Рената Литвинова и ее Ульяна: откровенно друг о друге
Мы встретились в институте красоты Dior в ГУМе, чтобы вместе взглянуть на новые ароматы Maison Christian Dior. А в итоге проговорили два часа.
Глава первая. Рената
Marie Claire: отношениям «мама–дочь» нужна дистанция? Что вы об этом думаете?
Рената: Вот вы знаете, мы даже вчера пошли совместно к женскому врачу. И этот женский врач, женщина, сказала: «Ничего себе, какие у вас отношения!»
Доверительные?
Доверительные. Врач сказала, что, на самом деле, это редкость и надо беречь.
Вы как-то специально отношения выстраивали или оно само пришло?
Вот не знаю. Наверное, вышло как-то все равно спонтанно. Я сторонница правила, что, если ты хочешь, чтобы ребенок соответствовал каким-то твоим требованиям, попробуй соответствовать этим требованиям сама.
Дочь очень мужественная, характер закалился. Сейчас попробуй переспорь!
А у вас много требований?
Ой, ну конечно, начиная с того, что ты должен заниматься спортом, следить за питанием. Но я могу неистово заниматься каким-нибудь спортом, а потом впасть в ночные бдения, как сейчас. Сижу по ночам, работаю, печатаю сценарий и Ульяне говорю: «Иди, пожалуйста, спать, ты должна отредактировать свой график». А она сидит рядом и рисует, потому что она учится и ей как раз сдавать много работ по рисованию в каникулы. То есть в каком-то смысле я противоречу собственной теории. И твой ребенок тебя зеркалит. Я не сплю, и эта тоже сидит, не спит. Но отношения доверительные.
Вы дочери все доверяете?
Есть какой-то предел, ребенка не надо ранить. Она очень чистая. Может накраситься и выглядеть старше, но все равно ребенок. С другой стороны, самостоятельность в крови у нее. С одиннадцати лет пошла в серьезную самостоятельную жизнь. Я ее выбросила, как говорится, из гнезда. И она дальше сражалась сама.
Дочь очень мужественная, характер закалился. Сейчас попробуй переспорь! В школе у нее был предмет «дебаты», который ее закалил и в языковом плане. В том смысле, что ответить она может, умеет отстоять себя. К сожалению или к счастью – я не знаю, – но получается, что это я должна держать удар.
Характер – это важно.
Я все время боялась, что она слишком интеллигентная. Хорошо, что человек воспитан. Или хотя бы создает иллюзию.
Непохоже, что это иллюзия.
В каком-то смысле это одновременно иллюзия: ты пытаешься спрятать волю под манерами. Но и сердце никто не отменял. Я очень воспитываю сопереживание.
А как вы это воспитываете?
Ну вот на примере бабушек. Я говорю: «Ты пойми, что для них наступает такой момент, когда в тебе, Уля, сосредотачивается все их счастье». Вы представляете, в какую депрессию может вогнать тот факт, что тебе не звонит твой ребенок или внучка любимая, единственная? Я говорю: «Если ты о них забываешь, то просто убиваешь. Нож втыкаешь и прокручиваешь. Ты тоже будешь старенькая, станешь сидеть одна и ждать звонка как дура». Она сейчас, наконец, услышала меня. Каждый день к бабушке ходит (наша бабушка живет в соседнем подъезде). Они как две подружки. И моя мама от этого в таком счастье, у нее сразу все выздоравливает.
Если ты откупаешься от детей деньгами, дети же начинают зеркалить и «покупать» себе друзей.
Вы как-то сказали: «Сложная жизнь не может отдалить людей друг от друга». А что, собственно, может отдалить близких людей?
Интриги и зависть внутри семьи. Непрощение… Деньги, наследство. К сожалению, в семье не без уродов. Порой я вижу совершенно чудовищное невнимание к детям. Или же другая крайность – когда воспитывают чувство соревнования с кем-то из родственников. Учат злобно следить, завидовать, переходить дорогу и ненавидеть. Это ужасно, категорически глупо. И все это так наказуемо…
Материальный план тоже отдаляет?
Отдаляет.
Для девочки материальная независимость важна? Как правильно воспитывать дочь с точки зрения денег?
Нельзя баловать. Если ты откупаешься от детей деньгами, дети же начинают зеркалить и «покупать» себе друзей. Я вот вижу некоторых детей, которые оплачивают дружбу. На них настолько не обращают внимания родители, что они готовы платить любые деньги. Представляете?! А потом, если у тебя все за деньги, тебе уже ничего не хочется. На самом деле, откуда эти наркотики? Когда лишние деньги у детей, когда нет духовного развития, нет понимания, что можно переключиться на что-то творческое. И они начинают употреблять наркотики. От этого пойди потом вылечись, это горе, почти неисправимое. И даже если вылечиться, проблемы со здоровьем будут неминуемо. У моей приятельницы есть подруга, ребенок которой был наркоманом. Девочка употребляла героин, вылечилась. Но иммунитет так ослаб, что спустя несколько лет она умерла, заболев воспалением легких. Умерла, будучи двадцати восьми лет.
Как вы с Ульяной говорите про деньги?
Категорически. Я ей сказала: «Вообще никакого наследства не оставлю. Все протрачу».
Серьезно?
Даю только на образование. Может быть, путешествия. Но не на эти тряпки, пустые карманные расходы. Все под учетом. Когда она у меня снимается, получает зарплату. Деньги провоцируют. Она что-то папе дала, какую-то часть сбережений, переживает, что он ей давно не возвращает.
Молодец, что копит.
Не говорите. Бывает же такое: родственники, которые ни разу не заработали ни копейки. Они даже не знают, как заработать, но швыряются деньгами. А деньги – это чья-то кровь, в прямом смысле слова. Попробуй, заработай их.
Какие самые ценные качества вы, мама, в Ульяне видите?
Добрая. Это самое ценное. Умеет сопереживать. У нее есть сердце, какая-то порядочность.
Как вы думаете, какой вас дочь видит?
Меня? Ну, я уже как из пьесы говорю: «Мы любим друг друга». Вообще нет никакого дна у любви. Это совершенно бескорыстное чувство. Оно так же широко, как вот этот воздух. Я не могу вам определить границы моих чувств к ней, их нет, они безграничны.
Вы считаете, она может о чем угодно с вами поговорить, поделиться?
В каком-то смысле, да. Главное, чтобы я была настроена всегда ее выслушать. Потому что я такая затурканная. Ну, она, конечно, имеет подруг, которые готовы ее выслушать. Ой, они там часами разговаривают.
Ульяна вас в этот круг пускает?
Пускает, конечно. Лучших подруг я знаю. У нас с ними почти семейные отношения. Они даже в Москву из Франции приезжают в гости, ночуют у нас. Причем у нее совершенно странный международный круг. Самая лучшая подруга – наполовину китаянка, наполовину полячка. Вторая – наполовину колумбийка, наполовину шведка. И третья – англичанка из Новой Зеландии.
Дочь сильно изменила учеба за границей?
Очень самостоятельная. Мне кажется, если ее выбросить, как я говорю, в «Бирюлево-Товарная», ее привезут на машине. Она разберется. Да, но опоздать она тоже любит. Это как я. Я всем говорю: «Я везде опаздываю и везде прихожу вовремя».
А чего вы в глобальном плане для дочери хотите?
Вот она тоже, кстати, у меня недавно спросила, чего бы я для нее хотела. Я, в свою очередь, сказала: «Если бы ты была моей матерью, вот скажи, ты бы была рада за меня? Как бы ты посчитала, счастлива ли я?» Она ответила: «Я должна подумать. Дай мне паузу». И потом продолжила: «Вот если бы был дом на море, собаки, дети – нет, ты бы не была счастлива. Хотя, если б ты захотела, у тебя это было бы. Но ты хочешь снимать кино». То есть она бы меня как мать одобрила. Я говорю: «Хочу для тебя точно такого же».
Глава вторая. Ульяна
Ульяна: Расскажите, что мама про меня сказала? Насчет наших отношений? Мне интересно.
Мама сказала хорошее и очень хорошее про вас. Говорит, что ей кажется, насколько вообще могут быть доверительными отношения между родными людьми, – они у вас такие. И для нее это большая ценность.
Спасибо.
А вам какие качества в вашей маме кажутся самыми ценными? Если выделить главное, она какая?
Сложно говорить, потому что это моя мама. Я никогда не задумывалась о лучших качествах. Должна подумать. Их много. Мама очень добрая. Пытается всех осчастливить. Чтобы всем было хорошо, даже если нехорошо ей… Волнуется обо мне очень сильно. Всегда звонит, готова помочь. Когда мне плохо, первые люди, которым я звоню, – это моя лучшая подруга и мама.
Какие ценные советы мама вам давала?
Все ее советы ценные. Но, если честно, я не слушаю ничьи советы. Или слушаю и делаю по-своему. Но потом всегда жалею и понимаю, что надо было бы прислушаться.
А вам не кажется по прошествии времени, что все-таки мама была права?
Ой, конечно да. Все мое детство мама меня водила в художественную школу, в музыкальную школу, в спортзал, заниматься фигурным катанием. Я отбрыкивалась, было лень, считала, что мне это не нужно. Как же я жалею сейчас, что не вкладывала всю душу в занятия! Потому что сейчас я бы бегала лучше, умела бы играть на пианино и рисовала намного лучше, чем я это делаю. Теперь к ее советам – что нужно работать, заниматься, что каждую минуту нужно проводить с толком – я отношусь внимательнее.
Я спросила вашу маму, какое качество в вас она считает главным. Как думаете, что она ответила?
Я думаю, мама сказала, что я добрая.
Так и было!
Да?
Вы ведь тоже первое, что сказали про маму, – «добрая». Скажите, с чем к маме стоит идти, а что вы бы не стали взваливать на родительские плечи?
Честно говоря, у меня и проблем-то настолько серьезных не бывает. И нет чего-то, что я не могу или не хотела сказать маме. Ну разве что, когда болею, стараюсь говорить «немного приболела» вместо «мама, умираю».
Как вы с мамой вместе проводите время? Что существует только для вас двоих?
Дома мы рисуем вместе, смотрим кино. Я, скорее всего, хочу стать дизайнером, собираю портфолио для поступления в университет. Рисую акрилом, маслом, акварелью, углем, карандашами – всем. А мама в основном красками – акрилом, маслом очень любит. Я все больше в скетчбуках рисую, для университета. Когда поступлю, может быть, подарю маме с папой часть рисунков. Или бабушке. Кстати, бабушка стала мне действительно близка относительно недавно. Она живет в соседнем подъезде, я начала заходить к ней – чтобы поговорить, захотелось лучше узнать ее. И мне понравилось. Бабушка всегда очень вкусный чай делает. Смешивает много трав, добавляет мяту с дачи – так здорово. Печет пирожки с капустой, мои любимые. Правда, я сейчас худею, стараюсь не налегать.
Что вы с мамой друг другу дарите на дни рождения, например?
Если честно, это всегда было жуткой проблемой. Мама, конечно, всему порадуется. А мне так хотелось, чтобы она сказала с гордостью: «Это мне Уля подарила». Ведь это лучшая похвала – мама тобой гордится.
Много лет я старалась купить идеальный подарок. И вот в начале этого года я решила, что нашла самый лучший – купила красивый набор для волос Balmain. Мама обожает серебряные расчески. В моем наборе как раз такая была. Еще купила пару свечек и последний айфон, который только-только вышел (мама жаловалась на свой телефон). Потратила все скопленные деньги, и для меня это было за счастье – на что еще имело смысл их потратить, на самом деле?
Лучшая похвала – мама тобой гордится.
Мама сказала: «Это мне Уля подарила»?
Да! Мама была счастлива. Было здорово, хоть мы долго не могли понять, как там, в телефоне, все устроено.
Как у вас мама записана в телефоне? «Мама»?
На самом деле, с годами записи меняются. К тому же у мамы два номера – русский и французский, а у меня – русский, английский и французский. И сами номера часто менялись. Поэтому и записи в телефоне разнились. Сначала я ставила всякие такие вроде «мамочка», «мама» с кучей смайликов и с фото – маленькая была. Сейчас у меня просто «мама».
Часто созваниваетесь?
Я звоню маме каждый день, да и мама мне звонит не реже. День не поговорим – очень скучаем. Когда я в школе, встаю, иду на завтрак, после этого – на занятия и перед первым уроком всегда звоню маме. Она как раз только просыпается. Иногда и во время уроков переписываемся. Но я не люблю переписку. Мне важнее говорить, слышать мамин голос. Часто отправляю фотографии: рисунки, которые сегодня сделала, мою комнату, просто школьные будни. Мама всегда просит прислать себя, но я не очень люблю фотографироваться, поэтому не отправляю.
Вы для себя какое будущее хотите? Где жить, чем заниматься, какой быть?
Проще сказать, чего мне хотелось бы для мамы. Понятное дело, чтобы она была счастлива. Наверное, чтобы меньше работала, потому что она устает очень сильно. Каждого художника счастливым делает творчество, поэтому хочу, чтобы мама творила. В широком смысле слова. Чтобы писала и рисовала. Кстати, на день рождения я ей также подарила очень красивый блокнот красного бархата, на котором написано «Никогда не переставай писать». Вот так вот… А насчет меня, не знаю, я не определилась с профессией. Я полный гуманитарий, мне было бы интересно, быть может, стать актрисой. Думаю, поступлю в университет и там уже выберу стезю. Может, даже в политику уйду.
В политику?!
Да, быть общественным деятелем, развивать благотворительность, говорить обо всем этом. Глобально мы ни на что не можем повлиять. Но молчать неправильно, важно высказывать свое мнение. Для меня история очень интересна, а возможность ее делать – это что-то особенное.
Учеба во Франции вас сильно изменила?
Когда жила в России, я мало чего делала, меня не особо что интересовало. Я, конечно, много читала, смотрела фильмы, но амбиций не было. Переехав, я повзрослела. Изменилась и глобально, и в деталях – например, мне теперь нравится ходить по магазинам.
А вот Рената говорит, что она дочь не балует.
Она имела в виду баловать дорогими брендами. Но мне нравится и сам процесс хождения по магазинам. К тому же себе-то мама покупает одежду. А я все-таки приезжаю иногда к ней. Поэтому медленно мамины покупки переплывают в мой гардероб. Конечно, мама ругается, но что со мной поделать?..
Рената об ароматах
Я люблю тяжелые, глубокие, теплые ароматы. Они для меня – как якорь в жизни, оберегающий личное пространство. Мне часто говорят, что я «передушилась», но в моем случае это то, что нужно. Идешь, окутанная ароматом, и понимаешь, что ты на своей территории.
Хорошо бы вернуть тот жест, которым раньше женщины наносили духи: открыть хрустальную пробку, нанести аромат на пальцы, потом на места, где бьется пульс. Но, боюсь, эта пластика ушла навсегда. А жаль.
У меня очень много ароматов, и я обожаю их смешивать, создавая неповторимую композицию. Поверьте: иногда получаются настоящие шедевры. У меня есть шкаф, забитый флаконами с духами. Я в вечном поиске. Конечно, очень люблю покупать винтажные духи, те, что еще делались из натуральных ингредиентов. У моей бабушки тоже была целая батарея духов.
Из коллекции Maison Christian Dior выбрала гурманский Fève Délicieuse и Ambre Nuit, где бархатистость турецкой розы встречается с животным началом густой амбры.
Рената — о бьюти-ритуалах
Иногда у нас бывают совместные пробежки, совместный маникюр во Франции. А самый главный бьюти-ритуал – это позавтракать. Ульяна у нас любит позавтракать. Обожает яичницу с помидорами. Или гречневую кашу, такую русскую. А сейчас она полюбила еще рис. Я тоже присоединяюсь. Вот только я не бью по яичнице. Я от нее за свои 50 лет уже устала. Она у меня в глазах летает. Но меня не хватает пока на разнообразие, на эти, знаете, блендеры. Есть у нас подруги, у которых все через блендер. И еще они по утрам бегают, как подорванные. Меня уже выбешивает, когда они показывают, как что-то там качают себе. Эти худые тела, при макияже, вечно в сопровождении фотографов. Мне кажется, это так пошло. Такой низкий жанр – демонстрировать, как ты в трусах что-то себе закачиваешь. Это дико интимное дело. Зачем это показывать? Не понимаю.
Ульяна об ароматах
Мне нравятся легкие цветочные и одновременно сладкие ароматы. Я долго пользовалась одним ароматом, но потом все мои друзья на него переключились. И мне показалось странным, что мы одинаково пахнем. Поэтому я пробовала и пробовала новое. Иногда мама советует мне ароматы, и если мне нравится, я остаюсь с ними. В большинстве случаев мне мамин выбор нравится. Это довольно странно, потому что мама любит тяжелые ароматы. У меня даже схема сложилась: все тяжелые запахи ассоциируются исключительно с мамой. В коллекции Maison Christian Dior мое внимание привлекли два разных аромата – восточный тягучий и глубокий Oud Ispahan и сочный радостный Belle de Jour с нотами груши.
Среди ароматов сейчас у меня три основных игрока: одни духи обитают в Париже, другие в Лондоне и третьи в Москве. Но иногда я что-то забираю с собой в поездку, и тогда начинаются муки выбора. Как правило, прислушиваюсь к настроению.
Фото: Илья Вартанян
Анна Бурашова
Рената Литвинова и ее дочь Ульяна показывают свой дом в Париже
«Они мне говорят: «Здесь же кругом проститутки!» — возмущается Рената. — Какие же это проститутки? Это памятники культуры! Некоторые работают лет по тридцать, ответственные, всегда в образе!» Что есть, то есть. Рядом улица Сен-Дени, бывшая не так давно веселым парижским кварталом с шеренгами секс-шопов и парадом уличных девушек в чулках и блестках. Сейчас работу перебивают молодые негритянки и азиатки, но французский контингент совсем другой. Это крупные дамы с таким размером груди, что она перегораживает весь тротуар.
Бабочки превратились в бабушек, лучшие дни позади, индустрия не стоит на месте, секс-шопы со всем своим товаром переместились в интернет, но ведут сарагины себя по-царски, ласково беседуя с прохожими и постоянными клиентами, которых, наверное, растили на этой улице с младых ногтей. Все прошло, все! На Сен-Дени приходят новые обитатели, такие же как Рената, — актеры, режиссеры, дизайнеры. Одним словом, художники, которых все это не пугает, а забавляет.
— Когда мы сегодня с Ульяной бежали кросс перед съемкой (шесть километров быстрым бегом, четыре — быстрым шагом), чтобы быть «похудее после вчерашнего ужина», то видели их уже в полной экипировке. Даже ранним утром они в кружевах, при декольте и гриме. Каждая такая дама — как героиня фильма, который я еще не сняла, но сниму.
Новая квартира Ренаты Литвиновой выходит окнами на бульвар Бон-Нувель. Мы стоим и смотрим, как по бульвару идет бразильский карнавал — под прохладным дождиком, но зато очень веселый. Барабанят барабаны, свистят свистульки, дудят дуделки. Белые, черные, мулаты пляшут, вертят попами, машут руками. Литвинова в красном платье с бокалом шампанского в руках наблюдает за ними одобрительно и по-хозяйски, как командир. В ее районе, как всегда, весело.
— Здесь хорошо выходить на улицу по вечерам, — говорит Рената. — Ты никогда не останешься одна. Даже ночью. Всегда открыты магазины, кафе и аптеки. Раньше я думала, что в выходные все вымирает, но это была ненастоящая Франция. Вот теперь я живу в настоящей.
До этого Рената жила на авеню Монтень, где кругом «дольче» с «гуччи». Та часть города, в которой она сейчас поселилась, не входит в список туристических мест. «Достопримечательностей здесь почти нет», — с гордостью сообщает мне Литвинова.
Они есть, конечно, и здесь, но местного значения. Замечательная булочная со свежим багетом, винная лавка, где в Ренате уважают хрупкую женщину, подругу больших выпивох вроде меня, склонных засесть в ее квартире за долгой жизненной беседой. Ресторанчики и бары, куда она ходит с парижскими друзьями пополнять жизненный опыт. Говорит, что фото, обнаруженные наутро в телефоне, удивляют даже ее. Есть на что посмотреть.
В створе улицы стоит Триумфальная арка, под которой хоть раз да проезжал каждый французский король — в самое свое торжественное путешествие, на покой в базилику Сен-Дени. Благодаря арке, под которой пасутся голуби, город выглядит кусочком Рима. Она добавляет улице ощущение юга.
Как ни странно, актриса купила эту квартиру от отчаяния. Дочь Ренаты Литвиновой учится во Франции, им хотелось бы почаще бывать вместе, а снять в Париже подходящую жилплощадь оказалось прямо-таки невозможной задачей. Капиталистическая Франция — страна победившего социализма. Съемщики квартир защищены здесь законом так надежно, что на месте хозяина десять раз подумаешь, стоит ли пускать к себе русскую красавицу без французского заработка, но с несовершеннолетней дочкой. Чуть что, все свобода, равенство и братство встанут на их защиту.
— Квартировладельцы от нас шарахались. Зачем им такие сложности? Я уже во всем разочаровалась. Как-то брела по улице в Марэ с очередного бессмысленного просмотра и вдруг в витрине агентства увидела фото моей будущей квартиры. Я сказала себе: «Мне нужна именно такая!» Но сначала, конечно, посмотрела на цену! Потом зашла в контору, был вечер, агент уже собирался уходить, но я его задержала! Куда пошел?! Вот так все и закрутилось. На следующий день назначили встречу, и я увидела «ее».
Квартира на Бон-Нувель удивительная. У нее две части. Высоченная гостиная — со стороны улицы, где мы пьем шампанское и командуем парадом. А со стороны двора под пятиметровый потолок встроены два уровня, на каждом по спальне и ванной — как раз для мамы с дочкой. Как будто бы строили для них заранее.
— Я захожу сюда каждый раз с восхищением, — говорит Рената. — На мой взгляд, это дизайнерский шедевр — то, как она сделана, как разыграно пространство, которое в дальних комнатах расходится на два этажа. Она как запрятанная жемчужина внутри здания XVII века. Вы знаете, я с трудом покидаю ее. Меня не выпускают некие силы, словно они давно ждали меня, соскучились и теперь дождались!
Хозяин квартиры, он же архитектор и дизайнер, продавал ее потому, что пускался в новую авантюру. Не выдержал на старости лет — купил бывшую прачечную со стеклянной крышей и витражами во всю стену и сейчас ее перестраивает. Но он вовсе не жаждал уступить свое жилье первой встречной. Деньги деньгами, но отдам только в хорошие руки.
— Он все время сомневался. Назначал мне собеседования как покупателю — стоит продавать или не стоит. Достойна я или все- таки не вполне. У меня была проверочная встреча с ним и его советчиками, и вначале они вообще были не расположены продавать сокровище — такое кодовое название у квартиры — русской даме. Но когда мы познакомились, то сразу выпили, конечно, шампанского и заговорили о кино. Я пообещала в этой квартире снять несколько фильмов. Настолько она разная — события могут разворачиваться и двести, и сто лет назад. Ну и сейчас, конечно.
Дизайнер месье Булотт, конечно, строил ее по своему вкусу. Двери в ванных комнатах отсутствуют как таковые. Ну кто сейчас пойдет бродить по хозяйским спальням и навещать купальщиц на старый французский манер?!
Рената признает, что дверь, быть может, и не помешала бы, но спешить с этим не хочет. Придется, видимо, ставить поперек коридора стул и выбрасывать на него полотенце. Зато ей здесь замечательно спится. «Засыпаю без всяких успокоительных и просыпаюсь рано утром. Вот специально купила кофемашину, которая мелет зерна, шумит, как живая, пахнет — первым делом я подхожу к ней, а потом уже с чашкой сажусь в «высокие комнаты». В них можно зависнуть на века, как будто никогда не покидала».
Хозяин оставил ей все люстры и бесконечно длинные шторы на пятиметровые потолки. Рената с Ульяной купили зеленый диван, светильники на камин, стол пятидесятых годов… Камин пора привести в порядок, позвать трубочиста. Зима на пороге, а он завален теплыми оранжевыми эрмесовскими коробками.
Имеются два невероятных размеров кактуса. Когда я предлагаю их срубить, Рената приходит в ужас и говорит, что колючая братия поглощает вредные энергии. Если так, то на вредных энергиях они невероятно поднялись и раздобрели — еще немного, и упрутся в потолок.
Ульяна живет над мамой, на втором этаже, но только на каникулах и в выходные. Пять дней она учится в городе Лилле и в пятницу едет к маме два часа на поезде. Северный вокзал не так далеко, можно дойти пешком.
Переезд из Москвы она перенесла храбро и радуется, что в Лилле у нее очень много друзей, подобных ей парижан-экспатов. В выходные можно ходить друг к другу в гости – такую девочку каждый рад у себя видеть. Мало того что красавица, так еще и капитан команды по регби. С высоты своего капитанского мостика дочь Ренаты Литвиновой смотрит вниз в гостиную и говорит, что очень и очень занята — надо готовить доклад на испанском, который будет ее четвертым языком после русского, французского и английского.
Франция для нее нечто совсем иное, чем для Ренаты, — приятное, но обыденное. Друзья тоже кто откуда, дети теперь путешествуют с родителями по европейским столицам, как когда-то по дальним гарнизонам. А вот мама до сих пор не верит своему счастью. Возможность спокойно жить на бульваре Бон-Нувель, не получая для этого никаких разрешений на родине, — для нее это в новинку.
— Франция пришла ко мне с русской литературой. Любимые героини Толстого и Пушкина переходили с русского на французский, у них было два родных языка. Если ты читала в детстве книги, то Франция для тебя — естественное продолжение России.
Я понимаю Ренату. Нас давно и вслепую — мы тогда еще не видели страну — научили, на что смотреть, чего ждать. Мы не можем съесть луковый суп, не вспомнив, что его любил комиссар Мегрэ. «Я «воцерковилась» в Париже более француженкой, чем многие нефранцузы, ставшие французами», — говорит Рената. Но когда я спрашиваю ее: «А как же Москва?» — она отвечает, что в сравнении начинаешь любить гораздо острее.
— В Париже я полюбила просто жить, не только работать! У меня существует дефицит времени, я все острее чувствую, что конечна. Мне хочется все успеть — пойти здесь учиться или просто наслаждаться жизнью, что тоже процесс и работа. Ничего не делать, а ходить себе с тележкой на рынки, в лавки, покупать вино, болтать в кафе, ездить в замки по гостям, бегать на вечеринки, зависать в выходные дома, не отвечать на телефон, «который всегда звонит понапрасну», отвлекая от главного — жизни.
Что не нравится? Сложный язык. «Я им все-таки не владею так, как хотелось бы, скорее понимаю интуитивно. Хочу написать прошение туда, наверх, чтобы мне увеличили сутки и вместо двадцати четырех часов выдали хотя бы тридцать. Тогда бы я учила французский лучше и была бы здесь чаще и вообще оставила бы своего двойника в Москве для всякой черной работы, а себя настоящую отправляла бы то и дело в Париж — отдохнуть».
Конечно, Литвинова не может жить в этой прекрасной квартире всегда. В декабре в Москве выходит фильм Анны Меликян «Про любовь» — у нее там главная роль. Она сама снимает кино о Бродском «Спасти Иосифа». Но как же литературна моя собеседница, сидящая в красном платье на зеленом плюшевом диване под развесистым кактусом с бокалом в руках! Как не полюбить Ренату, которая не боится жить в Париже, как в книге, в фильме, во сне. В ней есть то невероятное сочетание практичности и романтики, которым отличаются настоящие женщины.
Все говорят, что нельзя жить цитатами, но из нас с ней не выковырять ни трех мушкетеров, ни мадам Бовари, ни Мопассана с Прустом — у нас с Литвиновой своя собственная Франция, сделанная в России руками наших университетских преподавателей, наших выдающихся переводчиков, наших киномехаников и директоров кинотеатров «Иллюзион» и «Спартак». И пусть иногда наша романтика клонится в комедию, она не становится от этого менее трогательной.
Рената — часть этого русско-французского мифа, она русская красавица, полюбившая французские бульвары. Мы точно так же смеемся над французами, которые приезжают к нам, вооруженные Толстым и Достоевским вместо Прилепина и Пелевина. Мы говорим им: «Такой России нет», а они говорят нам: «Нет такой Франции», но хитрость в том, что обе эти страны существуют.
Она влюбилась в чужую жизнь, сделала ее своей и любит так же трогательно и книжно, как девочка воспринимает первую любовь. Потому что наши первые мужчины и женщины приходят к нам не с бульваров Сен-Дени или Тверского, а из книг. Это потом мы залистываем их до дыр и безобразия. Пусть нам рассказывают про суровый и настоящий мир, а мы все блуждаем в Париже между разными новеллами, еще не зная, какую именно напишут про нас.
Когда я заканчивал эту историю, получил письмо от Ренаты. «Пишу вам эти строки в Москве. Сутки назад прилетела. Сыграла спектакль. Завтра снова спектакль, и утром я вернусь в Париж. Моя помощница по хозяйству говорит, что в квартире еще кто-то есть. Это мистика, но во всех моих квартирах это существует, словно за мной ездят множество духов и домовых. Говорят, они любят путешествовать, быстро прыгая в сумку, чемодан. Они ходят по второму этажу, пока все сидят на первом, потом по первому, если перемещаешься на второй… Их всегда опасаются домработницы, я же — обожаю. Уезжая, налила духам шампанского в вазочку. А еще они любят пиво и сахар».
Нравится Tatler?
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать лучшие материалы прямо на почту (2 раза в неделю, без спама!)
Любите печатную версию? Журнал можно читать онлайн, скачав приложение в Google Play и App Store.
Купить новый номер Tatler вы можете на сайтах «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», книжного магазина «Москва», Metro, Ozon, «Самокат», «Беру», «О’КЕЙ», Spar.
Вам может быть интересно прочитать:
Софья Эрнст: «Есть такое клише – героиня «Татлера». Я себя ею не ощущаю»
Tatler в гостях у Александра и Марины Добровинских на даче во Внуково
Истории знакомств героев Tatler
Ульяна Добровская и Рената Литвинова в рекламной кампании Carrera y Carrera
Фото: Simon Emmett
Рената Литвинова и Ульяна Добровская для Vintage Voyage
Накидка Hermès Royal Blue и стеганый бомбер Chanel
Накидка Hermès Royal Blue
Накидка Hermès Royal Blue
Стеганый бомбер Chanel
Шелковое платье Schiaparelli Haute Couture, соломенная шляпа Yves Saint Laurent, алое платье и серьги
Шелковое платье Schiaparelli Haute Couture и соломенная шляпа Yves Saint Laurent
Шелковое платье Schiaparelli Haute Couture
Шелковое платье Schiaparelli Haute Couture
Платье Yves Saint Laurent Scarlet, серьги и пояс с логотипом Chanel
Алое платье и серьги Yves Saint Laurent
Бальное платье Givenchy
Платье Pierre Balmain Brocade Couture и бальное платье Givenchy
Платье Pierre Balmain из парчи Couture
Платье Pierre Balmain из парчи Couture
Бальное платье Givenchy
Бальное платье Givenchy
Бальное платье Givenchy
Джинсовое платье Chanel, комплект Blueberry Couture, колье с жемчугом и кристаллами Gripoix
Джинсовое платье Chanel, комплект Blueberry Couture, колье с жемчугом и кристаллами Gripoix
Фотограф:
Ник Сушкевич
Стилист:
Алина Лысова
Визажист:
Дарья Дзюба
Модель:
Рената Литвинова
 
Ульяна Добровская
12. 09.2016
Поделись с друзьями
Предыдущий лукбук
Рената Литвинова и Ульяна Добровская для Vintage Voyage
Следующий лукбук
Северный ветер | IFFR
Матриархальный клан во главе с красавицей Маргаритой (Рената Литвинова) переживает неспокойный период, когда ее сын теряет любимую невесту. Используя структуру повторяющегося ритуала, действие растягивается на годы, но в основном происходит во время ежегодных встреч экстраординарной семьи Маргариты в их особняке в канун Нового года. Маргарита верит в волшебный 13-й час, способный разорвать вечный круг повторения, победить смерть и принести ей долгожданную любовь.
Северный ветер — это творческий тур культовой актрисы, сценариста и режиссера Ренаты Литвиновой. Романтическая, барочная и декадентская готическая сказка полна фантастических персонажей, необычных предметов и ярких одежд, а также множества странностей и сюрпризов. Вторя легендарным создателям русской кинематографической феерии Кире Муратовой и Рустаму Хамдамову, Литвинова создает уникальную вселенную, в которой умопомрачительные декорации и визуальное оформление служат входом в проницательные размышления о любви и (женской) судьбе.
- Режиссер
- Рената Литвинова
- Премьера
- Мировая премьера
- Страна производства
- Россия
- Год
- 2021 9006 Фестиваль
- IFFR 2021
- 2021 9006 Фестиваль
- Длина
- 122 фута
- Средний
- DCP
- Оригинальное название
- Северный ветер
- Язык
- Русский
- Продюсер
- Надя Соловьева
- Производственная компания
- Фонд поддержки и развития кинематографии «Запределье»
- Продажи
- All Media Company
- Сценарий
- Литвинова Рената
- Оператор-постановщик
- Лукичев Олег
- Дизайн-проект
- Весильева Надежда, Нина Васенина, Сергей Февралев
- Саунд-дизайн
- Дмитрий Емельянов
- Музыка
- Земфира Рамазанова
- Актерский состав
- Рената Литвинова, Антон Шагин, Софья Эрнст, Галина Тюнина, Светлана Ходченкова, Ульяна Добровская
- Сайт
- https://en. thenorthwindfilm.com/
3 Иванов Сергей
- Директор
- Мировая премьера
- Страна производства
- Россия
- Год
- 2021
- Festival Edition
- IFFR 2021
- Длина
- 124′
- 062
- DCP
- Оригинальное название
- Северный ветер
- Язык
- Русский
- Продюсер
- Надя Соловьева
- Производственная компания Запрет развития и развития кинематографии
- 2 90 »
- Отдел продаж
- All Media Company
- Сценарий
- Рената Литвинова
- Оператор
- Олег Лукичев
- Монтажер
- Сергей Иванов
- Художник-постановщик
- Надежда Весильева, Нина Васенина, Сергей Февралев
- Саунд-дизайн
- Дмитрий Емельянов
- Музыка
- Земфира Рамазанова
- Актерский состав
, Сунст, Эрвина, Софья Галина, Рената Литвинова vetlana Ходченкова, Ульяна Добровская
- Веб-сайт
- https://en.
- 1 1 004 9 Литвинова Рената e