Гала в картинах Сальвадора Дали
В этой статье сделана подборка картин Сальвадора Дали, в которых, в том или ином образе, представлена супруга художника — незабвенная Елена Дмитриевна Дьяконова, более известная, как Гала.
Вообще, начиная с 1929 года, когда жизненные дороги Сальвадора и Галы пересеклись, чтобы в
дальнейшем уже не расходиться, в картинах каталонского художника очень сложно встретить иную натурщицу, кроме Галы — что лишний раз доказывает прочнейшую связь, существовавшую между этой
неординарной парой.
Мы не планируем собрать воедино все портреты Галы, сделанные рукой ее знаменитого супруга, ибо сделать это физически невозможно — но сосредоточимся на наиболее значимых работах. Итак, Гала Дали в
картинах Сальвадора!
Портрет Гала, написанный Сальвадором Дали в 1931-ом, действительно, самая первая дошедшая до нас работа Дали, где он изображает свою Градиву, Галатею, Музу, Оливетту и Белку — то есть, свою
возлюбленную супругу, известную нам, как Гала.
«Картиной» в полном смысле этого слова назвать «Портрет Гала» нельзя — учитывая крохотные размеры этого прямоугольника картона (13,9 Х 9,2 см). То есть, размеры этой вещи сопоставимы с габаритами
небольшой почтовой открытки, а собственно лицо Гала, занимающее крохотную часть этого небольшого пространства, и вовсе невооруженным глазом фактически не увидеть…читать полностью
Тонкая кожа, голубоватые жилки, пульсирующие под ней и вызывающие ощущение болезненности, темноватые круги под глазами, общее задумчивое и в то же время упрямое выражение украшенного длинноватым
носом лица — ты прямо чувствуешь, что эта нервная и нелицеприятная дама мучительно желает пробиться наверх и достичь подобающего ей положения — в то время (1932), напомню, дела с финансами у
семейства Дали были плохи.
Впрочем, Дали не был бы Дали, если бы не добавил сюда второй план. Из головы Гала прорастает, как видим, лавровое дерево — а это прямая отсылка к «Метаморфозам» Овидия, конкретнее — к
пересказанному им мифу о Дафне и Аполлоне. ..читать полностью
Картина «Портрет Галы» была написана Сальвадором Дали в 1933-м и сегодня принадлежит коллекции Музея Дали в Сент-Питерсберге (Флорида, США). Это одна из тех «мгновенных цветных фотографий», на
которые Сальвадор Дали был настоящий мастер!
Конечно, правильнее было бы назвать эту вещь не «Портрет Галы», а «Один из множества портретов Галы», ибо за 53 года совместной жизни Дали писал супругу более сотни раз в самых разных обличьях —
от языческой богини до Богородицы.
Это в полной мере относится и к «Портрету Галы». В 2018-ом году мне повезло увидеть эту вещь в оригинале, во время очень представительной выставки в Барселоне, всецело посвященной Гале — и я был
поражен тем, что «Портрет Галы», со множеством тщательно прописанных мельчайших деталей — это миниатюра!..читать полностью
«Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, удерживающими равновесие на ее плече» (1933) — один из тех шедевров молодого Сальвадора Дали,
которыми можно любоваться бесконечно!
Работая, Сальвадор Дали, по воспоминаниям близких к нему в то
время людей, часто пользовался увеличительными приборами, молодая рука его была крепка, а кисть — точна, как скальпель хирурга.
В полной мере все вышесказанное относится и к написанной маслом по дереву миниатюре «Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, сохраняющими равновесие на ее
плече» (1933)…читать полностью
В картине «Анжелюс Галы» супруге художника, Елене Дмитриевне Дьяконовой, доверена роль изображать сразу двух персонажей Милле — и мужчину, и женщину. Интересно, что Гала-мужчина усажена
художником на тачку, выступающим в картине Милле символом неустойчивых сексуальных отношений, а за спиной её на стене можно видеть работу Милле, претерпевшую сильное вторжение Дали: крестьяне не
стоят, как в оригинале, а сидят на той же тачке друг напротив друга (Гала напротив Галы) — причем, женщина-агрессор буквально-таки нависает над партнером, еще более напоминая хищную самку
богомола.
В протимвовес тревожному контексту далианской интерпретации картины Милле лицо Галы, напротив, безмятежно и излучает божественное спокойствие: Дали был бесконечно благодарен своей супруге за то,
что она избавила его от множества сексуальных комплексов, которыми он был одержим до встречи с ней.
Степень этой благодарности художника настолько велика, что он даже приукрасил безмятежный лик Гала, сделав супругу несколько более миловидной, чем в действительности, чего, в общем-то, никогда
себе не позволял…читать полностью
В работе «Портрет Галы в тюрбане» Сальвадор Дали намеренно пишет Галу на сплошном черном фоне — для того, чтобы ничто не отвлекало зрителя от созерцания единственной и главной героини холста —
Галы. Интересно отметить, что в пристальном и внимательном взгляде супруги художника чувствуется вся сила ее характера и готовность «перегрызть глотку» любому, кто посмеет обидеть её творческого
мужа.
Так, собственно и было в первые годы их совместеной жизни: творческий, непрактичный и ранимый Сальвадор, обуреваемый бесчисленным множеством самых разных комплексов, однозначно нуждался в опёке,
утешении и защите — и Гала вполне была в состоянии дать ему и первое, и второе, и третье, взамен требуя свободу и деньги. И это, надо отметить, был во всех отношениях чудесный бартер, скрепленный
искренними чувствами…читать полностью
И снова Гала, которой, как иногда может показаться, слишком много в его полотнах, однако дадим слово самому художнику: » Она — редчайшее из живущих созданий,
суперзвезда, которую, тем не менее, нельзя сравнить с Каллас или Гретой Гарбо: потому что всякий, если пожелает, может видеть их сколько угодно часто, Гала же — невидимое существо,
анти-эксгибиционистское по своей натуре».
Возможно, это нежелание супруги часто появляться на публике Дали и компенсировал постоянным введением ее в сюжеты своих картин. Картина была написана в США
в 1944-1945 г.г. В этот период Дали, по его собственным словам, впервые за всю свою жизнь понял, как нужно писать. Ежедневная работа над полотном по нескольку часов в день поглощала его
целиком.
Художник настолько был увлечен процессом, что в конце концов даже перестал обращать внимания на реплики Гала, обращенные к нему — слова ее просто пролетали мимо ушей «Божественного. » В то
время он мог внезапно подхватиться с постели посреди ночи — только потому, что, по его мнению, требовалось добавить какой-нибудь мельчайший штрих, упущенный им ранее. Поведение его в тот
период было отмечено всеми симптомами маниакальной одержимости и священного творческого безумия…читать полностью
«Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» — так полностью звучит название этой картины, написанной Сальвадором Дали в
1945-ом году, в период проживания в США.
Картина «Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело» демонстрирует замечательную способность Дали работать в разных жанрах одновременно, зачастую с легкостью смешивая их в пространстве
одной картины.
Так и здесь: классические элементы, явно навеянные работами итальянского Ренессанса, художники которого числились в главных кумирах Дали, соседствуют с излюбленным приемом Дали-сюрреалиста —
двойным образом.
Гала, нижняя часть тела которой закрыта прекрасно выписанной драпировкой (драпировки всегда были сильным местом Дали-живописца) представлена на холсте еще раз — на этот раз в виде сложной
архитектурной конструкции, состоящей из лестницы, башни и высоких колонн, подпирающих обширный купол с надстройкой, в которой баллюстрада террасы, как можно заметить, не что иное, как
трансформация изящной заколки в волосах Галы, инкрустированной жемчужинами.
Возвращаясь к хорошо проработанному в искусстве (и одному из своих любимых) греческому мифу о Леде и лебеде, Дали интерпретирует его с позиций своего
«ядерно-мистического» метода — именно поэтому ни один из элементов полотна не соприкасается с другим — все объекты парят, будто подвешенные в воздухе или находясь в состоянии невесомости.
Дали, подобно Леонардо, возращался к этой работе на протяжении нескольких лет. Работа над «Атомной Ледой» началась в бытность Дали в США, неподалеку от Монтеррея (Калифорния), в прибрежном
поселке, который и пейзажами, и светом, очень напоминал Дали обожаемые им и воспетые многократно в его полотнах Кадакес и мыс Креус.
Картина написана в соответствии с «божественной пропорцией» Луки Паччоли, однако, как известно, некоторые расчеты для полотна выполнил известный румынский
математик Матила Гика, знакомством с которым Дали гордился. Все ключевые элементы полотна вписаны в пентакль, центром которого выступает пупок супруги художника…читать полностью
«Мадонна Порт-Льигата» может и должна расцениваться как «повышение» Гала от статуса языческой богини (картина «Атомная Леда» до уровня, ни много ни мало — самой Богородицы!
За основу при написании своей Мадонны Дали взял знаменитый «Алтарь Монфельтро», — картину с изображением Богородицы в окружении ангелов и святых кисти Пьерро делла Франческо.
А дальше все просто. Переносим действие в бухту Порт-Льигата — такой вид открывается из окна мастерской Дали, всякий, кто посещал Дом-музей Дали в Порт-Льигате, узнает его сразу же). Придаем
Мадонне черты Галы…читать полностью
Еще один «ядерно-мистический» Дали — настоящее украшение Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
На картине идеализированное (если не сказать — ангельское) лицо Галы складывается воедино из сферических элементов, не соприкасающихся между собой, имеющих ось симметрии и уходящих в мастерски
исполненную Дали перспективу.
С полным, на мой взгляд, основанием, «Галатею со сферами» можно отнести к жанру «атомарного пуантилизма», поскольку для целостного восприятия лика Гала требуется определенное расстояние между
зрителем и холстом, как и в случае с работами собственно пуантилистов, да, собственно, и любых импрессионистов…читать полностью
Кстати, именно о фотографии в первую очередь и вспоминаешь, когда видишь эту картину: с такой скрупулезной точностью выписан лик Гала. У многих наших туристов сходу возникают сильные сомнения — а
живопись ли это вообще?
Не вклеил ли известный озорник и мистификатор Сальвадор Дали в свое полотно качественную фотографию супруги? Тем более, что коллажем с использованием фотографий при создании своих работ Дали,
(как и множество других художников двадцатого столетия) занимался еще в эпоху сюрреализма.
Развеем сомнения: «Портрет Галы с признаками оносороживания» не является коллажем. Это — живопись в чистом виде. Масло, холст, отточенная неустанным трудом техника — и большой талант. Но упомянул
я о фотографиии в связи с одним интересным моментом. В 60-хх г.г. громко заявило о себе такое направление в живописи, как фотореализм. В 70-хх оно трансформировалось в гиперреализм и вполне
процветает по сегодняшний день…читать полностью
Интересно отметить, что «Святая Елена в Порт-Льигате» — пожалуй, единственная картина Сальвадора Дали, где его возлюбленная супруга названа своим настоящим именем. Кем только не пришлось ей
быть в картинах мужа: Галой (имя-прозвище, под которым ее знали все), Градивой, Галатеей, Галариной, Ледой… В конце сороковых, когда Дали стал писать картины на религиозные темы, он и вовсе повысил жену до
статуса Богородицы. В картине «Гиперкубическое тело» Гала позировала для Марии Магдалины…
И лишь в небольшой, но замечательно написанной картина «Святая Елена в Порт-Льигате» Гала обрела, наконец, свое настоящее имя — то самое, которым была названа при рождении. Впоследствии Дали
использовал образ, созданный в «Святой Елене» еще раз — когда затеял писать монументальное полотно «Вселенский собор». Там она снова взяла на себя роль Богородицы — и, надо отметить, выглядит в
ней весьма убедительно…читать полностью
Дали с энтузиазмом взялся за работу, проявляя, как и всегда, чудеса трудолюбия и ловкости. Конец 50-хх — самый разгар ядерно-мистического периода Дали, когда никого уже не удивляло, что художник
повсеместно заявляет о себе как о «католике до мозга костей» и создает квазирелигиозные полотна, в которых отводит своей возлюбленной Гале роль, ни много ни мало — Богородицы.
Разумеется, присутствует она и здесь — на штандарте вверху слева, причем взятая Дали за основу иконография — это «Непорочное зачатие»! Зная весьма «свободный» образ жизни супруги художника,
остается только поражаться, как это Католическая церковь не отлучила Дали от благ своих за подобное святотатство.
Но не отлучила, и даже напротив: картина «Мадонна Порт-Льигата», где Гала впервые появляется в образе Пресвятой Богородицы, была, как известно, показана Сальвадором Дали самому Папе
Римскому — и заслужила одобрение Понтифика. Понятно, что после такого Дали сам черт был не брат, и жена художника быстро вжилась в новую для нее роль Девы Марии…читать полностью
Ступня Гала — стереоскопическая картина, написанная Сальвадором Дали в 1973-ем и ставшая очередным экспериментом каталонского художника в
области стереоскопии. В настоящий момент это полотно, состоящее из правой и левой половин, вместе с другими стереоскопическими опытами художника можно увидеть в Зале Оптических Иллюзий
в Театре-музее Сальвадора Дали в
Фигерасе.
Как и почему возник интерес Дали к «объемным картинкам»? Причин тому, на мой взгляд, несколько. Во-первых, к концу 60-х — а это время, когда были отмечены первые признаки новой
«болезни» — Дали сказал в живописи всё, что хотел и мог. При его свирепой трудоспособности многое из этого «всего» он сказал не единожды — и потому оказался в ситуцации близкого
тупика…читать полностью
Над картиной «Гала против света (Портрет Галы») Сальвадор Дали с перерывами работал с 1975-го по 1979-ый г.г. — однако образ жены
художника, запечатленный на холсте, в данном случае не соответствует хронологической действительности. Перед нами Гала середины-конца 60-хх, а не та маленькая и суровая старуха с заострившимися
чертами лица, в которую, в силу возраста, превратилась Гала десятилетием позже.
Я уделяю этому моменту внимание неспроста. Дело в том, что на экскурсиях я частенько рассказывают туристам о том, что, изображая супругу, Дали был всегда фотографически точен, и лучший способ
представить себе, как выглядела жена и муза Дали в тот или иной период времени — это ознакомиться в работами соответствующих лет.
Это действительно так, это работает — однако, как видим, не всегда. В середине 70-х Гала уже перевалило за восемьдесят, и никакие пластические вмешательства были не в состоянии скрыть абсолютно
неизбежной, увы, для каждого из нас аксиомы: человек рождается, растет, достигает зенита, а после в обязательном порядке стареет и умирает.
Изображая ненаглядную Галу более молодой, чем она была на самом деле, Сальвадор пытается спрятаться от мыслей о неизбежности её смерти, которая с каждым днем все ближе — и только. Художник
пытается обмануть время, в чем сложно винить человека, спаянного с Галой настолько прочными узами, давно превратившими Сальвадора и Галу в сиамских близнецов…читать полностью
Портрет Галы (1976) — небольшая (35 х 27 см), написанная маслом на медной пластине вещь Сальвадора Дали, которая в наши дни находится в
обширной коллекции Театра-музея
в Фигерасе.
В обширной галерее портретов супруги, созданных Сальвадором Дали за долгую творческую жизнь, это, пожалуй, самый «нелицеприятный» из всех. Здесь Гала выглядит такой, какой она, в сущности, и
являлась на момент написания этого портрета: суровой 80-летней старухой, весьма скептически взирающей на мир, от которого, тем не менее, она привыкла брать «всё» — причём, брать с жадностью,
достойной изумления.
Интересно, что при просмотре оригинала это ощущение многократно усиливается, поскольку вещь написана мастерски…читать полностью
САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ
125 лет назад в Казани родилась будущая Гала Дали — Реальное время
Общество
07:00, 08.09.2019
125 лет назад в Казани родилась будущая муза легендарного сюрреалиста
Вчера, 7 сентября, исполнилось 125 лет со дня рождения музы и жены испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали — Галы. Далеко не красавица, эта женщина, тем не менее, сводила с ума самых выдающихся мужчин своего времени. Благодаря чему скромной русской девушке удалось превратиться в фаворитку французского бомонда и почему ее лицо кажется красивым, несмотря на объективные недостатки, — в материале «Реального времени».
Роковая Галя
Гала, урожденная Елена Дмитриевна Дьяконова, впоследствии ставшая женой и музой Сальвадора Дали, родилась в Казани в 1894 году. Доподлинно неизвестно, была ли она дочерью мелкого чиновника Ивана Дьяконова или внебрачным ребенком богатого московского адвоката Дмитрия Гомберга, с которым ее мать открыто сошлась после 1905 года.
Зато историки утверждают, что мечтой девочки было сменить имя (мать и старшие братья с детства звали ее Галей) и жить в Париже среди поэтов и художников. Исполнению этой мечты в немалой степени способствовало то, что Елена, с отличием окончив одну из лучших московских гимназий (где она училась вместе с младшей сестрой Марины Цветаевой Анастасией), свободно говорила по-французски и по-немецки и превосходно разбиралась в живописи и литературе.
Когда девушка заболела туберкулезом, отчим отправил ее на лечение в Швейцарию. В Давосе она познакомилась с молодым французским поэтом Эженом Эмилем Полем Гренделем, который влюбился в нее с первого взгляда. Именно он и прозвал ее Гала (с ударением на последнем слоге), что в переводе с французского значит «праздник». В свою очередь Гала тоже придумала возлюбленному новое имя, известное сегодня всему миру — Поль Элюар. Через пять лет пара поженилась, и у них родилась дочь Сесиль.
Молодые супруги вошли в круг авангардных поэтов той поры и оба вели модную тогда свободную сексуальную жизнь. Любовниками Галы были художник Макс Эрнст, с которым пара около двух лет даже открыто жила втроем, а также многие друзья Элюара.
Гала сама соблазнила художника, который был младше нее на 10 лет, и сама сделала ему предложение. Фото istorik.net
«Гала-Чума», или «Жадная русская потаскуха»
Через 12 лет, в 1929 году, во время отдыха в Испании Элюар познакомился с Дали, к которому вскоре и ушла его жена. Причем Гала сама соблазнила художника, который был младше нее на 10 лет, и сама сделала ему предложение.
Гала стала для Дали не только музой и женой, но также нянькой, секретарем и менеджером. Она рекламировала его картины и платила газетным критикам, чтобы они создавали Дали нужный образ модного художника. За восемь лет пребывания в США к началу 1940-х Гала сделала из никому неизвестного художника мультимиллионера. Успеху способствовали многочисленные скандалы, которые устраивала пара, — с начала 30-х годов картины Дали раскупались уже через полчаса после открытия выставки. Известно, что однажды художник получил 29 тыс. франков за картину, которую еще не написал.
Свой брак Гала и Сальвадор Дали зарегистрировали 50 раз — в каждой стране, которую посещали во время путешествий. «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил художник о своей жене. Гале он посвятил картины «Атомная Леда», «Тайная вечеря», «Мадонна Порт-Льигата», «Христос-Гала» и многие другие.
На закате лет Гала стала заводить молодых любовников, которым дарила машины, дома, деньги и даже картины самого Дали. В средневековом замке, который подарил ей муж, Гала устраивала настоящие оргии. Ее называли «Гала-Чума», «алчная валькирия» и «жадная русская потаскуха».
Умерла Гала в 1982 году в возрасте 88 лет из-за перелома шейки бедра. После смерти жены Сальвадор Дали потерял вдохновение и уже не мог писать картины.
Фото figgery.com.ua
«Когда речь идет о харизматичной личности, обсуждать расстояние между глаз или длину носа не имеет смысла»
«Реальное время» попросило экспертов по красоте оценить привлекательность Галы.
Изольда Сахарова, президент общественной организации «Мисс Татарстан»
— Такие вопросы лучше задавать мужчинам. Тем не менее, когда речь идет о харизматичной личности, обсуждать расстояние между глаз или длину носа не имеет смысла. Потому что, во-первых, она притягательна и, соответственно, привлекательна именно благодаря силе своего обаяния. Независимо от того, какие у нее пропорции. Во-вторых, все каноны красоты, которые когда-либо существовали в человеческой истории, связаны опять же с харизматичными личностями своего времени. И моду на те или иные предпочтения формируют именно эти люди, становясь примером для подражания.
Сальвадор Дали вдохновился образом Галы, значит, было чем. Так, эта женщина, наша землячка, внесла огромный вклад в развитие живописи и мировой культуры в целом. Конечно же, это была яркая харизматичная личность, к которой нельзя применять общепринятые стандарты.
Стандарты — вообще неблагодарная тема. Вы же знаете, были эксперименты, когда вычисляли формулу идеального лица — брали глаза от одного образа, соединяли с идеальным носом другого образа и так далее, и в результате получался урод. Поэтому подходить к красоте с такими мерками в принципе нельзя.
Да, есть какие-то стереотипы, но это только стереотипы, не более. Сегодня Ирина Шейк, завтра другое имя. И для разной аудитории это могут быть совершенно разные образы. Все зависит от личности, которая так или иначе транслирует свое видение мира на аудиторию. История ведома. Появился в 1960-е подростково-мальчишеский образ Твигги, и он стал историей после тотальной женственности нью-лук 1950-х.
Сальвадор Дали. Явление трех изображений Галы. 1945 г. Репродукция dali-art.ru
Требования, необходимые для профессии модели, — это одна история (это могут быть совершенно разные типажи, главное, это модельные параметры, а для рекламной съемки — чтобы лицо было интересным, с изюминкой). Женская красота же, хотя и согласующаяся с модельной тема, но все-таки несколько иное.
Лицо Галы интересно хотя бы потому, что его рисовал Дали. А на эти картины хочется смотреть, они интересны. Такие образы вне моды и вне конкурса.
Екатерина Борисова, дизайнер одежды
— С точки зрения женской красоты все спорно, кто-то любит арбуз, кому-то милее свиной хрящик. Гала, несомненно, понимала, что физическая красота — не самый большой ее козырь, и поэтому развивала свои внутренние качества, так называемую харизму. Хотя девушка, конечно, была ухоженная.
А что в ней было красивого? Небольшие глубоко посаженные глаза, недостаточно четкий овал лица, нос большой, подбородок не мягкий. Фигура — адекватная той эпохе: не Мадонна, но и не рубенсовская дама с распущенными формами. Ну, женщина и женщина. С точки зрения канонов женской красоты, к какому бы времени они ни принадлежали, ее нельзя назвать красавицей. Но ее внутренняя сила и ее умение облечь свои недостатки в достоинства свидетельствуют о недюжинном уме. Есть чему поучиться у нее в этом смысле.
Ее образ на картинах, конечно, преувеличенный в лучшую сторону, ведь Дали смотрел на нее влюбленным взглядом. А на фото — просто неплохо сложенная женщина без каких-либо выдающихся особенностей.
Лично мне Гала безумно нравится как непревзойденный пиарщик и маркетолог, как человек, который смог создать такой бренд, как Сальвадор Дали.
Если говорить об идеалах красоты сегодняшнего дня, мне как дизайнеру одежды импонируют спортивные, сухие, отточенные формы. Если и не топ-стандарт 90-60-90, то близкие к нему размерные признаки. Хотя с точки зрения психологии я разделяю ориентацию на принятие себя в любом виде, в любой форме.
Сальвадор Дали. Галарина. 1945 г. Репродукция wikimedia.org
Что касается лица, то я утверждаю, что никакой моды на пухлые губы (или увеличение других частей женского тела) сейчас нет. В Европе — в Париже, Лондоне — вы такого не увидите. Это есть в Америке, в Латинской Америке, в Москве, в Казани. Откуда? Я думаю, это ярко выраженный расчет на сексуальную озабоченность. Это нужно женщинам, которые нуждаются почему-то в подтверждении своей женской привлекательности, которые считают, что без этого они неполноценны. Мода на рыбьи рты не присуща ни моделям, ни актрисам высокого уровня. Пусть меня простят все те, кто это делает, ничего личного.
Чисто выбритые подмышки, поджарые бедра и умные глаза
А вот так писали о красоте Галы ее современники.
Анастасия Цветаева:
«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими». (Цит. по mir-dali.ru/gala.html)
Сальвадор Дали:
«В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?… Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки… Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того… Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантных женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой…». (Из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».)
В статье использованы материалы публикации Николая Кофырина
Александра Романова
ОбществоИсторияКультура Город Казань
лучших картин и портретов Гала Дали
ГАЛА САЛЬВАДОРА ДАЛИ: ЕГО МУЗА, ЕГО ЛЮБИМАЯ, ЕГО ВСЕ
Гала Дали была женой Сальвадора Дали. Это была его муза, его вдохновение, его бизнес-менеджер и дилер. Она была интригующей женщиной, которую многие называли надменной, амбициозной, агрессивной, властолюбивой и беспорядочной. А еще она была элегантной, умной, независимой, утонченной и интуитивной.
Сальвадор Дали и Гала провели вместе 53 года, с момента знакомства в Кадакесе в 1929 лет, до своей смерти в 1982 году также в Кадакесе. Дали рисовал ее бесчисленное количество раз, а ее лицо и тело вошли в историю. Но она оставалась загадочным персонажем, который предпочитал оставаться в тени и работать за кулисами, чтобы помочь Дали стать легендой.
Подробнее о Гале вы можете узнать из биографии Галы, которую мы опубликовали в нашем блоге. Но в сегодняшнем посте мы рассмотрим самые известные картины Гала Сальвадора Дали, углубимся в их смысл и через них немного лучше узнаем Галу и ее роль в жизни и карьере Дали.
Top Гала-картины Сальвадора Дали:
Императорский монумент Девочке-женщине (1929)
Начнем наш список картин Гала с самого первого появления Гала в работах Дали. Летом 1929 года Сальвадор Дали и Гала встретились в Кадакесе, где художник проводил каникулы и принимал гостей из Парижа. Хотя Гала приехала с мужем, поэтом Полем Элюаром, Гала и Дали полюбили друг друга.
Эта картина была начата во время короткого периода, когда Гала и Элюар вернулись в Париж, а Дали направился в свой родной город Фигерас, прежде чем присоединиться к Гале в Париже, чтобы наконец быть вместе. Картина не завершена, и она символизирует то, как Гала поможет ему изгнать его ужасы и страхи, но также станет причиной того, что его семья отвергнет его.
ПОСМОТРЕТЬ В : Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia (Мадрид, Испания)
Кровоточащие розы (1930)
Гала была диагностирована с миомой матки, которая часто вызывает сильные менструальные кровотечения и боли. Из-за этого ей фактически сделали гистерэктомию в 1936 году. На этой картине розы, расположенные почти как женские репродуктивные органы, являются одновременно символом любви и страсти, а также страдания. Тень мужчины, возможно, самого Дали, наблюдает за женщиной вдалеке.
СОБЕРИТЕ НАШУ ЭКСКУРСИИ САЛЬВАДОРА ДАЛИ ИЗ БАРСЕЛОНЫ
ПОСМОТРЕТЬ В : Coleccion de Arte Abanca (Галисия, Испания) – экспозиция зависит от текущих временных художественных выставок.
Ангелус Гала (1935)
Дали был одержим «Ангелюсом» Милле, которого он воспроизводил во многих своих произведениях и для которых придумывал искаженные интерпретации. Одна из них, например, идея о том, что женщина на картине напоминает ему религиозного богомола, собирающегося сожрать своего самца после совокупления. И это связано с сексуальными страхами Сальвадора Дали и агрессивной сексуальностью Галы.
Жена Дали на этой картине появляется дважды: одна Гала сидит спиной к нам, другая — лицом к ней. Картина Ангелуса висит на стене на заднем плане.
ПОСМОТРЕТЬ В : MOMA (Нью-Йорк, США)
Злая дама: муза Сальвадора Дали
Gala Salvador Dalí: Собственная комната в Púbol
РАСПРОДАЖА
За каждым великим мужчиной: забытые женщины, стоящие за. ..
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)
Мы видим здесь Галу обнаженной и спящей, затем пчела жужжит вокруг граната, который лопнул в рыбу-скупион, из пасти которой вырастают два рыкающих тигра и штык, которые вот-вот разбудят ее. Эта похожая на сон сцена отсылает нас к теориям Фрейда, которым дорожит сюрреализм и которые легли в основу параноико-критического метода Дали.
НЕ ПРОПУСТИТЕ НАШ ТУР ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ДАЛИ И ПОСЕТИТЕ GALA & DALI HOUSES!
ПОСМОТРЕТЬ В : Museo Nacional Thyssen-Bornemisza (Мадрид, Испания)
Портрет Галарины (1945)
Муза Рафаэля, великого художника итальянского Ренессанса, получила прозвище Форнарина, потому что была дочерью «форнайо», пекаря. Тогда Дали решил, что его женой будет его собственная «Галарина». Это очень реалистичный портрет: на одном ногте Галы виден облупившийся лак. Сам Дали говорил, что если слишком долго смотреть на этот портрет, то он пугается. Эта картина также была символически связана с корзиной хлеба Сальвадора Дали, потому что скрещенные руки Галы выглядят как плетение корзины, а хлеб Галы освещает картину так же, как хлеб на другой картине.
ПОСМОТРЕТЬ В : Teatre Museu Dali (Фигерас, Каталония, Испания)
Atomic Leda (1949)
Согласно греческой мифологии, Леда была царицей, приглянувшейся Зевсу. Но поскольку она отказала ему оставаться верным ее мужу, Зевс переоделся лебедем и в конце концов соблазнил ее. От их союза она снесла два яйца, и в каждом яйце было по два близнеца. В одном яйце два близнеца мужского пола, в другом две самки. Из каждой пары близнецов один был смертным, а другой бессмертным. Дали явно был очарован этой историей и отождествлял себя с бессмертным мужчиной-близнецом, а Гала — с бессмертной женщиной.
ПОСЕТИТЕ ЖИРОНУ И ФИГЕРАС ЗА ОДИН ДЕНЬ С ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ ДАЛИ
Смертные близнецы в сознании Дали представляли покойного младшего брата Дали (умершего до своей смерти) и… его сестру Анну-Марию. На этой картине Гала предстает обнаженной, парящей в пространстве и являющейся объектом желания лебедя.
ПОСМОТРЕТЬ В : Театр-музей Дали (Фигерас, Каталония, Испания)
РАСПРОДАЖА
Дали: Les Diners De Gala
РАСПРОДАЖА
Дали: Вина Гала
РАСПРОДАЖА
Жизнь муз: девять женщин и художницы…
Мадонна Портльигат (1949 и 1950)
Есть две версии Мадонны Портльигат, обе изображают Галу как Деву Марию из Портльлигата, небольшой бухты недалеко от Кадакеса (Испания), где Дали и Гала проводили несколько месяцев в году. Ее окружает атомизированная конструкция, напоминающая церковную арку, на заднем плане виднеется пейзаж скалистого побережья Портльлигата, а вокруг Гала Дали появляется несколько морских объектов — ракушки, морские ежи. .. Еще над Галой плавает маленькое яйцо. — символ жизни и смерти.
Свою первую версию Сальвадор Дали представил Папе Пию XII, и Папа одобрил ее.
ПОСМОТРЕТЬ ВЕРСИЮ 1949 ГОДА В : Университет Маркетте (Милуоки, Висконсин, США)
СМОТРЕТЬ ВЕРСИЮ 1950 ГОДА В : Художественный музей Фукуока (Фукуока, Япония)
Гал чай сфер (1952)
Снова Гала представлена как мифологический персонаж, на этот раз нимфа Галатея, которую хочет соблазнить отвратительный киплоп, но вместо этого она влюблена в пастуха. Сальвадор Дали был очарован концепцией атомов, мимимишных частиц материи, известных науке в его время. Таким образом, он представляет Галу, раздробленную на маленькие сферы, каждая из которых является частью Галы, но когда их видят вместе, они объединяются, чтобы стать портретом Галатеи/Галы.
См. Все наши туры по Сальвадору Дали из Барселоны
См. Это в : Teatre Museu Dali (Figueres, Catalonia, Испания)
Открытие Америки Кристофером Колумбусом (1958–59)
5
Каравелла прибывает к американскому побережью, и Христофор Колумб спускается с нее со знаменем святого, чье лицо — лицо Галы. Также есть монах, стоящий на коленях и держащий распятие, что можно интерпретировать как самого Сальвадора Дали.
Когда Дали писал его, группа историков утверждала, что Хритофор Колумб был испанцем или каталонцем, а не итальянцем, что художника заинтриговало. Жена Сальвадора Дали также предложила им переехать в США, когда разразилась Вторая мировая война, и именно Гала привела его к успеху в Штатах.
ПОСМОТРЕТЬ В : Дали (Санкт-Петербург, Флорида, США)
Портрет Галы Дали, смотрящей на Средиземное море, который с расстояния 20 метров превращается в портрет Авраама Линкольна (1976)
В последние годы жизни Сальвадор Дали интересовался оптическими эффектами. Эта завораживающая картина представляет собой двойное изображение. Если смотреть не слишком далеко, мы видим Галу обнаженной, смотрящей на средиземноморский закат через пикселизированное окно. Но если смотреть с расстояния 20 метров (или через линзу), картина превращается в гигантский портрет Авраама Линкольна. Дали смешивает здесь свой интерес к новым технологиям (в данном случае компьютерным изображениям) с политическим заявлением против расизма (Линкольн был президентом, запретившим рабство).
У НАС ЛУЧШИЕ ЧАСТНЫЕ ГИДЫ В БАРСЕЛОНЕ
ПОСМОТРИТЕ В : Театр-музей Дали (Фигерас, Каталония, Испания)
Дали приподнимает кожу Средиземного моря, чтобы показать гала-концерт «Рождение Венеры» (1978)
Дали также изучает, как заставить мозг видеть трехмерные изображения, которые появляются на его картинах. Он создает две картины, которые очень похожи друг на друга, но между ними есть небольшие различия. Затем поместите угловые зеркала между ними: зритель должен приблизиться к углу зеркал и посмотреть вперед, один глаз увидит отражение в одном зеркале, а другой глаз увидит отражение другой картины. Затем мозг смешивает оба изображения, создавая трехмерный эффект в сознании зрителя. На этой картине мы видим постаревшего Дали, поднимающего морскую гладь, чтобы показать Гале, представленной как юная девушка, которая никогда не стареет, рождение Венеры.
Гигантское изображение Венеры — это, конечно, снова Гала Дали.
ПОСМОТРЕТЬ В : Teatre Museu Dali (Фигерас, Каталония, Испания)
Какие ваши любимые картины жены Сальвадора Дали?
Значок Facebook
Значок LinkedIn
Иконка Ютуб
Иконка Пинтерест
Значок Instagram
БИОГРАФИЯ АВТОРА
Марта — основатель ForeverBarcelona. Она страстный гид, любит Барселону и любит писать. Она является основным автором нашего блога и стремится делиться своими знаниями о Барселоне и своими лучшими советами с нашими читателями.
ПОИСКИ ПОЕЗДКИ ОТНИМАЮТ ВРЕМЯ…
Нужно больше вдохновения?
Наша 100% БЕСПЛАТНАЯ коллекция «Барселона» предоставит вам все необходимое для организации поездки в Барселону на всю жизнь.
ЛУЧШИЕ СОВЕТЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ!
Последнее обновление от 07 мая 2023 г. / Партнерские ссылки / Изображения из Amazon Product Advertising API
Жизнь Галы Дали была не совсем сюрреалистичной, но довольно странной
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Сальвадор Дали «Гала Плацидия. Галатея сфер» 1952 года, моделью и музой которого была его жена Гала Дали. На новой выставке в Барселоне Гала исследуется как человек, желающий играть эти роли, но также и как человек, стремящийся проложить свой собственный путь художника. Кредит… Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018
БАРСЕЛОНА, Испания — В 1969 году художник-сюрреалист Сальвадор Дали подарил своей жене, уроженке России Гале, заброшенный замок. Она приветствовала его щедрость, но также установила правила для своего нового дома в Пуболе, деревне в Каталонии.
Гала оговорила, что ее муж может посетить замок только в том случае, если он получил письменное приглашение. «Сентиментальная суровость и отстраненность — как показывает невротическая церемония куртуазной любви — усиливают страсть», — позже писал уступчивый Дали.
Замок в Пуболе, Испания, где жила Гала Дали. Ее муж не был допущен к визиту без письменного приглашения. Credit… Fundación Gala-Salvador Dalí, Figueres
Своеобразный ритуал посещения, заказанный Галой, является хорошо известным анекдотом. Но многое другое в жизни, амбициях и желаниях Галы остается неясным или противоречивым, что, вероятно, объясняет, почему только в этом месяце музей посвятил ей полную выставку, хотя она разделяла — и формировала — жизни несколько ключевых художников сюрреалистического движения. Выставка «Гала Сальвадор Дали. Собственная комната в Пуболе», продлится до 14 октября в Национальном художественном музее Каталонии в Барселоне.
Шоу представляет Галу как девушку, желающую играть второстепенную роль музы и модели, но также стремящуюся проложить свой собственный путь художника. Гала «всегда чувствовала себя более комфортно в тени, но, как и Дали, она также хотела однажды стать легендой», — сказал Монтсе Агер, директор музеев фонда Гала-Сальвадор Дали, который был одним из организаторов шоу.
Первая версия картины Дали «Мадонна из Портльигат» 1949 года, на которой Гала изображена как мать Христа. Фото… Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018
У Галы, урожденной Елены Ивановны Дьяконовой в Казани, Россия, в 1894 году, был отчим, который читал ей стихи Михаила Лермонтова и знакомил ее с другими великими русскими писателями. Семья переехала в Москву, где жили комфортно и вращались в интеллигентных кругах, но, когда в 17 лет Гала заболела с подозрением на туберкулез, ее отправили лечиться в санаторий в Швейцарию.
Там она встретила и влюбилась в молодого француза по имени Эжен Эмиль Поль Гриндель, который не был уверен, станет ли он писателем. Гала поддержала его, и он продолжил публиковать стихи под именем Поля Элюара. Сегодня Элюара помнят как одного из основателей сюрреалистического движения.
Вернувшись в Россию, Гала снова проявила свою целеустремленность. Она убедила своих родителей позволить ей пересечь раздираемую войной Европу в Париж, а также уговорила родителей Элюара позволить ей переехать в их семейный дом с их сыном. Пара поженилась в 1917 году.
Дали создал «Гала» в 1931 году, в том же году, когда он нарисовал увядающие часы, пожалуй, своей самой известной работы «Постоянство памяти». Кредит… Сальвадор Дали, Фонд Гала-Сальвадор Дали, VEGAP, Барселона, 2018
Наряду с Элюаром Гала приняла сюрреалистическое движение — во многих смыслах. У нее был роман с Максом Эрнстом, который ее тоже рисовал. Она была близким другом Рене Кревеля и Рене Шара — двух ведущих французских писателей-сюрреалистов. Она также служила моделью для Ман Рэя, американского художника и фотографа. Однако ее отношения с некоторыми другими выдающимися сюрреалистами часто были напряженными, особенно с французским писателем Андре Бретоном и с испанским кинорежиссером Луисом Бунюэлем.
В 1929 году Элюары отправились в Испанию и посетили подающего надежды художника по имени Сальвадор Дали. Влюбленная Гала оставила Элюара и их дочь, чтобы присоединиться к Дали в его рыбацком доме недалеко от города Кадакес.
Дали и Гала поженились в 1934 году. За пять десятилетий Дали сделал сотни рисунков и картин Галы, изображая свою многогранную жену в образе Мадонны, эротической фигуры или темной и загадочной женщины. Дали также начал подписывать несколько картин «Гала Сальвадор Дали», демонстрируя крепкую связь пары. Но нет никаких доказательств того, что Гала когда-либо пользовался кистью или рассказывал Дали, как сочинять свои работы.
Гала была моделью для лежащей обнаженной фигуры в «За секунду до пробуждения от сна, спровоцированного полетом пчелы вокруг граната» 1944 года. Кредит … Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018
Гала любила читать карты Таро, но она также была сообразительной деловой женщиной, которая знала, как привлечь галеристов, удерживая Дали подальше от людей, которым она не доверяла. В дневниковой записи 1939 года писательница Анаис Нин рассказала, как Гала давала ей и другим людям определенные задания, чтобы помочь своему мужу во время их совместного пребывания в доме Карес Кросби, американского мецената. Таланты Галы как публициста не остались незамеченными: Джорджио де Кирико, итальянский художник, попросил ее стать и его агентом.
Гала не только восхищалась, но и вызывала смесь страха и восхищения. В обществе, где доминировали мужчины, она также нашла немного союзников среди женщин. Американский коллекционер произведений искусства Пегги Гуггенхайм в своих мемуарах описала Галу как «красивого», но «слишком искусственного, чтобы вызывать сочувствие». Другие называли ее «жадницей денег», — сказала Эстрелла де Диего, профессор истории искусства в Университете Комплутенсе в Мадриде и куратор выставки в Барселоне. Но если Галой двигали деньги, спросила г-жа де Диего, то почему она отказалась от признанного Элюара и парижского гламура ради Дали, молодого художника, живущего в деревне?
Гала в шляпе-туфле, созданной для нее итальянским дизайнером Эльзой Скиапарелли. Кредит… Андре Кайе/Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018
Выставка в Барселоне вызывает столько же вопросов, сколько и ответов. Некоторые из 315 выставленных предметов происходят из замка Пуболь, в том числе часть одежды, которая также сделала Галу иконой моды, которую одевали такие люди, как Кристиан Диор и Эльза Скиапарелли , итальянский дизайнер, который сделал знаменитую шляпу для Гала в форме туфля на высоком каблуке. По словам г-жи де Диего, когда Дали состарились, их отношения стали более напряженными, и они изо всех сил пытались противостоять смерти. Гала умерла в 1982 и была похоронена в Пуболе, в склепе, спроектированном ее мужем в виде шахматной доски. (Дали построил свою гробницу рядом с ее могилой, но через два года он покинул Пуболь, получив ранение во время пожара, охватившего его спальню в замке. Вместо этого он был похоронен в 1989 году в своем собственном музее в своем родном городе Фигерас.)
Выставка показывает, как Гала нашла свое место в сюрреалистическом движении, которое в противном случае не оставляло места для женщин. Г-жа де Диего отметила, что Бретон, лидер группы, даже постановил, что художница-сюрреалистка не может также быть матерью.
Тем не менее, Гала посетила несколько воссоединений группы, приняла участие в их совместных сеансах рисования и других сюрреалистических экспериментах, а также создала несколько собственных сюрреалистических объектов, хотя сохранились только их фотографии. На выставке также представлены несколько фотографий ее работы с Дали над такими проектами, как «Сон о Венере» — ранний пример художественной инсталляции, которую он сделал для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году.
Дали «Портрет Гала с двумя отбивными» Балансирует на ее плече» примерно в то время, когда пара поженилась в 19 лет.34.Credit…Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Barcelona, 2018
Гала также преследовала свою любовь к литературе. Поэт Кревель писал о том, что Гала готовит роман, но он так и не был опубликован и не было найдено ни одной рукописи, хотя дневник, в котором она писала о своем детстве в России, был обнаружен в замке Пуболь.
Гала хотел, чтобы замок был «местом тишины и ностальгии, предназначенным для дамы, ищущей свою потерянную русскую молодость», — сказал Хорди Артигас и Кадена, координатор проекта Фонда Гала-Сальвадор Дали.