Богемская масонерия.: bohemicus — LiveJournal
Кажется, за всю жизнь я слышал всего один анекдот с масонской тематикой.
В зоомагазине покупатель хочет приобрести попугая.
«Сколько стоит вот этот?»
«Пятьсот крон.»
«Не очень много. А что-нибудь получше есть?»
«Вот за тысячу. Прекрасное оперение, умеет разговаривать.»
«А ещё лучше?»
«Вот этот за две тысячи. Он не только разговаривает, но даже поёт.»
«А какой у вас самый дорогой?»
«Ну ещё есть один, который учит остальных. Он стоит пять тысяч.»
«Что? Вот этот старый, облезлый, — и за пять тысяч?»
«Да я и сам удивляюсь, но остальные называют его Досточтимый Мастер.»
Как нетрудно догадаться, услышал я его в Богемии. Это страна с чрезвычайно богатой масонскй традицией.
Сами масоны склонны удревнять своё происхождение больше, чем кто бы то ни было другой. Например, историк Джордж Оливер писал в 1824 г., что масонство возникло задолго до того, как была создана Земля, и успешно существовало на других планетах.
На таком фоне часто встречающееся возведение богемского масонства к некому Братству Обруча, согласно традиции основанному в Праге в 1382 г., выглядит образцом трезвости.
Реально же масоны распространились в Богемии в XVIII веке. Большинство источников называет основателем первой богемской ложи графа Франца Антона Шпорка. Считается, что это была ложа «У трёх звёзд», инсталлированная графом в его дворце на Йиндржишской улице 24 июня 1726 г.
Граф Шпорк. На сайтах, торгующих масонской символикой, это изображение продаётся как портрет основателя чешского масонства.
Перечисляются члены ложи, утверждается, что присутствовал английский Великий Магистр Энтони Сайeр. Дело однако в том, что граф Шпорк никогда не владел означенным дворцом, и версия о его роли в основании богемского масонства является легендой. Известно и имя автора легенды. Это был писатель Йoсеф Сватек, в 1891 г. включивший статью «Zednáři» в книгу «Образы чешской культурной истории». Ему же принадлежит и сам термин, которым масоны пoныне обозначаются в чешском языке. До Сватека их обычно либо называли просто «zedníci», т.е. «каменщики», либо пользовались богемизированным заимствованием из немецкого — «frajmauři».
Согласно новейшим исследованиям, первая ложа в Праге появилась в 1741 г. и поначалу была безымянной. Организовали её французы, чья армия заняла Прагу в ходе войны за австрийское наследство.
Как бы там ни было, во второй половине XVIII столетия масонство очень широко распространилось в Богемии. Однако на первых порах среди масонов практически не было чехов. Изменение этой ситуации связывают обычно с именем Игнаца Борна, геолога и минералога, основателя Чешской Королевской Академии наук. Kогда настала пора чешского национального возрождения, чехов начали привлекать и в ложи. Инициатива эта приписывается именно Борну, и поэтому чешские масоны считают его своим spiritus agens. Сам он был немцем, родившимся в Трансильвании и учившимся в Вене. В ложе «У настоящего единства», где председательствовал Борн, состоял и Моцарт, называемый иногда самым знаменитым из австрийских масонов.
О богемском масонстве того времени рассказывается примерно то же самое, что о масонстве любой другой страны. Временный запрет в 1766 г. по подозрению в республиканском заговоре… Открытие в 1773 г. сиротского приюта «У св. Иоанна»… Основание в 1786 г. ложей «У девяти звёзд» дома для глухонемых…
Есть однако и любопытное свидетельство лейпцигского профессора Августа Готтлиба Мейснера, некоторoe время работавшего в Праге и наблюдавшего нравы её жителей:
«Если бы я сам не был членом братства, я бы без обиняков поведал всё, что общество рассказывает о здешних масонах. Однако мои обязанности перед орденом, равно как и моё миролюбие, закрывают мне рот. Но об одном я не могу умолчать. Меня беспокоит количество членов, принимаемых в последнее время, а также недостаток осторожности и нарушение обета молчания, когда речь заходит о делах лож. Я слышал даже, как женщины публично рассуждают о вещах, о которых положено знать лишь братьям ордена».
Вероятно, в полной мере оценить это свидетельство смогут лишь те, кому знаком характер богемцев. А в особенности — их гендерные роли. В книге одного современного чешского автора, масона с двадцатипятилетним стажем, я встретил определение некоторых его собратьев как «братьев под каблуком«. Далее автор воспроизводил записку своего преподавателя, пражского профессора, адресованную руководству ложи. Профессор просил подтвердить, что заседаниe ложи затянулось до позднего вечера и тем оправдать его в глазах супруги.
Многие дамы были бы более чем довольны подобным положением дел. Но не таковы женщины Богемии. И в самих делах масонских они давным-давно добились равноправия с мужчинами.
Первую женскую ложу основали 10 июня 1787 г. граф Йoсеф Эммануэль Канал де Малабайя и граф Лажанский. Великим Mагистром стала (кто бы мог подумать) графиня Канал де Малабайя. Графиня Лажанска удовлетворилась функцией Первого Стража.
Не менее интересно складывались и отношения вольных каменщиков с государством. Сын Марии-Терезии Иосиф II, император-реформатор, издал указ настолько примечательный, что я его процитирую:
«Так называемые масонские общества, таинства которых настолько же неизвестны мне, насколько я не любопытен и относительно их трюков, распространяются и в малых городах. Эти союзы, предоставленные сами себе, без надлежащего присмотра могли бы скатиться к эксцентричности, небезопасной для религии, порядка и нравственности. Ранее масоны преследовались, и их ложи закрывались, поскольку было неизвестно, к чему они, собственно, стремятся. И хоть я тоже не знаком с их тайнами, мне достаточно, когда я знаю, что время от времени они совершат что-нибудь доброе для своего ближнего, для бедных, для образования, поэтому я разрешаю в каждом городе, где есть земское правительство, максимально три ложи.»
Скажу немного о контексте, в котором следует воспринимать указ ничего не знающего о масонах императора. Его отец Франц Лотарингский был членом венской ложи «У трёх пушек». Его мать Мария-Терезия пожертвовала масонам сумму, достаточную для того, чтобы их детский приют переехал из скромного дома на Кармелитанской улице в Бредовский дворец. Сам Иосиф II по совету уже известного нам Игнаца Борна закрыл около половины монастырей в стране (закрытию подлежали монастыри, не занимавшиеся наукой, просвещением или здравоохранением).
Иосиф II, император Священной Римской империи, эрцгерцог австрийский, король чешский, король венгерский
Но вскоре пришла французская революция, стоившая головы и Марии-Антуанетте, сестре Иосифа II и сменившего его Леопольда II. Со времён аббата Баррюэля вина за революцию нередко возлагалась на масонов. В 1795 г. очередной император Франц II запретил масонство, «гидру всех революций», в Цислитании, т.е австрийской части империи.
Богемия входила в Цислитанию, поэтому многие авторы предпочитают на этом месте закончить рассказ о богемской масонерии, всерьёз утверждая, что в последующие сто лет масонства в Чехии не существовало, пока энтузиасты не возродили его на пустом месте.
Но те, кому идея запрета масонства не представляется серьёзной, отмечают, что в те времена в Богемии вдруг распространились общества, чрезвычайно похожие на масонские, но не называвшие себя так.
Например, Карел «Славой» Амерлинг основал общество, которое постоянно меняло названия. «Корпус строителей». «Славянские братья». «Корпус образованности, достоинства и жизни». «Верные новой веры славянской». Члены этой группы в ходе инициации принимали славянские имена. У них были вполне масонские ритуалы и идеология, но поскольку они называли себя не каменщиками, а горняками, считается, что масонами эти люди не были. В рядах «горняков» были Палацкий, Шафаржик, Тил и многие другие, чьи имена вряд ли многое скажут русскоязычному читателю, но в чешских учебниках истории именно эти имена занимают почётное место.
Примерно так описываются практически все заметные деятели той эпохи. О Йoсефе Добровском историк Ф. Машлань пишет:
«Синий цвет масонов и их тайные знаки на печатях он любил до конца своей жизни (1829 г.). Добровский ходил в одежде полностью синей: синее пальто, синие панталоны, высокие синие шёлковые чулки, синий галстук или платок, синий жилет, синий носовой платок. Даже свои туфли он покрасил в синий цвет у сапожника в Худеницах. Письмо святое, малоформатное издание которого он всегда носил с обой, было в синем переплёте. Печати Добровского, сохранившиеся в райградском монастыре, тоже свидетельствуют, что он остался тайным масоном и в то время, когда масонство было строго запрещено (. ..) А друг Добровского, граф Зальм-Рейффершейд, несомненно тоже тайный масон, на стробрненском кладбище поставил Добровскому памятник, имеющий в масонской символике глубокое значение».
Современный сувенир «масонский перстень Боаз». Каждый может почувствовать себя Добровским
Ян Неруда писал в статье «Визит к вольным каменщикам», впервые изданной в 1866 г.:
«Каждый образованный человек сегодня — «вольный каменщик», строящий дом всеобщей гуманности. Образованный мир уже не смотрит на сословные или религиозные различия. Каждый, кто благороден, трудится на благо человечества по старинному масонскому правилу <<без страха перед наказанием и без ожидания награды>>»
Строгость запрета лучше всего иллюстрирует такой факт. В революционном 1848 году один пражский бухгалтер решил воскресить масонство и дал по этому поводу объявление в газету. Власти не препятствовали ему создать ложу, но потребовали, чтобы на её заседаниях присутствовал полицейский.
Наконец, в 1867 г. с государственных служащих была снята обязанность приносить клятву о нечленстве в тайных организациях. Масоны требовали от властей отмены полицейского нaдзора, но договорённости достичь не удалось. Поэтому ложи и далее какое-то время назывались не ложами, а кружками. В кружках преобладали люди, прошедшие инициацию в ложах Франции, Баварии, Саксонии. Или Венгрии. В Транслитании (венгерской половине империи) масонство было официально разрешено в том же 1867 г.
В Цислитании же запрет формально действовал вплоть до самого конца существования Австро-Венгрии, что иногда приводит к недоразумениям. Например, регулярная немецкая ложа «Хирам у трёх звёзд», существовавшая в Праге под охраной Великой Ложи Венгрии, формально считалась «неполитическим союзом Харитас», а чешские кружки «Гармония» и «Амицития» считались присоединившимися к «Харитас». Это даёт желающим повод утверждать, что масонов в Чехии не было до самого 1918 г.
26 октября 1918 г., за два дня до провозглашения независимости Чехословакии, чешские члены вышли из «Хирама у трёх звёзд», а 12 мая 1919 г. основали ложу «Ян Амос Коменский» под охраной Великого Востока Франции.
В каком-то смысле возникновение Чехословакии означало конец старой Богемии. Поэтому здесь я заканчиваю повествование о богемском масонстве. Масонство чехословацкое, разделённое с тех пор на чешское и немецкое, заслуживает отдельного рассказа. Если у читателей есть интерес к этой теме, я продолжу.
Что скрывает история шотландских масонов
- Аманда Руджери
- BBC Travel
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Amanda Ruggeri
В охотниках порассуждать о мировом масонском заговоре недостатка никогда не было. Как выяснила корреспондент BBC Travel, подлинная история масонства в Шотландии, забытая на долгие века, в действительности спрятана… у всех на виду.
Тихая улочка Хилл-стрит с ее булыжными мостовыми и характерными фасадами XVIII века — настоящий оазис в шумном Новом городе, одном из центральных районов Эдинбурга.
По сравнению с нависающим над шотландской столицей замком или жутковатыми тупиками она кажется совсем заурядной — ну какие секреты могут таиться на такой улице?
Но если идти по ней не спеша, можно заметить кое-что необычное.
- Николай Карамзин: от масона до консерватора
- День открытых дверей в масонской ложе
- Угрожают ли теории заговоров демократии?
- Лондонский Тауэр: тайная жизнь бифитеров
Над дверью, окаймленной двумя нежно-голубыми колоннами, красуется позолоченная надпись «Эдинбургская ложа №1 (Часовня святой Марии)».
Чуть выше в каменной стене высечена шестиконечная звезда, испещренная непонятными — по крайней мере, для непосвященных — символами и цифрами.
В часовне святой Марии, расположенной по адресу Хилл-стрит, дом 19, не совершаются богослужения. Там находится действующая масонская ложа — судя по тому, что первые упоминания о ней датируются 1599 годом, старейшая в мире.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
Туристы редко заглядывают на тихую старинную улочку Хилл-стрит в Эдинбурге
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Некоторых это может удивить. Большинство любителей истории современного движения «вольных каменщиков» убеждены в том, что оно зародилось гораздо позже, в 1717 году, когда была основана будущая Великая ложа Англии.
Однако масонство во многом — столь же типично шотландское явление, как волынка или клетчатый килт.
Объединения каменщиков существовали и в Англии, и в Шотландии еще со Средних веков. Однако первые свидетельства о регулярной работе таких объединений, или лож, отмечены именно в Шотландии.
К концу XVI века на всей территории страны — от Эдинбурга до Перта — насчитывалось по меньшей мере 13 постоянно действующих лож.
Однако четкую институциональную структуру эти средневековые гильдии обрели лишь непосредственно перед наступлением XVII века — этот момент многие считают датой рождения современного масонского движения.
В качестве примера можно взять самые старинные протоколы собраний, которые обычно считают главным признаком действующей организации.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
На доме номер 19 по Хилл-стрит начертана шестиконечная звезда — символ масонов
Самый первый такой документ, который датируется январем 1599 года, был составлен масонами ложи «Атчинсон-Хэвен» в шотландской области Ист-Лотиан — в 1852 году эта ложа закрылась.
Спустя всего полгода в эдинбургской ложе «Часовня святой Марии» тоже стали вести протоколы. Насколько можно судить, в Англии нет никаких подобных административных записей, относящихся к тому времени.
«Вот тогда-то всё и началось», — рассказывает Роберт Купер, куратор Великой ложи Шотландии и автор книги «Взлом масонского кода» (Cracking the Freemason’s Code).
«Ложи стали в стране постоянным явлением. Более того, теперь мы знаем, что они образовывали единую национальную сеть. Можно сказать, что именно в Эдинбурге все и началось».
Я встретилась с Купером в его кабинете — обшитой деревом и забитой книгами комнате в Великой ложе Шотландии по адресу Джордж-стрит, дом 96, — в двух шагах от часовни святой Марии.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
Великая ложа Шотландии, также известная как «Фримейснс-Холл», находится в самом сердце Нового города в Эдинбурге
Повсюду стояли картонные коробки вроде тех, что используются для переезда, доверху наполненные пыльными книгами и бумагами.
Со дня основания этой ложи в 1736 году сюда поступали реестры и протоколы собраний всех остальных официально зарегистрированных масонских лож Шотландии — а значит, и сведения обо всех их членах, число которых оценивается в четыре с лишним миллиона человек.
Уже само по себе количество документов, которые приходится просматривать масонам Великой ложи, повергает в ужас.
Но это занятие приносит и свои плоды, как было в конце 1970-х годов, когда члены Ложи прослышали о том, что в Лондоне выставлены на аукцион протоколы собраний ложи «Атчинсонс-Хэвен».
А недавно Купер обнаружил 115 -летний реестр членов Шотландской масонской ложи в японском городе Нагасаки.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
Один из экспонатов музея Великой ложи Шотландии — реестр ее членов с подписью знаменитого шотландского поэта Роберта Бёрнса, который тоже был масоном
«Есть такая старая пословица: где бы ни оказались шотландцы, первым делом они строили ‘кирк’ (храм), потом банк, а потом пивную. Четвертой в этом списке всегда была масонская ложа», — сообщил мне Купер, посмеиваясь.
Свидетельство международного масштаба деятельности Великой ложи Шотландии — ее собственный музей, который открыт для посещений.
В музее выставлено множество разрозненных предметов со всего мира, таких как зеленое знамя с вышитыми на нем словами «Окружная Великая ложа шотландских масонов в Северном Китае» и около тридцати масонских «драгоценностей» (или, для непосвященных, просто медальонов) из одной только Чехословакии.
Конечно, сторонники теории заговора сочли бы такую широту деятельности масонов дурным знаком.
Некоторые считают, что масонство — это культ, поддерживающий связи с иллюминатами. Другие убеждены, что это всемирная сеть, которая приложила руку ко всему на свете — от оформления долларовой купюры до Французской революции.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
Куратор Великой ложи Шотландии Роберт Купер осматривает принадлежащий ей музей
Как и большинство историков, в ответ на эти предположения Купер лишь качает головой.
«Если бы мы были тайным обществом, как бы вы о нас узнали? — спрашивает он. — Это общественное здание, у нас есть сайт в интернете, страница в «Фейсбуке», учетная запись в «Твиттере». Мы даже размещаем объявления в прессе».
«И при этом нас считают тайным обществом, которое правит миром! Настоящие тайные общества — это мафия, китайские триады. Вот это я понимаю — тайные общества. У них нет общественных библиотек или музеев, куда может зайти любой человек».
Некоторые из мифов о масонстве, по-видимому, проистекают из тайны, связанной с его происхождением.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
Купер указывает на масонские символы в одном из множества исторических документов из архива ложи
Одна из фантастических теорий гласит, что после того, как французский король Филипп IV уничтожил орден тамплиеров в 1307 году, некоторые из рыцарей бежали на запад Шотландии, в область Аргайл, и создали себе новую организацию — объединение «вольных каменщиков» (о тамплиерах в Англии можно прочитать в нашей статье).
Другие, в том числе сами масоны, полагают, что основателем масонства был не кто иной, как царь Соломон, чей храм, по преданию, был построен на основе тайных знаний, передававшихся каменщиками из поколения в поколение.
Более правдоподобная версия заключается в том, что масонство берет свое начало в средневековых объединениях мастеров, устроенных по принципу гильдий. «Все эти организации формировались по профессиональному признаку, — рассказывает Купер. — Было время, когда люди говорили: «А, так ты вольный каменщик? А я вольный садовник, а это вот вольный плотник и вольный горшечник».
Всем ремесленникам наличие некой организации позволяло не только завязать связи, но и передать секреты мастерства, не допустив к профессии посторонних.
Однако между представителями разных профессий были существенные различия. К примеру, те, кто рыбачил или занимался сельским хозяйством, обычно вели оседлый образ жизни и изо дня в день работали в одной и той же общине.
Но у каменщиков дело обстояло иначе. В Средние века по всей Британии началось активное строительство более крупных и замысловатых храмов, и каменщиков нанимали на конкретные — часто очень масштабные — стройки, зачастую далеко от дома, на несколько месяцев или даже лет.
В такой ситуации, когда приходится полагаться на незнакомых людей в надежде на то, что они обладают такими же навыками и справятся с работой, необходимо было как-то убедиться в том, что все знают свое дело и заслуживают доверия.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
Эдинбургская ложа наемных каменщиков №8 была основана в 1578 году, а это здание ложи было построено на улице Блэкфрайрс-стрит в 1870 году
Как это сделать? Путем создания организации. А как доказать свою принадлежность к этой организации при встрече с новым человеком? Путем создания кода, который будут знать только посвященные, — например, особой формы рукопожатия.
Даже если ложи существовали ранее, попытки сделать масонское движение более организованным относятся к концу XVI века.
В то время при дворе короля Якова VI Шотландского (который позднее стал королем Яковом I Английским) главным распорядителем работ был некто Уильям Шоу, следивший за строительством и ремонтом монарших замков, дворцов и других сооружений — иными словами, надзиравший за британскими каменщиками.
И хотя у тех уже существовали свои традиции, Шоу решил, что им необходима более формализованная структура со своим уставом, регулирующим все аспекты деятельности: от работы подмастерьев до обещания «жить в согласии, как и подобает членам скрепленного клятвой братства».
В 1598 году он направил этот устав во все существовавшие на тот момент шотландские ложи.
Одно из его предписаний заключалось в том, чтобы каждая ложа наняла нотариуса в качестве своего секретаря. Вскоре после этого ложи стали вести протоколы своих собраний.
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
На этой картине, которая хранится в Великой ложе Шотландии, изображена церемония посвящения Роберта Бёрнса в ложу №2 «Кэнонгейт Килуиннинг», основанную в 1677 году
«Благодаря влиянию Уильяма Шоу эти правила стали распространяться по всей территории Шотландии. Мы видим, что ложи в разных частях страны поддерживали связь с остальными — общались, обменивались информацией, посылали друг к другу своих представителей», — поясняет Купер.
Вскоре влияние Шотландии стало слабеть. С созданием Великой ложи Англии на первый план в развитии движения вышли англичане, и за истекшие века о шотландских корнях масонства благополучно позабыли.
«Притязания англичан на то, что они сделали первый шаг к общенациональной организации через создание великих лож и что эту идею впоследствии подхватили ирландцы (примерно в 1725 году) и шотландцы (в 1736 году), подтолкнули многих английских историков, изучающих масонское движение, к выводу о том, что масонство зародилось в Англии и оттуда распространилось по всему миру», — пишет шотландский историк Дэвид Стивенсон в своей книге «Происхождение масонства» (The Origins of Freemasonry).
Купер с ним согласен. «Как-то странно получается: ведь у нас есть письменные источники, а значит, и сведения о членах лож и множество разнообразной информации, которая собиралась на протяжении почти 420 лет шотландской истории», — недоумевает он.
«И все это как исторический источник — один из первоисточников — осталось невостребованным, это просто удивительно».
Автор фото, Amanda Ruggeri
Подпись к фото,
В тупике Бродис-Клоуз неподалеку от эдинбургской Королевской мили (череды улиц в самом центре шотландской столицы) притаился вход в помещение Кельтской ложи Эдинбурга и Лита №291, основанных в 1821 году
В то же время у большинства людей шотландское масонство ассоциируется с Рослинской часовней — средневековым храмом, известным великолепной резьбой по камню и скульптурами, который после выхода в свет книги Дэна Брауна «Код да Винчи» во многих путеводителях окрестили масонским.
Однако это здание не имеет к масонам никакого отношения. Даже в храмовой книге, опубликованной в 1774 году, отсутствуют упоминания о связях с масонами.
Оказывается, подлинная история шотландского масонства куда таинственнее, чем храм, прославленный Дэном Брауном. Просто хранится она у всех на виду: в Великой ложе и музее, открытом для посетителей, в устах архивариуса, мечтающего донести до людей исторические сведения о своей организации, и в самих ложах, приткнувшихся в переулочках по всему Эдинбургу и в других городах Шотландии.
И даже если их двери закрыты для непосвященных, их адреса никак не назовешь секретными.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.
Масонство | Определение, история, этапы, ложи и факты
Масонство: Объединенная Великая Ложа Англии
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1717 — настоящее время
- Связанные люди:
- Николай Иванович Новиков
Вольфганг Амадей Моцарт
Монтескье
Пьер-Эжен-Марселлен Бертло
Джон Дэвис Пирс
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Каково происхождение масонства?
Происхождение масонства окончательно не известно. Национальное организованное масонство началось в 1717 году с основания Великой ложи — ассоциации масонских лож — в Англии. Однако масонские общества существуют намного дольше. Самая популярная теория состоит в том, что масонство возникло из гильдий каменщиков Средневековья. У рабочих каменщиков были ложи, где они обсуждали свое ремесло, но с упадком строительства соборов некоторые ложи начали принимать почетных членов. Таким образом, некоторые из этих оперативных лож стали «спекулятивными» ложами, породив символическое масонство. В 17-м и 18-м веках эти ложи переняли атрибуты древних религиозных орденов и рыцарских братств. Сами масоны на протяжении веков создавали мифологизированную историю своего общества, прослеживая свою родословную до царя Соломона.
Во что верят масоны?
Масонство всегда было религиозным по своему характеру, хотя и не придерживалось какой-либо конкретной ортодоксальности. Чтобы стать масоном, заявитель должен быть взрослым мужчиной и верить в существование высшего существа и в бессмертие души. Учение масонства предписывает нравственность, милосердие и послушание законам страны. Однако это не христианское учреждение, хотя его часто считают таковым. На самом деле, масонство столкнулось с серьезной оппозицией со стороны организованной религии, в частности Римско-католической церкви. На практике некоторые ложи обвиняли в религиозных предрассудках, особенно в отношении евреев и католиков. Их также обвиняли в антиклерикализме в странах Латинской Америки. В англо-американских странах членами являются в основном белые протестанты; некоторые ложи обвиняли в предубеждениях против небелых.
Существует ли сегодня масонство?
Масонство остается наиболее популярным на Британских островах и в странах, которые изначально входили в состав Британской империи. Оценки мирового членства масонства в начале 21 века колеблются от примерно двух миллионов до более чем шести миллионов. Подтверждение веры в высшее существо по-прежнему является требованием для вступления в масонские ложи, хотя они в основном являются светскими учреждениями, которые служат целям социальных сетей и часто выступают в качестве благотворительных доноров. На протяжении многих лет их встречали с критикой за то, что они являются элитарными мужскими клубами. Сегодня в Великобритании существуют отдельные масонские ложи как для женщин, так и для мужчин. Кроме того, существует ряд групп, особенно широко распространенных в Соединенных Штатах, которые не имеют официального положения в масонстве, но черпают свое членство из высших степеней масонского общества. Есть также специальные заказы для мальчиков и девочек. Английским масонам запрещено вступать в эти квазимасонские общества.
Масонство , учения и практика братского (только для мужчин) ордена Свободных и Принятых Масонов, крупнейшего в мире тайного общества — связанного клятвой общества, часто приверженного товариществу, моральной дисциплине и взаимопомощи, которое скрывает по крайней мере некоторые из своих ритуалов, обычаев или деятельности от общественности (тайные общества не обязательно скрывают свое членство или существование). Масонство, распространившееся с развитием Британской империи, остается наиболее популярным на Британских островах и в других странах, изначально входивших в состав империи. Оценки мирового членства масонства в начале 21 века колеблются от примерно двух миллионов до более чем шести миллионов.
Масонство произошло от гильдий каменщиков и строителей соборов Средневековья. С упадком строительства соборов некоторые ложи оперативных (рабочих) каменщиков начали принимать почетных членов, чтобы поддержать их сокращающееся членство. Из нескольких из этих лож развилось современное символическое или спекулятивное масонство, которое, в частности, в 17 и 18 веках переняло обряды и атрибуты древних религиозных орденов и рыцарских братств. В 1717 году в Англии была основана первая Великая Ложа, объединение лож.
Масонство почти с самого начала встречало значительное сопротивление со стороны организованной религии, особенно со стороны Римско-католической церкви, и со стороны различных государств. Масонство не является христианским учреждением, хотя его часто принимают за таковое. Масонство содержит многие элементы религии; его учения призывают к нравственности, милосердию и повиновению законам страны. В большинстве традиций претендент на поступление должен быть взрослым мужчиной, и все претенденты также должны верить в существование Высшего Существа и в бессмертие души. На практике некоторые ложи были обвинены в предвзятом отношении к евреям, католикам и небелым. Как правило, масонство в латинских странах привлекало тех, кто подвергает сомнению религиозные догмы или выступает против духовенства (9).0047 см. антиклерикализм), тогда как в англо-саксонских странах членство набирается в основном из белых протестантов. Современная французская традиция, основанная в 19 веке и известная как со-масонство или Le Droit Humain, допускает как женщин, так и мужчин.
В большинстве лож в большинстве стран масоны делятся на три основных степени: ученик, товарищ по ремеслу и мастер-каменщик. Во многих ложах существует множество степеней — иногда до тысячи — наложенных на три основных подразделения; эти организационные особенности неодинаковы от страны к стране.
В дополнение к основным органам масонства, происходящим из британской традиции, существует также ряд дополнительных групп, которые носят в основном социальный или развлекательный характер, не имеют официального положения в масонстве, но черпают свое членство из высших слоев общества. . Особенно они распространены в США. Среди тех, кто известен своей благотворительной деятельностью, — Древнеарабский Орден Знати Мистического Святилища («Шрайнеры»). В Британии и некоторых других странах есть отдельные ложи, предназначенные только для женщин. Кроме того, женщины-родственницы мастеров-каменщиков могут вступить в Орден Звезды Востока, который открыт как для женщин, так и для мужчин; мальчики могут присоединиться к Ордену Де Моле или Ордену Строителей; а девушки могут вступить в Орден Дочерей Иова или Орден Радуги. Английским масонам запрещено вступать в какие-либо развлекательные организации или квазимасонские общества под страхом отстранения.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Брайаном Дуиньяном.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Самые популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.