Рубрики
Популярное

Чайковский ориентация википедия: биография Антонины Милюковой, семейная жизнь

Содержание

биография Антонины Милюковой, семейная жизнь

Википедия: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Антонина Милюкова известна как жена русского композитора Петра Ильича Чайковского. О ее жизни до знакомства с мужем известно довольно мало. Девушка была слепо влюблена в композитора и даже смогла выйти за него замуж, несмотря на то, что он не отвечал ей взаимностью. Этот брак сделал несчастными обоих.

Содержание

  • Биография
  • Знакомство с Чайковским
  • Развитие отношений и предложение руки и сердца
  • Свадьба
  • Жизнь в браке
  • Дальнейшая жизнь Милюковой
  • Интересные факты
  • Интересное видео

Биография

Антонина Милюкова родилась 05.07.1848 (по старому стилю – 23.06). Семья проживала недалеко от Москвы в своем имении в Клинском уезде. Вероятно, там же она появилась на свет. Родители были бедными, хотя имели дворянское происхождение. В семье, кроме Антонины, было еще трое детей – Елизавета, Александр и Михаил.

Девушка получила хорошее образование, окончив в 1965 году в возрасте 17 лет Московский Екатерининский институт.

В 1873 году, когда ей было уже 25 лет, она поступила в Московскую консерваторию в класс фортепиано и теории Эдуарда Лангера, где Чайковский был профессором. Но учебу она оставила, вероятно, из-за финансовых проблем.

Знакомство с Чайковским

Антонина впервые увидела Чайковского в доме своей подруги певицы Анастасии Хвостовой в 1865 году. Чайковский был другом Алексея Апухтина, который гостил у них в доме, и одноклассником брата Анастасии. Чайковский не запомнил девушку после той встречи.

Их настоящее знакомство состоялось в 1872 году благодаря брату Антонины Александру Милюкову.

На заметку.
Чайковский тогда еще не был тем гением, каким его знает сегодня весь мир. Еще не были написаны оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а также его знаменитая золотая триада, куда вошли балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Уже тогда девушка прониклась чувствами к Чайковскому, но отношения завязались спустя много времени. Когда Антонина училась в консерватории, она была счастлива, если ей удавалось увидеть его в коридоре. Он был весьма недурен собой и обладал хорошими манерами. Он уже был автором нескольких опер – «Ундина», «Воевода», «Опричник», которые сегодня почти неизвестны.

Антонина Милюкова

Развитие отношений и предложение руки и сердца

По словам Милюковой, она сразу влюбилась в его глаза, которые так и не смогла забыть, и больше четырех лет тайно вздыхала о нем, пока не решилась открыться. В тот момент, когда Антонина объяснилась композитору в любви, он был занят созданием оперы «Евгений Онегин» и с осуждением относился к главному герою, цинично отвергшему любовь юной Татьяны. Она отправила ему письмо с признанием весной 1877 года. Получилось так, что он ощутил себя на месте Онегина и даже постарался объяснить влюбленной девушке в ответном послании, что он не тот человек, который ей нужен.

Однако Антонина Милюкова не прекращала писать Чайковскому, и между ними завязалась переписка.

Петр Ильич Чайковский

В то время Милюкова сама обеспечивала себя, правда, источник доходов неизвестен. Она получила небольшое наследство после кончины отца, что привлекло к ней внимание женихов. К ней даже сватался один из поклонников, но ему было отказано, поскольку ее полностью поглотила любовь к Чайковскому.

Чувства к композитору не только не ослабевали, а, наоборот, разгорались. В одном из писем, написанном в мае 1877 года, она сообщала о невозможности жить без него и сама сделала ему предложение. Антонина хотела встречи и просила об этом Чайковского в своих письмах, но он ссылался на отсутствие времени. Собственно говоря, не было у него и желания встречаться с пылкой девицей.

В один из дней Чайковский согласился на встречу с Антониной на квартире, которую она снимала. Он отправился в гости к Милюковой по адресу, указанному в очередном письме. Их встреча состоялась 20 мая 1877 года. В тот день композитор ответил ей отказом и объяснил, что он не может ей ничего предложить, кроме благодарности за ее чувства к нему. Но все же он попросил время на раздумья. Вскоре она отправила ему еще одно письмо с объяснениями в любви.

Вскоре к нему пришла мысль, что слепо влюбленная женщина как раз смогла бы стать идеальной партией для него. Тогда он в надежде, что девушка согласится на братскую любовь и будет довольствоваться уважительными отношениями, приняв его таким, каков он есть, решил согласиться на женитьбу. Он вновь отправился к Милюковой 23 мая 1877 года. Он сразу признался, что не любит ее, но согласен быть преданным и благодарным. Он не сказал о нетрадиционной ориентации и лишь ссылался на свой ужасный характер, что не испугало девушку и она по-прежнему желала быть его супругой.

Но он ошибся, утаив самое главное. Они видели свою совместную жизнь по-разному. Антонина не была готова к такому браку, который, по сути, композитору был нужен исключительно для прикрытия своей нетрадиционной ориентации.

На заметку.
Свою помолвку с Милюковой Чайковский скрывал от знакомых, поэтому о предстоящей свадьбе никто не знал.

Свадьба

Они обвенчались в июле 1877 года в Москве на Малой Никитской в церкви Святого Георгия. Присутствовали два свидетеля – Анатолий, брат Петра Ильича, и Котек, друг композитора. О свадьбе Чайковского никто больше не знал. Об этом стало известно только после церемонии бракосочетания.

Венчание Чайковского с Милюковой (кадр из фильма Серебренникова «жена Чайковского»)

Свадебное торжество, состоящее из обеда, больше походило на похороны. Сразу после заключения брака молодожены отбыли в Петербург.

Жизнь в браке

После свадьбы композитор пытался проникнуться к своей супруге хотя бы теплыми чувствами, но у него не получалось. Он начал демонстрировать, что не может быть ей мужем в полном смысле этого слова. Его отторжение и неприязнь к жене с каждым днем нарастали. Ему не нравилась ее семья – сестры и мать, которые постоянно ругались. Чайковскому это было непонятно, ведь сам он рос в семье, где царили любовь и взаимопонимание.

Нелюбовь и пренебрежение к Милюковой росли, это очень мучило композитора и приносило ему страдания. Она не замечала его страданий, и тот период, когда они жили вместе, был для нее по-настоящему счастливым. Она смотрела на него украдкой и не переставала восхищаться. Он стремился при каждом удобном случае уйти из дома, и в конце концов он ушел насовсем, хотя брак так и не был расторгнут. Они провели вместе всего шесть недель.

Чайковский очень хотел развестись, но в то время это было непросто. Получить развод можно было лишь по факту измены. Брак просуществовал до конца жизни Чайковского.

Чайковский с Милюковой

Антонина не хотела отступать. Она просила его вернуться и никак не оставляла в покое, надеясь на восстановление отношений. Композитор помогал ей материально, передавая средства через друзей. Он не хотел личной встречи. Она продолжала писать письма, причиняя ему этим невероятные страдания.

Трудно сказать, чувствовал ли Чайковский вину перед Милюковой или все-таки больше жалел себя. Скорее, он считал себя потерпевшим, заплатившим сполна за свою ошибку. Он считал виной всему свою бесхарактерность и непрактичность.

Чайковский даже обсуждал с друзьями инсценировку супружеской измены. Если бы Антонина дала согласие на участие в этом действии, брак можно было бы расторгнуть, но договориться с ней не получилось.

Дальнейшая жизнь Милюковой

Антонина до последних дней писала Чайковскому письма. К неудовольствию композитора они после расставания пару раз ненадолго встречались.

В 1881 году Антонина родила ребенка. Чайковский не стал предпринимать попыток развестись, хотя у него появились для этого основания, и продолжал отправлять Милюковой деньги. Вскоре она родила еще двоих детей. Один ли был отец у этих детей или разные, точно неизвестно, но всех она сдала в приют.

Композитор покинул этот мир в 1893 году. Его жена пережила его на 24 года, но большую часть этого времени она провела в психиатрической больнице. Она умерла 1 марта 1917 года в возрасте 68 лет по неизвестной причине.

После смерти Чайковского Милюкова написала или надиктовала мемуары, в которых поделилась своими воспоминаниями о браке с Петром Ильичом. Они издавались дважды – в 1894 году и в 1913. Но широкой известности они не обрели, так же как и не принесли финансового успеха.

Интересные факты

  • Сестра Чайковского в конфликте между супругами была на стороне Антонины. Она считала, что виной всему ориентация брата, и любую женщину, которая бы стала его женой, ждала такая же судьба.
  • О Чайковском и его жене были созданы художественные фильмы. В 1970 году вышел фильм Кена Рассела The Music Lovers (Великобритания), в котором роль Милюковой сыграла Гленда Джексон. В 2022 году картину под названием «Жена Чайковского» снял режиссер Кирилл Серебренников. Образ Антонины на экране создала актриса Алена Михайлова.

Был ли Чайковский гомосексуалистом? — МК

Культура

162974

Поделиться

…Несмотря на высказывание министра культуры РФ Мединского, что нет прямых документальных свидетельств гомосексуальности Чайковского, ряд биографов Петра Ильича говорят о его «природных наклонностях» как о чем-то само собой разумеющемся.

«МК» позвонил в Музей Чайковского в Клину, и там нас сориентировали на работу Александра Познанского (на тот момент сотрудника Йельского университета) под названием «Самоубийство Чайковского: миф и реальность», опубликованную лет двадцать назад.

— Эта книга писалась на основе документов, находящихся в клинском музее, и лживой не является, — заверили нас научные сотрудники.

Открываем книгу. Целая глава посвящена гомосексуальности композитора, в частности приводится масса фрагментов из писем с думами «об искоренении из себя пагубных страстей».

Композитор признается брату (это письмо о возможной женитьбе от 28 сентября 1876 г.), что за месяц имел не менее трех контактов: «Не пугайся за меня, милый Модя. Осуществление моих планов вовсе не так близко, как ты думаешь. Я так заматерел в своих привычках и вкусах, что сразу отбросить их, как старую перчатку, нельзя… да притом я далеко не обладаю железным характером и после моих писем к тебе уже раза три отдавался силе природных влечений… Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей».

Причем, как утверждает Познанский, Петр Ильич не считал свои наклонности аномалией или патологией. А уж тем более греховностью: «в сущности, я ни в чем не виноват».

«Вера в возможность полноценных отношений с женщинами, — пишет Познанский, — давала ему надежду на успокоение родных и установление всеобщей гармонии. Он не подозревал тогда, что принадлежит от природы к редко встречающемуся типу гомосексуала исключительного и какая бы то ни было коллизия с женщиной для него невозможна. Постижение этого факта пришло к нему во время недолгой брачной жизни с Антониной Милюковой: иллюзии по поводу женщин исчезли навсегда».

Уже после брака он пишет Модесту Ильичу: «Модя, какие мы с тобою бедные — ведь мы так и проживем свой век, не испытав ни на единую секунду полноты счастья и любви».

Подписаться

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Севастополь снова атаковали дроны утром 24 апреля

    28390

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В США представили снаряд, который поможет Украине бить по Крыму

    22058

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Подоляк заявил, что Украина может уничтожить Крым и Донбасс

    19961

    Крым

    crimea. mk.ru

  • Благоприятны лишь 7 городов: кому в Псковской области жить хорошо, рассказал Минстрой

    Фото

    14591

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • В мае в Крым приедут народные дипломаты из Германии

    10042

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Глава Ямала Артюхов рассказал президенту Путину о труднодоступных триллионах кубометров газа в недрах Ямала

    Фото

    5548

    Ямал

    Федор Горин

В регионах:Ещё материалы

Чайковский и тайная гей-любовь, которую пытались скрыть цензоры | Петр Чайковский

Слова нежные и страстные, в мельчайших подробностях описывающие сильные эмоции, которые испытывает один из самых любимых композиторов в мире. Но до сих пор некоторые письма Петра Ильича Чайковского, в которых он рассказывает о своих сексуальных желаниях, скрыты от мира, потому что объектами этих желаний были другие мужчины.

Теперь письма впервые опубликованы на английском языке, в них восстановлены острые пассажи о гомосексуализме композитора, удаленные российской цензурой.

В одном, никогда прежде не публиковавшемся ни на русском, ни на английском языке, Чайковский писал о молодом слуге, «в которого я влюблен больше, чем когда-либо», добавляя: «Боже мой, какое ангельское создание и как я жажду быть его рабом, его игрушка, его собственность!»

Марина Косталевская, редактор нового тома, сказала: «В нашей книге все тексты даны целиком и поэтому не искажены ни чопорными цензурными сокращениями, ни выборочными сокращениями». Она добавила, что, хотя гомосексуальность Чайковского уже давно принят на Западе, «он до сих пор является предметом жарких и часто неприглядных публичных дебатов» в России.

«Когда в 2009 году вышло русское издание архивных документов, — сказала она, — многие россияне не восприняли это как окончательный аргумент в многолетнем споре о сексуальности Чайковского. Некоторые читатели даже усомнились в подлинности отдельных писем, хранящихся в архиве. Поэтому можно утверждать, что русское издание, несмотря на обилие новой информации… о жизни Чайковского, не стерло старых предубеждений о его сексуальности в родной стране».

В одном из писем композитор писал о встрече с «юношей потрясающей красоты», продолжая: «После нашей прогулки я предложил ему немного денег, но получил отказ. Он делает это из любви к искусству и обожает бородатых мужчин».

Уроженец России Косталевский, доцент кафедры русского языка в Бард-колледже в штате Нью-Йорк, сказал: «Этот отрывок не был включен ни в сокращенную версию писем, напечатанных в русских изданиях, ни в один английский перевод. ”

Цитата Чайковского

В другом ранее опущенном пассаже композитор рассказывает о знакомом гомосексуалисте: «Петашенька заходил с преступным намерением понаблюдать за кадетским корпусом, который как раз напротив наших окон, но я всячески препятствовал этим компрометирующим визитам – и с некоторым успехом».

Такие отрывки есть в книге «Записки Чайковского: раскрытие семейного архива », опубликованной в США и Великобритании издательством Йельского университета. Письма хранятся в архиве Государственного дома-музея Чайковского в городе Клине на северо-западе Москвы, где он жил с 189 г.2 до своей смерти в следующем году, в возрасте 53 лет, во время эпидемии холеры.

Большинство писем никогда раньше не были доступны на английском языке. Они дают представление о повседневных заботах и ​​сокровенных мыслях композитора, среди шедевров которого балеты «Лебединое озеро» , «Спящая красавица» и «Щелкунчик» , опера «Евгений Онегин» , а также шесть симфоний и четыре концерта.

В предисловии к книге отмечается: «Главным табу в жизни Чайковского был его гомосексуальность — тема, которая была закрыта от публичного обсуждения почти столетие… В глазах властей было бы немыслимо принять [это] …Национальным достоянием России был гомосексуалист».

Среди других зацензуренных пассажей было письмо брату Чайковского, в котором он писал из Италии: «В девять часов мне захотелось прогуляться, и я вышел. Какие-то ruffiani [сутенеры], знаете ли, догадались, что я ищу, и не оставляли меня в покое. Наживкой, которую они использовали, чтобы зацепить добычу (то есть меня), было восхитительное молодое существо.

«Мне пришлось оказать яростное сопротивление, потому что приманка сработала. Но я не позволил этому взять верх надо мной. Не знаю, то ли они хотели шантажировать меня, то ли просто вытянуть из меня деньги, но я не дал себя обмануть».

В другом письме он писал о «муках нерешительности»: «Мое свидание было назначено на этот вечер. Поистине горько-сладкая дилемма! Наконец я решил пойти. Я провел два совершенно замечательных часа в самых романтических обстоятельствах; Я был напуган, я был взволнован, я боялся малейшего звука. Объятия, поцелуи, захолустная квартира… Нежные разговоры, какое наслаждение!»

Чайковский оставил более 5000 писем. Косталевский сказал, что новое издание содержит «большое количество семейных писем, которые ранее никогда не публиковались». Она также отметила, что в новом издании восстанавливаются сокращения, ранее сделанные его младшим братом и будущим биографом Модестом Ильичем и другими русскими биографами.

Она сказала: « Записки Чайковского предлагает английскому читателю личную экскурсию по личным покоям Чайковского в его самую неформальную и интимную зону. Книга действительно держит открытой дверь, только недавно отпертую хранителями дома-музея в Клину. И, учитывая плачевное состояние культурной политики в России и ее антигейскую пропаганду, нет никаких гарантий, что эта дверь останется открытой еще долго».

Переписка отражает борьбу и скромность композитора. Он писал о своей «невероятной застенчивости» и о том, сколько лет прошло, «прежде чем я понял, что даже как композитор — я всего лишь талантливый человек, а не выдающееся явление».

  • Эта статья была изменена 4 июня 2018 года. В более ранней версии Марина Косталевская упоминалась как соредактор нового тома писем. Косталевский является редактором книги.

Петр Ильич Чайковский Биография. Факты, детство, семейная жизнь и достижения

Детство и молодость Петра Ильича Чайковского Российская империя. Его отец, Илья Петрович Чайковский, по профессии был инженером и получил звание подполковника Горного ведомства. Его мать, «Александра Андреевна, урожденная д’Ассье», вторая из трех жен Ильи, была моложе мужа на 18 лет и принадлежала к французскому происхождению. У Чайковского было четыре брата, сестра и сводная сестра от первого брака отца. Фанни Дюрбах, 22-летняя французская гувернантка, работавшая в этой семье, научила Петра Чайковского свободно говорить по-французски и по-немецки к шести годам. Фактически, она также сохранила большую часть музыкальных произведений Чайковского того периода, которые составляют его самые ранние известные сочинения. Чайковский начал брать уроки игры на фортепиано с пятилетнего возраста. Хотя его родители изначально поддерживали его, тем не менее, семья решила отправить Чайковского в Императорскую школу правоведения в Санкт-Петербурге в 1850 году для более многообещающих средств к существованию.

 

Однако расставание Чайковского с матерью для посещения школы-интерната и ее безвременная смерть от холеры в 1854 году нанесли Чайковскому тяжелую эмоциональную травму, преследовавшую его большую часть жизни. Отец Чайковского, которому посчастливилось полностью вылечиться от холеры, сразу же отправил Чайковского обратно в школу, чтобы учеба не мешала ему. Музыка стала панацеей для Чайковского! Увлекаясь произведениями Верди, Россини, Моцарта и Беллини, Чайковский работал над темами для своих друзей, которые они пели во время занятий хором на школьной фисгармонии.

 

Занятия музыкой на государственной службе

10 июня 1859 года 19-летний Чайковский окончил школу в чине титулярного советника, став младшим помощником через полгода и старшим помощником через два месяца после назначения в Министерство юстиции. Он оставался старшим помощником до конца своей скудной трехлетней карьеры на государственной службе. Чайковский поступил в многообещающую Санкт-Петербургскую консерваторию, которая открылась в 1862 году. Директор и основатель консерватории Рубинштейн преподавал в консерватории инструментовку и композицию. Именно в Санкт-Петербургской консерватории Чайковский научился сочинять музыку, подобную музыке Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена, у Антона Рубинштейна и Николая Зарембы.

 

Чайковский и группа «пятерки»

«Пятерка», также известная как «Могучая кучка», представляла собой группу композиторов, собравшихся в Санкт-Петербурге в период с 1856 по 1870 годы. Пятеро (Милий Балакирев, Александр Бородин, Сезар Кюи, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков) были склонны к созданию русской художественной музыки вместо старой европейской музыки. В 1869 году Чайковский вступил в рабочие отношения с Балакиревым; это дало возможность для первого признанного гениального произведения Чайковского, увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Финал его Второй симфонии, также называемой «Малороссийской», также был искренне встречен коллективом при первом исполнении в 1872 году. Хотя у Чайковского были дружеские отношения с Пятеркой, он удостоверился в своей музыкальной независимости и исключительности от остальных исполнителей. группа.

 

Растущая слава зарождающегося оперного композитора

Благосклонно к Чайковскому, многие известные артисты были готовы выступать на музыку, написанную им, в том числе Сергей Танеев, Макс Эрдманнсдорфер, Адель Аус дер Оэ, Эдуард Направник и т. д. Чайковский начал сочинять оперы. Премьера его первой оперы «Воевода» по пьесе Александра Островского состоялась в 1869 году, а «Ундина» — в 1870 году. Между этими проектами он начал сочинять оперу «Мандрагора» на либретто Сергея Рачинского. В 1874 году состоялась премьера первой сохранившейся цельной оперы Чайковского «Опричник». Во второй половине 1874 года был написан «Кузнец Вакула» (опус 14).

 

Личная жизнь

Личная жизнь Чайковского и особенно его сексуальность – одна из самых обсуждаемых тем для любого русского композитора! У Чайковского были явные однополые наклонности, поскольку некоторые из самых близких отношений композитора были с мужчинами. Такие факторы, как его семейная репутация, естественная застенчивость или социальная стигма в те дни, удерживали его от открытых отношений с любовником-мужчиной.

В 1868 году Чайковский познакомился с бельгийской сопрано Дезире Арто, одной из самых блестящих оперных звезд своего времени с чарующим голосом. Чайковский и Арто эмоционально привязались и даже поженились. Но 15 сентября 1869 г., Арто вышла замуж за испанского баритона в ее компании, ничего не сообщив Чайковскому. К концу 1876 года у него возник еще один роман с «Лосифом Котеком», бывшим студентом Московской консерватории. Увы, Котек оказался неверен и через несколько месяцев расстался с ней!

 

В июле 1877 года в возрасте 37 лет Чайковский женился на другой бывшей студентке Антонине Милюковой. Почти когда свадьба закончилась, Чайковский осознал свою ошибку, когда обнаружил, что он и Антонина несовместимы психологически и сексуально. Пара прожила вместе всего два с половиной месяца, хотя он и Антонина остались в законном браке, но больше никогда не жили вместе и не имели детей. Со временем у Антонины родилось трое детей от другого мужчины.

 

Еще одним личным кризисом стала его дружба с «Надеждой фон Мекк», вдовой железнодорожного магната, которая помогала ему в написании музыкальных композиций. Она стала близким другом, поддерживая его эмоционально и материально, что позволило ему сосредоточиться исключительно на композиции. Но она внезапно разорвала отношения в 1890 году, оставив Чайковского эмоционально опустошенным!

 

Вступаем в круг Беляева!

Как дирижер Чайковский много занимался популяризацией русской музыки. В ноябре 1887 года Чайковский посетил Санкт-Петербург, чтобы послушать несколько русских симфонических концертов, посвященных исключительно музыке русских композиторов. Такие концерты включали в себя первое полное исполнение переработанной Первой симфонии Чайковского, а также окончательную версию Третьей симфонии Николая Римского-Корсакова, в кружке которого Чайковский уже участвовал. Группа, известная как «Беляевский кружок», была основана Римским-Корсаковым вместе с Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым и несколькими другими музыкантами и композиторами-единомышленниками. Чайковский стал проводить значительное время в этом кругу. Легкость Чайковского с этой группой (в отличие от всей Пятерки) повысила его уверенность в том, что он иллюстрирует свою музыку вместе с их.

 

Чайковский был избран членом «Академии изящных искусств» во Франции в 1892 году, став вторым русским, удостоенным такой чести после первого, — знаменитый скульптор «Марк Антокольский». В следующем году Кембриджский университет в Великобритании также присвоил Чайковскому звание почетного доктора музыки.

 

Смерть и наследие

Премьера Шестой симфонии Чайковского «Патетическая» состоялась 30 октября 189 г.3. Примечательно, что через девять дней в Санкт-Петербурге Чайковский скончался там в возрасте 53 лет. Были высказаны предположения, умер ли он от холеры или его смерть была самоубийством. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Чайковский оставил после себя впечатляющее наследие! Он оказал влияние не только на симфонии и оперы, но и на программную музыку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *