Рококо в живописи: художники и художники эпохи
Навигация: Главная / Уроки живописи / Основные стили в живописи / Стиль живописи рококо
Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Не смотря на появление других направлений, рококо сохранялся в качестве излюбленного стиля верхушки общества до конца столетия.
Термин «рококо» для обозначения стиля начали использовать в XIX столетии. Изначально он определял вид оформления гротов и фонтанов при помощи натурального камня. Цель декора – создать иллюзию природных окаменелостей, симметричных или ассиметричных. Во времена появления стиля, художники и критики называли его проявлением дурного вкуса, поскольку в стиле отсутствовала эстетика и практичность.
Оглавление
Зарождение стиля
Одна из теорий появления рококо – презентация идейного измельчания барокко. Считается, что роскошное направление с серьезной наполненностью превратилось в способ декора, который использовали художники Франции, России, Италии. В итоге – декоративные детали остались, а смысл утратился.
Символизм как стиль в живописи
Французская культура была влиятельной, диктовала моду другим странам. Благодаря Людовику XIV, Франция стала маяком искусства, моды и культуры. На троне Людовика XIV сменил Людовик XV. Развитие стиля рококо связано с новым монархом и мадам де Помпадур.
Рококо не отражает политическую и экономическую реальность времени. Это характерно для Франции, России, Италии. Это было движение искусства, которое не было никак связано с рабочим классом, простыми людьми, отображало излишества придворной жизни знати. Характерно, что ни церковь, ни правительство не играли никакой роли в подъеме этого художественного движения.
Это художественное направление прекрасно иллюстрирует вкус французского высшего общества в то время, подытоженный словами Э. Шатле: «Нам нечего делать в мире, кроме поиска приятных ощущений и чувств». Рококо – замена барокко, его смысловая противоположность:
- Рококо – презентация праздности, направление существовало вне практичности, в нем не было места патриотизму, экономии или функциональности. Целью этого направления в искусстве было украшение домов, подчеркивание роскоши и богатства. Существовал спрос на всевозможные средства украшения интерьера, поэтому направление быстро проникло в скульптуру, дизайн, живопись, архитектуру.
- Характеризуется отсутствием глубины в изображении высшего класса, личных предпочтений высшего общества.
- Рококо не было интеллектуально глубоким, провокационным или сложным. У этого стиля были другие цели: не поклонение религии или возвышение власти, декор помещений жилого назначения.
- Развитие стиля стало реакцией против формализации стиля барокко. В то время как барокко было серьезным, рококо отражало игривость, флирт, легкость.
- Искусство барокко отображает героизм, библейские сюжеты, рококо отображает романтику, игры, роскошную сторону жизни богачей.
- Религиозные или политические темы барокко были заменены беспечными сюжетами, которые вращаются вокруг удовольствия. В барокко художники использовали темные, глубокие, насыщенные цвета, в стиле рококо используются мягкие и яркие оттенки, которые источают оптимизм.
- С предыдущим пунктом также связаны параметры полотен: барочные работы были монументальными, поскольку создавались для привлечения внимания к сюжету, а картины в направлении рококо использовались для жилых помещений, украшения будуаров, салонов. По причине особенностей стиля, он не пользуется успехом у критиков и искусствоведов.
Китайская живопись Гохуа
Критики называли рококо модной причудой, которая возникла и быстро прошла, они осудили художественный направление за несерьезность и безвкусицу. Некоторые отмечали, что рококо – это презентация распущенности, пропаганда бесцельности существования. Одним из критиков стиля был Вольтер. Интеллектуалы стали движущей силой, борющейся с прекращением развития стиля.
Характерные черты
- Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива, будто бедности, проблем нет в мире. Смотря на полотна художников рококо, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.
- Элегантно одетые дворяне во время игры в пасторальных ландшафтах.
- Характерны сцены ухаживания, романтики, веселья, игривости и сексуальные символы. Все, изображенное на полотне, воплощает красоту и беззаботность.
- Возрастание интереса к мифологическим темам.
- Для эпохи характерны пастельные цвета, то есть мягкие и светлые оттенки, гармонично дополняющие друг друга.
- В то время как некоторые церкви были построены в и оформлены в стиле рококо, как правило, религиозный элемент не существовал в живописи.
- Декоративная перегруженность картин, пышность – эти черты отсылают нас к стилю барокко.
- Изящная орнаментальность.
- Художники часто изображали херувимов.
- На смену монументальности приходит камерность, интимность.
- Характерной чертой является эротизм.
- С барокко стиль связывает пышность, тяга к излишествам, доминирование плавных линий, завитков.
Художник Олег Буйко дает советы как снизить затраты на художественные материалы
Идейное наполнение стиля – красота, галантность, ирреальность, идиллия, отказ от суеты и проблем мира. Направление не ограничилось распространением во Франции, был популярен в Германии, Чехии, России, где было представлено работами Рокотова и Антропова. В России появление нового направление стало периодом знакомства с европейской живописью, которая заставила пересмотреть иконописные традиции.
Известные художники
Картины рококо представлены разными жанрами – портретом, пейзажем, натюрмортом. Представители направления:
Ф.Буше (Франция)
Один из крупнейших представителей, работавший в портретном и пейзажном жанрах.
А.Ватто (Франция)
Доминирует тематика праздников, развлечений.
Дж.Тьеполо (Италия Венеция)
Работал над созданием декора для интерьера, преимущественно, фресок.
Художники Венеции создавали полотна с иллюзорными изображениями архитектурных сооружений, видов города. С расстояния пейзажи кажутся объемными.
Значение
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.
Reader Interactions
Рококо в живописи: особенности стиля
Дорогие друзья, посетители и постоянные читатели блога!
Хочу спросить, а волнует ли вас веселый и загадочный стиль Рококо? Знаете ли вы, что стиль считается самым легкомысленным, так сказать, «с легким ветерком в голове» из всех стилей в истории искусства, по словам критиков того времени?
Мне же кажется, что среди всех стилей искусства он занимает особое место. Кстати, не только потому, что я ему очень симпатизирую! Согласитесь, само журчащее название «Рококо» уже обеспечивает часть успеха, оно интригует и запоминается.
Как всегда, законодательницей мод в искусстве выступила Франция. Именно там, в первой половине XVIII века, начал развиваться стиль Рококо, стиль легкости, изящества и беззаботности. А название «Рококо» производное от французского слова rocaille, что означает «скальный», также может переводиться как ракушка, коралл, обломки скал.
Причем тут ракушки, — спросите вы? А потому что изначально Рококо появился в декоре, а визитной карточкой стал завиток в виде морской раковины, самым ярким элементом композиций декора! А уже затем появились затейливые орнаменты, всякие милые глазу S-образные завитушечки.
Мебель с завитушками в стиле Рококо
Надо отметить, что эпоха Рококо — это стремление к свободе и непринужденности, освобождение от канонов и требований. То есть уход от стиля Барокко, который тогда находился в расцвете. А главной идеей Рококо является красота, идиллия, отказ от проблем и реальности, такая счастливая красивая жизнь.
Появление стиля Рококо в искусстве было закономерным. Как это часто бывает, публика пресытилась излишней пышностью, вычурностью и тяжеловесностью Барокко. И вот в начале XVIII века в декоре парковых павильонов появилось нечто новое, легкое и непринужденное.
На фото:
Слева — Франсуа Буше «Завтрак» 1739 г, на картине можно увидеть элементы интерьера того времени
Справа — неизвестный художник, на картине аристократка в одежде того времени
Стиль Рококо в живописи
А дальше все очень просто: появился спрос на подобные украшения, а затем и мода. С этого момента стиль Рококо стал активно распространяться по странам Европы. Что же касается видов искусства, то наиболее ярко он проявился в архитектуре и живописи.
Архитектура Рококо с игривостью противостоит строгой симметричности и парадности сооружений Барокко. Построенные в эпоху Рококо дворцы и храмы и сейчас радуют изысканностью форм, приветливостью и веселой красотой. Чаще всего, в этих сооружениях почти полностью отсутствуют прямые линии.
Как, это же архитектура, — скажете вы? Просто все эти линии старательно замаскировывались растительными орнаментами, плавными изгибами, кокетливыми карнизами и другими затейливыми элементами.
Архитектура в стиле Рококо
Но еще более ярко стиль Рококо выразился в декоре интерьеров! Сложные лепные узоры, завитки, гирлянды – все это создавало впечатление сказочной роскоши и живописной легкости. Картину интерьера дополняли многочисленные зеркала и хрустальные люстры.
Интерьеры эпохи Рококо
Для оформления в стиле Рококо кроме традиционных пастельных тонов, часто использовались золотистые и жемчужно-серебристые оттенки. Что и сказать, интерьер получался роскошный, даже сказочный! Помещение, украшенное таким декором, казалось изнутри невероятно красивой шкатулкой.
Чем отличается Рококо от Барокко?
- Самое главное отличие стилей, это их происхождение. Искусство Барокко в своем начале религиозное, так как основным заказчиком картин была церковь, а Рококо — чисто светское, аристократическое. Ни правительство, ни церковь не покровительствовали в подъеме стиля Рококо
- Для Барокко характерна масштабность, монументальность и строгая симметричность. А Рококо напротив – изящный, построен на асимметрии.
Примеры картин эпохи Барокко и Рококо
- Барокко свойственны темные, контрастные, яркие цвета. А Рококо, будто бы играючи, все поменял: для него характерны мягкие цветовые переходы и светлые пастельные тона.
- Стиль Барокко создает театральность и торжественность, а Рококо – мягкую утонченность и галантность.
Характерные черты стиля Рококо в живописи
Основоположником Рококо в изобразительном искусстве стал французский живописец Жан Антуан Ватто (Antoine Watteau). Вначале он копировал картины фламандских мастеров, а со временем нашел свою тему в живописи. Он стал писать милые легкие картинки из жизни аристократов, и это было началом нового галантного жанра. А затем и нового стиля в живописи – Рококо.
Картины Рококо живописца Жана Антуана Ватто
Картины Рококо наполнены, как сейчас сказали бы, няшностью. Полный уход от проблем современного мира и жестоких реалий, только идиллия и наслаждение жизнью. Элегантно одетые персонажи, находящиеся на фоне красивой природы, играющие, отдыхающие – традиционный сюжет картины Рококо.
В эпоху Рококо художники постоянно находились в поиске особенных изысканных оттенков. Были модными неестественные цвета, которых практически не встречалось в природе. Так вот, некоторые редкие оттенки даже получали милые названия за свою красоту.
Например: «голубиная шейка» (понятно, что голубой цвет), а вот как выглядел «цвет потерянного времени» или «цвет бедра взволнованной нимфы» даже догадаться сложно! Кстати, cuisse de nymphe émue (бедро взволнованной нимфы) считается бледно-розовый цвет, и даже есть розы с таким чудесным названием!
Картина Рококо и роза «cuisse de nymphe émue»
На заметку: Франсуа Буше, автор пасторального жанра и живописец Рококо, считал, что природа несовершенна, к тому же часто природному сюжету недостаточно освещения. Поэтому он добавлял изумрудные, розовые и бирюзовые оттенки, делая свою живопись яркой и радостной.
Примеры картин Франсуа Буше (François Boucher)
Слева — «Венера, утешающая Амура» («Venus Consoling Love»), 1751г.
Справа — «Птичья клетка» («La cage d’oiseaux»), 1750г.
Картины Рококо Франсуа Буше
На заметку: Стиль Рококо иногда называли «стилем Помпадур». Почему? Да потому что мадам де Помпадур, фаворитка короля Людовик XV , была настоящей иконой стиля того времени! Маленькие, почти кукольные, ручки и ножки, изящная обувь, эротичное декольте, складочки, рюшечки, розочки, бантики… Такой она предстает на картинах художников того времени.
На фото: Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур)
Стиль Рококо в живописи — Франсуа Буше
А знаете ли вы, кто сделал Францию центром культуры, искусства и моды? Именно король -солнце, как его называл французский народ, Людовик XIV! Со времен рассвета стиля Барокко на территории Франции все и началось, потом засветил поярче «культурный маяк» и последователь трона- Людовик XV. Так с легкой руки короля, Франция до сих пор считается центром искусства и моды…
Еще одна особенность стиля Рококо в живописи – это отношение к внешнему виду персонажей. Герои картин все как на подбор румяные, нежные и холёные. Причем, это касается не только дам, но и мужчин. Стало модным иметь румяный вид, что подразумевало крепкое здоровье и молодость. Именно в этом был секрет стиля: неувядающая молодость и красота!
На фото:
Элизабет Виже-Лебрен, «Портрет мадам Дюбарри» 1782г.
Густаф Лундберг, «Портрет Франсуа Буше» 1741г.
Рококо в живописи
Кстати, как вы думаете, кто рисует больше, мужчины или женщины и почему? Читайте мою статью с примерами, надеюсь, она вам понравится. А здесь вы можете почитать об малоизвестных художницах Франции, например, об Элизабет Виже-Лебрен, чья картина находится выше.
Вот и получается, что Основная идея Рококо в живописи — запечатлеть вечную молодость и красоту! В картинах персонажи как бы изящно убегали от реальности, показывая всем своим существованием радостную беззаботность.
Как ни странно, но характерной чертой Рококо в живописи также является… эротика. Получилось, что в это время было полностью пересмотрено отношение к обнаженному телу. Художники еще со времен античности писали обнаженную натуру, но теперь в этих картинах добавился привкус соблазна и сладострастия.
Кстати, именно это служило темой для критики шедевров французских живописцев Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара. Уж слишком откровенными и манящими выглядели молодые дамы на картинах этих художников!
На фото:
Слева — Фрагонар «Девочка играющая с собачкой» 1770г.
Справа — Франсуа Буше «Геркулес и Омфала» 1731г.
«Манящие» картины в стиле Рококо
Критики того времени осуждали не только картины, но и все направление в целом. Они считали, что стиль несерьезен и безвкусен. Многие отмечали, что стиль Рококо несет распущенность в массы и не имеет эстетики …. Только вечная моложавость, беззаботность и любовь! Это критики того времени высказывали свое мнение по поводу стиля, а сейчас, современные критики искусства оценивают стиль совершенно иначе!
Кстати, стиль Рококо имеет популярность и в современной моде, и даже отражается в картинах многих современных художников
Стиль рококо в современной моде
В моей творческой деятельности есть совершенно разные картины, написанные в разных стилях, жанрах и направлениях. В том числе имеются и картины в современной интерпретации стиля Рококо. Выставляла их на выставке современного искусства во Франции.
Я заметила, что к картинам современного Рококо проявляется интерес, возле них задерживаются и задают вопросы. Поверьте, для творческого свободного художника это хороший знак, чтобы и дальше проводить эксперименты в картинах!
Картины Рококо в современной интерпретации
В картинах на фото выше, помимо краски, я использовала натуральные стразы, для ожерелья, папье маше для головного убора и нижней части платья, а также маленькие кусочки зеркала. В таком виде картина выглядит куда интереснее, ведь живопись и микс медиа на холсте относится к новым направления в искусстве!
Видео для размышления: Зачем нам нужны картины и По какому принципу мы их выбираем?
https://www.youtube.com/watch?v=SsW_14md9sY
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Рококо | Определение, искусство, живопись и характеристики
Рококо
Смотреть все медиа
- Дата:
- в. 1700 — г. 1770
- Похожие исполнители:
- Антуан Ватто
Джованни Баттиста Тьеполо
Каналетто
Жан-Оноре Фрагонар
Томас Чиппендейл
Просмотреть весь связанный контент →
Рококо , стиль в дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве, живописи, архитектуре и скульптуре, который зародился в Париже в начале 18 века, но вскоре был принят во Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Для него характерна легкость, элегантность и обильное использование изогнутых природных форм в орнаменте. Слово рококо происходит от французского слова rocaille , которое обозначало покрытую ракушкой каменную работу, которая использовалась для украшения искусственных гротов.
Стиль рококо изначально представлял собой реакцию на тяжеловесный дизайн Версальского дворца Людовика XIV и официальное искусство барокко его правления. Несколько дизайнеров интерьеров, художников и граверов, в том числе Пьер Ле Потр, Ж.-А. Месонье, Жан Берен и Николя Пино разработали более легкий и интимный стиль оформления новых дворянских резиденций в Париже. В стиле рококо стены, потолки и лепнина были украшены тонкими переплетениями кривых и встречных изгибов, основанных на основных формах «С» и «S», а также формах раковин и других природных формах. Асимметричный дизайн был правилом. Светлые пастельные тона, цвет слоновой кости и золото были преобладающими цветами, а декораторы в стиле рококо часто использовали зеркала, чтобы усилить ощущение открытого пространства.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
Прекрасными примерами французского рококо являются Салон де месье ле Принца (завершен в 1722 году) в Малом замке в Шантийи, украшенный Жаном Обером, и салоны (начаты в 1732 году) отеля de Soubise в Париже Жерменом Боффраном. Стиль рококо проявился и в декоративно-прикладном искусстве. Его асимметричные формы и орнамент в стиле рокайль были быстро адаптированы к серебру и фарфору, а французская мебель того периода также демонстрировала изогнутые формы, натуралистическую раковину и растительный орнамент, а также более сложное и игривое использование орнамента из позолоченной бронзы и фарфора.
Живопись в стиле рококо во Франции началась с изящных, слегка меланхоличных картин Антуана Ватто, достигла кульминации в игривых и чувственных обнаженных телах Франсуа Буше и завершилась вольно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. У портретной живописи в стиле рококо были лучшие мастера Жан-Марк Натье и Жан-Батист Перроно. Французская живопись рококо в целом характеризовалась непринужденной, беззаботной обработкой мифологических и любовных тем, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным ключом и чувственным колоритом. Скульптура в стиле рококо отличалась интимным масштабом, натурализмом и разнообразными поверхностными эффектами.
Из Франции стиль рококо распространился в 1730-х годах на католические немецкоязычные земли, где он был адаптирован к блестящему стилю религиозной архитектуры, сочетавшему французскую элегантность с южногерманской фантазией, а также сохраняющийся интерес барокко к драматическим пространственным и пластические эффекты. Одни из самых красивых зданий в стиле рококо за пределами Франции можно увидеть в Мюнхене, например, изысканный и нежный Амалиенбург (1734–1739 гг.) в парке Нимфенбург и Резиденцтеатр (1750–53 гг.; перестроен после мировой войны). II), оба Франсуа де Кювилье. Среди лучших немецких паломнических церквей в стиле рококо — Vierzehnheiligen (1743–72) недалеко от Лихтенфельса в Баварии, спроектированный Бальтазаром Нейманом, и Wieskirche (начало 1745–1754 годов) недалеко от Мюнхена, построенный Доминикус Циммерманн и украшенный его старшим братом. Иоганн Баптист Циммерманн. Г.В. фон Кнобельсдорф и Иоганн Михаэль Фишер также создали известные здания в этом стиле, в которых использовалось множество лепнины и других украшений.
В Италии стиль рококо был сконцентрирован главным образом в Венеции, где он был воплощен в масштабных декоративных картинах Джованни Баттиста Тьеполо. Городские перспективы Франческо Гварди и Каналетто также находились под влиянием рококо. Между тем, во Франции стиль уже начал приходить в упадок к 1750-м годам, когда он подвергся нападкам со стороны критиков за его тривиальность и декоративные излишества, а к 1760-м годам новое, более строгое движение неоклассицизма начало вытеснять рококо во Франции.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Термин рококо иногда используется для обозначения легкой, элегантной и высокоорнаментальной музыки, созданной в конце периода барокко, то есть с 1740-х по 1770-е годы. Таким образом, более раннюю музыку Йозефа Гайдна и молодого Вольфганга Амадея Моцарта можно назвать рококо, хотя творчество этих композиторов более правильно относится к зарождающемуся классическому стилю.
Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Адамом Августином.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.