Рубрики
Популярное

Стиль рококо во франции: «Рококó» — происхождение и значение слова

Архитектурный стиль рококо | Фасадный декор из пенопласта — Архитек

Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715—1723 гг.) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Этот стиль стал отражением светской культуры королевского двора, образа мышления французской аристократии, стремившейся создать собственный идиллический мир. Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения, изысканность, утонченность. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Основное внимание обращалось на эротические и мифологические сюжеты в украшении комнат и зданий, детализированность декора. Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. Стиль рококо в архитектуре стал более легким, игривым, чем предшествующее барокко. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Декорирование строилось на асимметрии, вариативности членений плоскостей, перегруженности деталями. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий.

 

 

Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г

Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Колонны выполняют эстетические функции, они становятся уже, меняют свои пропорциональные размеры в отношении к габаритам здания. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. По краю крыш создают балюстрады, для которых характерны фигурные балясины, постаменты с вазами или статуями. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.

 

 

Амалиенбург под Мюнхеном. «Охотничий домик» курфюрстины Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским архитектором Ф. Кювилье 18 в. /em>

В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. В те времена очень популярными были художники — квадратуристы, которые специализировались на создании подобных изображений. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Стены дворцов украшали также городскими пейзажами, особенно популярными были виды Венеции, изображенные реалистически точно. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Переняв от барокко плавность форм, по своей философской сути рококо стал противоположностью этого стиля, изменив его монументальности и масштабности, заменив их тонкостью, изящностью, приблизив его к человеку. В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей.

 

 

Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец. Акварель Э.П. Гау. 19 в.

Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку больше применялся для оформления интерьеров, где стиль рококо в своем стремлении к легкости, стремился видоизменить пространство, увеличить его с помощью больших окон, зеркал, масштабных и перспективных росписей на стенах и потолках. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг.).

 

 

Малый Трианон в Версале, фасад здания. Архитектор Габриэль Жак Анж. 18 в.

 

 

 

Интерьер помещений Малого Трианона в Версале. Архитектор Габриэль.

Наивысшее развитие рококо в архитектуре получил в Баварии, Австрии, куда он попал из Франции, где в основном использовался для оформления интерьеров и достиг своей вершины при Людовике XV. В Германии стиль рококо называли также «Perückenstil», это название произошло от напудренных париков — характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.

 

 

Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман. 1743-1772 гг.

В Англии рококо больше проявлялся в прикладном искусстве, например в инкрустации мебели и производстве серебряных изделий, здесь были известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы которых соответствует этому стилю. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с элементами барокко — Версальский дворец, Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в Баварии — Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.

 

 

Дворец Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg) — летняя резиденция для прусских королей. Был построен в 1699 г. королем Пруссии Фридрихом I для своей супруги Софии Шарлоты. Здание подвергалось перестройке: в 1701-1707 гг. (архитектор Э. фон Гёте), в 1740-1743 гг. (архитектор Т.В. фон Кнобельсдорф). Дворец был отреставрирован после войны.

Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще до конца века.

Автор текста: Марина Калабухова

Рококо в архитектуре: элементы, особенности, примеры

Рококо в архитектуре проявилось, как новый стиль, из высокого барокко. Драматичность и  религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый в высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали определяющими? Исследуем их на примерах Франции, Италии, Германии, Англии и России.

Содержание

Предпосылки рококо в архитектуре

Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.

Дом аристократа XVIII века. Камерная гостиная в стиле рококо

  • Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
  • мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
  • панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —

всё это представляет стиль рококо или позднего барокко.

Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, стиль выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.

Основные элементы в рококо архитектуре

Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный», которое связано с декором парковых гротов и павильонов.  

Основные элементы стиля рококо в архитектуре

  • Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
  • Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.
  • В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
  • Цветовая гамма: белая, золотая и светлая пастель.
  • Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
  • Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.

Рококо в архитектуре Франции

По мнению французского историка и теоретика искусства Луи Откёра (1884-1973) «стиль рококо происходил не только из определённой системы орнамента, но и из новой органической архитектурной концепции, которая выражалась в по-новому организованных плоскостях». (Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 150) Рококо — оригинальное французское изобретение.

После роскоши «большого стиля» времени правления Людовика XIV, скончавшегося в 1715 году, искусство переместилось из дворцовых пространств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. В эпоху Просвещения отношение к стилю рококо было весьма критичное, но он сохранял свои позиции в придворном аристократическом искусстве вплоть до конца XVIII столетия.

Рококо в Версале

В 1735 году Людовиг XV решил переделать несколько комнат Версаля в новом стиле. Одна из них была королевской спальней, фото деталей которой ниже.

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Примеры стиля рококо в архитектуре Парижа

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны в сравнении с предыдущим стилем.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление величия и важности — на стремление к большей камерности и театральности. Хозяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были женщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.

Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат и зданий. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay. Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам, показал, что стиль рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере. Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным храмом San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенный в Риме, Сан Карло был спроектирован известным архитектором высокого барокко Борромини.

Стиль рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться архитектурными работами Франческо Борромини. Его изогнутая пластика и оригинальность деталей в значительной степени оказали влияние на архитекторов того периода, таких как Филиппо Юварра (Filippo Juvarra).

Итальянский рококо появился с дизайном Испанской лестницы (1721—1725) или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti.

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Рассмотрев внимательнее лучшие примеры итальянского рококо, мы убеждаемся, что направление развивалось самостоятельно параллельно с французским и получило более значительное распространение, чем на своей родине.

Виллы Пьемонта

Загородные резиденции правящей династии Савойского дома в Пьемонте (северо-западная часть Италии) с 1997 года находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники Всемирного наследия.

Большой зал дворца Ступиниджи — лучший пример итальянского рококо. Король Сицилии и Сардинии Витторио-Амедео II Савойский поручил архитектору Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и закончилось в 1731 году, но оформление интерьеров продолжалось с перерывами в 1735—1737 годах. Для создания чувства утончённости и фривольности архитектор использовал расписанные антаблемы (перекрытия) и кофферы. Коффер (англ. coffer) — ряд утопленных дверных филенок квадратной, прямоугольной или других форм, создающих оптическую иллюзию перетекания.

Пример рококо в архитектуре Италии: большой зал дворца Ступиниджи

Другим примером рококо в Италии является Большая галлерея королевского дворца Венариа Реале (Venaria Reale), иногда называемого Версалем Италии. Гениальным решением архитектора Филиппо Юварра (Filippo Juvarra), который занимался созданием этой галереи во время перестройки дворца, стало проектирование многочисленных окон: 44 больших и 22 маленьких. Они буквально заливают светом всю галерею. Пышная отделка элементами декора на окнах, потолке и двух экседрах (полукруглых глубоких нишах у входа) и зеркала создают впечатление вариативности и динамичности.

Большая галлерея (Gran Galleria) королевского дворца Venaria Reale Источник: https://italy4.me/piemonte/torino/reggia-di-venaria-reale.html

Помещение впечатляет своими размерами: длина галереи составляет 80 метров, ширина – 12 метров, высота сводов – 15 метров. Контраст мраморного пола, выложенного чёрно-белой плиткой в шахматном порядке, с белоснежными стенами и сводами выгодно подчёркивает воздушность пространства и гармонию пропорций.

Дворец Пианетти

Шедевр итальянского рококо построен около 1781 по проекту Кардоло Марии Пианетти. Сейчас здесь находится Муниципальная художественная галерея. В его стенах на верхнем этаже представлены лепные рельефы поэтов, музыкантов и ученых. На нижнем этаже представлены барельефы и картины в стиле рококо. Galleria degli Stucchi имеет длину около 70 метров (чуть меньше Зеркального Зала Версаля) и заканчивается восьмиугольной комнатой. Скульптурные элементы прекрасно сбалансированы с изобразительными.

La Galleria degli Stucchi (Rococò)

Эти примеры показывают, что рококо в архитектуре Франции и Италии развивались независимо друг от друга. После мощи и силы барокко вкусы светского общества качнулись в сторону изящества и тонкости.

Рококо архитектура Германии

Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, архитектура рококо надолго обосновалась в других странах. Причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Германии. Какие же самые показательные?

Королевская резиденция Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания рококо. Направление, возникшее в Пруссии во времена правления Фридриха II (Великого), получило название фридерицианское или фридриховское рококо. Дворец возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля архитектором Кнобельсдорфом. Для монарха это был «маленький виноградарский домик», место уединения, а не демонстрации силы и власти. В нём Фридрих II собрал любимые картины, скульптуры, книги. Он проводил здесь дни с конца апреля по октябрь без женщин, со своими собаками и лошадьми.

Дворец Сан Суси в Постдаме

Продолговатое одноэтажное здание, с характерными большими окнами, имеет искусную балюстраду, расположенную по всей длине карниза. В центре спланирован овальный зал, выступающий на фасаде полукружием увенчанным куполом. Влияние французской эстетики было определяющим. Однако заметно воздействие несколько тяжеловесного немецкого барокко.

Парадный двор, окруженный колоннадой, благодаря лестницам-террасам плавно переходит в парк. Изящная простота резиденции отражает характерный для прусского императора философский взгляд на вопрос жизни и смерти. До начала строительства дворца он распорядился разместить на верхней терассе место для его захоронения.

«Только когда я буду здесь, я буду без забот», — сказал однажды Фридрих, указывая на погребальную камеру.

Надпись Sans Souci (фр. без забот) на цоколе дворца значит именно то, что имел в виду король-архитектор, философ, музыкант. Но об этом забыли и трактуют слова, как желание жить в развлечениях и без обязанностей.

Sans Souci. (Без забот) Рококо в архитектуре Германии

Заметим, что единственным развлечением, которому предавался монарх во дворце — это были вечерние концерты, где он играл партию флейты и для которых иногда сам писал музыку.

Adolph Menzel — Flötenkonzert Friedrichs des Großen in Sanssouci — Адольф Менцель — Концерт Фридриха Великого для флейты в Сан-Суси

Другой работой фон Кнобельсдорфа был Рейнсбергский дворец в 100 км от Берлина. Средневековый замок в ренессансном стиле был реконструирован архитектором в стиле фридриховского рококо.

Зал Shell в замке Рейнсберг. Schloss Rheinsberg. Во время Второй мировой войны замок был местом хранения художественный ценностей дворца Сан Суси. Источник: https://www. spsg.de/schloesser-gaerten/objekt/schloss-rheinsberg/

Постдамский городской дворец был также перестроен во вкусе Фридриха. Полностью разрушенный в 1945 году заново отстроен в 2014.

Иоганн Фридрих Мейер. Картина 1773 г.: Городской дворец в Потсдаме, Германия, вид со стороны сада

Стиль рококо в Англии

В отличие от французского рококо или итальянского, в Англии стиль развивали ремесленники и дизайнеры, а не архитекторы. Направление было популярно около сорока лет с 1730 по 1770 год. Английский рококо выделяется более реалистичными природными мотивами и использовался в интерьерах.

Замок Паудерэм

Замок Паудэрем (Powderham) в XVIII и XIX веках был в значительной степени перестроен, в основном архитектором Джеймсом Уайеттом. В стиле рококо переоформили Большой зал с впечатляющей лестницей из красного дерева. Орнамент состоит из таких элементов, как завитки, напоминающие латинские буквы S и C, птицы, животные, цветы, фрукты и листья.

Замок Паудерхэм — Лестничный зал, Южный Девон / Англия

Музыкальный зал в Норфолк-хаус

Герцог Норфолка в 1756 году решил сделать подарок своей жене Марии и в своём лондонском доме переделал музыкальный зал в соответствии с планом итальянского архитектора Джованни Баттиста Борра. Впоследствии белоснежная комната, украшенная позолоченной резьбой по дереву, была перенесена в музей Виктории и Альберта. Сейчас в самом доме находятся офисы с совершенно иным оформлением, и только этот зал сохранён.

Зеркало в Музыкальном зале Дома Норфорлка

Церковь Грэйт Уитли (Great Witley)

Ещё одним из самых известных примеров рококо архитектуры в Англии является церковь Great Witley. Кирпичный экстерьер церкви вовсе не готовит человека к его великолепному интерьеру. Внутреннее убранство — это торжество позолоченных украшений и множества картин Антонио Беллуччи. Десять мозаичных окон работы мастера Джошуа Прайса ( Joshua Price) демонстрируют сцены из Нового Завета.
Интерьер церкви вовсе не был задуман таким. Во время завершения здания около 1735 года внутренне убранство представляло из себя простой плоский потолок и стены, прозрачные стеклянные окна.

Great Witley Church экстерьер и интерьер

В 1747 году храм полностью реконструировали. Сделали новый вогнутый потолок и пригласили Белуччи расписать маслом сцены вознесения. Простые окна заменили на витражные. Потолочные и облицовочные формы сделали из папье-маше.

Елизаветинское рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Рассмотрим наиболее типичные примеры для архитектуры рококо в России XVIII века.

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русского рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе.

Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо, что привело к возникновению особого направления стиля — русского рококо, которое отличается монументальностью, мощью, масштабностью.

Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль.

Екатерининский дворец

Летняя резиденция русских царей расположена в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга.  Дворец был построен в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I под руководством немецкого архитектора И. Ф. Браунштейна.

В 1752 году императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I, поручила знаменитому итальянскому мастеру Франческо Бартоломео Растрелли расширить и обустроить резиденцию, переоформив ее в духе рококо. 30 июля 1756 года 325-метровый дворец был представлен потрясенным российским вельможам и иностранным гостям.

Екатерининский дворец стал эталоном красоты для многих поколений, настоящим апофеозом архитектуры как искусства прекрасного. Растрелли, непревзойденный мастер рококо, смог оформить протяжный массив дворца настолько изящно, что каждый из его элементов превратился в отдельное художественное произведение. Более 100 килограммов золота потребовалось для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные стильные «окружности».

Особое впечатление производит цветовая гамма фасадов, сочетание золотого, ярко-голубого и белого цветов. Вписана в контур восточного крыла Домовая церковь, увенчанная изящными золотыми куполами, довершает силуэт шедевра.

Восстановленная Янтарная комната Екатерининского дворца в Царском селе

Интерьеры дворца столь же замечательные, как и его фасады. Среди них наибольшую популярность приобрела Янтарная комната, которая исчезла во время Второй мировой войны, а ныне — восстановлена ​​в первоначальном виде.  Позже интерьер дворца был обновлён в нео-палладианском стиле.

Рококо в архитектуре Большого дворца в Петергофе

По желанию императрицы Растрелли перестроил по модели Версальского Большой дворец в Петергофе (1745—52 гг). Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Парадная лестница Большого дворца. Аллегория Весны и Лета. Пример Екатерининского рококо.

Елизаветинское рококо в Зимнем дворце

Здание дворца (пятое) было построено в 1754—1762 годах. Главный дворец императорской России призван был прославить могущество империи. Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую». Фасад Зимнего дворца с его украшением в виде скульптур и роскошной лепнины на фронтонах является барочным.

К. А. Ухтомский. Парадная лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Акварель. 1866. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Шедевр архитектуры Елизаветинского рококо.

Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, и строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. Сейчас внутри дворец выглядит как сочетание барокко и неоклассицизма. От интерьера в стиле Елизаветинского рококо сохранились только Иорданская лестница и Большая церковь.

Барокко и рококо: сравнение

Барокко приходит после ренессанса, но предшествует рококо — оно начинается в Риме, перемещается во Францию ​​и развивается в уникальный французский стиль, и только затем превращается в рококо.

Стиль барокко базируется на идее строгого классицизма эпохи Возрождения. Однако, само название «барокко» происходит от жемчужины неправильной формы и символизирует некое отклонение от этой нормы. Стиль привлекает зрителя через драму и движение.

Итальянский барокко стремится вызвать благоговение перед церковью своей монументальностью. Французский барокко стремится вызвать чувство благоговения перед абсолютизмом Короля-Солнца, Людовика XIV и его абсолютной власти. Рококо является реакцией на строгую формальность барокко.

Можно сказать, что стиль барокко завершается «вечеринкой» — технически яркой, но без глубокой мысли и драмы. Рококо не подражает античности, Древнему Риму или Древней Греции. Впервые, со времен Возрождения, разрабатывается дизайн, не основанный на классической идее. Рококо является уникальным французским стилем. 

Название рококо происходит от комбинации слов rocaille (камешки) и ​​coquille (ракушки). Стиль прославляет досуг высшего класса, веселье и комфорт. Его характеристики в основном проявляются в интерьерах, где мы находим асимметричный криволинейный орнамент, который черпает вдохновенье от матери-природы. Плавные изгибы больше не несут за собой серьезной барочной базы. Монументальность и масштабность тоже уходит.

Пример рококо в архитектуре. Hotel de Soubise, Париж. Интерьеры Жермена Боффрана, около 1735–1740 годов

Барокко – СИММЕТРИЯ, базируется на античности и четких геометрических пропорциях, сложная структура(планировка), драма, монументальность, динамика, роскошь.

Рококко – АССИМЕТРИЯ, НЕ базируется на античности, но вдохновляется природными линиями и изгибами, поверхностность, эмоциональность, меньший масштаб, роскошь.

Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.

Автор: Jelena Shilyaevа M.A. in History of Art, University of Glasgow

Вам нравиться стиль рококо в архитектуре? Хотели бы Вы жить в комнате с рокайлевским интерьером? Напишите в комментариях свои мысли по этому поводу.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях.

Стиль рококо – введение · V&A

Рококо был, пожалуй, самым бунтарским из стилей дизайна. Часто описываемый как окончательное выражение движения барокко, он был исключительно декоративным и театральным — стиль без правил. По сравнению с порядком, утонченностью и серьезностью классического стиля рококо считалось поверхностным, дегенеративным и нелогичным.

Рококо впервые появился во Франции в 1720-х и 30-х годах как стиль, разработанный ремесленниками и дизайнерами, а не архитекторами, что объясняет, почему он встречается в основном в мебели, серебре и керамике.

Рококо получил свое название от французского слова rocaille, что означает скала или разбитая раковина – природные мотивы, которые часто составляли часть узоров, наряду с рыбами и другими морскими украшениями. Лист аканта ( Acanthus mollis ), или, скорее, сильно стилизованная его версия, также был фирменным мотивом. Еще одной ключевой особенностью дизайна является изогнутый асимметричный орнамент, форма которого часто напоминает буквы «S» и «C», а одна половина рисунка не соответствует другой.

Слева направо: письменный шкаф, вероятно, Михаэль Киммель, 1750–1755 гг., Дрезден, Германия. Музей №. В.63-1977. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Ваза, фарфоровая фабрика Челси, ок. 1758–1768 гг. 828-1882. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Рококо процветало в английском дизайне между 1740 и 1770 годами. Впервые оно появилось в Англии в серебре и орнаментальной гравюре в 1730-х годах, когда ключевую роль в его развитии сыграли художники-иммигранты и ремесленники, в том числе беженцы-гугеноты из Франции, такие как Поль де Ламери. распространение.

Слева направо: Корзина, Поль де Ламери, 1742–1743 гг., Лондон, Англия, серебро. Музей №. М.6-2001. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Камерный подсвечник, Поль Креспин, 1744 – 45, Лондон, серебро. Музей №. М.2-1980. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Большое значение имела также Академия Сент-Мартинс-Лейн, известная сегодня как Королевская академия художеств, которая была организована в 1735 году художником Уильямом Хогартом (1697–1764) из кружка художников и дизайнеров, собравшихся в кофейне Слотера на верхнем этаже. конец Сент-Мартинс-лейн, Лондон. Этот художественный набор, в который входили, среди прочего, книжный иллюстратор Юбер-Франсуа Гравело (169 г.9 — 1773) и художник Андиен де Клерман (умер в 1783 г.), а уроки рисования, которые они проводили в академии, оказали большое влияние на введение и продвижение стиля рококо в Англии.

Эскиз интерьера в стиле рококо работы Джона Линнелла, около 1755 г., Англия. Музей №. Е. 263-1929. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Многие считали, что нации не хватает дизайна и необходимых навыков, чтобы конкурировать с импортными французскими товарами, что привело к инициативам по улучшению стандартов дизайна в те годы, когда рококо был в ходу в Великобритании. С 1742 года дизайнеры мебели и краснодеревщики Матиас Лок и Генри Копленд опубликовали серию гравюр, на которых была представлена ​​​​характерно британская форма завитков в стиле рококо. Этот стиль получил широкое распространение в резьбе по дереву и других декоративных работах и ​​впоследствии доминировал в британском стиле рококо до середины 1760-х годов. Впервые в Британии большинство гравюр имели оригинальный дизайн, а не копии континентального производства. Тем не менее, британские дизайнеры продолжали подражать современным французским изделиям из серебра, фарфора и мебели, которые производились в верхней части рынка.

Слева направо: оттиски из «Новой книги украшений с двенадцатью листами», Матиас Лок и Генри Копленд, 1752 год, Лондон, Англия. № музея Е.2809-1886 и Е.2810-1886. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В 1740-х и 1750-х годах в Англии было опубликовано множество сборников орнаментов в стиле рококо, выпущенных Локком и Коплендом. Их популярность обусловлена ​​сложными и неправильными трехмерными формами стиля рококо и его упором на разнообразие и изобретательность, что предъявляло высокие требования к навыкам проектирования и моделирования британских мастеров. Эти проекты были в основном предназначены для мастеров и дизайнеров и оказали огромное влияние на распространение стиля рококо. Вместо того, чтобы копировать весь дизайн, резчики по дереву черпали их для вдохновения, вырезали и добавляли свои собственные идеи.

Самый влиятельный отдельный набор оттисков выкроек был выпущен в виде сборника дизайнов мебели. Директор Томаса Чиппендейла Старшего «Джентльмен и краснодеревщик» был опубликован сначала частями, а затем в виде сборника в 1754 году. Эта книга открыла новые горизонты, став источником дизайнерских идей и сборником образцов для потенциальных клиентов. Выкройки оказали наибольшее влияние на мелких производителей мебели, в основном за пределами Лондона.

Откройте для себя выбор принтов с узорами из Директора джентльменов и краснодеревщиков в нашем слайд-шоу ниже:

Изображение заголовка: Эскиз рамы в морской тематике, пластина № 187 в книге «Директор джентльмена и краснодеревщика» Томаса Чиппендейла, издание 1762 года, Лондон. Музей №. 2594. © Музей Виктории и Альберта, Лондон,

.

Франция 18-го века — Рококо и Ватто

Франция 18-го века — Рококо и Ватто

Обзор

В 1715 году французы впервые за семьдесят два года приветствовали нового короля. Людовик XV, пятилетний мальчик, стал преемником своего прадеда Людовика XIV, Короля-Солнце, который сделал Францию ​​выдающейся державой в Европе. В течение следующих восьми лет племянник покойного короля, герцог Орлеанский, правил страной в качестве регента. Его аппетит к красоте и живости был хорошо известен, и он отказался от благочестия, навязанного Людовиком XIV в Версале. Франция отказалась от имперских устремлений, чтобы сосредоточиться на более личных и приятных занятиях. По мере того как политическая жизнь и личная мораль ослабевали, изменения отражались в новом стиле в искусстве, который был интимным, декоративным и часто эротичным.

Стиль рококо

Стремление Людовика XIV прославить свое достоинство и величие Франции было хорошо удовлетворено монументальными и формальными качествами большей части французского искусства семнадцатого века. Но члены следующего двора стали украшать свои элегантные дома более легкой и изящной манерой. Этот новый стиль известен с прошлого века как «рококо», от французского слова rocaille , обозначающего украшение сада из камней и ракушек. Впервые появившись в декоративно-прикладном искусстве, рококо подчеркивал пастельные тона, извилистые изгибы и узоры на основе цветов, лозы и ракушек. Художники обращались от высокопарных слов к чувственным поверхностным удовольствиям цвета и света, от тяжелых религиозных и исторических сюжетов — хотя они никогда полностью не игнорировались — к более интимным мифологическим сценам, видам повседневной жизни и портретной живописи. Точно так же скульпторы все чаще применяли свои навыки к небольшим работам для оценки частных покровителей.

После Джан Лоренцо Бернини , Людовик XIV , c. 1700 г., бронза, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1943.4.87

1 из 11

Антуан Ватто и Галантный праздник

сердечный подход и пристальное наблюдение — Антуан Ватто объединил их в нечто новое.

Родившийся недалеко от фламандской границы, Ватто находился под влиянием тщательно описанных сцен повседневной жизни, популярных в Голландии и Фландрии. Приехав в Париж в 1702 году, он сначала зарабатывал на жизнь копированием этих жанровых картин, содержащих нравоучительные послания, не всегда до конца понятные французским коллекционерам. Он работал у художника театральных сцен и познакомился с итальянским комедия дель арте и ее французские подражатели. Стандартные персонажи этих широко нарисованных импровизированных комедий часто появляются на картинах Ватто, а мир театра вдохновлял его смешивать реальное и воображаемое в загадочных сценах. Благодаря работе с модным декоратором в стиле рококо Ватто в конечном итоге привлек внимание покровителей и известных художников. Он начал обучение в официальной Королевской академии живописи и скульптуры, членство в которой было необходимо для выполнения важных поручений, и получил доступ к новым коллекциям произведений искусства, собираемым аристократами и представителями растущей буржуазии. Под влиянием своего изучения Рубенса и художников венецианского Возрождения Ватто разработал свободную, деликатную технику рисования и вкус к теплым, мерцающим цветам.

В 1717 году «шедевр» Ватто, представленный для поступления в Академию, был принят как «галантный праздник». В этой новой категории Академия признала новизну его работы. Немедленная популярность этих садовых сцен, в которых аристократические молодые пары встречаются в любовных занятиях, показывает, насколько хорошо fête galante соответствовал духу поиска удовольствий начала восемнадцатого века. Гравюры сделали сюжеты и манеру Ватто широко известными. Хотя лирическая тайна его собственных работ оставалась уникальной, другие художники, специализировавшиеся на fête galante , особенно Патер и Ланкре, также пользовались международной популярностью.

Антуан Ватто , французский, 1684–1721, Галантный праздник с сокольниками , ок. 1711-1712, красный мел по графиту на верже, Дар Нила и Ивана Филлипсов, 1988.1.1

2 из 11

Церера, римская богиня урожая, окружена знаками летнего зодиака: Близнецы, Рак, и Лео. Это одна из четырех картин времен года в мифологических одеждах, которые Ватто написал для дома Пьера Кроза. Никто из остальных не выживает.

Ватто некоторое время жил в доме Кроза, изучая впечатляющую коллекцию произведений искусства богатого банкира, особенно работы Веронезе. Мерцающая яркость и живые пастельные тона Цереры отражают влияние венецианской художницы и смягчают ее крупную фигуру и формальную позу.

Ватто, вероятно, был представлен Кроза Шарлем де Ла Фоссом, известным художником и признанным членом Академии, и вполне вероятно, что Ватто написал Цереру по эскизам, сделанным художником старшего возраста. Их сотрудничество стоит на переходе между монументальными формами предыдущего века и рококо.

Антуан Ватто , Франция, 1684 — 1721, Церера (Лето) , ок. 1717/1718, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.50

3 из 11

Труппа популярной итальянской комедии ( commedia dell’arte ) собирается на сцене, возможно, на занавесе. В центре неуклюже стоит уязвимая фигура Пьеро, простодушного камердинера и неудачливого любовника, который был самым человечным из стандартных персонажей комедии. Скарамуш, хвастун, представляет его, в то время как другие персонажи общаются вокруг странно неподвижного Пьеро.

Блестящий рисовальщик, Ватто часто рисовал друзей в театральных костюмах. Возможно, здесь нарисованы их лица, а не лица актеров. Было высказано предположение, что фигуры иллюстрируют переход от юности слева к старости справа или что меланхоличный Ватто видел себя в грустном Пьеро. Намерение Ватто состояло в том, чтобы вызвать настроение, а не просто описать сцену, и его величайшие картины, такие как эта, остаются загадочными и странно острыми.

Итальянские комики была одной из последних работ Ватто. Большую часть своей жизни он путешествовал в 1719 году в Англию для лечения у модного врача Роберта Мида. Эта картина, вероятно, была платой доктору. К сожалению, вскоре после этого Ватто умер от туберкулеза, ему не было и тридцати семи лет.

Антуан Ватто , Франция, 1684–1721, Итальянские комедианты , вероятно, 1720, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.9

4 из 11 9000 3

В этом пышном парке элегантные молодые аристократы флиртуйте, танцуйте и вступайте в интимную беседу, у каждой пары есть «эпизод» в процессе ухаживания. Их анекдотический характер делает картины Патера менее двусмысленными, чем загадочные работы Ватто, которые современник критиковал как «бессюжетные».

Патер учился у Ватто, который признался, что был нетерпеливым мастером, и взял на себя его заказы после его смерти. Преследуемый страхом бедности, Патер работал непрестанно, но также довольно механически, повторно используя группы фигур и мотивы от одной картины к другой. Он был принят Академией как художник «современных сюжетов», и более шестисот из его galantes сохранились до наших дней.

Несколько поз на этой картине и незаконченная картина Патера На террасе можно проследить до фламандского художника семнадцатого века Питера Пауля Рубенса, чьи работы можно было увидеть в Париже в 1700-х годах. Темное платье женщины справа, модное в предыдущем столетии, и садовая скульптура Венеры, подчеркивающая направленность картины на любовь, также отражают его влияние. Но Патер, в соответствии со вкусами рококо, усовершенствовал массивные фигуры Рубенса. Они собраны в изящные группы, их тонкие шелка окрашены прохладными пудровыми красками, нанесенными перистыми мазками.

Жан-Батист Жозеф Патер , французский, 1695-1736, Fête Champêtre , c. 1730 г., холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.19

5 из 11

Будучи молодым художником, Буше гравировал работы Ватто для публикации. Гравюры, подобные его, часто с добавлением стихов, распространили стиль рококо по всей Европе. Сам Буше стал самым модным художником Франции под покровительством мадам де Помпадур, могущественной фаворитки Людовика XV, чьи утонченные вкусы влияли на французское искусство в течение двух десятилетий. Возможно, именно муж или брат женщины на этой картине познакомил молодого художника со своим будущим покровителем.

Из более чем тысячи картин, созданных Буше, только около двадцати являются портретами. Современники отмечали, что художнику было трудно уловить сходство, что в 1700-х годах считалось менее серьезным для женских портретов, чем для мужских, поскольку лесть могла заменить правдивость. Бледные цвета, богатые ткани и деревенский оттенок соломенной шляпы типичны для стиля Буше. В нем запечатлено изящество изнеженного образа жизни, в котором, как отмечал современник, «нам действительно нечего делать, кроме как искать приятных ощущений и чувств».

Франсуа Буше , Франция, 1703–1770, Мадам Бержере , возможно, 1766, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1946.7.3

6 из 11 9000 3

Из художников, последовавших за Ватто, Ланкре был самым талантливым и изобретательным. Скорее соперник, чем подражатель, он был принят в Академию как художник galantes , но также создавал исторические и религиозные картины — и портреты, особенно актеров и танцоров.

В этом вдохновенном гибриде Ланкре изобразил такой портрет в элегантном саду праздничного торжества . Словно в центре внимания, знаменитая танцовщица Ла Камарго разделяет па-де-де со своим партнером Лавалем. Их обрамляет пышная листва, которая словно вторит их движениям. Мари-Куппи де Камарго (1710–1770) широко хвалили за ее чуткий музыкальный слух, воздушность и силу. Вольтер сравнивал ее прыжки с нимфами. Мода и прически были названы в ее честь, и ее реальный вклад в танец был значительным. Она первой укоротила юбки, чтобы можно было в полной мере оценить сложные шаги, и некоторые думают, что она изобрела туфли с носками.

Николя Ланкре , Франция, 1690 — 1743, Танцы Ла Камарго , c. 1730 г., холст, масло, Коллекция Эндрю В. Меллона, 1937.1.89

7 из 11

Любовное письмо было заказано самой мадам де Помпадур. Любовница короля заказала его и сопутствующую картину для своего замка в Бельвю, где они, вероятно, висели над дверными проемами, встроенными в изогнутые овальные рамы. Позже по углам были добавлены куски холста, чтобы сделать эту картину прямоугольной.

Сцена представляет собой пасторальную идиллию. Юные «пастушки» носят тонкие шелка, и современный зритель понял бы эротическое обещание в демонстрации розовых пальцев на ногах. Идеализированные видения деревенской жизни были обычным явлением на сцене и в реальных маскарадах. Дени Дидро, пренебрегая легкомыслием сцен Буше, жаловался: «Неужели я никогда не избавлюсь от этих проклятых пасторальей?» Тем не менее энциклопедист, который был влиятельным критиком, также оценил великолепие картины Буше, в которой запечатлены светящиеся цвета раковин, бабочек и полированных камней — предметов, которые художник собирал, чтобы скопировать их хрупкую радужность.

Франсуа Буше , французский, 1703–1770, «Любовное письмо» , 1750, холст, масло, коллекция Timken, 1960.6.3

8 из 11

В этой сцене Диана, девственная богиня охоты, крадется сквозь лунный свет, чтобы поцеловать спящего пастуха Эндимиона, которому боги даровали вечный сон, чтобы сохранить его красоту и молодость. Диана и Эндимион был написан, когда Фрагонар был еще студентом Академии и находился под сильным влиянием Буше, который был его учителем. Это была одна из нескольких мифологических виньеток, действие которых происходило в разное время дня; на другом изображена восходящая Аврора (Рассвет). Обе композиции, написанные как украшения над дверью, были основаны на рисунках, которые Буше сделал для гобеленов Бове. Несмотря на сходство с работами старшего художника, Диана и Эндимион уже демонстрируют важные элементы того, что станет собственным стилем Фрагонара: насыщенные цвета и плавное обращение с краской.

Жан-Оноре Фрагонар , француз, 1732 — 1806, Диана и Эндимион , ок. 1753/1756, холст, масло, коллекция Timken, 1960.6.2

9 из 11

Костюмы и обстановка здесь предполагают маскарад, возможно, в Венеции. Однако, как и изображенное элегантное и загадочное трио, картина остается загадочной. Его приписывали многим разным художникам, совсем недавно Ле Лоррену, малоизвестному художнику, который провел девять лет в Италии и был известен прежде всего как «художник руин». Ле Лоррен также проектировал интерьеры, мебель (в том числе неоклассическую сюиту на портрете Греза в коллекции Галереи) и декорации для публичных зрелищ (например, коронации Людовика XV). Морозные цвета и холодный, резкий свет на этой картине кажутся похожими на другие работы Ле Лоррена, но для сравнения существует несколько его работ. В конце концов он принял приглашение Екатерины Великой возглавить Академию художеств в Санкт-Петербурге и умер там всего через несколько месяцев после прибытия.

Луи-Жозеф Ле Лоррен , Франция, 1715 — 1759, Три фигуры, одетые для маскарада , ок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *