Рубрики
Популярное

Кика рогатая значение головного убора: Самые необычные головные уборы русских жён | Живая нить традиций. Владимирская область

Почему женщины на Руси носили головные уборы с рожками » BigPicture.ru

Национальный костюм русской женщины очень многообразен. По одежде можно было узнать не только регион, но и семейное положение россиянки. Особенно много было вариаций головных уборов. К сожалению, большинство из нас знают только кокошник. И только очень немногие вспомнят, что такое «кика».

Эти необычные шапки с рогами упоминаются в исторических документах, которым более пяти столетий. Ученые считают, что «рогатыя кичка» или «кика» появилась еще в дохристианские времена. Вероятнее всего, название это произошло от славянского «кыка», то есть «волосы». Это слово сохранилось в хорватском и болгарском языках и означает женскую косу или чуб у мужчины.

Кики могли быть разной формы, но их передняя часть всегда была твердой. Ее изготавливали из бересты, ткани, набитой соломой и других материалов, которым можно было придать жесткую форму. А сама она могла быть разной — в виде лопатки, пластины или копытца. Но чаще всего кикам придавали форму рогов.

Наиболее популярными рогатые кики были на юге Руси. Рога могли быть разной формы и размеров. Некоторые экземпляры достигали высоты 30 см и выглядели очень внушительно. Жесткую основу непременно обтягивали тканью, украшенную вышивкой, а иногда драгоценными камнями, жемчугом и золотыми пластинками.

К кике предъявляли одно важное требование. Этот головной убор должен был непременно полностью закрывать волосы. На Руси считалось, что замужней женщине нельзя показывать прическу посторонним. Поэтому, выйдя замуж, девушка тут же прятала свои косы под кичку. Аксессуар как бы заменял красоту волос, поэтому часто он выглядел как настоящее произведение искусства.

Но почему для кики выбирали чаще всего именно рогатую форму? Единого мнения у историков по этому поводу нет. Наиболее распространено мнение, что головной убор — это подражание животному миру. Этот мотив встречается у многих народов мира и обычно связан с языческими верованиями.

Рога с древних времен считались мощным оберегом. Они приносили удачу, защищали от дурного глаза и помогали в бою. Именно поэтому воины некоторых народов носили рогатые шлемы. Один из них, изготовленный кельтами во 2 веке до нашей эры можно увидеть в Британском музее.

Вероятнее всего, рогатые кики также выполняли защитные функции, оберегая мать и ее детей от порчи. Косвенно подтверждают эту версию родильные обряды. В некоторых районах России в них использовались двурогие ухваты, которыми доставали из печи горшки. Чтобы защитить будущую мать и младенца от сглаза, ухват прислоняли рогами к печи. В Орловской губернии тот же ухват клали в первую брачную ночь под кровать молодоженам, чтобы отвадить нечисть.

«Белая дама» — изображение богини из Сахары

С рогами связывают и культ плодородия. Некоторые языческие женские божества изображали с рогами или полумесяцем на голове. Поэтому кика с рогами могла еще и помогать с рождением детей. Существуют и другие гипотезы происхождения этих необычных головных уборов, но узнаем ли мы когда-нибудь точное значение русской кики, не знает никто.

Смотрите также — Зачем жители Индии носят тюрбан? Раскрываем секрет эффектного головного убора

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Кика рогатая. Часть первая — теоретическая.

Раскроила новую кику и хотела было по ходу делать заметки об особенностях технологии, но несколько увлеклась… и написала то, что я хотела бы поведать миру о своей любимой рогатой кичке. Мне кажется, это должно быть интересно: ведь на выездных праздниках (да и на своих родных, рязанских, по первому времени) меня замучали вопросами, что это за головной убор и зачем он нужен. Ну вот, пока читайте… а практическая часть не заставит себя долго ждать!


Кичка рогатая –
головной убор замужней женщины, имеющей хотя бы одного ребенка, распространенный на южных территориях России – Курской, Орловской, Тульской и прежде всего Рязанской губерниях. Название ее, как и названия многих женских головных уборов, имеет «птичий» корень – как «сорока», «кокошник» (от «кокошь» – курица), «кика», по разным трактовкам – это «утка, качающая на воде», или «лебедь» («лебеди кычут» – «Слово о Полку Игореве»).
Впрочем, в ее облике ничего «птичьего» не просматривается – рога, которыми украшен головной убор, недвусмысленно указывают на священное животное ариев – корову. Рога «..привносят в облик носящей их женщины один и тот же элемент — женщина уподобляется корове или козе, существам, с древней поры считавшимся связанными с символикой плодородия» (С.В. Жарникова, «Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов»). Чем моложе женщина, чем сильнее ее детородная функция, тем богаче были украшения на кике и выше ее рожки – иногда их высота доходила до полуметра! Кика носилась до старости, но с каждым годом она становилась всё скромнее, а ее рожки – всё ниже. У пожилых женщин, вышедших из детородного возраста, на месте рогов едва заметные выпуклости, а сама кика едва украшена. Старухи чаще всего и вовсе ограничивались головным платком-убрусом.

 Украшения кики имели важное защитное значение.

 Очелье могло быть украшено вышивкой с геометрическим или растительным орнаментом, золотным или серебряным шитьем или цветными нитками теплых, «земных» оттенков – зелеными, желто-оранжевыми, коричневыми. .. Геометрический орнамент чаще всего представляет собой ромбы и их вариации. И ромбы, и растительные мотивы – это символика плодородия. Очелье могло быть и расшито бисером.

 На очелье имелась понизь – бисерная или жемчужная, закрывающая брови и спускающаяся до глаз, а иногда и закрывающая сами глаза. Известно, что, по представлениям наших предков, глаза человека были «воротами» в его душу (отсюда современное выражение «зеркало души», и именно поэтому традиционные тряпичные куклы были безликими – чтобы через глаза в них не могла вселиться какая-либо злая сущность), и понизь, защищая глаза, тем самым защищает душу женщины от «дурного глаза», от недоброго вторжения.
Древнейший (и более дорогой) вариант понизи – из мелкого речного жемчуга, что связано и с обережными свойствами этого камня: «Зеньчуг (жемчуг) камень Луноликой Мары (Луны). Успокаивает боли в желудке и благотворно влияет на перевозбуждённую нервную систему – «охлаждает ум». Помогает при потере памяти на нервной почве. Узел яри, с коим соотносится сей камень – чело (Велесово Око Мудрости, или «третий глаз» – на уровне межбровья)» («Каменник чудесный» влх. Велеслава).
Бисер, заместивший со временем жемчуг и дорогие самоцветные и драгоценные камни (а ими тоже охотно украшались элементы одежды – естественно, если позволял достаток владельца), тоже не так прост. Во-первых, он сохраняет благоприятную энергетику мастерицы, изготавливающей кику, и ее хозяйки, и в дальнейшем отдает ее, обеспечивая защиту. Во-вторых, «поскольку бисерные изделия, особенно украшения, легко впитывают отрицательную энергию, их зачастую носят в качестве оберегов и амулетов. При перенасыщении отрицательной энергией изделие из бисера может порваться или потеряться. /…/ …изделия хорошо забирают «дурной глаз»… – обращая внимание на необычные, броские вещи, гость словно «сглаживает» их (отрицательные эмоции), оставляя хозяев… в покое» (Н.Л. Ликсо, Бисер. – Минск: Харвест, 2008). Последнее предложение цитаты – про бисерные украшения в доме, но суть та же.

 Обязательными были и ушные (височные) привески. Наверняка их древнейший вид – височные кольца, которые как указывали на родоплеменную принадлежность хозяйки, так и были оберегами – за счет материала (как правило, это серебро – лунный металл), формы (круг) и нанесенных на них знаков. В этнографии известны также привески из бисера или плетеного шнура, украшенного бисером. В Рязанской губернии был распространен интересный вариант ушных привесок – «пушки». Это шарики из гусиного пуха, закрывающие уши женщины. Смысл этой обережной детали прозрачен: «Пусть каждое слово, которое ты услышишь, будет мягче и легче пуха», т.е. привески обеспечивали защиту от словесных форм порчи. Думается, значение и других видов привесок было подобным.

 Затылочная часть кички в наиболее древнем варианте украшалась золотным или серебряным шитьем с изображением Рожаницы (подробнее об этом можно прочесть в упомянутой статье С.В. Жарниковой). Со временем зооантропоморфные фигуры Рожаниц перешли в сложный растительный орнамент. Очень часто все украшения этнографических кичек – от очелья до позатыльня – бисерные.

 Наконец, позатылень тоже украшался либо вышивкой, либо бисерными нашивками. Края позатыльня могли иметь бисерную или нитчатую бахрому, кисточки.

 
Изначально женский головной убор был многофункциональным, состоял из разных частей, которые могли носиться как отдельно, так и вместе – в зависимости от возраста и социального статуса женщины. Были в нем волосник (плотно пригнанная к голове шапочка для собирания под нее волос), основная часть – сорока, отдельно очелье, а кика – рогатая или копытообразная, надевалась на это сооружение сверху. Всё подвязывалось друг к другу  завязками, прикрывалось убрусом, дополнялось ушными привесками, спинным гайтаном («снуром»), позатыльнем… Весь головной убор мог состоять из 40 частей!

В позднейший период, с появлением цветным ситцев, дешевого бисера и пр., когда головной убор перестал быть таким дорогим и передающимся из поколения в поколение, народные мастерицы эту конструкцию упростили. Среди кичек позднего периода (конец XIX – начало XX вв.), представленных, например, в Рязанском краеведческом музее, есть и состоящие из многих частей, и цельные разных конструкций.

В условиях современного родноверия, разумеется, несравненно более удобны одиночные, цельносшитые головные уборы. Ведь любой мастерице не составит труда сделать себе отдельный головной убор на каждый период жизни: очелье – в девичестве, сороку – в замужестве, кику – с рождением ребенка. Да и для повседневного хранения, перевозки и надевания такие уборы гораздо практичнее.
 

Русская традиционная одежда: Кокошник, Кика, Повойник

В наши дни головные уборы не так важны, как сотни лет назад. В то время традиционный головной убор мог рассказать о многом: замужем ли женщина, есть ли у нее дети, а в некоторых регионах даже сколько у нее детей. Искусно украшенные, тяжелые и большие головные уборы передавались по наследству из поколения в поколение и использовались только в особых случаях.

 

Перед свадьбой

 

Головной убор девушки был простым на древнерусском языке. Существовала традиция хвастаться косой, которую часто перевязывали шелковой лентой. Или некоторые девушки носили небольшие венки или диадемы («венеты»), красиво украшенные спереди. Волосы были расплетены, уложены вокруг головы на свадебной церемонии. С тех пор волосы всегда прятали под шляпой, а демонстрировать прическу замужней женщины было большим позором.

Волосник и повойник

 

Волосник представлял собой марлевую шапочку, которую надевали на волосы и затягивали вокруг головы. Ни одного замка не должно быть видно. Шапка-волосник не скрывалась в слоях шапки, обычно прикрытой другими традиционными головными уборами, такими как повойник, кика или сорока. Хотя волосник не демонстрировался, его часто расшивали жемчугом или золотыми нитями. Другим традиционным шапочным повойником также считалась внутренняя шапка, прикрытая косынками или кокошником. Позже повойник стал отдельной, самостоятельной шапкой.

 

 

 

Кика

 

Кика означает «волосы» на старославянском языке. Шапка кика – один из древнейших головных уборов, связанный с языческими культами и обрядами. Шляпа кика была похожа на коровью голову с рогами, которые были символом плодородия и изобилия. Поэтому шапку кика носили только замужние женщины. В некоторых регионах существовала традиция дарить кику с маленькими рожками только что вышедшей замуж женщине, а после рождения первого ребенка менять на другую с большими рогами. Самая уважаемая женщина носила самые большие рога. Передняя часть шапки кика была искусно расшита бисером, жемчугом и золотом. Женщины считали, что искусный, богатый декор и жемчужные подвески могут скрыть настоящий возраст и отвлечь внимание от морщинистого лица.

 

 

 

Сорока из Тулы

 

Шапка-сорока была самым сложным головным убором Т ульский район. В нем было четырнадцать отдельных частей, надевание которых было трудоемкой и сложной процедурой. У него был своего рода павлиний «хвост», который выглядел очень ярко и эффектно.

кокошник кокош» (курица). Похоже, что название было навеяно куриным хвостом. На самом деле формы кокошников были самыми разнообразными, от плоских до острых. Женщины также создавали двухгребенчатые кокосники. В Псковской области существовал оригинальный вариант кокошника с перламутровыми шишками. Была поговорка: «Чем больше шишек, тем больше детей». Кокошник стал своеобразным символом России.

 

Пётр I пытался изменить старый традиционный русский быт на европейский лад и издал специальный указ, запрещавший носить кокошники. Благодаря Екатерине Великой шапка-кокошник была реабилитирована, так как она реанимировала моду «по-русски». Вначале это был в основном маскарадный атрибут. Но после войны 1812 года шляпа-кокошник снова вернулась в гардероб знатных дам как патриотический знак. И, наконец, по указу Николая I в 1834 г. кокошник официально считался частью придворного костюма9.0003

 

Русский фольклор (Сообщения с тегами русская одежда)

Русский фольклор (Сообщения с тегами русская одежда)

Звучит превосходно
Ваааа, я не хочу

Молодые русские в конце 19 века.

Иллюстрация Ивана Билибина.

Принцесса Александра (актриса)
Светлана Бакулина).

Из к/ф «Александр. Невская битва» (2008).

«Невеста» Юрия Сергеева.

Русская женщина, ~ XIII век.

Русский боярин ~ XII — XIII
век.

русский фольклор

Височные кольца в русском женском костюме, 14 век.

Височные кольца (височные кольца) входили в состав славянских,
Скандинавское и др. средневековое женское платье. Большинство было сделано из основы
такие металлы, как медные сплавы или железо, хотя серебро и даже золото были
изредка используется. Они были известны как височные кольца, потому что они были
носится на голове, возле висков женщине или девушке.

Височные кольца были характерным украшением славянских женщин. Другой
племена имели свои собственные конструкции, и они были сделаны из различных металлов.
Кольца прикреплялись к шнурку, который становился частью головного убора, или их вплетали прямо в косы из волос.

russianfolklore

Височные кольца в волосах:

реблог

славянский

русский

русский головной убор

русская одежда

русская одежда

русский костюм

русское платье

Иллюстрация Сергея Соломко.

Иллюстрация Вениамина Лосина.

Черные зубы и расширенные зрачки: стандарты красоты России XVII века.

«Их
картина не лучше, чем у наших «Дымоходов летом», а именно. Красный
Оукер и Спэниш Уайт. Они красят или окрашивают свои зубы в черный цвет,
того же рисунка, что наши дамы носят черные заплатки: Или, может быть,
оба избалованы переменчивой живописью, они делают добро
необходимости, и выкрикивают то, что является украшением, которое является уродством. Низкий
здесь в моде лбы и длинные глаза; с какой целью они
напрягите их до и под шинами, так что они не смогут закрыть их, как
наши дамы воздевают руки к голове. У них есть секрет
среди них, чтобы окрасить самые шары их глаз в черный цвет. узкие ноги и
стройные пустышки одинаково уродливы на вид. Худощавая женщина, которую они считают
нездоровы, поэтому склонные к худощавости отдают себя
ко всякого рода эпикурейству, с целью откормить себя и
целый день лежать в постели, попивая русский коньяк (который откормит
чрезвычайно) потом спят, а потом опять пьют liste Swine
предназначен для создания Бэкона». – Из «Современного состояния России», автор
Сэмюэл Коллинз,

1667.

«Женщины, чтобы исправить неприятный оттенок кожи, раскрашивают лица белыми и красными красками, чтобы это было видно каждому мужчине. Что не имеет никакого значения, потому что это обычно и нравится их мужьям, которые делают своим женам и дочерям обычное пособие, чтобы покупать им краски, чтобы раскрашивать их лица всеми, и очень радуются, видя, как они из домашних птиц становятся такими прекрасные образы »- Флетчер, Джайлз. Из «Россия в конце шестнадцатого века: включая «Трактат о русском богатстве» доктора Джайлса Флетчера и «Путешествия сэра Джерома Хорси»,
1591.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *