50 лучших фильмов в жанре артхаус. Странное и необычное авторское кино
Артхаус или арт-хаус – тот самый жанр, который дает максимальную творческую свободу автору произведения. Рамки фантазии никто не ограничивает, так что, «из-под пера», а вернее с помощью кинокамеры появляются ожившие сны, ландшафты грез и ни с чем несравнимые миры. В нашей новой мини-энциклопедии – анализ самого важного и значимого артхаусного кино, рейтинг лучших картин этого необычного жанра. При формировании подборки мы избегали сильного заумствования и не погружались в дебри малоизвестного кино. Этот список оставлен из лент весьма известных режиссёров, из картин, которые оставили свой существенный след в истории кинематографа.
50. Наука сна / La science des rêves (2006)
Мишель Гондри в своей лучшей форме: эта иррациональная история о неприметном парне, который, помогая поднять пианино, познакомился с двумя соседками, выглядит настоящим калейдоскопом сна и реальности. Гаэль Гарсиа Берналь и Шарлотта Генсбур великолепны в своих ролях, а число «фишек» на минуту экранного времени зашкаливает – так что, одного просмотра для этой ленты явно мало. С другой стороны, если вы хотите начать знакомиться с творчеством маэстро, лучше кандидата на просмотр не придумать.
49. Быть Джоном Малковичем / Being John Malkovich (1999)
Спайк Джонс облек сценарий Чарли Кауфмана в настоящую «плоть и кровь». Джон Кьюсак, Кэмерон Диаз и, конечно же, сам Джон Малкович разыгрывают повесть о том, как клерк обнаружил потайной ход в голову известного актера, словно по нотам – а общая конструкция пазла к финалу собирается в настоящий монолит. Блестящее произведение.
48. Реальность / Réalité (2014)
Вложенные реальности Квентина Дюпье – роман о поисках «самого лучшего крика» быстро превращается в наслоение самых мрачных фантазий на тонкую ткань бытия. Дикий, смешной, дерзкий – фильм просто не в состоянии оставить равнодушным никого.
47. Женщины на грани нервного срыва / Mujeres al borde de un ataque de «nervios» (1988)
Педро Альмодовар, как он есть – «Женщины на грани нервного срыва» (с Кармен Маура и Антонио Бандерасом в главных ролях) с иронией опишут историю запутавшейся в неприятностях девушки. Ювелирный анализ всех составных частей чувства под названием «любовь», неповторимый авторский почерк – после этой картины стало абсолютно ясно, что режиссер «пойдет в гору».
46. Клык / Κυνόδοντας (2009)
О, это особенное блюдо! «Клык» действительно не похож ни на что: Йоргос Лантимос рисует картину изолированной от внешнего мира семьи, живущей в свете причудливых законов. Фантазия тут действительно извращенная («нельзя покинуть дом, до тех пор, пока у тебя не выпадет правый клык»), но тем увлекательнее то, как развиваются события – твистов будет, поверьте, много.
45. Амаркорд / Amarcord (1973)
«Фотоальбом» воспоминаний Федерико Феллини. Ностальгия по курортному городку Римини, в котором вырос режиссер, палящее солнце, бурлящая кровь и причудливые реверансы судьбы. Настоящая жизнь на экране.
44. Видеодром / Videodrome (1982)
Липкий кошмар Дэвида Кроненберга, который проникает в самую подкорку сознания. В 1982 году маэстро не стесняли никакие рамки, так что он развернулся по полной. Ну, а провидческая часть «Видеодрома» заслуживает долгих и продолжительных аплодисментов.
43. Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel (2014)
Математический эксперимент, в котором форма явно важнее содержания. Уэс Андерсон, как обычно, строит перфекционистскую конструкцию, где герои и сюжет подчинены лишь общему ритму действия, настроению, но не смыслу событий. Отшлифованный до блеска эксперимент в хорошем смысле поражает.
42. Необратимость / Irréversible (2002)
Анализ того, что мы называем «время» – Гаспар Ноэ лихо строит обратную проекцию событий, не стесняясь шокирует и буквально выворачивает наизнанку жизненный путь героев. Алекс (Моника Беллуччи) и Маркус (Венсан Кассель) здесь «ну просто, как живые», а сюжет достоин того, чтобы как следует пораскинуть мозгами.
41. Кирпич / Brick (2005)
Райан Джонсон в режиссерском кресле, Джозеф Гордон-Левитт в главной роли: повесть о аутсайдере Брендане Фрайе, который пытается найти появившуюся и столь же внезапно пропавшую подружку, к финалу превращается в какой-то жуткий поток сознания. Настолько же страшный, насколько и притягательный.
40. Внутренняя империя / Inland Empire (2006)
Один из наиболее личных фильмов Дэвида Линча – Лора Дерн и Джереми Айронс здесь играют актеров, которые, начав сниматься в новом фильме, постепенно перестают понимать, где кинематография, а где же реальность. Как всегда, у режиссера в любом кадре – множество головоломок, а препарированию опять подвержен злосчастный Голливуд.
39. Рассекая волны / Breaking the Waves (1996)
Неровное, сумбурное, но исключительно мощное полотно Ларса фон Триера – роман о жертве во имя любви. Эту картину трудно полюбить – ее надо лишь попытаться воспринять и постараться стать чуточку лучше.
38. Адаптация / Adaptation (2002)
И снова Спайк Джонс снимает по сюжету Чарли Кауфмана (и рассказывает о самом Чарли Кауфмане). Актерский ансамбль тут воистину звездный (Николас Кейдж, Мэрил Стрип, Брайан Кокс, Тильда Суинтон), калейдоскоп сознания сценариста представлен идеально (включая и фантазии, и душевные муки), а гротескная форма повествования погружает зрителя в другой мир.
37. Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)
Невероятно тяжелое и драматичное полотно – роман о несбывшихся надеждах. Жесткая режиссура Даррена Аронофски может к финалу довести до нервного срыва, а к игре Джареда Лето и Дженнифер Коннелли невозможно придраться.
36. Ангел-истребитель / El Ángel exterminador (1962)
Пришествие снов Луиса Бунюэля в наш мир: гости не могут уйти из столовой после роскошного ужина и постепенно начинают деградировать. Блестящие мизансцены, эталонная проработка странного мира; здесь все на своих местах.
35. Танец реальности / La Danza de la Realidad (2013)
Последняя точка в психоанализе Алехандро Ходровски. Тут и биография, и ретроспектива отношений с отцом, и революционные настроения в Чили образца тридцатых годов ХХ века – и эти эмоции, чувства, образы удивительным образом складываются в настоящий танец.
34. По ту сторону черной радуги / Beyond the Black Rainbow (2010)
Кинодебют Паноса Косматоса – абсолютно необычная манера съемки, чрезмерное увлечение светофильтрами… К счастью, сын великого Джорджа П. Косматоса не ударил в грязь лицом, картину не просто интересно «разглядывать» – ее сюрреалистичный сюжет о побеге из лабиринта к развязке наполняется какими-то античными страстями.
33. Она / Her (2013)
Спайк Джонс? Да вы издеваетесь? Отнюдь – ленту «Она» мы ни в коему случае не могли проигнорировать в этом рейтинге. Во-первых, лента о писателе, который влюбился в операционную систему, исключительно злободневна. Во-вторых, Хоакин Феникс творит на экране настоящие чудеса. И, наконец, в-третьих – фильм просто классный!
32. Четыреста ударов / Les quatre cents coups (1959)
Неповторимый почерк Франсуа Трюффо лучше всего заметен в дебюте маэстро, ленте «Четыреста ударов». Эта мрачная история о трудном подростке Антуане Дуанеле к финалу так дернет за ниточки, что заплакать могут даже самые суровые мужчины. Ну а по части увлекательности рассказа этой простой, в общем-то, истории, картине просто нечего противопоставить.
31. Cтрах и ненависть в Лас-Вегасе / Fear and Loathing in Las Vegas (1998)
Вряд ли кто-либо еще мог экранизировать книгу Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в сердце американской мечты», кроме как Терри Гиллиам. И вряд ли кто мог лучше сыграть героев произведения, чем Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Тоби Магуайр, Кристина Риччи и Гэри Бьюзи. Получилось «на пять с плюсом» – именно такое действо мы и представляли, читая роман.
30. 4 / 4 (2005)
Ожившие кусочки повестей Владимира Сорокина – Илья Хржановский мастерски управляется с этим многоплановым «пирогом» различных сюжетных линий и подводит их истинному катарсису финала. По атмосфере картина абсолютно гениальна.
29. Крот / El Topo (1970)
Та лента, с которой началось восхождение Алехандро Ходоровски на мировой кино-Олимп – режиссера заметил сам Джон Леннон. Этот вычурный псевдо-вестерн заложил авторский стиль «психоанализа на экране» – местами страшного, апеллирующего к низменному, но, без сомнения, эффективного.
28. Персона / Persona (1966)
Жестокая психологическая драма Ингмара Бергмана об одиночестве души в этом мире. Знаменитая актриса Фоглер замолкает прямо на сцене – и с тех пор продолжает молчать. Сможет ли медсестра Альма помочь героине?
27.
Аталанта / L’Atalante (1934)
«Антланта» Жана Виго – история свадебного путешествия капитана баржи Жана и его супруги Жюльетты по каналам Франции к Парижу. Поэтическая романтика, отражение эпохи, тончайшая история любви и житейская мудрость – право слово, режиссера трудно перехвалить.
26. Лунный свет / Moonlight (2016)
Оскароносная драма Барри Дженкинса – роман о становлении личности, превращении мальчика в мужа. Прецизионно выстроенная композиция картины позволяет прочувствовать на себе все трансформации героя, а каждый кадр, что называется, «просится в рамочку, да на стену».
25. Синий бархат / Blue Velvet (1986)
Необузданная фантазия Дэвида Линча с излюбленным актерским составом маэстро (Кайл МакЛоклен, Деннис Хоппер, Лора Дерн): расследование ужасов провинциального городка быстро превращается в путешествие в иной мир, странный и жутковатый. Почерк Линча к 1986 году уже отшлифован до блеска, а действие выстроено безукоризненно.
24. Фанни и Александр / Fanny och Alexander (1982)
Найдите 312 минут на полную версию этой ленты – и «Фанни и Александр» могут стать одним из наиболее важных впечатлений от кинематографа. Абсолютно магическая повесть о трех годах жизни детей (Александра и Фанни Экдаль) в строгой режиссуре Ингмара Бергмана заставит вас поверить в невозможное.
23. Бразилия / Brazil (1985)
Главная антиутопия ХХ века – размашистый почерк Терри Гилиама тут как нельзя кстати, переплетение снов и реальности физически ощутимы, а общая беспощадность действия подчинена глобальной цели. Браво.
22. Опасное пробуждение / Wake in Fright (1970)
«Опасное пробуждение» Теда Котчеффа с Дональдом Плезенсом в главной роли – роман о ночных трипах провинциального учителя, настоящем погружении в безумие. Экзистенциальная притча разительно отличается от поздних, куда более традиционных, работ автора (скажем, глядя «Первую кровь» или «Уик-энд у Берни», никак нельзя подумать, что их создатель выплеснул в свои годы на экран такое концентрированное безумие) и предлагает полноценный «микроскоп» отслеживания героя, плюс череду рубленых образов, каждый из которых остается в памяти.
21. Святая Гора / The Holy Mountain (1973)
Выплеск всех тайных мечтаний и фантазий Алехандро Ходоровки на экран. Получивший карт-бланш от Джонна Ленона на полную творческую свободу, режиссер снял, вероятно, наиболее странный, гротескный и притягательный фильм, из всех, какие выходили в ХХ веке. Это липкое сумасшествие, пиршество ортодоксальной визуалистики, однако, не рассыпается к финалу, словно карточный домик – как многие подобные экзерсисы. Напротив, «Святая гора» сплетается в настоящий гимн жизни – за что перед режиссером стоит снять шляпу и раскланяться.
20. На последнем дыхании / À bout de souffle (1960)
Джин Сиберг и Жан-Поль Бельмондо листают в ленте Жана-Люка Годара – рассказе об угонщике Мишеле Пуакаре. «Химия» между героями, ошеломляющий непрерывный монолог, резкий финальный твист – эта картина не даром вошла во все учебники по кино.
19. Черная луна / Black Moon (1975)
Великий Луи Маль в «Черной луне» замахнулся, ни много, ни мало на «Алису в стране чудес» – и подошел к съемкам с поразительной элегантностью и изысканностью. Калейдоскоп «гражданской войны полов», мозаика снов и причудливых картин кажутся бегом по лабиринту бессознательного, воплощением сюрреализма и ожившими картинами Сальвадора Дали. «Рисовать яблоко, как оно есть? Увольте!»
18. Пустоши / Badlands (1973)
Мартин Шин и Сисси Спейсек в «Пустошах» Терренса Малика разыгрывают реальные события, произошедшие в 1959 году. Тогда Кит и Холли убили отца девушки, запрещавшего им встречаться, и пустились в бега. Как и в последующих произведениях, для Малика куда важнее внутренний мир персонажей, чем внешняя фабула событий – в итоге, картина, что называется «попадает в самое яблочко».
17. Конформист / Il conformista (1970)
Бернардо Бертолуччи исследует природу деспотизма на примере доктора Марчелло Клеричи, которого немецкие власти отправляют во Францию, дабы устранить профессора-антифашиста. Каноническая режиссура, рубленые образы, нетипичный подход к съемке – перед нами настоящий шедевр.
16. Энни Холл / Annie Hall (1977)
Бесконечный монолог Вуди Аллена – то ли комедия, то ли попытка выговориться о неудачах прошлого, то ли способ понять, почему героя преследуют неудачи в личной жизни. Вовлечение в процесс полное, за этим потоком сознания просто приятно наблюдать.
15. Селин и Жюли совсем заврались / Céline et Julie vont en bateau: Phantom Ladies Over Paris (1974)
Выдумка, сон, реальность, явь? В лентах Жака Риветт трудно отличить одно от другого, но именно «Селин и Жюли совсем заврались» можно назвать апофеозом фирменного почерка режиссера – повествование здесь исключительно пластично, настолько, что кажется, того и гляди, оно пройдет сквозь ткань реальности.
14. Зеркало (1974)
Глубочайший фильм Андрея Тарковского – страх потери, попытка окунуться в воспоминания детства, надежды и мечты… Биографический эпик, в котором чувства оказываются куда важнее событий, картина-настроение, личная, выстраданная история.
13. Белая лента / Das weiße Band (2009)
Михаэль Ханеке описывает жизнь деревни в протестантской северной Германии в канун Первой мировой войны. Трагическое событие ли произошло – или был совершен некий ритуал? Расследование быстро превращается в анализ природы тоталитаризма, далее все заходит уже в какую-то первобытную лигу страстей – что же, Ханеке как никто другой умеет препарировать пороки.
12. Этот смутный объект желания / Cet obscur objet du désir (1977)
Вероятно, наиболее значимая картина Луиса Бунюэля – проникновенная попытка анализа мужской и женской сущностей, осознание вечного конфликта полов и погружение в потаенные фантазии. Как всегда, у режиссера на первом плане подсознательное, а не сознательное – так что, лента становится настоящей прогулкой по закоулкам чувств.
11. Асса (1987)
Фильм-настроение, фильм-ритм, фильм, предсказавший будущее. Заснеженные пальмы, рок-музыка, сны главного героя – все это под эпиграфом путешествия в настоящий новый мир. Если и есть фильм, собравший все лучшее из восьмидесятых годов ХХ века, то, он перед нами.
10. Страсти Жанны д`Арк / La passion de Jeanne d’Arc (1928)
Азбука кино от Карла Теодора Дрейера – исключительно мощная режиссерская работа, фирменная камера, которая буквально проникает в души героев, мощнейший финал. Как ни крути – перед нами не только пример необычного для своих лет и исключительно авторского взгляда на классическую историю, но и фундаментальная работа, во многом определившая развитие кинематографа.
9. Голова-ластик / Eraserhead (1977)
Один из самых страшных фильмов ХХ века – и, конечно же, самых необычных. Дэвид Лин выплеснул на экран все свои страхи, буквально препарировал ужас и довел ситуацию до полноценной точки кипения. Осторожно! Не вздумайте смотреть это кино поздно ночью!
8.
Донни Дарко / Donnie Darko (2001)
Неожиданный успех Ричарда Келли. Снятая всего за 28 дней жанрово-неопределенная картина, на которую с большим трудом нашли прокатчика, сегодня вошла в учебники по кино, разошлась на мемы и стала настоящей притчей во языцех. Секрет прост: повесть о старшекласснике Донни, который (вроде бы) получил сверхспособности, позволяющие ему воздействовать на время и судьбы, является той самой идеальной головоломкой, способной взбудоражить чувства каждого. Чистый бриллиант, сверкающий множеством граней.
7. Танцующая в темноте / Dancer in the Dark (2000)
К творчеству Ларса фон Триера можно относиться по-разному, но то, что произведения маэстро умеют будоражить чувства, несомненно. «Танцующая в темноте» – наиболее отшлифованная и, можно сказать, выстраданная работа режиссера, во многом построенная на эталонной игре Бьорк (впрочем, Катрин Денев, Дэвид Морс и Петер Стормаре тоже исключительно сильно выглядят в кадре). Дикая, тяжелая, но исключительно важная и сильная история кажется настоящей прививкой от людских пороков.
6. Мертвец / Dead Man (1995)
Провалившийся в прокате, разнесенный критикой в пух и прах – и, спустя годы, ставший культовым шедевр Джима Джармуша. Путешествие героя Джонни Деппа по реке – настоящее медитативное приключение, взывающее к первобытным образам и апеллирующее прямиком к чувствам, минуя разум. Пример настоящего искусства, которое опередило свое время.
5. Малхолланд Драйв / Mulholland Dr. (2001)
Головоломка «на века» – то ли препарирование чужого сна, то ли эпитафия несбывшимся надеждам, то ли сатира на механизмы функционирования современного Голливуда (как сейчас принято считать). Вне зависимости от этого, гипнотический сеанс путешествия по ландшафтам грез кажется настоящим откровением – даже спустя много лет после выхода.
4. Древо жизни / The Tree of Life (2011)
Даже если бы неподъемный замысел «Древа жизни» был реализован лишь наполовину, Терренсу Малику стоило поставит памятник. К счастью, режиссеру удалось перенести на экран большую часть своих идей и мыслей – взросление героя в ленте преломляется в аллюзию эволюции жизни на Земле, сплетаясь в гимн невиданной мощи и ярости. Брэд Питт, Шон Пенн и Джессика Честейн сыграли безукоризненно.
3. Банда аутсайдеров / Bande à part (1964)
Знаковый фильм «новой волны», заложивший каноны современного кинематографа, разошедшийся на миллионы цитат, послуживший фундаментом для многих наработок Квентина Тарантино (а также давший название его студии). Жан-Люк Годар в лучшей форме, Анна Карина, Даниэль Жирар и Луиса Кольпейн «как живые» в своих ролях, а сюжет о попытке ограбления к финалу приобретает шекспировский накал страстей.
2. Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
На пятидесятом месте нашего рейтинга оказалась картина Мишеля Гондри – его же произведение заняло вторую позицию в «общем командном зачете». «Вечное сияние чистого разума» предлагает тот самый уникальный сплав авторского видения реальности, переплетение снов и мечтаний, которое способно достучаться до сердец всех и каждого. Причудливый сценарий Чарли Каумфана тут приправлен авторским видением Гондри, Джим Керри и Кейт Уинслет абсолютно органичны в своих ролях, а история о стирании и возврате памяти может служить как мелодраматической аллюзией, так и попыткой расшифровать механизмы работы нашего разума.
1. Город потерянных детей / La cité des enfants perdus (1995)
Марк Каро и Жан-Пьер Жене сняли, вероятно, самый причудливый киноэксперимент во всей истории кинематографа. Число визуальных находок сводит с ума, сеттинг изумляет, «цепочки событий» гипнотизируют – итак, ученый Кранк похищает детей, все ради того, чтобы трансформировать их сны в собственные… Изысканные приемы режиссуры Жене тут приправлены безумием Каро и оттенены ролями Рона Перлмана и Доминика Пинона: более «вкусного» блюда в подборке артхаусных картин найти невозможно.
Стас Устенко
20 октября 2020 года
Редакция Hi-Fi.ru
Теги: Кино,
Подборки,
Топы,
Артхаус,
Арт-хаус
Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен
10 артхаусных фильмов, которые изменят ваш взгляд на кино
4 августа 2021
Ликбез
Кино
Джармуш, Гринуэй и Бергман вовсе не так сложны, как может показаться.
Артхаусу сложно дать точное определение. Обычно сходятся на том, что это кино «не для всех», фильмы, не рассчитанные на массовую аудиторию. Подобные работы редко собирают кассу. Даже внятно определить жанр таких картин не всегда получается.
При этом артхаус и авторское кино далеко не одно и то же. Так, авторский фильм вполне может быть мейнстримовым. Достаточно вспомнить Квентина Тарантино и Уэса Андерсона, чьи ленты выделяются своей яркостью и самобытностью, но при этом собирают огромные залы и любимы широким кругом зрителей.
Артхаус зачастую гораздо смелее и раскрепощённее в плане постановки и поднимаемых тем, порой довольно острых или неприглядных. Иногда режиссёр даже не ставит цель рассказать понятную историю, а вместо этого целиком сосредоточивается на какой‑то философской идее или внутренних переживаниях персонажа. И при этом постановщик может пользоваться крайне необычными творческими приёмами, которые редко увидишь в мейнстримовом кино.
1. Персона
Persona
- Швеция, 1966 год.
- Триллер, драма.
- Длительность: 85 минут.
- IMDb: 8,1.
Кадр из фильма «Персона»
Известная актриса Элизабет Фоглер внезапно перестаёт разговаривать прямо посреди выступления. Чтобы помочь женщине, психиатр отправляет её в домик у моря в компании с болтливой сиделкой Альмой.
Любимый режиссёр интеллектуалов Ингмар Бергман снял более 60 картин, не считая поставленных им спектаклей. Одолеть всю фильмографию шведа — непростой челлендж. Но хотя бы эпатажную и загадочную «Персону» оценить стоит.
В конце концов, легендарный кадр, в котором лица актрис Лив Ульман и Биби Андерссон сливаются в одно, — именно отсюда. Потом этот приём цитировали и Вуди Аллен в «Любви и смерти» (1975), и Пак Чхан‑ук в «Олдбое» (2003), и многие другие режиссёры.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Что ещё посмотреть у Ингмара Бергмана:
- «Седьмая печать» (1957).
- «Земляничная поляна» (1957).
- «Молчание» (1963).
- «Шёпоты и крики» (1972).
2. Зеркало
- СССР, 1974 год.
- Драма, биография.
- Длительность: 107 минут.
- IMDb: 8,1.
Рассказать, что происходит в «Зеркале», очень сложно. Ведь сюжета тут фактически нет. Действие разворачивается в разных временных пластах: до, во время и после войны. Воспоминания героя чередуются со стихами Арсения Тарковского, отца режиссёра, а иногда фильм вовсе становится похожим на чьё-то сновидение.
Самый необычный по форме и в то же время самый личный фильм Андрея Тарковского. За основу режиссёр взял драматические эпизоды из своего детства: уход отца из семьи, сгоревший дом и другие подлинные детали биографии. Немало экранного времени уделяется фигуре матери. Причём Тарковскому так понравилась игра Маргариты Тереховой в этой роли, что он решил снять её же и в образе своей первой жены Ирмы.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Что ещё посмотреть у Андрея Тарковского:
- «Ностальгия» (1983)
- «Жертвоприношение» (1986)
3. Повар, вор, его жена и её любовник
The Cook, the Thief, His Wife & Her Lover
- Нидерланды, Великобритания, Франция, 1989 год.
- Драма, криминал.
- Длительность: 124 минуты.
- IMDb: 7,6.
youtube.com/embed/gxpQomMfvIM» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Вор Альберт Спика каждый вечер ужинает в ресторане вместе со своей бандой. Всегда с ним его жена Джорджина, уставшая от издевательств мужа‑тирана. Однажды она встречает в заведении полную его противоположность — интеллигентного Майкла, с которым завязывает роман. Благодаря повару Ричарду любовникам удаётся тайно встречаться. Но муж всё же узнаёт об измене.
Питер Гринуэй написал сценарий и срежиссировал фильм так, что получилась фактически античная трагедия. Костюмы героям придумал модельер Жан‑Поль Готье.
Картина может стать культурным шоком для неподготовленного зрителя. Она в равной степени отталкивает и притягивает, ведь Гринуэй умеет работать с гротеском, как никто другой. Про концовку лучше ничего не читать заранее, чтобы она произвела должный эффект.
Не меньше удивит в этом фильме Майкл Гэмбон (особенно тех, кто привык видеть его в роли мудрого Альбуса Дамблдора из «Гарри Поттера»). Здесь он воплотил образ ужасно вульгарного и грубого бандита.
Что ещё посмотреть у Питера Гринуэя:
- «Зед и два нуля» (1985).
- «Отсчёт утопленников» (1988).
4. Европа
Europa
- Дания, Швеция, Франция, Германия, Швейцария, Испания, 1991 год.
- Триллер, драма.
- Длительность: 112 минут.
- IMDb: 7,6.
Кадр из фильма «Европа»
Германия, 1945‑й год. Американец Леопольд Кесслер, думая, что война закончилась, идёт работать на железную дорогу проводником. И с этого его проблемы только начинаются.
Начать смотреть безумного гения Ларса фон Триера можно как раз с «Европы». Именно здесь ярче всего проявилась любовь автора к необычному визуальному ряду: картина стилизована под старое чёрно‑белое кино, но периодически в повествование врываются вкрапления цвета. Они играют важную роль в понимании смысла.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Что ещё посмотреть у Ларса фон Триера:
- «Танцующая в темноте» (2000).
- «Догвилль» (2003).
- «Нимфоманка» (2013).
- «Дом, который построил Джек» (2018).
5. Мертвец
Dead Man
- США, Германия, Япония, 1995 год.
- Притча, фэнтези, драма, приключения, вестерн.
- Длительность: 121 минута.
- IMDb: 7,6.
Дикий Запад, 1880‑е годы. Счетовод Уильям Блейк приезжает в городок, где ему обещали работу, но место оказывается занято. Да ещё случайно выходит так, что за голову героя назначают награду. Уильяму приходится бежать в лес. Блуждая там, он знакомится с индейцем, предпочитающим зваться Никто.
Фильм‑притчу Джима Джармуша в своё время обругали и не поняли. Даже главный американский критик Роджер Эберт не сумел вникнуть в картину. Сейчас в это сложно поверить, ведь Джармуша считают едва ли не символом независимого кино, а роль в «Мертвеце» — одной из лучших в карьере Джонни Деппа.
Что ещё посмотреть у Джима Джармуша:
- «Более странно, чем в раю» (1984).
- «Кофе и сигареты» (2003).
- «Выживут только любовники» (2013).
6. Любовное настроение
Faa yeung nin wa
- Гонконг, 2000 год.
- Драма, мелодрама.
- Длительность: 98 минут.
- IMDb: 8,1.
Гонконг, 1962 год. Журналист Чоу и секретарша Су в один и тот же день въезжают в две соседние комнаты в большой коммунальной квартире. У него есть жена, а у неё — муж, но те почти никогда не бывают дома. Вскоре между Чоу и Су завязывается дружба. И в какой‑то момент оба понимают, что их супруги изменяют им друг с другом.
Это идеальная картина для знакомства с творчеством Вонга Карвая. Тут есть все характерные черты его почерка: завораживающий визуальный ряд, гениальная игра света и тени, а также мир на грани сна и реальности. Зрителю нужно быть готовым поломать голову над тем, что происходит на экране, ведь никаких прямолинейных объяснений тут не дадут. Но как раз эта недосказанность больше всего завораживает.
Лучший способ проникнуться этой картиной — быть как можно более внимательным к деталям (они тут очень важны). Тогда вы поймёте, почему «Любовное настроение» считается одним из лучших фильмов о чувствах.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Что ещё посмотреть у Вонга Карвая:
- «Дикие дни» (1990).
- «Чунгкингский экспресс» (1994).
- «2046» (2004).
7. Нелюбовь
- Россия, Франция, Бельгия, Германия, 2017 год.
- Драма.
- Длительность: 127 минут.
- IMDb: 7,6.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Супруги Женя и Борис разводятся. Они давно уже завели себе любовников и вот‑вот разъедутся. Единственное, что ещё держит их вместе, — квартира, которую они никак не продадут. Ещё у героев есть общий сын, который их совершенно не заботит. Но однажды мальчик просто исчезает.
Абсолютная смысловая противоположность предыдущему фильму из списка. Андрей Звягинцев безжалостно показывает, как нелюбовь отравляет существование нескольких поколений людей. Это некомфортное кино, которое не ставит себе целью развлекать зрителя. Скорее, дать тяжёлую пощёчину.
В России эта картина пришлась по вкусу далеко не всем. На родине фильмы Звягинцева постоянно ругают за русофобию и называют «чернухой», однако на Западе «Нелюбовь» получила пять премий и даже номинировалась на «Оскар».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Что ещё посмотреть у Андрея Звягинцева:
- «Елена» (2011).
- «Левиафан» (2014).
8. Счастливый Лазарь
Lazzaro felice
- Италия, Швейцария, Франция, Германия, 2018 год.
- Фэнтези, драма.
- Длительность: 128 минут.
- IMDb: 7,5.
В крошечной итальянской деревушке Инвиолата живёт всего несколько десятков человек. Они бесплатно трудятся на табачной фабрике, принадлежащей маркизе де Луна, и не протестуют против своего положения. Всё меняется, когда на производство приезжает избалованный сын хозяйки, Танкреди, и заводит дружбу с местным юношей по имени Лазарь.
Это всего лишь третья работа 38‑летней Аличе Рорвахер, но критики всего мира ждали фильм с особенным интересом. Ведь с предыдущей картиной «Чудеса» девушка взяла Гран‑при Каннского кинофестиваля и заслужила неофициальное звание новой надежды итальянского кинематографа.
Лента в очень вольной форме пересказывает библейскую историю о воскресшем Лазаре. Герои в этом кино существуют будто вне времени, а внешность дебютанта Адриано Тардиоло, сыгравшего главную роль, кто‑то очень точно сравнил с Тимоти Шаламе, если бы того нарисовал Боттичелли.
Что ещё посмотреть у Аличе Рорвахер:
- «Небесное тело» (2011).
- «Чудеса» (2014).
9. Маяк
The Lighthouse
- Канада, США, 2019 год.
- Ужасы, фэнтези, драма.
- Длительность: 109 минут.
- IMDb: 7,5.
Действие происходит примерно в 1890‑е годы. Молодой человек Эфраим Уинслоу устраивается помощником смотрителя маяка. Его недружелюбный шеф, Томас Уэйк, не позволяет новичку управлять светом. Вдобавок он постоянно унижает своего подчинённого и даёт ему нелепые задания. Постепенно Эфраим начинает сходить с ума.
Роберт Эггерс ещё в своём первом фильме показал, что в ужасах есть место для артхауса. Его «Ведьма» (2017) пугала параноидальной атмосферой, заставляя зрителя сомневаться, что из показанного происходит по‑настоящему, а что только кажется реальным. В «Маяке» состояние безумия, в котором пребывают герои, достигает своего пика.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Что ещё посмотреть из современных артхаусных ужасов:
- «Ведьма» (2017), реж. Роберт Эггерс.
- «Реинкарнация» (2018), реж. Ари Астер.
- «Солнцестояние» (2019), реж. Ари Астер.
10. Пугало
- Россия, 2020 год.
- Драма.
- Длительность: 72 минуты.
- IMDb: 6,6.
Кадр из фильма «Пугало»
Якутская затворница лечит односельчан одной ей понятным мистическим способом. После этого люди действительно выздоравливают. Но за каждый сеанс женщине приходится жестоко расплачиваться.
За последние десять лет якутский кинематограф успел прославиться на весь мир своей самобытностью. Но подлинным открытием стали фильмы Дмитрия Давыдова ― обычного учителя, снимающего кино на собственные деньги.
Неожиданно для всех его последняя работа «Пугало» взяла главный приз «Кинотавра». Раньше картинам из Республики Саха даже не удавалось войти в конкурсную программу.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Что ещё посмотреть из якутского артхауса:
- «Костёр на ветру» (2016), реж. Дмитрий Давыдов.
- «Нет бога, кроме меня» (2018), реж. Дмитрий Давыдов.
- «Царь‑птица» (2018), реж. Эдуард Новиков.
- «Чёрный снег» (2020), реж. Степан Бурнашев.
- «Иччи» (2020), реж. Костас Марсаан.
Читайте также 🧐
- 20 авторских фильмов последних лет для тех, кто устал от блокбастеров
- 10 фильмов про байкеров, после которых в вас проснётся дух бунтарства
- 8 лучших фильмов ужасов 2020 года для тех, кому не хватает острых ощущений
- 30 лучших корейских фильмов, которые стоит посмотреть
- 15 экранизаций Рэя Брэдбери: от классики кино до артхауса и мультфильмов
Инди, иностранные и документальные фильмы
Автор: Паджиба Стафф | Фильм | 29 декабря 2020 г. |
Автор: Паджиба Стафф | фильм | 29 декабря 2020 г. |
На этой неделе мы празднуем кино 2020 года, к лучшему и к худшему! Наши критики представят нашу ежегодную дерзкую дань уважения фильмам, которые мы ненавидели, нашу десятку лучших фильмов 2020 года, а также обзоры некоторых из самых горячих фильмов, которые сейчас транслируются. Возглавляет пакет наш тост за 15 потрясающих арт-хаусных предложений, представленных в этом году.
Если вы ищете возмутительные документальные фильмы, нежные драмы, звездную научную фантастику или душераздирающий ужас, мы предоставим вам все необходимое.
15. Кровавый нос, пустые карманы
«Поющий песню об изгоях, пьяницах и неудачниках, этот фильм — как бы вы его ни называли — приглашает зрителей в свои ряды, нежно вовлекает нас в серьезные дебаты, побуждая нам пить истории, впитывать атмосферу и глотать с трудом полученные уроки, найденные на дне бутылки». — Кристи Пучко
youtube.com/embed/uEvilRp8we4″ frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
14. Заппа
Как и его сюжет, фильм Заппа трудно классифицировать. Конечно же, это музыкальный документальный фильм, наполненный редкими концертными кадрами и говорящими головами, свидетельствующими об уникальном гении Фрэнка Заппы. Есть рассказы об излишествах и кадры, на которых он общается с Джоном Ленноном или Элисом Купером. Однако сумма всех этих частей представляет собой нечто совершенно иное. То, что режиссер Алекс Уинтер, известный как Билл и Тед, создал с благословения имения Заппы и полного доступа к его архиву, представляет собой портрет не только человека или художника, но и произведения, которое превращается в «произведение искусства». искусство.» Всегда больше похожий на музыканта, чем на мейнстримную фигуру, Фрэнк Заппа был композитором-авангардистом, который плодотворно пробовал себя в любом жанре, который ему нравился, с таким признанием, которое сделало его имя нарицательным почти исключительно в Восточной Европе. Если бы Уинтер просто пытался снять фильм, чтобы успокоить фанатов Заппы, это было бы удовлетворительным, но ограничивающим усилием — и я говорю это как человек, выросший на музыке Заппы. Самое замечательное в Zappa заключается в том, что вам не нужно любить Фрэнка Заппу или его музыку, или даже знать, кто он такой, чтобы извлечь что-то из этого фильма. Это не попытка закрепить музыкального гения в анналах истории, а исследование того, что нужно, чтобы стал гением. В случае с Фрэнком Заппой потребовался врожденный талант, свирепая независимая жилка и исключительная одержимость: воплотить музыку, которую он слышал в своей голове, в жизнь именно такой, какой он ее слышал, и ни для какой другой публики, кроме него самого. Он десятилетиями доводил себя и своих сотрудников до предела, постоянно гоняясь за формой совершенства, которую только он мог определить. Он бесконечно изобретал, создавал и бросал вызов, и он редко, если вообще когда-либо, был удовлетворен. В основном, однако, он никогда не переставал работать. Быть гением — это не то, что вам нужно это , это то, что вы делаете , за исключением почти всего остального. И это может сделать вас известным только в Восточной Европе. — Тори Престон
13. Кричи, королева! Мой кошмар на улице Вязов
«Я ждал Кричи, Королева! «Мой кошмар на улице Вязов » станет информативным и увлекательным путешествием по одному из самых противоречивых фильмов ужасов. И это абсолютно. Чимиенти и Дженсен устроили празднование 9-летия.0023 Кошмар Улица Вязов 2: Месть Фредди , которую обязательно нужно посмотреть как поклонникам слэшеров, так и любителям странных ужасов. Чего я не ожидал, так это того, насколько душераздирающей, но в конечном счете возвышающей будет его дуга на Паттоне. В этом фильме ужасов есть сияющая человечность, которая превращает его из захватывающего веселья в поистине колоссальное. Поскольку Паттон смело позволяет нам погрузиться в свои самые мрачные падения, мы можем более полно испытать последующие взлеты. И в результате получается путешествие, захватывающее и трагическое, радостное и ужасное, но в конечном счете волнующее». — Кристи Пучко
12. Его дом
«Один из самых захватывающих фильмов ужасов, которые я когда-либо видел за долгое время. Фильм Реми Уикса имеет тяжелый, неослабевающий вес, но он также элегантно построен, визуально авантюрен и основан на пара отличных выступлений со-лидеров Ṣọpẹ́ Dìrísù (очень хорошо сейчас в Gangs of London , которые вы должны посмотреть!) и Вунми Мосаку (которую вы должны узнать как Руби из Страна Лавкрафта ). Больше всего впечатляет то, как Уикс сплетает воедино типичные элементы ужасов — скримеры, жуткие дети — с более интуитивным исследованием в фильме повреждений, которые мы несем с собой, и нарушений, с которыми мы, возможно, никогда не справимся. Его Дом управляет этой сложной комбинацией вещей, которые осязаемо натыкаются в ночи, и вещей, которые закрадываются в вашу память, и это атака со всех сторон. — Роксана Хадади
11. Minari
« Minari Ли Исаака Чанга — это фильм, который заставляет вас исследовать ваши предвзятые представления об американской идентичности и о проекциях, которые мы на нее накладываем. Кто может провозгласить, что американское, а что нет? Кто есть, а кто нет? И кто вы такой, чтобы утверждать превосходство над кем-то на основе этого ответа? Объедините все эти вопросы с этой вводной строкой из Крестный отец («Я верю в Америку»), маликийское почитание американской земли (аналогично Mudbound ) и рассмотрение напряженности между старым и новым миром (напоминает Прощание ), и вы начнете видеть слои Minari . Полуавтобиографический фильм Чанга затрагивает самые разные эмоциональные уровни благодаря фантастическому актерскому составу, который понимает, как семья в центре этого фильма разрывается между мечтой, которая может никогда не осуществиться, и реальностью, которой может быть недостаточно. Номинация Стивена Юна на Оскар, когда?! — Роксана Хадади
10. Правдивая история банды Келли
«Тяжеловесом здесь является [Эсси] Дэвис, жестокая в трагичных и нежных сценах. Она мать, настолько яростная в своей любви, что она чертовски близка к дикой природе. Она злобно набрасывается на тех, кто угрожает ее выводку, и хватает дерзкого Неда за шкирку. Его волосы торчат между ее побелевшими костяшками пальцев, и она рычит, выражая угрозу и верность. У нее грязь под ногтями, огонь в глазах и кровь на руках. Она чудовищна, материнска и величественна. В одной захватывающей сцене она и Холт сталкиваются лицом к лицу в жестокой и мощной схватке, настолько динамичной, что я буквально врезался в стул». — Кристи Пучко
9. Another Round
« Another Round не заинтересован в прозелитизме вреда выпивки или преподавании своей аудитории черно-белого урока об алкоголе / В реальной жизни все не так, и Винтерберг глубоко заинтересован в том, чтобы рассказать реалистичную историю, даже с таким потенциально абсурдным сюжетом. Алкоголь действует по-разному от человека к человеку, и для нашей четверки псевдоученых результаты различаются. Некоторые справляются со своим напитком лучше, чем другие, а некоторые очень быстро поддаются зависимости. Есть как положительные, так и отрицательные стороны. У некоторых мужчин дела идут хорошо из-за пьянства, но это не перевешивает неизбежных катастрофических последствий постоянного пьянства, пытаясь сохранить работу, обучая детей. Это удивительно непредвзятый фильм о гедонизме и зависимости, который предлагает вам, зрителю, решить, сколько сочувствия или понимания нужно дать этим мужчинам». — Кейли Дональдсон
8. Relic
«Компактный и интимный образец кинопроизводства, Relic наполнен умными решениями, которые, что неудивительно, очень хорошо окупаются. Любой зритель, достаточно взрослый, чтобы брать видео по запросу и не подвергаться родительскому контролю, может увидеть себя в одной из трех центральных фигур. Многие поколения Z и молодые миллениалы, вероятно, могут увидеть в Сэм частичку себя, которая все еще пытается понять, что делать со своей жизнью. Пожилые миллениалы и представители поколения X, скорее всего, будут идентифицировать себя с Кей. Для бумеров и выше есть Эдна, потому что Реликвия обладает базовым состраданием и заботой М. Найт Шьямалана «осторожно! жуткие старики! Школы ужасов совершенно не хватает». —Киара Уордлоу
7. Я думаю о том, чтобы покончить с этим
Адаптация Чарли Кауфманом романа Иэна Рида — это, мягко говоря, настоящий бред. Его история начинается с безымянной молодой женщины ( Дикая Роза , Джесси Бакли), которая идет на встречу с родителями своего мягкого парня (Джесси Племонс) (Дэвид Тьюлис и Тони Коллетт). Затем события сменяют друг друга, включая сюрреалистические взрывы эмоций, резкие скачки во времени, любопытный сюжет категории «Б» и говорящую свинью, озвученную Оливером Платтом. В результате получился фильм, который разделил критиков, в том числе и нашу съемочную группу. Однако независимо от того, для вас этот фильм или нет, трудно отрицать, что в его исполнении есть что-то свирепо смелое. — Кристи Пучко
6. Бескрайняя ночь
“ Бескрайняя ночь воссоздает великолепие оригинального выпуска Сумеречная зона лучше, чем любая перезагрузка серии. Несмотря на то, что в фильме есть немало визуально захватывающих моментов, он демонстрирует фундаментальное понимание того, что визуальное зрелище не может сравниться и заменить хорошо сыгранное, ориентированное на персонажей повествование и новаторское мастерство, в результате чего фильм вызывает приятную ностальгию и захватывающий дух. все свежее сразу». — Сиара Уордлоу
youtube.com/embed/AbWH50n657w» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
5. Художник и вор
«Все началось с ограбления галереи, снятого на пленку. Две массивные картины украдены среди бела дня. Ошарашенный пропажей живописец увлекся одним из воров. Он станет ее маловероятной музой и неожиданным другом. Однако эта история не так трогательна, как может показаться на первый взгляд. Поистине, это один из самых захватывающих документов десятилетия». — Кристи Пучко
4. Мисс Июнь
«Портрет женщины, отношений и сообщества, Мисс Июнь кажется одновременно интимным и обширным. Душевный, но по-настоящему горько-сладкий, это тонкий многослойный и нюансированный портрет чернокожей женственности, о смелости мечтать и добиваться чего-то для себя, а также о ярком дебюте подающего надежды режиссера, который должен быть на вашем радаре». —Киара Уордлоу
3. Ласточка
«Сочетая черный юмор и нервирующие визуальные эффекты, чтобы исследовать историю женского опыта через саморазрушительное восстание, Ласточка кажется родственным фильмом к двум моим любимым фильмам, тошнотворной комедии о совершеннолетии Дэвида Вендта Болотины. и психологическая сатира Агнешки Смочинской Фуга . И все же Мирабелла-Дэвис прокладывает свой собственный курс, вырывая свою героиню из первоначальной театральности фильма, чтобы отразить ее личную эволюцию. При этом он создал фильм, полный юмора, ужасов и человечности, а также полный неожиданностей». — Кристи Пучко
2. Ширли
«Режиссёрские способности Декера неоспоримы. Мрачно-мечтательная операторская работа Стурлы Брандта Грёвлена улавливает все нужные нотки. Сценарий Сары Габбинс солидный, хотя и несколько снисходительный к своему пупку, как и подобает его академической обстановке башни из слоновой кости. Мосс великолепен, как обычно, как и Майкл Стулбарг в роли общительного очаровательного, но тихо отталкивающего Хаймана, и их крайне ядовитое и в то же время странно взаимное партнерство, пожалуй, самая интригующая динамика отношений. Тем не менее, Одесса Янг — настоящий выдающийся персонаж среди актеров, привносящий замечательную глубину и нюансы в Роуз и ее рассказ о разочаровании инженю, который в других руках легко мог бы быть чем-то безнадежно банальным». — Сиара Уордлоу
1. Подъездные пути
«Феноменально нежный, великолепно пронзительный фильм о двух концах жизни — взрослении и старости — Подъездные пути — это своего рода исцеляющий опыт, который нам всем может понадобиться прямо сейчас. Помните, что вы чувствовали, когда Шон Магуайр сказал Уиллу Хантингу, что это «не ваша вина?» —Роксана Хадади
Некоторые из этих фильмов теперь доступны в потоковом режиме! Ознакомьтесь с нашими путеводителями по лучшим фильмам на Netflix, Hulu, Prime Video, Apple TV+, HBO Max, Showtime и Disney+.
Есть ли арт-хаус, который вам понравился, но не попал в наш список? Расскажи об этом в комментариях!
←
Давайте поговорим об арке Пенелопы Фезерингтон в «Бриджертоне» |
5 шоу After Dark: «Самогонщики: Мастер-дистиллятор», второй сезон на Discovery, ABC «Год: 2020»
→
Кристи Пучко — киноредактор Pajiba. Вы можете следить за ней в Твиттере.
Артхаус Фильмы | Официальный сайт Нетфликс
Артхаус Фильмы | Официальный сайт Netflix. Когда требуется ваше согласие, вы можете принять, отклонить или персонализировать свой выбор. Вы также можете изменить свои настройки в любое время, нажав «Настройки файлов cookie» в нижнем колонтитуле каждой страницы. Netflix поддерживает принципы Альянса цифровой рекламы. Узнайте больше о том, как мы используем файлы cookie и информацию.
Netflix и третьи стороны используют файлы cookie (почему?). Вы можете изменить настройки файлов cookie.
Netflix Home
НЕОГРАНИЧЕННОЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ И ФИЛЬМЫ
ВОЙТИ
От задумчивых драм до нетрадиционных романов, эти независимые сокровища из разных стран предлагают нечто более глубокое, чем обычное голливудское кино.
ЛГБТК-фильмы
Фильмы, отмеченные наградами
Романтические фильмы
Документальные фильмы
- 3 Логические выходы
- Размышления
- Прогульщики
- Дневники 1900-х
- Семья
- Сьяло: Остров Душ
- Мужчина вернулся
- Пресс-секретарь 9 0241
- Моими героями были ковбои
- Антонио Мачадо. Голубые дни
- Когда сбывается мечта
- Ослепительный свет заката
- Они будут любить меня, когда я умру
- Диагноз
- Большой всплеск
- Пока не упал последний занавес
- Санта-Крус, например
- Диалог Земля
- Учительницы Республики
- Метаморфозы птиц
- Место в кино
- Город Солнца
- Каменные ораторы
- Паноптический
9 0240 Полностью персональный
Комедии
- Марго на свадьбе
- Шевернацз: Дорожный фильм в обратном
- Официант
- Dafne
- Oil On Canvas
- 0002400024000240002400024000240024000240.