Исторические головные уборы, военно-исторические фуражки СССР, царской России, ВОВ
Выберите подкатегорию
По умолчаниюНазвание (А — Я)Название (Я — А)Цена (низкая > высокая)Цена (высокая > низкая)Рейтинг (начиная с высокого)Рейтинг (начиная с низкого)Код Товара (А — Я)Код Товара (Я — А)
25365075100
По запросу
Картуз мужской верх серое сукно Kepi030
Материал сукно. Козырек черный лак. Цвет верха тёмно-серый.
..
По запросу
Картуз мужской верх серый габардин Kepi029
Материал верха габардин. Окол сукно. Козырек черный лак. Цвет верха серый.
..
По запросу
Фуражка историческая HC001
Фуражка историческая на заказ.
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассор..
По запросу
Фуражка историческая HC002
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортименту и наличию ткани уточняйте ..
По запросу
Фуражка историческая HC003
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортименту и наличию ткани уточняйте ..
По запросу
Фуражка военная историческая TK004
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортименту и наличию ткани уточняйте ..
По запросу
Фуражка военная историческая TK005
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортименту и наличию ткани уточняйте . .
По запросу
Фуражка НКВД HC006
Тулья фуражки выполнена из высококачественного сукна василькового цвета. Окол краповый из сукна, мал..
По запросу
Фуражка НКВД HC007
Цена с фурнитурой как на фото +180 р.
..
По запросу
(2)
Фуражка ПВ КГБ старого образца 1969 года P007
Фурнитура в ассортименте. ..
2850р.
Фуражка суконная (реконструкция) HC008-2
Фуражка русская офицерская периода Гражданской войны. Тулья, окол и кант фуражки выполнены из сукна…
По запросу
Фуражка Ахтырского гусарского полка HC009
Фуражка русская офицерская Ахтырского гусарского полка. Тулья, окол и кант фуражки выполнены из высо..
По запросу
Картуз с козырьком Kepi010
Возможно изготовление из разных видов ткани. На сегодняшний день модный универсальный головной убор…
По запросу
Фуражка военная историческая TK011
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортименту и наличию ткани уточняйте . .
По запросу
Фуражка с козырьком Kepi011
Фуражка с козырьком из кожи. Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортимен..
По запросу
Фуражка военная историческая TK012
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортименту и наличию ткани уточняйте ..
По запросу
Фуражка историческая 012
Фуражка историческая с декором по индивидуальному заказу.
Материал головного убора по выбору зака..
По запросу
Фуражка 40-е годы парадная HC014
Фуражка 40-е годы парадная, белая с васильковым, габардин, сукно.
..
По запросу
Фуражка историческая HC013
Фуражка военная историческая с машинной вышивкой кокарды по индивидуальному заказу.
Материал голо..
По запросу
Фуражка из кожи Kepi015
Фуражка историческая, материал изготовления — натуральная черная кожа, тех. задание — 40-е годы. Цен..
По запросу
Фуражка чекиста кожа HC015
Фуражка чекиста кожаная (натуральная или искусственная кожа по пожеланиям заказчика). Цена рассчитыв..
По запросу
(1)
Фуражка артиллериста РККА образца 1941 года, HC020
Фуражка артиллериста РККА образца 1941 года, черный окол, красные канты, для военно-исторических р. .
По запросу
Фуражка военно-историческая HC021
Фуражка военно-историческая, цена договорная.
..
По запросу
Буденновка TK022
Материал головного убора по выбору заказчика, подробности по ассортименту и наличию ткани уточняйте ..
По запросу
Фуражка военно-историческая HC022
Фуражка военно-историческая, серый верх, черный окол, цена договорная.
..
По запросу
Фуражка ВВС РККА образца 1941 года HC023
Фуражка ВВС РККА образца 1941 года, цена договорная.Верх хаки, окол и канты синее сукно, козырек ч. .
По запросу
Картуз черный TK024
Черная полушерсть и черный лаковый козырек.
..
По запросу
Фуражка М.О. старого образца 024
Собственное производство, для военно-исторических реконструкций, для съемок художественных фильмов..
По запросу
Фуражка историческая HC025
Цена договорная.
Фуражки и картузы, собственное производство,военно-исторических реконструкций, д..
По запросу
Фуражка историческая HC026
Собственный пошив на заказ исторической фуражки по техзаданию заказчика.
..
Предлагаем разнообразные головные уборы, фуражки, кепи для военно-исторических реконструкций, для съемок художественных фильмов, театральных постановок, коллекционеров. Фуражки СССР с фурнитурой, головные уборы времен первой и второй мировой войны, царской России, пошив на заказ в нужном размере. Огромный опыт воссоздания уникальных исторических головных уборов для съемок и постановок.
Исторические фуражки: картузы, казачьи, советские модели
В нашем магазине вы можете приобрести армейские и милицейские фуражки СССР, картузы, казачьи головные уборы и т. д. Старинные модели наверняка понравятся как коллекционерам, так и просто любителям русской истории.
Русский картуз
Прототипом этого популярного головного убора был прусский кивер – высокая жесткая шапка с расширяющимся верхом. В XIX в мягкий вариант такой военной фуражки был назван картузом. Почему именно, история умалчивает. До этого картузами называли объемные мешки, используемые для хранения пороха.
Модной и популярной фуражка оставалась вплоть до самой революции. Покрой картуза, как и манера его ношения периодически менялись. К примеру, постепенно уменьшался размер тульи. К концу XIX века ее начали занижать сзади. Передняя часть при этом оставалась приподнятой. В результате картуз приобрел привычный, знакомый многим внешний вид. Элементами этого старинного головного убора являются:
- круглое донышко,
- козырек,
- околыш,
- тулья,
- ремешок,
- разного рода аксессуары.
Чаще всего в России носили черный картуз. Купить подобную старинную модель вы можете в нашем ателье. Достаточно популярными были и другие расцветки этого головного убора. Шили старинные фуражки из сукна, шерсти или фетра. Летние варианты изготавливались из хлопка или льна.
Советские фуражки
Впервые этот головной убор в качестве атрибута военной формы был утвержден в 1924 году. Впоследствии фуражки СССР (купить такие модели вы можете у нас) не раз претерпевали изменения:
В 1928 году была разработана модель, имеющая по бокам вентиляционные отверстия.
В 1935 г. изменили форму козырька. Он стал угловатым и длинным.
Незадолго до начала ВОВ была предпринята попытка отказаться от фуражки, как элемента военной формы. В 1941 г. этот головной убор носили только офицеры высшего командного состава. Солдат же одели в пилотки. Однако полностью претворить в жизнь принятое решение помешала война.
Современные общегражданские и военные фуражки по покрою, способу ношения и используемым аксессуарам от своих исторических аналогов значительно отличаются. Однако интерес в наши дни к старинным головным уборам вовсе не угас. Приобретают фуражки СССР и картузы в основном люди, живо интересующиеся историей страны, военные и гражданские.
Часто такие головные уборы покупают и в качестве подарка знакомому или другу.
В нашем каталоге вы можете подобрать для себя картуз, казачью, советскую армейскую, милицейскую, ВМФ и т. д. фуражку. Приобретайте у нас исторический головной убор, и у вас в доме будет вполне ощутимое напоминание о событиях, когда-то происходивших на территории нашей страны.
Русские головные уборы — Русская вера
Все мы слышали знаменитую пословицу «По Сеньке и шапка», но мало задумываемся о ее значении. Точнее, об историческом контексте ее происхождения. В русском традиционном обществе головной убор для мужчины являлся в том числе и статусной вещью. О том, как менялась форма и виды мужского головного убора, мы расскажем в данном тексте.
При изучении древнерусских головных уборов мы опираемся прежде всего на изобразительные источники и археологию. Однако мы имеем не так много находок с X по XIV вв. А на изобразительных источниках качество изображения остается скорее схематичным, чем наглядным. Одно остается совершенно ясным: головной убор являлся статусно-иерархичной частью костюма. Так, князей всегда изображали в шапке, находящихся при нем мужчин — без оных. Вероятнее всего, снятие шапки со времен раннего средневековья — знак уважения и признания своего более низкого статуса в социальной иерархии. О происхождении этого представления среди исследователей до сих пор ведутся споры, но мы вернемся к истории головных уборов. Уже упомянутый князь носил меховую шапку, имевшую суконную основу из четырех клиньев, обшитую мехом по тулье. Это один из известных нам древнерусских головных уборов, имевший летний вариант без меха (рис. 1, 2).
Рис. 1. Шапка-четырехклинка с мехом. Реконструкция мастерской «Закрома»Рис. 2. Шапка-четырехклинка. Летний вариант. Реконструкция мастерской «Закрома»
Для описываемого периода по изобразительным источникам легко угадывается такой тип головного убора, как колпак. Это однослойная или многослойная шапка, имевшая форму полуовала, которая подгибалась наружу в зависимости от размера головы владельца (рис. 3). Этот тип головного убора сохранился и до наших дней. И это один из самых распространенных видов головного убора.
Рис. 3. Изображение головных уборов на браслетах
Одни из первых археологических находок датируются XIV-XV веками. Это валяные шапки и плетеные головные уборы, напоминающие шляпы. Именно с этого времени мужские головные уборы почти не меняются. Чуть позже появляются шапки-мурмолки. Это колпаки, обшитые мехом изнутри и имеющие разрез, который можно было подогнуть наружу, иногда такие шапки имели пуговицы на тулье (рис 4). Зачастую щеголеватые молодые люди пришивали к своим шапкам ювелирные украшения, дорогие пуговицы и т.д. Г. Г. Громов считает, что татарский колпак имел заостренный верх, тогда как русский головной убор был сверху закруглен.
Рис 4. Шапка-мурмолка. Реконструкция мастерской «Закрома»
В XV веке под влиянием орды и растущей турецкой империи в моду у русской знати входит тафья — шапочка-наплешник наподобие тюбетейки (рис 5). Тафьи получают огромное распространение среди знати и входят в обиход настолько плотно, что часть знати стала находиться в них даже в церкви. Запрет на ношение тафьи (и вместе с ней и всей нерусской одежды) нашел отражение в решениях Стоглавого Собора в XVI веке.
Рис. 5. Шапочки-тафьи. Реконструкция Дмитрия Фролова, г. Саранск
Статья 39 о тафьях безбожного Махмета:
Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и все православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стояли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главою — по божественному апостолу. А тафъи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити — безбожного Махмета предание. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православным поганских обычаев вводити. От священных правил. В коейждо, убо рече, стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кииждо закон держит; мы же православнии, закон истинный от Бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями виною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас Бог за таковая преступления.
Однако на ношение тафей в среде знати этот запрет почти не повлиял. Их продолжили носить и в XVII веке. Любопытно и то, что вместе с головным убором среди знати распространился и обычай брить голову наголо, и он был порицаем церковью не менее, чем сама тафья. Любопытно, что этот головной убор сохранился в среде донских и терских казаков, однако неизвестен у уральских (яицких) казаков.
Помимо тафьи, статусным головным убором для позднего средневековья была шапка-горлатка. Это высока шапка, сшитая из горлышек соболей, куниц или иного ценного зверя. Она была атрибутом высшей знати. Такими шапками гордились, имели не по одной и хранили на специальных «болванах» на видном месте (рис 6).
Рис. 6. Боярин в горлатной шапке. Гравюры Солнцева
А что же носил простой люд? Всё те же колпаки, мурмолки и шапки-валенки, которые получают особое распространение. Это демисезонно-летние шапки различной формы, выполненные из валяной шерсти, технологию которой усвоили многие к позднему средневековью. Они имели различные формы — от известного овального колпака, подгибавшегося в зависимости от необходимости и сезона, до самых причудливых шляп.
К XVIII веку с петровскими реформами и резким изменением моды головные уборы претерпевают самые разные метаморфозы. Ведущим сословием в стране становится дворянство, к подражанию дворянам стремится купечество и духовенство. Через купцов мода проникает к горожанам и крестьянам. Европейский костюм, в который оделась знать, привнес с собой парики и практическое отсутствие головного убора либо голландские шляпы. Именно они дали толчок к разного рода причудливым формам шапок у народных масс. Технология валяния позволяла изготавливать головной убор любого вида.
Надо сказать, что именно в это время шапки становятся не только сословным маркером, но и профессиональным. В это время появляются ямщицкие шапки разных видов. Часть исследователей относит их к первой экипировочной одежде. Шапка должна была быть плотно набита и надета на голову, чтобы при полете ямщика с повозки он не разбил себе голову. Этакий первый шлем (рис 7). Постепенно причудливые формы ямщицких шапок входят в моду в простонародье. Они получают названия «ямщицких шляп» или «грешневиков». По одной из версий такое название происходит от вида и цвета пирога из гречневой муки, наподобие английского названия «pork-pie» (свиной пирог) для аналогичного вида шляп. Впоследствии грешневиками стали называть высокие шляпы с полями и без. Они были распространены на юге и западе Российской империи и оттуда же вместе со староверами-переселенцами распространились в Южную Сибирь (рис 8).
Рис. 7. Типы ямщицких шляп. Фото 1900 г.Рис. 8. Бухтарминские староверы в шляпах-гречневиках. 80-е годы XIX века
В XIX веке валяные шапки становятся еще и региональным маркером. Жители разных регионов и местностей начинают предпочитать разные по форме шапки, делая их частью своей идентичности. Так, например, один из первых центров производства валяных шляп в конце XVIII века находился в Нижегородье. Оттуда поставляли в разные концы Российской империи разные по форме шляпы, в соответствии с предпочтениями местных жителей. Чуть позже один из центров появляется на Вятке, а затем на Урале и в Сибири. Любопытным остается и тот факт, что изготовителями валяных шляп были староверы. Не случайно еще в конце XIX века валяная шляпа являлась атрибутом мужчин староверов, так как все остальные мужчины уже давно перешли на новомодные картузы, но к ним мы еще вернемся.
Во 2-й четверти XIX века в моду входят цилиндры. Жители уральских заводов реагируют на это и начинают изготавливать высокие шляпы, подобные цилиндрам, которые были распространены в Нижнетагильском заводе (рис 9). Реакцией на это становятся своеобразные короткие шляпы жителей екатеринбургского завода (рис 10). Жители невьянских заводов в середине XIX в. в будни носили поярковые шляпы, в праздники — пуховые шляпы или суконные картузы и фуражки, зимой надевали теплые шапки, опушенные мехом и бараньими мерлушками.
Рис. 9. Высокая валяная шляпа жителя Тагильского завода XIX века. Реконструкция НКО «ФОЛКЪ-ТОЛКЪ»Рис. 10. Короткая шляпа жителя Екатеринбургского завода XIX века. Реконструкция НКО «ФОЛКЪ-ТОЛКЪ»
Заводские жители и купцы носили также высокие цилиндры, которые приобретали на ярмарках в городах (рис 11).
Рис. 11. Нижегородские купцы в купленных цилиндрах. 90-е годы XIX века
Летним головным убором жителей Урала были валяные шапки — колпаки овальной формы или низкие круглые, без полей или с мягкими или твердыми полями, поднятыми вверх или откинутыми наружу. Тонкие круглые шляпы с полями назывались также катанки. Шапки и шляпы изготавливали самостоятельно или покупали. Войлочные колпаки «домашнего изделия» изготавливали из неокрашенной шерсти белого, черного или коричневого цвета. Летом носили также поярковые шляпы, изготовленные из шерсти, стриженой осенью с молодых овец.
В Чердынском уезде Пермской губернии в 1860-х гг. носили поярковые шляпы с красной шелковой лентой или черной плисовой, с несколькими оловянными узорчатыми пряжками. В Красноуфимском уезде упоминаются длинные, иногда конусообразные шляпы из грубой шерсти «коровятины» с плисовой бархоткой (ленточкой), унизанной оловянными пряжками. Традиция украшать шляпы парней лентами, перьями и пряжками широко известна и в других губерниях России. Это связано со статусом жениха. Как только парень женился, он переставал в повседневности украшать шапку.
Зимние шапки шили из меха, домашнего сукна, плиса. Обычно это были полукруглые шапки, утепленные мехом, с верхом из ткани и меховым околышем. Такие шапки имели разнообразные названия. «Татаркой» называли шапку полукруглой формы, подбитую овчиной без околыша, а также шапку с конусообразным верхом из сукна или меха, подбитую овчиной или на ватном подкладе, с меховым или плисовым околышем. В некоторых местах шапку с круглым суконным или плисовым верхом и опушкой из меха называли «бобровой». Шапку с верхом из плиса или сукна и мерлушечьим околышем называли также «чебак».
В XIX в. широко бытует «малахай» — головной убор с клапанами для ушей, затылка и лица, защищавшими от ветра и мороза. Его шили из овчины, иногда покрывали сукном. Богатые крестьяне носили малахай на лисьем меху. Многочисленные упоминания информаторов об этом головном уборе свидетельствуют о его распространении на территории Свердловской области и в начале XX в. Однако в среде староверов этот головной убор был запрещен к ношению в связи с тем, что напоминал рога.
К концу XIX века широко распространяется «картуз» (фуражка) — головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом и иногда кожаным козырьком. Это связано с распространением военной и позже прусской моды в России. Однако в указаниях староверческих соборов картуз был запрещен к ношению: собором староверов часовенных 1840 года, где картуз назван «жидовской» одеждой, и в постановлениях федосеевских и поморских соборов, где упоминалось о мерзости ношения картузов с лакированными козырьками. Тем не менее картуз входит в повседневное ношение даже в среде староверов, вытесняя к началу XX века валяные шапки из обихода. Для изготовления картуза шапочники приобретали сукно, шведскую материю, кожу или клеенку для околышей, коленкор для тульев, козырьки, картон под околыши и вату для теплых картузов.
В XX веке предпочтения в головных уборах начинают резко меняться в связи с огромным количеством выбора и началом массового производства головных уборов. В моду входят укороченные шляпы с полями и котелки. Эту тенденцию тут же подхватывают и староверы (рис 12, 13).
Рис. 12. Пос. Старая Утка. Урал. Семья староверов на пикникеРис. 13. Житель Сысерти. Урал. 1920-е годы
В XX веке шляпы с полями становятся чуть ли не маркером староверов, так как классический стиль ассоциируется с архаичным стилем (рис 14, 15, 16).
Рис. 14. Старик-старовер. Нижний Тагил, фото из архивов ГАСО, 1927 годРис. 15. Жители района Дубченских скитов. 1970-е годыРис. 16. Наставник федосеевской моленной, Нижегородье, 1980 год
К концу XX века в обиход староверов входят кепки, и оправдывается это тем, что христианин всегда должен быть с покрытой головой, снимая головной убор в храме. Среди староверов Америки в моду вошли и бейсболки.
В заключение можно сказать, что на всю современную Россию осталось несколько изготовителей традиционных мужских головных уборов.
- производитель картузов — Олег Тульнов из Санкт-Петербурга (https://vk.com/tulnoff)
- валяльщики-шапочники Владимир Пацула из Омска и Павел Суровцев из Самары (https://vk.com/scump)
Тем не менее хочется выразить надежду на то, что среди староверов вновь будет актуальной поговорка: «По Сеньке и шапка».
Автор: Вячеслав Печняк
Vintage Hat Men — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
более 1000 релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Винтажные фотографии мужчин | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
Vintage Man Pictures | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
винтаж
мужской
серый
одежда
портрет
старый
лицо
мода
ретро
логотип Unsplash Unsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
черный мужчиначерный мужчина афро-американец
Museums Victoria
Vintage backgroundsoldhistory
–––– – ––– –––– – –––– – – ––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Annie Spratt
hamlet Courtchurch Infawley
Annie Spratt
пленочная фотографияаналоговая фотографияHd серые обои
Tyler Nix
fashionPeople images & imagesmuscle
Клем Оножегхуо
шляпа-стиль-Льюиса кубитт-квадрат
Логотип Unsplash Unsplash+
В сотрудничестве с Оливией Штраус
Unsplash+
Разблокировать
90 002 Еда картинки и картинкинапитокхард лайт
Дмитрий Толоконов
Hd ретро обоиУкраина Киев
Филипп Лансинг
erlebniswelt grusellabyrinth nrwknappenstraßebottrop
Австрийская национальная библиотека
Женские изображения и фотографиидайвингколлаж 9
Джеффри Блюм 002 Unsplash+
Разблокировать
Hd город картинкиАвтомобили фотоТранспорт
Доллар Гилл
джентльменполированный манти
Австрийская национальная библиотека
актерженщинакавказец
Калеб Джордж
Люди изображения и фотографииvinatgevintage photo
Доллар Гилл
джентльмен в костюмепиво
Евгения Литовченко
russiagownsuit
Жаклин Мой 9000 3
портретджинсовая курткакуртка
Dollar Gill
manfitnessworld.
черный мужчиначерный мужчинаафроамериканец
пленочная фотографияаналоговая фотографияHd серые обои
модаЛюди изображения и картинкимышцы
Еда
джентльмен в костюмепиво
портретджинсовая курткапиджак
–––– –––– ––– – – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Vintage backgroundsoldhistory
hamlet Courtchurch Infawley
hatstylelewis cubitt Square
Hd ретро обоиУкраина Киев
Женщины фотодайвингколлаж
Hd город картинкиАвтомобиль фото и картинкитранспорт
russiagownsuit
Похожие коллекции
MAN MAN
213 фото · Куратор Йорис ван Вельзен
мужчина
185 фото · Куратор Лиша Рейд
Винтаж
216 фото · Куратор Lune de Papier
manfitnessworld.
черный мужчиначерный мужчинаафро-американский мужчина
шляпастильльюис кубитт квадрат
Женщины
Россияплатье
Винтажный фонпродаетсяистория
пленочная фотографияаналоговая фотографияHD серые обои
Еда картинки и картинкинапитокжесткий свет
erlebniswelt grusellabyrinth nrwknappenstraßebottrop
Hd город картинкиАвтомобили фото и картинкитранспорт
актердевушкакавказец
портретджинсовая курткакуртка 900 03
–––– –––– –––– – –––– – ––– – –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.