Рубрики
Популярное

Древнерусский костюм женский: Женский костюм XIII века — Дом Русской Одежды

как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.

Публикации раздела Традиции

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 год javascript: void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Читайте также:

  • Самые необычные головные уборы русских жён
  • Русская мода. Павловопосадский платок
  • Встречаем морозы

Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

Красивая одежда что рекомендательное письмо

Музей кружева

Дом елецкого кружева

Платки и шали в русском народном костюме

Московский историко-этнографический театр

Фольклорно-этнографический театр «Кресень»

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Теги:

Славянская культураТрадицииПубликации раздела Традиции

Русская народная одежда XIX — начала XX в.


Cергиево-Посадский музей обладает одной из самых полных в России коллекций русской традиционной одежды, бытовавшей в крестьянской среде в конце XIX – начале XX века. Значительное количество экспонатов было приобретено сотрудниками музея во время научных экспедиций, которые проводились на Европейской территории страны, начиная с 1930-х годов.


Единого образца русского национального костюма не существовало. Его вариативность определялась огромными просторами страны, различными климатическими зонами, историей, экономикой каждого края, местными культурными традициями, миграцией населения, влиянием проживающих по соседству народов. Костюмы людей из одной сельской местности различались также по их возрастным и социальным признакам, вероисповеданию и ряду других факторов. Так, существовало обязательное различие в одежде детей, неженатой и женатой молодежи, людей детородного возраста и стари­ков, а также солдаток, вдов и других.


Мужской костюм в целом был единообразен на всей территории проживания русских. Он состоял из рубахи туникообразного прямого или раскошенного книзу кроя с косым (реже прямым) разрезом ворота, нешироких штанов, пояса, обуви и шапки. 


Из всего многообразия женского народного костюма исследователи выделяют несколько основных комплексов, отличающихся составными частями, покроем, декоративным убранством и украшениями. Наиболее архаичным считается насыщенный по цвету многослойный поневный ансамбль с длинной рубахой, чаще всего с косыми поликами (плечевыми вставками, расширяющими плечевую часть рубахи), поясной одеждой – поневой, поясом, передником, разнообразной нагрудной одеждой, кичкообразным головным убором типа сороки, украшениями, чулками и обувью. Он был распространен в таких южнорусских гу­берниях страны, как Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Курская, Пензенская, Тульская и других.


В ХIХ веке наиболее широко на территории страны бытовал сарафанный комплекс, или северорусский, –  на Русском Севере, в Приуралье, Сибири, Поволжье и на Алтае он был основным, а в южных регионах служил в качестве девичьей одежды. Костюм состоял из: рубахи с прямыми поликами или без поликов, одной или нескольких нижних юбок, сарафана, передника, наплечной одежды, головного убора на жесткой основе типа кокошни­ка, украшений, чулок и обуви. 


Следующий ансамбль с юбкой-андараком получил распространение в ряде южнорусских губерний и ограниченно в отдельных уездах и селениях Вологодской и Смоленской губерний. Его носили женщины в местах проживания однодворцев – потомков служилых людей, присланных в XVI–XVII ве­ках для защиты южных границ Русского государства, а также в местах их дальнейшего расселения. В костюм входила рубаха с прямыми поликами из хлопчатобумажных и шелковых тканей, шерстяная полосатая юбка-андарак, пояс, корсетка, головной убор типа кокошника.


Существенную часть в русской народной одежде составлял головной убор. Сергиево-Посадский музей-заповедник располагает богатой коллекцией женских головных уборов ХVIII – начала ХХ в. Особенно выделяются своим убранством свадебные и праздничные: северные кокошники и повойники, южнорусские кички и сороки, украшенные вышивкой золотными нитями, жемчугом и разноцветными стеклами, имитирующими драгоценные камни.


Верхняя одежда, которую крестьяне носили в холодное время года, была однотипной для мужчин и женщин: шубы и полушубки мехом внутрь, суконные кафтаны, понитки и другое. Ее дополняли вязаные узорные чулки и варежки. В праздники женщины носили теплую одежду с нарядными шерстяными платками и шалями.


Вплоть до начала XX столетия консервативный образ жизни, форма хозяйственной деятельности русских крестьян способствовали сохранению в одежде природных материалов ручного производства, архаичных черт в ее покрое и приемах декоративного убранства. Одежду шили из домотканой льня­ной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани и из тканей фабричного про­изводства. Выбор материала определялся в первую очередь назначением костюмов, которые делились на будничные, рабочие, праздничные и обрядовые. Так, на Русском Севере праздничную одежду чаще изготовляли из доро­гих покупных шелковых, парчовых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей, а повседневную из домашнего холста и пестряди. В то же время покрой одежды разного назначения был единым: свободный, прямой, не подчеркивающий особенностей фигуры человека. Ткань всегда использовалось рационально, почти без отходов.


На протяжении времени формы и детали традиционных ансамблей одежды неизбежно менялись. На смену тяжеловесным шерстяным поневам пришли юбки, косоклинные сарафаны из домотканого льна заменили более простые по крою прямые сарафаны из яркой фабричной ткани, в моду вошел костюм «парочка» из приталенной кофты и юбки. Вышивка, кружево, узорное ткачество в декоре одежды вытеснялись аппликациями из ситца, тесьмой и лентами.


Коллекция народной одежды Сергиево-Посадского музея-заповедника ярко отражает самобытные черты одежды русских крестьян ХIХ – начала ХХ века, обусловленные многовековым укладом жизни народа, его представлениями о добром, полезном и прекрасном. 

Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Горожанина Светлана Валентиновна.

Народный русский танцевальный костюм «Алленка»

Лучший русский танцевальный костюм! Этот русский костюм состоит из белой кофточки и сарафана. Первоначально русские костюмы отличались от одного региона к другому. В этом платье-сарафане не только стильно, но и удобно заниматься народными танцами, не ограничивая свободу движений. Узор и фасон этого платья-сарафана хранит старинные традиции и знаки вышивки.

Все наши русские костюмы изготавливаются вручную и могут быть изготовлены на заказ для любого шоу.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА РАЗМЕР
Наш размер XS С М Л XL XXL XXXL
Бюст дюймов 31½ 33 34½-36 38-39 41-43 45½-48 50
см 80 84 88-92 96-100 104-110 116-122 128
Талия дюймов 24-25 26-27 27½-29 31-32 34-36 38½-41 43
см 62-64 66-68 70-74 78-82 86-92 98-104 110
Бедра дюймов 34 35-36 37-38½ 40-42 43-46 48-50 53
см 86 90-92 94-98 102-106 110-116 122-128 134
США 2 4 6-8 10-12 14-16 18-20 22
ЕС 34 36 38-40 42-44 46-48 50-52 54
Великобритания 4 6 8-10 12-14 14-16 18-20 22
Франция 32 34 36-38 40-42 44-46 48-50 52
Германия 30 32 34-36 38-40 42-44 46-48 50
Италия 36 38 40-42 44-46 48-50 52-54 56
Австралия 6 8 10-12 14-16 18-20 22-24 26
Япония 5 7 9-11 13-15 17-19 21-23 25

Костюм русского танца Людочка для девочек

• Модель : Юбка-солнце

• Материал : Искусственный шелк, габардин, хлопок

900 14 • Внимание : Кокошник в комплекте

• Примечание : Платье до колен

Описание

Русский народный танец популярен во всем мире благодаря элегантным плавным движениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *