем контролировать эти непредсказуемые проявления реальности.

Они происходят спонтанно и без приглашения, проносятся сквозь наши психологические и ментальные ландшафты землетрясением, оставляя после себя глубокие следы и травмы. А затем наступает этап, когда нам приходится перестраивать себя, снова собирать по частям. Этот процесс включает в себя пяти шагов, через которые мы возвращаемся к целостности.

Содержание

1. Отрицание

Отрицание — самая первая реакция, неспособность поверить в то, что происходит или уже произошло и неспособность принять неизбежное. Этого не может быть. Не со мной. Не сейчас. Нет! И чем больше мы отрицаем реальность, тем более болезненным будет наш опыт позже. А пока мы находимся в процессе отрицания, пытаясь убедить себя в том, что все это неправда и что в системе должен быть какой-то глобальный сбой и эту ошибку нужно немедленно исправить.

2. Гнев .

Затем наступает стадия гнева. Эта стадия наступает, когда мы начинаем осознавать, что происходит, и вместе с осознанием к нам присоединяются эмоции. Гнев — это то же отрицание реальности, только подпитанное яркой эмоциональной окраской. От стадии пассивного отрицания мы переходим к стадии активного отрицания. Мы начинаем обвинять людей, ситуации и жизнь; мы закатываем истерики, доказываем свою правоту, злимся, плачем и снова злимся.

3. торг

После хорошей дозы гнева мы успокаиваемся и, взвесив ситуацию, предпринимаем тонкие шаги, чтобы все исправить и вернуться в нужное русло. Мы вдруг начинаем активно верить в Бога и отчаянно договариваемся с ним: «Пожалуйста, Боже, помоги мне. Теперь я буду очень хорошим мальчиком, девочкой. Я буду самой замечательной, и прилежной, и послушной, и внимательной. Однако ситуация продолжает развиваться, и когда мы это осознаем, мы переходим к следующему этапу.

4. Депрессия

После того, как наша сделка с Богом потерпела неудачу, и мы потеряли свою сделку, мы впадаем в глубокое разочарование, отчаяние и, как следствие, депрессию. Здесь мы снова погружаемся в наши самые грустные эмоции, но без отрицания реальности. Этот этап очень важен и необходим, потому что именно на этом этапе мы позволяем себе искренне пережить утрату, какой бы она ни была. Нам грустно, и вместе с освобождением от печали начинается процесс исцеления.

5. Полное принятие и смирение

Время идет, жизнь продолжается, ночь сменяет день, а после зимы еще расцветает весна и мы начинаем приспосабливаться к ситуации, мы обретаем покой в ​​этих условиях и наступает время благодарности, принятия, любви, понимания, глубокого исцеление и изобилие. И, пожалуй, чувство благодарности — один из важнейших показателей вашего глубокого принятия неизбежного в нашей жизни.

Наблюдая за собой, я всегда замечал, к удивлению, четкую последовательность этих стадий. Однако, работая с клиентами, я пришел к выводу, что от человека к человеку процесс может менять свой характер, а этапы могут смешиваться или повторяться. Иногда мы надолго застреваем на одном из этапов, а иногда пропускаем его, едва касаясь.

Когда мы осознаем этот пошаговый процесс из этих пяти стадий, ведущий нас к принятию неизбежного, мы лучше осознаем, чем живем, и это ускоряет наше исцеление. И в конце концов, у некоторых рано или поздно в душе расцветают любовь и цветы благодарности.
Желаю всем прийти к глубокому исцелению и полному принятию.

Будьте в гармонии с собой и миром.
Мария Шакти

Кублер-Росс Стадии умирания и последующие модели горя — StatPearls

Непрерывное обучение

Медицинские работники будут работать с умирающими пациентами во всех дисциплинах, и этот процесс сложен, так как помощь переключается с устранения или смягчения болезни на подготовку к смерти. Это сложный переход для пациентов, их близких и медицинских работников. Это занятие предлагает парадигмы для процесса движения к смерти, а также обсуждение того, как их следует и не следует применять, поддерживая межпрофессиональную команду в удовлетворении уникальных потребностей своих пациентов и помогая им и их близким в этом процессе.

Цели:

  • Опишите пять стадий смерти, описанных Элизабет Кюблер-Росс.

  • Опишите альтернативные парадигмы переживания смерти и горя в дополнение к парадигмам, предложенным Кублер-Росс.

  • Объясните потенциально лежащий в основе процесс, порождающий эти внешне демонстрируемые стадии, чтобы обеспечить контекст для поддержки пациентов, семей, лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников, переживающих смерть.

  • Опишите стратегии межпрофессиональной бригады для улучшения координации ухода и коммуникации у умирающего пациента.

Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Медицинские работники всех специальностей работают с умирающими пациентами, и сделать это эффективно может быть сложно. В контексте смерти и умирания пациенты, их близкие и команда здравоохранения должны изменить свои цели. В то время как лечение острых и хронических заболеваний обычно включает в себя поиск приемлемого пути устранения или предотвращения прогрессирования состояния, лечение неизлечимой болезни должно включать подготовку к смерти, а также усилия по смягчению симптомов.[1] Понимание опыта умирания и горя позволяет поставщикам услуг поддерживать уникальные потребности пациентов, их близких и других медицинских работников.[2][3][4]

Функция

Доктор Элизабет Кюблер-Росс представила наиболее часто изучаемую модель для понимания психологической реакции на неминуемую смерть в своей книге 1969 года «О смерти и умирании». В книге исследуется опыт умирания посредством интервью с неизлечимо больными пациентами и выделяются пять стадий умирания: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие (DABDA). Эта работа имеет историческое значение, поскольку она ознаменовала культурный сдвиг в подходе к разговорам о смерти и умирании. До ее работы тема смерти была в некотором роде табу, о ней часто говорили или вообще избегали. Умирающие пациенты не всегда имели право голоса или выбора в плане ухода. Некоторым даже не сообщили об их окончательном диагнозе. Ее работа была популярна как в медицинской, так и в мирской культуре и изменила характер разговоров о смерти и умирании, подчеркнув опыт умирающего пациента. Это привело к новым подходам к работе с пациентами на последнем этапе жизни. Она подчеркнула важность выслушивания и поддержки их уникального опыта и потребностей, а также предложила новые взгляды на то, как врачи могут помочь неизлечимо больным пациентам и членам их семей приспособиться к реальности надвигающейся смерти.[6]

Кублер-Росс и другие впоследствии применили ее модель к переживанию потери во многих контекстах, включая горе и другие важные жизненные изменения. Хотя стадии часто интерпретируются строго, ожидая, что пациенты проходят каждую из них последовательно, Кюблер-Росс отметила, что это не ее утверждение и что у отдельных пациентов каждая стадия может проявляться по-разному, если вообще проявляется. Модель, полученная в результате качественного и экспериментального исследования, была преднамеренно личной и субъективной и не должна интерпретироваться как естественный закон. Скорее, стадии обеспечивают эвристику моделей мышления, эмоций и поведения, обычных в условиях неизлечимой болезни, которые в противном случае могут показаться нетипичными.[7] Учреждение с этими шаблонами может помочь поставщикам медицинских услуг проявить сочувствие и понимание к пациентам, семьям и членам команды, у которых эти шаблоны могут вызвать замешательство и разочарование.[6]

Пять стадий умирания Кюблер-Росс

Отрицание  это распространенный защитный механизм, используемый для защиты от трудностей рассмотрения расстраивающей реальности. Кублер-Росс отметил, что пациенты часто отвергали реальность новой информации после первоначального шока от получения неизлечимого диагноза. Пациенты могут напрямую отрицать диагноз, приписывать его ошибочным тестам или неквалифицированному врачу или просто избегать этой темы в разговоре. Хотя постоянное отрицание может быть вредным, период отрицания является вполне нормальным в контексте неизлечимой болезни и может быть важен для обработки сложной информации. В некоторых случаях может быть сложно отличить отрицание от непонимания, и это одна из многих причин, почему расстраивающие новости всегда должны сообщаться ясно и прямо. Однако, если нет достаточных оснований полагать, что пациент действительно неправильно понимает, поставщикам медицинских услуг не нужно повторно информировать пациентов об истинности их диагноза, хотя признание потенциальной путаницы может помочь сбалансировать право пациента на получение информации с его свободой согласовать эту информацию. без помех.

Гнев  обычно испытывается и выражается пациентами, когда они признают реальность неизлечимой болезни. Оно может быть направлено на обвинение поставщиков медицинских услуг в неадекватном предотвращении болезни, членов семьи в содействии рискам или недостаточной поддержке, а также духовных поставщиков или высших сил в несправедливости диагноза. Гнев также может быть генерализованным и ненаправленным, проявляясь в виде вспыльчивости или потери терпения. Признание гнева естественной реакцией может помочь медицинским работникам и близким терпеть то, что в противном случае могло бы показаться обидным обвинением. Однако они должны позаботиться о том, чтобы не игнорировать критику, которая может быть оправдана приписыванием их исключительно эмоциональной стадии.[8]

Торг обычно проявляется в том, что пациенты ищут хоть какой-то контроль над своей болезнью. Переговоры могут быть вербальными или внутренними и могут быть медицинскими, социальными или религиозными. Предлагаемые пациентами сделки могут быть рациональными, например, обязательство придерживаться рекомендаций по лечению или принять помощь от своих опекунов, или могут представлять собой более магическое мышление, например, попытки успокоить неправильно приписываемое чувство вины, которое, по их мнению, является причиной их диагноза. В то время как торг может мобилизовать более активное участие пациентов, поставщики медицинских услуг и лица, осуществляющие уход, должны позаботиться о том, чтобы не вводить пациентов в заблуждение относительно их собственной силы для выполнения переговоров пациентов. Опять же, лицам, осуществляющим уход, и поставщикам медицинских услуг не нужно постоянно корректировать поведение при переговорах, которое кажется иррациональным, но они должны осознавать, что слишком активное участие в сделках пациента может исказить их окончательное понимание.

Депрессия , возможно, является наиболее понятной из стадий Кублера-Росса, и пациенты испытывают ее с такими неудивительными симптомами , как грусть, усталость и ангедония. Проведение времени на первых трех стадиях потенциально является бессознательной попыткой защитить себя от этой эмоциональной боли. Хотя действия пациента потенциально могут быть легче для понимания, они могут быть более резкими по сравнению с поведением, возникающим на первых трех стадиях. Следовательно, лицам, осуществляющим уход, возможно, придется приложить сознательные усилия, чтобы восстановить сострадание, которое могло ослабнуть при уходе за пациентами, проходящими первые три этапа.

Принятие  описывает признание реальности сложного диагноза, но при этом больше не протестует и не борется с ним. Пациенты могут сосредоточиться на том, чтобы наслаждаться оставшимся временем и размышлять о своих воспоминаниях. Они могут начать готовиться к смерти практически, планируя свои похороны или помогая материально или эмоционально обеспечивать своих близких. Его часто изображают как последний этап Кублера-Росса и своего рода цель процесса умирания или скорби. Хотя лица, осуществляющие уход, и поставщики медицинских услуг могут счесть этот этап менее эмоционально обременительным, важно помнить, что он по своей природе не более здоров, чем другие этапы. Как и в случае с отрицанием, гневом, торгом и депрессией, понимание стадий имеет меньшее отношение к продвижению фиксированного прогресса, а больше к предвосхищению переживаний пациентов, чтобы позволить больше сочувствия и поддержки во всем, через что они проходят. [6] [7]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Критика модели Кублера-Росса

В последние годы модель DABDA подвергается все большей критике. Эта модель имеет как историческое, так и культурное значение как одна из самых известных моделей понимания горя и утраты. Многие альтернативные модели были разработаны на основе, по крайней мере частично, исходной модели DABDA. Основная критика стадий смерти и умирания Кюблера-Росса заключается в том, что стадии были разработаны без достаточных доказательств и часто применяются слишком строго. Кублер-Росс и ее сотрудники качественно развили свои идеи посредством подробных интервью с более чем двумя сотнями неизлечимо больных пациентов.

Критики сосредоточились на том факте, что ее исследования и использование «стадий» не были подтверждены эмпирически. Также говорят, что понятие «стадии» применяется слишком жестко и линейно. Вместо этого она стремилась описать набор моделей поведения и эмоций, которые может испытывать пациент, столкнувшийся с концом жизни, и, описав их, улучшить понимание как пациентом, так и лицами, осуществляющими уход. Другая важная критика модели возникает, когда она рассматривается как предписывающая, а не описательная, указывая на то, что пациент должен пройти через каждый этап, чтобы достичь конечной цели «принятия». Эта точка зрения содержит множество предположений, в том числе о том, что продвижение по этапам является линейным и что некоторые этапы по своей природе менее адаптивны, чем другие. Лица, осуществляющие уход, могут рассматривать свою работу как помощь пациенту в прохождении каждой стадии, например, переходя от отрицания или гнева к более приятным стадиям, таким как торг или принятие. Попытка провести пациента через этапы может причинить вред, поскольку ему нужно пережить свое горе уникальным способом. Доктор Кюблер Росс и другие напомнили читателям, что многие пациенты переживают стадии плавно, часто проявляя более одной одновременно и перемещаясь между ними нелинейным образом. Также важно отметить, что каждый этап может выполнять защитную роль, и у каждого пациента будет уникальный опыт в процессе горя.[4][6]

Другие модели горя

Ниже будут описаны четыре дополнительные модели горя.

Четыре фазы Боулби и Паркса
Горе

Боулби и Паркс предложили переформулированную теорию горя, основанную в 1980-х годах. Их работа основана на модели Кублера-Росса и описывает четыре фазы горя. Он подчеркивает, что процесс скорби не является линейным.

Шок и недоверие

Начальная фаза заменила термин «отрицание» из-за негативных коннотаций. На этом этапе реальность меняется, поскольку разум реагирует на стрессовую ситуацию, становясь невосприимчивым или нечувствительным к новой ситуации. Со временем разум обрабатывает новую реальность, и пациент переходит в новую фазу.

Поиск и тоска

Эта фаза тесно связана с стадией гнева и переговоров модели DABDA. Пациент попытается разрушить новую реальность и подвергнуть сомнению ее причину.

Дезорганизация и ремонт

Эта фаза тесно связана со стадией депрессии модели DABDA. Пациент испытывает полное принятие новой реальности. У них проявляются признаки депрессии и апатии.

Восстановление и лечение

На этой фазе пациент испытывает «обновленное чувство идентичности», которое представляет собой преодоление чувства утраты и начало ощущения контроля над своей судьбой. Они больше не проявляют признаков депрессии.

Четыре основных задачи Уордена в адаптации к потере

Модель горя Уордена не опирается на этапы, а вместо этого отмечает, что пациент должен выполнить четыре задачи, чтобы завершить тяжелую утрату. Эти задачи не выполняются в каком-либо определенном порядке. Скорбящий человек может работать над задачей с перерывами, пока она не будет завершена. Эта модель применима к горю выжившего, но также может быть применена к пациенту, которому грозит смерть.

Принятие реальности потери

Поначалу пациенту может быть трудно принять реальность неминуемой смерти. Как правило, принятие рассматривается как готовность двигаться вперед в процессе подготовки к смерти.

Испытывая боль горя

Пациенты могут чувствовать грусть, гнев или замешательство. Они переживают боль утраты. Задача выполнена, когда пациент снова начинает чувствовать себя «нормально».

Адаптация к окружающей среде

Всепоглощающая сосредоточенность на надвигающейся смерти заставит пациента игнорировать другие важные для него роли в жизни. Пациент, как правило, возобновляет повседневную деятельность, например, возобновляет работу или хобби или становится супругом или родителем для выполнения этой задачи.

Перенаправление эмоциональной энергии

Это задание обычно применимо к скорбящим выжившим. Выжившие перенаправляют свою эмоциональную энергию от страдания потери любимого человека к участию в новых занятиях, которые приносят удовольствие и новый опыт. Последующие теории горя перешли от стадий и задач горя к более эмпирическим и повествовательным методам.

Совместный подход Вольфельта к скорби

Компанейский подход Вольфельта рассматривает горе как естественное продолжение способности дарить и получать любовь. Таким образом, горе не следует избегать, но его следует полностью пережить и даже принять на пути к исцелению. Скорбящий человек должен почувствовать свое горе и научиться включать его в свою текущую жизнь. Человек, поддерживающий скорбящих, служит свидетелем и компаньоном вместе с скорбящими, когда они идут по пути своего горя. Вольфельт утверждает: «Общение — это путешествие в глубь души с другим человеком, а не мысль о том, что вы несете ответственность за поиск выхода».[9]][10][9]

Нет задач, которые нужно выполнить, и не делается акцент на «исправлении» горя. Тем не менее, он описывает шесть «потребностей горя» или скорби, которые являются более эмпирическими. Он признает необходимость переживания и выражения горя, сталкиваясь с реальностью потери в переносимых дозах. Скорбящий должен смириться или принять боль утраты, сосредоточившись на сострадании к себе и заботе о себе. Он включает в себя повествовательный компонент – переход скорбящих в свои отношения с умершими от отношений присутствия к отношениям памяти и необходимость исследовать свою новую идентичность, живя без потерянного возлюбленного. Они находят смысл или мир с потерей и, возможно, противостоят своим духовным убеждениям и рамкам при этом. Им также необходимо изучить положительные аспекты своей новой идентичности после потери. Наконец, он также подчеркивает необходимость разработки системы поддержки, которая будет поощрять переживающих утрату к состраданию к себе, когда в ближайшие месяцы и годы горе вновь нахлынет. [9]]

Нарративная и конструктивистская модель Неймейера

Неймейер рассматривает скорбь как процесс осмысления. Он признает, что люди со-конструируют свое понимание реальности через повествование о своих собственных жизненных историях, на которые влияют их убеждения и мировоззрения. Он описывает «шесть ключевых реальностей, на которые повлияла смерть». В этих шести реальностях он признает, что значительная потеря может подтвердить или опровергнуть рамки и убеждения человека в жизни. Возможно, потребуется разработать новую структуру, чтобы исцелить и включить потерю в их мировоззрение. Скорбь одновременно универсальна и уникальна, поэтому терапия для переживающих утрату должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям каждого клиента. Процесс скорби по своей сути является активным, а не пассивным периодом, наполненным принятием решений и реконструкцией как практически, так и экзистенциально.

Эмоции в период скорби полезны и могут служить проводниками в процессе восстановления чувства баланса и смысла жизни после нарушения, вызванного значительной потерей. Восстановление идентичности после значительной утраты — это по своей сути социальный процесс, поскольку новая идентичность частично определяется по отношению к их сообществу и социальным нормам. И, наконец, адаптация к потере включает в себя поиск способа включить потерю в новую идентичность и саморассказ, придать потере смысл и осмыслить изменения. Это может позволить не только выжить после потери, но и в конечном итоге процветать.[9][11] 

Терапевты, использующие нарративную и конструктивистскую модели, могут предложить пациентам пересказать историю своей утраты с помощью наглядных пособий, исследуя мысли и чувства, сопровождающие эту историю. Они также могут предложить написать прощальное письмо умершему или исследовать его чувства с помощью метафор.

Клиническое значение

Переход от попыток вылечить пациента к уходу за ним при смерти может быть трудным для всех участников. Медицинские работники иногда чувствуют, что «их работа сделана», поскольку они больше не могут лечить пациента и «выпадают» из-под его помощи. Это может привести к тому, что пациенты и их близкие будут чувствовать, что их бросают, когда они близки к смерти. Они часто нуждаются в руководстве по сложным изменениям, которые пациент переживает эмоционально и физически. Действия, которые являются нормальной частью процесса умирания, такие как гнев и отказ от посетителей, могут сбить близких с толку и расстроить. Понимание стадий горя позволяет медработникам оказывать поддержку и руководство в процессе умирания. Объяснения, предоставляемые медицинскими работниками, имеют особое значение для пациентов и членов их семей, поскольку они стремятся понять и впоследствии разобраться в неизлечимой болезни. Эти ключевые моменты общения и связи могут иметь решающее значение в процессе осмысления и исцеления от значительной потери. Способность к процессу скорби также необходима для исцеления и  жизнестойкости медицинских работников, когда они переживают горе вместе со своими пациентами.[14]

Улучшение результатов работы команды здравоохранения

Для команды здравоохранения уход за пациентами, находящимися на грани смерти, может быть исключительно сложной задачей для всех участников. Медицинские работники иногда чувствуют, что «их работа сделана», поскольку они больше не могут лечить пациента и «выпадают» из-под его помощи. Это может привести к тому, что пациенты и их близкие будут чувствовать себя покинутыми медицинской командой, когда они на грани смерти.[15] Они часто нуждаются в руководстве эмоционально и физически. Именно здесь междисциплинарная команда по уходу за больными может оказаться очень полезной. Врачи могут внести ясность в диагностическую и прогностическую информацию. Фармацевты участвуют в своевременной выдаче соответствующих лекарств, работая непосредственно с медицинским персоналом. Поставщики услуг хосписа, в том числе социальные работники и медперсонал, могут дать совет, обеспечить комфортный уход, оказать эмоциональную поддержку и проявить сочувствие как к пациенту, так и к его семье. Медицинская бригада должна иметь представление о моделях горя, что позволяет медработникам оказывать поддержку и руководство во время процесса умирания и обеспечивает скоординированные усилия по оказанию пациенту и его семье столь необходимой эмоциональной поддержки. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Friedrichsdorf SJ, Bruera E. Оказание детской паллиативной помощи: от отрицания, паллифобии, паллилалии к паллиативу. Дети (Базель). 31 августа 2018 г.; 5(9) [бесплатная статья PMC: PMC6162556] [PubMed: 30200370]

2.

Правин Р.Р., Энрика Т.Э.К., Мой Т.А. Портрет умирающего ребенка. Индийский J Palliat Care. 2019Январь-март; 25(1):156-160. [Бесплатная статья PMC: PMC6388603] [PubMed: 30820120]

3.

Турн Т., Борасио Г.Д., Чио А., Галвин М., Макдермотт С.Дж., Мора Г., Сермеус В., Винклер А.С., Аннезер Дж. Отношение врачей к решениям о конце жизни при боковом амиотрофическом склерозе. Боковой склеральный амиотроф, лобно-височная дегенерация. 2019 февраля; 20 (1-2): 74-81. [PubMed: 30789031]

4.

Corr CA. Должны ли мы включать работу Элизабет Кюблер-Росс в наши текущие учения и практику, и если да, то как? Омега (Вестпорт). 2021 сен; 83 (4): 706-728. [В паблике: 31366311]

5.

Брегман Л. Кюблер-Росс и переосмысление смерти как утраты: религиозное присвоение и реакция. J Советник по пасторской заботе. 2019 март;73(1):4-8. [PubMed: 30895849]

6.

Росс Ротвейлер Б., Росс К. Пятьдесят лет спустя: размышления о работе Элизабет Кюблер-Росс, доктор медицины, Am J Bioeth. 2019 дек;19(12):3-4. [PubMed: 31746702]

7.

Corr CA. Элизабет Кюблер-Росс и модель «пяти стадий» в выборке из последних американских учебников. Омега (Вестпорт). 2020 дек;82(2):294-322. [PubMed: 30439302]

8.

Smaldone MC, Uzzo RG. Модель Кюблера-Росса, дистресс врача и отчет о работе. Нат Рев Урол. 2013 июль; 10 (7): 425-8. [PubMed: 23609853]

9.

Брюс Калифорния. Помощь пациентам, семьям, опекунам и врачам в процессе скорби. J Am остеопат доц. 2007 г., декабрь; 107 (12 Дополнение 7): ES33-40. [PubMed: 18165376]

10.

Шуэльке Т., Кроуфорд С., Кентор Р., Эппельхаймер Х., Чиприано С., Спрингмейер К., Шукрафт А., Хилл М. Текущая поддержка горя в педиатрической паллиативной помощи. Дети (Базель). 04 апреля 2021 г.; 8(4) [бесплатная статья PMC: PMC8066285] [PubMed: 33916583]

11.

Неймейер Р.А., Болдуин С.А., Гиллис Дж. Сохранение связей и восстановление смысла: смягчение последствий тяжелой утраты. Стад Смерти. 2006 г., 30 октября (8): 715-38. [PubMed: 16972369]

12.

Мирт К.Л., Эггли С., Кавано К., Берг Р.А., Вессел Д.Л., Ньют С.Дж., Шэнли Т.П., Харрисон Р., Далтон Х., Дин Дж.М., Доктор А., Дженкинс Т., Парк кл. Значение принятия во время родительских собраний по поводу утраты после смерти ребенка. Психология здоровья. 2015 Апрель; 34 (4): 453-61. [Бесплатная статья PMC: PMC4380228] [PubMed: 25822059]

13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *