история народного промысла описание и фото
Главное
Гжель — это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и
керамических изделий. Также Гжель – это название местности, где возник и развивался
промысел: деревни и поселки, образующие так называемый «Гжельский куст», в развитии
которых большое значение играла старообрядческая культура. Гжельский промысел –
один из самых старых в России, ему почти 800 лет. Гжель является прародителем
большинства фарфоровых производств России. Характерная бело-голубая гжельская
роспись — одна из самых узнаваемых среди изделий российских народных промыслов,
символ культурного наследия России.
История
Впервые о Гжели стало известно в 1328 году: Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну. Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов». В Гжели не было крепостного права, местные жители занимались только керамическим ремеслом.
Около 1800 года братья Куликовы нашли секрет белой фаянсовой массы, и с тех пор в Гжели началось развития фаянсового и фарфорового промысла; его расцвет пришелся на первую половину XIX века. Сначала гжельский фарфор был многоцветным, но постепенно в нем начинает доминировать сине-кобальтовый цвет, а в сюжетах — стилизованные букеты цветов.
В конце XIX века Гжельские промыслы приходят в упадок, а после революции большинство предприятий закрылось. Восстановление началось в 40-е годы XX века. На месте разрушенного производства возродился настоящий аутентичный Гжельский промысел.
Состояние
В гжельском фарфоре используют единственную краску, тем не менее, роспись играет многими оттенками синего. Это достигается тем, что рисунок наносится так называемой мазковой техникой, когда при разных нажимах кисти получается разная толщина наносимой кобальтовой краски, которая после обжига приобретает разную степень прозрачности. Узор наносится черным кобальтом, который становится синим после обжига. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, что делает ее более глубокой, многослойной Любимый узор гжельских мастеров — роза.
Впечатления
В Гжельском регионе существует несколько крупных предприятий — ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», ЗАО «Объединение Гжель», Гжельский экспериментальный керамический завод. Они не только производят знаменитый гжельский фарфор, но и организуют мастер-классы, экскурсии на производство; большой популярностью пользуются магазины при предприятиях. Изготовлением фарфоровых изделий в традициях Гжели также занимается много небольших мастерских, в которых каждое изделие оригинально. Гжельский фарфор можно приобрести в многочисленных сувенирных магазинах.
{{objectCandidate. short_description}}
| |
Привязан к брендам:
|
Автор описания: {{objectCandidate.author}}
Сайт: {{objectCandidate. site}}
Координаты:
|
|
|
|
Объекты
{{object.name}}
Комментарии для сайта Cackle
Гжельская керамика
Гжель — это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.
Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Михайлович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».
На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом — кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.
Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.
%photoalbum album(7887)%
Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.
В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.
Фарфоровые изделия в Россию стали привозить со второй половины XVI века из Европы и Китая. Технологии производства фарфора у нас тогда еще не было, хотя поиск подходящих глин велся уже с начала XVII столетия, в том числе и в Гжели. Для налаживания выпуска собственного фарфора по велению российского Императорского двора в Санкт-Петербурге была открыта «Порцелиновая мануфактура». Первые опыты были не слишком удачными, но потом за дело взялся Дмитрий Иванович Виноградов, сподвижник Ломоносова и около 1747 года ему удалось, наконец, составить рецептуру фарфоровой массы и разработать способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Этот успех послужил толчком для развития фарфорового производства в России, начали открываться новые заводы, технология производства совершенствовалась. Не могли остаться в стороне от новых перспектив и гжельские умельцы. Они устраивались на ближайшие предприятия, перенимали технологии производства и вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет, благо, подходящей глины для таких экспериментов было вокруг предостаточно. Известно, что первым производство фарфора в Гжели начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет фарфоровой технологии распространился по всей Гжели. Производство фарфора к середине XIX века достигло наивысшего расцвета, когда в Гжели работало уже более семидесяти фарфорово-фаянсовых фабрик и более 40 живописных заведений.
%photoalbum album(7891)%
В конце XIX века Гжель переживает очередной период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах и Риге. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Однако, в середине 40-х годов XX века, когда наша страна оправлялась от тяжелых последствий войны, на одном из оставшихся небольших предприятий по производству бытового фарфора, Турыгинском заводе художественной керамики, художница Наталия Ивановна Бессарабова занялась возрождением старых традиций. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приёмам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями»: когда кобальтовую краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого.
%photoalbum album(7896)%
%photoalbum album(7901)%
В 1972 году Турыгинский завод был преобразован в Производственное объединение «Гжель», ставшее впоследствии основным предприятием в Гжели по выпуску художественного фарфора. В 1978 году Наталия Ивановна Бессарабова, совместно с другими художницами объединения — Людмилой Павловной Азаровой, Татьяной Сергеевной Дунашовой, Зинаидой Васильевной Окуловой, за создание высокохудожественных керамических изделий была удостоена Государственной премии имени Репина.
%photoalbum album(7903)%
70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.
На рубеже 1980-1990-х годов вторым по значимости и старейшим в гжельском регионе заводом по выпуску художественного и технического фарфора заслуженно считался ОАО «Гжельский завод Электроизолятор». Его цех по выпуску изделий народного художественного промысла Гжель теперь снова является самостоятельным предприятием и носит имя «Гжельский фарфоровый завод». Всю свою длительную и славную историю завод является одним из творческих центров промысла. В разное время на нем трудились и трудятся такие известные мастера, как А. А. Рогов, В. Г. Розанов, заслуженный художник РФ Т.Д. Федоровская, Е.А. Ванюшкина, В.Е. Сидоренко, Л.А. Чернов, В.М. Лисневский, А.В. Рыженок, В.А. Растяпин, Т.А. Сивова (Рогова), Ю.И. Гуляев. Художники предприятия внесли новое прочтение в пейзажную и сюжетную роспись, расширили ассортимент традиционных изделий декора стола и оформления помещений, активно используют в росписи не только основную подглазурную кобальтовую технику, но и надглазурные краски, поддерживая и развивая одно из старейших направлений оформления гжельских изделий – цветное декорирование.
%photoalbum album(7908)%
В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью.
Полезная литература:
«Искусство Гжели», Р.Р. Мусина , 1985 г. Изд-во «Знание».
«Марки российского фарфора (1744-1917)», Р.Р. Мусина, 1995 г. Изд-во «Знание».
«Кузнецовы. Династия. Семейное дело», Е. Галкина, Р. Мусина, 2005 г. Изд-во Галерея «Времена года».
«История художественной керамики», З.С. Федорова, Р.Р. Мусина, 2010. Изд-во «МГХПУ им. Строганова».
«Российская традиционная керамика», Р.Р. Мусина, 2011 г. Изд-во «Интербук-бизнес».
«Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора», Б.А. Кузнецов, 2014 г. Изд-во «Галлея принт».
Чтобы узнать больше об истории гжельского народного художественного промысла, приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи.
Вы можете заказать познавательную экскурсию на производство Гжельского фарфорового завода, мастер-класс или организовать полноценное корпоративное мероприятие! Для этого позвоните нам по телефону +7 (903) 107-21-29 (Светлана Николаевна), или пришлите заявку на почтовый адрес: travel@farfor-gzhel. ru.
Особенности народного художественного промысла Гжель
ФАРФОР ГЖЕЛЬ Гжельский фарфор – традиционный русский народный промысел, зародившийся и получивший развитие в месте, издавна славившемся своими глинами. Гжель является одним из основных центров производства этих уникальных керамических изделий, однако с историко-культурной точки зрения правильнее было бы назвать Гжельским кластером, так как этот вид керамики производился примерно в 27 деревнях, расположенных примерно в 60 километрах от Москва на Московско-Муромско-Казанской железной дороге. Повсеместная добыча различных сортов глины началась в середине XVII века, но первое упоминание о гжели встречается в завещании Ивана Калиты еще в 1328 году. Позднее это название повторяется в духовных писаниях других рыцарей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 гг. До середины 18 века Гжель производила типичную для того времени гончарную посуду, изготавливая кирпичи, глиняные трубки, изразцы, а также примитивные детские игрушки, поставляемые в Москву. Количество игрушек, производимых в то время, ориентировочно исчисляется сотнями тысяч в год. Игрушки изготавливались в виде птиц и животных, пользовались спросом и декоративные статуэтки на бытовую русскую тематику. Сияющие белые кони, всадники, птички, куклы и миниатюрная посуда были расписаны сиреневыми, желтыми, синими и коричневыми красками в неповторимом народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивы этой картины включали декоративные цвета, листья и траву. После 1802 г., когда были найдены светло-серая глина и состав белого фаянса, в Гжели было начато производство полуфаянса, в результате чего было изготовлено множество квасников (для хранения одноименного напитка), кувшинов и кувшинов. К 1812 году Гжель насчитывала 25 гончарных заводов. Полуфаянс тогда отличался грубой структурой и слабой прочностью. Во второй четверти XIX века гжельская керамика достигла наивысшего во всех отношениях художественного совершенства. Пытаясь изготовить тонкий фаянс и фарфор, производители постоянно совершенствовали состав белого фаянса и разрабатывали новые технологии. На данный момент они производили полуфаянс, фаянс и фарфор. Начиная со второй половины 1820-х гг. многие предметы окрашивались только в темно-синий цвет. Именно эта уникальная ручная роспись окисью кобальта, которая при обжиге в печи приобретает насыщенный темно-синий цвет, является отличительной чертой изделий из гжельского фарфора. Некоторые из них также украшаются золотом. Как и акварель, краска для этой посуды разбавлена водой. Мастер наносит растительные (листья и цветы) или геометрические орнаменты на внешнюю сторону изделия быстрыми полными мазками кисти. Штрихи ровные и все они, казалось бы на первый взгляд, одного цвета. Но после обжига узор приобретает ряд оттенков и тонов, что делает изделия неповторимыми. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают. Благодаря полностью ручной росписи все изделия из гжельского фарфора абсолютно индивидуальны, а разнообразие форм и рисунков на фарфоре удивит даже ценителей искусства. Сюжеты для гжели взяты из реальной жизни: быта или впечатлений от поездок по России, предпринятых для продажи гончарных изделий. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с ведрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не остаются без внимания и сказочные персонажи: волк, несущий ягненка, или стервятник, пожирающий свою добычу. Гжельская роспись максимально проста и местами упрощенна, но всегда с искрометным юмором и полной узнаваемостью ее персонажей. Гжель сегодня – это не только красивая бело-голубая керамика, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера, которые не только украшают быт и являются прекрасным подарком иностранцам, но и являются предметами коллекционирования. |
прочие изделия |
ООО «Телинфо-СПб» 2011 |
Есть группа около тридцати деревень расположенных недалеко от Москва 90 007 носящий имя Гжель , который давно славится своим бело-горящим глина. Гжель должно быть так называлась одна из этих деревень. Происхождение этого имени как-то связано с глаголом жечь — «огонь, жечь». Место всегда было центром народная керамика и сыграла важную роль в истории и развитии русский керамика искусство . Традиционно , Гжель снабжала глиной многие заводы и производила прекрасную гончарную посуду , славившуюся всей страной . Более того, почти все население Гжель участвовала в изготовлении майоликовой посуды, тарелок, кувшинов, братин, винных ложек, кружек, чернильниц и другой, более декоративной праздничной одежды, такой как блюда, кувшины в форме двуглавого орла. В 1980-х Гжель искусство, как всегда, базировалось на традиционных художественных принципах, унаследованных от старых мастеров и сформулированных во времена советской власти . В целом искусство гжели включает в себя стилистическое единообразие и индивидуальные вариации, что способствовало созданию различных стилей и разнообразных художественных манер, развивающихся в рамках единой художественной системы. |