Граф Орлов и княжна Тараканова, отзывы на спектакль, постановка Театр-студия «Рок-драма» – Афиша-Театры
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Княжна Тараканова и её легенда
Княжна Тараканова — личность неоднозначная и овеянная романтичными легендами.
Она появилась в Париже в начале 1770-х годов. Появилась неожиданно и дерзко сразу выдававая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича Разумовского и, следовательно, — за якобы законную наследницу русского престола. В это легко было поверить. Дети Елизаветы Петровны от Разумовского действительно существовали. Будто бы когда-то они были отправлены на родину отца — Украину — и со временем там основали целый род «побочных царственных потомков». Впоследствии некоторые из них перебрались в Петербург и будто бы жили на Васильевском острове. Фамилия их созвучна с фамилией княжны, только переделана на украинский лад — Дарагановы.
Данные о том, где она родилась и кто были её реальные родители, отсутствуют. Именем «княжны Таракановой» она сама никогда не пользовалась, его присвоил самозванке французский дипломат Жан Анри Кастера (фр. Jean-Henri Castéra) в своей книге «Жизнь Екатерины II, императрицы российской» (фр. Vie de Catherine II, impératrice de Russie; Париж, 1797), а вслед за ним — Гельбиг и другие писатели. Под этим же именем она фигурирует в художественной литературе.
Поддержанная политическими силами, враждебными России, самозванка становилась опасной тем более что она была и молода и красива. И власть была вынуждена отнестись к ней всерьез. В 1774 году она не только заявила о своих притязаниях на российский престол, но и нашла поддержку у сторонников «Барской конфедерации». Врагов у России всегда хватало.
По поручению Екатерины II граф Алексей Орлов разыскал ее в Италии (на портрете слева). Он охарактеризовал её следующим образом:
«…Оная ж женщина росту небольшого, тела очень сухова, лицом ни бела, ни черна, а глаза имеет большие и открытые, цветом тёмнокарие и косы, брови тёмнорусые, а на лице есть и веснушки; говорит хорошо по французски, по немецки, немного по итальянски, разумеет по английски: думать надобно, что и польский язык знает, только ни как не отзывается: уверяет о себе, что она арабским и персидским языком очень хорошо говорит«.
В то время сам граф Орлов выглядел примерно так.
По предположению маркиза Томмазо д’Античи, встречавшегося с ней в Риме, она была немкой. Английский посланник при петербургском дворе уже после поимки и заключения самозванки в Петропавловскую крепость объявил Екатерине, будто она дочь пражского трактирщика (неизвестно, откуда он взял эти сведения), Джон Дик, английский же посланник в Ливорно, содействовавший Орлову в задержании «княжны», считал, что она была дочерью нюрнбергского булочника. Историк Дьяков, исходя из того, что её переписка с немецким графом Лимбургом велась на французском языке, считает самозванку француженкой, а анализируя бумаги из архива «княжны», приходит к выводу, что она не была знакома со славянскими языками.
НО! Предположениям о её происхождении из низов противоречили явно незаурядное образование и воспитание: манеры, такт, знание языков. То как она могла легко вскружить мужчинам голову и обобрать их до нитки. Также, по свидетельствам современников, она живо интересовалась искусством, прекрасно разбиралась в архитектуре и живописи, рисовала и играла на арфе.
Ее жизнь достойна отдельного большого исследования. И даже съемок сериала, но в те времена она очень мешала императрице Екатерине Великой.
Между тем, пока весь свет обсуждал и смаковал этот скандалЬ не только в интернете, по порученрю императрицы ее искали в Европе русские шпионы, среди котрых был и де Рибас, будущий основатель Одессы, о его судьбе помнится ужде писал отдельно:
Про де Рибаса или Дерибаса
Если верить французским источникам о ее «похождениях» до знакомства с Орловым, то отличаясь редкой красотой и умом, а также тягой к неумеренной роскоши, она всегда имела немало поклонников, средствами которых пользовалась, доводя их до разорения, а то и тюрьмы…
Несмотря на уверения самозванки, будто её защищает турецкий флот, в России (спасибо шпионам) было известно её местонахождение, но похитить ее открыто, было черевато международными скандалами, что придало бы ее «родословной» еще большей достоверности. Но на крайний случай, Екатерина «дозволяла» Орлову «в случае отказа выдать тварь«, «употребить угрозы, а буде и наказание нужно, что бомб несколько в город метать можно«.
Письмо княжны Орлову (пер. с фр).
«Его Превосходительству г-ну графу Алексею Орлову, адмиралу всего Российского Флота и проч. в Пизу.
Вот и все, что я смогла собрать, имеющее какое-либо основание, заклинаю Ваше Сиятельство увериться — нет ничего на свете, что я бы не сделала, дабы доказать Вам мой образ мысли. Защитите меня, князь, Вы ведь видите, что все — против меня, ни одной живой души, что встала бы на мою защиту (…) Я невыразимо измучена, Вы ведь видите, князь, что я ко всему этому не имею отношения. Погибли моя честь, состояние и здоровье. Заклинаю Ваше Сиятельство, не доверяйте донесениям, которые Вам направляют. Я снова больна, более чем когда-либо. Опровергните эту историю, которая никому не повредила, заклинаю Вас Богом, князь, не оставляйте меня, Бог благословит Вас и всех, кто Вам дорог. Бог Справедлив, мы страдаем, но Он нас не оставляет, (…) имею честь быть с самыми искренними чувствами, князь, Вашего Сиятельства покорнейшая и преданная слуга. «
Бомбы метать не пришлось, Орлов справился и без них. Он увлек молодую красавицу с помощью клятв и обещаний (как еще увлекать красавиц) непременно жениться.
В Ливорно Орлов и самозванка остановились в доме английского консула. Там в их честь честь обед, где присутствовали контр-адмирал Самуил Грейг с супругой. Во время обеда зашёл разговор о русском флоте, и «княжна» пожелала осмотреть русские корабли. Её желание немедленно было «уважено», и она со свитой, в сопровождении Орлова и Христинека, в шлюпке направилась на адмиральский корабль.
С флагманского корабля «Святой великомученик Исидор» для неё было спущено кресло. Самозванку приветствовали криками «ура!» и царским салютом, на кораблях были подняты флаги. Офицеры и матросы для этого случая надели парадную форму, в каюте адмирала Грейга был накрыт стол и подан роскошный десерт, за здоровье «принцессы Елизаветы» подняли кубки. Ожидания толпы, собравшейся на пристани в ожидании зрелища, не были обмануты, русская эскадра устроила, как и было обещано, демонстрацию военных манёвров. «Княжна» поднялась на палубу, чтобы наблюдать за происходящим, и, увлечённая зрелищем, не заметила, что всё окружавшее её общество во главе с Орловым и Грейгом вдруг куда-то исчезло, кроме бывших рядом с ней слуг и двоих поляков.
Подошедший к ним гвардейский капитан Литвинов официально объявил об их аресте, включая Христинека, чтобы не вызвать подозрений в причастности Орлова к её задержанию. «Княжну» вместе с горничной отвели в каюту. Людей, сопровождавших её, разделили и перевезли на другие корабли эскадры.
По некоторым сведениям, среди бумаг «княжны» было найдено «Завещание» Императрицы Елизаветы Петровны:
«… дочь моя, наследует мне
и управляет Россией так же самодержавно,
как и я управляла. Ей наследуют дети её, если
же она умрёт бездетною — потомки Петра, герцога
Голштинского (т.е. императора Петра III, убитого в
перевороте 1762 года благодаря которому власть перешла Екатерине Великой)…
…Завещаю,чтобы русская нация исполнила
сию нашу последнюю волю, и чтобы все, в случае
надобности, поддерживали и защищали Елизавету,
мою единственную дочь и единственную наследницу
Российской империи.
Сие завещание заключает в себе последнюю волю
мою. Благословляю дочь мою Елизавету во имя Отца
И Сына и Святого духа «.
Бумага крамольная, только за нее, даже без претензий на престол, можно было лишиться жизни или сгнить в каземате. Поэтому совсем не удивительно, что «жестоко обманутая женщина» была привезена на корабле в Питер и заточена в Петропавловскую крепость. Считается что к тому времени она уже была беременная от графа Орлова.
Вскоре Орлов и сам пострадал за беременность Таракановой (в глазах императрицы это было явным превышением полномочий).
Екатерина II лишь сухо поблагодарила Орлова за оказанную услугу. Орлов был удален от двора. Хотя внешне Екатерина продолжала относиться к нему милостиво и принимала, но простить и любить как прежде не могла.
Если верить преданиям, императрица предложила Орлову посетить узницу в крепости и сделать ей подлинное предложение руки и сердца взамен и в оправдание коварного признания в Италии. Говорят, Орлов был вынужден подчиниться, но в крепости встретил полное презрение. Гордая красавица прогнала его с проклятиями (во что верится с еще большим трудом чем в люк на корабле). Авантюристки, как правило высоко ценят свою жизнь и свободу. Разве что это была настоящая наследница…
Справа самозваная принцесса. Мраморный барельеф, предполагаемый прижизненный портрет.
Похоже что Екатерина Великая очень хотела разобраться и узнать правду. Она обещала даже отпустить пленницу за границу, если она расскажет все «как есть». Предлагала ее женить, но «княжна» упорно отказывалась не признать за собой прав на престол. Даже в своих письмах Императрице подписывалась «Елизавета», чем он ее злила. Видимо «княжна» все время на что-то надеялась — или на любовь Орлова или на скорую смерть императрицы. Возможно давал о себе знать ее характер, увы, мы этого уже никогда не узнаем.
Доведенная до отчаяния постоянными допросами, нечеловеческими условиями содержания в каземате и сознанием безысходности своего положения, она заболела чахоткой и в 1775 году умерла, так и не открыв тайну своего рождения и не признав за собой политических преступлений даже на исповеди. Пётр Андреев, священник из храма Рождества Богородицы, встречался с «княжной» дважды — 30 ноября и 1 декабря, исповедь проводилась на немецком языке.
«Княжна» была похоронена во дворе крепости. Никаких обрядов при погребении не совершалось.
В Петропавловской крепости, внутри Алексеевского равелина, в маленьком треугольном садике будто бы сохранились и следы ее захоронения — небольшой холмик, по местным легендам, принадлежащий могиле княжны Таракановой. Если верить легендам, ночные сторожа и сегодня пугаются женского плача, который в полуночной тишине можно легко расслышать сквозь крепостные стены. Будто бы это стенания погибшей от туберкулеза княжны. Иногда на мрачном фоне каменных стен можно увидеть ее бледный призрак.
Существует романтическая легенда, что умерла она вовсе не от чахотки, а утонула во время страшного наводнения 1777 года в каземате, из которого «ее забыли или не захотели вывести».
Эта легенда была столь популярна, что со временем возникла легенда о том, как она сложилась.
Русско-украинский писатель XIX века Григорий Данилевский излагает ее в нашумевшем в свое время романе «Княжна Тараканова». «Фельдмаршал Голицын обдумывал, как сообщить императрице о кончине Таракановой. Он взял перо, написал несколько строк, перечеркнул их и опять стал соображать. «Э, была, не была! — сказал он себе. — С мертвой не взыщется, а всем будет оправдание“. Князь выбрал новый чистый лист бумаги, обмакнул перо в чернильницу и, тщательно выводя слова неясного старческого почерка, написал: «Всклепавшая на себя известное Вашему величеству неподходящее имя и природу, сего, четвертого декабря, умерла нераскаянной грешницей, ни в чем не созналась и не выдала никого“. — А кто из высших проведает о ней и станет лишнее болтать, — мысленно добавил Голицын, кончив это письмо, — можно пустить слух, что ее залило наводнением… Кстати же, так стреляли с крепости и разгулялась Нева…» Так сложилась легенда о потоплении Таракановой», — заканчивает Данилевский.
«Ты бьeшься, кaк билaсь княжнa Тapaкaнoвa,
Кoгдa фeвpaлeм зaлилo paвeлин. «
Пастернак, «Душа»
Впрочем, старые люди говорили, что не утонула принцесса Елизабет, а по Петербургу ходит. По одной из легенд, ее призрак с ребенком на руках можно было увидеть в Чесменском дворце, одно название которого напоминает о коварной затее графа Орлова-Чесменского, сгубившего жизнь молодой девушки.
Комендантский дом, в подвале которого «княжна» содержалась до своей смерти.
Есть своя легенда о гибели княжны Таракановой и за границей. Иностранные писатели уверяют, что когда адмиральский корабль вместе с пленницей вышел в море, коварный граф Орлов привел ничего не подозревавшую княжну на то место, где был приготовлен специальный люк. Люк неожиданно «опустился, и она погибла в море».
На мой взгляд это просто смешно. Зачем были такие сложности? Степан Разин давно нашел более простой метод утопления красавиц, о котором Орлов явно был в курсе…
Существует и еще одна версия похищения, по которой «княжну» заманили в Ливорно под предлогом заключения брака между ней и Орловым. Свадьба была инсценирована на флагманском корабле, и венчал их якобы Осип де Рибас, переодевшийся в священника.
Предание рассказывает, что в конце жизни граф томился в тоске, и ему по ночам являлась несчастная женщина, которую он погубил. Тяжела была и смерть Орлова, случившаяся в Москве, а предсмертные муки — особенно ужасны и невыносимы. По преданию, чтобы крики его не были слышны на улице, «исполин времен» приказывал своему домашнему оркестру играть непрерывно и как можно громче.
Так случилось, что Алексей Орлов дважды оказывал Екатерине II весьма сомнительные услуги. Еще до пленения княжны Таракановой он оказался замешанным в трагической кончине Петра III. Все это отразилось не только на личной судьбе самого Орлова, но и на судьбе его потомков. Говорят, его дочь Анна не вышла замуж, добровольно взяв на себя грехи отца, и решила искупить их своей смертью. По легенде, на последнем причастии она будто бы выпила отравленное вино. Но сразу не умерла, и по слухам, была похоронена заживо. Во всяком случае, когда в 1934 году вскрыли ее гробницу, то с ужасом увидели, что тело графини находится в странном положении: «руки разбросаны, волосы растрепаны, а черное платье на груди разодрано в клочья».
Между тем, легендарная жизнь княжны Таракановой продолжалась. В 1810 году в Москве, в келейном безмолвии Иоанновского монастыря скончалась престарелая монахиня Досифея, светское прошлое которой было покрыто таинственным мраком неизвестности.
По Москве ходили темные слухи о том, что это некая княжна Тараканова, которую еще в прошлом веке заточила сюда императрица Екатерина II, усмотрев в ней серьезную претендентку на престол. Некоторые говорили, что да, это та самая Тараканова, но в монастырь удалилась она сама, дабы «не сделаться орудием в руках честолюбцев». А еще шептались, что старый граф Алексей Орлов, один из самых ярких представителей екатерининских вельмож, под конец своей жизни побаивался ездить мимо Иоанновской обители, убежденный в том, что в монастырских стенах живет жертва его жестокого обмана.
Слева на картина Г. Сердюкова. Портрет неизвестной. По утверждению владельца картины П. Ф. Симсона, на ней изображена княжна Тараканова.
Сказать с полной определенностью, кем же на самом деле была московская монахиня Досифея, трудно. Но некоторые обстоятельства позволяют думать, что московской молве нельзя отказать в проницательности.
Сразу после смерти Екатерины II в Иоанновский монастырь зачастили сановные гости. Сам митрополит Платон неоднократно по большим праздникам приезжал поздравлять Досифею. А когда таинственная монахиня мирно скончалась, на ее похороны собралась вся московская знать.
Ныне у восточной стены по левую сторону колокольни стоит маленькая часовня. Возможно именно десь, в 1810 году была похоронена истинная дочь императрицы Елизаветы Петровны — Августа (монахиня Досифея)…
Все картинки (С) интернет, фото (С) Сазонов В.
Основа инфы (С) Синдаловский, Википедия, Мельников-Печерский П. И. «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», Дьяков В. «Княжна Тараканова» по полузабытым архивным источникам.
Княгиня Тараканова – моя ежедневная художественная выставка
В начале этого блога я писала только об одной картине, ее истории, ее скрытом значении и совсем немного о ее создателе. Позже я изменил формат и написал о художнике, включив в него многие его работы. Сегодня я возвращаюсь к своей прежней структуре.
Сегодня в моем блоге две картины двух разных русских художников, которые я видел в Третьяковской галерее в Москве, связанные между собой заключением и смертью в казенном учреждении. Оба могут быть отнесены к произведениям исторического реализма. Оба произведения русских художников-реалистов. Один художник был известен своими многочисленными работами на исторические и религиозные темы. Другой художник, чье имя всегда будет синонимом только одного из его произведений искусства.
Петропавловская крепость на Завачьем острове в Санкт-Петербурге
Государственное учреждение, связывающее две картины, — Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Военная крепость была заложена Петром I 16 мая 1703 года на маленьком Завачьем острове у северного берега Невы. Петр Великий поручил своему архитектору Доменико Трезини спроектировать крепость как защиту от шведов на случай, если они попытаются снова завоевать эту территорию. Россия участвовала в Северной войне против Швеции и в 1703 году сумела отвоевать земли вдоль Невы. Примерно с 1720 года крепость служила базой городского гарнизона, а также тюрьмой для высокопоставленных или политических заключенных и стала называться Русской Бастилией. В этой тюрьме герои обеих сегодняшних картин провели последние дни своей жизни. Есть и другие связи между сюжетами двух картин. Воспринимаемая угроза правящим классам может иметь разрушительные последствия даже для членов семьи.
Портрет Николая Ге работы Николая Александровича Ярошенко – 1890
Николай Николаевич Ге считается одним из величайших художников-реалистов девятнадцатого века, и на этой картине 1871 года он изобразил встречу отца и сына. Отец, сидящий за столом, — Петр Алексеевич, более известный как Петр Великий, ставший царем России в десятилетнем возрасте в 1682 году. Петр правил вместе со своим братом Иваном V с 1682 года до смерти Ивана в 1696 г., когда Петр был официально объявлен Государем всея Руси.
Одиноко стоит у стола его сын, царевич Алексей Петрович. Алексей Петрович был сыном Петра Великого и его первой жены Евдокии Лопухиной, которые поженились в 1689 году. У пары было трое детей, из которых Алексей, родившийся в феврале 1690 года, был старшим. Его братья Александр и Павел умерли, не дожив до своего первого дня рождения. Петр развелся со своей женой в 1698 году и заставил ее уйти в монастырь. Цесаревичу Алексею Петровичу было всего восемь лет, когда его мать сослали. Не может быть никаких сомнений в том, что потеря матери в таком раннем возрасте травмировала молодого Алексея. Отношения отца и сына безвозвратно прервались в 1715 году, когда Петр, надеясь, пригрозил своему сыну, что, если он не изменится, он будет лишен престолонаследия после смерти отца. Петр, полагавший, что такая угроза изменит мнение его заблудшего сына, был поражен, когда Алексей вызвался уйти в монастырь. Однако в последний момент Алексей передумал и бежал в Вену, где ему было предоставлено убежище.
Портрет Петра Великого в России (1672-1725)
Главной целью Петра было восстановить свою страну как великую и могущественную нацию, и для этого ему пришлось провести множество реформ, затронувших большие слои населения. Люди не хотят перемен, и так было в России. Он секуляризировал школы, усилил контроль над реакционной православной церковью и ввел новое административно-территориальное деление страны, и со всеми этими изменениями появилось много врагов, которым не нравилось то, что он пытался сделать. Петр не терпел инакомыслия и безжалостно проводил свои реформы, преодолевая всю оппозицию. Он столкнулся с большим сопротивлением этой политике дома, но жестоко подавил восстания против его власти, в том числе со стороны стрельцов, башкир, астраханцев, а также величайшее гражданское восстание своего правления — Булавинское восстание.
Портрет Алексея работы Иоганна Готфрида Таннауэра, ок. 1712–16
Восстание было еще ближе к дому в лице его сына Алексея, который, хотя и находился за границей, подозревался в причастности к заговору с целью свержения своего отца. Алексей стремился застолбить свою индивидуальность, противопоставив себя отцу. С этой целью он стал консервативным и религиозным, привлекая поклонников из числа традиционалистов, желавших возвращения «старых добрых времен» — дней до петровских реформ. Узнав об этом предполагаемом предательстве, Питер послал агентов выследить своего сына. В 1717 году с ним связались и вручили письмо, в котором царь ругал Алексея, но обещал не наказывать его, если он вернется в Россию. Алексию посоветовали проигнорировать обещания отца и вернуться в Россию в 1718 году, где он просил прощения.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, картина Николая Ге, (1871)
Картина Николая Ге 1871 года в Третьяковской галерее изображает первую встречу Петра и его сына в комнате в резиденции его отца, дворце Монплезир в Петергофе. после возвращения в Петербург. Она называется «Петр Великий допрашивает царевича Алексея». В этой психологической картине драма разворачивается исключительно через характеристику отца и сына. Посмотрите на главных героев. Покрасневший отец Петр сидит в гневе и решительно смотрит на своего виновного сына, который стоит перед ним, кроткий и охваченный чувством вины. Голова уныло склонена. Вероятно, он понимает, что возвращаться домой к отцу было ошибкой. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, русский писатель-сатирик XIX века, увидев картину, писал:0003
«…Каждый, кто видел эти две простые, искусно расположенные фигуры, должен признаться, что был свидетелем одной из тех ошеломляющих драм, которые никогда не изгладятся из памяти…»
На картине Ге художник изобразил понимание исторической борьбы между реакционным и прогрессивным. Это изображение драмы между отцом и сыном, которая выходит за рамки личных отношений. Прочувствовать эту бурную и переломную эпоху художник донес до нас образ Петра с жизненной идеей своего времени и готовностью пожертвовать своим сыном ради интересов общества.
Во время публичного зрелища, на котором Алексея лишили наследства. Царь заставил его назвать тех, кто способствовал его бегству, что привело к пыткам и казни десятков сподвижников Алексея. Сделав это, Петр приказал посадить своего сына в тюрьму. 19 июня 1718 года Петр велел Алексея стегать несколько дней, пока тот не признался в заговоре с целью убийства своего отца. Он был осужден и приговорен к казни. Приговор мог быть приведен в исполнение только с подписанного Петром разрешения, и Алексей умер в тюрьме, так как Петр колебался перед принятием решения. Алексей умер в возрасте 28 лет 6 июня 1718 г.
Константин Дмитриевич Флавицкий
Вторая картина, на которую я смотрю, принадлежит русскому художнику девятнадцатого века Константину Флавицкому, и на ней изображено предполагаемое событие, которое произошло в 1777 году, хотя считается, что конец истории немного отличается от всей картины. правда. Картина, несомненно, является самой известной из работ Флавицкого и навсегда останется в его памяти.
Портрет Екатерины II работы Федора Рокотова (1763 г.)
Правительницей России во время этого инцидента была Екатерина II, известная как Екатерина Великая. Екатерина была женой царя Петра III, внука царя Петра I из моего первого рассказа. Петр III стал царем в январе 1762 года, но правил всего шесть месяцев. Его падение произошло из-за того, что у него была привычка оскорблять группы влиятельных людей. Он оскорбил Русскую православную церковь, пытаясь заставить ее принять лютеранские религиозные обряды, и оттолкнул имперскую гвардию, ужесточив требования к их службе и даже пригрозив отказаться от них. Если всего этого было недостаточно, он отвернулся от своей жены Екатерины, и мы знаем, что в аду нет ярости, подобной осмеянной женщине. Екатерина подозревала, что он планировал развестись с ней, и поэтому с ее любовником Григорием Григорьевичем Орловым и помощью других членов Императорской гвардии, которых Петр планировал дисциплинировать, ей удалось арестовать императора и заставить его отречься от престола 9 июля. 1762 г. Позже его перевезли в Ропшу, поселок, расположенный примерно в 20 км к югу от Петергофа и в 49 км к юго-западу от центра Санкт-Петербурга. Здесь он якобы был убит, хотя неизвестно, как погиб Петр.
Граф Алексей. Г. Разумовский
Будучи правительницей великой империи, Екатерине пришлось преодолеть множество проблем, и в 1772 году она столкнулась с еще одним затруднением, которое ей пришлось преодолеть в образе красивой молодой и утонченной женщины, претендовавшей на положение Екатерины как правительницы России. . Все началось в Париже, когда пленившая французское общество женщина утверждала, что она внебрачная дочь императрицы Елизаветы Петровны, двоюродной сестры Петра III, а значит, законная наследница российского престола. Она называла себя принцессой Владимиром. Она потчевала себя рассказом о том, что родилась в Петербурге в 1753 году, а позже увезена в Персию. Там она выросла в доме персидского дворянина. Там она обучалась, и один из ее наставников сделал поразительное открытие о ее истинном происхождении. По открытию воспитателя, она была плодом романа Елизаветы с ее фаворитом, графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. В молодости у Елизаветы было много связей, и Разумовский был ее любимым любовником.
Княгиня Тараканова, в Петропавловской крепости во время Всемирного потопа Константин Флавицкий
Императрица Екатерина была потрясена известием об этой самозванке, которая утверждала, что она дочь покойной императрицы Елизаветы Петровны и как таковая имела бы большее право стать Российской правительницей, чем Екатерина, поскольку до того, как она вышла замуж за Петра III, Екатерина была Софией фон Анхальт-Цербст, немецкой принцессой, и как таковая не имела прямого права первородства на русский престол. Екатерина знала, что если ее враги решат поддержать «фальшивую» принцессу, ее правление может оказаться под угрозой, и поэтому она знала, что должна действовать быстро.
Екатерина придумала план, как заманить эту претендентку в Россию, и оказавшись там, она окажется под абсолютной властью Екатерины, и ее претензии на престол будут немедленно аннулированы. Екатерина обратилась за помощью к графу Алексею Орлову, брату своего спутника Григория Орлова. Алексей Орлов был русским солдатом и государственным деятелем, прославившимся во времена правления Екатерины Великой. Он служил в Императорской Российской армии и благодаря своим связям со своим братом стал одним из ключевых заговорщиков в заговоре с целью свержения царя Петра III и замены его на российском престоле его женой Екатериной. Алексей Орлов придумал хитрый план, как соблазнить фальшивую принцессу. Он договорился о встрече с принцессой-самозванкой в итальянском порту Ливорно. На встрече он согласился помочь свергнуть Екатерину, а она, в свою очередь, предложила Орлову совместную роль в управлении страной. Орлов пошел еще дальше, соблазнив принцессу и предложив жениться на своем корабле. В день свадьбы княгиня в прекрасном платье и украшениях села на маленькую лодку и была переправлена на корабль Орлова. Оказавшись на борту, она была схвачена отрядом солдат под командованием самого Орлова и арестована на имя Екатерины II.
Корабль отплыл в Санкт-Петербург, где принцесса-самозванка была заточена в сырой камере Петропавловской крепости. Ее жестоко допрашивали, но даже под пытками она не противоречила сама себе, не признавалась в мошенничестве и не отрицала своего царского происхождения. Умерла от туберкулеза в камере Петропавловской крепости в 1775 г. и без церемоний была похоронена на крепостном кладбище. Итак, это была истинная версия истории княгини, впоследствии известной как княгиня Тараканова, но множество версий этой истории появилось в книгах и фильмах, а также на великолепной картине 1864 года, Княгиня Тараканова, в Петропавловской крепости во время Всемирного потопа , работы русского художника Константина Флавицкого. Его взгляд на эту историю был изображением смерти самозванки, утонувшей в ее камере, которая была затоплена паводковыми водами великого потопа. Это был случай художественной вольности, поскольку великое наводнение в Санкт-Петербурге, когда уровень воды поднялся более чем на десять футов, произошло в сентябре 1777 года, через два года после смерти принцессы. Это очень трогательная картина, и я помню, как был в Третьяковской галерее в Москве и долго стоял перед ней, вникая во все детали. Флавицкий мощно изображает трагедию и страдания этой молодой женщины, которой грозила верная смерть в угнетающе темной темнице, заливаемой водой, льющейся из окна ее камеры. Посмотрите, как крысы отчаянно пытаются добраться до верхней части ее матраса. Это острое изображение ее уязвимости и отчаяния. Лучи света струятся через окно тюремной камеры в Петропавловской крепости, вода продолжает подниматься. В конце концов, беспокойный двадцатидвухлетний парень умрет. Трагедия непосредственна и реалистична.
Вот и все. Две картины связаны с двумя смертями в одной тюрьме двух людей, имевших неосторожность угрожать тогдашнему русскому лидеру.
Княжна Тараканова (короткометражка 1910) — IMDb 02 РЕЙТИНГ IMDb
5.7/10
105
ВАША ОЦЕНКА
ShortDramaHistory
Во время правления российской императрицы Екатерины II (Екатерины Великой) граф Орлов пишет письмо императрице, осуждая княгиню Тараканову как предателя и потенциального узурпатора. На… Читать всеВо времена правления российской императрицы Екатерины II (Екатерины Великой) граф Орлов пишет письмо императрице, осуждая княгиню Тараканову как предателя и несостоявшуюся узурпаторшу. По приказу императрицы Тараканову заводят в ловушку и арестовывают. Поскольку княгиня продолжала… Читать всеВо время правления российской императрицы Екатерины II (Екатерины Великой) граф Орлов пишет письмо императрице, осуждая княгиню Тараканову как предателя и потенциального узурпатора. По приказу императрицы Тараканову заводят в ловушку и арестовывают. Поскольку принцесса продолжает настаивать на том, что она единственная истинная наследница престола, она быстро оказывается в… Читать все
- Режиссеры
- Кай Хансен
- Морис Мэтр
- Сценаристы
- Чеслав Сабинский
- Ипполит Шпажинский
- 5
- 9
- Микулина В.
- Александрова Н.
- Веков Николай
- См. производство, касса и информация о компании
- Тараканова
- Екатерина II
- (как Погорельская)
- Орлов
- (как Н. Веков)
Фото
Лучшие актеры
В. Микулина
Н. Александрова
Николай Веков
9004 90 90 90 Л3ев Голицын
А. Бураковский
О. Нельская
- Франческа де Мешад
- (в титрах)
Ржанов Анатолий
- Толстой
- (в титрах)
Ф. Семковский 9004 9009 Григ3 9009
Николай Васильев
- Потёмкин
- (в титрах не указан)
- Директора
- Кай Хансен(в титрах)
- Maurice Maî 2
- Писатели
- Чеслав Сабинский(в титрах)
- Ипполит Шпажинский( play) (в титрах)
- Все актеры и съемочная группа
- Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
9004
Сюжетная линия
Отзывы пользователей3
Обзор
Рекомендуемый обзор
8/
10
Будет интересно до конца
Пожалуй, один из лучших фильмов 1910 года.
Этот реальный случай из царствования Екатерины Великой в России поразительно похож сюжет романа Кэтрин Хепберн «Мария из Шотландии» о столкновении Марии и королевы Елизаветы. Есть также представитель королевы, которого играет Фредрик Марч, который влюбляется в Марию так же, как граф Орлов влюбляется в принцессу в этом фильме, снятом 26 лет назад.
Снятый почти так же, как если бы вы смотрели его на сцене, практически не имея смысла фильма, история достаточно интересна, чтобы удерживать внимание и поддерживать интерес зрителя до самого конца. Очень хорошо сделано для 1910 года. 0003
Детали
- Дата выхода
- 9 ноября 1910 г. (Россия)
- Страна происхождения
- Россия
- Языки
- Нет
- Русский
2 Также известен как
- Княгиня Тараканова