Рубрики
Популярное

Когда появились гаремы в османской империи: Кого брали в гарем османского султана, и Как жилось женщинам «в золотых клетках»

Содержание

Кого брали в гарем османского султана, и Как жилось женщинам «в золотых клетках»


Османская империя славилась своей жестокостью и беспощадностью по отношению к врагам. Но это мелочи по сравнению с тем, как жилось женщинам и девочкам в гареме султана на протяжении долгих лет. Женщины, а также девочки с семи лет – все они содержались в особых условиях, где ими могли управлять, обучать и в первую очередь наслаждаться султан и его двор.

Эти женщины, полученные в качестве подарков или заявленные как военная добыча, олицетворяли власть, богатство и необузданную эротическую энергию халифата. Как и сцена из «Тысячи и одной ночи», повседневная жизнь в османском гареме была жизнью в подвешенном состоянии, полном чувственных наслаждений, а также бесконечных правил, ожиданий и границ. Гарем, происходящий от арабского слова «харам», означающего «священный» или «запретный», был частью легендарного патриархата, который свято верил в то, что женщина создана для удовольствия и использовать её можно и нужно исключительно для удовлетворения собственных потребностей.

1. Власть Османской империи

Мехмед II, входящий в Константинополь. \ Фото: commons.wikimedia.org.

В течение VIII и IX веков турецкие кочевники были вытеснены из своих домов и в конечном итоге приняли ислам, когда столкнулись с монголами. К 1299 году нашей эры была создана Османская империя, которая принесла много изменений в регион, включая налогообложение, социальные сдвиги и большую религиозную индоктринацию. Между 1299 и 1923 годами н. э. появился культурный феномен, известный как «императорский гарем», в котором содержались все жёны, слуги, родственницы и наложницы султанов при дворе. По мере того, как империя расширяла свою территорию, сменялась власть, экономические и социальные институты развились из Византийской империи, и ислам стал главным законом страны.

2. Женщины гарема

Дамы из Кабула, 1848 год. \ Фото: medium.com.

Войти в гарем можно было только с помощью тщательно спрятанного входа, располагавшегося в центре двора. Женщины, занимавшие эти безукоризненные жилые зоны, не часто выходили за пределы отведённого им места, постоянно находясь в богато обставленных интерьерах, словно птицы, пойманные в золотые клетки. Никто не имел права смотреть на них, ни мужчины, ни посторонние женщины, за исключением специально обученных евнухов, которые следили за жительницами гарема, выполняя все указания императора и его подданных. Но только не евнух мог пробиться к власти. Женщины, жившие в гареме, если они были достаточно умны и удачливы, могли также достичь большого авторитета, уважения и богатства при императорском дворе.

3. Обстановка в гареме

Отдых в гареме. \ Фото: nanmuxuan.com.

Окрестности, располагавшиеся у гарема, поражали свой красотой. Сердцем этого девичьего царства был один из самых больших павильонов. В нем располагался внутренний двор, куда женщины приходили для купания в бассейне или любования местными растениями. Это место было мирным и спокойным, где в основном занимались отдыхом и созерцанием прекрасного. Внутренний двор также служил местом сборищ для женщин, где они могли побыть вместе, отдохнуть, заняться чтением или молитвой. Там же находились и личные покои правящего султана, а также четыре сотни помещений, где можно было остановиться, поспать или развлечься.

Танцовщица, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: allpainter.com.

В императорском гареме, как правило, было несколько десятков девушек, в том числе официальные жёны султана, его мать, дочери, родственницы и прислужницы. Разумеется, не обходилось и без евнухов, которые ревностно следили за порядком. Сыновья султана также проживали в гареме до определённого возраста (двенадцати лет), после чего они считались мужчинами и им дозволялось завести собственный гарем.

4. Евнухи

Кислер Ага, вождь чёрных евнухов и первый хранитель Серральо, Фрэнсис Смит. \ Фото: seebritish.art.

Гарем считался глубоко интимным и уединённым местом, куда не мог заглянуть ни один мужчина за пределами ближайшего окружения султана. В результате гарем должен был охраняться теми, кто был властным, но почему-то не состоявшимся в интимном плане как мужчина. Это было прекрасно достигнуто с помощью евнухов, кастрированных мужчин, которым было поручено охранять и защищать женщин.

В гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: lotsearch.de.

Евнухи, как правило, были рабами, захваченными в плен во время войны или купленными на каком-нибудь далёком рынке в Эфиопии или Судане. В итоге, было два типа мужчин — чёрные и белые, соответственно, на каждый тип возлагались разные обязанности. Чёрные евнухи, или сандали, полностью удаляли свои гениталии во время процесса кастрации и в результате были наиболее предпочтительными для обслуживания гарема. Белым евнухам разрешалось сохранить хотя бы часть своего пениса или яичек, и таким образом они получали меньше гаремных обязанностей, так как всегда существовал риск, что они могут использовать то немногое, что у них осталось, и воспользоваться женщиной.

Отдых в гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: mathafgallery.com.

Все служащие находились под началом одного главного гаремного евнуха, известного как Повелитель Девушек, или Кызлар Агасы. Чёрные евнухи были призваны охранять женщин и часто поднимались в ранге, занимая многие должности во дворце, такие как визирь, наперсница или даже генерал в армии. Между тем белые евнухи служили под началом Капи Агаси и имели привилегию заниматься государственными делами и другими вопросами внутренней службы султану.

5. Султанат женщин

Сцена из турецкого гарема, Франц Герман, Ханс Геммингер, Валентин Мюллер. \ Фото: blog.peramuzesi.org.tr.

Несмотря на свой ограниченный статус, женщины халифата не всегда оставались слабыми и уязвимыми. В той мере, в какой мужчины считались приемлемыми, фигуры в гареме могли оказывать значительное влияние на Османскую империю в течение XVI и XVII веков — время, известное как Султанат женщин. Конечно, многие из султанов того времени были несовершеннолетними, которые придерживались власти своих матерей, но это было необычное развитие событий, особенно учитывая рабское происхождение многих женщин гарема.

Кадр из сериала: Великолепный век, Кёсем султан. \ Фото: google.com.

Несмотря на мужскую заботу о таких практиках, они часто не участвовали в боевых действиях (или планировали свою следующую стратегическую битву) и не контролировали инфраструктуру своего политического ландшафта. Но когда в 1687 году закончилась борьба между двумя самыми могущественными женщинами-регентами — Кёсем Султан и Турхан Султан, многие женщины гарема решили последовать их примеру, дабы обрести некую свободу и власть.

6. Иерархия женщин в гареме

Им Гарем, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: nanmuxuan.com.

Слово «одалиска», которое использовалось для обозначения многих женщин в гареме, происходит от турецкого odalık, означающего «горничная», тем самым намекая как бы на то, чем на самом деле занимались женщины в гареме. Иначе известные как икбалы, эти женщины были любовницами султана, но вместе с тем они были и намного большим. Одалиски всегда были чем-то привлекательны и, как правило, имели какой-то определенный талант. Например, они могли быть хороши в музыке, пении или в танцевальном искусстве. Их одобряла не только Валиде султан (матерь султана), но и его главная супруга. На самом деле, любой гость-мужчина, получавший в подарок именно одалиску, удостаивался большой чести.

Одалиска, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: blogspot.com.

Женщин ниже одалиски звали гедик, и их замечали королевские власти, но не укладывали в постель, если, конечно, султан не решал изменить это. Но, в основном, эти женщины соблазнительно подавали ему пахлаву по вечерам. Ниже гедиков были простые слуги, которые делали всё тоже самое, но при этом не получали никаких почестей. Большинство этих низших женщин технически можно было бы назвать наложницами, так как это слово дословно переводится «девушка на одну ночь». В итоге, многие из наложниц стали весьма востребованными в гареме и к их услугам прибегал не только султан, а и его подданные.

7. Валиде султан

Эметуллах Рабия Гюльнуш-султан, Жан Батист Ванмор. \ Фото: pinterest.ru.

Гарем рассматривался как маленький мир внутри большого, где верховной властью обладала мать, или Валиде султан. Она была не только самой важной родственницей этого человека, но и во многих отношениях политически и социально влиятельной. Она выбирала наложниц для своего сына, и она была главным человеком, вокруг которого женщины гарема сплачивались, когда им что-то было нужно, они хотели заключить союз или настаивали на своих личных планах. Она была пчелиной маткой и могла мгновенно решить судьбу любой обычной женщины гарема, либо с позором изгнав её, либо повысив в должности.

Иметь её на своей стороне было чрезвычайно важно, поскольку безопасное место позволяло женщине получить помощь, еду, комфорт и даже статус. В конечном итоге, если одна из наложниц рожала сына правителю, то она вполне могла когда-нибудь занять главную роль при дворе. Она могла следить за тем, как часто некоторые жёны и их дети будут видеть султана и как их сыновей представят ко двору.

Султан Валиде правила до тех пор, пока правил её сын, поскольку его смерть означала бы конец её матриархального правления. Второй после неё была первая жена султана, которая считалась таковой, потому что родила больше всего сыновей.

8. Свобода не для всех

Жизнь в гареме, Адольф Ивон. \ Фото: nanmuxuan.com.

Несмотря на ограничения и правила, не все женщины султанского гарема были рабынями. В нём жили многие из его жён, которые имели особое удовольствие жить в непосредственной близости от всех его наложниц. Формально жёны султана были якобы свободны, поскольку они были приняты в брак по собственной воле. Женщины гарема просто должны были принять друг друга и найти способ смириться со своей участью.

Несмотря на западные фантазии, не все женщины гарема должны были спать с султаном. На самом деле, все они получили общее образование, эквивалентное мужскому пажу, и часто выдавались замуж за членов двора, за пределами дворянства или османской политической элиты. Они также могли просто оставаться в гареме и служить прихотям Валиде султан.
Тем не менее это правда, что многие из красивых и умных рабынь в гареме были либо захвачены в плен во время войны, либо подарены султану в качестве подарка.

И независимо от того, какую роль женщина выполняла в гареме, рано или поздно она оказывалась на шёлковых простынях султана, если он заприметил её. Ведь как правило, султан всегда получал желаемое, а любой отказ и неповиновение мог стоить женщине даже жизни.

9. Образование

Сцена гарема, Блас Оллерос и Кинтана, 1851-1919 гг. \ Фото: 1st-art-gallery.com.

Для того, чтобы быть почитаемой женщиной из гарема, необходимо было обладать не только выдающимися внешними данными, но и быть умной, знать правила этикета и иметь хорошие манеры. Девушек обучали, как быть утонченной, и при этом уверенной в себе и соблазнительной. По своей сути, гарем стал для девушек своеобразной школой, где они получали знания и навыки, способные помочь им в дальнейшем вписаться в жизнь при дворе и отыскать своё место в нём.

Конечно же, девушки из османского гарема во всём мире считались наиболее привлекательными, ведь они были собраны из самых разных концов света. Их покупали на рынках рабов в России, Греции, Украине, Турции, Иране и в некоторых частях Европы. Эти женщины тщательным образом учились самыми важным навыкам: игре на различных музыкальных инструментах, учили стихи, искусство танца и обучались основам соблазнения. По мере взросления в их обучение добавлялись и другие, важные предметы – литература, география, история и правильнописание. В поздние периоды девушки и женщины из османского гарема свободно владели французским языком, могли осваивать зарубежные модные журналы, набираясь из них опыта, современных тенденций и подражая иностранным, утонченным леди.

10. Гарем в западном искусстве

Две одалиски, играющие музыку в гареме, Гварди Джованни Антонио и Франческо Гварди. \ Фото: billedkunst.meloni.dk.

На самом деле, к великому сожалению, нет никаких законных источников правды о гаремной жизни. Поэтому в мире искусства существует множество образных представлений, которые лишь освящают фантазию. Таким образом, большинство изображений, которые можно увидеть, отображающих женщин гарема и их опыт, относятся к западному миру.

В продолжение темы о великой Османской империи – литографии XVIII-XIX веков, созданные художниками-путешественниками, которым в своих работах максимально точно удалось передать царящую вокруг атмосферу тех времён.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История гарема в Османской империи — Реальное время

07:00, 12.08.2017

Сюжет: «Их нравы»: османские традиции в современной Турции

История гарема в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о таком деликатном явлении в жизни империи как султанский гарем.

Пожалуй одной из самых противоречивых тем в истории Османской империи является тема султанского гарема и положения его обитательниц. Представления о гареме во многом сформировались под влиянием записок и воспоминаний западных путешественников и послов, которым якобы доводилось бывать в гареме. Следует отметить, что в то время это была довольно трудноосуществимая задача, так как гарем был запретным учреждением, и туда вход был заказан не только чужестранцам, но и обитателям султанского двора мужского пола, разумеется, кроме самого султана. В сегодняшней заметке постараемся раскрыть некоторые тайны этого загадочного учреждения.

Первым европейцем, кто поведал широкой общественности о гареме и его обитательницах был личный врач Султана Мурада III Доминио Хиросо Лимиано, который описал планировку гарема и оставил сведения о здешних традициях, о том, как живут местные женщины и о школе для родственников султана. Вторым европейцем, которому, по его личным утверждениям, удалось увидеть некоторых женщин гарема, был мастер по изготовлению органов Томас Дэллам. В 1599 году Королева Елизавета вместе с Дэлламом направляет Султану Мураду III в качестве подарка орган с часовым механизмом. Однако до прибытия Дэллама в Стамбул Мурад III умирает, и на престол восходит его сын Мехмед III. Тем не менее английский мастер доставляет подарок, и целый месяц проводит во дворце, собирая и настраивая орган. После этого было множество путешественников, послов и ювелирных мастеров, кто утверждал, что они первые, кому удалось побывать в гареме. Однако, для большинства исследователей основным письменным источником не только по гарему, но и по истории Османской империи, становится труд сотрудника шведского посольства Мурадьи д’Оссона «Общая картина Османской империи», который он опубликовал в 1791 году. А в качестве художественного источника, изображающего жизнь в гареме, принята известная гравюра Меллинга. Первым османским исследователем, которому по специальному разрешению, удалось побывать во дворце Топкапы и описать место жительства придворных особ, был Абдурахман Эреф. Результаты своих исследований Эреф опубликовал в период между 1910 и 1911 годом.

Антуан-Игнас Меллинг. В гареме султана. 1810. Илл. orientaliststyle.com

Если бы я был султан, был бы холостой

Слова знаменитой песни из кинокартины «Кавказская пленница» были весьма актуальными для султанов Османской империи. Во избежание политических и правовых последствий, за исключением некоторых правителей, они не женились, а брали «джарийе», что на русский язык переводится как «наложница», хотя сами османы вкладывали в это понятие несколько иное значение — раба женского пола или служанка.

Так для поддержания института «джарийе», которые, кстати говоря, набирались по принципу «девширме» (перевертыши), и была сформирована система гарема в Османской империи. Что же представлял гарем султана? Прежде всего, это была иерархическая система, во главе с матерью султана и главным евнухом, призванная содействовать продолжению рода султана по мужской линии. Не все обитательницы гарема были наложницами. К султану допускались только самые преуспевшие в обучении девушки, которым преподавали основы ислама, тюркскую культуру, литературу, искусство стихосложения, вышивание, музыку и многое другое. Если школа Эндерун при султане занималась подготовкой будущих государственных служащих, то гарем подготавливал будущих жен для этих самых служащих. Это делалось для того, чтобы госслужащий, назначаемый в отдаленные уголки империи, не обрастал родственными связями с местным населением и сохранял личную преданность султану.

Зульфия мой халат гладит у доски

Все женщины гарема были заняты на различных работах по хозяйству дворца. Каждой из них, в зависимости от положения и социального статуса, выплачивалось ежедневное денежное содержание. К примеру, мать Султана Мурада III Нурбану ежедневно получала 3 000 акче. Для сравнения в то же время глава янычарского корпуса получал всего 500 акче. Известная многим читателям по фильму «Великолепный век» жена Сулеймана Великолепного (Кануни) Хюррем Султан в качестве ежедневного содержания получала 2 000 акче. Распределением заработной платы занимался главный евнух.

Хюррем Султан. Картина XVl века. Илл. wikipedia.org

Обитательницы гарема жили в комнатах по пять человек. К четырем молодым девушкам для порядка обязательно подселялась женщина в возрасте. Мать султана и беременные джарийе, которые имели статус хасеки, жили в отдельных покоях. Самым большим авторитетом в гареме была Валиде Султан, т. е. мать султана Османской империи. После нее главный евнух, дочери султана и молочная мама султана.

Между беременными «женами» султана очень часто возникали споры о том, кто из сыновей станет следующим правителем. Формировались различные союзы и группы, в которые волей не волей были втянуты визири, члены дивана, янычарского корпуса и другие госслужащие. Плелись интриги, готовились заговоры и перевороты.

В виду того, что по правовому статусу джарийе были рабынями, а ислам запрещал порабощение мусульман, обитательницами гаремов в основном становились представительницы других культур и религий. Среди историков есть расхожее мнение, что именно это привело к упадку Османскую империю.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

Императорский гарем Османской империи служил султану многими способами

Императорский гарем Османской эпохи представлял собой собрание жен, слуг и наложниц султана, число которых иногда исчислялось сотнями. Некоторые из них были просто игрушками или использовались для производства наследников, в то время как другие приобрели большую власть и влияние.

Термин «гарем» вызывает в памяти образ комнаты, полной красивых женщин, единственной целью жизни которых было доставить сексуальное удовольствие своему похитителю. Это изображение могло быть вдохновлено гаремами Османской империи 16-го и 17-го веков. Однако члены гарема были для султана больше, чем просто сексуальными игрушками.

Существовавший между 1299 и 1920 годами н.э. гарем османского султана состоял из жен, слуг, родственниц султана и наложниц. Женщины в гареме играли гораздо большую роль, чем просто развлекали султана, а некоторые даже приложили руку к управлению могущественной Османской империей. В период, известный как «Правление женщин» или Kadinlar Sultanati , гарем женщин играл важную роль в османском правительстве, что привело к тому, что они получили больше власти, чем когда-либо прежде.

Гарем, Фернан Коммон ( Общественное достояние )

Большой гарем, великая держава

Гарем был высшим символом власти и богатства султана. Его владение женщинами и евнухами, в основном в качестве рабов, показывало его богатство и доблесть. Институт гарема был введен в турецком обществе с принятием ислама под влиянием Арабского халифата, которому османы стремились подражать.

Большинство мужчин и женщин в гареме были куплены в качестве рабов, чтобы обеспечить повиновение, однако некоторые остались на свободе. Главные жены, особенно те, которые вышли замуж для укрепления личных и династических союзов, были свободными женщинами. Рабы, свободные мужчины и женщины получали образование в гареме. По окончании соответствующего образования мужчин и женщин выдавали замуж друг за друга. Впоследствии мужчин отправляли на административные должности в провинциях империи.

Из-за этой практики лишь небольшое количество женщин было выбрано для того, чтобы стать частью личного гарема наложниц султана. Этой группой женщин управляла Валиде Султан, обычно мать султана.

Еще меньшее количество женщин будет избрано фаворитками султана, или хасеки . Даже этих женщин могли выдать замуж или отправить в качестве подарков ценным представителям османской элиты, если они не имели сексуальных отношений с самим султаном.

Доротеум Йозефа Химмеля, 1921 г. Показывает иерархию в гареме ( Public Domain )

Первая леди гарема

Самая могущественная женщина в гареме Валиде Султан , была бы женой или наложницей отца султана и заняла бы высшее положение в гареме.

Ни одна придворная дама не могла выйти или войти в помещение гарема без разрешения Валиде Султан и придворные евнухи подчинялись непосредственно ей. Валиде Султан также отвечала за обучение своего сына тонкостям государственной политики. Ее часто просили вмешаться в решения ее сына и как члена императорского двора.

Следующими самыми влиятельными женщинами в гареме будут наложницы, которые поднялись по служебной лестнице, чтобы получить титулы Гёзде  (Фаворитка), Икбал  (Счастливица) или Kadın  (Женщина/Жена). Традиционно султан мог иметь только этих четырех в качестве своих фаворитов, и они имели ранг, эквивалентный законным женам султана в иерархии гарема. Им были предоставлены апартаменты во дворце, а также слуги и евнухи.

  • 20 000 женщин и 100 000 кастрированных мужчин на службе императору: Императорский гарем Китая
  • В запретном месте: тайная жизнь в гареме
  • Топкапы – Дворец снов и слез Османской империи

Портрет Эметуллы Рабии Гюльнуш Султан, Валиде Султан Османской империи, 1695-1715 гг. Она была последней имперской наложницей, состоявшей в законном браке с османским султаном. ( Общественное достояние )

Репродуктивная функция гарема

Обычно гарем наложниц, наряду с законными женами, использовался для воспроизводства; это служило подчеркиванию патриархальной власти султана. Однако у рабынь, в отличие от законных жен, не было признанного происхождения.

Опасались, что законные жены будут заинтересованы в продвижении собственных сыновей, что приведет к предательству султана. Таким образом, наложницы заслуживали большего доверия, когда дело доходило до производства сыновей, так как они не могли быть заинтересованы в таком продвижении своих детей, так как это не имело бы никакого влияния на них как на матерей.

Благодаря этой практике наложницы рассматривались как более законный источник сыновей, так как не было возможности предательства со стороны жен. Хотя наложницы могли добиться благосклонности султана, они никогда не могли прийти к политической власти или получить легитимность в королевской семье.

Открытка гарема, Ленерта и Лэндрока ( Public Domain )

Работа евнухов только половина уравнения. Евнухи составляли неотъемлемую вторую половину гарема. Евнухи считались ниже мужчин из-за увечий их гениталий. Таким образом, они не могли соблазниться женщинами гарема, и поэтому считалось, что они останутся верными султану и не будут представлять угрозы святости гарема.

Евнухи, как правило, были рабами или военнопленными, которых кастрировали до достижения половой зрелости и приговаривали к рабской жизни. Все евнухи были кастрированы по пути на невольничьи рынки их похитителями-христианами или евреями, потому что ислам запрещал практику кастрации, но не использование кастрированных рабов. Точно так же рабыни гарема должны были состоять в основном из белых христианских девушек, поскольку мусульманским женщинам запрещалось становиться наложницами.

  • Десять необычных древних традиций, которые сегодня не процветают
  • Хюррем Султан, жизнерадостная роза Сулеймана I и могущественная женщина Османской империи
  • Раскрытие личности первой женщины-правительницы Египта. Подсказка: это НЕ Хатшепсут
  • .

Страж гарема, Фрэнк Дювенек, около 1880 г. евнухи, или сандали , в то время как второй и третий ярусы, как правило, состояли из белых рабов и евнухов. Это различие напрямую связано с уровнем уродства мужских гениталий.

У чернокожих евнухов первого класса будут удалены и пенис, и яички, тогда как у белых рабов останутся яички и часть их пениса.

Черные евнухи из-за отсутствия у них частей должны были служить в гареме и охранять находящихся в нем женщин. Эти евнухи будут служить под началом Кизлар Аги , или «главного черного евнуха». И наоборот, белых евнухов держали подальше от женщин и назначали на должности в правительстве.

Вид на гарем с запада

В более поздней истории Османской империи гарем романтизировался христианским Западом. В 1861 году французская художница Генриетта Браун, сопровождавшая мужа в дипломатической поездке в Константинополь, произвела фурор, когда выставила в Париже одну из своих картин, на которой был изображен интерьер императорского гарема.

В отличие от наших современных представлений о гаремах, на этой картине была изображена довольно скучная сцена женщин в длинных одеждах и чадрах, болтающих под рядом богато украшенных арок, но на Западе это считалось первым очевидцем, увидевшим внутреннюю часть гарема. Из-за этой сенсации гарем считался туристической достопримечательностью, пока Османская империя не распалась в 19 г.20.

Верхнее изображение: Танец гарема, Джулио Розати. Источник: Public Domain

Вероника Паркес

Обновлено 7 января 2021 года. эм?, 2008. Доступно по адресу :
http://www.telegraph.co.uk/travel/artsandculture/2162780/Topkapi-Palace-in-Istanbul-What-really-went-on-in-the-harem.html

Зейнель Яман, Проливая свет о жизни в гареме во времена Османской империи, 2015 г. Доступно по адресу:
https://www.dailysabah.com/feature/2015/04/08/shedding-light-on-life-in-a-harem-through-ottoman-times

http://www.allaboutturkey.com/ harem.htm

Гарем в Османской империи

Речь перед всеобщей аудиенцией по случаю 700-летия османского государства

слово гарем относится к домам и семьям султанов: как местные жители, посещающие дворец Топкапы, так и иностранные туристы, которых часто преднамеренно дезинформировали о Турции, предполагают, что османские султаны жили во дворце в удовольствиях и разврате. Но это было не так, поскольку в нем находились официальные здания, в которых на протяжении более 300 лет размещалось центральное правительство Османской империи. То есть это был аналог и президентского дворца, и кабинета премьер-министра, и ключевых министерств, и штаба армии и так далее. Как подробно показано в книге вместе с документальными свидетельствами и фотографиями, дворец Топкапы состоял из трех основных помещений:

Первым был Внешний дворец (Бырун), который простирается от Имперских ворот до ворот Белых евнухов (Акагалар Капысы), где хранился штандарт Пророка (мир ему и благословение) (Санчак-и Шериф), и состоит из два обширных двора. Покои султана не находились в этой внешней зоне. В ранний период он включал в себя офис Великого визиря и Государственный совет (Dîvân-ı Hümâyun) и так далее.

Вторым был Внутренний дворец (Эндерун), в котором располагались главные офисы Османского государства, такие как Казначейство, Дворцовая школа, штаб армии, а в ранний период — султанский павильон и апартаменты.

Третий был «домом» султана. Османские султаны жили здесь со своими многочисленными семьями в квартирах, которые сегодня сочли бы пригодными только как квартиры для мелких чиновников. Поскольку мужчинам и другим каноническим незнакомцам было запрещено входить в эти покои, они назывались Гарем-и Хюмаюн, что означает «Императорский гарем». Как известно, места, куда вход был воспрещен, наши предки называли «гаремом». Так что же означает использование термина «гарем», означающего места, в которые могли входить только люди, которые не были канонически незнакомцами (намахрем), для мест, где султаны пировали и устраивали оргии, как некоторые писатели описали в соответствии со своими обычаями?

Теперь мы можем рассмотреть вопрос о личной жизни султанов и рабынь. Что означает термин рабыня (чарийе)? Из фактов, приведенных далее в книге, можно понять, что в исламском праве этот термин относится только к рабыням. Однако есть две категории карие:

Первые — это рабыни, хозяева которых могли получать только пользу от их повседневных трудов, и половые отношения с которыми были запрещены; их нельзя было использовать в качестве наложниц. Не было никакой разницы между ними и теми, кого сегодня называют домашней прислугой, уборщицей и даже постоянным персоналом. Рано утром они шли в дома своих хозяев; делать уборку, готовить еду или присматривать за маленькими детьми. Отношения их владельцев-мужчин с ними напоминали отношения любого трудового договора. Хотя они были всего лишь рабами, они не были законными для своих хозяев. В любом случае, большинство из них были женаты на таких же рабынях, как они сами. Только, как описано ниже, рабыни этой категории в гареме не могли выйти замуж, пока они не «удалялись» из дворца (чираг[). Человечество прошло различные этапы; была эпоха неволи, потом рабства, а теперь эпоха наемного труда. Если не считать имени и некоторых ограничений, между рабынями такого рода и современными служанками было очень мало различий.

Скорее всего, вы не ожидаете, что дочери и жены султана в султанском доме, известном как гарем, будут готовить себе еду и стирать свою одежду. Поскольку они не будут выполнять эти задачи, для их выполнения должны быть наняты слуги. Как и сегодняшние слуги, это будут женщины, а не мужчины и женщины одновременно. Так как свободные женщины не выполняли бы эту работу, ее выполняли бы женщины, бывшие в то время рабынями, то есть кариями. Женщины-рабыни в османском гареме, которых насчитывалось иногда пятьдесят, семьдесят или даже четыре-пятьсот, были женщинами-служанками такого рода. Как ни неправильно было бы в наши дни хозяину дома вступать в половую связь со служанкой или уборщицей, приходящей в дом, в такой же степени было бы неправильным для султанов вступать в половую связь с такими рабынями. . Сохранились списки числа рабынь, которые работали в прачечной гарема, на его кухнях и так далее. Известно, сколько женщин-служанок работает в настоящее время в резиденции президента Турции Чанкая; но так же хорошо известно, что президент не имеет с ними незаконных отношений; никто не может предложить такое.

Ко второй категории рабынь относились те, чьи владельцы и господа имели право как выполнять их прислугу, так и использовать их в качестве наложниц. Их статус был статусом жены. Им запрещалось вступать в половые отношения с кем-либо, кроме своих хозяев. Их хозяева были обязаны обращаться с ними как с женами. Если они рожали детей, они брали имя Уммуль-велед, то есть Мать такого-то и такого-то, и их нельзя было больше продавать кому-либо другому. Они будут номинально освобождены при рождении ребенка от свободного человека и получат свою фактическую свободу после смерти своих мужей. Они отличались от свободных женщин тем, что до тех пор, пока не был заключен брачный контракт, их число могло превышать четыре. С ними разрешалось заключать брачные контракты и придавать им статус жены. Однако ученые исламского права, в основном ханафитской школы, не рекомендовали этого в случае наличия свободных женщин.

Очень немногие рабыни Османского гарема относились к этой категории. Что еще более важно, вплоть до султана Мехмеда Завоевателя (848/1444-850/1446, 855/1451-886/1481) османские султаны женились на свободных женщинах. За исключением двух или трех браков, его преемники женились не на свободных женщинах, а на рабынях второй категории выше. Из них некоторые заключили брачный контракт. Следует отметить, что при этом они безоговорочно следовали правовым взглядам маликитской школы. То есть, начиная с Мехмеда Завоевателя, жены большинства османских султанов были рабынями второй категории.

Осман Гази (680/1281-?724/?1324) женился на двух свободных женщинах. До Мехмеда Завоевателя султаны вели семейную жизнь с двумя-пятью женщинами, некоторые из которых были рабынями. У тех, кто пришел после него, было два, три, четыре, пять и, как будет описано ниже, семь или восемь и самое большее восемнадцать. Они могут быть перечислены следующим образом:

Первая категория: Кадинефенди; султаны женились от одной до четырех представительниц этого ранга, иногда заключая брачный контракт, но в основном жили женами без заключения брака. Главную из них, то есть Первую Жену, звали Башкадинефенди. До конца 17 века их также называли Хасеки Султан. Это не означает, что у всех султанов было четыре кадинефенди. Например, Явуз Султан Селим (918/1512-926/1520) было два.

Вторая категория: Икбал; к концу Османской династии, несмотря на то, что у него было не более четырех «жен» — свободных или рабынь — из вышеуказанной категории, один или два, но далеко не все султаны содержали не более четырех наложниц из категории, называемой икбал. Первую из них звали Башикбал, которая, если с ней был заключен брачный контракт, становилась Пятой женой (Бешинчи Кадынефенди). Были второй, третий и четвертый икбалы соответственно.

Третья категория: Один или два султана содержали рабынь-наложниц, которые были кандидатами на повышение до звания икбал или кадынефенди. В лучшем случае их может быть восемь. Первые четыре из них назывались гёзде, а вторые четыре пейк. Один или, самое большее, два султана, у которых они остались, лучше видно из списка «Султаны и их жены» в пятой части.

Из того, что было написано до сих пор, можно сделать следующие выводы:

(1) За одним или двумя двумя исключениями, у османских султанов было минимум две и максимум четыре или пять жен одновременно. Но за периоды их жизни это число могло возрасти самое большее до двадцати.

(2) Султаны, взявшие в жены Пятую Кадынефенди, не превышали предусмотренного Исламом предела в четыре человека, ибо большинство этих «жен» были рабынями-наложницами, с которыми не заключался брачный договор. Ограничение на четыре жены относится к женщинам, с которыми заключается договор.

(3) Примечательно, что хотя на пике своего могущества османские султаны правили землями, простиравшимися более чем на двадцать четыре миллиона квадратных километров, они никогда не угрожали чужой чести, а избрали этот путь для удовлетворения своих потребностей, которые не было запрещено Кораном и находилось в пределах дозволенного. Перед лицом всей безнравственности настоящего времени было бы большой ошибкой считать постыдным то, что я описал выше.

(4) Грубые искажения того, что делали рабыни в покоях, известных как Гарем, купались обнаженными и принимали участие в оргиях, являются полной выдумкой. Если вы совершите экскурсию по покоям гарема, в частности, вы увидите на стенах спален султанов, комнат принцев и везде подходящих стихов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение), наставляющих в надлежащем поведении семейная жизнь. То есть гарем был центром обучения женщин, которые были партнершами султана.

(5) Никогда не случалось, чтобы султан похищал девушку. Напротив, многие дочери знатных семей выдавали себя за рабынь, хотя они были свободны, чтобы войти в Османский дворец и родить ребенка султана. Всех пришедших не принимали; они были проверены опытными и сведущими женщинами в психологическом отношении и на любые коррупционные наклонности, и были тщательно отобраны.

(6) Султаны брали в жены рабынь, а не свободных женщин, исключительно для того, чтобы предотвратить утечку секретов через его семью, поскольку султаны несли ответственность за управление землями, простиравшимися на двадцать четыре миллиона квадратных километров. Это также должно было запретить вмешательство в государственные дела отцов, невесток и других родственников жены. В двух случаях султаны брали в жены свободных женщин, что действительно приводило к таким трудностям, хотя отцом одного из них был шейхуль-ислам. Поэтому они сочли такую ​​практику неуместной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *