Рубрики
Традиции И ЭТИКЕТ

Фарах пехлеви дети: Фарах Пехлеви: последняя императрица Ирана, чья удивительная жизнь легла в основу балета с Дианой Вишневой

Фарах Пехлеви: последняя императрица Ирана, чья удивительная жизнь легла в основу балета с Дианой Вишневой

21 декабря 1959 года юная Фарах вышла замуж за шаха Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. По этому случаю вспоминаем биографию восточной правительницы.

В конце 1950-х годов шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви был озабочен поиском третьей жены, которая могла бы подарить ему наследника. Первая жена правителя, принцесса Египта Фавзия Фуад, сбежала от него через шесть лет после свадьбы, успев родить в этом браке дочь. Вторая жена, дочь иранского дипломата Сорайя Исфандияри-Бахтиари, мужа очень любила, но была бесплодна, поэтому в 1958 году вынужденно согласилась на развод. На следующий год шах отправился с визитом в Париж, где в посольстве давал прием в честь иранских студентов-стипендиатов, обучающихся во Франции. Среди них была юная Фарах Диба, наследница знатного азербайджанского рода, проживающего в Иране. Ее отец был офицером, но умер довольно рано, после чего его вдова и дети потеряли состояние и вынуждены были вести скромный для аристократов образ жизни. Мать Фарах всегда мечтала о лучшем будущем для своей дочери, поэтому отправила ее учиться в Париж, там девушка изучала архитектуру.

Шейху было достаточно всего нескольких встреч, чтобы решиться на предложение, от которого студентка и не думала отказываться. Фарах была на 20 лет младше своего избранника, но их брак действительно был заключен по любви. 21 декабря 1959 года молодая невеста предстала перед мужем и высокопоставленными гостями в роскошном платье, сшитом для нее домом Dior под руководством Ива Сен-Лорана. Десять месяцев спустя Фарах выполнила свою главную миссию — родила наследника престола, принца-шахзаде Резу Пехлеви. В течение следующих десяти лет у супругов родилось еще трое детей: принцесса Фарахназ, принц Али Реза и принцесса Лейла. А в 1967 году Фарах официально стала императрицей Ирана, шахбану Фарах Диба Пехлеви. Подобного в стране не происходило с VII века.

Фарах и Мохаммед-Реза Пехлеви в Париже, 1970 год

Будучи супругой шаха, Фарах активно занималась благотворительностью и просвещением, а также собирала искусство, как традиционное персидское, так и непривычные для соотечественников современные полотна и скульптуры.

Счастливая семейная жизнь Фарах и Мохаммеда длилась около 20 лет. В 1979 году Исламская революция заставила их навсегда бежать с родины — в Египет, где через полтора года шах умер от онкологии. Затем Фарах с детьми укрылась в Соединенных Штатах Америки по приглашению президента Рональда Рейгана. Сейчас Фарах 82 года, она живет между Парижем и Вашингтоном, предпочитая, конечно, город своей юности.

В 2019 году удивительная история Фарах Пехлеви получила новое прочтение в весьма неожиданном месте, в Перми, на сцене местного Театра оперы и балета. Алексей Мирошниченко выступил главным создателем — хореографом, постановщиком и автором либретто — одноактного балета «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова. В основе сюжета — судьба последней императрицы Ирана. Ее партию исполняет Диана Вишнева. Мохаммеда танцует Марсело Гомес, премьер Дрезденской государственной оперы и Балета Сарасоты.

Диана Вишнева и Марсело Гомес

Мохаммед Реза и Фарах Пехлеви с сыном в день коронации шахбану, 1967 год

«Когда ты играешь человека, а он — твой современник и может тебе позвонить по телефону и рассказать о своих впечатлениях от спектакля, а после этого ты можешь с ним встретиться, — такое, наверное, случается один раз в жизни, если случается вообще», — делится впечатлениями от работы прима Мариинского театра. Фарах Пехлеви, конечно же, заранее знала, что ее историю планируют рассказать в танце. Императрица была приятно удивлена и захотела познакомиться с автором и исполнительницей главной партии.

«Бук­валь­но перед самым закрытием границ на карантин у нас с Алексеем получилось с ней встретиться, — вспоминает Вишнева. — Она невероятно элегантна, излучает свет. Фарах провела с нами два с половиной часа, хотя до этого у нее были какие-то встречи, интервью. И благодарила нас невероятно. После этого мы подарили ей диск, и она позвонила через некоторое время и рассказала, что собрала свой самый ближний круг, устроила просмотр и была еще больше потрясена. Сказала, что хочет показать теперь балет в Париже, но, как видите, все немножко поменялось».

Фарах часто называли Жаклин Кеннеди с Ближнего Востока, конечно же, за ее стиль. Для восточной императрицы одежда служила не только символом власти или индикатором определенного статуса, но и была смелым заявлением. В 1960-е годы Пехлеви критиковали за угодничество Западу, а ее наряды называли слишком вызывающими, зато сейчас превозносят за смелость и феминистический посыл. Фарах одевалась совершенно по-европейски и вела за собой миллионы соотечественниц. В балете способность Фарах всегда выглядеть великолепно тоже нашла отражение — Диана Вишнева за час демонстрирует зрителям девять разных образов: «И некоторые я должна поменять за полминуты-минуту», — интригует балерина. В одной из мизансцен, где действие происходит в 1960-е, балерина одета в костюм и шляпку-таблетку в стиле Chanel: «Костюмы, с одной стороны, подобраны исторические, а с другой — ткани эластичные, чтобы в них было удобно танцевать. Потом на сцене мы переодевались в огромные тяжелые короны, выходило несколько человек — и одевали нас в платья прямо перед зрителем».

Мохаммед-Реза и Фарах Пехлеви. Иран, 1965 год

Для Алексея Мирошниченко это первый балет, в котором он обходится без пуантного танца — главные партии танцоры исполняют босиком. Желание поработать с Дианой Вишневой возникло у хореографа еще задолго до постановки «Шахерезады». Они знакомы со школы, много лет знают друг друга, и сотрудничество в рамках подобного проекта было лишь вопросом времени. Затем необходима была идея — самое сложное при работе над балетом. Когда она была найдена, началась дальнейшая «обкатка» — это заняло два года, притом что сам балет идет час, а музыки чуть больше сорока минут. «Для того, чтобы вписать целую жизнь в этот хроно­метраж, в эти четыре части симфонической сюиты Римского-Корсакова, нужно было изучить море информации об этой женщине. Было перечитано очень много, изучена ее биография, пересмотрено множество документальных фильмов», — вспоминает Мирошниченко.

К своей главной героине автор балета относится с уважением и пиететом, а название «Шахерезада», отсылающее к сказкам «Тысячи и одной ночи», объясняет так: «Все, что связано с жизнью Фарах Пехлеви, с точки зрения современного человека можно назвать сказкой. Потому что в современном мире, когда большин­ство монархий и империй прекратили свое существование, король, королева, шахиня («шахбану») — это для нас что-то из разряда сказок. Тем более что Фарах Пехлеви была не номинальной королевой, это была полновластная правительница. Мало того, чтобы укрепить династию и монархию, шах решил короновать Фарах Пехлеви. Это единственная коронованная женщина в персидской истории после VII века. Если бы правитель умер или стал недее­способным, а наследник не достиг совершеннолетия, она могла принять власть, быть регентом. То есть это реальная политическая фигура».

Вам также может быть интересно:

Фарах Пехлеви — вдовствующая императрица Ирана и покровительница современного искусства

Фавзия Фуад: бывшая королева Ирана, последняя принцесса Египта и икона стиля XX века

Диана Вишнева

Мохаммед-Реза и Фарах Пехлеви. Франция, 1961 год

Диана Вишнева и Марсело Гомес

Фарах Пехлеви. Берлин, 1967 год

Фото: Context. Diana Vishneva

ТегиГероиКультураБалетДиана Вишнёва

Последняя императрица Ирана. «Интересная, тяжелая, но красивая» жизнь Фарах Пехлеви

Бывшая императрица Ирана Фарах Пехлеви впервые опубликовала мемуары за два года до того, как события 1979 года разрушили мир, в котором она жила; привели к свержению ее супруга шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и положили конец монархии в Иране.

Когда Пехлеви исполнилось 38 лет, она написала книгу о сказочной жизни королевы, или шахбану. Тогда идея Исламской революции и бессрочного изгнания казалась для нее немыслимой.

«Когда я писала свои мемуары, я не представляла, что меня ждет», — поделилась она в предисловии к переизданной на английском языке книге «1001 день: мемуары императрицы» (1,001 Days: Memoirs Of An Empress), которая выйдет в конце этого месяца и прольет свет на жизнь семьи шаха до революции.

ЖИЗНЬ КАК СКАЗКА

Ее жизнь до того поворотного момента действительно была похожа на сказку: простолюдинка, которая вышла замуж за короля и стала правительницей древней страны в возрасте 21 года.

Впервые она встретилась с шахом, который был коронован в 1941 году и вернулся к власти в 1953 году после переворота при поддержке американских спецслужб, в посольстве Ирана в Париже, когда изучала архитектуру во Франции. В 1959 году пара поженилась, и Фарах стала третьей женой 40-летнего монарха.

Фотогалерея

Фарах Пехлеви: жизнь перед камерами

Фарах Пехлеви была последней императрицей Ирана и супругой последнего шаха страны Мохаммеда Резы Пехлеви.

  • Отправить по электронному адресу

Пехлеви вспоминает, что шах рассказывал ей о грядущих обязанностях супруги короля, но она всё равно была поражена масштабом функций.

Фарах Пехлеви вырастила четырех детей, включая наследного принца Резу, который родился через 11 месяцев после бракосочетания. Весомую часть времени она посвящала социальным и культурным вопросам, в том числе продвижению иранского и западного искусства, что принесло ей широкое признание и известность.

КОРОНОВАННАЯ ИМПЕРАТРИЦА И «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЛИЦО МОНАРХИИ»

В 1967 году шах короновал ее как императрицу Ирана — шахбану, себя же во время пышной церемонии он назвал царем царей или шахиншахом. По словам Фарах, она до сих пор с нежностью вспоминает это событие как важную веху в жизни женщин.

«Я всегда говорила, что день, когда я стала императрицей Ирана, символизировал коронацию всех женщин в моей стране», — поделилась Пехлеви в недавнем интервью Иранской редакции Азаттыка, в котором рассказывала о мемуарах.

Семейный портрет, сделанный в октябре 1967 года после церемонии коронации. Слева направо — принцесса Шахназ Пехлеви, принцесса Фарахназ Пехлеви, Мохаммед Реза Пехлеви, принц Али Реза Пехлеви и императрица Фарах Диба

Пехлеви поддерживала многие благотворительные организации и учреждения, в том числе Институт интеллектуального развития детей и подростков, который она помогла основать. Она путешествовала по стране, посещая отдаленные регионы, встречаясь с местными жителями и нуждающимися, в том числе с прокаженными.

Ее визиты в детские дома, больницы и неблагополучные регионы часто попадали на первые полосы газет и обложки журналов.

По словам историка Роберта Стила, Пехлеви стала «подлинным человеческим лицом» монархии.

«Конечно же, это была тщательно продуманная пропаганда, которая была весьма эффективной, но Фарах очень серьезно относилась к роли «матери» иранского народа, — говорит Стил, приглашенный научный сотрудник Лондонской школы экономики. — Фарах была во всех отношениях подлинным, человеческим лицом монархии Пехлеви».

Более того, она общалась с мировыми лидерами, знаменитостями и известными художниками, такими как Энди Уорхол, который в 1976 году посетил Иран и сделал ее фотографию. В последствии она стала культовой.

В 1970-х годах Фарах Пехлеви помогла приобрести более 300 шедевров современных западных художников, включая Альберто Джакометти, Генри Мура, Рене Магритта, Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Пьера-Огюста Ренуара и Марка Ротко. Впечатляющая коллекция, оцениваемая в три миллиарда долларов США, до сих пор хранится в Тегеранском музее современного искусства, открытом в 1977 году.

Фарах Диба с мужем Шахом Мохаммедом Реза Пехлеви в Марокко вскоре после того, как они бежали из Ирана в январе 1979 года

В те годы полная надежд и энергии Фарах Пехлеви посвятила себя стране, которую любила и хотела привести к прогрессу.

«Я хотела, чтобы люди помнили о славной истории Ирана, столь почитаемой во всем мире, но я также хотела, чтобы мои соотечественники пользовались благами современности, образования, здравоохранения и индустриализации», — написала она в предисловии к своим переизданным мемуарам.

По словам Роберта Стила, Пехлеви сторонилась политики, предпочитая предаваться любви к искусству, литературе, музыке и архитектуре.

«Одна из причин, по которой она оставалась популярной даже после революции, заключалась в том, что она была в значительной степени отстранена от темного мира иранской политики, — рассказывает Стил. — Тем не менее мероприятия, которые организовывала Фарах, и произведения искусства, которые она коллекционировала, несмотря на культурную значимость, способствовали росту недовольства режимом Пехлеви».

«В то время, когда оппозиция осуждала «западофикацию» населения страны, европейские взгляды и любовь двора Пехлеви к западной культуре особенно подвергались критике», — добавил он.

РЕВОЛЮЦИЯ И БЕССРОЧНОЕ ИЗГНАНИЕ

Оппозиция шаху набирала силу из-за недовольства его усилиями по вестернизации и секуляризации, политических репрессий и увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными на фоне непозволительной роскоши, в которой жили правитель и его окружение. Одним из примеров такого расточительства стало пышное празднование в честь 2500-летия империи.

Пехлеви отнюдь не осуждает проведение тех торжеств 1971 года, угощения для которого были доставлены прямиком из Парижа.

«Всё прошло безукоризненно, и мы были очень рады», — рассказала она на недавней онлайн-встрече, посвященной выходу ее книги и организованной Гарвардским университетом.

«Западная пресса обрушилась на нас с критикой, потому что там не понимали, что это страна с великой историей. Они только и делали, что писали об угощениях, шатрах и прочем», — добавила Пехлеви.

В прошлом она также преуменьшала масштабы нарушений прав человека при шахе, утверждая, что держащая всех в страхе тайная полиция САВАК поддерживала безопасность и стабильность в стране.

Иранские девушки-сироты проводят демонстрацию у посольства США с требованием вернуть шаха на родину для судебного преследования после его бегства из страны на фоне масштабных волнений. Тегеран, 27 ноября 1979 года

В январе 1979 года, после нескольких месяцев забастовок и бурных протестов, Пехлеви бежала из Ирана вместе с супругом и всю оставшуюся жизнь переживала утраты и изгнание.

Несколько дней спустя после этого бегства в Иране произошла Исламская революция, в результате которой к власти пришел аятолла Рухолла Хомейни. Он создал исламскую республику, которая и по сей день подвергается критике за репрессивную политику и масштабные нарушения прав человека.

Фотогалерея

444 дня. Захват посольства США в Иране: как это было

4 ноября 1979 года студенты, называющие себя последователями аятоллы Рухоллы Хомейни, ворвались в посольство США в Тегеране и захватили в заложники десятки американских дипломатов. Эта атака обернулась масштабным дипломатическим кризисом, последствия которого ощущаются по сей день.

  • Отправить по электронному адресу

ПОТЕРИ

Через полтора года после бегства с родины Пехлеви потеряла мужа, который скончался от рака в Египте. 20 лет спустя, в 2001 году, их младшая дочь, 33-летняя Лейла, умерла от передозировки наркотиками в Лондоне. Одиннадцать лет спустя младший сын, Алиреза, покончил с собой в возрасте 44 лет после нескольких лет борьбы с депрессией.

«Я прожила интересную жизнь, очень тяжелую и в то же время очень красивую», — сказала она во время онлайн-встречи.

Пехлеви, которой в октябре исполнилось 83 года, по-прежнему внимательно следит за событиями в родной стране, где по эпохе Пехлеви ностальгируют даже те, кто вырос после революции 1979 года.

Она сказала Иранской редакции Азаттыка, что ее заветное желание — это «свобода для Ирана», и добавила, что любовь к стране и связь с ней остается сильной несмотря на больше четырех десятков лет изгнания.

«Я хочу навсегда сохранить надежду и не допускать горечи в своем сердце, и я всегда говорю, что надеюсь, что свет победит тьму», — сказала она.

Необыкновенная жизнь Фарах Пехлеви, последней императрицы Ирана

Яркий персонаж, известный как Джеки Кеннеди на Ближнем Востоке, она по-прежнему популярна среди иранцев благодаря работе, которую она сделала для искусства и культуры в Иране.

Ее первые мемуары , первоначально опубликованные в 1977 году на французском языке, должны быть переизданы в ноябре этого года на английском языке.

Сейчас ей 83 года, и она делит свое время между Соединенными Штатами и Францией.

1
Императрица Фарах, жена иранского шаха, с короной машет рукой толпе, проезжая по улицам Тегерана после церемонии коронации 26 октября 1967 года. 

2
Шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви и его жена Фарах (урожденная Диба) во время свадебной церемонии в Тегеране 21 декабря 1959 года.  

3
Королева Елизавета II и принц Соединенного Королевства Филипп позируют с шахом и его женой Фарах во время их государственного визита в Иран 19 марта.61.

4
Первая леди США Жаклин Кеннеди проводит экскурсию по территории Белого дома для императрицы Фарах в Вашингтоне в апреле 1962 года. Кеннеди ведет пони своей дочери Кэролайн, Макарони, который уткнулся носом в императрицу, привлеченный нарциссами, которые она несла. На заднем плане — пресс-секретарь первой леди Памела Тернер.

5
Императрица Фарах со своими детьми, принцем Разой и принцессой Фарахназ, в Тегеране в 1963 году.

6
Императрица Фарах покидает Мраморный дворец в Тегеране, 19 октября.67 для коронационного шествия во дворец Голестан. Ее муж смотрит из дверного проема.

7
Семейный портрет, сделанный в октябре 1967 года после церемонии коронации. Принцесса Шахназ Пехлеви (слева), принцесса Фарахназ Пехлеви (вторая слева), шах Мохаммад Реза Пехлеви (в центре), принц Али Реза Пехлеви (вторая справа) и императрица Фарах (справа).

8
Императрица Фарах в своей короне в Тегеране, 1970 год.

9
Лидер румынских коммунистов Николае Чаушеску посещает Иран 19 октября.71. Чаушеску (слева) пожимает руку шаху. Императрица Фарах справа.

10
Шах и императрица Фарах с президентом Ричардом М. Никсоном и миссис Пэт Никсон на балконе Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, июль 1973 года. 

11
Шах и императрица Фарах посещают Версаль под Парижем в июне 1974 года.

12
Шах и императрица Фарах направляются к посадке в самолет в аэропорту Мехрабад в Тегеране, когда они бегут из страны в разгар иранской революции 19 января.79.

13
Свергнутый шах и Фарах позируют фотографу в Марракеше, Марокко, через несколько дней после бегства из Ирана в январе 1979 года.

14
Шах с детьми и Фарах отдыхают на Багамах в марте 1979 года. 

15
Президент Египта Анвар Садат (второй справа) с шахом (слева), императрицей Фарах (справа) и женой Садата Джихан в резиденции к северу от Каира в апреле 1980 года.

16
Бернадетт Ширак, жена президента Франции Жака Ширака (слева), принцесса Марокко Лалла Сальма (вторая слева), президент Детского фонда Анн-Эмон Жискар д’Эстен (в центре), принцесса Бельгии Матильда (вторая справа) и Бывшая иранская императрица Фарах Пехлеви (справа) позирует во время прибытия в Версальский дворец во Франции на благотворительный гала-концерт в декабре 2003 года.

17
Фара раздает автограф на ярмарке современного искусства в Монако, апрель 2013 г. 

18
Бывшая императрица Ирана Фарах прибывает на церковную службу в честь бывшего президента Франции Жака Ширака в церкви Сен-Сюльпис в Париже вскоре после его смерти в сентябре 2019 года. 

Радио Свобода/Радио Свобода

Журналисты РСЕ/РС передают новости на 27 языках в 23 странах, где свободная пресса запрещена правительством или не полностью установлена. Мы обеспечиваем то, что многие люди не могут получить на месте: новости без цензуры, ответственное обсуждение и открытые дебаты.

[email protected]

Делиться

Интервью императрицы Фарах Пехлеви и принцессы Нур

Ее Императорское Величество Императрица Ирана Фарах Пехлеви и ее старший внук, Ее Высочество принцесса Нур Пехлеви, рассказывают о своей тесной связи, глядя в будущее, в своем первом совместном интервью.

Императрица Фарах Пехлеви со своим псом Маугли. Принцесса Нур Пехлеви в платье Alexandre Vauthier. Фото: Стефани Вольпато для Vogue Arabia

Из окна пятого этажа с видом на мутную реку Сену в Париже стоит прямая и высокая женщина 80 лет; белый цвет ее брючного костюма освещал тусклый, окружающий зимнюю серость. Ее Императорское Величество Императрица Фарах Пехлеви, последняя королева Ирана после 2500 лет имперского правления, неподвижна, как скульптура. Я тихо наблюдаю за ней с порога, пока она, кажется, колеблется между мифом и реальностью.

Императрица Фарах Пехлеви в своем доме в Париже. Фото: Стефани Вольпато для Vogue Arabia

Прошло сорок лет с тех пор, как королева и ее покойный муж, Его Императорское Величество Мохаммад Реза Пехлеви, были вынуждены покинуть страну во время Иранской революции. 16 января 1979 года шах в последний раз пилотировал свой Боинг 707 с женой и их ближайшими доверенными лицами на борту из Ирана. Дальнейший путь будет долгим и временами трагическим. Король умер от рака лимфомы через 18 месяцев после изгнания из родины, которой он правил 38 лет. Он был похоронен в мечети Аль-Рифаи, также известной как Королевская мечеть в Каире. Двое их младших детей, принцесса Лейла и принц Али-Реза, так и не примирившиеся с жизнью в изгнании, покончили с собой. Пока я рассматриваю эти несчастья, из окна Ее Величество оборачивается, улыбается и говорит: «Я не горю. Такие мысли только подталкивают врагов к победе».

Шах Мохаммад Реза Пехлеви с женой императрицей Фарах и их сыном, наследным принцем Резой, на коронации, 1967 год. Фото: Рекс

До Нового года осталось всего несколько дней, и хотя не особенно холодно, в городе угрюмо. То немногое количество света, что попадает в салон от пола до потолка, обшитый деревянными панелями, значительно тускнеет во время моей трехчасовой аудиенции у Ее Величества, пока мы почти не погрузимся во тьму. Слева от меня на диване с белой подушкой сидит 26-летняя внучка королевы, Ее Высочество принцесса Нур Пехлеви. Первенец наследного принца Резы Пехлеви — человека, который мог бы стать шахом, — является студентом MBA в Колумбийском университете и советником некоммерческого инвестиционного фонда Acumen. В черных леггинсах и красной толстовке ее телосложение такое же тонкое, как у модели от кутюр. Ее каштановые волосы собраны в хвост, обнажая высокие скулы, а большие миндалевидные глаза отражают глаза ее покойного дедушки.

Первоначально опубликовано в мартовском выпуске Vogue Arabia за 2019 год

Принцесса Нур Пехлеви в Maison Rabih Kayrouz. Ювелирные изделия Van Cleef & Arpels. Фото: Стефани Вольпато для Vogue Arabia

Мы разговариваем без перерыва в течение нескольких часов, но на следующий день, когда резиденция королевы кишит съемочной группой, я становлюсь свидетелем ожесточенной перепалки, характерной для всей семьи. «В этом платье нет ничего плохого!» — восклицает принцесса Нур своей бабушке. На ней платье Dior телесного оттенка; нежное бюстье, напоминающее комбинезон без рукавов. Хотя она выглядит как балерина, королева категорически возражает против наряда. Съемки еще не начались, и она может остановить производство в любой момент. Однако вспыльчивость принцессы Нур не свойственна ищущей гламура женщине. Скорее, человека, задушенного тяжестью режима, который теперь требует от женщин скромности.

Императрица Фарах Пехлеви в костюме Ralph Lauren. Принцесса Нур Пехлеви в платье от Giambattista Valli. Фото: Стефани Вольпато для Vogue Arabia

Ее прадед, Реза Шах Пехлеви, основатель династии Пехлеви, издал указ о снятии чадры в 1935 году. Фата вернулась как символ сопротивления императорской династии во время революции 1979 года. во главе с аятоллой Хомейни. К 1983 году в стране, где сосуществовали мусульмане, христиане, евреи и зороастрийцы, для женщин стало обязательным носить чадру на публике независимо от религиозных убеждений.

Принцесса Марокко Лалла Сальма, Анн-Эймон Жискар д’Эстен, королева Бельгии Матильда и императрица Фарах Пехлеви в Версале, 2003 год. чтобы вспомнить свои эмоции при рождении первой внучки в Вашингтоне. «Я был просто счастлив иметь здорового внука». Насколько отличается сцена, когда королева Пехлеви – третья жена шаха, после его развода с египетской принцессой Фавзией Фуад и Сорайей Эсфандиари-Бахтиари – подарила своему мужу и стране долгожданного наследника мужского пола. «Мое свадебное платье было создано Ивом Сен-Лораном, который в то время работал в Dior. Его швеи пришили платье синими нитками, чтобы помочь мне родить мальчика», — вспоминает она, улыбаясь при воспоминании.

Императрица с тремя детьми: наследным принцем Резой, принцем Али-Резой и принцессой Фарахназ, 1970-е годы.

С легким вздрагиванием, как будто она физически выходит из прошлого, Королева заявляет, что у ее внучки есть талант к рисованию. Это высокий комплимент от женщины, которая подружилась с такими людьми, как Сальвадор Дали и Энди Уорхол, и в конечном итоге открыла первый и самый полный художественный музей в регионе, Тегеранский музей современного искусства, в 1919 году.77. «Я получил это от тебя, Мама Яя», — улыбается принцесса Нур, раскрывая прозвище своей бабушки. «Раньше я наблюдала, как вы делаете нам акварельные закладки, которые дарили мне и моим сестрам [принцессе Иман, 25 лет, и принцессе Фарах, 15 лет]. У вас были бы все эти художественные принадлежности в доме в Гринвиче. Королева быстро возвращается к своим воспоминаниям. «После того, как в 2011 году я потеряла сына Али-Резу — он был таким умным и трудолюбивым; он невероятно хорошо знал историю Ирана — мой друг сказал: «Почему бы тебе не прийти ко мне домой и не порисовать? У меня есть холст и краски». Мне это помогло…» Она легко и с любовью говорит о своих четверых детях. О ее старшем, наследном принце Резе: «Отличный пилот, он видит мир «оттуда». Он не держит в себе враждебности». Ее второй ребенок, принцесса Фараназ: «В детстве ей было 9 лет.0075 garçon manqué , как говорят в Иране, но очень мило и с добрым сердцем. Братья и сестры называли ее Матерью Терезой. Однажды Лейла подошла к ней и сказала: «Я видела возле квартиры бездомного в свитере, который я тебе подарила!» Фараназ — такая женщина». О своей младшей принцессе Лейле, которая умерла в возрасте 31 года в Лондоне в 2001 году, королева вспоминает: «Она была умна, у нее было так много хороших идей. Я никогда не забуду, когда она сказала, что мы должны сказать Уолту Диснею сделать мультфильмы о героических стихах важного иранского поэта…» Ее голос прерывается при воспоминании о ее умерших детях. «Не бывает дня, чтобы я не думал о Лейле и Али Резе. Но я должен сохранить свой дух и мужество для других моих детей и для Ирана».

Императрица Фарах Пехлеви со своими четырьмя детьми Наследный принц Реза, принцесса Фарахназ, принц Али-Реза и принцесса Лейла, 1976 год. улыбающиеся лица, празднующие иранские традиции, такие как сжигание эсфанда в качестве благовоний и прыжки через огонь Чахаршанбе Сури, а также радостные вехи, такие как дни рождения и выпускные церемонии. «Я храню все письма, фотографии, газеты и так много книг в этом доме и в США — я то, что американцы назвали бы «накопителем», — улыбается королева. «Интересно, что со всем этим будет, — размышляет она, оглядываясь по сторонам. На втором этаже квартиры висит картина с изображением покойного короля и королевы на мотоцикле. «Это мое любимое ее изображение, — говорит принцесса Нур. «Это заставляет меня думать, что моя бабушка была задирой». «Что?» ее бабушка смеется. «Задира, Мама Яя», — повторяет Принцесса, артикулируя каждый слог. Конечно, никто никогда не осмеливался называть ее таковой в ее присутствии. «Я была на мотоцикле на острове Киш, — объясняет она. «Я ехал слишком быстро и упал. Пока я лежал в головокружении, охрана говорила: «Ваше величество, вставайте! Люди проезжают в автобусе». Но я был в обмороке! Даже сейчас люди называют эту дорогу Дорогой Фары.

Принцесса Нур Пехлеви в платье и поясе от Dior. Фото: Стефани Вольпато для Vogue Arabia

Каждый предмет в доме королевы рассказывает историю, политическую или поэтическую. Кусок Берлинской стены – «Хотелось бы, чтобы она была больше!» – сидит рядом с массивным бронзовым томом, наполненным шахскими реформами. На другой полке находится копия ее коронационной короны. В 1967 году шах короновал свою императрицу как символ эмансипации иранских женщин — и для этого исключительного случая он сделал корону. Компания Van Cleef & Arpels была выбрана для создания комплекта коронационных регалий, корона которого украшена 150-каратным изумрудом и 1541 камнем из императорской казны.

За каменными стенами своей резиденции королева кажется равнодушной к своему живописному окружению. «Когда ты идешь по улицам, это не твоя земля; ты чувствуешь это», — комментирует она. Возможно, из-за того, что они изгнаны со своей родины, принцесса Нур отмечает, что семья особенно сплочена, при этом уважая свободы друг друга. «Более, чем любая иранская мать, моя бабушка всегда давала своим детям личное пространство. Она рядом с ними, когда они приходят к ней – что они и делают часто. Никто из них не лезет в дела друг друга. Когда они вместе, это всегда просто чистое удовольствие. У нас с ней другие отношения», — продолжает она, имея в виду своих сестер и двоюродного брата. «У моего отца была собственная резиденция в четыре года [во дворце Ниаваран]; он не спал в ее постели, как я».

Императрица Фарах Пехлеви носит: костюм от Ralph Lauren. Фото: Стефани Вольпато для Vogue Arabia

Принцесса Нур — полиглот, неравнодушная к чтению документальной литературы, такой как биография технологического предпринимателя Илона Маска, нейронауки и эпические произведения, такие как Les Misérables , антимонархический роман Виктора Гюго, прореволюционный роман опубликован в 1862 году. Она рассказывает, что была сознательным и бдительным младенцем. «Вечно задаю вопросы», — подтверждает королева. Юная принцесса быстро заметила внимание, окружавшее ее бабушку. «Люди становились эмоциональными рядом с ней, и это сбивало меня с толку, очевидно, в детстве». Что касается открытия ее имперского происхождения, то оно никогда не представлялось ей как привилегия; скорее роль ответственности и служения. «У моих родителей был этот страх, я думаю, из-за того, что случилось с революцией, и как она повлияла на моих тетю и дядю. Они никогда не хотели, чтобы наша идентичность окружала ту и ту жизнь. Они хотели, чтобы мы сосредоточились на нашем образовании; никогда не думал, что нам что-то передадут из-за титула или происхождения».

Через несколько недель после интервью я разговариваю по телефону с одним из миллиона зарегистрированных перемещенных лиц Ирана. Она соглашается поговорить со мной на условиях анонимности, чтобы защитить свою семью в Иране. «Королева Фара очень популярна, любима и уважаема. Мы называем ее «Мать Ирана», — начинает она. «Как королева, она всегда поощряла женщин — она делала вещи, которые другие жены шахов никогда не делали. Она сыграла большую роль в жизни женщин в то время, когда мы начали становиться равными мужчинам, в том числе идти в армию — все то, что раньше было невозможно», — делится она. «Я закончил юридический институт и после революции строил практику вместе с братом. В то время у меня было много мечтаний, но ни одна из них не сбылась. Я хотела быть судьей, но в Иране нет женщин-судей. Женщин считают «слишком эмоциональными», чтобы принимать решения». Она продолжает описывать, как революция разлучала семьи. Люди стали бедными. Затем последовала инфляция. Женщин лишили прав. «Теперь в Иране говорят, что единственный, кто хочет вернуться, — это наследный принц Реза, а иранцы хотят уехать. Однажды я написала Ее Величеству и рассказала ей свою историю о бегстве беременной из Ирана и о том, что с нетерпением жду возвращения. «Я уверена, что Иран восстанет из пепла», — ответила она».

Императрица с Нур в младенчестве. Фото любезно предоставлено наследным принцем Резой

В 1925 году, после персидского государственного переворота 1921 года, Конституционное собрание посадило Реза-шаха Пехлеви на трон. Он приступил к созданию центрального правительства и созданию инфраструктуры, которая сохранилась до сих пор: армия, полиция, первые университеты, дороги, железные дороги и больницы. Покойный шах Мохаммад и его королева опирались на это наследие, проводя земельные реформы, избирательное право для женщин, национализацию нефти, непревзойденный в мире рост ВВП, а также прославление и покровительство искусству и культуре. «Я знаю не так много культур, которые отстали, как наша, — комментирует принцесса Нур. «При моем дедушке женщинам была предоставлена ​​обширная юридическая защита и право голоса [в 1963] — даже раньше женщин в Швейцарии».

Сегодня, согласно отчету Всемирного экономического форума о глобальном гендерном разрыве за 2018 год, Иран занимает 142 место из 149 стран. Иранским женщинам систематически лишают социальных, образовательных и юридических прав и средств защиты. Принцесса подчеркивает разницу между людьми, живущими в городе, и жителями провинциальных деревень. «Даже в медицинском обслуживании, доступном для женщин, есть существенные различия. Многое из этого привлекло наше внимание в связи с болезнью моей мамы», — говорит она. В ноябре прошлого года кронпринцесса Ясмин объявила в Instagram, что страдает от рака груди и ей предстоит двойная мастэктомия. «Она создала этот открытый портал в свое лечение, чтобы повысить осведомленность о раке груди и женском здоровье», — с гордостью говорит принцесса. «Но она обнаружила, что в Иране большое внимание уделяется только репродуктивному здоровью. Помимо рождения ребенка игнорируется женская забота о женщине».

Императрица на коронации, 1967 год. Регалии от Van Cleef & Arpels

«Некоторые представители старшего поколения спрашивают: «Почему она говорит об этом?», — отмечает королева. «Но очень хорошо, что она открывается людям». Принцесса Нур продолжает: «Моя мама хочет, чтобы некоторые культурные стереотипы были устранены. За время своего брака она получила много тепла — иногда просто за то, что путешествовала без мужа. Я не знаю, потому ли это, что она женщина, или это просто представление о том, какой должна быть императорская семья. Но для нее важно говорить о своей болезни». Она добавляет, что если бы ее мать не жила и лечилась в США, она могла бы умереть.

Словно для утешения, принцесса Нур массирует живот кавалер-кинг-чарльз-спаниеля своей бабушки. Маугли, подарок королеве от внучки, провел последние несколько часов, чередуя женские привязанности. Нежно глядя на свою маму Яю, принцесса Нур комментирует: «Она добра ко всем живым существам и сочувствует всему невинному. Видя, как она много переживает и сохраняет самообладание, мы чувствуем стабильность и силу, в свою очередь».

О своих стремлениях к наследию Пехлеви, которое она однажды будет нести на своих хрупких плечах, она комментирует: «Наше наследие живет сегодня — благодаря вкладу моей семьи и убеждениям, которых мы придерживаемся». Она подчеркивает, что ее отец выступает за либерализм и демократию. «Иран значит для нас все, но будем ли мы занимать какую-либо официальную роль в будущем, зависит не от меня, а от народа. Будущее в их руках, как и должно быть».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *