7 тайн знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи
В Лувре неизвестный совершил нападение на культовую картину «Мона Лиза». Вандал подъехал к работе Да Винчи на инвалидной коляске, затем вскочил и бросил торт прямо в Джоконду. Картина находится под защитным стеклом, поэтому не пострадала. В завершение молодой человек разбросал вокруг лепестки роз.
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (или «Джоконда»), созданная в XVI веке, — пожалуй, самое знаменитое произведение искусства. За это звание с ним могут посоперничать разве что только «Крик» Эдварда Мунка или «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Однако, что такого особенного в этом портрете, помимо таинственной улыбки девушки, на нем изображенной? Почему именно «Мону Лизу» знают даже те, кто совсем далек от мира искусства? Предлагаем вам погрузиться в самые удивительные и невероятные тайны, которыми окружена эта легендарная картина.
Даже в XXI веке слава самого популярного полотна Леонардо да Винчи не утихает и дарит почву для размышлений многочисленным конспирологам и вдохновение — писателям и режиссерам. В 2006 году свет увидел фильм «Код да Винчи», снятый по одноименному роману Дэна Брауна, который заставил многих зрителей поверить в нелепые теории заговора вокруг «Моны Лизы». Однако, стоит признать, что и до выхода киноистории о зашифрованном послании в работах художника, легендарный портрет уже был овеян многочисленными тайнами и слухами. Историки, критики и эксперты из мира искусства на протяжении многих столетий спорят о том, кем в действительности была девушка, изображенная на картине, и о прочих загадках этого портрета. Некоторые из этих теорий могли бы удивить даже самого Дэна Брауна.
Портрет беременной жены торговца шелком из Флоренции
Эта одна из самых распространенных теорий. Она гласит, что «Мона Лиза» создана по образу и подобию жены флорентийского джентльмена по имени Лиза дель Джокондо. Согласно историческим документам, эта женщина была беременна вторым ребенком в то время, когда (предположительно) Леонардо да Винчи писал ее портрет — где-то между 1503 и 1506 годами. Свидетельства этому можно найти и на самом полотне. Как мы видим, руки дамы скрещены в области живота, что характерно для женщин, ожидающих ребенка. А в 2006 году группа канадских ученых использовала лазерное и инфракрасное сканирование для создания трехмерного изображения картины, и обнаружила еще одно подтверждение этой версии. Они пришли к выводу, что изначально на плечах у изображенной на полотне дамы была тонкая вуаль или гарнелло (от итальянского «guarnello») — предмет одежды, который носили женщины эпохи Ренессанса во время беременности. Возможно, эта дама не так уж и пыталась скрыть свое интересное положение, как кажется нашим современникам.
Девушка легкого поведения, которая вдохновила художника
Предыдущая теория, возможно, и считается одной из самых распространенных, однако это не означает, что она единственная. Некоторые предполагают, что на знаменитой картине художник изобразил свою собственную мать, другие — что «Мона Лиза» стала собирательным изображением нескольких женских и мужских образов. Есть даже исследователи, которые убеждены в том, что «Джоконда» — это попытка автора нарисовать свой портрет так, как если бы он был женщиной.
Однако существует и еще более фантастическая версия, которая появилась благодаря все тому же инфракрасному сканированию канадских ученых. У дамы на картине, можно сказать, полностью отсутствуют волосы на лице — брови и ресницы визуально не считываются. В Италии XVI века такими признаками могли обладать только женщины определенного рода занятий — а именно, дамы, предлагающие свои интимные услуги. Представительницы древнейшей профессии в те времена предпочитали высветлять свои ресницы и брови, или даже совсем избавляться от них, чтобы их взгляд был более соблазнительным. Впрочем, это единственное указание на то, что «Мона Лиза» могла быть итальянской куртизанкой. Ее одежда и поза (если это не художественное видение автора) говорят о том, что эта женщина была совсем иного социального статуса.
Причиной таинственной улыбки стало… нарушение работы организма
Жан-Пьер Кассель во французской комедии «Компаньон» 1964 года
Помимо личности этой женщины не меньший интерес для исследователей представляет ее улыбка. Это одна из самых горячо обсуждаемых тем как в научном сообществе, так и среди обычных поклонников творчества да Винчи. Действительно ли она ухмыляется над своим портретом? Или, быть может, Леонардо да Винчи рассказал ей забавную шутку, которая заставила ее улыбнуться? Или она была просто очень жизнерадостным человеком? А, возможно, у нее просто очень высокий уровень холестерина? Согласны, эта версия звучит странно и на первый взгляд никак не может быть связана с улыбкой дамы на портрете. Однако искусствовед из Сицилии Вито Франко пришел именно к таким выводам.
Конечно, в эпоху Ренессанса все представители аристократии обладали пышными формами — это считалось признаком богатства и власти (только посмотрите на Генриха VIII). И все же, по словам сицилийского ученого, женщина с картины Леонардо да Винчи была не на шутку увлечена мучными изделиями, а уровень холестерина в ее крови зашкаливал. Вито Франко указал на то, что под глазами «Джоконды» видны следы отложений жирных кислот, а в левом глазу у нее и вовсе была ксантелазма. Словом, загадочное выражение лица «Моны Лизы» — всего лишь внешнее проявление нарушений в работе организма, вызванных повышенным холестерином в ее крови. Удивительное заключение искусствоведа! Судя по всему, Вито Франко мог бы сделать отличную карьеру в медицине, если бы не проводил все свое время за изучением старых картин.
Таинственное исчезновение бровей и ресниц
Кадр из британской комедии «Доброе утро, мальчики» 1937 года
Как мы уже говорили, на портрете полностью отсутствуют признаки каких-либо волос на лице дамы. Однако то объяснение, что Леонардо да Винчи решил изобразить девушку легкого поведения, не устроило большинство исследователей. Тогда наш современник, французский инженер и изобретатель, Паскаль Котт решил провести свой собственный анализ старинной картины с помощью высокотехнологичных гаджетов, о которых во времена Леонардо да Винчи никто не мог и мечтать. Паскаль использовал цифровую камеру высокой четкости и сделал несколько снимков знаменитого полотна, чтобы впоследствии рассмотреть его в деталях, увеличив изображение в 24 раза. В результате француз обнаружил один единственный темный мазок краски на линии роста ресниц над левым глазом «Джоконды». Это открытие подтолкнуло его к дальнейшим размышлениям.
А что если художник изначально нарисовал и брови, и ресницы, однако по какой-то причине они «исчезли» спустя несколько столетий? Например, такое могло случиться при неудачной попытке отреставрировать картину. Либо с веками краски начали выцветать. В пользу этой теории есть еще один довод: художник Джорджо Вазари, живший в одно время с Леонардо да Винчи, оставил записи, из которых очевидно, что изначально у «Моны Лизы» были густые брови.
Математическое объяснение притягательности портрета
Задумывались ли вы над тем, почему невозможно оторвать взгляд от «Джоконды»? Ответ на вопрос, почему это происходит, дали математики. Все просто — это «золотое сечение». Ученые обнаружили, что на полотне очень много условных геометрических фигур, которые влияют на восприятие картины: так, например, лицо «Джоконды» идеально вписывается в золотой прямоугольник, а другой прямоугольник проходит через правую кисть ее руки до левого локтя, при этом его верхняя граница касается головы «Моны Лизы». Подобные визуальные хитрости, создающие ощущения красоты и равновесия, Леонардо да Винчи использовал и при создании другого своего шедевра — «Тайной вечери». И все же он не был первооткрывателем этого трюка. «Золотое сечение» в качестве руководящего принципа создания произведений искусства и архитектуры использовали даже в древние века (вспомним пирамиды Гизы). Леонардо да Винчи просто очень хорошо разбирался в художественных приемах, основанных на математических вычислениях. А вы думали, это все чудесное воздействие искусства?
Тайные знаки на картине
Возможно, Дэн Браун был не таким уж фантазером, потому что недавно ученые пришли к поразительным умозаключениям: в легендарной картине действительно может содержаться секретный шифр. Оказывается, что разглядывая многократно-увеличенное изображение «Моны Лизы» Паскаль Котт упустил одну очень важную деталь — цифры (и/или буквы), которые едва различимы в глазах женщины. «Невооруженным глазом символы не видны, — рассказывает итальянский исследователь Сильвано Винчети. — Но если вы посмотрите через увеличительное стекло, то сможете их разглядеть».
Ученый обнаружил, что в левом зрачке «Джоконды» скрываются буквы «LV». Это может быть подпись самого художника, заглавные буквы его имени — Leonardo da Vinci. Символы в правом зрачке разобрать сложнее. Винчети склоняется к тому, что там есть очертания букв «C» и «E». Однако на сегодняшний день объяснения этим знакам еще не найдено. Но это не единственные символы, спрятанные на полотне. Винчети также обнаружил цифру «72» чуть ниже арочного моста на заднем плане картины. Исследователь считает, что данные символы могут обозначать двойственность человеческой природы, единство противоположностей. Ведь цифра «7» в христианской культуре ассоциируется в Богом-отцом. А цифра «2» в кабале указывает на оба пола — мужской и женский, а также на сочетание божественного и человеческого начал. Другой ученый — Джузеппе Папаньи — и вовсе убежден, что цифра «72» на картине Леонардо да Винчи является зашифрованным именем Всевышнего (в эпоху Возрождения считалось, что имя Бога состоит из 72 букв). Словом, теорий существует превеликое множество.
Добро пожаловать в мир животных, или оптический обман «Моны Лизы»
null
null
На протяжении веков ученые ломали голову над тем, кем же была эта таинственная женщина с портрета Леонардо да Винчи, и что скрывается за ее загадочной улыбкой. Но только американский художник Рон Пиччирилло решил посмотреть на загадку легендарной «Моны Лизы» с другой стороны. А точнее — сбоку. И обнаружил много всего удивительного!
Начал Пиччирилло с того, что изучил все дневники Леонардо да Винчи и другие записи XVI века, где упоминается имя художника. Затем американец стал тщательно исследовать его картины — разумеется, больше всего внимания уделяя «Джоконде». И в какой-то момент он догадался повернуть картину на бок, и обнаружил целый «зверинец», который можно различить на заднем плане картины. Здесь вам и голова льва, и голова обезьяны, и даже голова буйвола! Настоящее звериное царство, да к тому же еще и с библейской символикой. Любопытно также, что если смотреть на картину сбоку, то улыбка «Джоконды» становится еще более отчетливой. Как будто женщина на полотне «поздравляет» вас с тем, что вы раскрыли тайну ее портрета. По крайней мере, в этом убежден Рон Пиччирилло.
Фото: Getty Images
Мария Тюмерина
Новая тайна «Джоконды». Ученый нашел под портретом Моны Лизы скрытый набросок
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Французский ученый Паскаль Котт заявил, что обнаружил под портретом Моны Лизы работы Леонардо да Винчи (также известным как «Джоконда») скрытый набросок, о котором ранее не было известно.
Используя аппаратуру собственного производства, Котт, как утверждается в исследовании, опубликованном в журнале Journal of Cultural Heritage, нашел следы эскиза, который был сделан в технике спольверо (spolvero). Это значит, что Леонардо да Винчи перенес изображение на деревянную панель углем — через отверстия, проделанные в линиях эскиза, подобно трафарету.
Следы угля Котт обнаружил около руки и линии волос на голове Моны Лизы. Он также считает, что художник в процессе создания картины поменял позу своей героини, повернув ее голову непосредственно в сторону зрителя.
Кроме того, Котт заметил, что на скрытом наброске в волосах Джоконды есть шпилька, что вызывает новые вопросы о замысле художника. «У Моны Лизы не могло быть такой прически, — сказал ученый в интервью британской газете Express. — В это время в городе Флоренция такое было невозможно». Котт предполагает, что такие заколки могли изображать на портретах «реально не существующих женщин, например, богинь» — или же Девы Марии.
В описании исследования говорится, что, получив доступ к картине в 2004 году, ученый сделал цифровые снимки изображения мультиспектральной камерой собственного изобретения. Он утверждает, что применяемая им технология анализа отражения света позволяет увидеть дополнительные изображения между слоями краски.
- Ученый: под Моной Лизой найдено еще одно изображение
- Леонардо да Винчи страдал косоглазием. Но это лишь помогало ему работать
- Во Франции обнаружили эскиз обнаженной Моны Лизы
- «Мона Лиза» Леонардо да Винчи заговорила
В 2015 году Котт заявлял, что нашел под «Джокондой» второе изображение. Он предположил, что скрытая картина была портретом настоящей Моны Лизы, а всем известная картина — это изображение другой женщины.
Тогда его выводы специалисты подвергли сомнению, а Лувр отказался комментировать его заявление, сказав, что Котт не входит в исследовательскую группу музея. Как писал корреспондент Би-би-си Уилл Гомперц, художники очень часто по просьбе заказчика вносили изменения в уже законченные картины, поэтому присутствие на работе других изображений не вызывает удивления.
В новом исследовании Котта речь идет о первичном наброске, который был сделан перед тем, как на деревянной панели появилась краска.
«Мона Лиза» — это, вероятно, самое знаменитое живописное произведение в истории искусства.
Предполагается, что Леонардо работал над ним в период с 1503 до 1517 год — в то время он жил во Флоренции и позже — во Франции. О том, кто именно изображен на картине, долгое время шли ожесточенные споры. Однако уже многие века считается, что это — Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком.
Mystic Painting Co. — Компания по покраске коммерческих и жилых помещений с полным спектром услуг
В Mystic Painting Co. оценка всегда бесплатна. Чтобы запросить бесплатную оценку, пожалуйста, заполните и отправьте форму ниже.
Качество, доступность, как вы работаете?
Mystic Painting Co. предлагает профессиональные услуги по покраске домовладельцам в Уэйкфилде и его окрестностях, Массачусетс. Мы являемся экспертами в области интерьеров, экстерьеров, палуб и многого другого, и у нас есть полномочия, чтобы доказать это.
What Sets Mystic Painting Co. Apart
Мы являемся компанией по производству красок, обученной RRP (Renovation, Repair, and Paint), а это означает, что ваш проект находится в умелых, опытных руках. Более того, мы защищаем здоровье наших клиентов и маляров, где бы мы ни работали. На рабочей площадке мы используем соответствующие требованиям инструменты HEPA (высокоэффективные частицы воздуха), которые снижают воздействие опасных химических веществ, таких как свинцовая краска и ЛОС (летучие органические соединения), присутствующих во многих формулах красок. На самом деле, мы рады работать и предлагаем экологически чистые лакокрасочные материалы и чистящие средства. Mystic Painting Co. действительно обеспечивает профессиональное совершенство, которое вы требуете, а также более чистый дом, чем вы когда-либо ожидали.
Наши услуги
Интерьеры
Наш процесс внутренней окраски обеспечивает гладкую поверхность с прямыми линиями. Выполнение надлежащей подготовительной работы перед финишным покрытием — единственный способ получить профессиональный конечный результат. Мы выполняем все наши внутренние работы с помощью подготовительного процесса, который обеспечивает стабильные результаты для каждой работы, каждый раз. Мы поддерживаем рабочее место организованным и аккуратным от начала до конца и всегда думаем о вашем комфорте, пока мы работаем у вас дома. Мы гарантируем, что ваш дом будет чище, когда мы закончим.
Экстерьеры
Многие факторы в районе Новой Англии должны учитываться при покраске снаружи дома или здания. Возможность свинцовой краски, погодные условия, температура, влажность, состояние сайдинга и отделки — все это необходимо учитывать до и во время выполнения работ. Мы должным образом консультируем наших клиентов и объясняем подход и график, необходимые для того, чтобы не поставить под угрозу готовый продукт. Мы прошли обучение по безопасному обращению со свинцом и используем все системы сбора пыли Hepa, соответствующие требованиям безопасности свинца, чтобы обезопасить вас, вашу семью и наш рабочий персонал. Мы ожидаем, что наш продукт прослужит много лет, и с уверенностью подтверждаем наше мастерство гарантией.
Отделка шкафа
Отделка шкафа — одна из самых популярных тенденций ремонта и самый экономичный способ изменить внешний вид вашей кухни без затрат на замену шкафа. Чтобы получить опыт «отделки на уровне шкафа», мы имеем более чем 15-летний опыт перекраски шкафов до состояния новой отделки. Мы используем лучшее на рынке распылительное оборудование для тонкой отделки и используем новейшие высококачественные отделочные материалы, чтобы придать конечному продукту долговечную прочную отделку.
Чистовая отделка
От тонких работ по дереву до отделки лестниц мы можем предложить самую чистую отделку. Мы используем беспыльные шлифовальные инструменты Festool и вакуумные системы HEPA, чтобы уменьшить количество пыли и обеспечить высокое качество, а также лучшие красители и полиуретаны на рынке, чтобы обеспечить прекрасные результаты для самых взыскательных клиентов.
Ремонт
При выполнении внутренних или наружных работ ремонт неизбежен. Будь то явно сгнившая обшивка или область со скрытой проблемой, мы всегда исправим ее с первого раза. Легкие столярные работы, гипсокартон, большие повреждения стен и потолков, повреждения водой, трещины и гнилое дерево — все это ремонт, который мы очень удобно и можем выполнить.
Окрашивание настила
Настилы в Новой Англии довольно сильно пострадали, и после пары зим без обслуживания они могут выглядеть так, как будто их нужно заменить. Мы оцениваем состояние и советуем нашим клиентам лучший и наиболее экономичный способ вернуть этому внешнему пространству его первоначальную красоту, чтобы вы и ваша семья могли наслаждаться им так, как оно должно было быть. От очистки до полной реставрации, мы очень гордимся тем, что возвращаем к жизни эти часто заброшенные области дома.
Как работает наш технологический процесс
Мы тоже жители Новой Англии, поэтому понимаем, какие тяжелые последствия погодные условия наносят как снаружи, так и внутри помещений. Вот почему первым шагом в нашем процессе всегда является тщательная консультация с нашими клиентами. Будь то снаружи или внутри, мы уверены, что полностью понимаем ваше видение и планируем, чтобы знать, как лучше всего его достичь. Затем мы все обсудим с вами, прежде чем приступить к важной подготовке к проекту.
Как только ваше пространство будет должным образом защищено, а окрашиваемые поверхности должным образом подготовлены, начнется настоящая трансформация. Наша работа сделана, когда вы удовлетворены, а наша гарантия гарантирует, что вы будете довольны результатами в долгосрочной перспективе. Взгляните на нашу фотогалерею, и вы увидите, что Mystic Painting Co. является исключительной среди красочных компаний Массачусетса как по широте наших услуг, так и по квалификации наших сотрудников.
Предыдущий
Следующий
Когда вы будете готовы визуально преобразить свой дом внутри и снаружи, обратитесь к обученным специалистам Mystic Painting Co. Свяжитесь с нами через Интернет или по телефону 781-548-0110, чтобы записаться на бесплатную консультацию.
Леонардо да Винчи | Биография, искусство, картины, Мона Лиза, рисунки, изобретения, достижения и факты
Леонардо да Винчи: автопортрет
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 15 апреля 1452 г.
Италия
- Умер:
- 2 мая 1519 г. (67 лет)
Франция
(Юбилей через 2 дня)
- Известные работы:
- «Битва при Ангиари»
«Последний ужин»
«Леда»
«Мона Лиза»
«Портрет Джиневры де Бенчи»
«Св. Джером”
«Мадонна Бенуа»
«Дева скал»
«Трактат о живописи»
«Богоматерь с младенцем и святой Анной»
- Механизм/стиль:
- Раннее Возрождение
Ренессанс
- Предметы изучения:
- перспектива
пропорция
космология
механика
архитектура
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем известен Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи был художником и инженером, наиболее известным своими картинами, особенно Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (1495–98). Его рисунок Витрувианского человека (ок. 1490 г.) также стал культурной иконой. Леонардо иногда считают изобретателем танка, вертолета, парашюта и летательного аппарата, среди других транспортных средств и устройств, но более поздние ученые оспаривают такие утверждения. Тем не менее, записные книжки Леонардо свидетельствуют об остром уме, и его вклад в искусство, включая методы изображения пространства, трехмерных объектов и человеческой фигуры, невозможно переоценить.
Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый
Сколько существует картин Леонардо да Винчи?
Общий объем работ Леонардо да Винчи в живописи на самом деле довольно невелик; сохранилось менее 20 картин, которые можно определенно отнести к нему, и некоторые из них незакончены. Две из его самых важных работ — «Битва при Ангиари» и «Леда» , ни одна из которых не завершена, — сохранились только в копиях.
Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Живопись и графика
10 известных произведений Леонардо да Винчи
Узнайте, какие из сохранившихся произведений Леонардо да Винчи являются самыми известными.
Каким был Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи был описан как человек с добрым, но сдержанным характером и элегантной осанкой. Он был известен своей привередливостью в уходе за собой, аккуратной и подстриженной бородой в более позднем возрасте и одевался в яркую одежду в стиле, отвергающем современные обычаи. Писатель 16-го века Джорджо Вазари указывал, что Леонардо мало заботился о деньгах, но был очень щедр по отношению к своим друзьям и помощникам. У него был чрезвычайно пытливый ум, и он прилагал огромные усилия, чтобы стать эрудированным в языках, естественных науках, математике, философии и истории, среди других предметов. Записи в его записных книжках предполагают, что он мог быть вегетарианцем, а также есть предположения, что он мог быть геем.
Какой была семья Леонардо да Винчи?
Родители Леонардо да Винчи не были женаты на момент его рождения недалеко от небольшой деревни Винчи в Тоскане. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо никогда не был женат, но у него было много близких отношений с другими художниками и интеллектуалами, а также со своими помощниками.
Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество
У кого учился Леонардо?
Когда Леонардо было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио дель Поллайуоло, скульптора, художника, гравера и ювелира, который часто работал со своим братом Пьеро. В 1472 г. Леонардо был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 г.
Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество
Братья Поллайоло
Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Антонио дель Поллайоло и его брате Пьеро, в мастерской которого Леонардо да Винчи работал молодым подмастерьем.
Леонардо да Винчи , (итал. «Леонардо из Винчи») (родился 15 апреля 1452 года, Анкиано, недалеко от Винчи, Флорентийская республика [Италия] — умер 2 мая 1519 года, Клу [ныне Кло-Люсе], Франция ), итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чье мастерство и интеллект, возможно, больше, чем у любого другого деятеля, олицетворяли гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его Тайная вечеря (1495–1498) и Мона Лиза (ок. 1503–1519) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного поиска и механическую изобретательность, опередившие свое время на столетия.
Узнайте о жизни итальянского художника, архитектора, инженера и гуманиста Леонардо да Винчи
Посмотреть все видео к этой статье
Уникальная слава, которой Леонардо пользовался при жизни и которая, отфильтрованная исторической критикой, не потускнела до наших дней во многом основывается на его безграничном стремлении к знанию, которое руководило всем его мышлением и поведением. Художник по характеру и способностям, он считал свои глаза главным путем к познанию; Для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно одно сообщало факты опыта немедленно, правильно и достоверно. Отсюда каждое воспринятое явление становилось предметом познания, и saper vedere («умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применял свое творчество во всех областях, где используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел даже дальше этого. Он использовал свой превосходный интеллект, необычайную наблюдательность и мастерство в искусстве рисования для изучения самой природы, направление исследований, которое позволило процветать его двойным занятиям искусством и наукой.
Жизнь и творчество
Ранний период: Флоренция
Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где с ним обращались как с «законнорожденным» сыном, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока гораздо позже он не приобрел практические знания о нем самостоятельно. Он также не занимался высшей математикой — высшей геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда начал изучать ее с прилежным упорством.
Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года. Сохранилось великое множество великолепных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических зарисовок, например, насосов, боевого оружия, механических устройств, которые свидетельствуют о интересе Леонардо к техническим вопросам и его знании даже в начале его карьеры.
Викторина «Британника»
Кто написал самые дорогие картины в мире?
Первый миланский период (1482–1499)
В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — неожиданный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил свои первые значительные заказы от своего родной город Флоренция: незаконченное панно «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для капеллы св. Бернара в Палаццо делла Синьория, которая так и не была начата. То, что он отказался от обоих проектов, кажется, указывает на то, что у него были более серьезные причины покинуть Флоренцию. Может быть, довольно утонченный дух неоплатонизма, царивший во Флоренции Медичи, шел вразрез с ориентированным на опыт умом Леонардо и привлекала его более строгая, академическая атмосфера Милана. Более того, его, несомненно, привлекал блестящий двор герцога Людовико Сфорца и ожидавшие его там важные проекты.
Леонардо провел 17 лет в Милане, до падения Людовико от власти в 1499 году. Он числился в реестре королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящный, но сдержанный характер Леонардо и элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Пользуясь большим уважением, он был постоянно занят как живописец и скульптор, а также как оформитель придворных празднеств. С ним также часто консультировались в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидравликом и механиком. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества за этот период или за его жизнь в целом, то так и хочется назвать это грандиозной «неоконченной симфонией».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или так и не были выполнены.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Мадонна в скалах» , проектом, который привело к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного Зачатия, которое заказало его, и Леонардо; по неопределенным причинам этот юридический спор побудил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись 9. 0119 Тайная вечеря (1495–98) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (для более подробного анализа этого произведения см. ниже Тайная вечеря ). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассэ в миланском замке Сфорцеско.
В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, видимо, и был причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, воздвигнутая в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. В 1493 глиняная модель лошади была выставлена на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления для отливки колоссальной фигуры, которая должна была быть 16 футов (5 метров) в высоту. Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, вместо этого использовали для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен.