История одного шедевра: «Крик» Мунка
На рубеже 19−20 веков психическое здоровье Эдварда Мунка оказалось под угрозой. Беспорядочный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя, проблемы с женщинами, в частности разрыв с Тулой Ларсен, усугубили состояние художника. Он неоднократно проходил лечение в клиниках, однако это слабо помогало.
В это же время формируется его живописный подход, который можно было бы назвать своего рода терапией. Примерно в 1890 году Мунк перешёл к символизму. В его пейзажах природа становится отражением эмоционального состояния человека, зеркалом его души. «Крик» является одной из многочисленных попыток Мунка передать свои впечатления от природного явления. Художник писал: «В напряжённом состоянии ума пейзаж произведёт на человека определённое впечатление. Изображая этот пейзаж, художник придёт к образу своего настроения. Именно это настроение и есть главное — природа есть только средство».
«Меланхолия» (1894−96). Источник: commons. wikimedia.org
Нет произведения искусства, в котором экзистенциальный, первобытный страх человека запечатлён более впечатляюще, чем в «Крике». Бесполое существо с испуганным выражением лица бредёт по мосту, уходящему в глубь картины. Художник стремился выразить свои сокровенные чувства, отвергая при этом уже известные стили и направления. Его живописные методы радикальны: фронтальность фигуры, экстремальная перспектива, пейзаж, который, кажется, растворяется в водовороте линий.
Сущность центрального образа Мунк описал в дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Художник не стремился к прорисовке фигуры, он писал сам звук, состояние, идею вселенского единения.
«Крик», 1893. Источник: commons. wikimedia.org
Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.
Для Мунка было характерно многократно возвращаться к одним и тем же сюжетам. Существует около 40 версий «Крика»: четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Также существуют вариации композиции и образов.
«Тревога», 1894. Источник: commons. wikimedia.org
«Отчаяние», 1892. Источник: commons. wikimedia.org
Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Он задумывался как часть «Фриза жизни» — программного цикла картин о духовной жизни человека. Мунк писал о нём: «Фриз жизни» задуман как ряд связанных друг с другом картин, которые все вместе должны дать описание целой жизни. Через картину проходит извилистая линия берега, за ней море, оно всегда в движении, а под кронами деревьев идёт многообразная жизнь с её печалями и радостями. Фриз задуман как поэма о жизни, любви и смерти».
«Танец жизни», 1900. (commons.wikimedia.org)
Публика недоумевала, как столь ужасная картина могла быть возможна. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она привнесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние и стала пророческой.
Сборник: Личная жизнь Екатерины II
В годы её правления достиг апогея фаворитизм, ставший «почти государственным учреждением».
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Стол для Екатерины II
Стол для Екатерины II
Какими были кулинарные пристрастия императрицы?
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Фаворитизм времён Екатерины II
Фаворитизм времён Екатерины II
Мужчины будто бы сознательно на время уступили часть своих властных полномочий представительницам противоположного пола.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Последний фаворит Екатерины II
Последний фаворит Екатерины II
Платон Александрович Зубов, по свидетельствам современников, не отличался большим умом, зато дам завоёвывал легко.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Миллионы Алексея Орлова
Миллионы Алексея Орлова
Екатерина II осыпала милостями не только своих фаворитов, но и их семьи. Брат Григория Орлова Алексей владел огромным состоянием. Оно досталось его дочери Анне.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Бедная Лиза: тайная дочь Екатерины II
Бедная Лиза: тайная дочь Екатерины II
Внебрачную дочь Елизавету императрица Екатерина II так и не признала — вероятно, она хотела скрыть не только ребёнка, но и тайное венчание с Потёмкиным.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Мать-шпионка Екатерины II
Мать-шпионка Екатерины II
Иоганна Елизавета хотела жить в роскоши и блеске. Обустройство лучших партий для своих детей, многочисленные романы, шпионаж, придворные интриги — всё это было в биографии княгини.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Стол для Екатерины II
Какими были кулинарные пристрастия императрицы?
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Фаворитизм времён Екатерины II
Мужчины будто бы сознательно на время уступили часть своих властных полномочий представительницам противоположного пола.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Последний фаворит Екатерины II
Платон Александрович Зубов, по свидетельствам современников, не отличался большим умом, зато дам завоёвывал легко.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Миллионы Алексея Орлова
Екатерина II осыпала милостями не только своих фаворитов, но и их семьи. Брат Григория Орлова Алексей владел огромным состоянием. Оно досталось его дочери Анне.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Бедная Лиза: тайная дочь Екатерины II
Внебрачную дочь Елизавету императрица Екатерина II так и не признала — вероятно, она хотела скрыть не только ребёнка, но и тайное венчание с Потёмкиным.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Мать-шпионка Екатерины II
Иоганна Елизавета хотела жить в роскоши и блеске. Обустройство лучших партий для своих детей, многочисленные романы, шпионаж, придворные интриги — всё это было в биографии княгини.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- Статьи
- Европа
- XX век
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- VIII до н.э. -V вв.
Древний Рим
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Басни Крылова в иллюстрациях
- Статьи
- Европа
- XVII век
Английская революция
- Статьи
- Азия
- VI век до н.э.
Ворота Иштар
- Статьи
- Африка
- XX век
Как нашли гробницу Тутанхамона
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Последний фаворит Екатерины II
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- Статьи
- Европа
- XX век
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XX век
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
- Статьи
- Европа
- XX век
История первого советского маньяка
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Америка
- XX век
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
- Статьи
- Европа
- XX век
Накануне 22 июня 1941 года
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
«Коктейль Молотова»
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 3310583
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- 📚 Статьи
- 👀 1013085
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- 📚 Статьи
- 👀 640558
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- 📚 Статьи
- 👀 266253
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 107074
Древний Рим
- 📚 Статьи
- 👀 85918
Басни Крылова в иллюстрациях
- 📚 Статьи
- 👀 61525
Английская революция
- 📚 Статьи
- 👀 57497
Ворота Иштар
- 📚 Статьи
- 👀 57495
Как нашли гробницу Тутанхамона
- 📚 Статьи
- 👀 52645
Последний фаворит Екатерины II
- 📚 Статьи
- 👀 3310583
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- 📚 Статьи
- 👀 1013085
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- 📚 Статьи
- 👀 640558
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- 📚 Статьи
- 👀 488717
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
- 📚 Статьи
- 👀 436207
История первого советского маньяка
- 📚 Статьи
- 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- 📚 Статьи
- 👀 362678
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
- 📚 Статьи
- 👀 273416
Накануне 22 июня 1941 года
- 📚 Статьи
- 👀 266253
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 239434
«Коктейль Молотова»
«Только сумасшедший».
Таинственную надпись на картине «Крик» сделал сам Эдвард Мунк
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, National Museum of Norway
Подпись к фото,
Знаменитое произведение Мунка будет демонстрироваться в Национальной галерее Норвегии с 2022 года
Ученые установили, что автором таинственной надписи на знаменитой картине Эварда Мунка «Крик» был сам норвежский художник.
В верхнем левом углу произведения есть едва различимая карандашная надпись: «Такое мог нарисовать только сумасшедший».
В течение долго времени арт-критики спорили, каким образом она могла появиться. Некоторые считали, что ее сделал сам Мунк, в течение жизни испытыввавший проблемы с психическим здоровьем, другие предполагали, что это дело рук неизвестного посетителя выставки, недовольного содержанием полотна.
Специалисты Национальной галереи Норвегии изучили картину при помощи инфракрасного сканирования и пришли к выводу, что автором надписи был сам Мунк. Для этого они сличили почерк, которым она сделана, с письмами и дневниками художника.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,
Надпись, которую сделал Мунк, видна на инфракрасном скане картины
«Эта надпись, несомненно, сделана самим Мунком, сказала куратор музея Май Бритт Гуленг. — И ее содержание, и события 1895 года, когда Мунк впервые продемонстрировал эту картину в Норвегии, ведут в одном направлении».
- Ученые: вдохновить Мунка на «Крик» могли перламутровые облака
- Новый диагноз безумного гения. Ученые считают, что у Ван Гога была белая горячка
- Автопортрет Ван Гога в состоянии психоза оказался подлинным. У знатоков были сомнения
По мнению Гуленг, художник написал несколько слов на своей картине после встречи с посетителями выставки, на которой один из зрителей, студент-медик, сказал ему, что это произведение, вероятно создано человеком, страдающим расстройством психики.
Ирония и обида
«Тут есть элемент иронии, но это показывает и его уязвимость, — цитирует Гуленг газета Guardian. — Он воспринял это очень серьезно и почувствовал себя обиженным, потому что в его семье были больные люди, и он очень этого опасался».
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Мунк работает над автопортретом на пляже в Германии в 1907 году
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
По словам куратора, Мунк неоднократно возвращался к этому инциденту в своих письмах, его очень заботила проблема здоровья после того, как его сестра умерла в детстве от туберкулеза, а позже эта же болезнь унесла жизнь его матери. Отец и старшая сестра Мунка страдали от депрессий, а другая его сестра попала в больницу с биполярным расстройством.
«Для него было очень важно взять под контроль то, как он сам понимал себя, и как его понимали окружающие, — продолжает эксперт. — Вероятно, [надпись] стала способом продемонстрировать такой контроль, потому что другие назвали его безумцем, но этим он как бы говорит: «Я могу по этому поводу пошутить».
«Крик» был впервые выставлен в Осло (который тогда назывался Христиания) в 1893 году, картина стала одним из самых ярких воплощений тревоги в мировом искусстве. Полотно повлияло на множество художественных произведений и стало частью поп-культуры — отсылки к нему встречаются в голливудских фильмах, его даже превратили в эмодзи.
Однако после первой демонстрации перед публикой картина вызвала резкую критику — и множество рассуждений о психическом здоровье самого Мунка. Судя по дневникам художника, такая реакция его очень обижала.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Картина Мунка вдохновила создателей фильма ужасов «Крик»
«Воплощение тревоги»
«Сколько себя помню, я страдал от глубокого чувства тревоги, которое я попытался отразить в своем искусстве, — писал Мунк. — Без этой тревоги и без болезни я был бы как корабль без руля».
Автор фото, EPA
В 2019 году в одной из программ Би-би-си картину назвали «воплощением его тревоги в поворотный момент истории, когда мир все больше уходил от старых традиций». По мнению экспертов, у произведения есть «явные параллели с сегодняшним миром».
«Разумеется, именно поэтому «Крик» сохраняет свою силу, несмотря на то, что его можно встретить буквально повсюду: это отражение наших современных боязней. Разве все мы точно так же не кричим внутри?» — написали обозреватели Би-би-си.
«Крик» будет демонстрироваться в Национальной галерее Норвегии вместе с другими произведениями Мунка на выставке, посвященной творчеству художника, с 2022 года.
Крик, 1893 Эдвард Мунк
Предоставлено www.EdvardMunch.org. |
«» Мунка «Крик » — это икона современного искусства, Мона Лиза нашего времени. Как Леонардо да Винчи вызывал идеал эпохи Возрождения
безмятежности и самоконтроля, Мунк определил, как мы видим нашу собственную эпоху — раздираемую тревогой и неуверенностью.
По сути Крик — автобиографическая экспрессионистская конструкция, основанная на реальном переживании Мунка крика, пронзающего природу во время прогулки после того, как два его товарища, замеченные на заднем плане, оставили его.
Принимая во внимание тот факт, что звук должен был быть услышан в то время, когда его разум находился в ненормальном состоянии, Мунк передает его в стиле, который, если его довести до крайности, может разрушить человеческую целостность. Как отмечалось ранее, плавные кривые искусства
nouveau представляют собой субъективное линейное слияние, наложенное на природу, в результате чего множественность частностей объединяется в тотальность органического суггестии с женскими обертонами. Но человек — часть природы, и погружение в такую
тотальность ликвидирует индивидуальность. Начиная с этого времени Мунк включал элементы модерна во многие картины, но обычно лишь в ограниченном или измененном виде. Однако здесь, описывая свой собственный болезненный опыт, он отпустил, и
позволил фигуре на переднем плане исказиться субъективным потоком природы; крик можно интерпретировать как выражение агонии уничтожения человеческой личности этой объединяющей силой. Показательно, хотя
изображенному опыту подвергся сам Мунк, главный герой не похож ни на него, ни на кого-либо другого. Существо на переднем плане было обезличено и раздавлено до бесполости или, если уж на то пошло, с печатью
след женственности мира, который вплотную подошёл к его освоению.
Несколько фактов указывают на то, что Мунк осознавал опасность такого рода искусства для такого невротического гуманиста, как он сам. Вскоре он отказался от этого стиля и редко, если вообще когда-либо, подвергал фигуру переднего плана такой радикальной и систематической обработке.
искажение. В верхней части другой версии сюжета (Национальная галерея, Осло) он написал: «Может быть нарисован только сумасшедшим». У него определенно был ужас безумия, который поразил его сестру Лору. На картинке у него
установить защиту в виде ниспадающей перспективы проезжей части и ее ограждения, которая сохраняет рациональный трехмерный мир, сдерживая зыбь изгибов ар-нуво. В безопасности в этом рациональном мире двое мужчин в
дистанция остается однозначно мужской. На переднем плане единая природа вплотную приблизилась к пересечению забора, достаточно близко, чтобы исказить форму и личность главного героя. Но забор по-прежнему защищает его от полного поглощения
в субъективное безумие.
Крик был целью нескольких громких краж произведений искусства. В 1994 году версия в Национальной галерее была украдена. Через несколько месяцев его восстановили.
Версия картины, выполненная пастелью на доске 1895 года, была продана на аукционе Sotheby’s 2 мая 2012 года за рекордную сумму в 120 миллионов долларов США. Предыдущий рекорд самого дорогого произведения искусства, проданного на аукционе, принадлежал
«Обнаженная», «Зеленые листья и бюст» Пикассо, проданная на двух аукционах Christie’s за 106,5 млн долларов.
годами ранее, 4 мая 2010 года. С учетом инфляции самая высокая цена, уплаченная за искусство на аукционе, по-прежнему принадлежит портрету доктора Гаше.
Винсента Ван Гога, которая была продана за 82,5 миллиона долларов в 1990, или около 151 миллиона долларов в долларах 2012 года. Были сообщения, что
«Игроки в карты» Поля Сезанна были проданы частным образом за 250 миллионов долларов в 2011 году.
Эдвард Мунк | Крик (1893)
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Посмотреть работы в этой категории
Возможно самый влиятельный художник 20 века Пабло Пикассо может быть наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Гернику» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Картон, темпера и пастель
35 4/5 × 28 9/10 дюйма | 91 × 73,5 см
Нью-Йорк
Получать уведомления о похожих работах
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Возможно, самый влиятельный художник ХХ века Пабло Пикассо может быть наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства.