фотографии, история платка, платочная мануфактура.
Публикации раздела Традиции
Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.
Зимние гулянья в Санкт-Петербурге. Фотография: Е. Асмолов / ТАСС
Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.
История аксессуара
Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.
Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.
Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Празднование Широкой Масленицы в Красноярском крае. Фотография: А. Колбасова / ТАСС
Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.
Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор
Павловопосадская платочная мануфактура
Вид на один из цехов ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Художник изготавливает рисунок для платка в художественной мастерской ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Обметка готовых платков в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.
Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.
Нанесение платочного рисунка на ткань методом печати по шаблону в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»
Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»
Читайте также:
- Самые необычные головные уборы русских жён
- Лучшие образцы русского костюма из коллекции Сергея Глебушкина
- По одежке встречают
Лекция «Платки и шали в русском народном костюме»
Статья «По одежке встречают»
Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.
Долгое время фонами для платков служили три цвета — черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные — розовый, зеленый и голубой — появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Самые известные из них — «Аленький цветочек» и «Испанский», а также «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка». Иногда на фабрике повторяют и старые рисунки. Так, в коллекции сезона-2006/07 есть шаль «Молитва», воссозданная по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространенный мотив — объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.
Теги:
ТрадицииПубликации раздела Традиции
История и виды павлопосадских платков с фото
Содержание
Русская красавица в павлопосадском платке
Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).
История павлопосадского платка
Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.
Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах
Истоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.
Да и как такая красота могла не стать популярной
Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.
Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.
История павлопосадских платков
youtube.com/embed/WfZId6fO2vY?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.
Техника нанесения рисунка
Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.
«Манера» для нанесения узоров
Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.
Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка
Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.
В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.
Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых
Создание павлопосадских платков
youtube.com/embed/bOCOXWqu07s?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Узоры павлопосадских платков
С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:
- Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
- Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.
В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.
Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.
Подобная красота не может выйти из моды
Как носить павлопосадский платок или шаль?
Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.
Образ русской красавицы будет не полным без такого платка
Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:
- Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица.
Повязать платок традиционным способом очень просто
Повязка платка на голову и вокруг шеи
Павлопосадский платок в виде банданы
Так вы покажите все великолепие платка
Оригинальная юбка из павлопосадского платка
Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.
Умелое сочетание павлопосадского платка или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.
Павловский Посад Шерстяные шали и платки
Павлово Посад — старинный русский город в 60 километрах от Москвы. Он хорошо известен как дом потомственных текстильщиков. Павлово-Посадская фабрика по производству шерстяных платков была основана в 1795 году Иваном Лабсиным. Его дело продолжили сыновья и внуки. Так, в середине 19 века первые быстропечатные шали были произведены в результате хозяйственной деятельности Якова Лабсина — правнука Ивана Лабсина.
В самом начале шали ткали из пряжи. Изготовление шалей занимало много времени, и в результате эти шали были довольно дорогими. На изготовление одной шали может уйти до 18 месяцев. В 19 веке производители использовали другие и более экономичные методы. По мере роста спроса требовались высококвалифицированные ткачи и дизайнеры.
Набивные шерстяные шали постепенно заменили дорогие цветные тканые шали. Некоторые сложные цветные переплетения были заменены печатными рисунками. До конца 19Шали 19-го века украшались с помощью ксилографии твердых пород дерева. Для каждого цвета использовался отдельный деревянный блок.
Печать на металлических пластинах заменила блочную печать в конце 19 века, а вскоре последовала валковая печать, хотя использовалось меньше цветов. Дизайнеры и художники Павлово Посада создавали гармоничные сочетания с богатыми цветовыми решениями, обычно оставляя центральное пространство пустым. Постепенно шали приобрели более широкий спектр дизайнов с учетом вкусов разных людей. Павловопосадские шали всегда пользовались большим спросом.
После революции 1917 года фабрика была национализирована. В то время из-за нехватки сырья и топлива фабрики были закрыты, но вскоре после этого Павлово Посад снова стал выпускать востребованный платок. На Парижской всемирной выставке 1937 года Павлово-Посад был удостоен Гран-при всей выставки. Павлово Посад был признан во всем мире мастерами дизайна и качества шалей. После Второй мировой войны новое поколение дизайнеров получило награду Major на Всемирной торговой ярмарке в Брюсселе в 1919 году.59.
Вот некоторые наиболее часто задаваемые вопросы. Потратьте пару минут, чтобы прочитать их. Они будут очень полезны тем, кто носит и использует павловопосадские платки.
1. Можно ли стирать шали?
Создавая такие красочные шали, дизайнеры сталкиваются с дилеммой: сделать яркие шали и использовать для этого менее устойчивые к выгоранию плашки или использовать более твердые плашки, которые лучше переносят стирку, но получать менее яркие и менее красочные шали. Павловопосадские платки традиционно яркие и красочные, их невозможно изготовить только на фирменных плашках. Так что стирать такие шали не рекомендуется, используйте только химчистку. Кстати, для любых шерстяных материалов стирка не рекомендуется. В любом случае на свой страх и риск можно стирать шерстяные шали, но использовать для этого не горячую воду с температурой ниже 30°C (86°F). Используйте для этого специальные стиральные порошки для шерсти. После стирки прополоскать в теплой воде, затем в холодной. Стирка в холодной воде добавить в воду немного уксуса. Затем раздавите и высушите шаль, разложив ее на горизонтальной поверхности.
2. Какие материалы используются для изготовления платков.
Как уже говорилось ранее, для производства павловопосадских платков используется только 100% шерсть, что делает их такими теплыми и удобными.
3. Что делать, если шаль намокла (например, после дождя или снега)?
Вы должны высушить шаль как можно быстрее. Не сушите вблизи открытого огня и не кладите на нагревательные приборы. Это сделает шерстяные волокна ломкими и приведет к усадке шали.
По другим вопросам обращайтесь по электронной почте
Михаил Терлецкий
Мода на фигурные шерстяные шали пришла в Россию в начале 19 века. В течение ста лет
К середине XIX века дорогие тканые шали постепенно вытесняются платками с набивным рисунком. Легкие, теплые и нарядные, они привлекали внимание не только красотой дизайна, но и сравнительно невысокой ценой. Такие шали изготовлялись более чем десятком фабрик, расположенных в основном в Москве и Богородском районе (уезде) Московской области. Одним из них был завод Якоба Лабзина и Василия Грязнова в городе Павловский Посад. Этой фабрике предстояло особое состояние: заняв к концу 19ведущее положение, фабрика работает и по сей день, и это единственное в России предприятие такого рода, а павловский платок, завоевав популярность в простонародье, приобрел значение жетона. На слиянии рек Вохны и Клязьмы располагалось большое купеческое село Павлово. Росту торговли и промышленности способствовали еженедельные рынки и ярмарки, проводившиеся в деревне. Купцы из разных городов привозили на ярмарки шелк-сырец среди прочих товаров и покупали «шелковые платки, сделанные здесь разными ткачами, крашеное домотканое полотно и съестные припасы».
В конце 1840-х годов, после смерти Ивана Лабзина, управление текстильной фабрикой и торговые дела перешли к сыну Ивана — Якову, которому вместе с Василием Грязновым суждено было начать производство знаменитых шалей. Уже на начальном этапе сотрудничества стало очевидно, что необходимо провести переориентацию производства, так как спрос на шелковые ткани и платки неуклонно падает из-за сильной конкуренции с машинными ситцами. Рынок в то время оказался открытым в основном для легких шерстяных тканей и платков, производство которых в России стало активно осваиваться только в 1830-40-х годах. Москва и Московская область снова стали центром производства камвольных тканей и тканей из смеси шерсти и хлопка.
Роль художников в создании платков велика: от их таланта, умения улавливать модные тенденции, а также от понимания вкуса и требований потребителей и зависела красота платков и востребованность их на рынке. Поэтому, несмотря на то, что дизайн платков можно было купить «откуда», что часто случалось; на любой относительно крупной текстильной фабрике предпочитали иметь мастерские художников.
Цветовая гамма строилась на основе сочетания нескольких ярких цветов. Обычно такие платки печатались семью-девятью красками. При этом полихромия достигалась введением нескольких оттенков розового, зеленого, синего. Ведущим цветом был красный. Его разные оттенки можно было встретить не только в цветах — он непременно использовался для печати и фона фигур, при этом; центральная часть и край могли быть напечатаны другим красителем. Со второй половины 1880-х годов характерным стало использование в печати цветков ярко-розового фуксина. Сохранились документальные свидетельства того, что в это время на заводе использовали анилиновые красители. Благодаря их введению цвета печати стали более яркими и насыщенными, хотя некоторая резкость цветового спектра, характерная для анилина, в них еще не проявилась. Эти платки были очень популярны среди крестьян, а потому их рисунки, меньше всех других подвергаясь влиянию моды, были чрезвычайно устойчивы, иногда их печатали десятилетиями подряд. Талант Нила Постигова позволял ему создавать разные по характеру узоры платков. Описанный выше его кроки дает представление о третьем типе павловопосадских платков, который отчетливо выделяется среди платков 1880-х гг. Платки этого типа, вероятно, имели и другое, более «элитное» течение. Обычно их шили из тонкой шерстяной ткани с ткаными шелковыми лентами, реже без них. Эти шали, как и платки «демократического» типа, украшались в основном цветочным орнаментом, который наносился не только на красный, но и на черный и на различные цветные фоны. Композиция узоров строилась по-другому: в таких платках, как правило, центральные части были крупными, заполненными мелкими цветами, а по краю располагались свободные фигуры, состоящие из рельефных цветов, собранных в букеты и гирлянды. С каждым годом увеличивалось производство шерстяных платков. Начиная с 1939 года платное предприятие возобновило выпуск платков из смесовых тканей с набивкой тонов, при этом цвет не имел жесткого контура, а непрерывно переходил от одного тона к другому. Тоновое печатание известно в Павловском Посаде уже с 1880-х годов, но платков, украшенных таким образом, выпускали, вероятно, очень мало, и в разных коллекциях такие изделия встречаются только единичными экземплярами. С конца 1990-х годов, благодаря накопленному опыту, технология трафаретной печати была значительно усовершенствована, и предприятие начало выпускать шали и платки в 23 цветах. При этом технологическая модернизация позволила получить на ткани более тонкий ажурный контур, достаточно точно выровнять отдельные элементы рисунка. Края изделий обшивали шелковой или шерстяной бахромой с многорядной сеткой, которую, как и 150 лет назад, плели вручную. Этим плетением сети занимаются ткачихи, работающие на дому в Павловском Посаде и в окрестных деревнях. |