Как братья Бухманы построили одну из крупнейших игровых компаний в мире — Playrix — и стали миллиардерами
Игорь и Дмитрий Бухманы выросли в небогатой семье в Вологде. Сегодня созданная ими компания Playrix с выручкой $1,7 млрд входит в десятку крупнейших мировых разработчиков мобильных игр. Forbes оценивает стоимость бизнеса Бухманов в $7 млрд.
Миллиардеры братья Бухманы встретились с журналистами Forbes в лобби одного из люксовых московских отелей. Игорь (37 лет) и Дмитрий (34 года) носят джинсы и кроссовки, и они совсем не похожи на участников списка Forbes. К публичности братья не стремятся и просят говорить об их состоянии потише, чтобы не «шокировать окружающих». Свой основной актив, компанию Playrix, они зарегистрировали в 2004 году, будучи еще студентами Вологодского педагогического института, а бизнес создали тремя годами ранее. Сегодня Playrix с выручкой $1,7 млрд входит в топ-10 самых быстрорастущих игровых компаний мира по версии аналитического портала appmagic. rocks, уступая лишь азиатским гигантам. Ее стоимость, по оценке Forbes, на середину февраля превысила $7 млрд. Как Бухманы построили миллиардную компанию без партнеров и инвесторов и сами стали миллиардерами?
Dan Burn-Forti для Forbes
Компьютер на двоих
«У нас с братом очень похожий жизненный путь, и мы все всегда делали вместе», — рассказывает старший брат Игорь. Игорь и Дмитрий родились в Вологде и выросли в небогатой семье: их отец был ветеринаром, а мать — кадровиком на шарикоподшипниковом заводе. «У нас никаких бизнесменов даже в окружении не было. Мы и не думали, что бизнес может стать одним из вариантов того, чем мы будем заниматься по жизни», — вспоминает Игорь. Первый компьютер братьям подарил дедушка в середине 1990-х. Игорь и Дмитрий тогда жили в одной комнате. Там и поставили компьютер, за которым они по очереди играли или программировали.
Игорь Бухман в 1999 году поступил на факультет прикладной математики Вологодского государственного университета (тогда это был Вологодский педагогический институт). Спустя три года по его стопам пошел Дмитрий. В университете братья увлеклись программированием, в частности благодаря курсу доцента Сергея Свердлова, который и рассказал Игорю о том, что в интернете можно продавать программы по модели try before you buy. «Мы с Димой увлекались серьезно программированием. Свердлов был для нас важным преподавателем. И у него еще совершенно случайно оказался уникальный для того времени опыт. Он был одним из первых, кто писал и продавал программы самостоятельно. Это называлось тогда Shareware, а в народе «движение шароварщиков», — рассказывает Игорь. Впрочем, Свердлова написание программ привлекало скорее как научный эксперимент. По словам Дмитрия, братья поинтересовались у преподавателя, были ли реальные продажи его программы. «Он сказал, что были. А когда Игорь спросил, почему же он не продолжил заниматься этим бизнесом, Сергей Залманович ответил, что ему неинтересно так зарабатывать деньги. Его не интересовала предпринимательская деятельность. Он ученый», — констатирует Дмитрий.
А вот братьям Бухманам заработать денег было интересно, и они решили попробовать. Думали о том, какую могут написать программу. Решили написать незатейливую игру («кроме игр, мы тогда ничего и не знали») в популярном тогда жанре xonix: управляя курсором с клавиатуры, нужно было очистить картинку от фона, уворачиваясь от противников — точек на экране. Игра была готова за месяц. Чтобы ее распространить, братья оплатили безлимитный ночной интернет (он был дешевле) и принялись за дело. Сначала они выложили игру на сайт, а затем стали распространять ее через каталоги приложений. Бизнес-модель была незатейливой: на сайт бесплатно выкладывалась ограниченная версия игры, а чтобы доиграть до конца, нужно было оплатить полную версию. Стремясь охватить как можно больше каталогов, Игорь с Дмитрием поделили пополам 200 каталогов и загружали игру ночью по очереди. «На каждом сайте была специальная форма, ее нужно было заполнить, и они добавляли твою игру в свой каталог. Каталоги были очень маленькие, то есть если ты положишь свое приложение на 200 сайтов, то с одного скачают три человека, с другого 10 человек, суммарно получалось какое-то небольшое количество установок», — объясняет эту незатейливую механику Дмитрий Бухман.
За игру братья установили цену $15. За первый месяц игру купили четыре пользователя, и братья получили $60 дохода. «Это было, в общем-то, очень приятно, потому что на тот момент зарплата у наших родителей была около $200 в месяц», — вспоминает Игорь. Тогда они решили, что если на несложной игре они смогли заработать $60, то стоит взяться за дело всерьез и заработать больше. Сначала Бухманы пытались улучшить первую, уже существующую игру и добавить в нее новый функционал, но потом поняли, что нужно писать новую. Через полгода, по словам Игоря Бухмана, вторая игра приносила $200 в месяц, еще через полгода третья — уже $700–800. «Родители долго не понимали, чем мы вообще занимаемся. Думаю, они надеялись, что мы в какой-то момент пойдем работать, как все люди вокруг. Даже когда мы начали довольно много зарабатывать, им все еще казалось, что это временно — да, какие-то деньги есть, но, наверное, их завтра уже не останется», — вспоминает Игорь.
Через год братья поняли, что бизнес в интернете приносит неплохие деньги, и тогда они решили диверсифицировать доходы. Помимо игр, принялись делать скринсейверы — программы, которые показывают красивую заставку на экране, пока устройство не используется. На этом этапе они стали пользоваться услугами фрилансеров. Игры они продолжали программировать сами, а скринсейверы заказывали знакомым программистам, которые продавали им программу вместе с правами на нее. Затем предприниматели продавали скринсейверы через свои сайты. «Это и был переходный период между бизнесом, когда мы сами руками делали, и реальной какой-то компанией», — говорит Дмитрий Бухман.
К 2004 году у партнеров было уже три игры и 30 скринсейверов, которые приносили столько же дохода, сколько игры. Когда в 2004 году Бухманы официально зарегистрировали компанию Playrix, на двоих они уже зарабатывали $10 000 в месяц. «С этим капиталом мы поняли, что можно нанимать сотрудников, и открыли фирму», — вспоминает Игорь Бухман.
Dan Burn-Forti для Forbes
Правила игры
Игровой рынок представлял собой в начале 2000-х классическую издательскую модель. «На рынке существовали крупные дистрибьюторы офлайн- и онлайн-контента. 1C, Buka, Softclub, EA и прочие игроки имели доступ к «прилавкам» — сайтам, куда выкладывались игры. В это же время развивался рынок онлайн-доступа к контенту. Игры не стали исключением», — описывает состояние игрового рынка председатель совета директоров игровой компании Game Insight и управляющий партнер фонда IMI.VC Игорь Мацанюк.
В 2004 году Бухманы арендовали офис на окраине Вологды в подвале жилого дома и наняли первых сотрудников — художников, сотрудников техподдержки, сисадминов, гейм-дизайнеров. На первом этапе в штате Playrix работало чуть более десятка человек, и одновременно братья продолжали сотрудничать с программистами на фрилансе. Дмитрий вспоминает, что сотрудников искали в основном через знакомых программистов. Но и традиционными способами тоже — например, давали объявление в местной вологодской газете «ГородокЪ+». «Интернет еще не был так развит, приходилось искать по-всякому», — вспоминает Бухман-старший.
В 2005 году стал формироваться новый рынок — казуальные игры для PC, рассчитанные на широкий круг пользователей с простыми и понятными правилами. «Надо понимать, что когда мы начинали, то вообще не знали таких понятий, как рынок, спрос или предложение. Мы действовали наугад, делали то, что нравилось нам самим», — поясняет Дмитрий. Сам он тогда еще учился в университете.
К 2007 году братья набрались опыта и начали смотреть на продукты конкурентов. К тому времени российский игровой рынок окончательно сформировался, сложился круг крупных игроков и инвесторов. Одним из самых активных инвесторов был фонд DST Юрия Мильнера, владевший контрольными пакетами пяти игровых компаний, за это направление отвечал партнер фонда Григорий Фингер. В конце 2007 года игровые компании Nikita.Online, DJ Games, Nival Online, Time Zero и IT Territory Игоря Мацанюка слились в холдинг Astrum Online Entertainment, ставшим крупнейшей игровой компанией России. Кризис даже увеличил доходы Astrum: в 2008 году совокупная выручка составляла около $50 млн, а в 2009 году — $65 млн.
«Ребята совершили невозможное»: как российский разработчик игр Nexters за год вырос в 15 раз и почти стал «единорогом»
К концу 2007 года Playrix выпустила уже около 15 игр и получала, по данным App Annie, около $300 000 выручки в месяц. Но все игры, по словам Бухманов, были «нерыночными». «Они и сейчас где-то есть. Но, скорее всего, не продаются, мы уже не следим. И скринсейверы эти есть, может быть, они продаются на ту же сумму, что и в 2004 году», — говорит Дмитрий Бухман. В то время Playrix полноценно не конкурировала с лидерами отрасли, так как компания только писала игры, но не занималась их распространением и маркетингом.
В конце 2007 года компания выпустила первую игру для PC, рассчитанную на конкретный рынок — крупные игровые порталы, которые размещали у себя игры для определенной аудитории, привлекали трафик и делали маркетинг. Playrix, как создатель игры, получала комиссию с каждой продажи от портала. По словам Дмитрия Бухмана, в 2007 году таких порталов было около десятка и они были прототипами современных Apple Store и Google Play. «Насколько я помню, братья Бухманы работали в тесной кооперации со всеми порталами, распространявшими PC-игры, издавали их сами, и у ребят все получилось», — вспоминает Игорь Мацанюк.
Dan Burn-Forti для Forbes
Two tickets to Dublin
Playrix продолжала создавать игры для PC и распространять их через сторонние площадки еще пять лет, до 2011 года, пока братья не задумались о будущем бизнеса. «Я стал понимать, что что-то идет не так: мы росли, но делали все одно и то же. Могли вырасти еще на 10–20% и были успешны на рынке, но вырасти в 10 раз у нас не было шансов», — вспоминает Игорь Бухман. Тогда они обратили внимание на рынок мобильных игр, который только стал зарождаться в 2010 году одновременно с распространением смартфонов. К тому моменту у Playrix был все еще один офис в России, в компании работало около 140 человек.
В 2009 году Дмитрий Бухман впервые съездил на международную игровую конференцию GDC (Game Developer Conference) для разработчиков компьютерных игр. «Оттуда я приехал с полным пониманием, что нужно делать мобильную историю», — вспоминает он. Кроме того, Playrix продолжала делать РС-игры — братья не хотели сильно рисковать и вслепую делать ставку на что-то одно («Мы волновались, что не сможем добиться успеха на новом сложном рынке. Поэтому не хотели бросать PC раньше времени», — говорит Игорь).
Рынок мобильных игр рос очень быстро. По данным одного из крупнейших издателей игр Electronic Arts, общемировой рынок оценивался тогда в $3 млрд. В 2010 году, по данным аналитического агентства eMarketer, только американский рынок игр для смартфонов составлял $800 млн.
Первую мобильную игру Township Playrix выпустила в 2013 году на iOS и чуть позже на Android. За время ее существования, по данным App Annie, ее скачали 248 млн раз (выручка составила $849,3 млн без учета комиссии продавца). К тому моменту Playrix уже получала около 70% выручки из-за рубежа, в частности из США. Поскольку по играм для PC компания работала с крупными порталами-паблишерами, покупатели игр на этих порталах были в основном иностранцами. По словам Игоря Бухмана, пользователи из США были в числе главных покупателей игр. За год до выхода игры, в 2012 году, братья задумались об открытии компании за рубежом. По словам Дмитрия, страну выбирали по нескольким критериям, но прежде всего учитывали комфортные условия для ведения бизнеса и расположение. В апреле 2013 года Playrix открыла компанию в Дублине. «В Ирландии хорошее корпоративное право, там находятся европейские штаб-квартиры международных IT-гигантов», — объясняет Игорь Бухман. Сами предприниматели вместе с семьями до 2014 года жили в Вологде, но потом тоже переехали в Дублин. Дмитрий Бухман уверяет, что им просто хотелось пожить за границей: «Изначально мы вообще Америку рассматривали».
Разработчики игр из Вологды предсказали попадание в одну лигу с создателями Call of Duty и Warcraft по доходам
Дворецкий для женщин
Сегодня у Playrix четыре игры, скачать их можно бесплатно, но игрок может платить, чтобы ускорить свой игровой прогресс. «Удивительно, но все игры продолжают расти», — улыбается Дмитрий Бухман. По его словам, от 65% до 70% ежегодной выручки Playrix приносят две игры с одной вселенной и одним персонажем — Homescapes и Gardenscapes. По данным аналитического агентства Sensor Tower, к декабрю 2019 года суммарная выручка игры Gardenscapes, запущенной в 2016 году, достигла $1,5 млрд, а количество загрузок по всему миру превысило 213 млн. При этом 33% выручки Playrix приносит сиквел Gardenscapes — Homescapes со средней выручкой на установку (revenue per install) $4,52.
Главный герой обеих игр — дворецкий Остин восстанавливает фамильный сад. Целевая аудитория обеих игр — женщины 30+. В 2016 году Gardenscapes стала игрой года по версии Facebook. Большую часть выручки Playrix по-прежнему приносит рынок США, на втором месте — Китай, на третьем — Япония. На Россию, по словам Бухманов, приходится всего лишь 2% от ежегодной выручки компании, хотя игры Playrix на родине очень популярны. Дневная активная аудитория всех четырех игр, по словам Дмитрия Бухмана, сегодня составляет более 35 млн человек.
По оценке аналитического портала appmagic. rocks, по итогам 2019 года выручка Playrix от продажи игр составила $1,7 млрд. Сами Бухманы сравнивают свой бизнес с крупными американскими разработчиками мобильных и социальных игр, например публичной компанией Zynga. Выручка Zynga за 2019 год составила $1,3 млрд, капитализация (на 5 марта 2020 года) — $6,8 млрд. Выручка лидера мирового рынка — гонконгской Tencent Mobile Games по итогам 2019 финансового года (за 12 месяцев, по сентябрь 2019 года) — $51,8 млрд.
«Китайский рынок, конечно, самый мощный, потом идет американский, а затем европейский. Playrix смогла выйти в Китай, но Tencent пока еще слишком далеко впереди», — говорит основатель игровой компании Nexters Андрей Фадеев (Бухманы инвестировали в его компанию). По словам Дмитрия Бухмана, хотя китайский рынок для компании Playrix сейчас второй по выручке, игры для китайских пользователей Playrix никак не адаптирует. «Наши игры в китайских чартах входят в топ-3 среди западных разработчиков. Мы их никак не пытаемся кастомизировать, иначе бы все испортили», — говорит Игорь Бухман. Сами братья в Китае не были. «Мы вообще ничего про Китай не знаем», — уверяет Дмитрий.
15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes
Инвестиции в конкурентов
В апреле 2019 года агентство Bloomberg назвало сооснователей Playrix миллиардерами, опубликовав статью с заголовком «Русские братья-геймеры — новые тайные миллиардеры». Братья говорят, что к публичности никогда не стремились и были удивлены публикацией Bloomberg. «Они на самом деле даже опоздали, наша компания уже несколько лет так дорого стоит», — говорит, улыбаясь, Игорь.
По словам давнего знакомого братьев, основателя белорусской игровой компании Belka Technologies Юрия Мазаника, Playrix стала заметным международным игроком пять лет назад: «Уже в 2015-м с ними много больших игроков хотело сотрудничать». Сегодня у Playrix 25 офисов по всему миру, в компании работает 2000 человек, часть из них удаленно. Сами Бухманы занимаются в основном стратегическими вопросами, основную часть времени проводят в Лондоне, в штаб-квартиру компании в Дублине приезжают несколько раз в год.
В начале 2018 года предприниматели впервые задумались о том, чтобы продать долю в компании или даже весь бизнес полностью, вели переговоры с крупными международными игроками и банками, например с Goldman Sachs. Но в итоге приняли решение продолжать самостоятельно развивать Playrix. «Переговоры с потенциальными инвесторами помогли нам понять простую вещь: продать компанию, чтобы просто получить деньги, мы не хотим. Денег у нас и так достаточно, это нас не мотивирует и ничего уже в нашей жизни сильно не изменит», — говорит Дмитрий Бухман. И тогда они решили сконцентрироваться на инвестициях. Пока у них две крупные инвестиции в игровые компании — кипрскую Nexters и белорусскую Vizor. Есть еще вложения помельче, но пока братья о них не рассказывают, а вот о Nexters и Vizor говорят с удовольствием: «Обе компании уже сильно выросли. Про Nexters вы и сами рассказывали». Сооснователь Vizor Сергей Бруй познакомился с братьями Бухманами в 2012 году. «Одна из особенностей Игоря и Димы — они очень открыто и откровенно обсуждают сложные моменты, вызовы, подходы к их решению. Это всегда подкупало и было полезным», —делится опытом общения с инвесторами Бруй.
Пятого марта 2020-го Playrix приобрела армянскую игровую студию Plexonic, основанную в 2006 году, а в декабре 2019-го — сербскую игровую студию Eipix Entertainment. Суммы сделок не раскрываются. По словам Игоря Мацанюка, многие профильные инвесторы жалеют, что в свое время не вложились в Playrix, хотя больше 10 лет назад сделать это было не так просто. «Уже в 2000-х ребята зарабатывали достаточно много, но их модель free-to-play не была в тренде. Думаю, именно поэтому инвесторы прошли мимо, — вспоминает Мацанюк. — Но я обязан отдать должное броне братьев. Я несколько раз заводил с ними разговор о возможных кооперациях и всегда получал ответ «нет». Они очень умны». Инвесторов Бухманы не привлекали еще и просто потому, что мало знали о том, как это делается. «Если бы мы заново начинали делать компанию сейчас, то делали бы какие-то вещи сильно быстрее, теперь у нас намного больше опыта и понимания», — говорит Дмитрий Бухман.
15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
15 фото
БУХМАН Игорь — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.
Основатель
Организация: Playrix
Состояние($млн)~: 7900
Дата рождения: 29 марта 1982 года
Возраст: 41 год
Место рождения: Вологда, СССР
Знак зодиака: Овен
Профессия: Владелец
Подписаться
Содержание
- 1. Playrix
- 2. Состояние
- 3. Личная жизнь
Биография
Игорь Бухман родился 29 марта 1982 года в Вологде. Рос в небогатой семье: отец был ветеринаром на мясокомбинате, а мать — кадровиком на шарикоподшипниковом заводе. Вместе со младшим братом Дмитрием (1985 г.р.) в 1990-е увлекался играми и программированием.
В 1999 поступил в Вологодский государственный педагогический университет на отделение прикладной математики и в дальнейшем выпустился со специальностью «преподаватель физики и математики». В университетские годы на дальнейшее становление Игоря повлиял один из преподавателей, который показал, что на условно-бесплатном ПО (shareware) можно зарабатывать.
В 2001 году вместе с братом начал разрабатывать игры. Первая игра Discovera, выпущенная в том же году, была похожа на Xonix. Братья выставили на неё цену в 15$, загрузили в 200 каталогов приложений и выручили в первый месяц 60$.
Playrix
К 2004 году Игорь и Дмитрий Бухманы выпустили три игры и 30 скринсейверов, которые приносили вместе около 10 тысяч долларов в месяц. Братья основали компанию Playrix, сняли офис в Вологде и на первом этапе наняли около 10 сотрудников. В концу 2007 года компания выпустила около уже около 15 казуальных игр и свою первую игру для PC, и достигла 300 тысяч долларов ежемесячной выручки.
В 2009 году братья заинтересовались разработкой free-to-play игр для смартфонов, но продолжали создавать игры для PC. В 2012 году компания запустила первую игру для соцсети Facebook — Township, её же в первой портировали на платформы iOS и после на Android. В дальнейшем Playrix выпустила игры Gardenscapes (2016), Homescapes (2017), Wildscapes (2019) и Manor Matters (2020).
За 2019 год Playrix выручила около $1,7 млрд и потратила около $100 млн на покупку долей в сторонних игровых студиях. В 2020 году в компании работало более 2500 человек в 25 офисах по всему миру. В феврале 2021 аналитическая компания App Annie поставила Playrix на третье место в мировом рейтинге разработчиков мобильных игр по объёму годовой выручки.
Состояние
По оценке Bloomberg Billionaires Index, на сентябрь 2020 доля Игоря Бухмана в Playrix стоила $3,9 млрд. В апреле 2021 года журнал Forbes оценил состояние Игоря Бухмана в $7,9 млрд, он занимал 23-е место в рейтинге богатейших людей России и, по данным на 29 июня 2021, 311-е место в мире.
На 2022 год занимает 6 место в списке богатейших израильтян и 239 место в мире с состоянием $8,1 млрд.
Личная жизнь
Женат, имеет четверых детей. Проживает в Лондоне.
Рейтинг ГлобалМСК.ру
Занимает место
№2
в рейтинге
Владелец
Профессия
Упоминания в новостях
2355
2406
Смотреть все
Упоминается вместе
АВЕН Петр Олегович
Председатель Совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк»
1 место
ДУРОВ Павел Валерьевич
Один из создателей социальной сети «ВКонтакте», создатель кроссплатформенного мессенджера «Telegram»
2 место
БОЙКО Олег Викторович
Председатель наблюдательного совета и основатель инвестиционного холдинга Finstar
5 место
Смотреть все
Коллеги
Смотреть все
Родились в один день
Смотреть все
Статистика профиля
Рейтинг компаний
МТС
46 персон
ГлобалМСК. ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» — проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алёна
Директор по развитию
Подписаться на персону
Игорь Бухман
Об Игоре Бухмане
- Игорь Бухман и его брат Дмитрий владеют выскочкой в сфере онлайн-игр Playrix.
- Компания наиболее известна своими бесплатными играми для мобильных приложений, такими как Homescapes и Fishdom.
- Родившиеся и выросшие на севере России, братья начали продавать игры онлайн, когда Дмитрий еще учился в старшей школе.
- Годовой доход Playrix оценивается более чем в 2,5 миллиарда долларов.
- В 2018 году братья Бухман приобрели долю в разработчике видеоигр и игр для социальных сетей Nexters Global.
- Playrix закрыла свой офис в России в 2022 году и переместила почти всех своих 1500 российских сотрудников.
История состояния
НАВЕДИТЕ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ СОБСТВЕННОСТЬ ПО ГОДАМ
Списки Forbes
Личная статистика
- Возраст
- 4 1
- Источник богатства
- Онлайн игры, самодельные
- Резиденция
- Лондон, Великобритания
- Гражданство
- Израиль
- Семейное положение
- Женат
- Дети
- 4
- Образование
- Магистр наук, г. Волог da State Pedagogical University
Связанные люди и компании
Просмотр профиляПросмотр профиляПросмотр профиляПросмотр профиляПросмотр профиляПросмотр профиля
COUNCIL ОТПРАВИТЬ | Членство (платное)
23 мая 2023 г.
Влияние ChatGPT и моделей генеративного ИИ третьей волны на кибербезопасность
Развертывание таких систем в таких областях, как сетевая безопасность, по-видимому, сопряжено с проблемами, связанными с вычислительными затратами, адаптивностью к динамическим изменениям и отсутствием прозрачности принятия решений по внутренней модели. Конечно, со временем это улучшится — с некоторой помощью искусственного интеллекта третьей волны.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
16 мая 2023 г.
Как растущая креативная экономика скоро поглотит реальную экономику
Стратегический сбор и анализ данных имеет решающее значение для компаний, чтобы улучшить свои производственные процессы и сохранить конкурентоспособность.
10 мая 2023
Где в мире друзья-миллиардеры Путина?
Близкое окружение Путина похоже не способно изменить политику и поведение своего лидера. Таким образом, единственные санкции, которые могут сработать, — это те, которые лишают российский государственный доход возможности продолжать войну или могут способствовать широкому народному недовольству.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
2 мая 2023
Как найти лучших ИТ-специалистов: тенденции найма в 2023 году
Рынок ИТ всегда будет развиваться, а спрос на профессионалов высокого уровня будет только расти.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
13 апреля 2023 г.
Влияние AR и VR на качество обслуживания клиентов
AR и VR не только улучшают качество обслуживания клиентов, но и помогают компаниям быть более заметными на переполненных рынках, тем самым повышая лояльность клиентов и вовлеченность, а также прибыль компаний.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
10 апреля 2023 г.
ИИ не захватывает промышленное производство (пока): вот 3 причины почему
Хотя кажется логичным контролировать огромное количество сложного промышленного оборудования, необходимого для производства, с помощью цифровизации, технологии не заменяют людей так быстро, как могли бы.
3 апреля 2023
Окончательная чистая стоимость Дональда Трампа
Он далеко не так богат, как хвастается, и не так беден, как утверждают его критики. Реальный собственный капитал Дональда Трампа? 2,5 миллиарда долларов, согласно нашим последним подсчетам.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
20 марта 2023 г.
Зачем компаниям нужна цифровая трансформация?
Следование новым технологическим тенденциям и цифровая трансформация необходимы компаниям, чтобы оставаться конкурентоспособными и опережать конкурентов.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
17 марта 2023 г.
Matchmaking 2.0: как ИИ революционизирует онлайн-знакомства
От Siri и Alexa до беспилотных автомобилей и чата GPT ИИ меняет наш мир, в том числе онлайн-знакомства, разными способами которые когда-то представлялись только в научной фантастике.
6 марта 2023 г.
До 30 лет Европа 2023 Производство и промышленность: знакомство со строителями и инженерами, обеспечивающими промышленное будущее Европы самоочищающиеся общественные туалеты.
6 марта 2023 г.
Климат выходит на сцену среди 30 европейских предпринимателей моложе 30 лет в этом году
Выбросы углерода. Сломанные пищевые системы. Отсутствие доступа к информации. Это лишь некоторые из многих проблем, которые решаются списками социального воздействия Forbes.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
24 января 2023 г.
Стартапы швейцарской армии: почему многофункциональность убивает бизнес на ранних стадиях
Если ваш стартап тратит слишком много времени на создание дополнительных функций, это может нанести ущерб успешному маркетингу вашего продукта.
ПОЧТА СОВЕТА | Членство (платное)
20 декабря 2022 г.
7 шагов для создания инновационного нового продукта
Используйте эти семь шагов, чтобы помочь вашему инновационному новому продукту пройти путь от идеи до успешного запуска.
5 июня 2022 г.
Помощник тренера «Даллас Маверикс» Игорь Кокосков, как ожидается, присоединится к «Бруклин Нетс»
Кокосков был человеком, стоявшим за нападением «Маверикс» в первый год своего пребывания в команде.
31 марта 2022 г.
Этот миллиардер из России владеет одним из крупнейших в мире разработчиков игр. Во время войны на Украине он управляет компанией в суматохе
Игорь Бухман, миллиардер, соучредитель игрового гиганта Playrix, имеет тысячи сотрудников, разделенных между Россией и Украиной. Война вызвала внутреннюю борьбу в его компании, и теперь Бухман застрял в середине.
3 марта 2022 г.
Правительство Франции конфисковало яхту, связанную с главой «Роснефти» Игорем Сечиным.
Родившийся в России миллиардер владеет одним из крупнейших в мире разработчиков игр. На фоне украинской войны он ведет компанию в смятении
Левон Бисс для forbes
Игорь Бухман, миллиардер, соучредитель игрового гиганта Playrix, имеет тысячи сотрудников, разделенных между Россией и Украиной. Война вызвала внутреннюю борьбу в его компании, и теперь Бухман оказывается в центре событий.
I Гор Бухман проснулся утром 24 февраля в своем доме в Западном Лондоне от смс-сообщения от менеджера одной из украинских студий Playrix: «Началось», — гласил текст, сопровождаемый фотографией. жена менеджера с ружьем в руках, а их дочь прячется в подвале от российских авиаударов.
Бухман щелкнул по телевизору. Вторжение было повсюду. Он просматривал новостные приложения на своем телефоне. «На самом деле мы не верили, что это произойдет», — говорит Бухман, миллиардер из России, у которого тысячи сотрудников работают над мобильными играми в России и Украине. Пока он шатался от шока, его украинский штаб ринулся в бой.
Forbes
Каналы Slack, обычно занятые коллегиальным чатом, забавными мемами и новостями о стабильной игре компании, теперь переполнены разговорами об эвакуации и пожертвованиях. «Мы не во всём ручаемся. Они начали реагировать намного быстрее, чем мы», — говорит Бухман о своих 1500 сотрудниках в зоне боевых действий. «Я знал основные решения и предоставлял ресурсы, но верил, что все это закончится через несколько дней».
Игорь и его младший брат Дмитрий, которые совместно принимают решения в 18-летней компании — такие игры, как Fishdom и Gardenscapes являются источником совокупного состояния пары, превышающей 16 миллиардов долларов, и вскоре они ходили по историческим улицам между своими резиденциями в богатом лондонском районе Кенсингтон, обдумывая план. «Мы небольшая компания, — говорит 40-летний Бухман. «Я имею в виду, что у нас большие доходы, но нас всего два человека, и у нас есть менеджеры, но они работают над играми. У нас нет плана Б».
Через несколько часов после начала вторжения братья отправили своих украинских сотрудников в оплачиваемый отпуск. В течение следующих двух дней они организовали горячие линии, чтобы помочь сотрудникам эвакуироваться, а через 48 часов выплатили премию, эквивалентную месячной зарплате, всем своим 4000 сотрудникам, в том числе 1500 в России. Бухман говорит, что выплата убедила сотрудников в стабильности компании и поддержала не только украинцев на передовой, но и россиян, пострадавших от обвала рубля.
«Мы не сможем продолжать работать так, как работали раньше, но я думаю, что мы сможем продолжить работу в Украине».
Но вскоре пара снова оказалась в затруднительном положении. Даже когда сотни их коллег пытались спастись, в Slack вспыхнули столкновения между сотрудниками Playrix. После нескольких обменов шутками сотрудник из Украины ответил: «Вам, наверное, легко и весело. . . . Вы не проснулись в пять утра от невероятного «бум»».
В течение следующих нескольких дней эти размолвки переросли во «вспышки неконтролируемой ненависти между сотрудниками», — говорит Бухман. Сначала братья настаивали на прекращении «политических» дискуссий; Затем модераторы компании начали удалять сообщения о войне, прежде чем полностью закрыть каналы Slack. Некоторые сотрудники были в ярости; хоть один увольняйся. «Мы никому не запрещаем публично выражать свое мнение. Мы только просим оставить хотя бы несколько каналов для делового общения», — сказал Бухман сотрудникам в записке. «Мы буквально между двух огней. Нам трудно принимать решения, но мы должны это сделать».
P лейрикс и его основатели-миллиардеры находятся в затруднительном положении, но они вряд ли одиноки. В последние годы многие предприниматели обратились в Россию и Украину за дешевыми техническими талантами. Теперь они находят свой бизнес в зоне боевых действий. Grammarly, базирующаяся в Сан-Франциско, но основанная двумя украинскими миллиардерами, Алексом Шевченко и Максом Литвином, открыла офис со 128 рабочими станциями в Киеве в 2020 году. У Snapchat и Lyft также были там офисы, а у Ring, принадлежащего Amazon, работало более 1000 подрядчиков. в украинской столице. IPG Photonics, Ubisoft и World of Tanks Разработчик игры Wargaming имеет (или имел) значительные аванпосты в Москве.
Среди 3,7 млн бежавших в соседние страны немало украинских специалистов, а другие, в основном мужчины, сменили свои клавиатуры на автоматы Калашникова. Одним из первых убитых мирных жителей была Татьяна Перебейнис, главный бухгалтер стартапа по поисковой оптимизации SE Ranking в Пало-Альто.
В то же время десятки тысяч российских технических работников, которые либо выступают против войны, либо обнаружили, что санкции и российские интернет-ограничения сделали невозможным работу, перебрались в Армению, Грузию и Турцию. Бухман не планирует уходить из России, но говорит, что Playrix уже помог около 10% из его 1500 российских сотрудников переехать за границу.
Другие компании заняли более жесткую позицию. JetBrains, пражская компания, владеющая ключевым языком программирования Android и управляемая двумя российскими миллиардерами, Сергеем Дмитриевым и Валентином Кипятковым, в марте закрыла свои российские офисы. Сотрудники, которые не переедут в Чехию или куда-либо еще, будут уволены. JetBrains не сообщает, сколько из ее 1900 сотрудников пострадало, но в апреле прошлого года она объявила о расширении кампуса на 1000 рабочих мест в Санкт-Петербурге и об открытии офисов в Москве и Сибири.
Buzzy Стартап Miro из Сан-Франциско, который привлек $400 млн при оценке в $17,5 млрд в январе, также закрыл свой офис в России и уволил сотрудников, которые не хотели переезжать. «Происходит исход технологических компаний из России, потому что оставаться там — экономическое самоубийство, а находиться там сейчас физически небезопасно», — говорит Михаил Мижинский, управляющий директор Relocode, лондонской фирмы, которая помогает российским стартапам обосноваться в Европе. .
Россия пытается остановить утечку мозгов с помощью новой налоговой льготы, которая освобождает технологические компании и их работников от подоходного налога на три года. Правительство также обещает, что технические работники будут освобождены от призыва в армию. Но по мере того, как санкции ужесточаются, а воздушные пути из России закрываются, этого, вероятно, недостаточно, чтобы убедить кого-либо остаться.
Война ударила очень близко для некоторых, таких как Николай Сторонский и Влад Яценко, миллиардеры, соучредители британского цифрового банка Revolut, который с недавним капиталом в 33 миллиарда долларов является одним из самых ценных стартапов в мире. Отец Сторонского родился в Украине; он вырос в России, но уехал в возрасте 20 лет, сейчас ему 37 лет, и он является гражданином Великобритании. Яценко, назвавший Владимира Путина «одним из самых наглых лжецов в истории» в день начала войны, родом из украинского города Николаева, в значительной степени разрушенного российской артиллерией.
«Когда я рос, мысль о войне между Россией и Украиной была немыслима. Не только потому, что война и гибель невинных жизней — это всегда плохо, но и потому, что для меня украинцы и русские — родственники», — написал Сторонский в своем блоге от 1 марта, в котором осудил войну, но воздержался от критики самой России. Он руководил призывом, который привлек 11 миллионов долларов от его клиентов для Украинского Красного Креста. Revolut, у которой в начале конфликта было около 50 сотрудников в Украине и небольшое количество в России, вложила еще 2 миллиона долларов.
F полторы сотни миль от Киева, Скромные офисы Playrix в бизнес-парке в пригороде Дублина почти пусты, а снаружи ирландцы празднуют День Святого Патрика. Бухман закрывает жалюзи в зале заседаний, чтобы приглушить солнце, струящееся над скалистыми Дублинскими горами. «Некоторые из нас работают по русскому календарю, — говорит он, пожимая плечами.
Playrix позиционирует себя как международную компанию, хотя в основном русскоязычную, с тех пор как в 2013 году братья перевели ее в безопасный (и низконалоговый) Дублин. Комфортабельные роскошные офисы компании теперь приютились среди соседей, таких как Microsoft Ireland. Это мир далеко от происхождения Playrix в спальне, которую братья Бухман делили, когда росли в Вологде, маленьком российском городке примерно в 300 милях к северо-востоку от Москвы.
Их отец, который учился на ветеринара, но работал охранником, и их мать, которая была менеджером по найму на крупном работодателе города, заводе шарикоподшипников, едва сводили концы с концами, говорит Бухман. «У нас всегда была еда, но к концу месяца не было денег».
Выросший в одной из немногих еврейских семей отдаленного города, который даже русские знают в основном по одноименной поп-песне советских времен, Бухман чувствовал себя кем-то вроде аутсайдера. «В каком-то смысле я не чувствовал себя русским, — говорит он. «Мне было трудно публично заявить, что я еврей, хотя лично мы никогда не сталкивались с каким-либо прямым антисемитизмом, но мы слышали от наших родителей, бабушек и дедушек, что вам следует быть осторожными».
Бухман начал программировать в 2001 году, изучая прикладную математику в университете своего родного города, после того, как профессор упомянул, что на условно-бесплатном ПО можно заработать деньги. Игорь нанял своего младшего брата Дмитрия, который еще учился в старшей школе, чтобы тот начал создавать игры и заставки. Они работали на компьютере с процессором Pentium 100, подаренном им дедом. «У нас явно не было достаточно денег, чтобы купить компьютер самим», — говорит он. «Когда мы начали зарабатывать деньги, одной из наших первых покупок был еще один компьютер, который удвоил нашу производительность».
Братья официально основали Playrix в 2004 году и начали нанимать разработчиков и художников в своем родном городе. Компания перешла от создания простых игр-головоломок для домашних компьютеров к созданию социальных игр на базе Facebook, чтобы конкурировать с популярной тогда Zynga Farmville , прежде чем в 2009 году окончательно остановилась на бесплатных приложениях. одни игровые студии в Украине.
Игры Playrix, такие как головоломки Homescapes и градостроитель Township, — стойкие приверженцы списка самых скачиваемых приложений App Annie. Игры Playrix бесплатны, но игроки платят в среднем 5 долларов в месяц в виде «микротранзакций» по несколько долларов каждая, чтобы разблокировать новые уровни или иным образом обновиться. Большая часть дохода Playrix в размере 2,7 миллиарда долларов приходится на игроков в Америке, но игры также хорошо зарекомендовали себя в Китае.
Микротранзакции помогли братьям запустить бизнес без каких-либо внешних инвестиций. Они давно мечтали уехать из родного города, но ситуация стала острой десять лет назад, когда к ним в офис пришла российская полиция с вопросами об их финансах. Оказывается, им продал землю кто-то, кому она не принадлежала. «Дело даже не в деньгах. Я потерял веру в систему и ощущение, что мы можем быть в безопасности», — говорит Бухман.
Он и Дмитрий иммигрировали в Израиль в 2016 году. Затем братья переехали в Лондон в 2020 году. Как и несколько других миллиардеров российского происхождения, они попросили Forbes включить их в рейтинг миллиардеров как израильский, а не российский. В тех случаях, когда они уже давно переехали, мы соглашались.
Playrix процветала во время пандемии: выручка выросла на 53% благодаря грамотному маркетингу, который помог игрокам, застрявшим дома. Сейчас это четвертая в мире компания по производству мобильных игр (по выручке) после китайских Tencent, NetEase и Activision. Состояние братьев Бухман, которым вместе принадлежит 96% компании, увеличилась более чем вдвое с 2020 года.
Но годы быстрого роста после удаления из Дублина были плохой подготовкой к нынешнему кризису. Молодые экономичные технологические компании обычно не тратят много времени на составление геополитических планов на случай непредвиденных обстоятельств. Тем не менее, некоторые стартапы тайно планировали худшее. Среди наиболее подготовленных были те, у кого были корни в охваченных конфликтами странах. Создатель веб-сайтов Wix из Тель-Авива в январе начал перевод ключевых украинских сотрудников в Польшу. Когда в феврале напряженность нарастала, она сделала экстраординарное предложение заплатить всей своей 1000 украинским сотрудникам за временный переезд с семьями в Турцию. Когда российские войска вторглись, группа автобусов, зафрахтованных Wix, увезла остальных в относительно безопасное место на западе Украины. Израильская биржа фриланса Fiverr, котирующаяся на Нью-Йоркской фондовой бирже, к концу января также разработала план эвакуации киевского персонала из Украины или помощи тем, кто остался.
Многие израильские стартапы имеют тесные связи с Украиной благодаря десятилетиям еврейской эмиграции из бывшего Советского Союза, и их планы на случай чрезвычайной ситуации были хорошо отрепетированы. «Допустим, мы привыкли иметь планы на случай непредвиденных обстоятельств», — говорит Мэриан Коэн, генеральный директор Израильской ассоциации высоких технологий, лоббистской группы.
W Хотя немногие были так подготовлены, как эти предприятия, некоторые быстро активизировались. Руководители Revolut быстро и публично осудили войну, и компания принялась за дело, помогая эвакуировать персонал и закрывая российские счета. К середине марта он отменил комиссию за переводы на украинские банковские счета и уменьшил количество проверок личности для новых клиентов, которые могли скрыться без паспортов или других важных документов. Snap приостановила продажи рекламы в России в течение недели после вторжения, помогла эвакуировать 300 киевских сотрудников (которые в основном разрабатывали технологию искусственного интеллекта, которая обеспечивает работу селфи-фильтров в приложениях) и пожертвовала Украине 15 миллионов долларов в качестве помощи.
Общественная позиция Бухманов значительно изменилась с начала войны. Когда Дмитрий впервые обратился к сотрудникам после вторжения 24 февраля, он назвал Playrix «аполитичным». Четыре дня спустя, объявив о дополнительных выплатах своим сотрудникам, братья в общедоступном посте в Facebook объявили войну «большой трагедией для всех, в том числе и для нашей компании». Они призвали положить этому конец, что сделало их одними из первых российских миллиардеров, выступивших против вторжения, написав, что «насилие никогда не может быть решением проблемы».
Некоторым сотрудникам Playrix этого было недостаточно, они раскритиковали заявление как слишком малое и слишком запоздалое. «Пять дней Playrix даже не называла происходящее войной», — говорит один украинский сотрудник, пожелавший остаться неназванным. «Я очень возмущен тем, что компания не хочет называть вещи своими именами».
Хотя это было задумано как миротворческая операция, очистка каналов Slack только усилила недовольство персонала. Для многих украинских сотрудников Slack был единственным средством связи с коллегами в России и Ирландии.
Продюсер Playrix, который остался в своем родном городе Харькове, несмотря на постоянные российские бомбардировки, говорит, что «трясся от гнева», наблюдая, как компания удаляет посты украинских сотрудников. Он мог понять, почему Playrix хочет ограничить острые политические дискуссии, «но одно дело, когда это политическое мнение, и совсем другое, когда это война», — говорит продюсер, пожелавший остаться неназванным, опасаясь последствий. В конце концов он покинул Playrix в знак протеста.
Другие сообщили о планах последовать за ними. Одна давняя сотрудница Playrix, решившая остаться в Украине во время войны, говорит, что решила уехать, как только война закончится. «Позиция компании стала ясной: «Мы вытащим вас из страны, но если кто-то хочет остаться и помогать или бороться за свою свободу, не ждите никакой помощи»»9.0003
Внутренне основатели признали отзывы сотрудников о том, что они должны занять более сильную общественную позицию. «В социальных сетях мы с [Дмитрием] выразили поддержку Украине теми словами, которые могли бы использовать, — написал Игорь сотрудникам 4 марта. — Но у нас 16 офисов и 1500 сотрудников в России. . . . Мы не можем открыть вакансию сейчас, потому что у нас есть ответственность перед нашими сотрудниками и семьями».
Драконовские российские законы теперь криминализируют даже описание вторжения как войны и угрожают российским гражданам обвинением в государственной измене, если они окажут «материальную помощь» Украине.