«Школа не нравится, но мы дотерпим». Почему это ошибка
Какую школу выбрать для первоклассника, почему сильный учитель — это не всегда хорошо для ребенка и делать ли уроки со своими детьми? Об этом Анна Данилова поговорила с нейропсихологом, консультантом по выбору школы и мамой четверых детей Анной Высоцкой. Полная версия интервью — на YouTube «Правмира».
Интервью состоялось в январе 2022 года, в разговоре отражены реалии этого времени.
В каком возрасте ребенку пора в первый класс?
— Если родитель хочет сэкономить время и деньги на поход к нейропсихологу, который сможет достаточно четко дать ответ на этот вопрос, тогда, конечно, лучше руководствоваться формулой.
Лучше отдать ребенка в школу в 7,5 лет, чем в 6,5 лет.
…Нейропсихолог комплексно оценивает готовность ребенка к школе, созревание его высших психических функций, а также социальную и эмоциональную зрелость ребенка. А еще он общается с семьей.
Я всегда спрашиваю: если ваш ребенок не идет в школу в этом году, как он проведет следующий год?
Возраст 6,5 лет — потрясающий. Ребенок во многом готов к обучению, к систематическому освоению знаний, не только в игровой форме. Не обязательно учиться только в школе. Надо понимать, как только ребенок садится за парту, автоматом мы отрезаем от него ряд возможностей, потому что на них не остается времени — оно уходит на адаптацию, привыкание к сидячей статичной нагрузке, на отстройку нового ритма.
Поэтому если ребенок до школы растет в интересной образовательной развивающей среде, то лишний год — это здорово.
Иногда такой возможности нет, и ребенок ходит в детский сад. Если он во многом перерос уже свою садовскую группу и 90% детей уходят в школы, <…> то можно пойти в школу. Если ребенок зрел и самостоятелен.
Но часто, если я вижу, что ребенок когнитивно хорош, уже читает, испытывает интерес к обучению, но еще очень сильно находится в игре, то есть он не готов отказаться от нее и сесть за парту — в этих случаях я родителям иногда советую отдать ребенка в 7,5 лет. Предположим, пойти на ускоренную программу, на эффективную началку.
Как выбрать школу для первоклассника?
— …Выбор школы — это метод проб и ошибок. И учитель может смениться, или с ним не сложатся отношения. И программа может оказаться слишком простой, и в классе может возникнуть конфликт.
Мы живем в ситуации высокой неопределенности. Сегодня нужно уметь быстро выйти из ситуации дискомфорта, если она травматичным образом влияет на ребенка и на семью. Жизнь обязывает нас быть гибкими.
Именно поэтому я не считаю выбор школы чем-то очень критичным, драматичным. Я не вижу проблемы поменять школу.
Более того, я считаю, что среднестатистический ученик в Москве меняет школу 2–3 раза за время обучения.
Дети сегодня другие, они не проводят в одном детском саду время с трех до семи лет. Ко мне приходят ребята, которые успевают поучиться в 3–5 детских садах, причем не всегда в одной стране. Они посещают огромное количество кружков и секций, которые также меняют, как перчатки. Современные дети привыкли работать с разными наставниками.
Школа для сегодняшнего ребенка — это не весь мир, как это было для нас.
Не нужно относиться к выбору школы как к чему-то необратимому. <…>
Когда ко мне приходят родители и говорят: «У нас не сложилось, но мы дотянем до конца началки», — в этом месте хочется кричать. И говорить: «Стоп! Мы не обязаны никуда никого тянуть».
Наоборот — это отличный кейс, опыт, который ребенок получает в школе. Смотри, так не работает, это неправильно. Давайте искать место, где по-другому.
На что еще мы можем влиять? На выбор программы — обычная программа или ускоренная, это наше право. В основном школы работают по программе «Школа России». Тем не менее, есть школы, которые открывают классы, работающие по другим программам. Например, программам развивающего обучения.
Нужен ли ребенку сильный учитель?
Чаще всего педагоги, на которых идут, которых советуют — это сильные учителя. Они не обязательно жесткие, авторитарные. Порой они производят благоприятное впечатление. Но сильный учитель — это тот, для которого результат преобладает над личностью.
Порой это то, что я называю преподавательским нарциссизмом. В 99% случаев такому учителю сам по себе ребенок не интересен. Ему важен тот результат, который ученик может показать. И нужно, чтобы тот работал по четко очерченным алгоритмам.
Ребенок становится солдатом армии, которая приведет педагога к победе.
Педагогика и селекция — это взаимоисключающие вещи. Если ты учитель, твоя задача — учить и взращивать.
Сильные учителя, учителя-нарциссы уподобляются некоторым тренерам, которым важно, во-первых, взять материал, во-вторых, что-то с этим материалом сделать. Не обучить, а скорее измерить результат и добиться того, чтобы он был продемонстрирован.
Такому учителю в его армии обязательно нужны не столько дети, сколько взрослые. Я часто родителям говорю: если вы хотите учиться у сильного учителя, будьте готовы к очень высокой степени вовлеченности в образовательный процесс. Именно вы, родители, создаете силу этого учителя — это вы будете сидеть до 12 часов ночи, переписывая работу, вы будете делать проект четко по той схеме, которую дал учитель. Две клеточки справа, три клеточки сверху, фотографию в определенном формате.
Часто за результатом сильного учителя стоит пассивная позиция самого ученика. Когда он выходит в среднюю школу, у него может не быть живого интереса к учебе и понимания, зачем он учится. Может нарастать выученная беспомощность, а с ней очень сложно потом работать.
Нужно ли идти на сильного учителя? Вопрос.
Делать ли уроки с ребенком?
— В школу мы все приходим с разным опытом и уровнем подготовки. Для кого-то школьная программа кажется слишком простой, для кого-то она находится в зоне ближайшего развития, для кого-то программа неподъемна. Родителю важно понять, в какой точке находится его ребенок, исходя из этого выстраивать тактику помощи.
Когда мы понимаем, что ребенок способен справляться самостоятельно, нужно дать ему эту возможность.
Если ваш ребенок способен сам записать и выполнить домашнее задание хотя бы на «три» — это прекрасно.
Вовлекаясь лишний раз в выполнение домашней работы, теша свой перфекционизм, мы лишаем ребенка учебной самостоятельности. И главное — убиваем мотивацию.
Ребенок понимает — сейчас я сделаю домашнее задание, а потом придет мама и скажет, что нужно все переделать. Она будет вырывать листы из тетради и говорить, что такую работу стыдно показывать учителю.
Понятно, что отношение у ребенка к выполнению домашней работы будет крайне сопротивляющимся. Он или не захочет ее делать, или будет оттягивать выполнение домашней работы до прихода мамы, которая рядом сядет и скажет, как сделать.
Когда ребенок выполняет домашнюю работу сам, то он более осознанно к ней относится. И понимает, что способен выделить на это время и ресурсы. Результат при этом может быть любым. Нужно понимать, что это тот результат, который удовлетворяет ребенка.
Или он сам может попросить помощи: «Мама, я очень хочу за этот доклад получить пять». Или: «Я выучил стихотворение, послушай, как я читаю».
Конечно, отстраняться и говорить: «Я уже свое отучилась», — неправильно. Это замечательная возможность разделить с ребенком радость познания, включиться и быть уместным в этой помощи.
Но есть и другая ситуация. Сегодня нормотипичных, когнитивно зрелых детей не так много.
До 30% ребят в начальной школе испытывают те или иные трудности обучения.
Тогда самостоятельная работа с материалом становится невозможной. Ребенок чувствует себя беспомощным, у него вырабатывается пассивная позиция — «что бы я ни делал, ничего не понимаю».
В этом случае, если нет возможности адаптировать учебную нагрузку и материал под возможности ребенка, стоит оказывать поддержку и помощь. И ни в коем случае не допускать того, что я называю имитацией.
Когда ребенок не получает поддержку от родителя, а учитель не замечает реальных трудностей, ученик начинает создавать видимость обучения.
Простой пример: «Ты понял?» — «Да, я понял». Какой-то алгоритм объяснили — ребенок тут же сымитировал и по этому алгоритму что-то сделал, но самостоятельно работать не может. Такой ребенок все время в каком-то легком тумане находится, он выключен из процесса обучения.
Чтобы такого не было, важно садиться, разбирать, рисовать, брать пластилин, лего, моделировать задачи — чтобы добиться этого понимания, чтобы щелкнуло, чтобы ребенок ощутил радость инсайта.
Когда надо срочно менять школу?
Если мы видим, что ребенок в школе разрушает либо психическое, либо физическое здоровье — это объективный красный флаг. Нужно срочно что-то менять, потому что ничего ценнее, чем личностная целостность, нет.
Школа не должна эту целостность каким-то образом разрушать. Если вы видите, что ребенок страдает, то обучающая среда для него не работает. Даже если это школа, в которую вы так стремились и с трудом поступили.
Именно в сильных школах иногда не рассчитывают уровень нагрузки, с которой может справиться ребенок. В результате у детей возникают клинические депрессии, выгорание, учебная апатия, игромания как уход в зависимость.
Подросток не всегда способен выдерживать интеллектуальные нагрузки, которые предлагает сильная школа.
Сильная школа не всегда заинтересована в том, чтобы развивать подростка в чем-то помимо учебы, ей нужен совершенно конкретный академический результат. А подростку нужно есть, спать, двигаться, общаться, дружить и получать много интересной информации и социального опыта, которые позволят ему понять, кто он.
А на детей еще наваливается учеба нон-стоп и невротизация с выбором профиля, предметов ЕГЭ. Некоторые из них перестают учиться, потому что падают от усталости.
Здесь нужно уметь отделить наши родительские «хотелки» от реальности. Увидеть, что ребенку нужна помощь.
У детей более младшего возраста в обычных школах наиболее частый красный флаг — буллинг.
Не всегда детский, зачастую взрослый — учительский. Если ребенок находится в неких отношениях созависимости с токсичным учителем.
Авторитарный учитель — сегодня люблю, завтра отвергаю. Это эмоциональные качели. Ребенок не может ни отрефлексировать, что с ним происходит, ни рассказать об этом, но при этом он психологически нестабилен.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе?
- Ребенок не хочет ходить в школу.
- Психосоматика начинается — головные боли, боли в животе, сложно встать по утрам, очень плохое настроение.
- Инфантилизация — ребенок начинает какие-то части своей жизни отрицать. Он избегает темы уроков, погружается в свой иллюзорный мир, чтобы все, что связано со школой, ушло на периферию.
- Пассивное отношение ко всему, что происходит в школе. Мне недавно один ребенок сказал, когда я его спросила про учителя: «А мне все равно». Это было очень неожиданно. Я говорю: «Что тебе все равно?» — «Мне все равно, какая у меня отметка. Что мне скажет учитель, какие у меня успехи».
Это очень яркий красный флаг. Началось дистанцирование и защитная реакция, ребенок стал закрываться от всего, что происходит в школе, потому что он себя чувствует неуспешным. Что бы он ни делал — это не ценят, не замечают, это никому не нужно. Наступает такое окукливание: «Мне все равно». Ребенок не должен пребывать в такой апатии.
Фото: freepik.com, shutterstock.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Мне не нравится, как ребёнка учат в школе. Что можно сделать?
1. Сменить программу или учителя
Учебную программу каждая школа разрабатывает самостоятельно, но поменять её по собственному желанию родители не могут. Однако закон разрешает отказаться от дополнительных занятий.
«В законе «Об образовании в Российской Федерации» написано, что программы самостоятельно разрабатывает и утверждает организация, осуществляющая образовательную деятельность. Изменить программу по своему желанию нет возможности ни у родителей, ни у педагога.
Но родители и дети имеют право:
— отказаться от факультативов;
— принимать участие в управлении школой, высказывать мнение относительно условий обучения и воспитания детей;
— выбрать семейное обучение».
А вот повлиять на преподавательский состав родители могут. И это важная причина, чтобы вступить в родительский комитет: потребовать замены учителя в одиночку не получится, а вот просьбу коллектива администрация рассмотреть обязана.
Порядок действий в этом случае такой:
- Написать заявление на имя директора школы и указать причины замены педагога.
- Дождаться рассмотрения заявления.
- Если решение не устраивает, обратиться в вышестоящие инстанции — комитет образования при администрации города или района, департамент образования региона или Рособрнадзор.
«Вступить в родительский комитет также стоит, если вы хотите существенно влиять на хозяйственные решения: это охрана, материальная поддержка учеников, направление спонсорской помощи и т.д.», — замечает Заур Гучетль.
Но иногда легче избежать проблемы, чем решить её. Заур Гучетль объясняет: «Родителям нельзя навязывать школу по месту жительства. У них есть право выбора». Поэтому, если в гимназии во дворе вас смущает учительница русского или её методы преподавания, знайте, что можно выбрать другое учебное заведение:
- По месту регистрации. За каждой школой закреплены дома, которые она обслуживает. Подать заявление нужно с 1 апреля по 30 июня.
- Не по месту регистрации. После 6 июля вы можете написать заявление в любую школу.
2. Выбрать альтернативные методы обучения
В России две формы обучения: в школе и дома. Закон позволяет учить ребёнка самостоятельно без каких-либо особых причин — например, проблем со здоровьем или трудностей в общении с преподавателями или сверстниками. Достаточно простого желания родителей или самого ученика.
Первый шаг на этом пути — поставить в известность муниципальный комитет образования — городскую или районную администрацию.
Дальше нужно отчислиться из школы — даже если вы не планируете её менять и будете проходить аттестацию там же.
Затем написать заявление на имя директора с просьбой прикрепить вашего ребёнка к учебному заведению в качестве экстерна.
Для прикрепления можно выбрать любую школу — муниципальную или частную. Главное, чтобы у неё была государственная аккредитация по программам общего образования.
Процесс займёт около месяца. После рассмотрения заявления и подписания договора ваш ребёнок может спокойно учиться дома. Теперь не нужно подстраиваться под школьное расписание, программу, находить общий язык с учителями, сдавать деньги на нужды класса. Но и качество образования зависит только от вас. Впрочем, становиться учителем самому необязательно. Можно нанять преподавателя, записаться на онлайн- или «живые» образовательные курсы.
«Семейное обучение с каждым годом набирает всё большую популярность. Во-первых, это очень качественное образование. Во-вторых, обучение строится от самого ребёнка, он стоит в центре образовательного процесса. В таком формате развиваются личностные качества, индивидуальность. Учитель выступает как наставник. Я под каждого ребёнка разрабатываю программу, составляю индивидуальные пособия, учитывая интересы каждого.
Мне кажется, что школы в нынешнем формате изжили себя. Между детьми современными и детьми прошлого поколения огромная пропасть. Нельзя учить сегодня как вчера, как 5,10 лет назад. Это не значит, что я против школ — я советский учитель. Но нужно в корне менять педагогическое мышление».
3. Нанять репетитора
Этот способ стоит рассмотреть, если в школе в общем всё устраивает, но есть проблемы с отдельными предметами. Он не такой радикальный, как переход на домашнее образование, да и стоит дешевле.
На что нужно обратить внимание при выборе репетитора:
- образование,
- дополнительное обучение,
- предыдущий и текущий опыт работы,
- специализация; если речь идёт о том, чтобы подготовить ребёнка к поступлению в вуз, то стоит выбрать специалиста, который работает именно в этом заведении и знает все нюансы, связанные со сдачей вступительных экзаменов.
Также не забывайте об эмоциональной стороне. Чтобы результат занятий радовал, ребёнку должно быть комфортно с педагогом.
«Любое образование теряет смысл, если педагог и ребёнок не на одной волне. Мало образования, опыта, наград. В первую очередь учитель должен быть другом, наставником, слушать и слышать ребёнка.
Также нужно быть помощником родителям. Педагог должен не бояться признавать свои промахи и ошибки при ребёнке. Фраза «учитель всегда прав» уже не актуальна. Ребёнка надо поощрять высказывать и отстаивать своё мнение».
Нравится – нравится – не нравится – не нравится Woodward English
Нравится, Нравится, Не нравится, Не нравится – Настоящее простое время в английском языке
УТВЕРЖДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С LIKE
Нравится + вещь/предмет/человек
- I как шоколад .
- Тебе нравятся цветов.
- Нам нравятся карточные игры .
- Они любят книг.
Давайте еще раз посмотрим на первое предложение.
- Я люблю шоколад .
Но для этого человека ОНА…. что мы говорим? Мы говорим…
- Она любит шоколад.
Для he, she, it мы используем LIKES с буквой S в конце.
- Она любит шоколад .
- Он любит мороженое.
- Он любит костей.
Помните, что ЭТО для животных.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НРАВИТСЯ
Посмотрите на это предложение:
- Я люблю змей.
Да, я работаю в зоопарке и люблю змей. Это утвердительная фраза.
Как мы можем сделать это предложение отрицательным?
- Я не люблю змей.
Мы используем НЕ для составления отрицательных предложений (в настоящем простом времени), когда подлежащее Я, ТЫ, МЫ, или ОНИ . Вы ставите НЕ перед глаголом.
- Я люблю змей.
- Я не люблю змей.
Не является сокращением не . Вы можете сказать:
- Я не люблю змей … ИЛИ …
- Я не люблю змей.
Сокращения очень распространены в разговорном английском языке.
Еще примеры отрицательных предложений с не нравится:
- Я не люблю ветреные дни.
- Вы не любит инъекции.
- Мы не любим пауков.
- Они не любят шпинат.
Теперь посмотрите на это предложение:
- Он любит собак.
Что плохого в этом? Минус этого. ..
- Он не любит собак.
Мы используем DOESN’T для составления отрицательных предложений (в настоящем простом времени), когда подлежащее HE , ШЭ или ИТ . Вы ставите НЕ перед глаголом.
- Он любит собак.
- Он не любит собак.
ВНИМАНИЕ: В конце LIKE нет буквы S. В отрицательных предложениях нет S на конце глагола.
Мы не можем сказать:
- Он не любит собак. Это неправильно.
- Он не ЛЮБИТ собак. Это верно.
Также нет является сокращением , а не .
Вы можете сказать:
- Он не любит собак. … ИЛИ …
- Он не любит собак.
Сокращения чаще встречаются в разговорном английском.
Еще примеры отрицательных предложений с не нравится:
- Он не любит плохие новости.
- Она не любит зиму.
- Моя кошка не любит собак.
(Мой кот относится к ИТ… это не любит собак)
Помните: НЕТ S в конце like в отрицательных предложениях.
ВОПРОСЫ С
НРАВИТСЯ
Для вопросов мы просто добавляем DO или DOES в начале.
- Ты любишь шоколад. (это утвердительное предложение)
Как мы можем превратить это в вопрос?
Для я, ты, мы, они мы добавляем DO в начале, чтобы сделать это вопросом. Становится…
- ты любишь шоколад ?
И с этим предложением…
- Он любит шоколад. (это утвердительное предложение)
Как мы можем превратить это в вопрос?
Для он, она, оно мы добавляем ДЕЛАЕТ в начале, чтобы сделать это вопросом.
- любит шоколад ?
Опять же, в вопросительном глаголе нет S в конце глагола.
Посмотрите на следующие вопросы.
Мы можем отвечать короткими ответами.
- ты любишь шоколад ?
Да, знаю. … ИЛИ … Нет, не знаю. - она любит шоколад ?
Да, любит… ИЛИ… Нет, не любит.
Еще примеры вопросов с использованием типа:
- Нравится ли вам фаст-фуд? Да.
- Они любят секреты? Да, это так.
- Она любит распродажи? Да, она делает.
- Он любит брокколи? Да, это так.
Ответьте на вопросы о себе:
- Вы любите собак?
- Вы любите кофе?
- Ты любишь пиццу?
- Любите фильмы ужасов?
Практика английского языка
Теги урока: Утвердительные предложения, Нравится, Отрицательное, Настоящее время, Вопросы, Глаголы, Лексика. 0001
Курсы разговорной речи
Я хочу, чтобы вы ПРЕКРАТИЛИ говорить: «Мне это не нравится».
Почему? Что ж, в этом предложении нет ничего плохого, но в английском так много вариантов! Итак, давайте выйдем за рамки этой основной фразы и изучим другие способы выражения неприязни.
Если вы хотите улучшить свой разговорный английский и особенно увеличить количество фраз, которые вы знаете, присоединяйтесь к моему ежедневному курсу разговорного английского . Уроки научат вас, что именно говорить в десятках повседневных жизненных ситуаций.
Это наш самый популярный курс в Espresso English!
Хорошо, давайте узнаем несколько способов сказать, что вам что-то не нравится.
Я не без ума от… / Мне не нравится…
Вы можете сказать «Я не без ума от этого» или «Мне это не нравится». Может быть, вы хотите купить дом и рассматриваете место, выкрашенное в ярко-желтый цвет — вы можете сказать: «Я не в восторге от цвета» или «Мне не нравится этот цвет».
Обратите внимание на предлоги – мы говорим «сумасшедший О» и «любящий». И мы можем поменять их местами, чтобы поговорить о том, что нам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравится — «Я без ума от того, что мне нравится», что вам нравится.
Я не большой поклонник… / Меня не волнует…
Другое похожее выражение — «Я не большой поклонник чего-либо». Описывая, какие фильмы вам нравятся, вы можете сказать: «Я не большой поклонник фильмов ужасов» — это означает, что они вам не нравятся.
Или вы можете сказать: «Мне на самом деле плевать на фильмы ужасов». На днях я попробовал новый вкус кофе, и он мне действительно не понравился, у него был странный вкус.
Это не моя чашка чая
Говоря о напитках, есть еще одно выражение: «Это не моя чашка чая», означающее, что это не то, что вы любите или предпочитаете. Я часто слышу, как это используется для разговоров о занятиях — спорте или хобби — или средствах массовой информации, таких как книги, музыка, фильмы. Если вы ненавидите природу, то вы бы сказали: «Походы — это не моя чашка чая». Обычно мы не обращаем это выражение; мы используем его только для дизлайков.
Это не для меня / Это не для меня
Еще пара фраз «Это не для меня» и «Это не для меня». Эти фразы признают, что ваши неприязни являются вашими личными предпочтениями, вы признаете, что другим людям может нравиться то, что вам не нравится. Моя бабушка любит вязать, но это не мое.
Я пропущу
Когда люди приглашают вас сделать что-то, что вам не нравится, или предлагают вам что-то, что вам не нравится, вы можете сказать «Я пропущу». Если вы боитесь высоты и ваши друзья приглашают вас прыгнуть с парашютом, вы говорите: «Я не буду».
Это также можно использовать для вещей, которые вам не обязательно не нравятся, но которые вам просто не нужны в данный момент. Поэтому, если вам нужно в ближайшее время сесть за руль и вам предлагают крепкий алкоголь, вы можете сказать «я пропущу», потому что вы не хотите этого в данный момент, даже если вы согласитесь на это в другой раз.
Терпеть не могу
Если вам что-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не нравится, вы можете сказать: «Терпеть не могу». Это более сильное выражение. Терпеть не могу, когда люди за рулем пишут смс с мобильного, это так опасно!
Я нахожу это… (скучным / раздражающим)
Наконец, если кто-то спросит вас, почему вы не являетесь поклонником чего-то, почему вам это не нравится, вы можете использовать фразу «Я нахожу это…» а затем дополните его прилагательным, например, скучный или раздражающий.
Я бы предпочел…
Более позитивным способом ответа было бы сказать «Я бы предпочел…», а затем сказать, что вы предпочитаете. Например, кто-то спрашивает вас, почему вы не любите бегать для упражнений; вы могли бы сказать, что у вас есть старая травма колена, и вы бы предпочли поплавать, потому что это меньше влияет на ваши колени.