Рубрики
Популярное

Елизавета воронцова фаворитка: «Широкорожая Лизка». Чем Воронцова покорила императора Петра III | Люди | ОБЩЕСТВО

Содержание

«Широкорожая Лизка». Чем Воронцова покорила императора Петра III | Люди | ОБЩЕСТВО

В фондах Государственного Исторического музея находится портрет знатной дамы, выполненный Алексеем Антроповым, знаменитым в середине XVIII века художником. С холста скромно смотрит корпулентная девушка далекая от идеалов красоты. На лице фрейлины застыла легкая улыбка, роскошное платье ее украшено высокой наградой. Это Елизавета Воронцова. В 1762-м году она была пожалована орденом Св. Екатерины I степени и стала кавалерственной дамой Большего креста. Для высшего света это было событие из ряда вон выходящее: до этого орден Св. Екатерины жаловался только принцессам королевской крови. 

Правда, почему фрейлина удостоилась такой чести, ни для кого не было секретом: Елизавета была подругой сердца Петра III, который пришел к власти после смерти императрицы Елизаветы Петровны. Взойдя на престол, он сделал Воронцову своей «официальной фавориткой» и старался проводить с ней все свое время. Великосветские дамы шептались, не веря своим глазам: император выбрал себе самую невзрачную из всех фрейлин, над чьей внешностью не иронизировал только ленивый.

Неудачный брак

Не мудрено, что самый уничижительный отзыв о Елизавете оставила супруга Петра – будущая Екатерина II. В бытность великой княгини она писала, что Воронцова была «очень некрасивым, крайне нечистоплотным ребёнком с оливковым цветом кожи, а после перенесённой оспы, стала ещё некрасивее, потому что черты её совершенно обезобразились и всё лицо покрылось не оспинами, а рубцами».

Брак Екатерины Алексеевны с Петром Ульрихом не был счастливым. Они познакомились, когда ей было 10 лет. В 16 лет она вышла замуж. Будущий претендент на российский престол был лишь на год старше ее. Семейные отношения, откровенно говоря, не сложились с самого начала. У Петра была своя жизнь, у Екатерины — своя.  

Их венчание состоялась в 1745 году, а в 1754 году она родила сына, будущего императора Павла I. О том, что это был не ребенок Петра, говорит письмо, в котором он писал ей: «Прошу вас этой ночью отнюдь не утруждать себя, чтобы спать со мною, поелику поздно уже обманывать меня».  

Историки предполагают, что возможным отцом был граф Салтыков, с которым в те годы была дружна Екатерина. Через два года, в 1756-м в ее жизни появился польский посланник при российском дворе Станислав Август Понятовский.

«Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребенок и должен ли я его принимать на свой счет», — сохранилась в истории фраза Петра III. 

Стоит отметить, что любовные связи Екатерины Алексеевны не были для него секретом. У него у самого была подруга, чьим вниманием он дорожил превыше всего. Ею была вторая дочь уважаемого графа Романа Воронцова, одного из первых деятелей русского масонства. Всего у него было пять детей. Старшая дочь Мария удачно вышла замуж за графа Петра Бутурлина, младшая – Екатерина – вошла в историю как княгиня Дашкова, одна из заметных личностей российского Просвещения, стоявшая у истоков Академии Российской наук. Сын Александр запомнился как государственный деятель екатерининского и александровского царствований, а Семен —  как российский посланник в Великобритании. Средняя же дочь Елизавета сыскала неожиданное внимание при дворе. Это было тем удивительнее, что в отличии от своих братьев и сестер она отличалась особой непривлекательностью. О ней отзывались как о «толстой и нескладной», «с обрюзглым лицом», называли «широкорожей». Петр же называл свою подругу просто «Романовной» и, не стесняясь, оказывал ей все знаки внимания.

В воспоминаниях современников тех лет Елизавета Воронцова постоянно фигурирует как «официальная фаворитка» императора. Фото: Commons.wikimedia.org

Имеются сведения, что Пётр с Екатериной устраивали даже совместные ужины со своими фаворитами — с Понятовским и Воронцовой. Якобы, они проходили в покоях Великой княгини. После, удаляясь на свою половину, Пётр шутил: «Ну, дети, теперь мы вам больше не нужны».

Его симпатия к Воронцовой была так велика, что он не скрывал своего намерения жениться на фрейлине Воронцовой. Историки предполагают, что Пётр III откровенно побаивался своей жены, а с Романовной ему было спокойно и комфортно. К тому же она разделяла его забавы: наследник престола любил играть в солдатики и устраивать в своих покоях представления, используя в качестве действующих лиц своих слуг. В этих увеселениях добродушная Романовна всегда поддерживала его.

Стоит отметить, что ее сестра Екатерина, наоборот, была на стороне жены Петра. Оказывая той симпатию и почтение, она всячески старалась избегать общества Елизаветы и будущего наследника.

В своих «Записках» Дашкова вспоминала: «Однажды, отозвав меня в сторону, он удивил меня своим замечанием, вполне достойным его нехитрой головы и простого сердца ‹…› „Дитя мое, — сказал он, — вам бы не мешало помнить, что водить хлеб-соль с честными дураками, подобными вашей сестре и мне, гораздо безопаснее, чем с теми великими умниками, которые выжмут из апельсина сок, а корки бросят под ноги».

Несмотря на предостережение, Екатерина сделала свой выбор, став сподвижницей будущей императрицы Екатерины II. Неоднократно в своих воспоминаниях, она называла себя наиболее активной участницей государственного переворота 1762 года, благодаря которому та пришла к власти.

Дашкова некоторое время считалась близкой подругой и сподвижницей будущей императрицы Екатерины II. Фото: Public Domain

После Петра

Своего царствования Петр III Фёдорович дожидался почти 20 лет, а продержался на нем всего 186 дней: в 1762 году он вступил на престол после смерти Елизаветы Петровны.

Пётр III открыто говорил, что собирается развестись с супругой, чтобы жениться на своей фаворитке Елизавете Воронцовой. Фото: Commons.wikimedia.org

Существует версия, что заговор против него начал складываться еще задолго ее до смерти. Неприязненные отношения между супругами уже не были не для кого тайной. Накануне Петрова дня 28 июня Петр III отправился Петергоф для участия в больших празднествах, в резиденции его не встретила Екатерина Алексеевна, главный организатор этого торжества. Императору доложили о ее побеге ранним утром в Петербург с гвардейским офицером Алексеем Орловым. Стало ясно, что события приняли критический оборот, и подозрения в измене подтвердились.

В этот же день Петру III пришлось подписать отречение от российского престола. Он был арестован и отправлен в Ропшу, где через несколько дней умер. По официальной версии причиной смерти был приступ геморроидальных коликов, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя. 

Мстить сопернице пришедшая к власти Екатерина II не стала. Она, конечно, уволила Воронцову от двора и лишила её придворного звания камер-фрейлины, объявив также незаконным награждение её орденом Св. Екатерины, но при этом решила помочь материально. Она назначила Романа Воронцова наместником Владимирской, Пензенской и Тамбовской губерний. Его благосостояние так стремительно росло, что в народе он получил прозвище «Роман — большой карман». В свою очередь она приказала ему определить дочь, выделив ей часть своего имения, «чтоб она уже ни с кем дела не имела и жила в тишине, не подавая людям много причин о себе говорить».

Через пару лет после переворота, в 1765 году, Елизавета Воронцова вышла замуж за полковника, потом статского советника Александра Ивановича Полянского. Когда на свет у них появился сын, то крёстной матерью его стала сама императрица Екатерина II.  

Петр и Елизавета, безумец и дурнушка: самая странная любовная история XVIII века

Алексей ФИЛИППОВ

14.02.2022

Об опасностях императорской короны, причудах любви и страдавшем биполярным расстройством царе, которого все предали.

Тринадцатого февраля 1792 года, 230 лет назад, скончалась бывшая фаворитка Петра III, Елизавета Воронцова. В девяносто втором она была госпожой Полянской, женой славного, доброго, сделавшего неплохую, но и не особенно хорошую карьеру человека, матерью двоих детей. Замуж ее выдала императрица, которой Елизавета Романовна в свое время испортила немало крови.

Екатерина II была чрезвычайно предусмотрительной женщиной, за ее спиной не должны были оставаться трагедии. Она свергла мужа с престола, затем, как говорили, его убили. Мстить его бывшей подруге значило давать новые поводы для кривотолков: и она устроила судьбу Елизаветы Воронцовой. И даже оплатила ее долги.

Да и с какой стати ей было держать на нее зло? Воронцова-Полянская была так уродлива, что ее стоило как можно чаще показывать тем, кто считал правление Екатерины II беззаконным. Она оставалась живым свидетельством безумия Петра III: нормальный человек и близко бы не подошел к девушке с таким лицом. И в Москве, и в Петербурге госпожа Полянская была надолго пережившим самого странного российского императора курьезом.

История Петра и Елизаветы примечательна тем, что их обоих хочется пожалеть. Современный им петербургский двор, маленький, замкнутый мирок, где решалась и судьба престола, и будущее России, напоминал стаю волков: умных, безжалостных, бессовестных, просчитывающих все варианты перед смертельным прыжком. К этому времени в империи давно сложилась традиция дворцовых переворотов, и монарху была нужна преданная лично ему силовая опора. Он должен был сохранять равновесие между придворными группировками, у него должны были быть и железная воля, и такт. А Петр Федорович, тогда еще немецкий мальчик Карл Петер, внук Петра I и круглый сирота, в тринадцать лет привезенный в абсолютно чуждую ему Россию и назначенный наследником престола, в этом жестоком мире был беззащитен. Сейчас ему приписывают и задержку развития, и биполярное расстройство. Игры с волками были ему не под силу.

Женили его в семнадцать лет, и вместо того, чтобы выполнять свои супружеские обязанности, он до двух часов ночи играл в куклы — любимым развлечением наследника были солдатики и марионетки. Непропорционально сложенный, уродливый, с детства приученный к вину и ставший пьяницей, боязливый, странный — в России XVIII века он вызывал и удивление, и отвращение.

А как бы увидели его мы, как бы отнеслись к нему сейчас?

У Петра Федоровича были способности к точным наукам. Он любил музыку. Был остроумен. Его реакции были необычны, отличались от общепринятых, и сейчас с ним занимался бы психолог, психиатр назначил бы ему таблетки. Специалист разобрался бы и с его чувством незащищенности: парадомания и абсурдная любовь к военному делу, скорее всего, были связаны с этим. Его пылкая любовь к родной Голштинии, крохотной и ничтожной, по сравнению с Российской империей, готовность начать войну с Данией, чтобы вернуть кусочек отцовского наследства, возможно, имели корни в том, что мать Петра Федоровича умерла, когда ему не исполнилось и года, а отец — когда ему не было одиннадцати лет. Он был добр и доверчив и, на свою беду став императором, упразднил Тайную канцелярию — политическую полицию.

Доверял Петр Федорович и своей жене, позже она не без удивления об этом вспоминала. Обошлось ему это очень дорого.

После переворота он целовал руки посланцам жены — просил не разлучать его с Елизаветой Воронцовой. Об этом же умоляла и она. Они любили друг друга, но общим — кроме уродства — у них было и другое. Женщина была очень неглупа. Его тоже никто не называл дураком, современники говорили, что он «не глуп, а безумен». Но императором не процарствовавший и семи месяцев Петр Федорович оказался работоспособным и дельным.

Для психоаналитиков тут было бы раздолье. Можно написать целые тома о том, как нашли друг друга двое отверженных — причем мужчина был наследником престола, а девушка принадлежала к высшей аристократии, была дочкой генерал-аншефа (то есть генерала армии), сенатора и камергера. Это история о боязни своего окружения, о недоверии к миру. О том, что человек мог поверить только той, кто, как и он, выпадала из нормы. О поиске своего подобия, а вместе с этим — и понимания. Два непохожих на всех остальных существа полюбили друг друга, и это стало еще одним обстоятельством, способствовавшим падению Петра III.

Со смерти Петра I и до убийства его внука Петра Федоровича прошло тридцать семь лет. За это время власть в России семь раз менялась после применения силы или угроз того, что в дело пойдет оружие. Силовая смена монарха стала традицией, от которой империя избавилась только в первой трети XIX века. На этом фоне странный, доверчивый, нелепый и, как казалось окружающим, не вполне нормальный царь, в отрочестве крещенный в православии, но не расстающийся с лютеранским молитвенником, был обречен. Тем более что Петр III и не защищался. Поначалу он не верил в происходящее, затем суетился, не зная, на что решиться, а позже плакал.

Бог весть, убили ли его под горячую руку, или он умер «от геморроидальных колик», но не оплакивал его никто, кроме Елизаветы Воронцовой. А о том, не забыла ли она своего странного любовника позже, во время долгого, продолжавшегося двадцать семь лет супружества, мы не узнаем никогда. Скорее всего, свергнутый император стал тенью, далеким, смутным воспоминанием. Она была счастлива в своем браке. Петр III собирался развестись и жениться на своей подруге, но императрица демонстративно благоволила к госпоже Полянской, и у нее не было причин жаловаться на жизнь.

Все это могло бы стать сюжетом романа — однако в XIX веке, в России, его не пропустила бы цензура, а в мире о нем мало кто знал. Сейчас о Петре и Елизавете забыли. Но истории о людях с ментальными особенностями любит сегодняшний Голливуд.

Рано или поздно он доберется и до наших героев, и мы, скорее всего, об этом пожалеем.

Императорская Российская Гобеленовая Мануфактура, Санкт-Петербург | Портрет графини Елизаветы Романовны Воронцовой (1739–1792) | Русский, Санкт-Петербург

Императорская Российская Гобеленовая Мануфактура, Санкт-Петербург | Портрет графини Елизаветы Романовны Воронцовой (1739–1792) | Русский, Санкт-Петербург | Метрополитен-музей

×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок:
Портрет графини Елизаветы Романовны Воронцовой (1739–1792)

Мануфактура:
Императорская Российская Гобеленовая Мануфактура, Санкт-Петербург

Производитель:
Мастерская Жана Батиста Ронде (работал в 1740–1764 гг. )

Дата:
1762 г.

Культура:
Россия, Санкт-Петербург

Середина:
Шерсть, шелк (22-24 основы на дюйм, 10 на см.)

Размеры:
В. 42 1/2 x Ш. 34 дюйма (108 x 86,4 см)

Классификация:
Текстиль-гобелены

Кредитная линия:
Дар Алисы Э. Ван Орден, 1962 г.

Регистрационный номер:
62.105

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Публикации музея

«Возрождение современных гобеленов в Метрополитен-музее»: Бюллетень Метрополитен-музея, т.

44, вып. 4 (весна 1987 г.)

Бюллетень Метрополитен-музея, т. 25, вып. 5 (январь 1967 г.)

Европейские постсредневековые гобелены и связанные с ними драпировки в Метрополитен-музее, тома I и II

Похожие произведения искусства

  • Императорская Российская Гобеленовая Мануфактура, Санкт-Петербург
  • Жан Батист Ронде
  • Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство
  • Шелк
  • Гобелены
  • Текстиль
  • Шерсть
  • Из Азии
  • Из России
  • Из Санкт-Петербурга
  • С 1600 по 1800 г. н.э.

Ресурсы для исследований

Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство в Метрополитене

Обширная коллекция европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства Метрополитена отражает развитие ряда форм искусства в странах Западной Европы с начала пятнадцатого до начала двадцатого века.

Портрет графини Елизаветы Романовны Воронцовой #27338594

>
>
>
>
>
>

Фотопринт

Плакат

Рамка

Открытки

Поздравительные открытки

Пазл 9 0007

Кружка для фото

Фото в комплекте

Печать на холсте

любимый

Выберите свой продукт
Фотографии в рамке (от €55,03)
Премиум обрамление (от €132,08)
Фотопечать (от €7,70)
Пазлы (от €33,01)
Печать постеров (от €14,30)
Печать на холсте (от €33,01)
Художественные репродукции (от 44,02 евро)
Смонтированные фотографии (от €14,30)
Металлические принты (от €75,96)
Карты (от €7,14)
Предметы домашнего обихода (от €8,79)
Загрузка изображений

выкуп

Красивые фотопечати и подарки

изображение

Профессионально напечатанные

инвентарь

Фотопечать на складе 9 0007

thumb_up

Профессиональное качество отделки

алмаз

Изготовлен из высокопрочного качественные материалы

inventory_2

Тщательно упаковано для обеспечения безопасной доставки

Портрет графини Елизаветы Романовны Воронцовой (1739-1792) 1762 Императорская Российская Гобеленовая Мануфактура

Портрет Графини Елизаветы Романовны Воронцовой (1739-1792) 1762 Императорская Российская Гобеленовая Мануфактура, Санкт-Петербург ткачество мастерской в ​​своей новой столице, Санкт-Петербурге. Хотя многие из гобеленов, сделанных в мастерской, брали за основу картины старых мастеров, таких как Рембрандт и Ван Дейк, некоторые из них были более необычными. Исключителен этот портрет скандальной любовницы царя Петра III. В возрасте всего лишь двадцати трех лет, когда она ткала, мягкий румянец ее щек и роскошные материалы ее платья были превосходно переданы ткачихой, обученной гобеленам. Портрет графини Елизаветы Романовны Воронцовой (1739 г.)-1792) 228851

Мы рады предложить этот отпечаток в сотрудничестве с Piemags

Редакционная электростанция для специалистов по стоковым фотографиям

Media ID 27338594

Галереи

>
>
>
>

>
>
>

>
>
>
>
>
>

Полный ассортимент художественной печати

Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Плакатная печать
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

Рамочная печать 9 0181
Современная рама и наклеенные изображения — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Открытки
Открытки с фотографиями — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок на любой случай

9018 0 Фотокружка
Наслаждайтесь любимым пить из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для близких, друзей или коллег по работе

Mounted Photo
Фотоотпечатки поставляются в специально вырезанных карточках, готовых к обрамлению

Печать на холсте
Печать на холсте добавляет цвет, глубину и текстуру в любое пространство. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готовый к подвешиванию

Репродукция репродукции
Наши репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью — это лучшее, что может быть после владения оригинальным произведением искусства. хранители музеев

Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных печатных технологий, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Каркас премиум-класса
Рама из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой монтажной пластиной для консервации — профессионально изготовлены и Ready to Hang

Большая сумка
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски

Подушка
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Стеклянная рама
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке

Acrylic Blox
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный настольный принт

Старинные рамы
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и наклеенных рамах — профессионально изготовленные и готовые к подвешиванию

Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества в прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой, который можно вытирать и очищать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *